Как объяснить наличие бесов в человеке. Одержимость - реальные случаи одержимости людей бесами


Традиционно под одержимостью подразумевают вселение в человека демона или беса, который начинает управлять его жизнью, толкая свою жертву на стезю зла. И хотя сегодня мало кто верит в христианские истории об одержимости бесами, само это явление продолжает будоражить умы многих исследователей, решивших заняться изучением данного вопроса.

Прежде всего, следует отделить сам феномен одержимости бесами и демонами от его религиозного толкования. О бесноватых написаны сотни, если не тысячи книг и с каждым годом их число неуклонно возрастает. Вкратце христианское объяснение одержимости выглядит следующим образом: бес или демон подчиняет волю человека, чтобы сбить его с «истинного пути».

Под влиянием слуг дьявола человек меняется до неузнаваемости: он делается агрессивным, у него случаются судороги или эпилептические припадки, к нему приходят навязчивые мысли об убийстве или самоубийстве, он теряет чувство стыда, галлюцинирует и разговаривает от лица тех, кем одержим, в том числе на неизвестных науке языках.

Другие признаки одержимости бесами выражаются в иррациональной ненависти к христианской символике и служителям культа, однако в данном случае речь идет Скорее о психических расстройствах, нежели о вмешательстве извне. В подтверждение этого достаточно обратиться к описаниям одержимости в исламе, где по вполне понятным причинам сильная нелюбовь к христианам не является неоспоримым свидетельством воздействия на человека злых духов.

Ислам относит к признакам беснования неадекватное аморальное поведение, галлюцинации, частые потери сознания и психические отклонения. Правда, в отличие от христианства, мусульмане возлагают ответственность за все эти симптомы на джиннов или шайтанов.

И в том, и в другом случае общими свойствами одержимости следует считать: повышенный уровень агрессии, странные видения и частые приступы, сопровождающиеся помутнением рассудка. Схожие симптомы можно обнаружить в религии Вуду, где ПОМИМО всего прочего речь также идет и о похищении души. Религиозные системы лишь по-разному истолковывают данный феномен, погребая его под ворохом домыслов, построенных на догматах каждого конкретного культа.

Культы могут быть разными, однако описанные их приверженцами случаи внедрения в энергетическое поле человека враждебных ему сущностей остается неизменным. Бесноватый не только страдает сам, но и причиняет боль окружающим, лишая их покоя и жизненных сил - здесь находится ключ к решению загадки одержимости бесами.

Все религии сходятся во мнении, что бесы или джинны оказывают губительное влияние на людей, однако затрудняются объяснить, каким образом нематериальная сущность разрушает физическое тело своей жертвы. Вселившийся в человека дух не поглощает пищу или кровь и не поедает тело изнутри, тогда чем он питается для поддержания собственного существования?

Единственный ответ, который приходит на ум, - это энергия. Бесноватый ведет себя враждебно по отношению к окружающим не из-за того, что овладевшая им сущность воплощает в себе зло, а потому, что таков механизм ее кормления. Строго говоря, называть ее духом, бесом или шайтаном не совсем правильно, поскольку наиболее точным определением для существ подобного рода является термин «энергетический вампир».

Сталкиваясь с этими опасными существами, древние люди пытались объяснить их природу в соответствии со своими религиозными доктринами и принимали их за демонов, шайтанов или призраков. Жрецы и священники пытались бороться с ними при помощи заклинаний и ритуалов, однако история инквизиции показывает, что наиболее быстрым и эффективным способом изгнания «беса» остается лишь физическое уничтожение его носителя. А. поскольку энергетические вампиры хорошо осведомлены обо всех человеческих заблуждениях, они охотно подыгрывают людям с единственной целью - заполучить как можно больше энергии, вырабатываемой физическими и моральными страданиями.

Жертвы инквизиции не всегда оговаривали себя, признаваясь в сношениях с дьяволом, под воздействием пыток. Зачастую вселившийся в них энергетический вампир действительно принимал облик демона или Сатаны в создаваемых им галлюцинациях, которые принимались бесноватыми за подлинную реальность.

Чем сильнее были пытки, тем больше страдала жертва, а другого энергетическому вампиру и не нужно. Сгорая заживо на костре, человек выделял колоссальное количество энергии. Вампиру оставалось лишь взять ее и покинуть тело своего носителя перед самым наступлением смерти.

Однако со временем зрители привыкли к публичным казням и перестали испытывать страх за собственную жизнь, помогавший выжить энергетическим вампирам из низших каст. Им пришлось искать другие способы кормления, и публичные сожжения еретиков постепенно сделались достоянием истории. Вера в демонов и бесов начала неуклонно ослабевать, и в данный момент практически полностью исчезла в цивилизованных странах, где отныне воцарился культ виртуального насилия и неодолимого страха перед будущим, сулящим то кризисы и разорение, то очередной «Конец Света».

В первые десятилетия существования советской России массовые репрессии священнослужителей подарили энергетическим вампирам немало пищи, замкнув круг истории. Впрочем, с точки зрения хищника человеческая личность вторична по отношению к тому объему энергии, который можно от нее получить. Палачи и жертвы меняются местами от эпохи к эпохе, но для энергетического вампира это всего лишь перемена блюд на обеденном столе и только.

Инкубы и суккубы

Сексуальная энергия - это мощный источник пропитания для энергетических вампиров, которые издревле приходили к людям под видом инкубов и суккубов для того, чтобы вступить с ними в половую связь. Инкубами называются распутные демоны, ищущие сексуальных контактов с женщинами. В противоположность им суккубы соблазняют мужчин в образе соблазнительных женщин.

История сохранила множество описаний соития людей и демонов, однако природа инкубов и суккубов долгое время оставалась загадкой для исследователей. Традиционные представления о грехе и морали, а также стремление многих демонологов подменять реальность собственными измышлениями и спекуляциями, мешали им посмотреть на проблему с точки зрения физических процессов перетекания энергии от одного существа к другому.

Описания инкубов пестрят безобразными деталями и подробностями. Им, как и большинству демонов, приписывают козлиные черты, роднящие их с сатирами. Иногда они выглядят как собаки, кошки, олени и прочие животные, при этом их звериный облик ничуть не мешает плотскому контакту с человеком.

Ввиду того, что демоны считались бесплотными существами, долгое время демонологии пытались выяснить, каким образом они сходятся с женщинами. Одни предполагали, что демоны просто вселялись в других людей или создавали себе тела из подручных материалов. Другие считали, что демоны используют для своих целей трупы.

Обе эти версии следует полагать излишне надуманными, если принять во внимание способность энергетических вампиров внушать своим жертвам любые видения, порождая у них яркие реалистичные галлюцинации.
Суккубы посещают мужчин в образе прекрасных демонесс, дьявольскую сущность которых иногда выдают когтистые ступни или перепончатые крылья.

В эпоху раннего Средневековья их считали демонами сна, которые вызывали у «добрых христиан» похотливые мысли и видения. Изначально в их действиях не было сексуального мотива. В мифологии многих народов присутствует невидимое существо, приходящее к людям ночью и садящееся им на грудь, вызывая удушье и обездвиживание. Застигнутый во время сна человек испытывал ужас, щедро делясь жизненной силой с посетившим его энергетическим вампиром. Позднее выяснилось, что при оргазме человеческое тело выделяет гораздо больше энергии, и вампиры просто сменили тактику, умело сыграв на религиозных воззрениях того времени.

О том, что демоны лишь создают иллюзию сексуальных отношений, писал парижский епископ Гильом Овернский (ок. 1180 - 1249). По целому ряду причин его идеи не получили дальнейшего развития, ведь Инквизиции требовалось нечто посущественней, чем фантазии неграмотных крестьян, склонных к самовнушению и галлюцинациям, порожденным отравлением спорыньей. Как и в случае с призраками, появление которых сопровождается понижением температуры, в описаниях инкубов присутствуют схожие подробности. «О специфичном холоде, исходящем от демонов, говорили многие ведьмы всех стран Европы и во все века, когда они подвергались преследованиям...

Изабель Гуди и Джанет Брейдхейд из ковена в Олдерке в 1662 году признались, что дьявол «темный человек, очень холодный; этот холод напоминал воду из весеннего колодца»« (Саммерс А. «История колдовства»). «Жанна д Абади призналась де Ланкру [демонологу], что семя дьявола было необычайно холодным, так что она не могла забеременеть от него» (Роббинс Р. «Энциклопедия колдовства и демонологии»). «В тех случаях, когда Дьявол являлся в человеческом облике, он зачастую бывал «темнокож» или «смугл», как и положено Князю Тьмы. Говорили, что от него веяло ледяным холодом...» (Кавендиш Р. «Черная магия»).

Ощущение холода возникает у человека, когда он теряет энергию, например, зимой на улице или при контакте с энергетическим вампиром, В свою очередь обильная потеря жизненных сил может привести к болезни и даже смерти, о чем писали средневековые демонологи. После полового акта с «демоном» человек чувствует себя «расстроенным и ослабленным». Мужчина, которого суккуб посещал на протяжении месяца, вскоре умер. По словам английского монаха Томаса Вальсингама одна девушка умерла спустя три дня после сношения с «Дьяволом».

Известны и другие случаи, когда сексуальные отношения с «демонами» продолжались на протяжении нескольких десятилетий. «Так, священник-ведьмак Бенуа Берн, сожженный в возрасте восьмидесяти лет, признался, что жил с демоном по имени Гермиона сорок лет; при этом демон оставался невидимым для окружающих...

В легендах об инкубате... человек часто ведет с суккубом (инкубом) долгую и вполне счастливую жизнь и имеет благополучное потомство, однако в конце концов суккуб (инкуб) все же исчезает после нарушения своим смертным партнером некого запрета» (Махов А. «Сад демонов»). А в неоплатонизме половая связь с «демоном» считалась и вовсе почетной: «В результате связи с инкубом природа человека не только не деградирует, но, напротив, облагораживается» (Синистрари Л. «О демониакальности и инкубах и суккубах»).

Считалось, что женщина может родить от инкуба ребенка, который будет либо великим гением, либо страшным злодеем. В демонические отпрыски записывали любую неординарную личность вроде Аттилы или волшебника Мерлина. Реальных оснований у подобных историй нет, поскольку энергетические вампиры не имеют ДНК и семени для его передачи женщине. Корни этих баек следует искать не в фактах сексуальных отношений между людьми и «демонами», а в психологии завистливых обывателей, склонных видеть мистику и потустороннее вмешательство там, где результат был достигнут с помощью терпения и упорного труда.

Искушения Святого Антония

Святой Антоний был весьма интересной личностью с точки зрения исследователей проблемы одержимостью бесами и демонами. Он родился около 251-го года в Египте, в возрасте восемнадцати лет раздал все свое имущество бедным и ушел жить в пустыню, где на протяжении всей своей долгой жизни подвергался искушениям со стороны дьявольских сил. Умер в возрасте 105 лет, что свидетельствует об огромном запасе жизненной энергии и объясняет причины, по которым энергетические вампиры не оставляли его в покое до самой смерти.

Будучи аскетом, Святой Антоний успешно противостоял попыткам энергетических вампиров внедриться в его биополе, однако враги нашли весьма эффективный способ кормиться за его счет. Вначале вампиры приходили к нему под видом соблазнительных женщин, стараясь пробудить в нем сексуальную энергию. Когда эта стратегия потерпела неудачу, они стали принимать облик отвратительных демонов и терзать его плоть, причиняя невыносимые страдания.

С точки зрения стороннего наблюдателя все это выглядело как галлюцинации выжившего из ума старика, однако по дошедшей до нас информации Святой Антоний отнюдь не был безумцем, Он сохранял ясность ума и рассудка до самого преклонного возраста, чем не могут похвастаться многие наши современники.

Энергетические вампиры воспользовались жгучим чувством вины за собственную греховность, присущим большинству великих аскетов и подвижников, в качестве отмычки к сокровищнице жизненной силы Святого Антония. Борясь с «дьявольскими искушениями» он был вынужден усмирять плоть и много трудиться, что причиняло ему множество физических страданий, которые он воспринимал как награду за свое подвижничество.

Святой Антоний жил вдалеке от людей, в гробнице. Ел всего один раз в сутки, причем питался в основном хлебом и солью. По ночам молился, оставляя на сон лишь несколько часов, «Тогда враг... приходит к нему в одну ночь со множеством демонов и наносит ему столько ударов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле; и, как сам Антоний уверял, весьма жестоки были его страдания, и удары, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, причинить такой боли...» (Житие преподобного отца нашего Антония).

Другой отрывок из «Жития» свидетельствует о том, что Антоний прекрасно осознавал нематериальность своих мучителей: «Все место мгновенно наполнилось призраками львов, медведей, леопардов, волов, змей, аспидов, скорпионов, волков. Каждый из этих призраков действует соответственно наружному своему виду. Лев, готовясь напасть, рыкает; вол хочет, по-видимому, бодать; змея не перестает извиваться: волк напрягает силы броситься. И все эти привидения производят страшный шум, обнаруживают лютую ярость.

Антоний, поражаемый и уязвляемый ими, чувствует ужасную телесную боль, но тем паче, бодрствуя душою, лежит без трепета, и, хотя стонет от телесной боли, однако же, трезвясь умом и как бы посмеиваясь, говорит: «Ежели есть у вас сколько-нибудь силы, то достаточно было придти и одному из вас... Если можете и имеете надо мною власть, то не медлите и нападайте. А если не можете, то для чего мятетесь напрасно?»

Здесь бесы и демоны, терзавшие тридцатипятилетнего Антония, несколько раз именуются призраками, хотя автор «Жития» даже не пытается объяснить, каким образом эти нематериальные сущности могли причинять Антонию столь серьезные физические страдания. Ответ достаточно прост: призраками и привидениями в древности, да и сейчас именуют энергетических вампиров, которые ненадолго приобретают зримую форму. Именно они под видом демонов и бесов пожирали энергетику Святого Антония на протяжении восьмидесяти пяти лет его отшельничества.

И хотя Святой Антоний не оставил рисунков или иных изображений увиденных им демонов, история его искушений составила неисчерпаемую тему для художников, начиная с эпохи Возрождения и до наших дней. Однако наибольший интерес в данном отношении представляет творческое наследие Иеронима Босха, в особенности его прославленный триптих «Искушение святого Антония».

Магическая притягательность картин Босха ставила в тупик многих искусствоведов, особенно если учесть, что схожие образы можно обнаружить на полотнах других живописцев той эпохи, например у Яна Мандейна, Питера Брейгеля Старшего или Велленса Де Кока. Возможно, Босх не придумывал своих монстров, а изображал увиденных им реальных существ.

В таком случае живопись Босха является наиболее подробным и точным отражением мира энергетических вампиров, внушающих людям омерзительные галлюцинации в обмен на чистую энергию страха и страданий. Трудно сказать что-то определенное, поскольку сам Босх предпочитал не распространяться об источнике своего вдохновения. Триптих «Искушение святого Антония» переполнен чудовищными персонажами настолько, что разглядывать его можно часами, изумляясь тем безднам, в которые отважно заглянул живописец.

В числе других примечательных полотен следует назвать картину Питера Хьюса «Искушение Святого Антония» (1547 г.), как бы разделенную на две части. Слева мы видим множество демонов и бесов, представших перед Антонием нескончаемой вереницей, а справа - одинокую свечу в развалинах, которую святой символически оберегает от нашествия дьявольских сил.

Если под свечой подразумевать источник света и энергии, то конечная цель сатанинского воинства становится очевидной: они пришли не за Антонием, а за его жизненной силой, необходимой им для существования. Православие развило тему истязаний «бесами» и «демонами» в учении о посмертных мытарствах души.

"Интересная газета. Мир непознанного" №10 2013


В славянской мифологии бесы - зловредные духи, строящие роду человеческому всяческие козни. Часто их отождествляли с чертом, наделяли жуткой внешностью - хвост, рога, копыта... Христианская религия стала определять бесов как падших ангелов, которые в свое время примкнули к взбунтовавшемуся против Господа ангелу Деннице (Дьяволу). И, возненавидев Творца, эту ненависть они перенесли и на все его творения, вселялись в людей и животных, заставляя творить непотребства, грешить.

Современная эзотерика и даже традиционная наука признают существование некой темной энергии, которая, образуя сгустки, создает астральные сущности. Они-то и есть бесы. Внедряясь в тонкое тело человека (иными словами - в душу), они начинают свою разрушительную деятельность, подключаются к мозгу, нервной системе, органам чувств, речи. Сформировать такой сгусток и отправить его адресно кому угодно могут черные маги. Подцепить его можно и в толчее большого города - ведь мы сталкиваемся с таким количеством негатива!

Иногда породить беса мы можем сами, ведь любая мысль - материальна. И негативные мысли, особенно повторяющиеся, оставляют след примерно в одном и том же месте ментального тела - там и образуется инграмма, тот самый черный сгусток.

Чаще всего бесы подселяются к людям, которые имеют в данный момент измененное состояние сознания - под влиянием алкоголя, например. «Любят» они и чересчур эмоциональных личностей. Бесовская семейка очень многочисленна, и каждый ее член отвечает за свой «участок»: есть бесы ненависти, раздражительности, чревоугодия, пьянства, похоти, гордыни, зависти, жадности и т.д.

Признаки вселения беса в человека

Каковы признаки «подселения» бесов?

Когда воля человека сильно ослаблена, бес может вводить жертву в гипнотическое состояние,буквально приказывая ему совершать порой дикие вещи, даже опасные для жизни: погулять ночью в лесу, посидеть на перилах балкона, причинить другому боль... Причем человек в это время может не сознавать, что он делает. Жертва доводится до психического расстройства.

Как изгнать беса из человека

Существует практика изгнания бесов через отчитку молитвами - экзорцизм. Но часто из этого устраивают ненужный спектакль: бесноватые рычат, хрюкают, бьются в конвульсиях. Такое публичное «мероприятие» очень вредно для тех, кто при нем присутствует: бесы, выйдя из одного человека, тут же могут перекинуться на других!

«Я тебя знаю! Врешь - меня не возьмешь! Во имя Отца и Сына и Святого Духа изыди!»

После этого надо трижды плюнуть через левое плечо, а затем бросить через него горсть фасоли.Сделать это нужно у открытого окна или на улице.

Бесы одолели уже основательно? Симптомов все больше? Пришло время серьезного обряда. Его можно проводить для себя или близкого человека.

Вам понадобятся:

  • свеча,
  • зеркало,
  • маркер,
  • две шерстяные нитки - черная и красная.

На зеркале рисуется руностав. Это ловушка для бесов, состоящая из таких рун: Перт, Эйваз, Наутиз, Турисаз, Альгиз, Кеназ .

Зажигаем свечу. Один конец черной нити обвязываем вокруг указательного пальца правой руки, второй - воском свечи прилепляем к зеркалу, в центр руностава. Красную нить обвязываем вокруг свечи и левого запястья. Глядя в зеркало, нужно произнести:

«Черну нитку привязала - бесам дорогу указала. По ней пойдут да в ловушку попадут. Из ловушки той сгинут в мир свой на той стороне, в неведомой стране. Красна нить повязана - святому огню дорога показана. По красному пути до рабы Божьей (раба Божьего) ему легче дойти - душу очистить да омыть. Так тому быть!»

После этого нужно красную нить завязать на запястье семью узлами. Носить 2 недели, потом сжечь. Свече дать догореть. Черную нитку вместе с зеркалом закопать в лесу под деревом.

СИАНЕЛ Copyright

21 ПРИЗНАК ПРИСУТСТВИЯ САТАНЫ

I. Первый трюк дьявола - попытка убедить всех, что он не существует. Маскируясь, пытается выглядеть, как все окружающие. Его называют князем тьмы потому, что, плетя свои козни, он стремится укрыться в тени, остаться инкогнито. На любые поступки у него заготовлен ряд алиби.

II. Человек одержимый дьяволом непременно обладает скрытым или явным нравственным пороком. Одержимость пороком проявляется как хромота умственная, хотя многих сынов и дочерей греха Бог метит врожденным физическим недостатком.

III. Дьявол всегда человеконенавистник. Дьявол не может любить и не терпит тех, кто любит. Каждое проявление нежности дьявол встречает бешеной злобой.

IV. Дьявол крайне агрессивен и чрезвычайно жесток. В проявлении власти и жестокости находит порочное сладострастие, доводя подвластного ему мужа до извержения семени. На дне души любого вождя притаился дьявол.

V. Дьявол, выглядя анархистом, всегда стремится к власти. Он не признает ничьей власти, кроме своей собственной. Его покорность чему-либо всегда временна и носит показной характер.

VI. Дьявол - отец лжи и первый обманщик: обещает золотые горы, а платит разбитыми черепками.

VII. Дьявол первый интриган. Коварство его врожденная черта. Одержим болезненным любопытством по отношению ко всяким тайнам. Разносит сплетни и клевету, находя в том особенное удовольствие, и сообщает о своих кознях только для того, чтобы еще раз посмеяться над легковерными. Все, что он делает, строится на холодном расчете.

VIII. Дьявол - это троянский конь всех времен и народов. Отец всех предателей и провокаторов, всех душевно неуравновешенных и вечно недовольных людей.

IX. Дьявол любит маскироваться под ангела света, борца за идеалы Церкви и Государства, а сам втайне защищает порок. Самые наибольшие носители греха производят впечатление особенной святости.

X. Дьявол любит прятаться за самые лучшие человеческие чувства. За разглагольствованиями о высокой любви весьма нередко скрывается смертный грех кровосмешения - Грех Эдипа, Электры и богомерзкого Калигулы, жившего с сестрой, подобно мужу.

XI. Дьявол – неустанный новатор, он же первый экстремист, всегда стремится к крайностям и никогда не удовлетворится полумерами.

XII. Дьявол всегда нигилист и циник. Втайне презирает, какие бы то ни было, истины Святой церкви и человеческого порядка и отвергает их на деле, если не боится уронить маску с лица своего.

XIII. Дьявол любит все делать в темноте, сзади и наоборот. Извращенность вкуса первостепенный признак дьявола. Привычка противоречить - неистребимое свойство дьявола.

XIV. Дьявол опасен только тогда, когда его не видят, и стоит ему только обнаружить себя, как он становится мерзким, смешным и жалким.

XV. Дьявол всегда склонен к иронии и сарказму, но сам над собой не может терпеть иронии и насмешек.

XVI. Дьявол всегда склонен к разрушению и саморазрушению, убийству и самоубийству. Находит удовольствие не только в том, чтобы мучить кого-нибудь, но и в провоцировании других на причинении ему боли.

XVII. Дьявол всегда лучше других знает, как влиять на людей, как завоевывать друзей, ибо темные стороны жизни видны ему лучше простаков, не привыкших всматриваться в темноту.

XVIII. Дьявол - это партия партий и союз союзов. Одержимые дьяволом быстро распознают друг друга по интимным признакам. По закону подобия они тянутся друг к другу. Создают внутри любой организации тайную когорту, с помощью которой захватывают власть в организации.

XIX. Легион – имя дьявола. Куда ни глянь, дьявол всегда будет между нами, ибо половина человечества, в той или иной степени, одержима грехом блудодеяния. Мужеложцы и лесбиянки первые слуги дьявола, но из них получаются самые способные шпионы для дела Святого ордена.

XX. Правда о дьяволе - это такая грязная вещь, что меченные дьяволом, люди не могут спокойно ее воспринимать.

XXI. Когда вы решите, что, наконец-то, поймали дьявола в капкан, вы увидите, что он сидит в вашем собственном кресле. Ибо, сталкиваясь с происками извечного противника человечества, сердце честного слуги Господа наполняется ожесточением. Это мешает делу инквизиции Святой римской церкви: одних грешников нужно лишь изолировать, других, как иудеев, - лишать прав, и только неисправимых нужно сжигать живыми, без пролития крови.

Подведу итог. Нравственный императив Добра: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Дьявол, поступая с другими, как с бессловесным скотом, требует к себе относиться, как к Богу. Являясь сущностью бессмертной, дьявол возомнил себя во всем равным Богу. К Нему он неустанно ревнует людей. Смириться перед Господом ему мешает непомерная гордыня. Вот почему смирение - первая добродетель воина ордена Святого Грааля.

Истины сии нетленные были возвещены мне, рабу божьему Кристобальду, пророком Иоанном, явившимся мне в ночь с 6 на 7 октября 1582 года от Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Записано достоверно монастыря Святого Себастьяна послушником Диего, Севилья. Пятница, 12 октября 1582 года.

29.05.2014, 00:01

28172

+21

Фильмы ужасов и мистические романы приучили нас к мысли, что одержимым может быть только человек, харкающий зеленой слизью, ползающий по потолку и обязательно разговаривающий страшным демоническим голосом, причем в половине случаев – не латыни. Однако в подавляющем числе случаев одержимые ведут себя точно так же, как и мы с вами.

Нет, глядя на них, можно смело предположить, что с этими бедолагами что-то не так. Но что именно?.. Как правило, самый тяжелый диагноз, который им ставят окружающие – «странный» или, если цитировать Куража Бомбея – «мелкие проблемы с кукушечной». И это несмотря на то, что с человеком случилась просто невероятно страшная беда – некое адское существо вселилось в одно из его тонких тел, уже начав его порабощение, которое почти всегда закончится или ранней смертью, или обязательным безумием, или поступками настолько чудовищными, что мы даже не хотим их озвучивать.
При этом выявить одержимого на любой стадии закабаления его энергий сторонней сущностью, невероятно просто. Для этого только и нужно, что найти в нем хотя бы 45% признаков одержимости, которые я, ведьма Ольга, перечислю чуть ниже. Ну а если Вы найдете их все, то можете не сомневаться – самое худшее с человеком уже произошло, и помочь ему может лишь эзотерик или священник, обладающий навыками экзорцизма.

А вот один или два признака не значат равным счетом ничего. И я настоятельно прошу вас помнить об этом, когда вы возьметесь диагностировать ваших друзей, родственников, тещи или знакомых.

1. Первое, на что обращаешь внимание при общении или контактах с одержимыми – запах. И это – не неприятный запах застоявшегося пота или не смытых нечистот. Классический одержимый источает вокруг себя самое настоящее зловоние, которое не только почти мгновенно заполняет всю комнату, в которой он находится или салон автобуса, но и вызывает у многих рвотные спазмы, или жжение в глазах и горле.

2. Обратите внимание на состояние его кожи. У одержимого она всегда или слишком бледна или воспалена. Особенно страдают спина, ягодицы, кисти рук и шея. Но и на лице и прочих участках тела можно найти как мокрую сыпь, так и самые настоящие язвы.

3. У некоторых одержимых (а о подобном писали еще те, кто составлял для инквизиции трактаты по выявлению носителей адских духов трактаты) на теле можно отыскать одну и больше родинок правильной формы, настолько огромных, что они напоминают самый настоящий сосок. Считается, что именно из него высасывают энергию одержимого существа, поселившиеся не в нем, а рядом с ним – на неких тонких планах.

4. Вернемся к внешности, и обратим внимание на зубы и волосы. Первые с вероятностью в 99% отличаются просто ужасным состоянием, а то и вовсе отсутствуют (профессиональные спортсмены и любители уличных драк – не в счет). А до волос, то их главной проблемой являются колтуны, которые возникают постоянно, не смотря на то, что их владелец или владелица ежедневно расчесываются.

5. Одевается такой человек, как правило, очень плохо. При условии, что у него есть деньги на полную замену гардероба, он носит статье и рванье, из-за чего выглядит почище самого настоящего бомжа.

6. Он избегает смотреть в глаза даже с теми, с кем разговаривает. Подобный страх настолько велик, что он если смотреть ему в глаза излишне внимательно, то одержимый может оборвать разговор и уйти. И это понятно. Ведь глаза не зря считаются окнами души, сквозь которые можно увидеть того злобного духа, что поселился в одержимом.

7. Он вообще избегает смотреть на что-либо прямо, а потому вы постоянно может увидеть, как такой человек, стоя чуть боком, скашивает глаза в сторону, пытаясь что-либо или кого-либо рассмотреть.

8. Также одержимые крайней не любят зеркал, избегая подолгу смотреть в них. В темное время суток они вообще испытывают некий мистический ужас по отношению к зеркалам, объяснить который хоть сколько-нибудь внятно они не могут.

9. Посмотрите на то, как такой человек спит. Одержимого постоянно преследуют кошмарные сны, на присутствие которых он может даже вслух жаловаться. Но часто носители адских сущностей утром не в состоянии вспомнить то, что им снилось. Хотя во сне они плакали, кричали, пытались встать или сесть (как правило, при этом не просыпались). Также классическим признаком считается громкий зубовный скрежет, который начинается на последних стадиях одержимости.

10. Почти все одержимые разговаривают сами с собой, поскольку перестают видеть грань между реальностью и своими мыслями.

11. Им свойственны настолько сильные перепады в поведении, что зачастую кажется, что вы каждый раз общаетесь с совершенно иным человеком.

12. В некоторых случаях можно наблюдать, когда мужчины начинают вести себя как женщины, а женщины – как мужчины. Но такие «приступы», быстро заканчиваются, и человек возвращается в свое «нормальное» состояние.

13. Одержимые невероятно услужливы и постоянно пытаются показать свою никчемность по сравнению с вами. Они легко идут на любое унижение, так как считают, что иначе им не спрятать от вашего внимания ту сущность, которая уже обитает в них.

14. И при этом они всегда готовы показать свою настоящую суть. Так им достаточно немного выпить, и они превращаются в самых настоящих чудовищ, злобных циников и хамов, способных проявить агрессию по отношению к любому или любой.

15. Но именно поэтому они редко употребляют алкоголь. По крайней мере, в малознакомых компаниях, выбирая в собутыльники тех, кто способен терпеть их приступы ярости и злости.

16. Попросите одержимого рассказать о том, что ждет какого-угодно вашего общего знакомого, и он обязательно нарисует вам картину болезней, бед, несчастий, которая закончится обязательным падением человека, чью судьбу он возьмется предсказать.

17. Одержимые не любят яркого солнечного света, и избегают людных мест. Но долго находиться в одиночестве они тоже не могут, и точно так же терпеть не могут ночной темноты. Если зайти вечером домой к такому человеку, то вы увидите, что в его квартире включен весь возможный свет, и обязательно работает телевизор, а в сумму к нему и компьютер, приемник или какое-нибудь иное звуковоспроизводящее устройство.

18. Особого внимания заслуживает то, что такой человек ест. Во-первых, одержимые питают просто фантастическую страсть к некачественным или испорченным продуктам. Во-вторых, они никогда не сидят на диетах или питаются полезной пищей, предпочитая жирное и мучное. В-третьих, свой ежедневный рацион они редко представляют без мяса. И последнее – очень многим из них свойственны или излишняя худоба или чрезмерный вес, порой переходящий на уровень серьезного ожирения.

19. При этом одержимые отличаются весьма крепким здоровьем – они редко болеют, и еще реже простуживаются. Но, как говорилось, глядя на них, пышущими здоровьем таких людей невероятно сложно назвать.

20. В некоторых случаях одержимые начинают активно использовать в своей речи мат и сквернословия. При этом, если они видят, что это шокирует вас, они испытывают некую явную радость.

Ну а вот то, что одержимые могут бояться святой воды, колокольного звона, молитвы, или самого вида священника – не более чем миф. Это куда чаще является признаком или излишне разыгравшейся фантазии, или одной из форм шизофрении. И это уже было неоднократно доказано бесчисленными опытами, в ходе которых выяснилось, что все псевдо-одержимые боятся только священников той религии, к которой принадлежали, или молитв, произносимых им на понятном им языке. Или любых латинских текстов, которые они принимали за "сильные католические молитвы".
(с) Ведьма Ольга

Бесноватость – миф, пришедший к нам из средневековья, или реальность? Имея медицинское образование, я никогда не верила в демонов, подселённых в тело человека, т.к. знала, что этому феномену есть научное объяснение, и зачастую оно связано с наличием расстройств психики. Но, проходя практику в психоневрологическом диспансере, мне довелось столкнуться с бесноватым человеком, признаки такого явления заметно отличаются от симптомов психического заболевания. В этой статье я расскажу, как распознать одержимого человека и уберечь себя от подобной участи.

По мнению представителей духовенства, одержимость бесами – это суровая реальность, а не средневековые выдумки. Вокруг немало бесноватых людей, но поскольку нечистая сила не хочет быть замеченной, она умело скрывается в теле своей жертвы. Священнослужители утверждают, что демона в человеке можно распознать по глазам. От его холодного и проницательного взгляда становиться не по себе.

Люди, в которых подселился бес, не переносят всё, что связано с религией. Они могут обладать широким кругозором, иметь разные увлечения, учитывать чужое мнение и с пониманием относиться к другим. Но стоит начать разговор о Боге и о том, что с ним связано, как они тут же меняется в лице, а от их учтивости и уважения не остаётся и следа. Бес не в состоянии скрывать своё присутствие, когда слышит что-то о своём извечном противнике. Кроме того, они не могут находиться в церкви или рядом со священником.

Помимо выше перечисленного, бесноватость можно распознать по следующим признакам:

  • агрессивное поведение, ругань матами;
  • разговоры чужим голосом, не редко от третьего лица, а также на неизвестном языке;
  • эпилептические припадки, судороги;
  • от человека исходит запах серы;
  • способности к телекинезу, левитации, чтению мыслей;
  • мысли об убийстве или суициде;
  • отсутствие сочувствия, жалости и стыда.

Зависимости и пристрастия бесноватых людей

Бесы в людях часто выдают себя нездоровыми пристрастиями и различными зависимостями, к числу которых относятся:

  1. Блуд, неутолимая страсть и прелюбодеяние. По мнению церкви, сексуальные отношения вне брака являются недопустимыми, и считается, что на это людей толкают тёмные силы. Одержимые особы ведут себя распущенно и похотливо. Они не в силах сдерживать своё влечение к противоположному полу, а иногда и к представителям своего пола, поэтому часто меняют половых партнёров. Будучи в браке такие люди изменяют своим супругам.
  2. Наличие вредных привычек. Бесноватые люди зачастую являются алкоголиками или наркоманами. Демон, пребывающий в теле человека, заставляет его употреблять алкоголь и наркотики, чтобы ускорить процесс разрушения личности, и покорить себе не только его тело, но и разум. Будучи в изменённом состоянии одержимые люди ведут себя агрессивно и неадекватно, а после отрезвления ничего не помнят.
  3. Чревоугодие или обжорство. Неутолимый аппетит и постоянные мысли о еде могут свидетельствовать о наличии демона в человеке. Каждый приём пищи таких личностей выглядит, как грандиозное застолье для компании из 3-х человек. Кроме того, они всегда и везде что-то жуют – дома, на работе, в транспорте, на улице или в гостях.
  4. Зависть. Чужие успехи нормального человека мотивируют к самосовершенствованию и достижению собственных высот. В то время как бесноватые люди, глядя на триумф и счастье других людей, начинают им всячески вредить. Чувство зависти их полностью поглощает и заставляет совершать немыслимые поступки.

Бесноватость или психические отклонения?

Несмотря на то, что признаки бесноватости и психических расстройств имеют некоторые сходства, отличить одержимого человека от больного вполне возможно. Человек, в теле которого живёт бес, по отношению к окружающим ведёт себя агрессивно. Конечно, некоторые расстройства психики также могут проявляться подобным образом, поэтому во внимание следует брать те случаи, когда личность постоянно ведёт себя злобно, вне зависимости от ситуации.

Чтобы отличить психбольных людей от бесноватых, можно провести ряд специальных проверок, благодаря которым нечистая сила непременно себя проявит:

  • заговорить о религии или начать молиться;
  • поставить перед человеком икону или зажечь ладан;
  • подлить святую воду в напиток и дать выпить предполагаемому одержимому человеку.

Существует ещё один простой, но в то же время эффективный, способ выявления бесов, вот только его следует применять в совокупности с другими методами, чтобы исключить случайность. Поставьте перед человеком 2 стакана, в одном из которых будет обычная вода, а в другом – святая. Демоны сразу почувствуют опасность, и ни в коем случае не потянутся за стаканом с освящённой водой.

Несмотря на то, что священнослужители верят в бесноватость, они утверждают, что сегодня большая часть якобы одержимых людей на самом деле являются психически больными. А некоторые личности и вовсе притворяются бесноватыми, чтобы привлечь к себе внимание окружающих.

Характерные заболевания

Демонические сущности могут проявляться не только в агрессивном поведении человека, а и в виде физических недомоганий:

  • общая слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • конвульсии и судороги;
  • головные боли;
  • беспричинная тошнота;
  • излишняя худощавость или ожирение;
  • тремор конечностей;
  • горячка или пониженная температура тела;
  • мумификация частей тела.

Конечно, не стоит все тревожные симптомы воспринимать за бесноватость, необходимо сперва обратиться к врачам, чтобы выявить причину плохого самочувствия. Если же наличие какого-либо заболевания не будет подтверждено, то, скорее всего, человеком завладел бес, и пытается всячески вредить его здоровью.

Священнослужители рассказывают и о таких случаях, когда демон завладевает разумом родителя и всячески его убеждает в одержимости ребёнка. В итоге, вместо того чтобы обратиться в больницу, они пытаются всячески изгнать нечистого из своего чада, что не редко приводит к его гибели. Как правило, такие люди категорически отказываются от традиционной медицины, аргументируя огромное недоверие к ней.

Как уберечься от подселения бесов

По мнению священников, люди сами себя подвергают опасности, когда начинают вести неправильный образ жизни. Бес может войти в человека вместе с грехом, например, алкоголем, наркотиками, прелюбодействием, цинизмом, убийством. Грешники не имеют сильного ангела-хранителя, а также они лишены Божьей благодати, поэтому демоническим сущностям не составляет труда подчинить себе его тело и разум.

Чтобы уберечь себя от нечистой силы, нужно придерживаться христианской морали, следовать библейским заповедям, регулярно посещать церковь, причащаться, исповедоваться в содеянных грехах, читать молитвы, придерживаться поста. К верующим людям бесы боятся подступать, т.к. он находится под защитой Бога. К тому же никогда не поздно начать вести праведную жизнь и побороть свои пристрастия, прежде чем демон попытается вами овладеть.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту: