БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей :
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
^
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
^ ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.
^ Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
^ НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения 1 . Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов . Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
^ ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финан-совых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.
^ РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.
^ РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.
^
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ
ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.
^
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Фото из презентации «Стандарты по географии» к уроку географии на тему «УМК по географии» Скачать презентацию
Стандарты по географии
содержание презентации «Стандарты по географии»Сл | Текст | Эф | Сл | Текст | Эф |
1 | О преподавании учебного предмета «география» в | 0 | 20 | временная парадигма Географическая среда. Социально- | 0 |
условиях введения федерального компонента | экономические факторы. Природные факторы. | ||||
государственного стандарта общего образования. | 21 | Географическое пространство- объект географии. | 0 | ||
2 | Федеральный компонент устанавливает: Максимальный | 0 | Географическое. Социальное. Природное. Экономическое. | ||
объем учебной нагрузки. Нормативы учебного времени. | 22 | Уровни геосистем. Глобальный. Региональный. | 0 | ||
Локальный. | |||||
образовательных программ. Требования к уровню | 23 | Такой подход позволяет. Наиболее полно представить | 0 | ||
подготовки выпускников. | проблему «окружающая среда - общество - человек» и | ||||
3 | ФБУП для образовательных учреждений Российской | 0 | рассмотреть ее на примере разных территорий и акваторий | ||
Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения | Земли. В основу обязательного минимума содержания | ||||
учебного предмета «География» на этапе основного общего | учебного предмета на общеобразовательном уровне | ||||
образования. Место учебного предмета «География» в | положено изучение географической среды для жизни и | ||||
Федеральном базисном учебном плане. | деятельности человека и общества. | ||||
4 | В том числе: В VII, VIII и IX классах - по 70 | 0 | 24 | Обращаем Ваше внимание! Разделы «Источники | 0 |
часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. В VI | географической информации» и «Природопользование и | ||||
классе – 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в | геоэкология» - универсальны. В примерных программах по | ||||
неделю. | географии показаны возможности их изучения в каждом | ||||
5 | 35 часов учебного предмета «География» в VI классе | 0 | курсе географии. | ||
перенесены в региональный компонент для организации | 25 | VI класс основной идеей этого курса становится: | 0 | ||
изучения обучающимися содержания образования | Изучение взаимосвязей компонентов природы, формирующих | ||||
краеведческой направленности. В Федеральном базисном | окружающую среду, изучение деятельности человека, | ||||
учебном плане для образовательных учреждений Российской | изменяющей окружающую среду, | ||||
Федерации. | 26 | В VII классе. Раскрывается географическая специфика | 0 | ||
6 | Эти часы рекомендуется использовать. Выполнения | 0 | каждого материка на основе типовой характеристики. | ||
практических работ на местности. Для проведения | Выделение и изучение природно-хозяйственных регионов | ||||
практических работ по темам курса географии с | каждого материка позволяет более полно реализовать | ||||
использованием краеведческого материала. | комплексный подход к изучению территории. | ||||
7 | На этапе среднего полного общего образования на | 0 | 27 | Комплексная географическая характеристика: | 0 |
базовом уровне. Отведено 70 учебных часов на изучение | Географическое положение; особенности природных условий | ||||
географии за два года обучения - в 10 и 11 классах. | и ресурсов; характеристика населения и основных видов | ||||
8 | На изучение географии на профильном уровне. | 0 | его хозяйственной деятельности; особенности | ||
Федеральный базисный учебный план отводит 210 учебных | материальной и духовной культуры народа. | ||||
часов за два года обучения, т. Е. В 10 и 11 классах. | 28 | Курс «География России» в 8-9 классе. Главная его | 0 | ||
9 | Профиль или комбинация базовых, профильных и | 0 | задача - формирование целостного представления об | ||
элективных курсов. Профильное обучение. Базовый курс 70 | особенностях природы, населения и хозяйства нашей | ||||
часов - 2 часа в неделю в 10 классе или 1 час в неделю | Родины, на основе комплексного подхода и показа | ||||
10 и11 классах. Профильный курс 210 часов – 3 часа в | взаимодействия трех основных компонентов: природы, | ||||
неделю в 10 и 11 классах. Элективные курсы? в 10 и 11 | населения и хозяйства. | ||||
классах. | 29 | 0 | |||
10 | Федеральный компонент образовательного стандарта по | 0 | полного общего образования на базовом уровне. | ||
географии содержит. Среднего (полного) общего | содержание географического образования построено, также | ||||
образования на базовом уровне. Среднего (полного) | как и в основной школе, на комплексной, интегральной | ||||
общего образования на профильном уровне. Стандарт для | основе, синтезируя два основных блока - физическую | ||||
основного общего образования. | географию, а также экономическую и социальную. В основе | ||||
11 | Цели учитывают: Необходимость всестороннего | 0 | среднего полного общего образования по географии на | ||
развития личности обучающегося, освоения знаний, | базовом уровне лежит курс географии мира. | ||||
овладения необходимыми умениями, развития | 30 | Цель курса: Формирование общей культуры школьников | 0 | ||
познавательных интересов и творческих способностей, | и в большей степени связана с мировоззренческими, | ||||
воспитание черт личности, ценных для каждого | воспитательными задачами предмета. | ||||
индивидуума и общества в целом. | 31 | Новизна подходов в стандарте. состоит, в первую | 0 | ||
12 | Структура целей представлена на пяти уровнях. | 0 | очередь, в расширении российской тематики. С этой целью | ||
освоение знаний; овладение умениями; развитие, | в базовый курс вводится раздел «Россия в современном | ||||
воспитание; практическое применение географических | мире». Кроме того, учебный географический материал о | ||||
знаний и умений. Все цели являются равнозначными. | России рекомендуется включать в содержание других | ||||
13 | Учитель должен уметь. Определять логику и | 0 | разделов курса. | ||
последовательность конкретных целей через результаты | 32 | Новизна подходов в стандарте. Введение в базовый | 0 | ||
обучения, выраженные в действиях учащихся для каждого | курс специального раздела «Современные методы | ||||
этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей работы. | географических исследований и источники географической | ||||
14 | Обязательный минимум содержания основных | 0 | информации», который призван обобщить картографические, | ||
образовательных программ по географии. Обобщенное | статистические, геоинформационные и другие умения и | ||||
содержание географического образования представлен в | навыки учащихся, довести их до уровня практического | ||||
форме набора предметных тем, объединенных в крупные | применения. | ||||
блоки содержания. | 33 | Географическое образование на этапе среднего | 0 | ||
15 | Обязательный минимум по географии. Не устанавливает | 0 | полного общего образования на профильном уровне. | ||
последовательность изучения предметных тем и блоков | изучение основных отраслей географической науки и | ||||
содержания в рамках ступеней общего образования не | геологию как самостоятельных блоков содержания, а | ||||
определяет нормативы учебного времени, отводимые на | именно: «География как наука»; «Введение в общую | ||||
изучение данной предметной темы в рамках учебной | географию»; «Введение в физическую географию»; | ||||
программы. | «Введение в геологию»; «Введение в экономическую и | ||||
16 | В обязательном минимуме по географии. Прямым | 0 | социальную географию»; «Природопользование и | ||
шрифтом выделено содержание, изучение которого является | геоэкология». | ||||
объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации | 34 | География может изучаться. Как в естественнонаучных | 0 | ||
выпускников. Курсивом выделено то географическое | профилях Так и в обществоведческих профилях. | ||||
содержание, которое подлежит изучению, но не является | 35 | На профильном уровне учащиеся должны. Изучить все | 0 | ||
объектом контроля и не включается в требования к уровню | разделы стандарта. Учебное время, отведенное на | ||||
подготовки выпускников по географии. | отдельные блоки содержания в примерной программе на | ||||
17 | Требования задаются в деятельностной форме. и | 0 | профильном уровне, указано по минимально возможному его | ||
определяют, что в результате изучения географии | пределу (не менее). Запланирован значительный объем | ||||
учащиеся должны: знать, уметь, использовать в | резервного времени в 30 часов, что предусматривает | ||||
практической деятельности и повседневной жизни Они | возможность его перераспределения между отдельными | ||||
служат основой разработки контрольных измерительных | блоками содержания для более глубокого их изучения в | ||||
материалов по географии для государственной аттестации | соответствующих профилях. | ||||
выпускников образовательных учреждений. | 36 | Региональный компонент географического образования. | 0 | ||
18 | Концептуальные основы образовательного стандарта по | 0 | Изучение географии своего края, области, района, | ||
географии. От раздельного обучения физической и | региона. Цель - наиболее полно раскрыть воспитательный | ||||
социально-экономической географии к интегрированному | и развивающий потенциал предмета - любовь к своей | ||||
курсу. Реализация новой концепции содержания | местности. | ||||
географического образования заключается в переходе. | 37 | Практическая часть федерального компонента | 0 | ||
19 | Новизна стандарта. Комплексного географического | 0 | стандарта. Формирует способность и готовность учащихся | ||
подхода и синтезирует общеземлеведческое и | к использованию географических знаний и умений в | ||||
страноведческое содержание географии. Обязательный | повседневной жизни, сохранению окружающей среды и | ||||
минимум содержания по географии построен на основе. | социально-ответственному поведению в ней; адаптации к | ||||
20 | Современная модель и базовое содержание | 0 | условиям проживания на определенной территории; | ||
общеземлеведческих знаний. Солярно- планетарные | самостоятельному оцениванию уровня безопасности | ||||
факторы. Географическая оболочка Пространственно- | окружающей среды как сферы жизнедеятельности. | ||||
37 | «Стандарты по географии» | Стандарты по географии | 0 |
Http://сайт/fotografii/geografija/Standarty-po-geografii/Standarty-po-geografii.html
Cсылка на страницу