Как сделать учебу интересной для ребенка. Как сделать процесс обучения легким и интересным

Сейчас многие задают вопросы о ценностях, на которые необходимо ориентироваться в воспитании, обучении. На взгляд, при определении главных ценностей следует, прежде всего, руководствоваться простой идеей. Школа должна учить человека жить в мире с собой, с природой, которая нас окружает, и с другими людьми. Это сама по себе трудная задача, к решению которой многие идут всю жизнь, и не всегда приходят к нужному решению. Пути, которые ведут к важному решению, очень разные.

… «Поистине хороший метод воспитания должен исходить из вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы, - писал И.Г. Песталоцци.- Придерживаясь этой нити, ребёнок в состоянии будет самостоятельно достичь общего развития своих сил и задатков… Самое существенное в методе состоит в том, что он пробуждает в ребёнке сокровеннейшие задатки, какие только имеются. И повсюду, где он это осуществляет, в каком бы положении ни находились внешне эти разбуженные в ребёнке силы, метод предоставляет им свободу действий, побуждение и стимул к максимально возможному в данном положении развитию»…

В настоящее время многие учителя пытаются обогатить учебное содержание, методы и формы организации школьного преподавания. Для оживления интереса к обучению предлагается проведение разнообразных конкурсов, турниров, занимательных часов, утренников, игр-путешествий, оформление стендов, альбомов, коллекций.

Но нигде не обходится без того, чтобы учитель не вошёл в класс и не начал урок. Ю. Б. Зотов в книге «Организация современного урока» пишет, что если обучение строится на базе объективных закономерностей, то организация этого процесса деятельности учителя и учеников на уроке и вне его может быть соответствующим образом упорядочена. Отсюда следует, что любой учитель, изучив основы «технологии» обучения, может значительно повысить уровень своего мастерства и эффективность урока. Урок длится 40 минут или 2100 секунд, на каждой из которых может рождаться знание или скука, захватывающая сердца ребят мысль или опасное и разъедающее безделье. Ценность и значение этих секунд, минут, часов, лет в судьбе детей определяет учитель.

Поэтому, прежде всего, надо формировать у себя и учащихся «культ урока», который не приемлет выяснения разного рода бытовых отношений, «чтения морали», разговоры, далёкие от темы занятий.

Урок - путь к знанию, самосовершенствованию, интеллектуальному общению, в котором обязательно должна присутствовать искра юмора, блеск таланта, изящное слово и обращение на равных друг к другу (в системе взрослый-взрослый).

Вот некоторые приёмы, безусловно, их гораздо больше, которые можно предложить для того, чтобы урок сделать более интересным и информативным как для учителя, так и для обучающихся.

Первый приём, в котором выявляется то, что учащиеся уже знают о том, что собираются изучать, а затем овладеют новыми понятиями с помощью учителя.

… Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того, чем наделил ты их,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков.

Придя в класс, учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать). Разумеется, те, кто ещё подготовлен слабо, напишет очень незначительное число слов. Но и будет знать об этом. Учитель также получает информацию, каким кругом понятий владеют учащиеся. Далее идёт работа с учебным материалом, рассказ учителя. За несколько минут до конца урока целесообразно этот приём повторить. Количество слов, записанное на обратной стороне листа, может сильно измениться в сторону увеличения. А если этот приём использовать время от времени, то можно как в краткой пятиминутной контрольной работе видеть особенности усвоения учебной программы.

Выявление того, что дети уже знают, создаёт условие для наилучшего запоминания нового материала, повышенного интереса к нему. Когда ребёнок сосредотачивается на своих знаниях и предпринимает попытку даже беспорядочно, для себя, его воспроизвести, он отвлекается от многих других вопросов, которые его интересуют, и сосредотачивает внимание не предложенной теме.

Второй приём, в котором выявляются образные представления учащихся о том, что им предстоит изучать, и в процессе овладения знаниями осуществляется коррекция образных представлений.

«Чёрный - песок - вода - это вереница высказы -

ваний,… которые мог бы сделать шимпанзе, ука -

зывая на пляж на Гавайских островах. Но было

бы нелепо объяснять шимпанзе различие между

предложениями: «Песок рядом с водой чёрный»

и «Нагревание создаёт на асфальте иллюзию

К. Прибам

Учитель много рассказывает на уроках, однако далеко не все дети могут образно представить себе то, о чём идёт речь. Чтобы этого избежать, помимо словесного воспроизведения учащимся можно предложить выполнить рисунки, но не срисовывать с книги, в которых отразятся образные представления того, что предстоит изучать. То, что рисунки могут быть несовершенны, не имеет в данном случае никакого значения. Важно, что это задание даёт толчок образным представлениям, фантазии, воображению, а, следовательно, позволяет сосредоточиться на изучаемом понятии.

Рисунки, выполненные в учебных целях, можно использовать в качестве учебного пособия, наклеив их в альбом, сделав к ним соответствующий комментарий.

Учителя и родители должны знать об особенностях развития детей, как образного, так и вербального. «Хорошая воспитательная практика, - пишет Р.Хасти (США), - заставляет приспосабливать методы обучения к природным данным и уровню развития ребёнка».

Ребёнок часто не может выразить свою мысль словами и вследствие этого утрачивает веру в себя. Поскольку большинство предметов школьного цикла мысленно-речевые, искусство, особенно изобразительное, играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребёнка.

Использование рисунка на уроке как «полноправного партнёра» слову является целесообразным и позволяет развивать у учащихся, не обладающих развитым образным воображением, а также учитывать способности и индивидуальные особенности детей с художественной одарённостью.

Таким образом, рисунок позволит детям раскрепоститься, раскрыть свои возможности, компенсировать отставание в словесно-логической основе.

Цвет - удивительное явление. Он обращает на себя внимание и не оставляет равнодушным с раннего детства. Одни цвета нам нравятся, другие нет. По выбору цвета можно определить и наши желания, и состояние нашего организма, и источники стресса, которые нас беспокоят.

Это свойство цвета можно использовать на уроках, например, для выяснения эмоционального отношения учеников к литературному персонажу, для анализа характера литературного героя. А можно выявить самочувствие школьника и помочь ему справиться с этим. Можно выяснить и общую атмосферу в классе, используя цветные карандаши или фломастеры.

Использование цвета позволит учителю на многое, что нас окружает, взглянуть иначе, и, прежде всего, на себя, на своё эмоциональное состояние.

Интерпретация проводится по цветовым карточкам М. Люшера.

Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд)

Цель: выявить эмоциональное отношение школьников к учителю, одноклассникам и т.д.

Эмоциональный профиль класса.

Цель: выявить эмоциональное состояние детского коллектива.

Третий приём, в котором занимательность задачи повышает интерес и внимание учащихся, разнообразит занятия, создавая творческую атмосферу на уроках

«Чтобы ученику было понятно и занимательно

то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не

говорите ученику о том, чего он не может знать

и понять, и не говорите о том, что он знает

не хуже, и иногда лучше учителя»

Л. Толстой

« Общее образование даёт всей жизни человека

известный колорит, известный смысл и извест-

ное направление; оно проникает собой весь

склад ума и глубоко видоизменяет собою

весь его характер и образ мыслей».

Д. Писарев

Уроки, отличающиеся элементами занимательности, привлекают внимание учащихся, возбуждая их творческий потенциал. Это различные математические задания в стихотворной форме; задачи, которые придумывают сами дети; логические цепочки; анаграммы; ребусы. Занимательность задачи прежде всего связана с культурой учителя и его творческими способностями. Известно, что базовой основой для многих видов творчества является метафора. В гуманитарных предметах метафоре, как важному элементу творчества, ещё не уделяется должного внимания.

Метафора, где бы она не встретилась, всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка. И действительно, владение метафорой, умение любоваться точной, меткой и выразительной речью обогащает учителя и учеников. Понимание метафоричности творческого мышления, метафорической природы интуитивных догадок диктует необходимость пристального внимания к этому явлению на самых различных стадиях обучения и воспитания, и особенно в школе.

Использовать метафору, находить её можно научиться от «другого», особенно, если этот другой поэзия. А если и нельзя научиться, то можно хотя бы полюбоваться блеском придуманной метафоры:

Наивная луна, кружок из белой жести

Над башней замка стынет.

Деревья в парке свили тени вместе -

Сейчас печаль нахлынет…

С. Чёрный.

Четвёртый приём, ролевые игры, в которых наиболее полно можно увидеть владение наниями, умение их использовать и преподнести другим, раскрыть свои возможности в интеллектуальном общении

«Игра - одна из самых острых форм человеческих взаимоотношений». . . .

На уроках, возможно, приобщать детей к культурной игре, ведь именно она так необходима! В игре реально овладение многими, необходимыми для жизни навыками, культурным использованием знаний, этикой поведения при интеллектуальном общении, искусством спора.

В игре, когда участники игры принимают на себя различные социальные роли, проигрывая затем их, дети приобщаются к жизни взрослых людей, осваивают «игры, в которые играют взрослые люди». Игра является своего рода активным тренировочным занятием, в котором оживляются самые различные механизмы, необходимые для усвоения знаний: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий и т. д.

На начальных стадиях усвоения игровых методов учитель должен принимать активное участие, но в дальнейшем ему целесообразно стать сторонним наблюдателем, который в конце игры, сделает своё резюме.

В процессе игры учителю важно наблюдать, какую жизненную позицию занимает школьник в процессе общения. Разыгрывая различные роли, учащиеся повышают свои адаптивные способности, которые так необходимы в различных жизненных ситуациях, усваивают культурные образцы поведения.

В зависимости от этапов усвоения знаний выстраивается программа игр. Какие-то игры проводятся в начале изучения темы, но большинство игр успешно проводятся как итог усвоения знаний. Игра - праздник, к нему долго готовятся: изучают материал, готовят выступления, делают сувениры для победителей.

В использовании психологических приёмов на уроках - особый выигрыш. Это повышение уровня психического развития детей. Можно много трудиться, рассказывать и показывать и спрашивать, спрашивать, спрашивать… Но если мы не видим самого главного - есть ли за нашими усилиями развитие, мы можем не достигнуть успеха.

Доказано, что чем интереснее урок, тем выше мотивация и эффективность изучения английского. В этой связи выделяют три общих типа занятий: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Фронтальные занятия

Фронтальные занятия — те, в которых учитель дает ученикам новую информацию, ученики слушают, а затем задают вопросы в конце урока. Весь процесс строится на монологе и наглядном представлении информации. Обычно это не самый увлекательный тип занятий, но есть вариант фронтального урока, который можно считать исключением: экскурсия.

Например, урок английского на тему животных можно провести в местном зоопарке; учитель может называть каждое животное и давать его краткое описание, в зависимости от уровня знаний класса. Чтобы больше заинтересовать детей, учитель может назначать групповые задания. К примеру, в конце экскурсии каждая группа должна рассказать о своем любимом животном ().

В качестве основы для урока вы также можете использовать интересную книгу. Такую, например, как популярная книга «Funny English Errors and Insights: Illustrated». Эта книга содержит 301 пример забавных ошибок в английском, сделанных школьниками, журналистами, родителями и даже учителями.

Вы можете зачитывать ошибки классу, а если кто-то не поймет, в чем заключается юмор, то вы или кто-то из учеников можете ему объяснить. Ребенок гораздо лучше усвоит урок, если он подан в форме шутки.

Групповые занятия

Групповые занятия обычно подразумевают состязание или работу в команде. Такой тип занятий рекомендуется для продвинутого уровня. Примером интересного урока в этом случае может быть театральное соревнование, где каждая группа выбирает для себя пьесу или ее фрагмент.

Каждая группа должна сделать свои костюмы и максимально творчески подойти к декорациям и воплощению сюжета. Вы можете предложить конкретную тему, например, Хэллоуин, произведения Шекспира или даже телесериал.

Еще один пример — игровой судебный процесс. Здесь основой могут послужить персонажи книги. Одна группа учеников может защищать действия персонажа, другая — осуждать; еще одна может быть присяжными, а учитель — судьей. Пусть группы «защитников» и «обвинителей» обсудят свои доводы, а затем один или двое выступят и обоснуют точку зрения группы.

Присяжные должны выслушать стороны и вынести вердикт, а судья будет руководить всем происходящим. За основу можно взять классику литературы, например, «Большие надежды» Чарльза Диккенса (и рассмотреть вопрос, скажем, справедливы ли действия мисс Хэвишем), а также фильмы или телесериалы.

Индивидуальные уроки

Индивидуальные уроки зависят от уровня каждого ученика. В них важно ничего не навязывать, а лишь давать советы и предлагать интересный материал для работы, чтобы это стимулировало ребенка — например, домашнее задание, построенное в игровой форме , или анализ интересного текста для продвинутых уровней.

Интересные уроки английского проводить несложно, единственное их требование — они должны быть творческими и стимулировать знание языка.

А какие интересные уроки английского знаете или практиковали вы?

Из опыта работы учителя музыки

Автор : Магдеева Гульнара Эньверьевна, учитель музыки МБОУ г.Ульяновска СШ№76
Описание работы : предлагаю вашему вниманию статью " Учёба в школе– это интересно!". Данная работа может быть интересна учителям музыки, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования. В ней раскрываются вопросы развития познавательной и учебной мотивации школьников на уроке музыки.
Цель : привлечь внимание к проблемам преподавания музыки в современной школе
Задачи :раскрыть возможности преподавания в современной школе.

Учёба в школе- это интересно!

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

Проработав много лет в школе, я задаю себе вопрос: как нужно работать современному учителю, чтобы ученик не просто получал поток информации, но и мыслил, понимал, самостоятельно делал выводы, как обеспечить учение с увлечением. В процессе работы я сформулировала тему своего исследования: «Формирование положительной мотивации учебной и познавательной деятельности школьников на уроках музыки»
Начало XXI века для Российского образования является временем серьезных перемен. Идёт модернизация образования. А это предполагает решение ряда задач. Главная –достичь нового, современного качества образования. В Статье № 7 «Закона об образовании» установлены Федеральные государственные стандарты, которые представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».(цитата)
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. («Профессиональный стандарт»,п5.1)
Большое значение в работе современного учителя имеет профессиональная ИКТ-компетентность педагога.
На уроках музыки можно использовать средства ИКТ на различных этапах занятия: знакомство с новым материалом (документальные фильмы о творчестве композиторов, иллюстрация картин известных художников по музыкальному произведению), закрепление изученного (показ видеороликов выступлений музыкальных коллективов), проверка знаний (творческие задания и игры, тестирование и т. д.)
Например, на уроке во втором классе для проверки усвоения материала по теме тембровой окраски инструментов я проводила компьютерную игру по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк». Детям было предложено разделится на команды и выполнить задания волка. Каждая команда выбирала цветную карточку, за которой спрятан мелодический лейтмотив героев нашей сказки. И, если ребята правильно называли героя, то на экране появлялись музыкальные инструменты, его озвучивавшие. Таким образом, дети спасали уточку из волчьего брюха, и у сказки получался счастливый конец.
Хочу привести выдержки из «Профессионального стандарта педагога»: современный педагог должен использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников («Профессиональный стандарт»,4.1пункт 5); уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. («Профессиональный стандарт»,4.1пукт 6);владеть ИКТ-компетенциями («Профессиональный стандарт»,4.1пукт 7);уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). («Профессиональный стандарт»,4.1пукт 10); уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). («Профессиональный стандарт»,4.1пукт 11).
На уроках музыки для этого есть все огромные возможности: дети слушают музыку, сопереживая героям и музыкальным образам, анализируют музыкальные произведения. Учащиеся младших классов для более точного выражения собственного отношения к тому или иному произведению используют краски и карандаши. На моих занятиях дети вовлечены в театрализацию произведений, где каждый примеряет на себя образ того или иного героя музыкальной сказки или песни.
Современное обучение в школе, сопряжено с высоким напряжением и стрессом, что может послужить блокировкой мыслительную деятельность школьников. В подобном состоянии возникает желание убежать от всего нового, неизвестного, вместо того, чтобы познать это новое. Но если иначе подать материал на уроке, то эффект оказывается противоположный.
Образно-эмоциональная ситуация помогает обратить эмоциональные образы детей к учебной деятельности.
Вот примеры дидактических средств:
художественные (образы скульптуры, живописи, архитектуры и др.);
Например, урок во втором классе по теме «Музыкальный календарь»:
Перед прослушиванием музыки П. Чайковского из цикла «Времена года» - «Декабрь. Святки» и «Февраль. Масленица» мы с детьми рассматриваем картины известных художников М. Кустодиева «Масленица»и «Балаганы» и В. Сурикова «Взятие зимнего городка» и анализируем характер красок с помощью которых создавался художественных образ с тем, чтобы найти подобные краски и в музыкальных произведениях.
музыкальные (образы, созданные различными музыкальными произведениями);
литературные (образы литературных персонажей);
Например, урок в первом классе «Моя Родина-Россия»:
Понятия Родина, Страна, Россия станут более понятными и близкими малышам, если их преподнести в контексте их детского понимания. Поэтому я начала урок с демонстрации фрагмента мультфильма по сказке «Волшебник изумрудного города», в котором прозвучала песня волшебника Гудвина «Родная сторона». И после анализа содержимого песни перешла к более сложным понятиям и произведениям о Родине.
когнитивные (образы исторических, политических и научных деятелей, созданные путем знакомства с их биографией, изучением их трудов, деятельности и др.);
Например, в старших классах при изучении крупных театрально-сценических произведений, таких как опера «Борис Годунов», для лучшего понимания музыкальной характеристики царя провожу знакомство с этой исторической личностью, используя презентации или документальные кадры.
цветовые (образы, созданные с помощью цветовых сочетаний);
Например, в 5 классе, работая во 2 полугодии по теме «Литература и изобразительное искусство» предлагаю рассмотреть картину известного художника Рафаэля «Сикстинская Мадонна» и обратить внимание на цветовые сочетания с помощью которых художник передаёт чувства нежности, радости, трепетности и любви. А затем найти схожесть художественного образа с музыкальными образами в произведениях И.С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта.
символические ;
Например, в средних классах для определения сходства картины литовского художника и композитора М. Чюрлёниса «Фуга» и произведения немецкого композитора И.С.Баха с одноименным названием демонстрирую графическое изображение нотной записи музыкального произведения, напоминающее детали художественного полотна.
Задача современного педагога состоит в том, чтобы поддерживать у ребенка мотивацию к познанию.
Создавать подобные ситуации можно на разных этапах урока- в начале, в середине, в конце.
Итак, моя статья посвящена проблеме организации учебной деятельности, дающей радость познания, развивающая способности детей.

Очень часто учитель становится неким промежуточным звеном между учеников и администрацией школы. Директорат выдвигает все более и более жесткие требования касательной тематики и содержания занятий, а ученики в ответ просто-напросто спят на уроках, не в силах воспринимать скучный и «сухой» материал учебной программы, зачастую разработанной людьми далекими от педагогики. Такая ситуация наблюдается в сотнях и тысячах школ. И многими учителями, к сожалению, уже воспринимается, как нечто обычное и вполне нормальное. Однако возможностей переломить подобную не очень приятную традицию также существуют немало. Не верите? Тогда сегодня мы постараемся убедить вас в обратном.

В рамках нашей сегодняшней статьи мы решили собрать воедино несколько практических советов касательно того, как можно легко и просто сделать урок в начальной школе интересным и занимательным. Ведь от внимательности и заинтересованности учеников во многом зависит и степень усвоения учебного материала. А значит, даже сам учитель должен быть заинтересован в этом. В данном случае в одной точке сходятся интересы всех заинтересованных сторон. Администрация будет рада строгому следованию учебному плану, ученики – интересному и увлекательному ходу урока. А учитель может вполне рассчитывать на небольшую премию за успеваемость своих учеников по итогам рабочего месяца.

Как сделать урок интересным.

Дабы сделать школьные уроки занимательными и интересными. Необходимо придерживаться составленного в начале года учебного плана, не забывая при этом, что его всегда можно разнообразить в зависимости от той или иной конкретной темы. В научной литературе содержится огромное количество различных приемов, ориентированных на повышение интереса учеников к ходу занятия.

1. Самым простым и легким способом сделать урок более увлекательным является использование различной техники. Это может быть компьютер, ноутбук или (оптимально) электронный проектор. Таким образом, вы сможете представить излагаемый материал в виде слайдов, которые можно разнообразить картинками и практическими примерами. Весьма примечательно, что подобный способ отлично подойдет для проведения урока практически по любой дисциплине. Если нужно несколько разнообразить урок литературы (литературного чтения), можно показать на слайдах фотографии авторов, произведения которых рассматриваются в рамках школьного занятия. Если же речь идет о проведении урока естествознания, то тут и вовсе все предельно просто: на слайдах можно разместить фотографии животных, грибов, растений и многих других объектов флоры и фауны, имеющих отношение к рассматриваемому занятию.

2. Четко разделяйте урок на сегменты. Не будьте монотонными и однообразными. На стадии подготовки к учебному занятию, постарайтесь выделить в нем несколько наиболее важных фрагментов. Это может быть проверка домашнего задания, основная часть (представление нового материала), а также физкультминутка, самостоятельная работа школьников и т.д. Вариантов в данном случае существует огромное множество. Главное, как отмечают школьные психологи, не затягивать каждую отдельную часть занятия. Каждый сегмент должен длиться не более12 минут. Некоторым исключением может быть лишь представление нового материала.

3. Постарайтесь вести себя нестандартно – попробуйте выйти за рамки. Как показывает практика, каждый ученик, так или иначе, сравнивает одного педагога с другим. А те в свою очередь, как правило, ведут свои занятия на протяжении многих и многих лет по одним и тем же шаблонам. В данном случае – ваша задача как-то выделиться. Быть узнаваемыми. И тогда дети будут всегда с особым вниманием следить за вашими действиями во время урока, уже подсознательно ожидая от вас чего-то новенького.

Например, можно во время физкультминутки одновременно повторять пройденные упражнения. Это может быть таблица умножения или иностранные слова. Тому, кто не справится с заданием, можно дать несколько дополнительных упражнений (приседаний – девочкам, отжиманий – мальчикам). Интересно и весело. Кроме того, таким образом, вы сможете воздействовать на весь класс. Главное в данном случае не переусердствовать. Лучше давать «незнайкам» всего лишь по пять дополнительных упражнений, дабы постоянно соблюдалась динамика и сам принцип блиц опроса.

4. Старайтесь разговаривать с учениками, держать с ними прочный контакт. Отличным вариантом будет также шутить с ними. Однако в данном случае все достаточно специфично и зависит от личностных особенностей педагога. Кроме того, для некоторого контакта с аудиторий можно просто-напросто ходить вдоль рядов, излагая учебный материал. В преобладающем большинстве случаев подобная маленькая хитрость срабатывает на все сто. Ученики перестают болтать и начинают прислушиваться к словам педагога.

5. Постарайтесь использовать во время занятия как можно больше интересных и увлекательных игр. Это могут быть ребусы, шарады или даже самые обычные кроссворды, заданиями к которым будут имена исторических деятелей, названия городов, обозначения тех или иных представителей флоры и фауна. В данном случае все зависит от самого учебного предмета, о котором идет речь. Как утверждают многие исследователи, посвятившие свои работы вопросам детской педагогики, именно во время игры, в непринужденной и раскованной атмосфере, дети намного лучше усваивают учебный материал. В данном случае разнообразить урок можно самыми различными способами. Если приведенные выше способы вам не подходят, спешим представить вашему вниманию еще один. Отыщите дома или в спортивном зале школы небольшой мячик и устройте блиц опрос. Передавайте мячик по рядам, засекая время. Тот ученик, в чьих руках окажется мячик, когда оно истечет, должен ответить на один из заготовленных вопросов. При возможности, можно вместе временного отсчета использовать короткую мелодию.

6. Позвольте ученикам самим работать над решениями тех или иных задач. Разделите их на группы и дайте каждой команде задания повышенной сложности. Это могут быть сложные вопросы по литературе или страноведению, а также «задания со звездочкой» из школьных учебников математики. По истечении отведенного времени, каждая группа учеников, должна будет представить свой ответ (лучше в письменном виде на небольшом листочке). Такие занятия научат детей действовать сообща, а также привьют им чувство партнерства.
7. Сделайте урок максимально разнообразным. Предложите школьникам различные обучающие программы, используйте возможности интернета и дополнительных источников т.д. Интересные идеи можно собирать в отдельную папочку. Со временем у вас сформируется целый «арсенал» интересных и увлекательных заданий, которые можно будет использовать в работе уже с другими учениками и другим классом.

8. И в заключении – самое важное правило, что отлично поможет сделать урок занимательным и интересным. Готовясь к уроку, постарайтесь подойти к концепции занятия творчески. Отыщите в себе ребенка, дайте волю своей фантазии – и тогда интересные решения отыщутся сами собой. Просто будьте искренними с собой и своими учениками.

Интересных вам идеи и профессиональных успехов.

Митрофанова З.И., учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 села Чекмагуш

Хороший учитель, как и хороший артист эстрады,

для начала должен завладеть вниманием своей аудитории.

После этого он может начинать урок

(Хенрик Джон Кларк)

Воздействие урока не будет максимальным, если он не подкреплен мастерски преподнесенным учебным материалом. Необходимо строить урок таким образом, чтобы он притягивал наших учеников какой-то волшебной или магнетической силой. Способность заинтересовать требует планирования, подготовки и правильного преподнесения материала.(1)

Подготовка урока – задача с множеством решений, ведь способов подачи материала очень много. И, конечно же, во-первых, необходимо заинтересовать детей, овладеть их вниманием и в течение всего урока постараться удержать это внимание. Самым главным помощником учителя становится прием – составная часть метода, ведущая к достижению частных задач.

Какие же приемы есть, чтобы внимание детей, участие их на уроке было максимальным?(2)

    «Черный ящик» или «Таинственный мешок».

У человека всегда вызывает интерес то, что он не может увидеть. Нам до смерти интересно узнать то, что от нас скрывают. По этому принципу работают подарки на Новый год или в день рождения. Что в подарках делает их интригующим и привлекает к ним внимание? То, что они завернуты! Вы не видите, что лежит внутри, но хотите это увидеть! Первое, что мы делаем с подарком, это берем его в руки, чтобы узнать, насколько он тяжел. Мы можем потрясти его. Если бы нам дарили подарки без упаковки, получать их было бы совсем неинтересно.

Мы можем применять на уроке этот универсальный принцип привлечения внимания. Если ученики зайдут в класс и увидят там закрытый пакет, они зададут массу вопросов. Что же может лежать в черном ящике? Все зависит от темы урока и от творческого подхода учителя к нему. Например, при изучении темы «Корень слова» можно положить в «Черный ящик» корень какого-либо растения, либо фрукт или овощ, потому что их бы не было, если не этот корень. При изучении нанайской сказки «Айога» - игрушечного гуся или пластилин, чтобы в конце урока слепить из него гуся. При изучении темы «Уравнение»- игрушечный шпионский набор, который так любят дети.(3)

    Прием «Миссия невыполнима».

Как провести такой урок, чтобы ученики попытались раскрыть какую-нибудь тайну? Как можно задействовать шифры, разгадать которые можно только с помощью изучения соответствующей темы?

Например, при изучении темы «Сложение с переходом через десяток », в начале урока дать тайный шифр, который будет разгадан в процессе изучения материала.

    Прием «Актуальность».

Какие текущие события связаны с этим уроком? Было ли что-нибудь интересное в новостях или в школе, что можно использовать для привлечения интереса учеников?

Связь учебного материала с тем, что происходит сегодня, не только повышает степень заинтересованности и участия учеников, но также помогает им больше узнавать о глобальных проблемах, мы даем им возможность научиться критическому мышлению.

    Прием «Реквизит».

Какой объект можно принести на урок, чтобы задействовать его в преподавании материала? Какое изображение можно показать? Что можно принести такого, что ученики могли бы подержать в руках и передать по рядам?(4)

    Прием «Удивительное рядом»

О каком удивительном явлении можно рассказать в рамках этого урока?

Есть ли какой-нибудь магический эффект, который сможет помочь донести новый материал?

    Прием «Моцарт».

Как можно использовать музыку в преподавании этого материала?

Тексты каких песен можно привязать к этому уроку?

Как можно использовать музыку для того, чтобы завершить свой урок в позитивном ключе и оставить учеников в хорошем настроении?

Что стоит слушать, пока ученики работают по одному или в группах?

Музыка способна невероятно менять состояние и настроение. Мало, что еще может так сильно трогать душу. Правильный выбор музыки способен придать происходящему серьезный и медитативный тон или же создать шумную и разнузданную атмосферу.

    Прием «Умелые руки».

Как можно использовать ручной труд на уроке?

Что смогут смастерить ученики, что было бы связано с учебным материалом?

Возможно ли такое, чтобы ученик, владеющий определенными навыками, сам смастерил что-нибудь, созвучное учебному материалу и одновременно позволившее ему проявить себя как умельца?

Например, на уроке литературного чтения при изучения научного рассказа

« Воздушный богатырь», можно смастерить свой летательный аппарат.

    Прием «Польза в жизни».

Как можно показать своим ученикам, что материал будет полезен для них в будущем?

Как они смогут применить его в жизни?(4)

    Прием «Конкурс».

Как включить в классную работу конкурс для того, чтобы оживить урок и мотивировать учеников?

Какую игру с повторением пройденного материала можно придумать, чтобы поднять настроение класса?

Какое конкурсное задание для класса можно предложить, чтобы использовать стремление учеников к первенству?

    Прием «Любовь к технике».

Каким образом можно опереться на техническую подкованность учеников?

Как можно воспользоваться тем, что ученики в карманах и рюкзаках носят электронные устройства?

Как можно использовать то, что большинство современных мобильных телефонов оснащены фото- и видеокамерой, а также доступом в Интернет?

Технологическая революция заканчиваться не собирается. Ученики привыкли к возможности связываться друг с другом и иметь доступ к информации в любое время. Мы можем либо бороться с этой необузданной силой, либо использовать ее.

    Прием «Мнемонический крючок»

Существуют ли какие-то важные части материала, которые ученики должны знать назубок?

Можно ли обратить внимание учеников на какой-нибудь шаблон, который поможет запомнить важную информацию?

Могут ли ученики придумать мнемоническое правило?

Как можно использовать мнемонику при подаче этого материала, чтобы помочь ученикам удержать его в памяти?

12. Прием «Обратное направление»

Можно ли рассказать ученикам конец истории, а затем позволить им догадаться, что было в начале и в середине?

Можно ли показать им какой-то конечный продукт, после чего они захотят узнать, как он был сделан, и освоить соответствующие навыки? (2)

На определенном этапе своей карьеры приходится решать, что важнее – учить сдавать всевозможные тесты, или учить, воспитывать и развивать детей. Нельзя делать чрезмерный акцент на подготовке к контрольным работам и терять возможность для обучения. Учитель должен быть страстно увлечен своим предметом, вдохновлять, воспитывать, направлять, находить подход. Мы, учителя, обязаны каждый день вдохновлять самую сложную аудиторию – детей. Напоследок хочется привести слова великого Микеланджело: «Если бы люди знали, как тяжело я трудился, постигая секреты своего ремесла, они бы вовсе не удивлялись моему мастерству».

Мы – учителя, мы – учителя начальных классов, мы те люди, которые должны находить ключик к каждому маленькому сердцу, чтобы он полюбил школу, научился не только читать, писать, считать, но и научился быть ответственным, целеустремленным, успешным и счастливым человеком, умеющим радоваться каждому новому дню, умеющему находить чудо в обычном и неприметном!

Список использованной литературы

1.Бахтин М.М. Человек в мире слова. – М.: Изд-во Рос. открытого ун-та,1995. –139 с.

2.Берджес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными. – М.: Альпина Паблишер, 2015.- 238 с.

3.Гиршман М.М. Обучение в начальной школе: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 160 с

4. « Современные приемы и формы обучения» на сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки. URS:http://www.bоокsitе.indех.htm