Егэ по истории год реальные кимы. Демонстрационные варианты ЕГЭ по истории (11 класс)

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2015 году единого государственного экзамена
по ИСТОРИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, базовый и профильный уровень.

Результаты единого государственного экзамена по истории признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по истории.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

Историко-культурный стандарт, являющийся частью Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Задания КИМ охватывают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

Ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создают возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение образования по данному профилю. Все указанное выше позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их исторической подготовки.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 40 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 34 задания с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
  • задания на определение последовательности расположения данных элементов;
  • задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;
  • задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.;

Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов; слова или словосочетания (также записывается без пробелов и разделительных символов).

Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

35-37 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

38-40 - задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 38 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 39 предполагает анализ исторических версий и оценок, аргументацию различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 40 связано с представлением результатов историко-познавательной деятельности в свободной форме. Задание 40 - альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать одного из четырёх предлагаемых деятелей различных эпох (один из исторических деятелей в списке изучается в курсе всеобщей истории) и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 40 оценивается по системе критериев.

ЕГЭ по истории, как и любой другой единый государственный экзамен, состоит из трёх частей – А, В и С. Часть А включает двадцать одно тестовое задание с вариантами выбора ответа. Выпускнику предлагается найти правильный ответ среди четырёх предложенных.

Вторая часть, или часть В, состоит из тринадцати заданий различных типов. Среди них встречаются задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных, задания на установление соответствий вариантов ответов, задания на восстановления правильной последовательности событий, явлений, фактов, а также задания, требующие выполнения ответа в краткой свободной форме.

Часть С является самой сложной и наиболее всего требующей подготовки. Она включает семь заданий с предполагаемым развёрнутым ответом.

Эпохи и темы, затрагиваемые в экзамене

ЕГЭ по истории чётко регламентирован, и за каждым заданием закреплена определённая тема или эпоха. Всё содержание экзамена укладывается в три периода истории России: с VII по XVII века, с XVIII по начало XX века и с 1914 по 2012 год. Первая часть, или часть А, предполагает расположение заданий в хронологической последовательности. Особенностью ЕГЭ 2015 года является то, что задания 3, 11 и 20 специально выделены для проверки знаний истории материальной и духовной культуры. А тестовые задания 14, 15 и 16 проверяют компетенцию в истории периода Великой Отечественной Войны.

Задания с выбором множественного ответа В2 и В3 также нацелены на проверку освоенного материала в области материальной и духовной культуры. Ко всему прочему, задания части В проверяют умение выстраивать предложенные события в правильной хронологической последовательности, определять термин по данному определению и находить соответствия между предложенной исторической информацией.

Задания В8 – В11 выполняются по предложенной составителями карте. Работа с исторической картой часто вызывает затруднения у школьников, так как требует не только исторических, но и географических знаний, поэтому к подобным заданиям стоит готовиться отдельно.

В заданиях В12 – В13 необходимо проанализировать иллюстрацию и отметить спрашиваемую о ней информацию. Эти два задания составлены по одной эпохе и чаще всего связаны друг с другом.

Задания части С особенно трудны для выпускников, так как они требуют, с одной стороны, ответа в свободной форме, а, с другой стороны, чёткого следования рекомендациям. Предложенные задания проверяют способность анализировать исторические источники, приводить аргументированные доводы в пользу собственной точки зрения, а также представлять свои знания в организованной письменной форме. С подробными критериями оценивания каждого задания можно ознакомиться в демонстрационном варианте экзамена.

Как проходит экзамен?

ЕГЭ по истории организован по тому же принципу, что и все остальные выпускные экзамены. В назначенный день ученик приходит на место проведения экзамена и узнаёт аудиторию, в которой он должен будет выполнять задания.

Экзамен начинается в строго определённое время. Каждый выпускник получает собственный запечатанный пакет с контрольно-измерительными материалами. Все ответы на задания переносятся в специальный бланк – особенно важно, что ответы должны быть вписаны только чёрной ручкой, в противном случае работа будет проверена некорректно.

Инструкция по правильному написанию ответов в специальных полях бланка прилагается к каждому варианту заданий.

На экзамене по истории ученик не имеет права пользоваться какими-либо посторонними справочными средствами – соблюдение этого правила всегда строго проверяется организаторами экзамена.

Выполнить задания необходимо успеть в течение трёх с половиной часов, по истечении этого времени организаторы собирают заполненные бланки, запечатывают их и отправляют на проверку.

Как готовиться к экзамену?

Очевидно, что экзамен по истории можно сдать на хороший балл только в случае хорошей подготовки. В первую очередь, необходимо изучить как можно больший объём информации – читать книги по истории, школьные учебники, смотреть разнообразные исторические фильмы и передачи. Всё услышанное, увиденное и прочитанное откладывается в памяти, а в нужный момент обязательно вспоминается и помогает выбрать правильный ответ. Без соблюдения этого пункта любая подготовка будет неудачной.

Так как ЕГЭ по истории имеет чётко установленную форму, критерии проверки всех заданий известны заранее, и даже формулировки заданий уже составлены, необходимо как можно тщательней изучить демонстрационный вариант экзамена и всевозможные тесты, составленные для подготовки учеников. Зная наверняка, что ожидать от заданий, справиться с экзаменом будет намного легче.

И, конечно, стоит решать как можно больше подготовительных тестов, чтобы привыкнуть к формату вопросов. Очень важно попробовать несколько раз полностью от начала до конца написать какой-нибудь вариант экзамена, чтобы знать, как рассчитывать своё время и силы в день сдачи.

От новых основополагающих документов Единого Государственного Экзамена по всем предметам, особенно от демоверсий, ожидали серьезных изменений по сравнению с ЕГЭ 2014. Давайте проанализируем, какая структура ЕГЭ по истории 2015 года предложена нам ФИПИ?

Структура экзамена не изменилась!

Действительно, ходившие весь 2014 год слухи о планах Рособрнадзора и ФИПИ вывести из оборота тестовую часть ЕГЭ по всем предметам, не подтвердились. Более того, в демоверсии ЕГЭ 2015 по истории полностью сохранилось и количество и структура заданий. В отличие, например, от экзамена по основному смежному экзамену — обществознанию. Давайте посмотрим на демоверсию.

Часть из заданий опубликованной демоверсии 2015 повторилась по сравнению с демоверсией ЕГЭ 2014 и была уже нами там разобрана. Полностью повторилось задание 16. Оно не только проверяет знания о войне, но и по культуре страны.

Не забываем выделять, работая в тексте, его основные маркеры, и записываем верный ответ, как теперь требует ФИПИ.

Посмотрим на другие задания по Великой Отечественной войне, встретившиеся в демоверсии 2015. Чуть изменились формулировки ответов задания 14.

Ответ при этом остается тем же — Сталинградская битва закончилась пленением группировки 6-й пехотной армии фельдмаршала Фридриха Паулюса.

Задание 15 проверяет знание героических подвигов советских воинов в войне 1941-1945 гг. Перед нами перечень летчиков, это осложняет задание. От выпускника требуется твердые знания, только они помогут найти ответ на данный вопрос. Запоминайте, что первый таран в воздушном небе над Москвой в годы Великой Отечественной войны произвел Виктор Талалихин. В том же 1941 году, совершив 60 боевых вылетов и будучи удостоен Золотой Звезды , он погиб.

Герой СССР лейтенант Виктор Талалихин, 1941 год.

При ином раскладе Вы рискуете просто сыграть в «угадайку». Итак, Гастелло — совершил первый «огненный таран» в начале войны; Кожедуб — советский ас, сбивший более 60 самолетов противника и ставший после войны маршалом авиации и командующим ВВС СССР; Маресьев — прототип героя книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», летчик, потерявший ноги в воздушном бою и вернувшийся в строй на протезах. Все — Герои СССР, Кожедуб трижды (вместе с другим советским асом Покрышкиным).

И еще одно немного изменившееся в формулировках задание 18.

Логично, что победив в ВОВ, СССР расширил свое влияние в мире, став сверхдержавой — победительницей фашизма. Ну и, надеюсь, Вы знакомы с основными вехами истории освоения космоса. Вторым космонавтом был Герман Титов. Кстати, родной дядя моей учительницы истории в школе, во многом благодаря которой я выбрал профессию историка — Натальи Юрьевны Мишаревой. Сейчас она директор одного из лучших учреждений дополнительного образования в стране — «Малой академии» Краснодара , где я также работаю.

Также в части 1 истории Великой Отечественной войны посвящено самое сложное задание, оцениваемое при верном выполнении сразу в три первичных балла — таблица задания 27. С его разбором Вы также можете ознакомиться , и напомню, как с ним работать графически:

Обязательно вписываем верные ответы в таблицу, и только потом переходим к заполнению ответов и проверке.

Тестовая часть А разобрана в нашей группе

Пособие содержит 20 вариантов типовых тестовых заданий по истории, а также 120 дополнительных заданий части 2. Все задания составлены с учетом особенностей и требований Единого государственного экзамена в 2015 году.
Назначение пособия - предоставить читателям информацию о структуре и содержании КИМ по истории, степени трудности заданий и большое количество самых разных видов заданий для выработки устойчивых навыков их выполнения.
Авторы заданий - ведущие специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ и методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов.
В сборнике также даны:
ответы на все варианты тестов и заданий части 2;
подробный разбор выполнения заданий типового варианта;
образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов.
Пособие адресовано учителям для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по-истории, а также учащимся-старшеклассникам и абитуриентам для самоподготовки и самоконтроля.

Примеры заданий

7. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каких событиях идёт речь.
«Сестра моя, оставшаяся с мужем в Москве, приехала к нам и привезла известие, что все власти из Москвы уже выбрались. .После сражения наши войска также оставили город. За ними ушли и почти все жители. Тогда решён был наш отъезд из подмосковной, и мы на- правились в Коломну. В Коломне мы не могли оставаться как потому, что негде было жить, так и потому, что французские мародёры показы- вались также между Бронницами и Коломною. По получении известий о московских пожарах отец мой решился ехать в Тамбов».
1) восстание Е. Пугачёва
2) Отечественная война 1812 г.
3) Северная война
4) события Смутного времени

Освободившиеся в 1861 г. от крепостной зависимости крестьяне стали называться
1) посессионные 3) вольноотпущенные
2) временнообязанные 4) однодворцы

9. Чем являлись отработки в пореформенной деревне?
1) повинностью, которую продолжали выполнять крестьяне в пользу помещика до перехода на выкуп
2) обработкой части надельной земли в пользу, государства с це-I лью возвращения долга по выкупным платежам
3) обработкой своими орудиями труда помещичьей земли в качестве платы за аренду земли
4) работой крестьян на соседей-кулаков за деньги

СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы.
Бланки ответов.
ВАРИАНТ 1
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 2
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 3
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 4
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 5
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 6
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 7
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 8
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 9
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 10
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 11
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 12
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 13
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 14
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 15
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 16
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 17
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 18
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 19
Часть 1.
Часть 2.
ВАРИАНТ 20
Часть 1.
Часть 2.
ОТВЕТЫ
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Вариант 6.
Вариант 7.
Вариант 8.
Вариант 9.
Вариант 10.
Вариант 11.
Вариант 12.
Вариант 13.
Вариант 14.
Вариант 15.
Вариант 16.
Вариант 17.
Вариант 18.
Вариант 19.
Вариант 20.
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2
Задания на анализ источника.
Задания-задачи.
Задания на аргументацию разных точек зрения, существующих
в исторической науке.
Задания на подведение результатов историко-познавательной деятельности в свободной форме.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2015, история, 20 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2, Курукин И.В., Лушпай В.П., Тараторкин Ф.Г., Гевуркова Е.А., Соловьёв Я.В., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • История России, Эксперт в ЕГЭ, Курукин И.В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г., Гевуркова Е.А., 2015
  • ЕГЭ 2015, История, Типовые тестовые задания, Курукин И.В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г.
  • ЕГЭ 2015, история, типовые тестовые задания, Курукин И.В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г., 2015
  • ЕГЭ 2019, История, 32 варианта, Типовые тестовые задания, Курукин И.В., Лушпай В.Б., Тараторкин Ф.Г.

Следующие учебники и книги.