Россия в конце XVI в.: накануне смуты. Правление Бориса Годунова

Ко времени вступления на престол в 1598 году ему было примерно 47 лет. Бывший опричник, смог продвинуться при Иване 4 Грозном женившись на дочери Малюты Скуратова (главный палач Ивана Грозного). Близость к царю позволила Борису укрепить свое положение, его сестра Ирина вышла замуж за сына Грозного Федора. Получил титул боярина. В годы правления Федора был по существу правителем государства. Устранив со своего пути соперников в борьбе за власть- бояр И. Мстисловского, Шуйских и др.

После смерти царя Федора, по инициативе патриарха Иова, Борис был избран царем по решению Земского собора. Во время венчания на царство,1 сентября 1598 года , Годунов обращаясь к патриарху, обещал: «Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ и беден».

Положение нового монарха было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Ширились слухи о причастности Годунова к смерти царевича Дмитрия в Угличе.

Современники признавали за Годуновым и положительные качества - ум, милосердие, великодушие. Пытался поддержать простой народ. Были сняты недоимки, разрешен был частичный выход крестьян от одного владельца земли к другому. Пытался упорядочить крестьянские повинности. Все это несколько нормализовало положение в стране.

Но многое вызывало и недовольство . Например, возобновляются ссылки, аресты, пострижение в монахи неугодных лиц (Романовы- глава рода Федор был пострижен в монахи под именем Филарет). Ситуация сильно обостряется в начале 17 века, когда страну потрясли ужасные события, сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и его семьи. С 1600-1603 гг. шли проливные дожди, ранние заморозки, хлеб не созревал. Разразился страшный голод. С 1601 года начинается голод . Цены на хлеб выросли в 100 раз. Авраамий Палицын , келарь Троице- Сергиева монастыря, записал в своем «Сказании»: в Москве за эти годы только на трех кладбищах было похоронено 127 тысяч человек, умерших от голода . Начинаются народные волнения. В 1603 г . начинается восстание Хлопка, охватившее юго - западные уезды страны . Восставшие громили имения дворян. Против них было направлено правительственное войско. Во главе с окольничим Басмановым, молодым и способным военачальником. В октябре 1603 г. повстанцы разгромили Басманова, сам воевода был убит. Лишь с большим напряжением правительственные войска одолели отряды Хлопка. Его взяли в плен и казнили. Причиной голода считали Бориса Годунова. Распространялись слухи о том, что это наказание Божие за избрание на престол Бориса Годунова.

Приблизительно в 1600 году впервые появляется слух о том, что царевич Дмитрий не погиб в Угличе, в 1591 году, а остался жив и хочет вернуть себе престол. Время подходящее, измученные голодом люди считали, что воцарение «законного» царя приведет к завершению голода. По мнению историков, огромную роль здесь сыграли московские бояре . Под именем Дмитрия Ивановича , или царевича Дмитрия, был монах Григорий Отрепьев . Он - мелкий дворянин из Галича, ставший монахом, послушником у патриарха Иова в Москве. Бежал в Польшу, Отрепьев принял имя покойного царевича и заявил права на престол государей московских. В 1603 году он поступил на службу к А. Вишневецкому. Однажды юноша сильно заболел. Призвали священника, которому он сообщил, что является сыном Грозного. Передал ему подтверждающие бумаги и нательный крест (именно им был крещен Дмитрий). Были и совпадения: особые приметы, совпадали родинка повыше правой кисти, одна рука короче другой.

Слухи достигли Бориса Годунова и сильно его обеспокоили. Он предложил Вишневецкому, выдать Дмитрия и обещал уступки в территориальных спорах. В 1603 году Вишневецкий отвез Дмитрия к своему родственнику воеводе города Сандомир Юрию Мнишеку. Самозванца поддержали польский король Сигизмунд, магнаты, шляхта и католическое духовенство, мечтавших о русских землях. Папский нунций Рангони поддержал самозванца, принявшего католичество,- папский Рим надеялся провести в Россию унию (объединение) католичества и православия. Там же в Польше самозванец обручился с дочерью Ю. Мнишека Мариной Мнишек.

Обещания : Ю. Мнишек получает Новгород. Речь Посполитая – Смоленские и северские земли, принятие католичества и разрешение строить на территории России католические храмы, жениться на Марине Мнишек.

В октябре 1604 года отряд Лжедмитрия 1 переправился через Днепр и вошли в места, пограничные с юго- западными уездами России. Народ поддерживает Лжедмитрия. Лжедмитрию сдаются многие города- Моравск, Чернигов, Путивль, Рыльск, Курск и Кромы. К январю 1605 года небольшой отряд самозванца, превратился в 15 т. войско. На его сторону переходят дворяне, бояре недовольные Годуновым. От самозванца они надеются получить новые земли, крестьян, жалование.

В январе 1605 года у села Добрыничи , встретилось войско Лжедмитрия и правительственный отряд под командованием князя Мстиславского. Самозванец потерпел поражение . Но продолжает двигаться к Москве, обещает сторонникам «вольности». 13 апреля умер Борис Годунов . Был похоронен в Архангельском соборе, но Лжедмитрий выбросил его прах в 1606 г. После долгих скитаний останки Бориса Годунова нашли окончательный покой в Троице – Сергиевой лавре . 7 мая 1605 г. под Кромами, после известия о смерти Годунова, правительственное войско перешло на сторону Лжедмитрия.

Борис Годунов передал престол своему сыну Федору Годунову апрель- июнь 1605 года. Ему 16 лет. 10 июня 1605 года Федор Годунов и его мать Мария были убиты в Кремле. 20 июня 1605 года- самозванец вступил в Москву, через месяц венчался на царство.

Правление Лжедмитрия 1.

Лжедмитрий 1 июль 1605 – май 1606 гг. Происхождение: монах Чудова монастыря в Москве Григорий (Юрий Богданович Отрепьев ). Его узнал Иов. Лжедмитрий отправляет его в отставку, и назначает нового патриарха грека Игнатия. Царь и великий государь, севший на трон не только благодаря польской помощи, но и опираясь на восставших против Годунова дворян, крестьян и холопов вынужден был кое- что для них сделать: дал свободу тем, кто попал в кабальные холопы в голодные годы начала столетия, освободил на 10 лет от налогов жителей Камарицкой волости на юго- западе. Вернул в Москву сосланных Годуновым бояр, в т.ч. Филарета Романова.

Но в целом новый царь продолжал крепостническую политику своих предшественников. Срок «урочных лет» он увеличил с 5 до 6 лет, жаловал дворянам земли и крестьян. Постепенно начинает нарастать недовольство. Страну наводнили поляки, расхищается казна. Поляки оскорбляли национальные и религиозные чувства русских людей. В мае 1606 года он женился на Марине Мнишек которая была проведена по католическому образцу. Начинают распространяться слухи о том, что царь католик. 17 мая 1606 г . против «истинного царя», как его недавно величали, вспыхивает в Москве восстание во главе с братьями Шуйскими (Василий Шуйский , князь Голицын, боярин Иван Куракин ). Перед смертью, когда в Кремль ворвались заговорщики, он ведет себя странно. Выходит вперед и говорит: «Я вам не Годунов», что фактически означало, я вам не самозванец (можно предположить, что Лжедмитрий сам поверил, что является сыном Грозного). Три дня тело убитого Лжедмитрия лежало на рыночной площади, подвергаясь надругательствам. Затем его закопали у обочины дороги, за городским валом. Москву захлестнула волна слухов: на могиле убитого видели таинственные огни, множество знамений предсказывало близкие беды. С 18-25 мая 1606 года ударили морозы. Все в садах и на полях померзло. В народе стали говорить, что это чародейство мертвого самозванца. Тело его вынули из могилы, сожгли, пепел смешали с порохом и выстрелили из пушки в ту сторону, откуда явился этот самозванец. 19 мая , бояре «выкрикнули» на царство Василия Шуйского 1606-1610 гг.

Восстание Болотникова.

Вступление на престол царь ознаменовал особой «крестоцеловальной записью». Впервые русский самодержец брал на себя обязательства не наказывать своих подданных без судебного выяснения их вины.

С его именем связано появление нового самозванца, и польско- шведская интервенция.

Бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия 1 распустили слух, что «истинный царь» не погиб в Москве, а спасся и скрывается от злых людей. Предполагают, что новый самозванец Михаил Молчанов , мелкопоместный дворянин. Новому царю отказались повиноваться почти все юго- западные и южные земли, от Путивля до Кром, восстала Астрахань, а осенью 1606 года на Москву двигалась повстанческая армия во главе с Болотниковым. Формируется в Путивле , и этот город становиться своего рода столицей «правительства царя Дмитрия»- Лжедмитрия 2. Предполагают что это был мелкопоместный дворянин Михаил Молчанов. Движение Болотникова называют гражданской войной 1606-1607 гг . Цель : поход на Москву, восстановление на престоле законного царя. Октябрь 1606 г . начинается осада Москвы (продолжалась 5 недель ). Постепенно перевес переходит к воеводам Шуйского. В решающей битве у Коломенского 2 декабря они одерживают победу над восставшими. Болотниковцы бежали к Калуге и Туле . 21 мая 1607 г . сражение под Каширой . Осада Тулы , и Болотников после 4 месяцев осады вынужден пойти на переговоры. Восстание было разгромлено, Болотникова сослали в Каргополь, ослепили, а затем он был утоплен .

1608 год - Лжедмитрия 2 обосновался недалеко от Москвы, в селе Тушино. Оно стало как бы второй столицей со своим царем, своей Боярской думу и патриархом. Стали называть «тушинским вором ». В Тушино потянулись отряды поляков, во главе с Лисовским, Рожинским и другими магнатами. Самозванца признала и Марина Мнишек . 6 месяцев они осаждают, но безуспешно, Троице- Сергиев монастырь . Василий Шуйский просит помощи у шведского короля. По договору от 8 февраля 1609 г.Шуйский получил помощь 15 тысячный отряд во главе с Делагарди . Условие : Россия отдает часть своей территории- Карелу с уездом . В России этот отряд возглавил племянник царя М. Скопин- Шуйский. Тушинцы разгромлены. Появляются и другие самозванцы. Например: Петр (Илейка Муромец) назвал себя сыном Ирины Годуновой и царя Федора.


Россия в конце XVI в.: накануне смуты

Конец династии Рюриковичей.

В конце 1570-х - начале 1580-х гг. Иван Грозный много болел. В свои 50 с небольшим лет он выглядел глубоким стариком. Он облысел, глаза слезились, руки тряслись, тело стало пухнуть. Ночью царя преследовали кошмары. Он много молился, просил Бога отпустить ему грехи - убийства и другие преступления. Целыми списками поминал людей, которых отправил на тот свет.
В конце жизни у Ивана IV оставалось трое сыновей. Старший, 28-летний Иван Иванович , был полон сил и энергии. Он показал себя храбрым на поле боя и деятельным в государственных делах. Иван Грозный приходил в ярость от самостоятельных и смелых суждений сына. Между ними часто вспыхивали ссоры. Иван IV вмешивался в его личную жизнь, оскорблял жену Ивана Ивановича. Однажды даже побил её. Наследник вступился за честь жены и пытался схватить отца за руки. Тогда тот нанёс сыну смертельный удар своим тяжёлым, окованным железом посохом. Через некоторое время Иван Иванович скончался. Тем самым Грозный царь сам подсёк на корню династию Рюриковичей, о которой он много рассуждал как о божественной династии, восходившей родством к императору Августу.
У следующего его сына, болезненного и богомольного Фёдора , не было детей. Третий сын, малолетний Дмитрий , был рождён от седьмой по счёту жены царя - боярыни Марии Нагой. После смерти Ивана IV в 1584 г. царский престол перешёл к 27-летнему Фёдору. Это был тихий и богобоязненный человек. Он ненавидел жестокость и насилие, время проводил в молитвах, за книгами, в беседах с учёными монахами.
За спиной Фёдора между фаворитами и различными боярскими группами началась жестокая борьба за власть. Победителем в ней вышел напористый, умный и беспощадный Борис Годунов . Стремительному возвышению Бориса способствовало то, что его сестра Ирина была супругой царя Фёдора. Оттеснив соперников, Годунов сумел сосредоточить в своих руках основные рычаги государственного управления.
В малолетнем царевиче Дмитрии всемогущий боярин увидел для себя опасность. Ведь кому-то могла прийти мысль, что слабого и нездорового Фёдора можно заменить Дмитрием. К тому же после смерти болезненного Фёдора Дмитрий официально мог взойти на престол. Это положило бы конец влиянию Бориса Годунова. Поэтому Дмитрия вместе с матерью услали из Москвы в Углич, который, по старой традиции, дали ему в удел.
На правление царя Фёдора Ивановича пришлось дальнейшее закрепощение крестьянства, ухудшение положения холопов. Теперь режим заповедных лет, который действовал в некоторых уездах, распространился на всю страну. Он перестал быть временной мерой, а обрёл силу закона. Это был ответ правительства на усилившееся бегство крестьян из центральных уездов на южные окраины страны от увеличения повинностей и податей. Уходили они также из бедных помещичьих хозяйств на земли богатых вотчинников и монастырей, где можно было получить в хозяйстве подмогу и льготы. В 1597 г. правительство Годунова ввело урочные лета . Теперь беглых крестьян можно было искать в течение 5 лет, причём сыск мог проводить сам бывший владелец. Это затрудняло бегство крестьян на новые земли.
Все эти законы молва связывала с именем Бориса Годунова. Народ его ненавидел. К тому же считалось, что па нём висит ещё один страшный грех - убийство царевича Дмитрия. Царевич погиб в 1591 г. при загадочных обстоятельствах. Его нашли с перерезанным горлом в собственном дворе в Угличе. Никто не видел, что приключилось с мальчиком. Когда люди сбежались на крик няньки, он был уже мёртв. Годунов прислал в Углич специальную комиссию, которая, разобрав все обстоятельства гибели царевича, пришла к выводу, что Дмитрий зарезался сам, играя в ножички. Однако людская молва возложила вину за гибель царевича на Бориса Годунова: при угасавшем и больном Фёдоре Ивановиче царевич Дмитрий был последним Рюриковичем по прямой линии, кто мог помешать честолюбивому боярину официально взять власть в стране.
Так, в страданиях народа, в смертельной дворцовой борьбе, в стремительном продвижении к власти бывшего опричника Бориса Годунова заканчивался XVI век. Царь Фёдор Иванович скончался 7 января 1598 г. Династия Рюриковичей прекратила своё существование в России.

Приход к власти Бориса Годунова.

Со смертью Федора Ивановича в январе 1598 г. противоречия между верхушкой боярства и Годуновым обострились. Сложилось положение, когда пресечение династии Рюриковичей открывало возможность перейти от самодержавного правления страной к коллективному управлению. Бояре решили, что власть в стране следует передать Боярской думе. Ради этого жертвовали своими претензиями на трон Романовы, Мстиславские, Голицыны и другие славные русские боярские и княжеские роды.
Совещание бояр в Кремле потребовало, чтобы народ присягнул Боярской думе.
Однако Борис Годунов выступил за старый порядок. Он мечтал о царском венце, о том, чтобы его сын Фёдор наследовал ему, продолжив династию Годуновых. Поэтому одновременно с заседанием Боярской думы патриарх Иов созвал в своих палатах другое совещание - Собор, который предложил в цари Годунова. Эго предложение было восторженно принято. Тогда патриарх организовал народное шествие с иконами к Новодевичьему монастырю, куда удалился Годунов, которое слёзно просило Годунова занять трон. Но Борис притворно отказался. Последовало второе шествие, и Борис дал согласие. Здесь же, в соборе Новодевичьего монастыря, патриарх нарёк Годунова русским царём. В Успенском соборе Московского Кремля патриарх вторично объявил Годунова царем. Но бояре отказались присягнуть ему. Над страной нависла угроза раскола и двоевластия. Лишь через два месяца началась общая присяга Годунову, которая продолжалась всё лето. Годунова в третий раз торжественно провозгласили царём. 17 февраля 1598 г. Борис Годунов был избран царем.

Политика Бориса Годунова.
Стремясь привлечь на свою сторону дворян. Борис Годунов устроил раздачу им жалованья, задержанного прежде. Многих повысил в чинах. Для облегчения участи простых людей новый царь отменил все недоимки по налогам, облегчил налоговое бремя. Годунов всячески поощрял торговлю, одарил льготами купечество, податными привилегиями - Церковь. Годунов стремился поддержать хозяйство среднего служилого класса дворян, возвышал незнатных, но способных людей, противопоставляя их родовитому боярству. Это был первый русский царь, который начал борьбу со взяточничеством. Уличённого во взятках дьяка возили по всему городу и секли плетью, а на его грудь вешали мешок со взяткой, будь то деньги, меха, какой-нибудь товар. Наряду со знатью, в лице приказного дьячества Годунов также обрёл злейших противников.
Борис Годунов был страстным поборником просвещения , высоко ценил западную культуру. При нём расцвела Немецкая слобода в Москве - Кукуй, где была построена протестантская кирха. Он содействовал развитию в стране книгопечатания, строительству типографий, мечтал о создании школ и даже об открытии университета. Первым из русских царей Борис Годунов стал посылать дворянских детей за границу для обучения.
Особой страстью нового царя было строительство. По его повелении были возведены первые в Москве каменные торговые лавки и каменный мост через реку Неглинку. С его именем связана постройка колокольни Ивана Великого, на которой и сейчас красуется надпись с именем ее создателя Бориса Годунова. Заботился царь и о благоустройстве столицы. При нём прокладывали новые мостовые. В Кремле впервые был устроен водопровод
Царь Борис был всегда ровен, приветлив, дружелюбен. Но за этой мягкостью скрывались огромная воля, честолюбие и неутолимая жажда власти. Чувствуя враждебное отношение боярства и дьячества, Годунов стал чрезвычайно подозрителен. Вскоре жертвами этой подозрительности оказались бояре Романовы. Борис стремился убрать со своей дороги этих очень богатых и популярных в народе бояр. Фёдора Никитича постригли в монахи под именем Филарета, его маленьких детей, Михаила и Татьяну, бросили в тюрьму. В результате Годунов восстановил против себя могучий боярский род Романовых.

Новые народные беды.
Относительное спокойствие в Русском государстве длилось недолго. В 1601 г. страшный голод разразился в центральных уездах России. Летом шли нескончаемые дожди, в августе ударили ранние морозы и погубили урожай. Запасы зерна прошлых лег, находившиеся в амбарах крестьян и посадских людей, быстро подошли к концу. Уже осенью продуктов питания стало катастрофически не хватать. Князья, бояре, купцы и духовенство, обладавшие большими запасами хлеба, взвинчивали цены. Спекулянты и перекупщики втридорога продавали хлеб. С голоду люди стали есть кошек и собак, употребляли в пищу липовую кору, лебеду и даже сено. Были случаи людоедства. Трупы не успевали хоронить. Началась эпидемия холеры. Лишь в одной Москве от голода и болезней умерло около 120 тыс. человек. В последующие два года картина повторилась. Всего же за три года вымерла треть населения страны.
Правительство Годунова пыталось ослабить воздействие стихийного бедствия. Были введены твёрдые цены на хлеб. Спекулянтов и перекупщиков нещадно наказывали. Борис приказал продавать хлеб из собственных житниц по заниженным ценам, раздавить деньги народу, но чиновники одаряли ими своих родственников. Прослышав, что в Москве легче спастись от напастей, люди хлынули в столицу. Беженцы грабили казенные житницы.


Пытаясь облегчить положение народа, 28 ноября 1601 г. Годунов своим указом восстановил Юрьев день . Крестьянам опять позволялось уходить от хозяев, но указ не распространялся на Московский уезд и государственные земли. Провинциальное дворянство, терявшее крестьян, пришло в негодование. Августовским указом 1603 г. правительство признало изгнанных из дворов и лишённых пропитания холопов свободными. Отчаявшиеся люди силой оружия пытались добыть себе пропитание. Грабежи и разбои охватили страну. Крестьяне отказывались платить налоги государству подати и оброки феодалам. Они уходили на свободные земли южных и юго-западных окраин государства. В городах оголодавшая беднота нападала на хоромы богачей, грабила амбары. При этом простой народ считал верховную власть источником всех своих бед.
В 1603 г. отряд под руководством атамана Хлопка Косолапа блокировал несколько дорог, ведущих к Москве. Повстанцы - холопы, крестьяне, посадские - громили боярские и дворянские имения. Через гол отряды Хлопка были разгромлены, сам он, израненный, попал в плен и был казнён.

Лжедмитрий.
В эти годы правительство Годунова столкнулось ещё с одной неожиданной опасностью: на южных рубежах страны появился человек, объявивший себя спасшимся от убийц царевичем Дмитрием и заявивший о своих правах на русский престол.
Большинство учёных сходится на том, что это был обедневший галицкий дворянин, слуга одного из бояр Романовых Григорий Отрепьев . После падения этого рода он постригся в монахи, бродил по монастырям, служил при дворе патриарха переписчиком книг. Уже в это время Отрепьев внушил окружающим мысль о своем необычном происхождении.
В 1603 г. он бежал в Литву, затем появился в имении богатевшего польского вельможи князя Адама Вишневецкого, где и объявил себя царевичем Дмитрием, 20-летний Григорий Отрепьев был человеком неплохо образованный, одаренным, отличался невероятным честолюбием.
Великий русский историк В.О. Ключевский точно заметил, что испечён был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста. Действительно, именно в хоромах опальных Романовых, в среде московских дьяков появилась мысль противопоставить самозванца Годунову и свалить ненавистного царя. Смута, начавшаяся в 1601 г. во время голода, усилилась с появлением самозванца. Его поддержали в России, помощь ему оказывали польский король и магнаты. Вскоре самозванец оказался при дворе воеводы Юрия Мнишека. Он влюбился в 16-летнюю дочь воеводы Марину и обручился с ней. Лжедмитрий принял католичество, но тайно, чтобы русские православные люди не отвернулись от него.
Воззвания Лжедмитрия находили отклик среди казачесгва, беглых холопов и крестьян. Ширился слух, что Дмитрий Иванович и есть тот самый справедливый и добрый царь, о котором мечтает народ. «Царевич» не скупился на обещания: польскому королю он обязался передать Чернигово-Северские земли и сокровища царской казны: Мнишекам посулил Новгород и Псков: польским магнатам поклялся возместить затраты на содержание его наёмников. В октябре 1604 г. войско Лжедмитрия форсировало Днепр. Города сдавались самозванцу без боя. Казаки, посадские люди и стрельцы приводили к нему связанных воевод. Численность отрядов Лжедмитрия быстро увеличивалась. Вскоре почти все города юга и юго-запада страны признали власть самозванца.
В царской армии началось брожение, увеличилось число перебежчиков. Годунов получал со всех сторон неутешительные вести, здоровье его пошатнулось. 13 апреля 1605 г. он скончался. Появились слухи, что царь покончил с собой. Москва начала присягать его сыну Фёдору Борисовичу. А под Кромами царские воеводы с войском перешли на сторону Лжедмитрия. Самозванец начал рассылать прелестные грамоты, в которых обличал Годуновых, обещал боярам - прежнюю честь, дворянам - милости и отдых от службы, торговым людям - облегчение от податей, народу - благоденствие. Направил он своих гонцов и в Москву. 1 июня 1605 г. предок А.С. Пушкина Гаврила Пушкин на Лобном месте рядом с Кремлём зачитал грамоту Лжедмитрия. В Москве началось народное восстание, которым умело руководили люди самозванца. Годуновы бежали из Кремля.
Лжедмитрий, подойдя к Серпухову, потребовал расправы над Годуновыми и их покровителем патриархом. Восставшие притащили патриарха в Успенский собор Кремля, сорвали с него патриаршие одежды и знаки отличия и бросили Иова в повозку, которая увезла его в один из дальних монастырей. По приказу посланцев самозванца стрельцы убили царицу и Федора, его сестру Ксению позже постригли в монахини и отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. Династия Годуновых прекратила существование.
20 июня 1605 г. под колокольный звон Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Толпы людей восторженно приветствовали народного царя. В тот же день боярин Василий Шуйский, руководивший расследованием смерти царевича Дмитрия, заявил, что в 1591 г. был убит не он, а другой мальчик. Царица Мария Нагая, встретившись под Москвой с Лжедмитрием, признала в нём своего сына. Вместе они вышли к ревевшей от восторга толпе. Прежде чем въехать в Кремль, Лжедмитрий остановил коня около собора Василия Блаженного, снял шапку, перекрестился, взглянул на Кремль, на толпы людей и заплакал. Народ, рыдая, пал на колени. В первый же день своего правления он, как ранее Годунов, дал обет не проливать кровь подданных.

Личность Лжедмитрия.
Облик Лжедмитрия не вязался с привычными представлениями о русском самодержце. Это был человек вполне европейских обычаев. Впервые в истории страны он разрешил свободный выезд купцам за границу, провозгласил свободу вероисповедания. О католиках и православных говорил: «Все они христиане». Лжедмитрий деятельно участвовал в работе Боярской думы, поражал своей способностью быстро решать сложные вопросы, дважды в неделю лично принимал челобитья. Он показал себя сторонником просвещения народа, уговаривал бояр посылать детей для обучения за границу. Новый царь умел поддержать беседу, любил музыку, не молился перед трапезой, днем не ложился почивать. как это было свойственно русским людям. Лжедмитрий учил ратных людей брать крепости приступом, сам участвовал в маневрах, метко стрелял из пушек.
В начале XVII в. Россия была не готова к такой ломке обычаев. Духовенство и простой народ встречали подобные новшества с недоверием и удивлением. Особенно эти чувства усилились, когда в Москве появилась невеста царя Марина Мнишек в сопровождении 2 тыс. польских шляхтичей. Русских людей поразило, что их царь женится на католичке. Марина отказалась примять причастие из рук православного священника, надеть русское платье. Сопровождавшие ее паны и охрана вели себя вызывающе.

Правление Лжедмитрия.
Заняв престол, Лжедмитрий попытался наладить отношения с Боярской думой: он подтвердил её полномочия, обещал боярам сохранить их вотчины: вернул в Москву многих опальных бояр и дьяков, в первую очередь оставшихся в живых Романовых. Филарета (Фёдора Романова) удостоил сана митрополита.
Как и предшествовавшие правители, Лжедмитрий стремился опереться на дворян. Он роздал им огромные суммы денег, наделил землями, населёнными крестьянами. Трудным был для нового царя выбор политики в отношении холопов и крестьян: облегчить их участь значило восстановить против себя верхи общества, а оставить вес как было - оттолкнуть от себя массы, которые привели его к власти. Лжедмитрий пошёл на компромисс:

  1. отпустил на волю холопов, которые попали в кабалу в голодные годы
  2. освободил от налогов жителей юго-западных областей, оказавших ему наибольшую поддержку;
  3. оставил на свободе крестьян, которые бежали от господ в голодные годы.

В то же время он:

  1. увеличил сроки урочных лет,
  2. сохранил незыблемым крепостное право.
  3. продолжил популярную борьбу со взяточничеством, запретив под страхом смерти брать взятки.
  4. разрешив представителям крестьянских общин самим доставлять собранные налоги в казну, он нанёс удар по привычке приказных людей прикарманивать себе часть налоговых средств.

Православное духовенство с подозрением относилось к связям нового царя с поляками-католиками. Церковники с возмущением смотрели, как поляки постоянно находились рядом с царём, как дерзко вели себя в православных храмах. Но в отношениях с Польшей с первых же дней правлении Лжедмитрий показал себя приверженцем российских интересов к православия. Он отказался предоставить ранее обещанные территории польскому королю, урезал плату польским наёмникам, не раз высказывался за возвращение России западных земель, захваченных Речью Посполитой. В то же время, опасаясь боярских заговоров, Лжедмитрий держал около себя телохранителей иностранцев, его близкими советниками были поляки. Это раздражало русское население.

Конец Лжедмитрия.

По приказу Лжедмитрия к Москве были стянуты дворянские отряды, предстоял поход против Крымского ханства. Новгородцев и псковичей возглавили князья Шуйский и Голицын, организовавшие против Л
жедмитрия заговор. Под утро 17 мая 1606 г. в Москве тревожно загудел набат. Горожане бросились громить дворы, где размещались поляки. Отряд в 200 вооружённых дворян во главе с боярами-заговорщиками проник в Кремль, и заговорщики ворвались в покои царя. Лжедмитрий вышел к ним с мечом в руках, но после короткой схватки отступил в спальню. Выпрыгнув из окна, он вывихнул ногу и разбил грудь. Заговорщики тщетно искали его. Ничего не подозревавшие стрельцы внесли царя во дворец. Заговорщики тут же зарубили его мечами. Три дня лежало тело Лжедмитрия на Красной площади для всеобщего обозрения. Потом труп сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришёл самозванец. Марину Мнишек и сё отца арестовали и выслали в Ярославль.

Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:[email protected]

В 1584 году на российский престол взошел больной сын Ивана Грозного Федор. Он мало интересовался государственными делами и большую часть времени проводил в молитвах. Фактическим правителем страны стал брат его жены боярин Борис Годунов – задолго до того, как сам Борис был избран царем.

1586: Воспользовавшись смертью польского короля Стефана Батория, русское правительство продлило перемирие с Речью Посполитой до 1602 года. Это позволило собрать все силы для войны со Швецией, ставшей главным соперником России в борьбе за Прибалтику.

1589: При активном участии Бориса Годунова глава русского православного духовенства переменил сан митрополита на высший сан патриарха. Тем самым Русская православная церковь стала самостоятельной и независимой от греческой. Первым патриархом Московским и всея Руси был избран московский митрополит Иов.

1590-1593: Русско-шведская война. Возвращены города Ивангород, Ям, Копорье, Корела, захваченные шведами во время Ливонской войны. Нарва оставалась у шведов.

1591, 15 мая: В Угличе умер младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Он был единственным наследником после Федора, так как у Федора и его жены Ирины не было детей. Обстоятельства смерти Дмитрия до конца неясны. Народная молва утверждала, что это дело рук Бориса Годунова.

1598: Умер царь Федор Иоаннович. Жена Федора Ирина отказалась от престола и ушла в монастырь. Тогда Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Царская династия Рюриковичей оборвалась.

1601 - 1603 : Три года подряд был сильный неурожай. Начался голод. Тысячи людей погибли от недоедания. Цены на хлеб резко подскочили, став недоступными для большинства населения. Прошли многочисленные народные волнения. Кроме того, по стране прокатилась волна грабежей и разбоев. Авторитет царя неуклонно снижался.

1602 : Появился Лжедмитрий I. Монах Григорий Отрепьев, бежавший в Речь Посполитую, объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием, младшим сыном Ивана Грозного.

1603: Чтобы успокоить народ, перенесший тяжелейшие годы неурожая, Борис восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян. Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство новым царем. Ему припомнили и «убийство» царевича Дмитрия, и захват царской власти, и «татарское» происхождение.

1604: Польский король Сигизмунд III поддержал Лжедмитрия и дал ему 4-тысячный отряд. Лжедмитрий перешел русскую границу и направился к Москве. Народ поддержал его, связав с ним надежду на лучшую жизнь. Силы Лжедмитрия быстро росли за счет недовольных крестьян, горожан, казаков.

1605 : В критический для страны момент Борис Годунов внезапно умер.

В голодные годы многие помещики пошли на то, что отпускали своих крестьян, чтобы им не приходилось их содержать. Не меньше дворян поступило достаточно подло, прогоняя людей с расчётом, что после завершения голода просто отыщет их и вернёт себе. В результате передвигаться по дорогам стало, мягко говоря, небезопасно. Толпы голодающих холопов занимались разбоями и грабежами на дорогах. Многие же устремились в Москву, узнав, что царь щедро раздаёт деньги из казны.

Тем временем в Москве всё было не лучше. По свидетельству Авраамия Палицына из Троице-Сергиева монастыря, в столице погибло от голода или от проблем с ним связанных не менее 127 тысяч человек. Проблемы эти очевидны. Помимо роста преступлений, выросло число больных, началась эпидемия холеры. Наблюдались случаи людоедства. Те, кто был не готов питаться себе подобными, иногда питались навозом.

Как государь боролся с голодом. Оценки современников

Современники по-разному оценивали то, как власти помогали голодающим. Небезызвестный Исаак Масса считал, что раздача милостыни лишь усилила голод в Москве, ибо в столицу потянулся нуждающийся люд со всей округи. Более того, выдаваемые деньги попросту разворовывались чиновниками.

Иначе оценивали меры Годунова русские летописцы. Один современник так описал положение дел в Москве: «А на Москве и в пределах ея ели конину, и псы, и кошки, и людей ели, но царскою милостынею ещё держахуся убогии…». Помощь голодающей бедноте в самом деле имела неоценимое значение.

По летописным известиям, для предоставления бедствующему населению работы Годунов затеял масштабные строительные работы, включая возведение самого высокого здания в России

Исаак Масса, впрочем, отмечает, что государь мог сделать и больше. Например, будто бы царь мог, но не повелел строжайшим образом знатным господам, монахам и прочим богатым людям, имевшим полные амбары хлеба, продать свой хлеб. Сам патриарх, располагая большим запасом продовольствия, якобы объявил, что не хочет продавать зерно, за которое со временем можно выручить ещё больше денег. В литературе можно найти многократные ссылки на приведённые слова Массы: «…запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года… у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его; и по воле божией царь был так ослеплён, невзирая на то, что он мог приказать всё, что хотел, он не повелел самым строжайшим образом, чтобы каждый продавал свой хлеб».

Достоверность этих свидетельств, впрочем, под сомнением. «Переданная» Массой «патриаршая речь» проникнута торгашеским духом, характерным для голландского негоцианта, но не для патриарха Иова. Ближайший помощник Бориса не мог выступить как открытый сторонник хлебных спекуляций, когда власти принимали все меры для их обуздания.


Соборная площадь во времена Годунова

Можно сказать, что оценки голландца достаточно однобоки. Наверное, в силу того, что он наблюдал это с позиции современника. Сейчас мы можем оценить то время более объективно. Например, мы знаем, что монастыри были крупнейшими держателями хлебных запасов. Накануне голода хлебные запасы, например, Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря составляли 2834 четверти ржи и овса. Год спустя же они сократились до минимума — 942 четверти; монахи вынуждены были начать закупки зерна.

Причины голода

Спекуляции хлебом монахов, богатых дворян и купцов были одной из причин, отягощавших бедствия населения, но всё же они не были главной причиной возникновения голода в России в начале XVII века. Суровый климат, скудость почв, феодальная система земледелия делали невозможным создание таких запасов зерна, которые могли бы обеспечить страну продовольствием в условиях трёхлетнего неурожая.

В наше время, по данным метеорологов, из-за извержения вулкана в Испанском Перу начался малый ледниковый период. Именно это и погубило урожай 1601, а затем и 1602, и 1603 годов. Историки и экономисты же винят в этом общий для всей Европы кризис феодальной системы, вызванный перенаселением. Старый порядок просто не мог прокормить толпы людей. Смута набирала обороты.

Люди в поисках не счастья, но хотя бы хлеба покидали родные края. До конца столетия Русское царство ещё будет переживать то, что произошло в Смутное время, страшной частью которого стал голод. Восстания казаков и крестьян на Волге, Дону и Яике, городские бунты дадут название XVII столетию — «бунташный век».

Восемнадцать лет судьба русского государства и народа была связана с личностью Бориса Годунова. Род этого человека происходил от татарского мурзы Чета, принявшего в XIV в. в Орде крещение от митрополита Петра и поселившегося на Руси под именем Захарии. Памятником благочестия этого новокрещеного татарина был построенный им близ Костромы Ипатский монастырь, сделавшийся фамильною святынею его потомков; они снабжали этот монастырь приношениями и погребались в нем. Внук Захарии Иван Годун был прародителем той линии рода мурзы Чети, которая от клички Годун получила название Годуновых. Потомство Годуна значительно разветвилось. Годуновы владели вотчинами, но не играли важной роли в русской истории до тех пор, пока один из правнуков первого Годунова не удостоился чести сделаться тестем царевича Федора Ивановича. Тогда при дворе царя Ивана явился близким человеком брат Федоровой жены Борис, женатый на дочери царского любимца Малюты Скуратова. Царь Иван полюбил его. Возвышение лиц и родов через посредство родства с царицами было явлением обычным в московской истории, но такое возвышение было часто непрочно. Родственники Ивановых супруг погибали наравне с другими жертвами его кровожадности. Сам Борис по своей близости к царю подвергался опасности; рассказывают, что царь сильно избил его своим жезлом, когда Борис заступился за убитого отцом царевича Ивана. Но царь Иван сам оплакивал своего сына и тогда стал еще более, чем прежде, оказывать Борису благосклонность за смелость, стоившую, впрочем, последнему нескольких месяцев болезни. Под конец своей жизни, однако, царь Иван, под влиянием других любимцев, начал на Годунова коситься, и, быть может, Борису пришлось бы плохо, если бы Иван не умер внезапно.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993; 2006. Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Глава 23. Борис Годунов http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kost/23.php

БОРИС ГОДУНОВ В ДЕЛЕ ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ

[…] В 1592 году Годунов отправил в Углич надзирать за земскими делами и над домашним обиходом царицы Марфы своих доверенных людей: дьяка Михаила Битяговского с сыном Даниилом и племянником Качаловым. Нагие и сама царица не терпели этих людей. Нагие беспрестанно с ними ссорились. 15 мая 1591 года в полдень пономарь соборной углицкой церкви ударил в набат. Народ сбежался со всех сторон во двор царицы и увидел царевича мертвого с перерезанным горлом. Исступленная мать обвиняла в убийстве людей, присланных Борисом. Народ убил Михаила и Данила Битяговских и Никиту Качалова, а сына царевичевой мамки Волоховой притащил в церковь к царице и убил по ее приказанию пред ее глазами. Умертвили еще несколько человек по подозрению в согласии с убийцами.

Дали знать в Москву. Борис отправил на следствие боярина князя Василия Ивановича Шуйского и окольничьего Андрея Клешнина. Последний был человек, вполне преданный и покорный Борису. Первый принадлежал к роду, не расположенному к Борису, но, при стечении тогдашних обстоятельств, волею-неволею должен был действовать в его видах. Свидетелей убийства не было. Преступников тоже. Шуйский, человек хитрый и уклончивый, рассчитал, что если он поведет следствие так, что Борис будет им недоволен, то все-таки Борису ничего не сделает, потому что верховным судьею будет тот же Борис, а себя подвергнет впоследствии его мщению. Шуйский решил вести следствие так, чтобы Борис был им вполне доволен. Следствие произведено было бессовестным образом. Все натягивалось к тому, чтоб выходило, будто царевич зарезался сам. Осмотра тела не сделали: людей, убивших Битяговского с товарищами, не допросили. Царицу также не спрашивали. Показания, снятые с разных лиц, кроме показания одного Михаила Нагого, гласили одно, что царевич зарезался в припадке падучей болезни. Одни явно лгали, показывая, что сами видали, как происходило дело, другие показывали то же, не выдавая себя очевидцами. Тело царевича было предано земле в углицкой церкви Св. Спаса. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993; 2006. Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Глава 23. Борис Годунов http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kost/23.php

ИЗБРАНИЕ БОРИСА: ЗА И ПРОТИВ

За Годунова был патриарх, всем ему обязанный, патриарх, стоявший во главе управления; за Годунова было долголетнее пользование царскою властию при Феодоре, доставлявшее ему обширные средства: везде - в Думе, в приказах, в областном управлении - были люди, всем ему обязанные, которые могли все потерять, если правитель не сделается царем; пользование царскою властию при Феодоре доставило Годунову и его родственникам огромные богатства, также могущественное средство приобретать доброжелателей; за Годунова было то, что сестра его, хотя заключившаяся в монастыре, признавалась царицею правительствующею и все делалось по ее указу: кто же мимо родного брата мог взять скипетр из рук ее? Наконец, для большинства, и большинства огромного, царствование Феодора было временем счастливым, временем отдохновения после бед царствования предшествовавшего, а всем было известно, что правил государством при Феодоре Годунов.

ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ

В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших Венценосцев России, имев намерение завести школы и даже Университеты, чтобы учить молодых Россиян языкам Европейским и Наукам. в 1600 году он посылал в Германию Немца, Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов. Сия мысль обрадовала в Европе многих ревностных друзей просвещения: один из них, учитель прав, именем Товиа Лонциус, писал к Борису (в Генваре 1601): "Ваше Царское Величество, хотите быть истинным отцом отечества и заслужить всемирную, бессмертную славу. Вы избраны Небом совершить дело великое, новое для России: просветить ум вашего народа несметного и тем возвысить его душу вместе с государственным могуществом, следуя примеру Египта, Греции, Рима и знаменитых Держав Европейских, цветущих искусствами "и науками благородными". Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений Духовенства, которое представило Царю, что Россия благоденствует в мире единством Закона и языка; что разность языков может произвести и разность в мыслях, опасную для церкви; что во всяком случае неблагоразумно вверить учение юношества Католикам и Лютеранам. Но оставив мысль заводить Университеты в России, Царь послал 18 молодых Боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию, учиться языкам иноземным так же, как молодые Англичане и Французы ездили тогда в Москву учиться Русскому. Умом естественным поняв великую истину, что народное образование есть сила государственная и, видя несомнительное в оном превосходство других Европейцев, он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу. […] Вообще благосклонный к людям ума образованного, он чрезвычайно любил своих иноземных медиков, ежедневно виделся с ними, разговаривал о делах государственных, о Вере; часто просил их за него молиться, и только в удовольствие им согласился на возобновление Лютеранской церкви в слободе Яузской. Пастор сей церкви, Мартин Бер, коему мы обязаны любопытною историею времен Годунова и следующих, пишет: "Мирно слушая учение Христианское и торжественно славословя Всевышнего по обрядам Веры своей, Немцы Московские плакали от радости, что дожили до такого счастия!"

Карамзин Н.М. История государства Российского. T. 11. Глава I http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar11_01.htm

ОЦЕНКИ БОРИСА ГОДУНОВА

Если Борис — убийца, то он злодей, каким рисует его Карамзин; если нет, то он один из симпатичнейших московских царей. Посмотрим же, насколько мы имеем основание обвинять Бориса в смерти царевича и подозревать достоверность официального следствия. Официальное следствие далеко, конечно, от обвинения Бориса. В этом деле иностранцы, обвиняющие Бориса, должны быть на втором плане, как источник второстепенный, потому что о деле Дмитрия они только повторяют русские слухи. Остается один род источников — рассмотренные нами сказания и повести XVII в. На них-то и опираются враждебные Борису историки. Остановимся на этом материале. Большинство летописателей, настроенных против Бориса, говоря о нем, или сознаются, что пишут по слуху, или как человека хвалят Бориса. Осуждая Бориса как убийцу, они, во-первых, не умеют согласно передать обстоятельства убийства Дмитрия, как мы это видели, и, кроме того, допускают внутренние противоречия. Составлялись их сказания много спустя после события, когда Дмитрий был уже канонизирован и когда царь Василий, отрекшись от своего же следствия по делу Дмитрия, всенародно взвел на память Бориса вину в убийстве царевича и оно стало официально признанным фактом. Противоречить этому факту было тогда делом невозможным. Во-вторых, все вообще сказания о смуте сводятся к очень небольшому числу самостоятельных редакций, которые позднейшими компиляторами очень много перерабатывались. Одна из этих самостоятельных редакций (так называемое "Иное сказание"), очень влиявшая на разные компиляции, вышла целиком из лагеря врагов Годунова — Шуйских. Если мы не примем во внимание и не будем брать в расчет компиляций, то окажется, что далеко не все самостоятельные авторы сказаний против Бориса; большинство их очень сочувственно отзывается о нем, а о смерти Дмитрия часто просто молчат. Далее, враждебные Борису сказания настолько к нему пристрастны в своих отзывах, что явно на него клевещут, и их клеветы на Бориса далеко не всегда принимаются даже его противниками учеными; например, Борису приписываются: поджог Москвы в 1591 г., отравление царя Федора и дочери его Феодосии.

Эти сказания отражают в себе настроение общества, их создавшего; их клеветы — клеветы житейские, которые могли явиться прямо из житейских отношений: Борису приходилось действовать при Федоре в среде враждебных ему бояр (Шуйских и др.), которые его ненавидели и вместе с тем боялись, как неродовитую силу. Сперва они старались уничтожить Бориса открытой борьбой, но не могли; весьма естественно, что они стали для той же цели подрывать его нравственный кредит, и это им лучше удалось.