Волк и журавль чему учит.


О том, как бедный Журавль не получил награды за спасение злого Волка, поведает детям басня «Волк и Журавль» Крылова.

Читать текст басни:

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
\"Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, -
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся\".

Мораль басни Волк и Журавль:

Мораль басни – помощь стоит оказывать лишь достойным, благодарным людям. Журавль достал из пасти хищника кость, чем спас ему жизнь. Но когда Журавль попросил Волка о вознаграждении, получил ответ: как он смеет говорить о награде? Пусть радуется, что голова осталась целой. Бывает, что жестокий и самоуверенный человек попадает в беду. Но он считает, что сила дает ему право пользоваться услугами других безвозмездно. Баснописец предупреждает нас не проявлять наивность и помогать людям, которые оценят поддержку.

Басня Крылова «Волк и журавль» - отличный пример поучительного повествования, которое говорит нам, что помощь не всегда бывает оправданной, а человеческая неблагодарность встречается на каждом шагу.

Басня Волк и журавль читать

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
"Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, -
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся".

Мораль басни Волк и журавль

Помощь нужно оказывать только достойным людям, попавшим в беду, а делая добро, не ожидать благодарности.

Басня Волк и журавль - анализ

Анализ басни Крылова «Волк и Журавель» начинается с анализа характеров героев. Волк – явно отрицательный персонаж данного произведения. В нем прозрачно угадывается заносчивый, неблагодарный человек, обладающий некой силой и считающий, что эта сила дает ему на право на любые блага. Но и такие люди попадают в неприятности, выпутаться из которых самостоятельно не могут. Из этого вытекает первая мораль басни Крылова «Волк и Журавель» - принимая помощь, старайся отплатить добром, иначе в следующий раз тебя бросят на произвол.

С первых же строк автор говорит, что всякий знает о жадности волков. Собственно, из-за этой самой жадности герой и попал в неприятность – кость застряла в его горле. Но Журавель все равно поспешил помочь своему естественному врагу, прельстившись наградой – и чуть не был съеден. Из этого и следует указанная мораль.

«Волк и журавль»
Выполнила студентка 232 группы Вильданова И.И.

Басня – это иносказательный,
аллегорический рассказ, в
котором есть нравоучение.
Относится басня к животному
эпосу.
Слово «басня» произошло от
басня – баять – баян ­ говорить.

Родился выдающийся русский баснописец,
драматург и журналист, Иван Андреевич
Крылов, 2 февраля в Москве в семье
бедного отставного армейского офицера.
Детство Крылова прошло в Твери и было
далеко не радужным. Отец ­ Андрей
Прохорович Крылов, умер в 1778 не оставив
семье никаких средств к существованию,
поэтому маленькому Крылову уже в 10 лет
пришлось подрабатывать писцом в Тверском
суде.
Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела
никакой возможности дать образование
своему сыну, но так как была женщиной
умной от природы, хоть и не образованной,
уделяла большое внимание
самообразованию сына. Иван обучался дома
грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему
было позволено обучаться вместе с детьми
местного помещика, которого он как то
удивил своими стихами.
3

ПОПРОБУЙТЕ ОТГАДАТЬ НАЗВАНИЕ
БАСНИ
Длинноногий, длинношеий,
Длиннокрылый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
4

ПОДУМАЙТЕ,
О ЧЕМ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ
В ЭТОЙ БАСНЕ?
5

Басня Волк и журавль
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.

Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой­как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.




Поди ж, приятель, убирайся,

6
Видеоролик

А теперь давайте нарисуем словами все картинки к басне,
которые можно представить. Какая будет первой?
­ Волк сидит и что­то ест. Кости грызёт.
­ Что потом случилось с Волком?
­ Он подавился.
(Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился).
­ Как об этом сказано в тексте?
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
­ А что значит: пришло хоть ноги протянуть. Как вы
это понимаете?
(Пришло хоть ноги протянуть – пришло время
умереть.)
8

­ Кто же оказался рядом?
По счастью близко тут журавль случился.
(Случился – появился.)
­ Волк мог позвать Журавля – что­то ему сказать или
крикнуть? Что сказано в тексте?
Вот кой­как знаками стал Волк его манить…
(Кой­как – с большим трудом, еле­еле.)
- Покажите, как Волк стал манить Журавля.
(Лапой машет или мордой машет.)
­ Зачем Волк манить Журавля? Прочитайте следующую
строчку.
И просит горю пособить.
(Пособить – помочь.)
9

­ А как Волк просит? Он же говорить не может.
(Волк может сделать жалостливое выражение глаз,
а потом лапой на свою пасть показать.)
­ Какую мы видим картину дальше?
­ Волк сидит с раскрытой пастью, а Журавль ему
в пасть свой клюв засунул.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть…
­ А что произошло потом?
­ Журавль «кость вытащил и стал за труд
просить».
10

­ Что сделал Волк?
­ Прогнал Журавля.
­ Прочитаем, как об этом сказано в тексте.
"Ты шутишь! ­ зверь вскричал коварный, ­
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся".
(Коварный – со злыми намерениями, прикрытыми
показной доброжелательностью.)
11

Действующие
лица
- Волк
- Журавль
- Слова автора
12

Вопросы для
обсуждения
­ Как изменилась картина? Каким был Волк до того,
как Журавль вытащил кость? Каким Волк стал
потом?
(Волк сначала смотрел жалостливыми глазами, а
потом со злостью стал кричать на Журавля).
­ Правильно ли повёл себя Волк?
(Волк повёл себя неправильно, Журавль ему
помог, а он злом ответил).

ОХАРАКТЕРИЗУЕМ ВОЛКА.
КАКОЙ ОН?
Выбери качества волка и объясни почему.
НЕБЛАГОДАРНЫЙ
ДОВЕРЧИВЫЙ
ДОБРЫЙ
МУДРЫЙ
ЗЛОЙ
КОВАРНЫЙ
ЖАДНЫЙ
ХОРОШИЙ

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

"Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, -

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся".

ЗАДАНИЯ

1.Как вы понимаете выражение «ноги протянуть»?

2.«Близко тут Журавль случился ». Каким словом можно заменить выделенное слово?

3.Какие качества характерны для Журавля? Какими чертами обладает Волк?

4.Что осуждается в басне? Выбери подходящее слово и объясни свой выбор: жадность, доброта, взаимопомощь, бескорыстие, неблагодарность, коварство .

ГУСЬ И ЕГО КРИТИКИ

(И.А.Крылов) Однажды Гусь, вытягивая шею,

Расхвастался на целый птичий двор:

«Сам поражен я широтой своею.

Ведь я, как человек, ходить умею,

Как рыба, плаваю. А если захочу,

То полечу!

Через забор!»

Индюк подпел: «Стихии вам подвластны!»

А Утка молвила: «Я с Индюком согласна.

У вас такой обширный кругозор!»

«Вы - ко-ко-корифей! - Петух воскликнул с жаром. -

Как птица вами я горжусь!

Повсюду говорят: хорош, мол, Гусь!»

Так славил Гуся птичий говор,

Пока не появился Повар.

И только полетел гусиный пух…

«Я знал, - вздохнул Индюк, - что Гусь гогочет глупо,

Что он годится лишь для супа».

«Как он ходил! - вскричал Петух, -

С такими лапками, с такой фигурой

Он ко-ко-ковылял!

Над ним смеялись куры!

А Утка крякнула: «По правде говоря,

Гусь плавать не умел, и хвастался он зря.

Летать через забор - невелики дела.

Подумаешь, орел! Я б тоже так могла!»

Пусть этой басни птицы не услышат,

Но в том беды особой нет.

Она не для того, кто перьями одет,

А для того, кто ими пишет.

ЗАДАНИЯ

1.Понравился ли тебе Гусь? Почему? Какими качествами характера он обладает?

2.Как относятся к нему птицы? Что происходит после появления Птицы?

3.В каких строчках басни содержится её поучительный вывод (мораль)? Как ты его понимаешь?

4.Может ли история, рассказанная в басне, произойти с людьми?

5.Как ты понимаешь смысл заглавия басни? Объясни.

РАБОТА В ГРУППАХ 6.Обсудите фразы, которые произносят герои. Подберите необходимую интонацию для их прочтения. Распределите роли. Разыграйте басню по ролям (слова необходимо выучить наизусть). С какими трудностями пришлось столкнуться во время подготовки? Проведите обсуждение постановки.

Квартет (и.А.Крылов)

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки - Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. "Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!" Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. "Постойте ж, я сыскал секрет, - Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем". Послушались Осла: уселись чинно в ряд, А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье: "Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!" - "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, - Им отвечает Соловей. - А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь".

ЗАДАНИЯ

1.Какая цель была у музыкантов? Найдите строки в тексте.

2.Какой получилась игра? Найдите выражения, характеризующие игру музыкантов.

3.Как музыканты пытались исправить положение? Почему у них начались разборы и споры?

4.Как секрет не смогли раскрыть музыканты сами? Кто и что им подсказал об этом?

ТЗ 5.Прочитайте басню по ролям. Разыграйте спектакль. Но перед этим подумайте, как необходимо играть за каждого героя, с какой интонацией произносить его реплики и т. п.