отец вод – великая река америки. Если не секрет, что Вы ей написали? Вот все скажите, только не мне, а читателям

Воздух – это наш отец, Вода – мать, Земля – наш дом.
Сценарий общешкольного мероприятия,
посвященный году Экологии в России (2017)
Учитель русского языка и литературы
Габдрахманова Нурания Шайдулловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокишитская ООШ» Арского района Республики Татарстан
НШ. XXI век. Ежегодно в атмосферу выбрасывают миллионы тонн вредных веществ. С планеты
исчезло 50% лесов и кустарников. Погибло на планете Земля 150 видов животных и на грани
исчезновения находится ещё 240 видов. Высыхают озёра и реки… И кто же в этом виноват? Земля,
скажи! Это люди.
Земля защиты требует. Защиты. Она спасенья просит у людей. Планета Земля в беде! В беде
реки и озёра, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это, прежде всего наши беды. И
поэтому нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя. Писатель Виктор Петрович
Астафьев писал:
«Один человек не способен изменить окружающий мир в лучшую сторону, не может сберечь
природу, очистить реки, моря, океаны. Но каждый, там, где он живет, может внести свою, пусть
маленькую лепту, в дело охраны окружающей среды. И может, и должен так поступать каждый
житель планеты Земля»
Дина
Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть вода будет в море,
А в пустыне верблюд!
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
Песня: Светит солнышко для всех (6 класс)
Эндже
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
“Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою”
Назила: 22 апреля планета людей отмечает ДЕНЬ ЗЕМЛИ. Нет, этот день не очередной
праздник, «красная дата», которую сопровождают торжественными речами,беззаботным весельем и
радостью. Этот день­напоминание! Проблемы охраны природы в наше время становятся все
актуальнее! Как сохранить на Земле неприкосновенный «золотой запас» жизни ­ генетический фонд
животных и растений?

Гульсылу: Сегодня этот вопрос звучит тревожным набатом, суровым предостережением
«Опомнитесь, одумайтесь, не губите!»
Это обращение ­ ко всем, а потому каждая школа ­ городская и сельская – должны принять
участие в общем деле
Назила Сегодня мы, дети своего времени, задумываемся, размышляем о нашем сегодняшнем
дне, о наших делах, заботах, надеждах, проблемах.
Алина
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги,
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету
Широко шагает этот век
На Земле уж белых пятен нету
Черные сотрешь ли, человек
НШ:
Однажды, сын спросил меня:
«Мама, откуда под нами земля,
Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»
Всё это, родная, природа. Природа – наш
друг.
И вновь, спросил малыш меня:
«А кто бережёт природу от зла?»
Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.
Тут вспомнила из жизни случай я…
Однажды в саду, у нас вырос цветок,
А Паша, сосед, оторвал лепесток.
Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.
Цветок наш не долго, в саду простоял.
Погиб от того что его лепестки,
Мальчишки сорвали и не сберегли.
Кузнечик не прыгает, не поет соловей.
В саду нет цветка, и нет там детей.
Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,
Когда на ней нет красоты никакой!
Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,
Так мир не дано, никому сохранить!...
Давайте, мы будем дружить,
И заботу воспитывать в душе!
Тогда не страшно, будет жить,
Нам всем на этом свете
Назила. Да, печальную эстафету принимает от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом
звучит слово “экология” сегодня.
Гульсылу: Экология, что это такое? В переводе с греческого ­ наука о доме, о среде,
окружающей нас.
Эндже: Родная природа, родной дом. Мы должны думать о нашем будущем, о будущем наших
детей, внуков, правнуков.
Алина: Известно, что сейчас наша родная страна, РОССИЯ задыхается от промышленных
выбросов, люди страдают от болезней, загрязненной воды, воздуха, почвы. А ведь это наши с вами
близкие.
Назила
Прости, Земля, прости, прости, прости.
Мы, люди так тебя обидели.

Груз совести за это нам нести
На многое смотрели и … не видели
Эндже.
Мы думали тогда: так было надо
Мы рьяно жгли, сушили и рубили

И вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля на гниль и пыль сменили

Алина
Охраняется Красною Книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Гульсылу
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы
НШ
Много разных сказок есть на белом свете.
Очень любят слушать их взрослые и дети.
Сказки учат жизни, учат нас дружить,
Охранять природу, Родину любить!
Какой чудесный день, и солнце ярко светит.
Вас прогуляться в лес я приглашаю, дети!
Что такое лес?
Это чудо из чудес.
Там деревья и кусты,
и красивые цветы.
ИНСЦЕНИРОВКА ВОЛК и ЛИСА
НШ: «Вода! Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Но
тобой наслаждается Человек, не понимая, что ты есть на самом деле. Ты – сама жизнь, ты
везде и всюду даешь ощущение блаженства, которое нельзя понять ни одним из наших пяти
органов чувств.
Назила
Вода! Вы только вдумайтесь: вода. Она поит поля, Несет суда. Она ж, по трубам, как
по проводам, струясь, полощет горло городам.
Эндже
Но нет страшней беды: Прийти – и не узнать своей воды,
Своей реки…
Черна в реке трава; Река – не та, вода в реке мертва.
Гульсылу
На цвет она покойницки – бела (а синей от рождения была!)
На вкус – никто не скажет какова: Вода мертва (ужасные слова!)
Алина
О ЧЕЛОВЕК!
Природа­мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет!
Ни росных трав, ни голубых озер
Цени ее доверие
Не обмани её!
ПЕСНЯ ЛЕТО (Бабочка по небу летает)
НШ: Мы странно, неправильно живем на Земле: бриллианты, алмазы, золото, деньги
охраняем. А озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это
совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда­то со стороны, мы не
хотим усвоить самого главного: Воздух – это наш отец, Вода – мать, Земля – наш дом.

Гульсылу: Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид
И себя мы прощаем, и себя мы прощаем,
А грядущее нас не простит
Назила Прекрасен мир живой природы, а мы – часть его.
Давайте же сообща беречь и умножать БОГАТСТВА РОДНОЙ ПРИРОДЫ!
Алина: Ты, Человек, любя Природу
Хоть иногда ее жалей
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Эндже: Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую, ­
Нас много, а она одна!
Айназ
Берегите, люди,
Луг, траву, цветы.
Жить нельзя на свете
Без этой красоты.
Ильмир
Есть одна планета­сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Ильсаф
Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису…
Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!
Ислам
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
Эндже: Моя планета – человеческий дом.
Вот она летит, маленькая, какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, знойной прохладой веет,
Назила
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь.
БЕРЕГИТЕ НАШУ ПЛАНЕТУ! /Поднимают лозунг над головами­ Алина, гульсылу
ДИНА: Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
НШ
Мой друг, когда приходишь в
лес,
Ты – гость, не забывай.
В лесу свои законы есть,
Ты их не нарушай.
И первым правилом, считай,
Должна быть тишина,
Ещё – порядок, чистота,
Она во всём нужна.
Шум страшно напугать порой
Зверей и птичек может.
И хлам, оставленный тобой
Зверьё в пакет не сложит.
Свой мусор уноси с собой,
И затуши костёр,
Запомни, что пожар лесной ­
Смертельный приговор
Даже для выживших зверят ­
Без дома, без еды…
Пусть совесть не позволит стать
Виновником беды!
Растенье с корнем незачем,
Срывать – погубишь сорт,
А редкое не тронь совсем,
Пускай себе растёт.
Ведь лес – большой зелёный дом,
Его не разрушай,
Свои законы в доме том,
И ты их уважай!

Песня «Лети, лети, лепесток» Дина
Назила:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Были голубыми небеса!
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.
Алина
Мы хотим, чтоб солнце грело
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил весёлый тёплый дождь.
Дина:
И была б планета голубою!
Мир, в котором ты живёшь!
Вместе: Мир, в котором мы живём!

У подножья Нуратинских гор, в городе, название которого не сохранилось в памяти потомства, в квартале кузнецов жил давным-давно мастер-кузнец. Много времени прошло с той поры, память у людей коротка, как волос на бритой голове, и дырява, как халат на плечах бухарского нищего, и сейчас невозможно даже припомнить, как звали того бедного, но весьма достойного человека.

Был год великой засухи. Обычно полноводная в летнюю пору река иссякла. Арыки высохли. Деревья потеряли листья. Жестокое дыхание пустыни уничтожило урожай того года. Надвигался голод.

Но никакие, даже самые сильные горячие ветры не вредили садам беков и ханов, никакая засуха не трогала их обремененные плодами деревья и виноградные лозы. Ибо не иссякали источники, вытекающие из подножья гор, ни зимой, ни летом, ни в другое время года. Те сады и те источники были во владении самых богатых, самых жадных, самых могущественных людей города.

Когда вся страна изнывала под палящим дыханием, водоемы высохли и матери бродили по раскаленным пыльным улицам города, прижимая умирающих от жажды детей к груди, владетели садов взирали равнодушно на горе и слезы.

Плакали в бессильном отчаянии женщины, дети охрипли от крика.

Ропот народа подымался к дворцу, что выстроен был правителем города на высоком холме, стоны неслись выше звезд.

Пошли горожане к правителю города и просили указать путь к жизни и спасению. Говорили они: "Дети наши умирают. Вы имеете и власть, и воду, и богатство, - помогите нам". Но вышли к посланцам муллы и ишаны и, подняв руки к небу, воззвали: "Так предначертано. Если аллах терпит зло, то и вы, смертные, должны терпеть. Тот, кто ропщет, - вероотступник!" В ярость пришли горожане. Ходили толпы людей по улицам и площадям. Кричали: "Где вода?" Другие вспоминали обиды и притеснения.

Рос гнев народа.

Но высоки и неприступны стены, окружающие сады богачей. Разбились о камни волны народного гнева. Много мужчин, полных силы и смелости, погибли под ударами мечей воинов правителя. Долго еще тучи воронов кружились над трупами, брошенными далеко в степи.

Затих в унынии город, опустели базары, и лишь горячий ветер мчался по улицам.

А кузнец, преисполненный ярости, ушел в горы.

Тихо стало в кузнице. Не слышно было звонких ударов молота по железу, застыла зола в горне.

В дни скитаний встретил кузнец среди скал и камней белобородого пастуха и нашел у него приют и место отдыха. Пока варился на каменном очаге бедный ужин, рассказал кузнец о своей печали и о черных днях бедствия, в которых пребывал народ долины.

Смотрел старец на пламя очага и думал.

Но вот он поднялся во весь рост, глаза его горели в сумраке у самого свода пещеры.

Я - Отец Вод, хранитель истоков реки, дающей жизнь долине. Я знаю, - сказал он, - как сделать людей долины счастливыми, я знаю, как дать им в руки великую силу. Приказываю тебе спуститься в долину. Собери сельский и городской люд, пусть возьмут с собой кетмени и придут сюда.

Когда солнце поднималось над пыльной равниной, кузнец быстро шагал по дороге к высоким башням города.

Как джарчи-глашатай, взывал кузнец на дорогах, в кишлаках, на площадях базаров, у дверей бань и мечетей. Тысячи людей шли в горы.

Созвал их Отец Вод и сказал: "Беда ваша от засухи. Загородите долину. Сделайте запас воды и вам не страшны будут горячие ветры пустыни даже в год великого безводия".

Скоро народ начал строить плотину.

А богачи и владетели садов послали в глубину пустыни к злому волшебнику Адджрубу верного человека и приказали сказать: "О властитель живого и мертвого! Людишки с черными руками кладут камни стен крепости против твоего могущества. Лети в горы и убедись сам".

Помчался злой Адджруб в горы. Песок и пыль поднялись до самого свода небес и потушили звезды.

Огненную бурю нагнал бешеный Адджруб в горную долину, где работали тысячи кетменщиков. Многие сгорели, многие задохнулись; казалось, весь народ, собравшийся в долине, погибнет. Но Отец Вод всплеснул воды горного озера, и ледяные струи охладили скалы, сделали воздух теплым и приятным, как в бане. Отступил Адджруб, трясясь от ярости.

Люди принялись снова трудиться, копая землю, ломая камень, воздвигая плотину, но их ждала новая беда.

Земля содрогнулась и заколебалась. Луна качалась из стороны в сторону, как светильник, подвешенный на цепочке к потолку. Стон поднялся из груди земли. Горы сталкивались вершинами и обрушивались в бездны. Поток камней мчался вниз по долине, люди казались муравьями под ногами великанов.

Но Отец Вод одним взмахом руки перенес строителей на склоны гор. И камни, упавшие туда, где только что были люди, не причинили вреда, а только послужили на пользу, ускорив возведение плотины.

Не угомонился Адджруб. Он собрал со всех гор и долин свирепых тигров, огнедышащих драконов, когтистых барсов, диких волков, гиен, шакалов, ядовитых змей, скорпионов и послал их против кузнеца и его людей. В глухую полночь, когда глаз не мог разглядеть пальцев на вытянутой руке, полчища зверей и насекомых напали на безмолвный стан, где в землянках и юртах спали уставшие строители. Не растерялся среди смятения и переполоха кузнец. Приказал он зажечь сотни факелов из смолистых ветвей горного дерева арчи, и красное пламя запылало, словно пожар, и все гады и дикие звери в страхе разбежались.

Кузнец с народом своей земли строил каменную плотину высотой в пять тополей. Так повелел Отец Вод. Обтесанные глыбы скал, из которых складывали плотину, были величиной с дом. А чтобы камни держали друг друга, кузнец заливал промежутки между ними расплавленным свинцом, добытым тут же в окрестных горах.

Колдун не унимался. Он понял, что скованная плотиной река будет служить народу, она даст много воды иссушенной земле, и люди воспрянут и выйдут из-под его власти.

Обрушил он на строителей плотины гром и молнии. Но устоял кузнец и его строители.

Тысячу дней люди пробивали скалы, чтобы дать дорогу воде через каменную гору.

Колдун давил в прорытой пещере людей. Камни падали им на головы. Змеи смертельно жалили их. Но дни и ночи стучало железо. Гора стонала и содрогалась, когда люди вгрызались в ее грудь.

И вот пришел день радости.

Река, скованная плотиной, смирилась. Воды мирно потекли по подземному арыку сквозь гору, и прохладные струи утолили жажду сожженной огнем и жаром земли.

На высокой черной скале заскрежетал зубами Адджруб от бессильной ярости.

Люди пришли в город. Радостно было возвращение. То был день пиршества, плясок и песен. Прибежали поклониться кузнецу богачи, владетели садов. Лежали гордые в пыли перед кузнецом и кричали: "Ты велик!" Вошла в сердце кузнеца жалость. Не казнил, а простил он гордецов и посеял семена на пашне гибели. Забыл он слова мудрых: "Враг с отрезанной головой лучше".

Но затаили владетели садов смертельную ненависть. Богачи поклялись погубить кузнеца.

Много лет бродил Адджруб по пустыне изгнанником, и осталось силы у него не больше, чем у воробья.

И призвали богачи - владетели садов мерзкого колдуна тайно в город. Долго с ним шептались в темных углах. Ушел Адджруб в далекую страну и рассказал жившим там диким и страшным наездникам об изобилии и богатстве города.

Проснулась в них жадность, и отправились они в поход. Черные тучи воронья окружили город. Долго длилась осада. Великие и доблестные были сражения и схватки. В смертельном поединке сразил вражеского шаха кузнец-богатырь. Победа была по праву за жителями города. Таков был старинный обычай.

Враг устал, обессилел, руки воинов-наездников ослабели. Они хотели уйти в свои степи.

Но затаившие обиду владетели садов послали в стан диких кочевников верного человека.

Посланец сказал им:

Неподалеку стоит плотина, от которой город получает воду и жизнь. Плотина сложена из камня и свинца. Свинец боится огня.

Тысячи всадников поскакали в ущелье. Они собрали дрова, хворост и сухую колючку. Пламя поднялось выше облаков, свинец от жара растопился, и камни, более не сдерживаемые ничем, расползлись и обрушились вниз. Вода стеной ринулась по долине, залила поля и сады, разрушила город, погубила многих его жителей и все вражеское войско. Погиб и злой колдун Адджруб.

Немногие спаслись из жителей города, но и они покинули те места. С той поры город лежит в развалинах.

Так было, а если кто-нибудь усомнится в истине рассказанного, пусть отправится в ущелье. Там и сейчас можно видеть камни со следами свинца, из которых кузнец строил плотину.

Арча – вид крупного древовидного можжевельника.

Кетмень – большая мотыга.

Глава I. ОТЕЦ ВОД

ОТЕЦ ВОД! Я славлю твой могучий бег. Подобно индусу на берегах свящённой реки, склоняю я пред тобою колена и возношу тебе хвалу!

Но как несходны чувства, которые нас одушевляют! Индусу воды жёлтого Ганга внушают благоговейный трепет, олицетворяя для него неведомое и страшное грядущее, во мне же твои золотистые волны будят светлые воспоминания и связуют моё настоящее с прошлым, когда я изведал столько счастья. Да, великая река! Я славлю тебя за то, что ты дала мне в прошлом. И сердце замирает от радости, когда при мне произносят твоё имя!

Отец вод, как хорошо я знаю тебя! У твоих истоков я шутя перескакивал через тоненькую струйку, ибо в стране тысячи озёр, на вершине Hauteur de terre, ты бежишь крохотным ручейком. На лоно вскормившего тебя голубого озерка спустил я берестяной чёлн и отдался плавному течению, устремившему меня на юг.

Я плыл мимо берегов, где на лугах зреет дикий рис, где белая берёза отражает в зеркале твоих вод свой серебристый стан и тени могучих елей купают в твоей глади свои остроконечные вершины. Я видел, как индеец чипева рассекал твои хрустальные струи в лёгком каноэ, как лось-великан стоял в твоей прохладной воде и стройная лань мелькала среди прибрежной травы. Я внимал музыке твоих берегов - крику ко-ко-ви, гоготу ва-ва - гуся, трубному гласу большого северного лебедя. Да, великая река, даже в далёком северном крае, на твоей суровой родине, поклонялся я тебе!

Всё вперёд и вперёд плыву я, пересекая один за другим градусы, широты и климатические пояса.

И вот я стою на твоём берегу, там, где ты прыгаешь по скалам и зовёшься водопадом Святого Антония и бурным, стремительным потоком прокладываешь себе дорогу на юг. Как изменились твои берега! Хвойные деревья исчезли, и ты нарядился в яркий, но недолговечный убор. Дубы, вязы и клёны сплетают шатром свою листву и простирают над тобой могучие руки. Хотя леса твои по-прежнему тянутся без конца и края, девственной природе приходит конец. Взор с радостью встречает приметы цивилизации, слух жадно ловит её звуки. Среди поваленных деревьев стоит бревенчатая хижина, живописная в своей грубой простоте, а из тёмной чащи леса доносится стук топора. Над поверженными исполинами гордо качаются шелковистые листья кукурузы, и золотые её султаны сулят богатый урожай. Из-за зелёных крон деревьев вдруг выглянет церковный шпиль, и молитва возносится к небу, сливаясь с рокотом твоих волн.

Я снова спускаю чёлн на твои стремительные волны и с ликующим сердцем плыву вперёд и вперёд, на юг. Я проплываю теснины, где ты с рёвом пробиваешь себе путь, и восхищённо всматриваюсь в причудливые скалы, которые то отвесной стеной поднимаются ввысь, то расступаются и мягкими изгибами вырисовываются на синеве небес. Я смотрю на нависшую над водой скалу, прозванную наядой, и на высокий утёс, на округлой вершине которого в далёкие годы солдат-путешественник разбивал свою палатку.

Я скольжу по зеркальной поверхности озера Пепин, любуясь его зубчатыми, похожими на крепостную стену берегами.

С волнением гляжу я на дикий утёс Прыжок любви, чьи обрывистые склоны часто отвечали эхом на весёлые песни беззаботных путешественников, а однажды эхо повторило скорбный напев - предсмертную песнь Веноны, красавицы Веноны, которая ради любви пожертвовала жизнью.

Вперёд несётся мой чёлн, туда, где безграничные прерии Запада подступают к самой реке, и взор мой с радостью скользит по их вечнозелёным просторам.

Я замедляю ход своего чёлна, чтобы посмотреть на всадника с разрисованным лицом, скачущего вдоль твоего берега на диком коне, и полюбоваться на гибких дакотских девушек, купающихся в твоих хрустальных струях, а затем - снова вперёд, мимо Скалистого карниза, мимо богатых рудами берегов Галены и Дюбюка и воздушной могилы смелого рудокопа.

Вот я достиг того места, где бурный Миссури яростно бросается на тебя, как будто хочет повлечь за собою по своему пути. С утлого судёнышка я слежу за вашим поединком. Жестокая короткая схватка, но ты побеждаешь, и отныне твой укрощённый соперник вынужден платить тебе золотую дань, вливаясь в твоё могучее русло, и ты величественно катишь свои воды вперёд.

Твои победоносные волны несут меня всё южнее. Я вижу высокие зелёные курганы - единственный памятник древнего племени, некогда обитавшего на твоих берегах. Но сейчас передо мной встают поселения другого народа. Сверкающие на солнце колокольни и купола вздымают в небо острые свои шпили, дворцы стоят на твоих берегах, а другие, плавучие, дворцы качаются на твоих волнах. Впереди виден большой город.

Но я не задерживаюсь здесь. Меня манит солнечный юг, и, вновь доверившись твоему течению, я плыву дальше.

Вот широкое, как море, устье Огайо и устье другого крупнейшего твоего притока, знаменитой реки равнин. Как изменились твои берега! Ни нависших скал, ни отвесных утёсов. Ты прорвался сквозь сковавшие тебя горные цепи и теперь широко и свободно прокладываешь себе путь через собственные наносы. Ты сам в минуту буйного разгула создал свои берега и можешь прорвать их, когда тебе вздумается. Теперь леса вновь окаймляют тебя - леса исполинов: раскидистые платаны, высокие тюльпанные деревья, жёлто-зелёные тополя поднимаются уступами от самой воды. Леса стоят на твоих берегах, и на своей широкой груди ты несёшь остовы мёртвых деревьев.

Я проношусь мимо последнего твоего большого притока, пурпурные воды которого лишь слегка окрашивают твои волны. Плыву вниз по твоей дельте, вдоль берегов, прославленных страданиями Де Сото и смелыми подвигами Ибервиля и Ла Салля .

Тут душу мою охватывает беспредельное восхищение. Лишь человек с каменным сердцем, бесчувственный ко всему прекрасному, способен взирать на тебя здесь, в этих южных широтах, не испытывая священного восторга.

Сказочные картины, сменяя одна другую, как в панораме, развёртываются передо мной. Нет на земле пейзажа прекраснее. Ни Рейн с его замками на скалах, ни берега древнего Средиземного моря, ни острова Вест-Индии - ничто не может сравниться с тобой. Ни в одной части света нет такой природы, нигде мягкое очарование не сочетается столь гармонично с дикой красотой. Однако взор не встречает здесь ни скал, ни даже холмов; лишь тёмные кипарисовые чащи, опушённые серебристыми мхами, служат фоном картине, и они не уступают в величавости гранитным утёсам.

Начинает Миссисипи свой бег от мелких ледниковых озер, болот и торфяников невысокого плато, почти у канадской границы, в штате Миннесота. Вся эта территория с конца XIX в объявлена национальным парком. Парк Итаско – нетронутая человеком природа с великолепными лирически-ностальгическими ландшафтами средней полосы, со всеми ее сезонными прелестями – от весеннего пробуждения к летней благости, от осеннего буйства красок к застывшей тишине заснеженного леса и замерзших озер.

В парке сохранены или воссозданы следы пребывания древних народов континен-та: индейское кладбище, вигвам, полуразрушенное святилище, петроглифы (рисунки на камнях), сохранившиеся с V в. Здесь можно разбить лагерь или остановиться в историческом Douglas Lodge, взять напрокат велосипеды и лодки или обозревать ландшафты из своей машины.


Низвергнувшись с плато-щита 20-метровым водопадом Сент-Антони, Миссисипи начинает свой долгий путь с севера на юг, через территорию 10 штатов, выделывая замысловатые петли и коленца, попутно принимая в себя огромное количество притоков (главные из которых Миссури, Огайо, Арканзас и Ред Ривер) и многократно раздавшись вширь, устремляется навстречу Мексиканскому заливу. По-настоящему могучей река становится лишь после впадения в нее полноводного Огайо.





На Миссисипи так много островов, что их различают в основном не по названиям, а по номерам. Причем многие острова имеют тенденцию менять очертания, прятаться под водой и снова появляться. И еще... ползти! Все острова за счет размыва с одной стороны и наносов с другой медленно перемещаются в направлении течения.


Добравшись до Мексиканского залива, Миссисипи, или, как ее еще называют, “Отец Вод”, не спешит раствориться в нем. Воды в реке так много (особенно весной), что соленому заливу не под силу ассимилировать ее. И Миссисипи образует в нем пресноводное течение, которое плавно обтекает полуостров Флорида и вливается в Гольфстрим. Получается, что “Отец Вод” впадает не в Мексиканский залив, а прямиком в Атлантический океан.


Конечно же Миссисипи не обходится без наводнений, особенно катастрофических в низовьях, где река словно бы запутывается в собственном русле – извивается петлями, возвращаясь через сотню миль на то же место, делится на рукава, образующие лабиринт заболоченных медленных потоков, выстраивает сама себе дамбы, а потом их прорывает, затопляя огромные территории пахотных земель.


Так как путь ее пролегает в основном через сельскохозяйственные районы страны, о захватывающем дух туризме говорить особо не приходится. Хотя песчаных пляжей и парков вдоль ее берегов предостаточно, в ней не очень-то покупаешься. Во-первых, вода мутная и желтая от наносов, а во-вторых, жирная – из-за огромного количества грузовых судов. Но ведь сама по себе Миссисипи, воспетая классиками американской литературы, - это уже чудо.







В середине XIX в молодой лоцман Сэмюэл Клеменс был влюблен в эту реку и в колоритных грубоватых людей, сновавших вокруг. Родившись на Миссисипи, а затем избороздив ее вдоль и поперек, он так прикипел сердцем к жизни на воде, что взял себе псевдоним “Марк Твен”, означавший на лексиконе речников “мерка-два”, т.е. глубина, достаточная для речных пароходов того времени. В результате его “лоцманской эпопеи” родились произведения: “Жизнь на Миссисипи” и “Приключения Гекльберри Финна”. Романтику Миссисипи воспевали многие великие писатели Америки, включая Майн Рида и Фенимора Купера.
С появлением первых колесных пароходов жизнь на реке забила ключом. Первопроходцем – от Огайо до Нового Орлеана - в 1811 г стал пароход “Новый Орлеан”. И после него на протяжении ста лет 5 000 грузовых и пассажирских судов бороздили воды Миссисипи, оглашая окрестности пронзительными гудками.


Первый мост через Миссисипи появился в 1855 г. в Миннеаполисе. Речники восприняли его как надругательство над рекой, требуя убрать с их дороги никому не нужную помеху. Закат речного судоходства пришел со строительством железных дорог. Количество судов сократилось в 10 раз. Однако со временем люди поняли, что медленные тяжелые грузы дешевле и выгоднее переправлять по реке. Так что и сегодня “Отец Вод” трудится на благо человека в полную силу. За день по нему проходит столько судов, сколько прежде проходило за год.





Берега Миссисипи плотно заселены от истока до устья. Из огромного количества городов можно выделить три как наиболее крупные, наиболее интересные и ключевые: Миннеаполис, как бы знаменующий начало реки, Новый Орлеан – ее конец, перед впадением в Мексиканский залив, а Сент-Луис, стоящий почти посередине между ними.


Миннеаполис и столица штата Сент-Пол, расположенные друг против друга по обе стороны реки, – города-близнецы (Twin Cities), вместе образующие огромный мегаполис. Сент-Пол называют “Последним городом Востока”, а Миннеаполис – “Первым городом Запада”. Набережные вдоль Миссисипи – излюбленное место прогулок и развлечений жителей обоих городов. Twin Cities – средоточие искусства: театрального, музыкального, изобразительного. Горожане живут насыщенной культурной жизнью. А суровые зимы украшают зимними карнавалами и парадами, с выставкой ледяных фигур.


Весьма любопытен так называемый мол Николетт в Миннеаполисе. На небольшой площади соединены в единый организм 40 близко стоящих друг к другу зданий, в центре которых самое высокое – IDS Center. Соединены хитроумно, стеклянными перекрытиями, прозрачными этажами с пересекающими их в разных направлениях эскалаторами, лестницами, движущимися дорожками и лифтами. Под стеклянной крышей оказался и небольшой сад-парк между ними. Таким образом в этом месте не существует зимы. По всем 40 зданиям можно круглый год гулять и развлекаться в летней одежде. Здесь собраны лучшие бары, кафе, рестораны, магазины, картиннные галереи и т.д.









Что касается Сент-Пола, то предмет его гордости - старинные особняки и монументы. А еще он является родным городом известного писателя Скотта Фитцджеральда, который здесь родился, здесь же и написал свой первый крупный роман – “По эту сторону рая”.


Сент-Луис стоит чуть ниже слияния Миссури с Миссисипи, в штате Миссури. Этот город в прошлом слыл коммерческой столицей континентального Запада и его “пропускным пунктом”, что запечатлено в его монументе Gateway Arch (“Ворота на Запад”) – огромной воздушной конструкции из нержавеющей стали, круто выгнувшей в небе сверкающую на солнце спину в форме радуги. Gateway Arch была воздвигнута как часть Национального мемориала в честь президента США Т. Джефферсона в 1965 г оду.
Через Сент-Луис пролегала историческая тропа Санта-Фе (Santa Fe Trail), позднее – водные и железнодорожные пути. Отсюда 200 лет назад начинали свой путь через Скалистые горы посланные Джефферсоном экспедиции Льюиса и Кларка, подготовившие почву для больших трансконтинентальных путешествий следующей половины века.


Обо всем этом можно узнать в музее, расположенном под землей между двумя опорами Арки.


Gateway Arch примерно вдвое выше Статуи Свободы (192 м). Расстояние между опорами равно ее высоте. Внутри стальной конструкции ходит, как на “американских горках”, трамвай, который может одновременно поднять на вершину арки до 160 пассажиров – 4 мин на подъем и 3 мин на спуск. В ясный день сквозь смотровые окна дуги окрестности просматриваются на 30 миль, а Сент-Луис лежит как на ладони.


Самым ранним поселением “новых американцев” на реке считается городок Натчез, основанный французами. Более полутысячи его домов объявлены историческими памятниками. С точки зрения туризма городок интересен еще и тем, что здесь каждую осень устраиваются красочные небесные шоу – Фестиваль больших гонок на воздушных шарах над рекой Миссисипи. Любой желающий может стать не только зрителем, но и участником захватывающего дух развлечения. Тем, кто хочет испытать свою храбрость, приняв участие в соревновании по воздухоплаванию, предлагается приехать на фестиваль за день до его открытия и пройти групповой тренинг. Участвовать можно в одиночку, парами и даже семьями. Новичков обучат обращаться с воздушным шаром, самостоятельно заполнять и запускать его, а затем и приземляться. Каждому прошедшему тренинг вручается грамота, сопровождающаяся торжественной церемонией посвящения в воздухоплаватели. Конечно же это всего лишь ритуал, поскольку полетом все равно будут руководить опытный пилот и группа сопровождения.


А по Миссисипи день и ночь медленно скользят длиннющие баржи, толкаемые крошечным в сравнении с ними катером; величаво и солидно движутся речные круизные теплоходы – плавучие города развлечений. Любители старины и экзотики предпочитают прогулки по реке на старинных колесных пароходиках времен Марка Твена - с открытыми палубами, беленькими ажурными ограждениями и дымовым шлейфом, тянущимся за высокой трубой. Лопасти огромных колес, словно водяные мельницы, перемалывают грязновато-желтую воду Великой реки. И плывущему на таком судне уже невозможно понять, в каком он времени.

Элеонора Мандалян