Поле воронок первая мировая война. Противотанковые заграждения

Спустя сто лет после начала Первой мировой войны ни один из ее участников не остался жив. Единственное, что может помочь нам и нашим детям понять масштабы кровавых сражений — это шрамы на сердце земли, исторические реликвии, фотографии, мемориалы и кладбища, рассыпанные по всему миру.

1. Сплетения ветвей обрамляют канадский мемориал Первой мировой войны, также известный ‎под названием «Задумчивый солдат». Статуя установлена в городе Сен-Жульен, Бельгия и ‎призвана увековечить память канадских войск, погибших в первых газовых атаках Первой ‎мировой в 1915 году. (AP)

2. В Вими, во Франции, овцы мирно пасутся на до сих пор не разминированном поле, ‎начиненном заряженными боеприпасами времен Первой мировой войны. (Getty Images)‎

‎3. Неисчислимым строем стоят кресты на кладбище Дуамон неподалеку от Вердена, Франция. ‎‎(Reuters)‎

‎4. Поле боя в Вердене до сих пор хранит шрамы-рытвины от взрывов снарядов. Фотография 2005 ‎года.‎

5. Эксперты саперной команды демонстрируют неразорвавшиеся гранаты Британской армии, ‎найденные в окрестностях реки Сомма во Франции, где происходила одна из крупнейших битв. ‎Каждый год местные фермеры обнаруживают по нескольку тонн снарядов, шрапнели, ‎неразорвавшихся мин и гранат. Все находки утилизируются взрывотехниками. (‎Reuters)‎

6. Скульптура немецкого художника Кете Кольвиц, носящая имя «Скорбящие родители» на ‎солдатском кладбище во Владсо, Бельгия. На кладбище находятся могилы более 25 тысяч ‎немецких солдат. Сын самого скульптора, Питер Кольвиц, был убит в бою Первой мировой ‎войны, когда ему было всего 18 лет. Он похоронен прямо в перед статуей.‎

‎7. Члены Исторической Ассоциации Германии, занимающейся вопросами Первой мировой ‎войны, сидят на остове французской 155-миллиметровой дальнобойной пушки. Окружающая их ‎местность – стертая с лица Земли боевыми действиями деревня Безонву, расположенная в ‎восточной Франции, неподалеку от Вердена. Именно в этом месте, принявшем на себя ‎тяжелейшие бои, ежегодно собираются члены французских и немецких исторических обществ, ‎чтобы почтить память сотен тысяч унесенных жизней и уничтоженных населенных пунктов. ‎‎(Reuters)‎

9. Военное судно Кэролайн пришвартовано в доках Северной Ирландии. Для поддержания его ‎состояния в качестве мемориала Фондом Национального Наследия регулярно выделяются ‎средства. Корабль был спущен на воду в 1914 году и входил в состав 4-й крейсерской эскадрильи, ‎участвовавшей в битве Ютландии в 1916 году. Сейчас он представляет собой последнюю ‎сохранившуюся единицу Королевского флота того времени. (Getty ‎Images) ‎

10. Водолаз из саперной бригады достает неразорвавшийся снаряд со дна реки, протекающей ‎рядом с одним из бывших полей сражения. (Reuters)‎

11. Член Комиссии Содружества по вопросам военных захоронений демонстрирует форменный ‎значок Канадской Армии, найденный среди останков погибших солдат неподалеку от города ‎Камбре на юге Франции. Владелец значка воевал в период с сентября по октябрь 1918 года. ‎‎(Фото: Reuters/Pascal Rossignol)‎

12. Деревья возвышаются над местностью, бывшей однажды деревней Флери. В ходе войны ‎этот населенный пункт, как и множество таких же по соседству, был полностью уничтожен. На ‎картах и в государственных документах Франции продолжают отмечать названия подобных ‎пропавших деревень, однако все строения, дороги, люди, наполнявшие жизнью эти места, ‎исчезли без следа. (Reuters)‎

13. Часы, найденные среди останков французских солдат в Вердене. Около 26 тел воинов были ‎обнаружены в полностью разрушенной деревне Флери. Личности семи человек были ‎идентифицированы благодаря найденным именным жетонам. (Getty Images)‎

14. Человек всматривается в имена пропавших без вести солдат. В Бельгии и Франции в общей ‎сложности 956 военных кладбищ хранят свидетельства неизмеримой человеческой жертвы, ‎принесенной во время двух мировых войн. (Getty Images)‎

15. Обнаруженный при археологических раскопках на юге Франции танк, оставленный ‎британскими войсками в 1917 году. Через некоторое время после отступления с этих мест ‎британцев танк был погружен в землю и использовался в качестве бункера немецкими ‎солдатами. (AP)‎

‎16. Поля сражений на реке Сомме хранят на своей земле сразу несколько военных кладбищ: ‎Бомон-Амель (на первом плане), кладбища Редан Ридж №2 и №3 (наверху). (Getty Images)‎

17. Противогазы, служащие экспонатами выставки «1914 год, середина Европы» в музее, здание ‎которого ранее было химическим заводом. Эссен, Германия. (AP)‎

18. Цветение красных маков на бельгийском поле. Именно этот вид цветов одним из первых ‎распускается на обильно сдобренных кровью полях сражений, поэтому маки получили ‎признание как символ памяти. Их носят в петлицах на день Перемирия. (AP)‎

‎19. Неразорвавшиеся снаряды, ожидающие утилизации. Британский фермер обнаружил такой ‎‎«урожай», когда вспахивал свое поле близ военного французского кладбища. (‎Reuters)‎

20. Гроб с телом последнего ветерана Первой мировой войны – капрала армии США Фрэнка ‎Баклза. Он скончался в 2011 году в возрасте 110 лет. На войне Баклз оказался в 16-летнем ‎возрасте, с 1917 по 1920 год, (Getty Images)‎

‎21. Статуя оленя-карибу, окруженная извилистыми окопами в мемориальном парке ‎Ньюфаундленд города Бомон-Гамель, Франция. Парк сохранил ландшафт бывшего здесь поля ‎боя, на котором Ньюфаундлендский полк совершил в 1916 году неудачную атаку в первые дни ‎битвы на Сомме. (Getty Images)‎

‎22. Цифровое эхолокационное изображение затонувшей немецкой подлодки на дне Северного ‎моря. Потерпевшая крушение модель U-106 была обнаружена у острова Терсхеллинг на севере ‎Голландии. Место ее затопления сейчас названо официальным военным захоронением. ‎Подводная лодка ушла ко дну в 1917 году после удара мины. Все члены экипажа погибли. ‎‎(AP)‎

‎23. Члены саперной команды погружают в свой автомобиль крупный неразорвавшийся снаряд, ‎найденный на стройке в Ипре, на западе Бельгии. По данным Департамента Обороны Бельгии, ‎двое строителей, работая, погибли от взрыва такого же боеприпаса 19 марта 2014 года. (AP)‎

‎24. Вид изнутри окопа времен Первой мировой войны. Местность вокруг него переходила из рук ‎в руки множество раз во время сражений в период с сентября 1914 по сентябрь 1915 года. При ‎восстановительных работах в этой сети окопов были найдены останки семи солдат. (Reuters)

25. Ржавая колючая проволока близ «Нулевого километра» на франко-швейцарской границе. В ‎этом месте во время ожесточенных боев находилась передовая, простиравшаяся по ‎направлению к Северному морю на 750 км. (Getty Images)‎

26. Обнаруженные археологами в городе Аррас на юге Франции останки британских ‎военнослужащих, захороненных в 1917 году. На фото можно увидеть, как сохранились военные ‎ботинки, служащие доказательством того, что все эти люди были выходцами из одного города. ‎Комиссия по военным захоронениям установила, что все 20 найденных солдат служили в 10-м ‎батальоне Линкольна. (Reuters)‎

27. Монумент в честь погибшего местного населения в Вильденроте, Германия. Во многих ‎деревнях на периферии южной Германии можно найти подобные памятники, на которых ‎увековечены имена служивших в войсках Первой мировой местных солдат. Имена порой ‎исчисляются десятками и даже сотнями, что производит огромное впечатление, если учитывать ‎очень небольшие объемы населения таких деревень. (Getty Images)‎

‎28. Окрестности города Верден, Франция. Указатель, гласящий «Главная Улица», стоит меж ‎поросших вековым мхом массивных деревьев. Раньше на этом месте цвела жизнью деревня ‎Безонву, пока кровавые битвы не сровняли ее с землей. (Reuters)‎

29. Вера Сандеркок держит фото своего отца, Герберта Медленда, служившего во время Первой ‎мировой войны в ранге рядового. Его служба проходила в местечке Эродсфут, одной из 13 так ‎называемых деревень «двойной благодарности». Этим определением награждали населенные ‎пункты в Англии и Уэльсе, откуда после сражений большинству бойцов удавалось выйти в ‎целости и сохранности. (Reuters)‎

30. Посетитель шагает в направлении канадского национального мемориала в Вими, Франция. ‎‎(Getty Images)‎

‎31. Водолазы исследуют изнутри затонувший близ Оркнейских островов в Шотландии военный ‎корабль. Во время обеих мировых войн эта местность, именуемая Скапа Флоу, служила ‎стратегической британской военной базой. За время боев здесь были понесены колоссальные ‎человеческие потери. После перемирия 74 военных немецких корабля были интернированы в ‎эти воды, после чего в 1919 году был отдан приказ об их затоплении, поскольку немецкий ‎адмирал Людвиг Фон Рейтер ошибочно посчитал, что мир окажется лишь временным и ‎британская армия может воспользоваться активными единицами немецкого флота. В настоящее ‎время это место пользуется огромной популярностью у дайверов. (Reuters)‎

32. Останки неизвестных солдат в склепе на кладбище Дуамон, находящегося в восточной ‎Франции. В общей сложности в этом месте покоятся тела 130 тысяч неопознанных французских и ‎немецких военнослужащих. (Getty Images)‎

33. Статуя, изображающая «Пойлу» (так называли французских солдат времен Первой мировой ‎войны) на фоне облачного неба. Военный монумент в Каппи, северная Франция. (‎Reuters)‎

34. Маки алеют в стенах отреставрированных окопов Диксмейде, Бельгия (AP)‎

‎35. Обувь, принадлежавшая британскому солдату. Эту находку удалось обнаружить бельгийским ‎археологам, считающимся лучшими специалистами в деле раскопок артефактов Первой ‎мировой войны. (Reuters)

36. Шарлотта Карден-Дескампс, хозяйка бельгийской фермы Варлет, указывает на различные ‎виды снарядов Первой мировой, найденные в окрестностях ее владений всего лишь за один ‎сезон. (AP) ‎

37. Подземное убежище во Франции, обнаруженное членами Эльзасского Археологического ‎Общества. На первом плане – нога немецкого солдата, погибшего при нападении французов. Он ‎и его сослуживцы были погребены заживо при взрыве мощного снаряда армии Союзников в 1918 ‎году. Все найденные в этом месте воины до недавних пор считались пропавшими без вести. ‎‎(AP)‎

38. Вид с воздуха на канадский национальный мемориал в Вими на севере Франции. Всё еще ‎легко можно разглядеть шрамы воронок и траншей, покрывающие землю. Мемориал посвящен ‎памяти членов Канадского Экспедиционного корпуса, погибших во время Первой мировой ‎войны. (Reuters)‎

‎39. В первый день наступления войск в окрестностях реки Сомма была взорвана огромная шахта. ‎Оставшаяся воронка – кратер Лохнагар – доступна для обозрения и сейчас. На ее краю в память ‎о погибших установлен крест. (Getty Images)‎

‎40. Китайской кладбище Ноллетт, ставшее местом захоронения около 850 китайских рабочих, ‎погибших во время атак Первой мировой войны. Нуаель-Сюр-Мер, север Франции, (Getty Images)‎

‎41. Вид с воздуха на франко-британский мемориал в Типвалле, северная Франция. ‎Распростертый на возвышении, это самый большой британский военный мемориал в мире, ‎увековечивающий память более 72 205 пропавших без вести солдат Первой мировой войны. Имя ‎каждого из них выгравировано на каменном столбе. (Reuters)‎

‎42. Человек в парадной форме воздает последние почести Гарри Патчу – последнему ‎британскому солдату Первой мировой войны. Патч скончался в возрасте 111 лет в 2009 году и ‎тысячи людей пришли на церемонию его похорон. (Фото: Reuters)‎

43. Сотрудник Государственной природоохранной комиссии и обнаруженный им в лесу ‎неразорвавшийся снаряд. На этом месте во время Первой мировой происходили массивные ‎боевые действия. Подобного рода военные трофеи, к сожалению властей и археологов, часто ‎привлекают разного рода мародеров. (AFP/Getty Images)

44. Во время ежегодного ночного парада ветеранов в честь события под названием «Четыре дня ‎Вердена» на кладбище Дуамон принято зажигать памятные факелы. На фото – 98-й юбилей ‎битвы под Верденом. (AFP/Getty Images) ‎

‎45. Участники Дня памяти Первой мировой войны возле монумента Неизвестным солдатам в ‎Сиднее, Австралия. (AFP/Getty Images)‎

По материалам Theatlantic.com ; перевод и адаптация Катрин Страшевски|

Здравствуйте.

Пхонсаван — это небольшой поселок в Лаосе, известный главным образом Долинами Кувшинов. Тем не менее, есть там и ряд гораздо более прикольных достопримечательностей.

Ни одной достопримечательности Пхонсавана в самом Пхонсаване нет. До каждой точки надо ехать от 10 до 40 километров. Пешеходы передвигаются на такси или экскурсиями, мы — понятно — смогли быстро объехать все на мотоциклах. В целом, этот регион Лаоса раскручивается за счет эха Вьетнамской войны. Тут всюду последствия американских бомбардировок, использующиеся уже давно в качестве заманухи для туристов. Хотя изредка попадаются и аутентичные вещи.

Из достопримечательностей стоит смотаться к Кувшинам, посмотреть Горелого Будду, Поля Воронок — тоже вполне ничего. И водопад Tad Ka действительно очень неплох. А вот распиаренная «Деревня на бомбах» выглядит примерно так:

Ничего особенного. Если когда-то давно это и было аутентичной деревней, построенной с использованием валяющихся тут и там неразорвавшихся авиационных бомб, то сейчас большую часть металла уже сдали, небольшая часть бомб используется только для того, чтобы поддерживать статус достопримечательности. Но правда не совсем понятно, зачем местным жителям это нужно, поскольку траффик туристов все равно будет сохраняться: деревня расположена как раз на пути к водопаду Tad Ka.

Поля воронок.

Эта область оказалась под масштабными бомбардировками, огромные воронки от разрывов авиационных бомб остались до сих пор.

Находится это поле воронок , как туда добраться не на собственном транспорте, даже не представляю, но если всмотреться в Гугл-карты более тщательно, можно найти и другие аналогичные поля, ближе к Пхонсавану.

Одиночные воронки встречаются повсеместно.

Водопад Tad Ka.

Находится . Красивый водопад с несколькими каскадами, к которому ведет горная грунтовка.

Долина Кувшинов.

Никто не знает, зачем, но кто-то когда-то наделал огромных каменных кувшинов и раскидал их кучненько по нескольким окрестным полям. Полей Кувшинов вокруг Пхонсавана несколько, осматривать их все стоит только, если вы очень большой любитель кувшинов. Самое удобное поле находится , там же находится уютная небольшая пещерка с Буддой.

Тут надо сделать небольшое ответвление. В Лаосе нет таких крупных достопримечательностей, по которым нормальному человеку хотелось бы лазить продолжительное время, вроде камбоджийского Ангкора, на который можно потратить несколько дней запросто. И передвигаясь между этими мелкими местами, вроде Поля воронок и Долины кувшинов, понимаешь, насколько мотоцикл удобен в качестве транспорта для этих мест.

Есть занимательные места, на которые мы не поехали, и я не буду их здесь поэтому описывать. Вроде тех же каменоломен, где добывали камни для изготовления кувшинов. Но эти места локальные и маленькие, и не требуют много времени на осмотр. Адекватных мест для треккинга в Пхонсаване тоже нет, поэтому, если решили путешествовать по Лаосу общественным транспортом, вполне возможно, что Пхонсаван вообще стоит вычеркнуть из маршрута.

Горелый Будда и храм Wat Phia Wat.

Храм был построен в 1322 году и благополучно простоял до 1970-х, когда в него попала американская авиационная бомба. Все было разрушено, кроме самой статуи Будды. Будда по-прежнему на месте, принимает гостей и даже не просит снимать обувь при входе, как другие его коллеги из остальных храмов. Статуя находится , отличается исключительной апокалиптичностью и по своей атмосфере, на мой скромный взгляд, цепляет сильнее остальных мест в окрестностях Пхонсавана.

Пхонсаван-Конг Лор.

Дорога на всем протяжении асфальтовая и горная. Иногда дорога спускается в долину, но в целом, весь день проводишь, перекладывая мотоцикл с боку на бок.

Местные ткут платки и держат странных домашних животных.

Заправки ручные, хотя в Лаосе и повсеместно встречаются и бутылки с бензином на продажу.

И опять ночной доезд, и опять Ваня освещает путь обоим. Езда похожа на мото-кортеж ГИБДД, но с оговоркой на вылетающих под колеса кур и поросят. На подъезде к Конг Лор почувствовали изменение климата: с гор мы спустились.

Какая-то деревня, темень, горит трава, всюду дым. Придорожная лавка, владельцы которой всей семьей пересчитывают пачки местных банкнот (там даже мелкая покупка будет исчисляться десятками тысяч местных вулонов, поэтому денег у всех много). Покупаем пиво, пока все не закрылось совсем и думаем, куда мы вообще попали? Через пару километров, уже ближе к тупику, видим множество вполне приличных гестов, заходим в первый попавшийся, удивляемся невысоким ценам, наличию ресторана и толпе европейцев из разных стран. Наверное, попали туда, куда надо! 🙂

Виджет позволяет скрывать выбранные поля от определенных менеджеров, на определенных этапах воронки или на выбранных воронках. Скрытие полей в воронках используется для того, чтобы в одной воронке были одни поля, а в другой другие. Виджет позволяет скрывать выбранные воронки от определенных менеджеров. Скрытие воронок используется для того, чтобы другие воронки его не отвлекали или он не знал об их существовании.

После настроек виджета, если менеджер зайдет в карточку, то он не увидит скрытое поле. Скрывать можно абсолютно все поля, в том числе поле бюджет или контакты. Также если менеджер зайдет в меню-сделки, то от него будут скрыты выбранные воронки и он их не увидит.

Благодаря виджету можно скрыть от менеджера не только конфиденциальную информацию, но и просто лишнюю, чтобы те поля, которые заполняются в конце воронки, не мешали работать и просто не отображались в начале воронки продаж.


Стоимость виджета - 9 000 руб.

Бесплатный для тех клиентов, кто приобрел базовый пакет внедрения

В этом году исполняется целый век с конца Первой мировой войны, пишет The Atlantic.

За это время изрытые снарядами ландшафты Западного фронта были отвоёваны природой либо превращены в сельскохозяйственные угодья, и шрамы войны затягиваются. Некоторые места по-прежнему токсичны столетие спустя, а некоторые до сих пор усеяны неразорвавшимися снарядами и закрыты для публики.

Но во Франции и Бельгии самые значительные поля сражений были сохранены как памятки, а некоторые превратились в огромные кладбища. В этих местах физические следы битв до сих пор напоминают о разрушениях и ожесточённых боях, которые когда-то унесли так много жизней.

1. Сохранённое в качестве памятника поле битвы в Бомон-Амеле, Франция, 10 июня 2016 года. Здесь Королевский ньюфаундлендский полк начал неудачное наступление 1 июля 1916 года, в первый день Битвы на Сомме.


2. Овцы пасутся среди воронок Первой мировой войны на месте Битвы при Вими.


3. Заросшее германское укрепление в Аргонском лесу, Франция, май 1998 года. Отсюда начиналось Мёз-Аргоннское наступление, в котором погибло 117 000 американцев, 70 000 французов и 100 000 немцев.


4. Кусок колючей проволоки с Первой мировой на месте бывшей деревни Безонво под Верденом, Франция, 27 августа 2014 года. Безонво, как и многие другие окрестные деревни, была уничтожена в ходе Битвы при Вердене в 1916 году.


5. Каменные кресты на могилах немецких солдат, Немецкое военное кладбище, Хогледе, Бельгия, 4 августа 2014 года.


6. Немецкий бункер в Спенкурском лесу близ Вердена, Франция, 27 августа 2014 года.


7. Фрагмент форта Дуомон под Верденом, Франция, 17 мая 2016 года.


8. Останки разрушенного шато Супир недалеко от знаменитой «Chemin des Dames» (Дамской дороги), на которой происходили сражения Первой мировой войны, 25 марта 2017 года.


9. Кладбище американских солдат в Эна-Марне близ Шато-Тьерри (Франция) в 100-летнюю годовщину Битвы при Белло Вуд, 27 мая 2018 года. В сражении, тянувшемся целый месяц, погибло около 10 000 американских солдат.


10. Дикие маки на фламандском поле неподалёку от военного кладбища Тайн-Кот близ Пассендале, Бельгия, 4 августа 2014 года.


11. Останки шато де ля Хютте в Плогстирте, Бельгия, 21 ноября 2014 года. Благодаря высокому положению шато служило позицией британской артиллерии, но вскоре было разрушено немецкими обстрелами.


12. Остатки окопов Ньюфаундлендском мемориальном парке в Бомон-Амеле близ Альбера, Франция, 17 мая 2016 года.


13. Полуразрушенное германское укрепление в Аргоннском лесу, Франция, май 1998 года.


14. Дерево выросло в окопе, Дуомон, близ Вердена, Франция, 30 марта 2014 года.


15. Дикие маки в «Окопе смерти», сохранённой сети бельгийских траншей, Диксмёйде, Бельгия, 14 июля 2017 года.


16. Немецкий бункер в Спенкурском лесу близ Вердена, Франция, 27 августа 2014 года.


17. Проход в форте Дуомон, Франция, 3 сентября 2013 года. Форт Дуомон, построенный в 1885–1913 годах, был самым большим и высоким из 19 оборонных фортов, защищавших город Верден в Первой мировой войне.


18. Плато Калифорния близ Краона (Франция) до сих пор испещрено воронками и окопами, 25 марта 2017 года.


19. Неразорвавшийся снаряд Первой мировой войны на поле под Ошонвилле, Франция, ноябрь 2013 года.


20. Солнце подсвечивает воронки от артиллерийских снарядов, выпущенных в ходе ожесточённой Битвы у Лез-Эпарж близ Вердена, Франция, 26 августа 2014 года. Это сражение между немецкой и французской армиями за стратегически важную высоту состоялось в 1915 году и предшествовало Битве при Вердене 1916 года.


21. Немецкий бункер, прозванный «Дьявольским бункером», на холме в Кюизи, Франция, 24 марта 2017 года.


22. Забор из колючей проволоки, снятый с огневой позиции в бункере времён Первой мировой войны, Бельгия, 28 февраля 2014 года.


23. Остатки воронок и немецких окопов в Бомон-Амеле, Франция.


24. Руины бункера в Плогстиртском лесу, Плогстирт, Бельгия, 14 апреля 2006 года.


25. Луна над Ньюфаундлендским мемориалом, сооружённым в честь Королевского ньюфаундлендского полка, близ Бомон-Амеля, Франция, 12 марта 2014 года.


26. Рассвет над кладбищем Тайн-Кот, Пассендале, Бельгия, 25 марта 2014 года. Это крупнейшее военное кладбище стран Содружества; здесь похоронены 11 956 военнослужащих Первой мировой войны.


27. Воронки среди выросших заново лесов на месте Битвы при Вими, Франция.


28. Остов церкви на месте бывшей деревни Орн близ Вердена, Франция, 27 августа 2014 года. Орн - ещё одна деревня, полностью уничтоженная в Битве при Вердене в 1916 году.


29. Стальная пулемётная башня на форте Дуомон над Вуаврской равниной близ Вердена, Франция, 27 августа 2014 года.


30. Базальтовый крест на месте бывших бункеров, немецкое кладбище Лангемарк, Пёлькапелле, Бельгия, 26 марта 2014 года.


31. Закат в Ньюфаундлендском мемориальном парке близ Бомон-Амеля, Франция, 12 марта 2014 года.


32. «Задумчивый солдат» - памятник в честь участия 1-й Канадской дивизии во Второй битве при Ипре, Сен-Жюльен, Бельгия, 2 августа 2014 года.


А вы знаете историю Первой мировой?

В оборонительном бою одной из важнейших задач войск является уничтожение наступающего противника огнем. Понятно, что нанести потери противнику можно только хорошо организованным метким огнем, почему войска и строят себе окопы, дающие большие удобства для ведения огня.
Но этого еще недостаточно. Улучшая условия своей боевой работы, войска одновременно стремятся так приспособить (изменить) местность, чтобы затруднить действия противника, задержать его под своим огнем и заставить нести большие потери. Для этого войска пользуются различными заграждениями и разрушениями.
Заграждения и разрушения применяются не только при обороне, но и при отступлении, чтобы задержать наступающего противника и нанести ему потери, а иногда и при наступлении, чтобы оградить свои фланги от обхода.
В современном бою необходимо задерживать продвижение не только пехоты, но и автобронетанковых войск, т. е. прежде всего танков. Поэтому современные заграждения делятся на противопехотные и противотанковые.
Заграждения всегда нужно строить так, чтобы они задерживали танки и пехоту противника, под действительным огнем противотанковых орудий и пулеметов.
При устройстве различных заграждений и разрушений войскам очень часто приходится пользоваться взрывчатыми веществами, чтобы усилить действие заграждений или произвести необходимые разрушения; поэтому прежде всего необходимо познакомиться с этими веществами.

Противотанковые заграждения (препятствия)

Современные танки обладают очень большой проходимостью, и нападения их можно ожидать почти на всякой местности. Естественными препятствиями для танков являются лишь густые старые бездорожные леса, глубокие (более 1 метра) топкие болота, глубокие овраги и обрывы со склонами круче 45°, рубленый лес, если между пнями танк не пройдет, а высота пней более 0,5 метра. Глубокие (более 1,5 метров) и широкие (более 3 метров) реки и озера также являются естественным препятствием для всех танков, кроме плавающих (амфибий).
Понятно, что войска, располагаясь на местности, прежде всего стараются использовать все имеющиеся естественные препятствия, чтобы защитить свою позицию (или место отдыха) от внезапного нападения танков. Очевидно, что этих препятствий всегда будет мало: они если и прикроют войска, то лишь в некоторых отдельных направлениях. Большая же часть участков местности всегда будет доступна для танков. На таких участках и организуют огневую (артиллерийские орудия) и инженерную противотанковую оборону, основным правилом устройства которой является умелое сочетание огня с заграждениями.
Искусственные противотанковые заграждения могут быть очень многих видов. Из них выбирают те, которые можно легче и быстрее сделать на данной местности, лучше замаскировать и надежнее прикрыть огнем своей артиллерии.

Устраивая заграждения, часто можно использовать местные препятствия. При соответствующем усилении эти препятствия становятся не проходимыми для танков или замедляют их движение, что облегчает нашей артиллерии борьбу с танками. Например, если а редком лесу срубить часть деревьев, оставив высокие пни и повалив деревья так, чтобы между ними не было проходов, то получится завал, преодолеть который танкам будет очень трудно. Можно также натянуть на опушке рощи на высоте около 1 метра прочный стальной канат.
Неглубокую речку и даже ручей можно превратить в заграждение, устроив плотину, благодаря которой вода поднимется и затопит берега. На глубоких реках, чтобы сделать их не проходимыми также и для плавающих танков, устраивают завалы, подводные надолбы (сваи), эскарпирование берегов и т. д.
Недостаточно крутой склон оврага или горки можно сделать более крутым, срезав землю лопатами или специальными инженерными машинами, - получится так называемый эскарп, или контрэскарп.
Зимой противотанковое препятствие можно сделать из снежных валов высотой 1,5-2 метра и толщиной 3,5-5 метров.
Наконец, одним из лучших препятствий против танков служат специальные противотанковые мины, запас которых войска всегда возят с собой. Противотанковые мины представляют собой заряд сильного взрывчатого вещества, заключенный в металлическую оболочку. Взрыв мины происходит только под тяжестью танка. Некоторые виды заграждений танки могут преодолевать благодаря большой скорости движения, как бы перелетая через них с разбегу. Чтобы быстроходные танки не могли преодолевать заграждений, нужно перед заграждениями устраивать дополнительные земляные валы, глубоко вспаханные полосы и т. п. Тогда танк пойдет на основное препятствие с меньшей скоростью и ему труднее будет его преодолеть.
Противотанковые мины расставляются на дорогах и наиболее открытых участках так, чтобы между ними не мог пройти танк. Взрыв мины перебивает у танка гусеницу и останавливает его.
На дорогах, особенно на трудно обходимых участках их (мост через глубокий овраг или реку, горное ущелье, гать на болоте, глубокая выемка колеи, высокая насыпь, узкая просека в густом лесу), широко применяют также различные виды разрушений и специальные заграждения. Прежде всего обычно разрушают мосты, так как обход их или восстановление - дело нелегкое и может значительно задержать войска вообще, а танки и прочие тяжелые войсковые грузы в особенности. Чаще всего мосты взрывают. Деревянные мосты можно иногда сжечь или подрубить (подпилить) их устои. Мосты на плавучих опорах (на плотах или на лодках) можно разобрать или затопить. На дорогах устраивают воронки, растаскивают гати, делают завалы (в лесу) или перекапывают дорогу глубоким и широким рвом.
Одним из главных условий устроения противотанкового заграждения является его трудное обнаружение. Так например снежный вал направлен своей пологой стороной к противнику с расчётом на то, что водитель танка не увидит препятствие и заедет на него спутав вал с естественной возвышенностью. В результате в конце снежного вала танк просто «клюнет» носом в землю, превратившись тем самым в лёгкую цель для противотанковой артиллерии и даже для пехотинцев с ручными противотанковыми гранатами. Туже цель преследует и контрэскарп.

Преодоление заграждений

Войскам приходится не только строить заграждения, но и преодолевать их. Чтобы успешно преодолевать заграждения я не нести излишних потерь, прежде всего необходима тщательная разведка их. Разведка эта должна определять точные границы заграждения, характер его устройства, как оно обороняется, какие материалы необходимы для восстановительных работ и, что особенно важно, какие участки заграждения легче преодолевать, есть ли удобные подступы к ним и нельзя ли обойти заграждение. Разведка заграждений производится фотографированием их с самолетов и непосредственным осмотром и изучением их на месте.
Для непосредственной разведки заграждений посылаются специальные партии разведчиков, в число которых включаются саперы и химики. Все обнаруженные заграждения и проходы в них разведчики обозначают условными знаками, немедленно донося о результатах разведки выславшему их командиру. Если. есть возможность, то разведчики сразу же устраняют некоторые из заграждений или делают в них проходы (убирают или подрывают обнаруженные мины и фугасы, устраивают проходы в завалах).
При преодолении заграждений с боем танки, мото-мехчасти и пехота небольшими группами стараются проникнуть через обнаруженные разведчиками проходы или обходят заграждения и атакуют противника, чтобы облегчить дальнейшую работу по расширению проходов и преодолению заграждений.
Устройство проходов или устранение заграждений производятся войсками различными способами в зависимости от вида заграждения я обстановки.
Проволочные сети разрушаются и растаскиваются танками или разрушаются артиллерией, а иногда, при благоприятных условиях, подрываются саперами с помощью удлиненных зарядов. Когда противник слабо охраняет свои заграждения, ночью, в дождь или снег разрушать проволочные сети может и пехота с помощью ножниц для резки проволоки.
Для устройства прохода в наэлектризованном препятствии надо либо полностью разрушить отдельный участок его так, чтобы оставшиеся проволоки нигде не были соединены друг с другом, либо отвести ток в землю. Разрушить проволочные заграждения могут танки, двигаясь не только поперек, но и вдоль препятствий. Окончательную расчистку прохода выполняют саперы в специальных костюмах из медной сетки. Боец в таком костюме может свободно касаться наэлектризованной проволоки, так как ток по сетке уйдет в землю, а не пойдет по телу. Для того чтобы отвести ток в землю, те же бойцы в костюмах набрасывают или присоединяют к заграждению толстую проволоку, другой конец которой надежно заземляют (закапывают поглубже оставшийся моток проволоки). Когда ток отведен в землю, препятствие устраняют обычным порядком, т. е. его растаскивают танками, разрушают артиллерией или подрывают.
Противотанковые мины и фугасы выкапывают или подрывают. Самовзрывные фугасы и ловушки обезвреживаются саперами после тщательного ознакомления с техникой их устройства.
Завалы растаскивают с помощью танков или деревья распиливают и по частям откатывают в стороны. Если есть возможность безопасно подвезти тракторы, то завалы растаскивают с их помощью. Небольшие завалы с успехом можно взрывать сильными удлиненными зарядами.
Участки, зараженные ОВ (УЗ), преодолеваются с помощью войсковых средств ПХО или силами химиков.
Преодоление заграждений при атаке оборонительной полосы противника, и особенно внутри ее, требует дружной работы всех родов войск.

Виды противотанковых заграждений

1. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЁЖ

Противотанковый ёж - простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объёмные шестиконечные звёзды. Ежи менее эффективны, чем минные и прочие заграждения, зато их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий.
Ёж делают из трёх кусков стального проката (обычно двутавра - рельс, уголок и т. д. менее прочны) таким образом, чтобы концы балок образовывали октаэдр. Соединяют балки заклёпками на косынках (конструкция должна выдерживать вес танка - до 60 тонн). На ежах промышленного производства оставляют отверстия для колючей проволоки, одну из балок делают съёмной. Чтобы осложнить работу вражеским сапёрам, ежи можно соединять цепями или тросами, минировать территорию вокруг и т. д.
Ежи устанавливаются на твёрдом грунте (лучше всего подходит асфальтовое покрытие улиц). Бетон не годится - по бетону ёж будет скользить. На слабых грунтах ежи мало действительны, так как танк вдавливает их в землю и легко проходит по ним. Если танкист попытается оттолкнуть ёж, тот перекатывается под днище, и танк оказывается поднятым. Гусеницы теряют сцепление с землёй, танк начинает буксовать и зачастую оказывается неспособен съехать с ежа. Обороняющимся силам остаётся только уничтожать остановившиеся танки и не давать танкистам растащить ежи буксирными тросами. А если противник повёл танки другим путём - противотанковая оборона тем более выполнила свою задачу.
Ежи имеют размер около 1 м в высоту - больше дорожного просвета танка, но ниже его лобового листа. Нецелесообразно делать ежи бо́льших размеров - ёж, который окажется выше лобового листа, танк легко сдвинет. Ежи превышающие эти размеры должны быть укреплены в грунте (вбитые в грунт сваи) или связаны между собой 6мм проволокой по крайней мере в три нитки.

2. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ РОВ

Рвы могут быть различных профилей - в виде правильной и неправильной трапеции или равностороннего и не равностороннего треугольника.
Недостатком рвов в виде неравностороннего треугольника и неправильной трапеции является то, что пехота противника может, накапливаясь в них, использовать их как прикрытие и танки могут войти в него. Но объем работ значительно меньше, чем при постройке рвов равносторонних и трапецеидальных.
Рвы в виде равностороннего треугольника можно устраивать в сухих песках.
Все эти препятствия требуют хорошего фланкирования, так как ни фронтальным, ни косоприцельным огнем они не простреливаются.
Рвы применяются в равнинной местности, с низким уровнем грунтовых вод, где невозможно построить другие, менее трудоемкие препятствия.

3. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЭСКАРП И КОНТРЭСКАРП

Эскарпы и контрэскарпы строят на местности холмистой, с крутыми скатами или по берегам рек. Контрэскарпы в виде рва можно возводить и на слабо пересеченной местности, если она постепенно повышается в нашу сторону. Эскарпы и контрэскарпы менее трудоемки, чем рвы, и поэтому при рекогносцировке необходимо всемерно использовать все естественные скаты местности.
Эскарпы имеют тот недостаток, что противник при известных условиях может использовать их как защиту от нашего огня при накоплении. Контрэскарпы этого недостатка не имеют, так как подходы к ним открыты и простреливаются всеми видами огня. Кроме того, контрэскарп не виден противнику, что является немаловажным преимуществом, хотя с помощью различных приспособлений его легче преодолеть. Практика показала, что при большой скорости танк, преодолевая контрэскарп, настолько зарывается при падении в землю, что становится совершенно беспомощным и требует нескольких часов отрывки специальной командой. Контрэскарп ввиду возможности наблюдения и обстрела всех подходов к нему является лучшим препятствием, чем эскарп.

4. «ТРАНШЕИ» и «МОГИЛКИ»

На местности с высоким уровнем грунтовых вод можно возводить систему «траншей» или «могилок». Вследствие различного направления «могилок» танк, если он пойдет через них, сядет брюхом на «целики» между «могилками». Объем отрывки «могилок» хотя и большой, но работа легче, поскольку глубина небольшая. Недостаток этой системы тот, что пехота противника может использовать «могилки» в качестве укрытия, поэтому нужно отрывать их так, чтобы на дне на 25-50 см стояла вода, переплетать проволокой и усиливать противотанковыми и противопехотными минами. Система «могилок» может обстреливаться как фланговым, так и фронтальным огнем.

5. ПРОТИВОТАНКОВЫЕ НАДОЛБЫ

Препятствия из дерева или железа - надолбы. Деревянные надолбы имеют тот недостаток, что, будучи пробитые пулями или снарядами, они легко ломаются под тяжестью движущегося танка; поэтому их следует применять в комбинации со рвами, хотя бы уменьшенных профилей.
Металлические ежи и надолбы в полевых рубежах могут применяться для закрытия отдельных, небольших по фронту направлений, в основном на дорогах и предмостных укреплениях.


6. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЗЕМЛЯНОЙ И СНЕЖНЫЙ ВАЛЫ

В некоторых случаях на местности с высоким уровнем грунтовых вод можно применять рвы с высокими насыпями и земляные валы.
Рвы с высокими насыпями можно применять при условии что засыпка не будет закрывать фронтального обстрела, т. е. если местность в нашу сторону несколько повышается и дает возможность вести фронтальный огонь.
Валы применяются для перекрытия узких долин, хорошо простреливаемых фланговым и косоприцельным огнем с окружающих высот. Земля для вала берется из широкого рва, отрываемого сантиметров на 25 ниже уровня грунтовых вод, рядом с валом.
Снежные валы применяются зимой при невозможности быстро соорудить земляной вал либо другие противотанковые препятствия сопряжённые с земляными работами.

7. ПОЛЕ ВОРОНОК КАК ПРОТИВОТАНКОВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ

При недостатке рабочей силы, коротких сроках строительства и при наличии достаточного количества ВВ можно создавать поле воронок. При величине заряда аммонала в 20-30 кг. и глубине заложения в 2, 5 м. воронка получится диаметром 6-7 м. и достаточно глубокой (в зависимости от грунта). Такое поле воронок хотя и не является непреодолимым препятствием, но задерживает продвижение танков настолько, что их легко расстрелять артиллерией и из противотанковых ружей.

Литература / полезные материалы:

  • Брошюра - Бригинженера ШПЕРК В. Ф. «ФЛАНКИРОВАНИЕ ПРОТИВОТАНКОВЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ» (ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР. МОСКВА -1942 г.)
  • Военно-инженерное дело ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР Москва - 1931 г.