Лучшие качества лидера. Кто такой лидер

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. На протяжении XXвека его изучение и развитие находилось в центре внимания многих зарубежных учёных, тогда как в отечественной психолого-педагогической науке всегда существовала некоторая нестабильность интереса исследователей к этому вопросу.Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» лишь с кон­ца 60-х - начала 70-х годов прошлого столетия. До этого вре­мени, примерно с середины 30-х годов, проблематика лидер­ства в отечественной науке, равно как, впрочем, и другие аспекты социальной психологии, по причинам идеологичес­кого характера (нарастание в стране тоталитаризма, постепен­ная сталинизация общества) была закрыта.

В основном ученых интересовал дошкольный и школьный возраст (В. Ф. Ануфриева , Н. С. Жеребова, Р. Л. Кричевский, Т. Н. Мальковская, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский и др.). Вопрос о подростковом лидерстве долго не поднимался в отечественной науке, несмотря на большое количество психолого-педагогических исследований детского лидерства (конец 60-х гг. XX в.).

Проблема лидерства оказалась тесно связанной с решением проблемы самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях (Е.И.Головаха, А.А.Кроник, Л.Г.Брылева, В.П.Лаврентьев, Г.Е. Минскер и др.). Довольно интересны современные акмеологические исследования (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, С.Е.Шишов и др.), направленные на изучение и описание закономерностей достижения человеком высот профессионального мастерства и творчества, которые определяют лидерский статус личности и профессионала.

Само понятие лидерства многогранно и рассматривается исследователями с разных позиций. В англоязычной литературе этот феномен рассматривается как сосредоточие групповых процессов, форма убеждения, характеристика личности и порождаемых ею эффектах, отношение к власти, форма группового дифференцирования и других.

Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.

В.Е. Хоккинг предположил, что лидерство - функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе.

В своих работах Т.О. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена лидерства: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности достижения цели.

Все эти определения показывают, насколько тесна связь лидера и группы, в которой он существует, что его деятельность напрямую зависит от потребностей и стремлений этой группы.

В среде отечественных исследователей так же можно выделить некоторые трактовки лидерства. Например, Г. М. Андреева подчеркивает, что лидерство есть психологическая ха­рактеристика поведения определенных членов группы.

М. Г. Ярошевский связывает понятия руководства и лидерства, говоря, что руководство может быть рассмотрено как официально санкционируемое лидерство.

Б. Д. Парыгин придерживается подхода к изучению лидерства, который основывается на взаимосвязи этого феномена с взаимодействием членов группы, говорит о том, что лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а само лидерство – стихийно возникающий процесс, социально-психический феномен, обеспечивающий повышение эффективности официального руководства в малой группе.

Лидерство как один из процессов организации и управления малой группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным результатом, в конечном счете, детерминированный по своему содержанию господствующими в данном обществе социальными отношениями. Так в своих исследованиях Н. С Жеребова рассматривает данный феномен.

А. С. Залужному представляется лидерство как персональная способность к руководству, доминированию одной личности, подчинению себе других в конкретных условиях. Феномен лидерства он связывает с решением задач и с организацией какой-либо деятельности, важной для группы.

Кричевский, в своих работах рассматривает лидерство как средство координации, организации отношений членов группы, средство управления ими.

По мнению А. Л. Уманского, лидерство это результат взаимодействия членов малой группы в конкретный временный промежуток, на который оказывает влияние как наличие тех или иных качеств или их совокупность у ее членов, так и их проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние имеющихся качеств в конкретной ситуации. В своём исследовании мы придерживаемся данной точки зрения, которая не умоляет значения других членов группы, а так же особенности конкретных ситуаций и условий, но говорит о том, насколько важны именно личностные качества для настоящего лидера.

Трактовка, принятая в отечественной со­циальной психологии, очень специфична, но затрагивает многие стороны этого феномена и выглядит так: лидерство это преимущественно психологический по своей природе феномен, стихийно возникающий и развертывающийся в системе не­формальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими. Основу лидерства (прежде всего в ма­лой группе) составляет процесс межличностного влияния, раз­ворачивающийся между лидером (наиболее активный, влия­тельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер.

По данным выше понятиям становится понятно, что лидерство это феномен группового руководства, способный направлять группу, при этом учитывая особенности всех её членов. В отношении того человека, кто является субъектом лидерства, так же имеются различные точки зрения, которые вылились в конкретные формулировки.

Лидер - это представитель малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов, или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентацийс групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей, такова точка зрения Н.С. Жеребовой.

В. И. Зацепин считает, что лидер - это вожак, это человек, который сознательно и активно ведет других к достижению определенной цели.

Мы же, в своём исследовании придерживаемся точки зрения А. Л. Уманского, который пишет, что лидер - человек, который от рождения получает определенные задатки, но это совсем не означает, что он обязательно станет лидером. Для этого он должен овладеть определенными культурными ценностями и находиться на определенном информационном уровне, уметь реализоватьимеющиеся у него возможности.

Все исследовали при изучении лидерства в целом придерживаются одной из существующих различных концепций: теории принятия ролей (Р. Бейлз, Ф. Слеттер, и др.) , системной теории (Г. Хоманс, и др.), ситуационной теории (Р. Стогдил, Ф. Фидлер, Э. Фромм, А.Портер, . М. Грегор, и др.), теории черт (М.Вебер Е. Богардус, Г. Оппорт, др.), поведенческой теории (П. Херси, К. Бланшар, и др.).

Наибольшее распространение и изучение получили три подхода к изучению феномена лидерства: личностных черт, поведенческий и ситуационный.

Ранние исследования лидерства ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Изучение лидерства именно с позиции личностных черт началось с исследования психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. Он считал, что лидер обладает такими качествами, отличающими его от других, которые передаются по наследству и которые можно выделить. Согласно этой теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных черт. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт, выделенные Ф. Гальтоном - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Сторонники этой теории (Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, О. Тэд, С.Е. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался через призму ряда факторов. Во-первых, «способности» - умственные, вербальные т.д. Во-вторых, «достижения» - образование и спорт. В-третьих, «ответственность» - зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, «участие» - активность, кооперация и т.д. В-пятых, «статус» - социально-экономическое положение, популярность. Наконец, в-шестых, «ситуативные черты» личности.

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

1) управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;

2) управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

3) управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

4) управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Составить точный перечень черт, которые присутствовали бы в характерах всех изучаемых лидеров, не удавалось. Впервые список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские», составил американский психолог К. Бэрд в 1940 г. Однако ни одна из черт этого списка не заняла прочного места в разных перечнях. К примеру, только 5% черт были названы в них четыре раза, 4% - три раза, 26% - дважды, 65% - один раз.

Однако говорить о том, что эта теория безосновательна, нельзя. Учёными был сделан вывод, что на чистоту результатов влияла личность исследования, его личные предпочтения в выборе черт в качестве лидерских. Подход к лидерству как к некоему личност­ному качеству или набору черт и умений, часто критикуемый академическими психологами, весьма популярен в наши дни среди отечественных и зарубежных практиков, имеющих дело с отбором, аттестацией и под­готовкой управленческого персонала.

Одним из важнейших исследователей данного вопроса является Ральф Мелвин Стогдилл, который в 1948 г. сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако так же выявил, что в различных ситуациях на первый план выходили различные черты личности.

На смену теории черт пришёл поведенческий подход к лидерству, согласно которому, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил своё внимание именно на поведении руководителя.

Благодаря исследователям, придерживающихся этого подхода, была заложена основа классификации стилей руководства. Стиль лидерства это совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления. Он отражает:степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал и привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.

В этом подходе различают два вида возможного поведения лидера: поведение, ориентированное на работу и поведение, ориентированное на человека.

Поведение, ориентированное на человеческие отношения включает в себя уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала, тогда как поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой ценой имеет своей особенностью игнорирование потребностей и интересов подчиненных и недооценку необходимости развития персонала.

Не приуменьшая вклад исследований, использовавших данный подход, многие учёные говорят о том, что не существует оптимального стиля руководства, тогда как данный подход предполагает именно это. Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.

Тогда как подход с позиции личностных качеств и поведенческий подход сосредотачивают своё внимание на конкретных компонентах лидерства, ситуационный подход выдвигает на передний план то, что решающую роль в эффективном лидерстве играют ситуационные факторы, при этом не отвергая важность личностных и поведенческих характеристик.

Считается, что эффективность лидерства имеет ситуационный характер и зависит от предпочтений, личностных качеств подчиненных, степени их веры в свои силы и возможности воздействовать на ситуацию. Лидерство обусловливают также черты личности самого руководителя, его интеллектуальные, личностные, деловые и профессиональные качества.

Результаты более поздних исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства - в зависимости от характера конкретной ситуации. Настоящий лидер должен уметь вести себя по-разному в зависимости от конкретной ситуации.

В своём исследовании мы придерживаемся системного подхода, говоря о том, что для лидерства важны различные его составляющие: поведение лидера, взаимодействие с членами группы, конкретные особенности ситуаций, но в каждом человеке заложены определённые личностные качества, которые при должном развитии смогут сделать из любого человека настоящего лидера. Р. Стогдилл говорил: "человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств". Мы согласны с его словами, при этом осознавая, что этот набор личных свойств, качеств, важен для становления настоящего лидера. И именно на развитие этих качеств мы можем влиять.

Р. Стогдилл заключает, что "структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных". Поэтому важно воспитывать человека, который сможет влиять на других, учитывая их интересы.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Так, французский социолог, один из основоположников социальной психологии Габриэль Тард полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм.

С этих же позиций личность лидера (вождя) характеризовал его соотечественник Густав Лебон, отмечая в ней, однако, иную совокупность черт: твердую убежденность ("убежденные участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром"), фанатизм ("фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю"), одержимость идеями ("идеи, а следовательно, и те люди, которые их воплощают и распространяют, руководят миром"), слепую веру, "двигающую горы". Ум, интеллект, по Лебону, не являются качествами лидера, так как "мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажутся ему достойными его усилий". По его мнению, только "фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы".

Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: 1) ум или интеллектуальные способности; 2) господство или преобладание над другими; 3) уверенность в себе; 4) активность и энергичность; 5) знание дела. . Позже Р. Стогдилл добавил к ним бдительность, популярность, красноречие.

Проанализировав литературу по выбранной теме исследования, мы выделили ряд лидерских качеств, которые по нашему мнению можно считать лидерскими и на развитие которых будет направлена разрабатываемая программа.

Были выбраны такие качества, как: социальная активность, самооценка и уверенность в себе, интеллект, а так же коммуникативные и организаторские склонности.

Понятие социальная активность является частным случаем понятия активность, которое используется во многих областях знаний. По мнению некоторых авторов - социальная активность это высшая форма человеческой активности, которая проявляется как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее.

Отечественные ученые (Л.П. Буева, О.И. Иванов, JI.H. Коган, В.Г. Мордкович и др.) определяют социальную активность как качество личности, способствующее преобразованию окружающей действительно и самого индивида. Социальную активность личности как динамическое качество личности, способствующее реализации социальной направленности личности и ее готовности проявлять себя в различных аспектах жизнедеятельности, в том числе культурно-досуговой деятельности, представляет в своей диссертации Леонова Е. И.

Развёрнутым и реализующим главный смысл социальной активности является определение, данное В. З. Коганом и именно его мы принимаем за основное. Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Он выделяет значение деятельности в развитии личности и говорит о том, что она является реальным проявлением социальной активности человека.

Дополняя его мнение, Н. П. Фетискин выделяет мотиваторы социально-психологической активности личности, отмечая, что знание молодыми людьми основных своих потребностей – исходный момент самомотивации, личностного менеджмента, и, соответственно, существенный плюс для выстраивания своего собственного жизненного пути, карьеры.

Следующим качеством личности является интеллект. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение - интеллект (ум) - мыслительная способность, умственное начало у человека.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект - это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Штерн В. же полагал, что интеллект - это есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным усло­виям.

В нашей работе мы придерживаемся мнения Айзенка, который говорит о коэффициенте интеллекта (баллах IQ) - показателе способности человека узнавать что-то новое. Это степень, в которой человек может наблюдать и понимать происходящее.

Интеллект включает в себя несколько компонентов. Любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности. Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного. Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных ею взаимосвязей. Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи. Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Следующим, не менее важным качеством личности является самооценка.

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.

Бориснёв С. В. рассматривает самооценку как свойство человека оценивать себя, свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации.Мы придерживаемся точки зрения А.И.Липкиной, по мнению которой самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

В.В. Синявский и В.А. Федорошин говорят о таких качествах личности, как коммуникативные и организаторские склонности, направляя на их изучение свой диагностический материал.

Коммуникативные способности это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Они позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и др. виды деятельности, а так же определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия.

Л.И. Уманский разделяет организаторские способности на три группы: организаторское чутье, умение оказывать эмоционально-волевое воздействие, склонность к организаторской деятельности. Л.И. Уманский выделяет способность руководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за нее, получение положительных эмоций от ее осуществления и скуку, если ею не заниматься.

Именно этот набор качеств личности диагностировались в ходе нашего констатирующего эксперимента, как лидерские. Те качества, которые при всех остальных объективных и субъективным условиях позволяют человеку стать лидером, настоящим руководителем той группы, в которой он существует.


Развитие лидерских качеств способствует развитию крепкого внутреннего стержня человека. Термин «лидерство» встречается в различных науках, занимающихся изучением человека и общества. Для любой группы, состоящий из более двух человек, актуальна данная проблема. Кто-то из ее членов начинает вести себя активней, к нему начинают прислушиваться, его мнение ставят выше других. Участники группы в процессе формирования коллектива условно разделяются на два лагеря: ведущих и ведомых.

Изучение данного феномена продолжается на протяжении многих лет. Понятию «лидерство» посвящено огромное количество научных работ.

Почему это так важно? Определение понятия и критериев лидерства способствует усовершенствованию методики эффективного управления, что немаловажно в современном обществе.

Споры о том, становятся лидерами или рождаются, идут до сих пор. Часть психологов придерживается первой версии, другие склоняются к теории наличия задатков от природы. Но и те, и другие сходятся в том, что при должном упорстве и желании любой человек может , что приведет его к успеху в карьере и личной жизни.

  • Такого человека из толпы выделяет особая харизма.
  • Энергичность и решительность всегда характерны для лидера.
  • Эти люди не боятся взять на себя ответственность и инициативу.
  • Контроль над собственными эмоциями позволяют сохранять спокойствие и хладнокровие в любой ситуации, искать оптимальный выход из сложившихся обстоятельств.
  • Умение «зажечь» окружающих, увлечь их идеями, сделать своими соратниками.

Лидер и руководитель: отличия и сходства


Успех любого дела зависит от того, кто им управляет. Первое лицо любой компании – ее руководитель, отвечающий за результаты и несущий ответственность за все, что происходит. При этом, не всегда директор или начальник является лидером.

В СССР были очень хорошие руководители. Но не все они смогли перестроиться и стать лидерами в современных условиях. Эффективное управление зависит от того, сможет ли человек совмещать обе роли. В чем же отличия между руководителем и лидером?

Руководитель

Руководитель не стремится к достижению каких-либо целей. Для него задачи обычно ставит кто-то, стоящий выше, поэтому отсутствует личная заинтересованность. Как следствие, у руководителя пассивная позиция по отношению к результату работы и низкая эффективность деятельности работников.

Руководитель контролирует сотрудников, причем наказания за проступки встречаются гораздо чаще, чем поощрения за успехи. Недочеты в работе выносятся на обсуждение, в отличие от достижений, которые практически не отмечаются.

Руководитель требует уважения к себе.

Лидер

Лидер четко видит конечную цель и планирует этапы ее достижения. Он стремится увлечь подчиненных, заинтересовать их результатом, к деятельности.

Лидер мотивирует и вдохновляет группу. Работа над ошибками проходит совместно, коллектив ищет пути их решения. Поощрения преобладают над наказаниями.

Лидер относится к сотрудникам как к коллегам, приветствует инициативу от подчиненных.

Совмещение

Для того чтобы эффективно руководить компанией и построить карьеру, недостаточно быть хорошим руководителем. Современная реальность такова, что начальник должен иметь задатки лидера, только так можно говорить о достижении каких-либо результатов и развитии организации.

Список личностных качеств лидера


Выделяют несколько главных качеств, которые необходимы лидеру:

  1. Ответственность.
  2. Адекватная самооценка.
  3. Эмоциональный интеллект.
  4. Высокая концентрация внимания.
  5. Эмпатия.
  6. Упорство и терпеливость.
  7. Обаяние и харизма.
  8. Планирование саморазвития.

Развитие лидерских качеств требует постоянной работы над собой. Планирование на этом этапе имеет большое значение. Для этого следует придерживаться несколько важных рекомендаций:

  • Правильно поставить цель может не каждый . Конечный результат многим представляется слабо и очень размыто. Это одно из главных препятствий на пути к успеху. Чем яснее поставлена цель, тем больше шансов ее достичь.
  • Не упускайте возможности! Умение их распознавать и использовать является отличительной чертой любого лидера. Пассивное ожидание подходящего случая – это не для тех, кто действительно стремится к успеху.
  • Не бойтесь рисковать! Не следует забывать о таком понятии в психологии как «зона комфорта». В ней человек чувствует себя привычно и удобно, ему хорошо во всем. Но часто именно «зона комфорта» является препятствием на пути к развитию, так как в ней легко можно «застрять». Не нужно бояться новых ситуаций, неожиданных поворотов и событий. Без них невозможен личностный рост и развитие лидерских качеств.
  • Необходимо всегда быть открытым обучению. Не стоит думать, что с получением диплома о высшем образовании, больше не придется открывать учебники. Никогда не стоит пренебрегать теоретической частью любого вопроса. О том, что в знании заключается сила, было сказано давно одним из классиков.
  • Наблюдайте за другими и перенимайте у них положительный опыт . С самого детства перед глазами человека есть люди успешнее и удачнее его в делах. Не следует им завидовать, так как гораздо больше пользы принесет перенимание их опыта и профессиональных качеств.

Большинство людей, которые слышат термин «лидер», связывают его, безусловно, со стойким и уверенным в себе человеком. Прекрасным наставником может быть не только руководитель фирмы, успешный бизнесмен, но и обычный человек, стремящийся к хорошей жизни. Изучая характер, присущий активистам, необходимо также узнать, какими качествами обладает лидер.

Как правило, такие люди идут впереди не только в своем бизнесе, но и в обычной повседневной жизни. Все «передовики» стараются представить, каким будет их жизненный путь. И разрабатывают планы, какими они станут в ближайшее время и через многие годы.

Характер лидера

Какие качества политического лидера должны присутствовать, чтобы завоевать поддержку окружающих людей? Ярко проявляется характер такого человека в те моменты, когда лидер оказывается в трудной жизненной ситуации, и от его поступков многое зависит в этот момент. Главное для него - это устойчивость и твердость.

Как правило, истинное лидерство неотделимо от привлечения других людей. Доверие последователей к лидерам пропадает, если они замечают некую неустойчивость характера. Стабильная эмоциональность и сила духа - это успех во взаимоотношениях с людьми.

Качества, которыми должен обладать лидер

Качества лидера - это неотъемлемый фактор, который определяет успехи и неудачи. Основное условие достижения успеха в любой человеческой деятельности - это навык и умение взять на себя определенные функции, а также обеспечить соответствующее руководство.

Сегодня предлагается широкий выбор книг о том, как развить в себе навыки и качества лидера не только в деловой, но и в повседневной жизни.

Лидерами невозможно родиться, лидерами возможно стать!

При благоприятной возможности человек ищет пути для того, чтобы занять лидерскую позицию. Многие живут обычной жизнью до тех пор, пока не возникла какая-либо ситуация, потребовавшая от них решающего шага, в результате которого они приняли на себя ответственность лидерства со всеми его последствиями.

«Передовиком» можно стать лишь тогда, когда не только в бизнесе, но и в повседневной жизни человек проявляет определенные качества, а также нормы того поведения, которое свойственно именно лидеру.

Что такое лидерство?

Наряду с другими навыками, лидерство - это усовершенствование поведения и отношения к жизни через практику путем многократного повторения. Такое качество, как желание вести за собой людей, обычно вознаграждается сполна. Если вы - лидер, то непременно завоюете поддержку и уважение тех людей, которые вас окружают. Наслаждение чувством масштабного контроля и личной властью в любых аспектах жизни становится для вас неотъемлемой частью. Цели, которые раньше могли показаться заоблачными, теперь достигаются намного проще.

Можно ли стать лидером?

Чем в большей мере вы сможете применить к себе качества лидера, тем положительнее будете относиться к себе. Придет ощущение наслаждения высоким уровнем самооценки и самоуважения. Чувствуя себя умным, сильным человеком со способностью достигать наилучших результатов, вы сможете произвести перемены в лучшую сторону не только на работе, но и дома.

Дать начало мыслям и поступкам, которые присущи лидерам, а также, применяя все эти качества на практике в своем бизнесе и личной жизни, вы сможете притянуть к себе всё больше и больше возможностей, использовать все свои таланты на еще более высоком уровне.

Стоит перечислить основные качества лидера, без которых трудно удержаться на вершине пьедестала.

Качества, необходимы лидеру

  • Мужество - это смелые решения и действия на пути из неудач и трудностей. Контролировать себя, испытывая страх, принимать нелегкие решения и совершать действия, когда нет гарантии в том, что успех будет на вашей стороне - это качества хорошего лидера.
  • Искренность . Чтобы заслужить доверие, в первую очередь необходимо быть честным с самим собой. Только тогда можно сказать, что мы открыты и перед другими людьми, окружающими нас.
  • Реализм . Принимайте мир таким, каков он есть на самом деле, а не таким, каким бы вы хотели видеть его сами. Это золотое правила реализма. Необходимо не позволять себе расстраиваться из-за неприятностей, а также не стоит верить в то, что кто-то решит наболевшую проблему за вас. Быть примером во всём - это неотъемлемое качество настоящего лидера. На таких людей принято равняться, они очень надежны. Если лидер дал обещание, хотя, возможно, и очень неуверенно, стоит полагаться на то, что оно будет сдержано.
  • Аналитический склад ума - это именно то, что даст возможность вынести из неудачи ценный опыт. В будущем такие «набитые шишки» обязательно пригодятся и помогут избежать возможных неудач.
  • Способность и готовность учиться. Личный рост, саморазвитие - всё это требует осознанной подготовки, усилия и работы над собой. Лидер - это тот, кто всегда готов к новому и неизведанному, тот, кто хочет глубоко изучать те нюансы, которые впоследствии сделают его еще более решительным человеком.

Все эти качества, необходимые лидеру для того, чтобы достичь успеха, нужно совершенствовать ежедневно.

Психологические качества

Всем известно, что каждый человек - индивидуальность. Но не все знают то, что именно личность в процессе становления и формирования характеризуется психологическими качествами, которые, как правило, остаются с нами уже на протяжении всей жизни.

Психологические качества лидера бывают положительными и отрицательными. Влиять на это может воспитание, общество и прочие факторы. Например, люди, которые занимаются спортом, скорее всего, обладают стойкостью, волей к победе и выносливостью. Чувство вкуса мы сможем развить в себе, если много читаем, интересуемся искусством и занимаемся творчеством. И таких примеров может быть очень много.

Минусы лидера

Увы, не все качества мы можем расценивать как положительные. Например, те самые занятия, названные ранее, могут иметь обратную сторону медали: спорт подразумевает серьезную конкуренцию, а отсюда следует, что и основным качеством человека будет жестокость. Это может относиться к абсолютно любым занятиям, посвящать жизнь которым мы готовы, погружаясь в них с головой.

На протяжении жизни в людях формируется "скелет" личности. Предугадать всё порой невозможно, многие события случаются против нашей воли, но так или иначе оставляют неизгладимый след, который впоследствии и формирует психологические качества лидера.

Поведение настоящего лидера

Человек, ведущий за собой окружающих, должен обладать следующими умениями и навыками:

Политическое лидерство

Политический лидер - человек, который, обладая определенными качествами, способен вести за собой людей и всю систему в целом.

Существует три аспекта, которые определяют составляющие личности:

  • инструменты, с помощью которых власть осуществляется;
  • непосредственно ситуация.

С помощью каких черт характера политические наставники приобретают доверие со стороны окружающих? И какие личные качества лидера присущи политику?

Отличительные черты политического лидера

Условно все их можно поделить на три группы:

  • природные качества;
  • нравственные качества;
  • профессиональные качества.

К первым, пожалуй, можно отнести силу воли характера, наличие тонкой интуиции, решительность, магнетизм. Во вторую группу стоит включить такие качества политического лидера, как честность, благородство, нравственность, забота об окружающих людях и справедливость.

К третьей группе можно отнести следующие качества лидера:


В совокупности такие характеристики прокладывают дорогу к возможности осуществления государственной и общественной деятельности. Все эти качества, необходимые лидеру, как правило, напрямую связаны с его политической деятельностью и умением оставаться на высоте.

Функции политического лидера

Цели, которые лидер ставит перед собой, обычно связаны непосредственно с функциями, которые он выполняет. Ситуации бывают критическими и чрезвычайными, но важно при этом создать такую программу действий, которая при любых обстоятельствах могла бы быть воплощена в жизнь.

Список основных функций политического лидера:

  • Аналитическая . Она подразумевает глубокий анализ сложившейся ситуации.
  • Разработка программы действий. Выполнение данной функции зависит от такого качества личности лидера, как способность брать на себя большую ответственность. Также необходимо обладать решимостью и смелостью.
  • Мобилизация граждан страны. Умение убеждать, вступать в переговоры, вести за собой массы и вдохновлять - основные качества лидера, требующиеся для реализации данной функции.
  • Новаторская : разработка усовершенствованных программ, новых идей, формирование целей и задач.
  • Организаторская - это соединение коммуникативной и новаторской функции. Способность организовывать сообщества, завоевывать доверие человеческих масс, регулировать реформы и преобразования.
  • Коммуникативная : служение людям, выражение интересов общества, учитывание смены общественного настроения, мнения, которое отражает динамику жизни.
  • Координационная . Согласование преобразований, координация всех ветвей власти, в том числе суда и исполнительных органов.

После того как вы сможете освоить основные личностные навыки, перечисленные ранее, каждый будущий шаг будет даваться легче с каждым днем. Все эти рекомендации, безусловно, помогут в том, чтобы хоть чуточку приблизится к заветной мечте или просто стать более уверенным в себе.

Необходимо понимать, что для того, чтобы стать лидером, нужно пройти долгий и тяжелый путь, который требует постоянной работы над собой. Это процесс перевоплощения, который никогда не заканчивается. На пути к успеху необходимо получать удовольствие от собственного самосовершенствования.

Поиск новых вариантов для мотивации окружающих - задача настоящего лидера! Справиться с ней под силу каждому человеку, достаточно приложить усилия. Такая работа над собой должна проводиться ежеминутно. Но научившись получать удовольствие от таких перемен, человек уже не захочет останавливаться и пойдет к новым вершинам.

Фраза «Лидерами, не рождаются, а ими становятся» известна всем, кто хотя бы раз в жизни оказывался в составе команды. Это не пустые слова, опытные психологи, имеющие стаж работы с людьми, разбирающиеся в человеческой психологи отмечают, что есть проверенные и весьма успешные методы воспитать в себе лидерские качества и командирские привычки. Но достаточно ли этого? Что еще должно быть заложено в психике человека для достижения поставленной цели – уметь управлять людьми, держать в своих кулаках общественное настроение, держать нос «по ветру»» и уметь создать благоприятную атмосферу. Причем не обязательно, чтобы человек, за которым идут, был «семи пядей во лбу». Просто нужно научиться ставить конкретные цели, определять приоритеты.

Важное и, пожалуй, главное качество лидера – это обостренная интуиция, умение предвидеть и коммуницировать с окружающими, особенно со своими коллегами, командой. Большинство приписывает вожакам массу определенных черт характера и качеств. Но это неправильно.

Лидеры – это не всегда герои, эрудиты, красавцы, силачи. Этот человек умеет действовать, порой идет ва-банк, реально и честно оценивает сложившуюся ситуацию, готов к поражениям и стойко их переносит и четко оценивает свои способности и возможности. Он не обманывает себя и не летает в облаках, вот почему качества лидера можно в себе воспитать каждому.

Как видим – это не инопланетное существо, которое с молоком матери впитало в себя поразительные качества, а обычный человек.

Важные качества для лидера

Рассмотрим ряд отличительных черт того, кто сможет обуздать толпу и повести за собой миллионы. Что-то из нижеперечисленных признаков может быть в крови человека, то есть передаться на генетическом уровне, некоторые черты воспитываются окружением, а что-то можно обрести самостоятельно, взяв волю «в кулак». Но будучи уже взрослым, многие утверждают, что перевоспитать себя невозможно. Что есть в характере, то и будет сопровождать до конца жизни. Но практика показывает совершенно другое. Все можно изменить, главное иметь желание – это самый важный «ингредиент» человеческой натуры. Если мы чего истинно хотим, то добиваемся этого, чего бы нам это ни стоило, не так ли?

Уважением к людям, коммуникабельность

Общество – весьма чувствительная категория. Не то что повести за собой, а хотя бы остановиться на уровне общения можно только тогда, когда проявляешь к своему визави уважение. Оскорбительное, хамское отношение, пренебрежение советами, неумение слушать, слышать, закрытость всегда вызывает у людей отторжение и ни о каком развитии не может быть и речи.

Необходимо «подкупить» сотоварища, причем в хорошем смысле. То есть проявить максимум понимания и дать понять – его мысль и мнение имеют колоссальное для вас значение. Также нужно научиться заинтересовать человека. Ведь никто из нас не откроет книгу, не просмотрит фильм, если не будет интереса. А что уж говорить о важных делах, например о новом проекте, поездке, отдыхе, если человека не удалось заинтересовать?

Заинтересованность в жизни команды

Нельзя быть в группе и не знать, кто и чем в ней дышит. Лидер попросту обязан быть в курсе событий в жизни своих сотоварищей. Его участие, банальное сочувствие или понимание уже первый шаг на пути к «вербовке». Также важно создать в коллективе здоровую, стимулирующую, а если хотите, и мотивирующую атмосферу. А это напрямую зависит от лидера. Он обязан со всеми общаться на равных, не выделять никого из толпы и не создавать себе любимчиков. В группе не должно быть ревности, зависти и обиды. Все члены команды в душе должны ощущать собственную значимость и понимать, что без него цепочка общего действия будет разорвана.


Требовательность к себе

Чтобы стать лидером, необходимо в первую очередь быть требовательным к себе. Давайте ответим на вопрос – пойдете ли вы за тем человеком, у которого есть проблемы с самодисциплиной? Нет, вряд ли найдется успешная компания, главой которой является алкоголик или наркоман. Во всяком случае, в начале пути он не отвлекался на глупости и поэтому за ним шли люди.

Итак, какие требования по отношению к себе должен выполнять лидер: вести . Больной, слабый человек, будь то женщина или мужчина не вызывают авторитета. Необходимо работать над своим здоровьем. Заниматься спортом или хотя бы посещать бассейн, фитнес-клуб, тренажерный зал.

Не может лидер то и дело пропадать в больницах по причине недомогания. Поэтому нужно сделать все, чтобы органы не давали сбой – есть , пить чистую воду.

Умственные способности

Глава команды обязан быть более эрудированным, чем члены его команды. Нужно быть готовым ко всяким вопросам и давать сотоварищам конкретный и проверенный ответ. Болтовня ни о чем, пустые обещания, скрытая ложь и другие негативные методы вербовки людей вылезут боком. Если кто-то и поверит в начале, то потом раскусит обманщика и хвастуна в два счета. Минимум уйдет, максимум «начистит» лицо за потерянное время и массу разочарований. Читайте книги, всегда следите за новостями, особенно в своей сфере.

  1. Не стыдитесь перенимать опыт у более опытных коллег. Особенно следите за деятельностью, чертами характера тех, кто сумел достигнуть в этой жизни большего и пользуется авторитетом, уважением окружения.
  2. Не бойтесь ошибок, они нас учат не совершать их в дальнейшем. Главное, не останавливаться из-за мелких огрехов и идти дальше. Но если есть возможность – все же учитесь не на своих, а на чужих ошибках. Проанализируйте их методы, опыт и применяйте в своей деятельности. Более того, банально попросите у опытного товарища совета, не стесняйтесь обратиться за помощью.
  3. Отлично помогают развивать интеллект новые знакомства, общение с друзьями. В процессе беседы мы всегда можем узнать что-то новое, пополнить запасы знаний в той или иной области. Полученная информация всегда пригодится.
  4. Мозг тоже должен «отдыхать». Периодические перерывы в работе, позитивный настрой, радость и веселье способны также освежить способности.

Будьте уверены в себе

Без этой черты характера никогда из вас не получится лидер. Чтобы достигнуть хоть чего-то – нужно верить в себя и делать ставку только на успех. Конечно, некоторая доля сомнений может быть, это нормально для каждого из нас.

Чтобы воспитать уверенность, необходимо фиксировать каждую победу, пусть даже маленькую, незначительную. Из таких кирпичиков можно будет водрузить огромное сооружение, которое станет мощным стержнем в характере лидера.

Одержав первый «выигрыш», продолжайте дальше. Будьте напористы, если попали в затруднительное положение, ищите другие варианты для преодоления пути. Не стоит относить трудности к негативу, это в какой-то степени плюс. Таким образом, оттачивается, утверждается характер.

Также важно проявляться уверенность в себе во время беседы. Мало кому из нас известно, что твердость характера в первую очередь проявляется при общении. И если преодолеть неуверенность, робость в разговоре, то дальше будет намного легче.

Поэтому общайтесь, ведите беседы с теми, кто старше и выше вас по статусу. Не бойтесь получать «удары», важно чтобы вы давали «отпор», то есть уметь парировать, отвечать. Со временем мастерство будет отточено, и разговор будет проходить в легкой и непринужденной обстановке, без ваших заиканий, препинаний, покраснений и т.д.


Умейте правильно общаться

Чтобы ощутить себя истинным лидером, не бойтесь выступать перед людьми. Ораторское искусство предусматривает не только влекущие слова и лозунги. Человек должен уметь «держаться» на людях, внушать уверенность в себе и тем, кто его слушает. Попробуйте прямо сейчас.

При общении и выступлениях, защите проектов нельзя давить на жалость. Запомните – любое дело, на которое вы пошли с командой, сопряжена с проблемами, которые нужно решать стойко и без соплей. При этом голос звучит твердо, говорите четко, убедительно, можно даже немного добавить «наглости», но в меру!

Будьте напористы и выносливы

Уверенным быть в себе поможет выносливость и напористость человека. Нельзя после первой же неудачи или трудности опускать руки. Команда пойдет именно за тем человеком, который не сдается и внушает своим товарищам уверенность, мотивирует свою решительность, стимулирует не только на словах, но и поведением. Здесь же проявится и ответственность человека. Ведь его товарищи глядят на него с надеждой на то, что он доведет их до успешного завершения дела. Вспомните великих личностей, которые сделали для мира величайшие открытия. Ведь им пришлось тренироваться годы, десятилетия, чтобы добиться своего. Не бывает легких побед, иначе она будет попросту неощутима.

Есть легкий способ укрепления своей выносливости. Поставьте перед собой задачу, которую вы на данный момент в любом случае не способны выполнить. Но идите к ней навстречу решительными шагами, преодолевая трудности и препятствия.

Работайте над своим характером

Что мы говорим о боссе, который то и дело на всех орет, бросается бумагами, ругает по причине и без? Конечно отвратительные слова. В таких компаниях как правило, большая текучка. Работники сменяют друг друга, из-за чего падает эффективность труда и, конечно же, прибыль. Даже если там предлагают большую зарплату, не хочется становиться объектом унижений и оскорблений. Поэтому запомните следующие правила:

  1. Контролировать свои эмоции и не выходить из себя.
  2. Не сплетничать ни с кем о сотоварище, пресекать злые разговоры в коллективе (доме, классе).
  3. Не нужно быть слишком мягкотелым, все позволять и все прощать, иначе о дисциплине не может быть и речи. И к тому же, настоящий лидер не должен быть «мямлей». Главное – быть справедливым, и в то же время не давать шансов на нарушение субординации, панибратство, амикошонство.
  4. Будьте позитивны, внушайте коллегам только положительные перспективы.

Лидер должен быть оптимистом и с уверенностью смотреть в будущее. Никаких разочарований, скандалов, конфликтов, разборок.

Будьте тверды

Как бы ни было тяжело – но с самого начала нужно научиться говорить «Нет!». Иначе сядут на голову и перестанут видеть в вас вожака стаи. Не бойтесь кого-то обидеть, ведь вы применяете это слово уместно, а не для того, чтобы сделать больно. Если не научитесь – вы не лидер, уходите с этого места и уступите его другому, более решительному и твердому человеку.

Что касается товарищей, то они не должны обижаться. Конечно, поначалу будут «непонятки», но это не значит, что вам нужно сдавать свои позиции. Важно уметь объяснять, почему «Нет!». Умный человек поймет, дурак возмутится. Если в вашей команде есть, лучше от него избавиться – пусть уходит и не нарушает дисциплину. Будете следовать нашим советам – все будет в порядке. Наступит момент, когда уверенные в вас коллеги не будут переспрашивать, почему вы дали негативный ответ.

  1. Никогда не угрожайте своему сотруднику – это не метод, к тому же выглядит подло. Не хочет работать или слушаться – дистанцируйтесь.
  2. Не нужно вызывать у команды жалость, вожак не имеет на это права. Категорически не раскрывайте мелкие детали личной жизни, все должны знать – у вас все в порядке. Душу изливать нужно только близкому другу или родственнику.
  3. Научитесь говорить слово «Нет» и себе. Пожалуй, это самое трудное для каждого человека. Но и у лидеров бывают свои слабости, и если он не научится отодвигать их на второй, еще лучше на третий план – пиши-пропало. И к тому же удовлетворять все свои желания, то организм полностью расслабится и избалуется.
  4. Откажитесь от всех . Сюда относится курение, спиртные напитки, азартные игры, обжорство и т.д. В вашей жизни должен быть полный порядок и никаких пагубных излишеств, а то не останется сил для управления людьми. Да и какой пример вы показываете окружающим? Команда хочет быть похожей на своего лидера, а здесь такое – непорядок!


Будьте решительны в решениях

При планировании каких-то вещей, обязательно составляйте список. Составьте схему, и шаг за шагом согласно плану подбирайтесь к решению. Если что-то получается не так, не раздражайтесь. Нужно успокоиться, оценить сложившуюся ситуацию и действовать дальше. В этом смысле отлично помогает йога. Простые и легкие в выполнении 7 чакр на каждый день недели позволят привести в порядок внутренний мир, от которого все и зависит.

При принятии решения нужно взвесить все «за» и «против», подумать о последствиях, причем в разных вариациях.

Стремитесь к своей цели невзирая ни на что

Если поставили цель – не забывайте о ней, ведь она ждет вас с нетерпением. Есть точка, к которой нужно стремиться, быстро или медленно, главное идти, а не стоять на месте. Нужно понимать, что не она к вам, а вы к ней должны идти, по-другому не бывает. И, пожалуйста, навсегда забудьте привычные отговорки типа «С понедельника начну», «Завтра это сделаю», «подожду, когда наступит лето» и т.д.

Внушайте себе, что все получится. Хотите получить хорошую должность – готовьтесь к ней мысленно и убеждайте себя в том, что лучше вас с ней никто не справится.

Будьте ответственны

Хотите командовать – тогда учитесь и отвечать за всех! И если что-то сделали не так – не стесняйтесь признавать ошибку. Лидер должен быть честным и открытым, и ни в коем случае нельзя перекладывать ответственность на плечи других. В лидерстве есть не только позитивные, но и отрицательные последствия. Глядя на вашу самоотверженность – команда получит наглядный пример и будет так же серьезно и ответственно относиться к своим обязанностям.

Ответственный человек умеет правильно распределять обязательства между сотоварищами. Для этого нужно знать способности и наклонности каждого из подчиненных. Таким образом, и группа не будет конфликтовать, и дело будет ладиться.

Учитесь быть организатором

Лидер без коллектива – не лидер. И если в команде возникает непонимание, разлад – считайте, что вы не оправдали своего звания. Научитесь организаторским способностям. Нужно внимательно следить за поведением каждого подчиненного, выслушивать, считаться, чувствовать настроение среди сотрудников. Перед главным в команде стоит тяжелая, но разрешимая задача. Нужно создать атмосферу, в которой все будут . Причем контролировать этот процесс придется все время.

Нужно уметь объединять, сплачивать людей вокруг идеи, дела, проекта, работы. А для этого нужна мотивация. Не ведите их к цели, которая не оправдает ожиданий. Как бы банально ни звучало, она должна принести моральное, физическое или финансовое удовольствие, или все вместе.

При преодолении трудностей, несите тяготы вместе со всеми, не обособляйтесь и не создавайте из себя «барина» с кучей прислуги. Каждый должен выполнять свою работу, но выполнять её честно, не сваливая на плечи другого.

Не забывайте о себе

Да, по пути к лидерству, характер человека претерпевает массу изменений. Но не нужно полностью переделывать себя, оставайтесь самим собой, разве что подточите свои качества и уберите все лишнее, ненужное, вредное.

При устранении негативных качеств, все записывайте в тетрадку. В конце дня сделайте анализ поступков и решений, продумайте еще раз, правильно ли вы поступили – никогда не поздно сделать выводы.

Советуйтесь с близким, родными, друзьями. Пусть они также выпишут все ваши недостатки на листок. Не нужно обижаться на критиков, ведь они желают вам только лучшего.

Проведите интересный и действенный ритуал. На листке бумаги выпишите все свои недостатки, препятствия, не позволяющие достигнуть желаемого. Не нужно долго думать – отражайте на листке все, что приходит на ум. Пусть вы даже будете повторяться – не беда. Главное ничего не скрывать и быть честным перед самим собой. Затем скомкайте и сожгите бумагу, вместе с огнем, уйдет все плохое и дорога к цели очистится.

И главное – не забывайте себя иногда баловать. Мы не говорим о том, что нужно вернуться к разгульной жизни, пагубным привычкам, приступам лени и т.д. Просто полюбите себя, не отказывайтесь от моментов, дарящих удовольствие. Например – отправьтесь на море или за город, отдохните в кругу семьи на даче, пожарьте шашлыки, половите рыбку, отправьтесь с друзьями на охоту. Женщинам лидерам нельзя забывать и о своей внешности. Она попросту обязана выглядеть сногсшибательно, и не имеет права на запущенность. Посетите спа-салон, ухаживайте за кожей, волосами, будьте красивы. Не стоит отказываться выбираться с друзьями в ресторан, на природу. Единственное условие – делайте это в свободное от работы время. В течение недели нужно трудиться вместе с командой, а отдыхать в заслуженные выходные. Причем отдыхать должны все без исключения. А если возник форс-мажор, завал на работе – то и включаться в дело нужно всем без исключения, особенно лидеру команды.

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.

Лидер – это лицо какой-либо группы, организации, команды, которое имеет признанный авторитет и обладает влиянием, которое проявляется в виде управляющих действий. Он есть в каждой группе или сообществе людей. Качества лидера – не только врожденные, их также можно сформировать и развить, это и рассмотрим в нашей статье ниже.

Основные лидерские черты

Меняется общество – меняются лидеры. Каждый из человеческих коллективов требует от лидера особых качеств. Одни черты характера нужны капитану футбольной команды, другие – капитану корабля. Но можно найти и общие лидерские качества. Такими чертами характера, востребованными в нашем обществе, являются:

  • честность;
  • открытость новым знаниям и готовность изменяться;
  • воображение;
  • уверенность в собственных силах;
  • чувство юмора;
  • энтузиазм;
  • рациональность и жесткость;
  • готовность к переменам;
  • умение видеть и удерживать цель;
  • способность быстро отыскивать нужные средства для воплощения цели;
  • интересная внешность и харизма.

Развитие лидерских качеств – это ежедневный труд, и он потребует всех ваших сил.

Как выглядит лидер

Кто такой лидер внешне? Посмотрите – успешный человек всегда заметен. Если есть твердое решение развивать лидерские качества, работайте над своей внешностью. Харизма – это совокупность внешних характеристик человека как лидера, привлекающая людей. У вас должна быть:

  • хорошая стильная одежда;
  • аккуратная прическа и ухоженный внешний вид;
  • чистая обувь;
  • стильные аксессуары – портфель, часы, ежедневник, гаджеты.

Определитесь, какой вы лидер или каким хотите стать

  • формальным и неформальным. Это всем знакомая ситуация – формальный лидер – официальный руководитель компании, но тон в ней задает неформальный;
  • лидером – вдохновителем, генерирующим идеи и организовывающим вокруг нее группу или ведущим-исполнителем, умеющим лучше всех выполнить задачу;
  • деловым – организатором и вдохновителем производственного процесса, умеющим правильно распределить рабочие задания;
  • эмоциональным – сердцем группы, вызывающим симпатию и доверие;
  • ситуативным – проявляющимся в критический момент и берущим на себя руководство для решения конкретной проблемы;
  • универсальным лидером, объединяющим все эти качества.

Попробуйте стать одним из таких лидеров, используйте свои врожденные особенности. Определитесь, что у вас получается лучше всего – организовывать работу, генерировать идеи или виртуозно проводить деловые встречи. Добейтесь в этом совершенства и поднимитесь еще на одну ступеньку вверх на пути к цели.

Качества лидера, такие как умение мотивировать людей, позволяют членам группы раскрыть свои возможности, подталкивают делать больше, чем они могли раньше. Его энергия позволяет разблокировать скрытые ресурсы остальных – личные свойства человека, скрытые возможности группы или фирмы. Лидер – это маяк, который обозначает путь для других, за ним следуют добровольно.

Что необходимо делать для формирования лидерских качеств

Какими качествами должен обладать лидер для того, чтобы вести за собой других?

Лидер – это тот, кто может обозначить и удерживать во внимании конечную цель, сохраняет возможность вести к ней группу даже при самых неблагоприятных условиях, заражает других своей верой, энергией и страстью ее достичь.

Рождается ли человек таким или нужные лидерские качества развиваются в процессе жизни – вопрос, открытый для дискуссий. Но их формирование при целенаправленной работе и упорстве – возможно. Это постоянный труд, работа над собой человека, готового отвечать за других.

  • Видение цели

Определите цель, четко знайте, куда идти и что хотите получить в конце пути. Будьте способны построить стратегию для достижения желанной цели. Чтобы развить у себя такую черту, нужно изучать биографии исторических лидеров и успешных людей современности, знакомиться с классической литературой по стратегии построения бизнеса, наблюдайте за теми, у кого ярко выражены эти качества.

Планируйте каждый свой день, анализируйте вечером эффективность и правильность действий. Постепенно удлиняйте период планирования.

  • Способность быстро и точно принимать решения

Не страшитесь принимать сложные и ответственные решения. Чтобы научиться принимать решения, начинайте там, где ошибка не будет критической и не нарушит уверенности в своих силах. Даже если оно ошибочное – это отличный повод для извлечения урока о том, как не нужно это делать. Научитесь отстаивать свою точку зрения при уверенности в правоте решений.

  • Умение рисковать

Не бойтесь действовать в необозначенных ситуациях, будьте готовы к тому, что хороший результат, возможно, недостижим. Будьте азартны и готовы к риску. Чтобы правильно оценить решение, научитесь взвешивать ситуацию, четко обозначая плюсы и минусы всех возможных вариантов развития событий по пятибалльной шкале.

Потом следует оценить варианты, отдавая себе отчет в том, что все решения несовершенны и можно проиграть. Но каждая ошибка – это всегда повод научиться новому.

  • Умение вдохновить членов команды

Лидер способен создать команду, с которой намного легче достигает цели. Он объединяет людей для ее достижения, способен мотивировать их работать на таком уровне, который ранее был для них недостижимым.

Чтобы обучиться этому качеству, учитесь манипулировать людьми, изучите мотивы, которые ими двигают. Для этого научитесь слушать человека. Слушать и услышать – разные вещи. При беседе нужно полностью сконцентрироваться на собеседнике, давайте понять, что вы его слушаете: жестами, улыбкой, кивками. Если нужно – записывайте. Научитесь инициировать дискуссии членов команды, критически оценивайте все точки зрения и извлекайте из них здравое зерно. Такое внимание к каждому сплотит команду.

  • Активная работа над собой

Будьте честны с собой и другими в оценке негативных и позитивных сторон себя, приготовьтесь меняться, если это нужно, ведь нет предела совершенству.

Обучитесь последовательности, умейте сдерживать припадки ярости и вспышки истерики – этим показывайте пример членам команды. Будьте готовы к критике. Для этого не бойтесь спрашивать о том, что улучшить в своем стиле руководства, вести дневник – это помогает критически оценить свои действия. Обеспечьте обратную связь с членами команды, что поможет скорректировать поведение.

  • Не старайтесь всем нравиться

Помните, что нет идей, которые бы устраивали всех. Не стремитесь нравиться. Развитие лидерских качеств состоит в том, чтобы не бояться конструктивной критики и опасаться несправедливой похвалы – она тормозит прогресс. Следует научиться находить позитивные стороны событий.

  • Укрепляйте здоровье

Работа над собой – тяжелый труд. Отличная физическая форма и здоровье – тоже лидерские качества. Чтобы выделяться в толпе:

  1. уделяйте не менее часа в день для физических упражнений и спорта. Ежедневная физическая активность должна стать потребностью;
  2. высыпайтесь – человек, спящий по четыре часа в сутки теряет ясность мышления, быстроту реакции. Соблюдение режима дня с обязательным полноценным сном позволит сохранить привлекательный внешний вид;
  3. питайтесь регулярно – изможденный внешний вид, мешки под глазами не украшают лидера;
  4. посоветуйтесь с диетологом и подберите правильный для себя рацион. Это обеспечит высокую работоспособность;
  5. обязательный выходной день, min один раз в неделю должны стать нормой.

Нарушение режима питания и рациона моментально отразится на внешнем облике и здоровье. Синдром постоянной усталости – ежедневный спутник нарушителей этих правил.

Как правильно говорить, двигаться и слушать

Внешность – только составляющая характеристик лидера. Развитие истинных лидерских качеств дополняйте:

  • хорошими манерами;
  • четкой, грамотной речью;
  • сдержанными жестами;
  • хорошей осанкой и умением двигаться;
  • уверенностью.

Учитесь правильным манерам – издается большое количество деловой литературы такого рода. Наблюдайте за лидерами, их манерой поведения. Правильно говорить тоже нужно учиться. Для этого:

Чтобы научиться хорошо двигаться, запишитесь в школу танцев. Это поможет совмещать физическую нагрузку, эмоциональное расслабление и обучение правильным движениям. Общение в новом для себя коллективе – это развитие коммуникабельности, как лидерских качеств.

Есть люди, которые рождаются лидерами, но не реализовывают свои возможности. Но есть и те, кто способен им стать, развив в себе нужные лидерские качества. Воспитывать в себе лидера – тяжелая работа. Но без нее нельзя говорить о достижении успеха в жизни.