В какой сказке лиса украла петуха. Русская народная сказка «Кот и петух

Светлана Трясцына
Драматизация сказки «Кот, Петух и Лиса»

«Кот, Петух и Лиса »

(драматизация сказки с элементами кукольного театра)

Действующие лица :

Сказочница

Лиса

Петух (игрушка)

Дети заходят под музыку «Маленькая страна» . Их встречает Сказочница . Дети занимают места.

Сказочница :

Сегодня в гости к вам пришла

И сказку в гости привела .

Сказка от начала начинается,

До конца читается,

В середине – не перебивается.

Запомните это правило обязательно.

И слушайте сказку внимательно .

А кто героями нашей сказки будут , отгадайте!

1 загадка

Встает на заре, поет дворе, на голове гребешок. Кто же это? (петушок )

2 загадка

То мурлычет, то играет, то куда то удирает. Убегает далеко. А когда придет обратно, то мурлыкает и с блюдца пьет сырое молоко.

3 загадка

Хитрая сестричка в лесу живет. Хвостиком помашет – след заметет. Что же это за сестричка? А зовут ее (лисичка) .

Угадайте, как эта сказка называется ?. правильно – «Кот, Петух и Лиса » - русская народная сказка .

Жили – были Кот да Петух . (из домика выходит Кот, мурлычет, в окошке сидит Петушок , кукарекает). Кот на работу ходил, а Петушок по дому хозяйничал .

Петушок , ты дома сиди, никому дверь не открывай! В окошко не выглядывай, а придет лиса и унесет тебя ! А я в лес пойду, да малины наберу. (берет корзину и поет песенку) .

Песня «По малину в сад пойдем»

По малину в сад пойду, в сад пойду, в сад пойду.

И малины наберу, наберу, наберу.

Солнышко во дворе, а в саду тропинка.

Сладкая ты моя, ягодка-малинка.

Сказочница :

Ушел Котик в лес за малиной, а Петушок в доме прибрал и у окошка задремал. А в это время….(из-за куста выходит лиса ) .

Ходит по лесу лиса , щурит, рыжая, глаза :

Всюду рыжая лисица ищет, чем же поживиться.

Лиса : (обегает кусты и прячется, выглядывает, говорит)

Вижу Петушка в окошке , ох как хочется поесть! (гладит себя по животу) .

Тихонько к Пете подойду, про дела его спрошу (подкрадывается) .

Здравствуй, Петенька! Пусти меня отдохнуть, с тобой рядышком посидеть. Ножки у меня очень устали.

Сказочница :

А сама то Лиса думает…

Лиса : (поворачивается к детям)

Я, Лисичка, хвостик рыжий, сяду к Петеньке поближе.

Я на Петю посмотрю и его перехитрю.

Сказочница :

Села рядышком с Петушком . Только он отвернулся, а плутовка его- хвать! Потащила Лисица бедняжку к себе в домик. А Петушок как закричит !

Петушок :

Несет меня Лиса , за темные леса. За высокие горы. За глубокие реки. Котик-братец, выручи меня!

Сказочница :

Услыхал Котик зов Петушка и поспешил к нему на помощь. (Кот отбирает Петушка , Лиса убегает к себе в дом, а они идут к себе).

Петя – петушок , говорил я тебе, не слушай Лису, а то она тебя съест. Я сейчас за дровами схожу в лес, а ты тесто заведи, будем пироги с малиной печь.

Петушок :

Хорошо, Котик, быстрее в лес иди, да дров наруби, чтобы печь истопить и пирогов напечь.

Сказочница :

Взял топор Котик и в лес пошел. Давайте и мы поможем дрова Котику распилить и наколоть.

Ритмические упражнения

Загудела пила, зажужжала, как пчела,

Лопнула и встала – начинай сначала.

Сказочница :

А Петушок Котика поджидает дома. (появляется лиса )

Лиса :

Для Лисы преграды нет, если ждет ее обед.

Сказочница :

- Лиса опять к домику подкралась и опять придумала, как Петушка обмануть .

Лиса :

- Петушок , Петушок , подари мне гребешок.

Ну пожалуйста, прошу, я кудряшки расчешу.

Сказочница :

Только Петушок высунулся из окошка , Лиса его схватила и побежала к своему домику.

Петушок :

Котик-братец, выручи меня!

Сказочница :

Услыхал от Петушка , бросил пилу и помчался е го выручать. Ребята, давайте и мы похлопаем, чтобы Лису испугать!

(дети топают, Кот отбирает у Лисы Петуха и они возвращаются домой).

Петушок :

Ты, Котик, отдохни и немножечко поспи. (Кот разваливается около домика, дремлет)

Сказочница :

- Петушок перышки чистил и стал Котика будить.

Петушок :

Хватит, Котенька - Коток, хмурить хитрый свой глазок. Не пора ли, лежебока, поработать хоть часок!

Я немножко отдохнул, на рыбалку я пойду, немного рыбки наловлю.

Озеро находится далеко. Если Лиса снова придет , не выглядывай в окно!

Петушок :

Буду я теперь умней, не открою Лисе я дверь!

Сказочница :

Взял Кот удочку, ведро и пошел к озеру. А Петушок в доме все прибрал и стал спать укладываться. Но коварная Лиса вновь встала под окном и запела сладки голоском.

Лиса : (поет)

- Петушок , Петушок , золотой гребешок,

Выгляни в окошко, дам тебе горошка.

Сказочница :

- Петушок горошек очень любил клевать. Не удержался он, выглянул в окошко. Лиса схватила Петушка и унесла к себе домой. Как ни кричал Петушок , как ни звал друга, не услышал его Котик. Очень далеко было озеро…. Вот вернулся Кот домой. Подошел к домику, стал звать и искать Петушка . (Кот зовет Петушка и спрашивает у детей, дети рассказывают ).

Ух, коварная Лиса , унесла Петушка

Гусли я свои возьму, в гости я к Лисе пойду.

Надо друга выручать. Из беды его спасать! (берет гусли и уходит)

Сказочница :

Лисе любопытно стало, кто же ей под окном играет, на улицу вышла и танцевать начала. До того плясала, что совсем устала. Стала Котика просить, чтобы перестал играть (Лиса падает в изнеможении) .

Лиса :

Не буду больше Петушка я обижать , буду с вами я дружить.

Сказочница :

Котик взял Петушка и отправились они к себе домой. Стали жить, да поживать, да добра наживать! Вот и сказочке конец . А кто слушал – МОЛОДЕЦ!

Ведущая представляет героев. Дети аплодируют.

Публикации по теме:

Драматизация сказки «Двенадцать месяцев» В одной деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ни чем не могла ей угодить. Что не сделает.

Драматизация сказки «Как лисичка бычка обидела» Тема: Драматизация сказки «Как лисичка бычка обидела». Цель: обучение практическим способам словообразования через драматизацию сказки.

Бразовательная область: «Познание. Коммуникация» Тема: Драматизация сказки колобок Задачи: обучающие -учить детей внимательно слушать.

Первая сказка

Жил-был старик, у него были кот да петух. Старик ушел в лес на работу, кот унес ему есть, а петуха оставили стеречь дом. На ту пору пришла лиса.

Кикереку-петушок,
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Так лиса пела, сидя под окном. Петух выставил окошко, высунул головку и посмотрел: кто тут поет? Лиса схватила петуха в когти и понесла его в гости. Петух закричал: «Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, в далекие страны, в чужие земли, за тридевять земель, в тридцатое царство, в тридесятое государство. Кот Котонаевич, отыми меня!» Кот в поле услыхал голос петуха, бросился в погоню, достиг лису, отбил петуха и принес домой. «Смотри ты, Петя-петушок, - говорит ему кот, - не выглядывай в окошко, не верь лисе; она съест тебя и косточек не оставит».

Старик опять ушел в лес на работу, а кот унес ему есть. Старик, уходя, заказывал петуху беречь дом и не выглядывать а окошко. Но лисица стерегла, ей больно хотелось скушать петушка; пришла она к избушке и запела:

Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,
Дам и зернышков.

Петух ходил по избе да молчал. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит: «Нет, лиса, не обманешь меня! Ты хочешь меня съесть и косточек не оставишь». - «Полно ты, Петя-петушок! Стану ли я есть тебя! Мне хотелось, чтоб ты у меня погостил, моего житья-бытья посмотрел и на мое добро поглядел!» - и снова запела:

Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
Я дала тебе горошку,
Дам и зернышков.

Петух лишь выглянул в окошко, как лиса его в когти. Петух лихим матом закричал: «Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам; хочет лиса меня свести и косточек не оставити!» Кот в поле услыхал, пустился в догоню, петуха отбил и домой принес: «Не говорил ли я тебе: не открывай окошка, не выглядывай в окошко, съест тебя лиса и косточек не оставит. Смотри, слушай меня! Мы завтра дальше пойдем».

Вот опять старик на работе, а кот ему хлеба унес. Лиса подкралась под окошко, ту же песенку запела; три раза пропела, а петух все молчал. Лиса говорит: «Что это, уж ныне Петя нем стал!» - «Нет, лиса, не обманешь меня, не выгляну в окошко». Лиса побросала в окошко горошку и пшенички и снова запела:

Кикереку-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка!
Выгляни в окошко,
У меня-то хоромы большие,
В каждом углу Пшенички по мерочке:
Ешь - сыт, не хочу!

Потом прибавила: «Да посмотрел бы ты, Петя, сколько у меня редкостей! Да покажись же ты, Петя! Полно, не верь коту. Если бы я свести хотела тебя, то давно бы съела; а то, вишь, я тебя люблю, хочу тебе свет показать, уму-разуму тебя наставить и научить, как нужно жить. Да покажись же ты, Петя, вот я за угол уйду!» - и к стене ближе притаилась. Петух на лавку скочил и смотрел издалека; хотелось ему узнать, ушла ли лиса. Вот он высунул головку в окошко, а лиса его в когти и была такова.

Петух ту же песню запел; но кот его не слыхал. Лиса унесла петуха и за ельничком съела, только хвост да перья ветром разнесло. Кот со стариком пришли домой и петуха не нашли; сколько ни горевали, а после сказали: «Вот каково не слушаться!»

Вторая сказка

Жил-был кот да баран, у них был петушок. Вот они пошли лыки драть; пришла лиса под окошко к петушку и говорит:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Масляная головка!
Вот тебе с семечком лепешка.
У Карпова двора Приукатана гора.
Стоят санки-самокатки;
Они сами катят,
Сами ехать хотят!

Петушок выглянул; она его унесла. Он дорогой и кричит: «Кот да баран! Меня лиса несет за высокие горы, за темные леса». Они услыхали, воротились и отняли петушка.

На другой день говорят ему: «Смотри же, если придет лиса -не выглядывай!» Лиса пришла, ту же песнь запела; петушок выглянул, она и унесла его. Кот да баран опять отняли. На третий день говорят ему: «Смотри же, не гляди в окно; мы теперь далеко уйдем, не услышим, как будешь кричать». Лиса пришла, таким сладким голосом запела, что петушок не утерпел - выглянул; она его схватила и понесла домой. Он кричал, кричал дорогой; нет, не слыхали кот да баран. Приходят они домой, нет петушка! Они сделали гусельцы барановы струночки и пошли к лисе выручать петушка.

У лисы было семь дочерей. Кот да баран пришли под окошко и начали играть: «Тюк-тюк, гусельцы барановы струночки! Жила-была лиса красна во своем золотом гнезде; у нее было семь дочерей: первая дочь Чучелка, другая Подчучелка, третья Лодай-челнок, четвертая Мети-шесток, пятая Трубу-закрывай, шестая Огня-вздувай, а седьмая Пеки-пироги!» Лиса говорит: «Поди, Чучелка, посмотри - кто такую хорошую песню поет?» Чучелка вышла, они стук ее в лобок да в коробок.
Так всех лисиных дочерей поодиночке и забрали.

Потом вышла сама лиса. Они и ее стук в лобок да в коробок; взошли в избушку, взяли петушка еще живого, воротились домой и стали жить да быть.

Третья сказка

Жил кот с кочетком. Кот идет за лыками в лес и бает кочетку: «Если лиса придет звать в гости и станет кликать, не высовывай ей головочку, а то унесет тебя».

Вот пришла лиса звать в гости, стала кликать: «Кочетунюшка, кочетунюшка! Пойдем на гуменцы золоты яблочки катать». Он глянул, она его и унесла. Вот он и стал кликать: «Котинька, котинька! Несет меня лиса за крутые горы, за быстрые воды». Кот услыхал, пришел, избавил кочетка от лисы.

Кот опять идет за лыками и опять приказывает: «Если лиса придет звать в гости, не высовывай головку, а то опять унесет». Вот лиса пришла и по-прежнему стала кликать. Кочеток глянул, она его и унесла. Вот он и стал кричать: «Котунюшка, котунюшка! Несет меня лиса за крутые горы, за быстрые воды!» Кот услыхал, прибежал, опять избавил кочетка.

Кот опять скрутился идтить за лыками и говорит: «Ну, теперь я уйду далеко. Если лиса опять придет звать в гости, не высовывай головку, а то унесет, и не услышу, как будешь кричать». Кот ушел; лиса опять пришла и стала опять кликать по-прежнему. Кочеток глянул, лиса опять унесла его. Кочеток стал кричать; кричал, кричал - нет, не идет кот. Лиса принесла кочетка домой и крутилась уж жарить его. Тут прибежал кот, стал стучать хвостом об окно и кликать: «Лисонька! Живи хорошенько своим подворьем: один сын - Димеша, другой - Ремеша, одна дочь - Чучилка, другая - Пачучилка, третья - Подмети-шесток, четвертая - Подай-челнок!»

К коту стали выходить лисонькины дети, один за другим; он их всех поколотил; после вышла сама лиса, он и ее убил и избавил кочетка от смерти.

Пришли оба домой, стали жить да поживать да денежки наживать.

О сказке

Отзыв на русскую народную сказку «Кот, петух и лиса»

Большой жизненный опыт и житейская мудрость – вот две главные ценности русских народных сказок. Чтение сказки, особенно такой, как «Кот, петух и лиса», может стать для ребенка необходимым образцом поведения, научить правильно вести себя в определенных жизненных ситуациях.

Основные персонажи и сюжет сказки

Весь сюжет сказки «Кот, петух и лиса» построен на основе трехчастной композиции, когда одно и то же действие повторяется несколько раз, но с небольшими вариациями. Это характерный для жанра сказки композиционный прием. Так, в сказке три раза кот уходит в лес, чтобы отнести еду хозяину, а в это время хитрая лиса, используя уловки, похищает петуха. Два раза коту удается вызволить друга из беды, на третий лиса все же забирает его к себе в лисью избушку. Однако находчивый кот благополучно спасает петуха и возвращает «заложника» домой. Сказка завершается счастливым концом: зло наказано, дружба побеждает.

Главный герой сказки – кот, его основная миссия в сказке – спасение товарища, помощь в беде. Как и во многих других русских сказках, этот персонаж демонстрирует ум, смекалку и находчивость. Для того чтобы вызволить петушка из беды, кот нарядился гусляром и так выманил лису из дома, т.е., по сути, воспользовался ее же уловкой. «Друзья познаются в беде» — вот как можно охарактеризовать этого героя.

Лиса в сказке «Кот, петух и лиса» имеет традиционный для русских народных сказок характер, она хитрая обманщица, лицемерка, но при этом наделена определенной смекалкой, которая используется не во благо. Чего только стоит песенка, придуманная лисой, для того, чтобы выманить петуха из дома.

Еще один персонаж сказки – петух, выступает перед читателем в непривычном амплуа. Он доверчив, глуп и излишне простоват. Несмотря на наставления кота, он попадается на ловкий прием лисицы и выглядывает в окно. А все, что нужно сделать лисе – это добавить новые обещания к своим прежним уговорам. Соблазн для петуха так велик, что он забывает все предостережения и оказывается в лапах у лисы.

Основная мысль и мораль сказки

Поучительное начало сказки вполне прозрачно и понятно, здесь нет сложного символического переноса. История призвана научить ребенка двум основным вещам. Во-первых, послушанию, ведь если бы петушок последовал наставлениям кота, все ухищрения лисы оказались бы безрезультатны. Во-вторых, взаимовыручке и доброте: друг всегда должен быть готов прийти на помощь и даже в самой безнадежной ситуации оказать поддержку товарищу.

Необходимо отметить, что такая, на первый взгляд очевидная назидательность, не вызывает у читателя или слушателя чувства отторжения. Ее сюжет интересен и занимателен, а большое количество зарифмованных строчек наделяет текст драматическим потенциалом, дает возможность рассказчику читать сказку по ролям, изменяя интонации в зависимости от характера персонажа.

Читайте полный текст русской народной сказки «Кот, петух и лиса» на сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

Слушайте: жил-был старик, у него были кот да петух. Старик ушел в лес на работу, кот понёс ему есть, а петуха оставил стеречь дом. На ту пору пришла лиса:

— Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,

Так пела лисица, сидя под окном. Петух выставил окошко, высунул головку и посмотрел: кто тут поет? А лиса хвать его в когти и понесла в свою избушку. Петух закричал:

— Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам. Кот Котофеевич, отыми меня!

Кот услыхал крик и бросился в погоню, настиг лису, отбил петуха и принес его домой.

— Смотри же, Петя, — говорит ему кот, — не выглядывай в окошко, не верь лисе: она съест тебя и косточек не оставит.

Старик опять ушел в лес на работу, а кот понёс ему есть. Старик, уходя, заказывал петуху беречь дом и не выглядывать в окошко. Но лисице больно захотелось скушать петушка. Пришла она к избушке и запела:

— Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,
Дам и зернышек.

Петух ходит по избе, молчит, не отзывается. Лиса снова запела песенку и бросила в окно горошку. Петух съел горошек и говорит:

— Нет, лиса, не обманешь! Ты хочешь меня съесть… и косточек не оставишь.

— Полно, Петя! Стану ли я есть тебя! Мне хотелось, чтобы ты у меня погостил, моего житья-бытья посмотрел, на мое добро поглядел!

— Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка,
Выгляни в окошко,
Я дала тебе горошку,
Дам и зернышек.

Петух выглянул в окошко, а лиса его в когти.

Закричал петух:

— Понесла меня лиса, понесла петуха за темные леса, за дремучие боры, по крутым бережкам, по высоким горам. Кот Котофеевич, выручай меня!

Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.

— Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко — съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же, слушай меня! Мы завтра далеко пойдем.

Вот опять старик ушел на работу, и кот ему хлеба понес. Лиса подкралась под окошко и тут же песенку запела. Три раза пропела, а петух все молчит.

— Что это, — говорит лиса, — ныне Петя совсем онемел!

— Нет, лиса, не обманешь меня! Не выгляну в окошко.

Лиса бросила в окно горошку да пшенички и снова запела:

— Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головка,
Выгляни в окошко,
У меня-то хоромы,
Хоромы большие,
В каждом углу
Пшенички по мерочке:
Ешь, сыт, не хочу!

— Да, посмотрел бы ты, Петя, сколько у меня всяких диковинок! Полно, не верь коту! Если бы я хотела тебя съесть, то давно бы это сделала. А то видишь — я тебя люблю, хочу тебя в люди показать да уму-разуму научить, как надо на свете жить. Да покажись же, Петя! Вот я за угол уйду!

И притаилась за стеною…

Петух вскочил на лавку, высунул голову в окошко, а лиса его в когти — и была такова! Петух закричал во все горло, но старик и кот были далеко и не слыхали его крика.

Долго ли, коротко ли, воротился кот домой и видит: петушка нету, надо из беды выручать. Кот тотчас же нарядился гусляром, захватил в лапы дубинку и отправился к лисицыной избушке. Пришел и начал наигрывать на гуслях:

— Стрень-брень, гусельцы, золотые струночки! Дома ли Лисафья, дома ли с детками, одна дочка Чучелка, другая Подчучелка, третья Подай-челнок, четвертая Подмети-шесток, пятая Трубу-закрой, шестая Огня-вздуй, а седьмая Пеки-пироги!

Лиса говорит:

— Поди, Чучелка, посмотри, кто такую хорошую песню поет?

Чучелка вышла за ворота, а гусляр стук ее в лобок — да в коробок и снова запел ту же самую песню. Лиса посылает другую дочку, за другою — третью, за третьей — четвертую, и так дальше. Какая ни выйдет за ворота — гусляр свое дело сделает: стук в лобок — да в коробок! Перебил всех Лисицыных деток поодиночке.

Лиса ждет их и не дождется. “Дай, — думает, — сама посмотрю!”

Вышла за ворота, а кот размахнулся дубинкой, как хватит ее по голове — из нее и дух вон! Петушок обрадовался, вылетел в окно и благодарит кота за свое спасение. Воротились они к старику и стали себе жить-поживать да добра наживать.

Слушать сказку Кот, петух и лиса онлайн:

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочит на жёрдочку, песни поёт и кота ждёт.

Бежала мимо лиса, услыхала, как петух песни поёт, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.
Петушок выглянул в окошко, а она его - цап-царап - схватила и понесла. Петушок напугался, закричал:

Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы. Котик-братик, спаси меня.

Кот недалеко был, услыхал, помчался за лисой что было сил, отнял петушка и принес его домой.

На другой день собирается кот на охоту и говорит петушку:

Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку - сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

Петушок сидит, помалкивает, а лиса опять:

Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают.

Ко-ко-ко, как так не дают?

Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня.

Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.

На третий день собирается кот на охоту и говорит:

Я сегодня далеко на охоту пойду, и кричать будешь - не услышу. Не слушай лису, не выглядывай в окошко.

Ушёл кот на охоту, а Петя-петушок всё в избушке прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку - сидит, песни поёт, кота ждёт.

А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком, песенку поёт:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают.

Петушок всё не выглядывает. А лиса опять:

Люди бежали,

Орехов насыпали,

Курицы клюют,

Петухам не дают.

Петушок и выставил головку в окошко:
- Ко-ко-ко! Как не дают?

А лиса его - цап-царап - схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:

Как петушок ни плакал, как ни кричал - не слыхал его кот, и унесла лиса петушка к себе домой.

Приходит кот домой, а петушка нет. Погоревал, погоревал кот - делать нечего. Надо идти выручать товарища, наверное, его лиса утащила.

Пошёл кот на базар, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку - гусли. Настоящий музыкант стал.

Идёт кот по лесу, играет в гусельки и поет:

Трень-брень, гусельки,

Золотые струночки.

Трень-брень, гусельки,

Золотые струночки.

Звери в лесу дивятся, откуда у нас такой музыкант появился? А кот ходит, поёт, а сам всё лисий дом высматривает.

Увидел избушку, заглянул в окошко, а там лиса печку топит. Вот кот встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:

Трень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть некогда - блины печет. Посылает она свою дочку Чучелку:
- Ступай, Чучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Чучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок. А сам опять играет и поет:
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!

Слышит лиса, кто-то ее вызывает, а отойти от печки не может - блины сгорят. Посылает другую дочку - Подчучелку:
- Ступай, Подчучелка, посмотри, кто меня там зовет.

Подчучелка вышла, а котя-коток ее стук в лобок да за спину в коробок, а сам опять поет:
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!

Самой лисе нельзя от печи уйти и послать некого - один петушок остался. Собиралась она его щипать да жарить. И говорит лиса петушку:
- Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей возвращайся!

Петя-петушок выскочил на крыльцо, а кот бросил коробок, схватил петушка да понесся домой что было мочи.

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.

На Руси издревле складывали поучительные истории о животных. Их крестьяне видели рядом со своими избами и хорошо знали их повадки и характеры. Они приписывали зверям особенности людей. Сказка «Кот, петух и лиса» - замечательный пример переноса черт людей на животных. Героев в сказках можно условно поделить на сильных и слабых, хитрых и глупых.

Кто автор сказки «Кот, петух и лиса»

Она сложена в разных вариантах в русских селах и деревнях. Вместе со сказителями, которые любили добавлять что-то от себя, она переходила из одной местности в другую. Везде получались немного разные варианты. То есть нет конкретного автора. Это народное творчество, которое передавалось устно от одного человека к другому.

Собиратели сказок

Но исследователи заинтересовались им. записал три варианта этой поучительной истории. Первый заканчивается трагически. Лиса съедает петушка. Два других имеют благополучный конец - кот успевает помочь своему другу и спасает его от страшной смерти. Можно сказать, что А.Н. Афанасьев и есть тот человек, кто написал сказку «Кот, петух и лиса». Он сохранил для нас характеры, которые люди дали героям в разных местах России.

Народная сказка с хорошим концом

Были у старика кот и петух. Пошел старик в лес поработать, а кот ушел нести ему обед и оставил петушка следить за домом. С такого зачина начинается сказка «Кот, петух и лиса». Только кот из дома, как под окошком уже сидит лиса и напевает песенку, соблазняя петуха выглянуть, и обещает его угостить горошком. Петух и выглянул, выставив окошко. Лиса быстро его схватила и понесла к себе.

Петух закричал, стал просить, чтобы Кот Котофеевич спас его. Услышал кот крики петуха, быстро прибежал, отнял петуха у лисы и вернулся с ним домой. И кот учил своего друга не верить лисе, потому что она его вместе с косточками съест.

На следующий день

Старик снова ушел на работу, кот снова пошел к деду, а петух дома остался. А лиса опять под окошко пришла и стала обещать петушку уже не только горошка, но и вкусных зернышек. Не отзывается Золотой гребешок. Лиса бросила ему горошка, съел его Петя, а лиса продолжает уговаривать выглянуть и угоститься зернышками. Петух и выглянул. Лисица схватила его. Петушок громко закричал, чтобы кот помог ему. Прибежал Кот Котофеевич, отбил Петю у лисы и стал снова учить неразумного друга. «Не слушай лису, - говорит, - завтра мы далеко уйдем, не услышим тебя, и съест тебя лиса».

Лиса пришла снова

Старик ушел далеко-далеко, а кот взял хлеб и понес ему. А петух остался дома, и лиса тут как тут. Три раза песенку ему спела, а он не выглядывает. Тогда лиса наобещала петушку много-много пшеницы и сказала, что уйдет, только пусть Петя выглянет и поклюет вкусную еду.

Она спряталась за углом, и когда петушок выглянул, лиса схватила его. Как ни кричал петушок, кот его не услышал. Так продолжается сказка «Кот, петух и лиса».

Спасение

Пришел кот в избу и видит - исчез петушок. Понимает: надо спасать друга. Взял гусельки и дубинку и пошел к лисьей избушке. Там под окном начал напевать песенку и на гуслях наигрывать. Лиса послала сначала одну дочку узнать, кто там так красиво поет. Ударил ее кот дубинкой по голове и спрятал в коробок. Так всех дочек лисы и перебил. Видит лиса, что никто не вернулся, сама пошла и получила от кота удар дубинкой. Так и не стало лисы. А петушок вылетел из окошка и с котом отправился домой. С тех пор все они жили мирно.

Композиция и сюжет

Ситуации постоянно повторяются. Это говорит о том, что сказка построена просто. Действие разворачивается стремительно. Развязка наступает быстро.

Характеристика героев

Кот - просто замечательный. Верный друг, который всегда поможет. Он отзывчивый и надежный.

На помощь приходит сразу. Не растерялся в трудном случае, когда петушок попал в лисью избушку. Придумал, как песней вызвать всех поодиночке из дома, и спас петуха. Кот очень ответственный, умный, серьезный и смелый. Как старательно он наставляет своего друга не поддаваться на песенки лисы. Для кота подходит пословица: «Друзья познаются в беде».

Лиса - хитрая и нахальная. Она плутовка и обманщица. Она поет песенки и лживо приговаривает, что только хочет познакомить петушка со своим житьем-бытьем, а совсем не собирается его съесть. Смекалка лисы соседствует у нее с лицемерием и предательством. Про нее можно вспомнить пословицу: «Каков гость, таково и угощение».

Петух - глупый, простоватый и очень доверчивый. Он слушает, что говорит ему хозяин-старик и умница-кот, но поддается всякий раз на уловки лисы. Они у нее каждый раз наполняются все более соблазнительными обещаниями, и он им верит. И каждый раз ничему не учится. Первый раз лиса обещала петуху горошка, второй раз еще и зернышек, а в последний раз вкусную пшеницу. И каждый раз таким образом лиса заманивала наивного петуха в свои лапы. А ему надо бы следовать пословице: «Семь раз отмерь, один отрежь».

Трудные слова

Сказка «Кот, петух и лиса» полна слов, которые надо пояснить детям. Например, кот «бросился в погоню», это означает, что он очень быстро побежал. Или «отбил петуха» у лисы - вырвал из ее цепких лап. "Дремучие боры" - очень густые и темные леса. "Гусли" - древнейший инструмент со струнами. "Коробок" - плетеная корзина, часто с крышкой, которую носят на ремне за спиной.

Анализ сказки «Кот, петух и лиса» показывает, что она учит быть осторожными с лживыми людьми, которые только прикидываются хорошими. А также помогает понять, в чем состоит истинная дружба.