Возможности варианты обеспечения компьютерами учащихся начальной школы. Использование компьютерных технологий в начальной школе

Ирина Зубкова, РИА Новости

Компьютер за несколько лет из предмета исключительно офисного оборудования или дорогой домашней игрушки превратился в инструмент для работы и учебы, без которого не обойтись. Эксперты считают, что не за горами время, когда «бумажные» книги, учебники будут почти вытеснены электронными. Время ставит новые задачи перед учениками и их учителями.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на наших глазах производят революцию в образовании. Достаточно ли учителям современной техники? На этот вопрос отвечает исследование «Оценка эффективности использования и востребованности электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в общеобразовательных учреждениях». Как показывают его результаты, представляемые РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», в среднем по стране на один компьютер приходится 12-16 школьников.

«В одних школах чуть ли не по компьютеру на каждого ученика, в других три-четыре - на школу», - комментирует ситуацию руководитель исследования - заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров образования Светлана Авдеева.

В исследовании участвовали 78 регионов и более 6000 школ. Его авторы стремились выяснить, насколько техническая оснащенность школ соответствует потребностям времени, используются ли информационно-коммуникационные технологии активно и эффективно, или компьютер так и остается лишь средством для изучения информатики и подготовки презентаций.

Как показывают результаты, в большинстве школ-участниц исследования уровень оснащения современной техникой выше среднего. При этом в городах-миллионниках доля высокооснащенных учебных заведений гораздо выше, чем в среднем по стране, а в небольших населенных пунктах - малооснащенных в техническом отношении в 3-3,5 раза больше, чем в мегаполисах. Исследование подтвердило зависимость уровня ИКТ-оснащенности от статуса школы: половину гимназий и лицеев вполне можно назвать высокооснащенными, но среди остальных школ в эту категорию входит менее трети.

Где пусто, где густо

«Если я, как этого требуют и мода, и департамент образования, захочу показать что-то ребятам из того, что нашла в интернете, то мне надо тащить с этажа на этаж проектор, экран, ноутбук, всякие шнуры и подставки. Потом подключаешь, настраиваешь, так пол-урока и проходит. А затем надо всю эту тяжесть тащить обратно, в кабинет информатики», - рассказала РИА Новости учитель начальных классов Екатерина Плешакова.

Как пишут учителя на многочисленных профессиональных сайтах и форумах, именно из-за нехватки технических средств в каждом школьном кабинете, у некоторых педагогов отпадает желание использовать современную технику. Учителя сетуют, что компьютеров мало, что даже в кабинетах информатики они сильно устарели, часто ломаются, на них нельзя установить современные программы, что скорость интернета крайне низкая, а программное обеспечение - даже антивирусы - приходится покупать за свой счет.

«В любом форуме на школьные темы можно встретить диаметрально противоположные мнения, даже от педагогов из одного и того же региона: от оптимистического „у нас все здорово и все есть“ до „нам ничего не дают, мы бедны, как церковные крысы“, - считает учитель информатики, заместитель директора по информатизации Егорьевской средней школы Алтайского края Александр Розенфельд.

ИКТ-оснащенность зависит от многих причин: от финансового благополучия региона, от активности региональных чиновников и умения их не только «выбить» положенное, но и разработать и защитить какие-то собственные начинания и программы, и от того, насколько каждая отдельная школа ловит или не ловит мышей», считает Розенфельд.

По его мнению, администрация и информационно-продвинутый коллектив могут собственными силами улучшить материально-техническую ИКТ-оснащенность за счет побед в грантовых программах, участия во всевозможных пилотных проектах регионального и федерального масштаба, побед в конкурсах, поиска спонсоров.

Для учителя важно не только и не столько наличие технического средства в школе, сколько его доступность: можно ли ноутбуком или проектором воспользоваться в любое время или только по предварительной заявке, по очереди. Именно поэтому проблемы сложно оценивать по цифрам в министерской отчетности, считает старший научный сотрудник Федерального института развития образования, эксперт образовательных программ Intel Марина Ливенец.

«В школе и в регионе показатель «количество учеников на один компьютер» может быть высоким, но в отчетах не отражается то, что большая часть компьютеров стоят в кабинетах завучей и директора», - сказала она. Кроме того, в школе нужны не только компьютеры, но и проекторы, интерактивные доски, принтеры, сканеры, документ-камеры, лего-роботы и многое другое, отметила эксперт.

«Предусмотренное новыми стандартами начальной и основной школы активно-деятельностное обучение - это не только компьютер, а большое количество присоединенных к нему периферийных устройств: различные лаборатории, датчики, которые дети должны использовать на уроках, например, для измерения освещенности, температуры, для фиксации множества наблюдений в разных проектах. При этом школьник становится исследователем, самостоятельно выводит законы, формулы и правила - и тогда он уж точно их не забудет», - пояснила Авдеева.

Результаты исследования Национального фонда подготовки кадров (НФПК) показывают, что реальная доступность технических средств недостаточна для решения столь глобальных задач, как массовый переход на инновационные формы обучения. Среди опрошенных возможность постоянной работы в компьютерном классе или использования нескольких компьютеров учащимися в рабочей зоне класса предоставлена лишь для 30% педагогов. Интернет доступен постоянно для 70% учителей, для учащихся это значение еще ниже: не более 50% опрошенных школьников могут использовать сетевые ресурсы в школе.

Из других устройств в наименьшей степени педагогам доступны интерактивные планшеты (недоступны почти для 80%); специальные цифровые устройства - цифровой микроскоп, датчики, измерительные приборы, навигаторы и тому подобное (недоступны для 70%) и интерактивные доски (ими не может воспользоваться каждый третий педагог из опрошенных). Именно на периферийные устройства, помогающие организовать активно-деятельностное обучение, по мнению Авдеевой, и нужно расходовать средства в первую очередь, а не на компьютеры.

Свое ношу с собой

«Еще год-два, и школьные ПК можно будет выбрасывать как не соответствующие времени. Ориентироваться нужно не на покупку дорогого оборудования, которое уже через полгода устареет, а на модель BYOD (Bring You Own Device - „принеси свое устройство“)», - говорит Ливенец.

Как показывают результаты исследования НФПК, у абсолютного большинства опрошенных учеников дома есть компьютер (в разных регионах от 85% до 97% ответили утвердительно на этот вопрос). Более того, почти у половины имеется мобильное устройство: ноутбук или нетбук, планшетник, смартфон. «Нужно думать о том, как использовать личные компьютеры детей и как помогать социально незащищенным в их приобретении. Тут много аспектов, не только технических и технологических: мультибраузерность, многоплатформенность, совместимость, - но и нормативных: кто отвечает за безопасность имущества, персональных данных, авторских и имущественных прав разработчиков образовательного контента», - считает Авдеева.

Помогать - «глубинке»

«Около 3-15% детей, у которых нет компьютера, это, как правило, сельские или поселковые жители, - говорит Авдеева. - Значит, именно в сельские школы нужно прежде всего поставлять технику, а в городских стараться максимально использовать то, что есть у учеников. На деле наоборот - городские оборудованы техникой лучше: там более активные директора и легче найти деньги». Получается, по мнению эксперта, на селе двойной разрыв: и школа не может добиться нужного оснащения, и родители - купить компьютер. Вот почему в региональных программах развития образования нужны специальные меры для повышения уровня технической оснащенности сельских школ.

«В жизни нас окружают компьютеры - значит, и школа должна учить работать с ними, причем с учетом изменений, которые компьютер внес в наш мир. Сейчас информационная компетентность детей мало зависит от школы - работе с электронными устройствами учатся дома. Если так пойдет и дальше, то школа может оказаться и совсем не нужной. Такое положение дел нужно срочно менять - и чем скорее, тем лучше», - сказал РИА Новости замдиректора Центра образования № 1811 Москвы, руководитель начальной школы Алексей Муранов.

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по ТСО

Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе

Студент группы 9-ФИ-51

Миронов Е.Н.

Череповец

Использование компьютера в учебно-воспитательной деятельности.

Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.

Язык программирования должен быть удобным для описания условия и анализа задачи, планирования ее решения, включая составление программы, чтобы решение задач с помощью компьютера, с одной стороны, способствовало развитию мышления, а с другой - не вызывало дополнительных трудностей. Язык должен быть удобен для общения человека с компьютером.

Если компьютер используется только как средство учебной деятельности, то его функции мало чем отличаются от тех, которые он выполняет в рамках других видов деятельности. Возможности применения значительны: от справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций.

Выполнение функции обучения - наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении.

Задачи применения компьютера в обучении:

1. обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2. обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3. повышение наглядности учебного процесса;

4. поиск информации из самых широких источников;

5. моделирование изучаемых процессов или явлений;

6. организация коллективной и групповой работы.

По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды.

Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Есть обучающие программы, которые позволяют учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками.

Большими возможностями обладают программы, которые реализуют проблемное обучение. В трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации, так как они способствуют формированию умения принимать решения в различных обстоятельствах.

Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности.

Нередко в одной программе соединяются несколько режимов (обучения, тренировки, контроля). Работая в режиме обучения, программа выводит на экран дисплея учебную информацию, задает вопрос на понимание предложенной информации. Если ответ неверен, машина или подсказывает, как найти правильный ответ, или дает ответ и задает новый вопрос. В режиме тренажера выводятся только тексты вопросов, при ошибочном ответе идет комментарий; результаты ответов не запоминаются, время их обдумывания не ограничивается. В режиме контроля варианты заданий подбираются компьютером, время обдумывания ограничивается, результаты ответов фиксируются, при ошибке дается правильный ответ и комментарий. По окончании выводится список тем, по которым была допущена ошибка и которые стоит повторить, ставится отметка.

Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности.

Способы использования компьютера в качестве средства обучения различны: это и работа всем классом и группами, и индивидуальная работа. Перечисленные способы обусловлены не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Так, если в классе имеется только компьютер учителя или если учитель ставит перед собой задачу организации коллективной работы по поиску решения задач, постановки проблемы и т. д., он организует работу класса на основе учительского компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается даже более продуктивным, чем индивидуальная работа учащихся с компьютером.

В педагогическом процессе выбор способа использования компьютера стоит в прямой зависимости от дидактической задачи.

Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы и ее применении:

психологический - как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;

педагогический - насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире;

методический - способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал;

организационный - рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.

Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.

Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:

а) адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);

б) многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);

в) интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);

г) подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.

Компьютеры во многом способны решать те же методические задачи, что и традиционные ТСО. Но в условиях компьютерного обучения это делается на более мощной, совершенной и быстродействующей технике. Компьютер реализует обучение в диалоговом (ТСО - учащийся) режиме. Компьютеризованные учебные материалы (учебные компьютерные программы) способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.

Это обусловлено спецификой компьютеракак нового вида ТСО, которая состоит в следующем.

1. Значительный объем памяти современных компьютеров, что позволяет хранить и оперативно использовать большие массивы
учебной информации (формулировки заданий, тексты, упражнения, примеры и образцы, справочную - корректирующую и консультирующую - информацию, разнообразные ремарки - реакции на те или иные действия учащегося).

2. Высокое быстродействие компьютера (сотни тысяч операций в секунду). Это позволяет значительно повысить реактивность данного вида ТСО. В среднем скорость реакции ЭВМ на запрос или ответ учащегося составляет 1-3 секунды.

3. Способность анализировать ответы и запросы учащихся.

4. Диалоговый режим связи учебного материала (компьютерной программы) с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые функции преподавателя. Только компьютер способен осуществить столь разнообразную по форме и содержанию связь с обучаемым (информативную, справочную, консультирующую, результативную, вербальную, невербальную - графика, цвет, звуковая сигнализация).

5. Наличие обратной связи, т. е. возможность осуществления коррекции самим обучаемым с опорой на консультирующую информацию. Консультирующая информация выбирается из памяти компьютера либо самим учащимся, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе работы. Способ предъявления подобного рода информации зависит от типа учебной компьютерной программы.

6. Адаптивность. Компьютеризованный урок проходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Проработка (изучение, тренировка, повторение и контроль) одного и того же материала может осуществляться: с различной степенью глубины и полноты,
в индивидуальном темпе, в индивидуальной (часто выбираемой самим учащимся) последовательности.

7. Возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе класса, получаемой в процессе компьютеризованного занятия, без нарушения естественности протекания урока. При этом компьютер способен фиксировать достаточно большое количество параметров:

· время, затраченное учащимися на работу со всей программой, группой заданий или с каким-либо конкретным заданием или упражнением;

· количество верных/неверных ответов и их систематизация;

· количество обращений к справочной информации, а также характер наиболее часто запрашиваемой помощи теми или иными группами обучаемых;

· количество попыток при выполнении заданий.

Эти данные помогают учащемуся внести коррективы в свою учебную деятельность, а преподавателю - выработать индивидуальный, подход как к отдельному обучаемому, так и к группе в целом.

Проблема включения компьютера в процесс обучения связана не только с материальными возможностями того или иного образовательного учреждения, но и с решением вопроса о возрасте, с которого ребенок начинает осваивать компьютер. Обучение работе с ПК и мультимедийными технологиями с 9-10-х классов практически перечеркивает все дидактические возможности использования компьютера в учебно-воспитательном процессе на более ранних этапах. Например, в детских садах, где применять компьютер может только воспитатель, компьютер практически превращается почти в обычное техническое средство с несколько более расширенными возможностями. Приобщать детей к компьютеру, видимо, целесообразно с дошкольного возраста, но нельзя допускать, чтобы даже более раннее введение информатики замыкалось на изучении самого компьютера и принципов его работы. Необходимо формировать информационную культуру учеников, позволяющую им использовать компьютерные технологии при изучении всех школьных дисциплин, во внеурочной и досуговой деятельности. Школьники должны научиться оценивать ресурсы компьютерной техники и различать реально возможное и целесообразное в ее использовании.

Многие авторы программ по информатике считают, что на начальном этапе обучения надо прежде всего развивать мышление, способное воспринять логику машинных программ. «Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей)» 1 . В связи с такой точкой зрения появилось много программ, методических разработок развивающих занятий, книжек-раскрасок и других материалов, предназначенных для развития логического и алгоритмического мышления дошкольников и младших школьников.

В указанном выше сборнике программ есть и специальная программа для детей 5-7-х классов по алгоритмике, преследующая подобные же цели (авторы С. К. Ландо, А. Л. Семенов). «Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата» 2 .

В начальной школе, как это вытекает из сказанного, необходимо научить детей элементарным умениям пользования компьютером и развивать у них алгоритмическое мышление.

Среди тех программ для детей, которые направлены не только на их развлечение, но и на развитие, можно выделить несколько программно-методических комплексов или обучающе-развивающих программ. Первыми для персональных компьютеров появились интегрированные пакеты Роботландия и КиД (Компьютер и дети). Система Роботландия ориентирована на детей, начинающих изучать персональный компьютер, на младшую возрастную группу (обычно это начальная школа). Дети учатся управлять универсальным роботом, развивая алгоритмическое мышление и вырабатывая простейшие умения и навыки работы с компьютером. Роботландия снабжена методическими материалами для учителя. Вторая система - КиД, так же как и программы фирмы «Никита», включает в себя обучающе-развивающие игры. Смысл игр заключается в том, чтобы научить детей алфавиту, счету, простейшим математическим операциям. Так, система КиД применяется в основном для компьютеров с микропроцессорами до Репйшп и ориентирована на операционную систему Dos, но в Ассоциации КиД продолжается разработка новых программных продуктов, пригодных для использования не только с дошкольниками, для которых они первоначально были созданы, но и в начальной школе. Фирма «Никита» выпускает игры, которые имеют обучающе-развивающий подтекст и ориентированы как на операционную систему Dos, так и на Windows. Примерами могут служить программа «День рождения» - игра о дне рождения Винни Пуха, в которой разбираются простейшие слова английского языка; или программа «Волшебный сон», мультимедийная игра-сказка с различными встроенными мини-играми, направленными на освоение музыкальных нот, простейшего графического редактора, шарад, головоломок и т. д.

Во всех подобных программах вводится на игровом материале понятие исполнителя. В составе программного обеспечения имеется несколько компьютерных моделей-исполнителей - «робот», «черепаха», «чертежник» и др. - с различными функциями, наборами команд и областями применения.

Занятия с черепашкой преследуют цели:

а) развивать у детей представления о способах движения человека в пространстве;

б) подвести учащихся к знакомству с планированием при составлении программы, редактированием, исправлением ошибок как неотъемлемой и очень важной частью процесса учения.

Язык данной программы Лого важен не в качестве языка программирования, а как средство развития личности, познания мира. Ребенок учится анализировать любую проблему, относиться к любой ошибке не как к катастрофе, а как к тому, что следует найти и исправить. Черепашка позволяет детям наиболее естественным путем осваивать пространство и движение, развивать умения и навыки, необходимые для анализа содержания и структуры исходных данных. Учащиеся, освоив непосредственный и программный режимы работы с черепашкой, получают представление об алгоритме как организованной последовательности команд. Такая деятельность формирует у детей умения и навыки, необходимые для решения задач, требующих продуманной последовательности действий, анализа содержания и структуры исходных данных. Работая с Лого, дети учатся создавать процедуры, записывать их на диск и вызывать с диска, находить и исправлять ошибки в программе, конструировать из простых геометрических фигур сложные, осваивают такие элементарные понятия, как программирование, выполнение операций и др. В процессе обучения происходит адаптация ребенка к компьютерной среде, изучение элементарных основ компьютерной грамотности.

Язык Лого был разработан американским ученым Сеймуром Пейпертом в 80-х годах совместно с коллегами в качестве конструктивной среды обучения детей начальной школы. Концепция Лого: ребенок обучается различным учебным предметам, обучая черепашку. Некоторые разновидности черепашек обладают способностью изменять свой внешний облик, превращаясь во что угодно, по выбору их создателя. В средах Лого, населенных большим количеством черепашек, создаются сложные мультипликационные картины и игры. Дальнейшим развитием стала программа LogoWriter, содержащая возможности редактирования текста. В середине 80-х годов появился новый продукт в этой серии – Lego Logo. Это система, в которой Лого сопрягается с блоками конструктора «Лего», оснащенными двигателями, датчиками и приводами. Дети, выстроив из них робота, машину, другое техническое устройство или животное, начинают им управлять. Они могут исследовать поведение искусственных организмов в различных средах обитания и их взаимодействие с другими существами.

Школьники 4~5-х классов с помощью этой среды могут не только ознакомиться в игровой форме с основами геометрии и алгоритмического мышления, но и освоить нотную грамоту, что при обучении традиционными способами вызывает большие трудности.

В середине 90-х годов появился еще один продукт из серии Лого -ЛогоМиры (МicroWorlds) (русская версия разработана Институтом новых технологий образования). ЛогоМиры содержат множество дополнительных средств: инструменты рисования и черчения, редактор форм, устройства для сочинения музыки и импортирования графики и звука, возможность многозадачного режима работы, что позволяет создавать мультимедийные проекты, игры и имитации, мультипликационные сюжеты с двумя и более действующими лицами. Система StartLogo является версией Лого, использующей в широких масштабах параллельные процессы: тысячи черепашек могут функционировать параллельно, взаимодействуя друг с другом и с элементами своей среды. Есть и еще целый ряд модернизированных версий семейства сред Лого. Появился созданный русскими разработчиками набор проектов, основанных на программном обеспечении ПервоЛого.

Таким образом, в начальной школе при наличии программного обеспечения компьютер может использоваться практически на всех учебных предметах, начиная с обучения грамоте до написания и распечатки собственных сочинений, изучения математики, иностранного языка и освоения самого компьютера. Есть программы, которые учат распознавать и понимать текст на этапе обучения чтению. На экране изображены несложная картинка и под ней предложение.

Например: на картинке море и купающаяся девочка. Предложение: «Мальчик купается в реке». Если картинка и предложение совпадают, ученик вводит «да», если не совпадают - «нет». Если обнаруживается несоответствие, ребенок должен исправить предложение.

И таких программ уже достаточное количество. Конкретная технология применения компьютера определяется на основе выше обозначенных общих психолого-педагогических положений и исходя из содержания и методики, заложенной разработчиками в саму программу.

Во всех классах можно использовать различные компьютерные программные продукты. Так, пользуясь системами обработки текста, учителя могут готовить контрольные работы и другие материалы для своих учеников. При этом можно сделать разные варианты, включить много дополнительных вопросов и заданий, которые впоследствии легко расширять, обновлять, изменять. Ученикам можно дать деформированные тексты: с пропущенными кусками, ошибками, неправильно использованными словами. Учащиеся на компьютере в текстовом редакторе отредактируют текст. Есть программы, которые можно запустить только при условии ввода правильно написанного слова.

Или такое интересное задание.

Детям предлагается загрузить готовый фрагмент из любого высокохудожественного произведения (А.Чехова, Ф.Ницше, Ф.Достоевского и т.д.). Затем надо из имеющегося текста сделать новый по заданной или выбираемой самостоятельно теме, соблюдая следующие правила: существительное заменяется на существительное, глагол - на глагол. Тексты принимаются только в нормально отформатированном виде, после автоматического контроля орфографических ошибок.

Такая работа может использоваться для выработки у школьников художественного стиля.

Ученики могут совместно выполнять письменные работы. Работая над одним и тем же рассказом или статьей, школьники независимо друг от друга вносят изменения, печатают свои версии и сравнивают их с тем, что получилось у их соавторов.

Можно создать программы, помогающие школьникам работать над текстами первоисточников на уроках литературы.

На уроках иностранного языка можно использовать программы перевода, применять систему обработки текстов для сочинения рассказов на изучаемом языке.

Широкое применение в процессе обучения могут иметь графические возможности компьютера. Созданные компьютерами изображения и мультипликация используются в кинофильмах, телешоу, рекламе, играх. Машинная графика не ограничена в своих возможностях: объекты графики могут появляться и исчезать, менять цвета, направление движения, превращаться в другие объекты и т. п. На экране можно смоделировать любой объект - от самого простого до самого сложного - и проверить его возможности, подвергнуть испытаниям на реальность функционирования. С помощью графических программ вычерчивают таблицы, графики, диаграммы и т. п. Электронные таблицы позволяют решать задачи, при которых компьютер выступает в качестве вычислительной машины, что дает возможность обрабатывать значительные объемы информации. Существуют графические редакторы, позволяющие рисовать карты.

Все эти возможности компьютерной графики позволяют использовать ПК и на математике, географии, физике, черчении, при изучении экономики, для достижения самых разных дидактических целей: от введения в новый материал до обобщения и контроля за усвоением знаний и выработкой умений и навыков.

Компьютер может широко применяться и на уроках музыки. Уже говорилось о том, что с помощью компьютера можно учиться нотной грамоте, разбираться в звучании нот и музыкальных инструментов, играть на них, сочинять музыку, понимать разные музыкальные стили. Кроме собственных возможностей по созданию звуков компьютеры могут управлять подключенными к ним специальными музыкальными инструментами. С помощью компьютера можно создавать самые разнообразные звуковые эффекты: шум моря, рычание зверя, пение птиц, гул самолета и т. п.

С появлением возможности трансляции через компьютер видеоинформации программно-методические средства стали включать фрагменты документальных и художественных фильмов, музыкальные фрагменты. В обучающих программах воспроизводятся произведения литературы, живописи, музыки (например, в сериях «Эрмитаж», «Музеи Кремля», «Большой театр» и др.), что способствует гуманитаризации современного образования.

При изучении естественных наук можно использовать различные моделирующие программы.

Ученики с помощью компьютера могут создать любую экологическую модель с флорой и фауной, а затем, загрязняя водоем промышленными отходами, а атмосферу - вредными выбросами, наблюдать за трагическими последствиями этого. Потом они могут разработать программу спасения и охраны созданного природного уголка.

Существуют учебные программы по математике и физике, созданные как виртуальные конструкторы. Программный пакет «Живая геометрия» - это среда, в которой учащиеся могут проводить собственные математические изыскания, ставить эксперименты, формулировать гипотезы, доказывать их или отвергать. Аналогичный программный продукт по физике - «Живая физика».

Для изучения физики в старших классах разработан программно-методический комплекс по одному из самых больших разделов школьного курса «Электродинамика», включающий 6 основных демонстраций (электрический ток в электролитах, работа и мощность переменного тока и др.); 10 лабораторных работ (изучение конденсаторов, мощность и КПД реальной электрической цепи и др.); 2 экспериментальные и 11 задач, ориентированных на решение с помощью компьютера. Этот комплекс позволяет проводить в рамках программного материала принципиально неосуществимые в традиционных условиях учебные эксперименты, осуществлять реальную дифференциацию обучения в процессе работы с экспериментальными задачами при неизменном ресурсе времени, избавляться от многочисленных рутинных операций и др.

Моделирование химических реакций позволяет школьникам проводить опыты по смешиванию различных растворов и веществ. Моделирование в астрономии даст возможность разместить звезды на небосводе в соответствии с их положением в разные времена года. Совместно с учителем учащиеся могут разработать интересные модели по истории.

На уроках и во внеурочное время на компьютере можно создавать игры: соревнования, приключения, головоломки, вымышленные миры, писать фантастические рассказы. В играх компьютер подсчитывает очки, следит за выполнением правил, проводит техническую подготовительную работу. Многие игры могут носить образовательный характер и использоваться на разных предметах. Занимательный материал могут разрабатывать как учителя, так и дети. В подобных программах учитываются гибкость компьютеров и их способность к взаимодействию.

Однако следует отметить, что разработка программы для ведения урока - довольно трудная задача, требующая специальных знаний и совместных усилий педагогов, психологов, разработчиков программного обеспечения и программистов.

Во второй главе были описаны такие вспомогательные устройства, используемые совместно с компьютером или в дополнении к нему, как сканер, цифровые камера и фотоаппарат, устройства для ламинирования и брошюрования, принтер, ксерокс. Все они помогут решить целый ряд возникающих в ходе учебного процесса проблем за короткое время, а иногда и на самом уроке.

Но как бы ни были захватывающи и многофункциональны новые информационные технологии, роль учителя остается по-прежнему ведущей в учебном процессе, а ученик по-настоящему превращается в субъект педагогического процесса. Все компьютерные программы разработаны с обязательным активным участием педагогов, что предопределяет влияние учителя даже в случае самостоятельной работы с компьютерной программой. Не снижается и непосредственная значимость учителя в процессе общения ученика с компьютером. Ученику без учителя трудно представить, что необходимо усвоить. Учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характера программы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения -репродуктивные или проблемные, обучающие или программы-тренажеры и т. д. Компьютер, высвобождая время учителя, выполняя многие рутинные работы, позволяет ему больше внимания уделять индивидуальной работе с учащимися, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Ученику всегда будет ценнее улыбка и живое поощрение учителя, чем изображение улыбающегося человека на экране компьютера или формальная надпись: «Ты молодец!»

Осуществляя личностно-ориентированное обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечивать ученику возможность реализации личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и самостоятельности. Особое значение приобретает формирование у него способности критически относиться к результатам, интерпретировать их, делать обобщающие выводы и принимать самостоятельные решения. А учителю важно получать достаточно полную и объективную информацию о процессах личностного становления ученика, всячески содействуя этому процессу.

Очень важно, чтобы ученик около компьютера не чувствовал зависимости от него, задавленности им. Он должен осознать и принять мысль, что управляет компьютером человек, контролируя процесс от начала до конца.

Само содружество СанПиН компьютеры в школы предоставило в срочном порядке, определив точное время работы детей и учителей за ними. Чтобы узнать эти рамки, необходимо всего лишь прочесть статью!

В следствие того, что правительство России стремится сделать страну более образованной и современной, в школы были введены компьютерные классы, компьютеры для которых закупила местная администрация каждого города. Дети, конечно же, очень радовались таким реформам, да и учителям было неплохо: многие ребята быстро освоились за компьютерами, и обучать кого-либо не имело смысла.

До некоторых времен дети, особенно младшие школьники, работали за компьютерами все 45 минут, которые длится урок, даже без перерыва на физ. минутку. Но когда с добавление в каждую школу компьютерного класса стало покончено, были выписаны правила, по которым дети должны были заниматься за компьютерами определенное время.

Участники "СанПины" для компьютерного класса определили особые рамки, за которые не должен выходить учитель, позволяя детям долгое время сидеть за компьютером. Итак, стандартные правила для обычной российской школы таковы:

для детей, которые учатся в первом классе, в возрасте от шести до семи лет, нормальное время для работы за компьютером на уроке информатики составляет 10 минут. Для ребят, учащихся в классах, начиная от второго, и заканчивая пятым, общая продолжительность работы за компьютером составляет 15 минут.

Ученики шестых - седьмых классов могут находиться за компьютером во время уроков 20 минут, но, начиная именно с этой возрастной категории, необходимо прерывать занятия на компьютере за 10 минут до конца, чтобы дети смогли расслабиться и отвлечься от экранов компьютеров.

Восьмые и девятые классы на уроках информатики за компьютером могут находиться 25 минут, но, естественно, проводя физ. минутку один раз с учителем, и несколько раз самостоятельно, просто отводя глаза от излучений экрана.

У учеников десятых и одиннадцатых классов проводится сразу два урока работы за компьютерами и теории. Этим детям разрешено на первом уроке работать на компьютере 30 минут, а на втором всего лишь 20, чтобы сохранить зрение и энергию на оставшиеся уроки.

Вот такие правила и нормы вынесла каждой школе СанПиН. Эти правила обязательны к исполнению, но некоторые учителя игнорируют данный факт, из-за чего потом в раннем возрасте ребенку приходится носить очки или прозрачные линзы. Если доступно объяснить ребенку, к чему может привести пагубная привычка долго сидеть за компьютером, то, возможно, он остановится и на уроке информатики сам скажет учителю, что он больше не хочет работать за компьютером, ориентируясь на правила и рекомендации таких ассоциаций, как СанПиН. Причем, учитель не в праве отказать ребенку сесть на свое рабочее место, поэтому, дети смело могут излагать данную информацию своему учителю.

Кстати, для учителей также существует особый график, который также содержит в себе количество времени, которое учитель может проводить за компьютером. Для полного рабочего дня 4 часа непрерывной работы за компьютером - максимальный показатель. Для работников школы, например, для бухгалтера или программиста, максимальное время составляет 6 часов. Работникам школы также не рекомендуется его превышать, поскольку это может привести к потере зрения, или же к быстрой усталости.

А вот детям, помимо уроков, некоторые школы предлагают дополнительные занятия во внеурочное время в компьютерном классе. И на это также есть ограничения во времени, позволяющие сохранить собственное здоровье! Итак, для учащихся первых классов таких секций и кружков не предусмотрено, а вот для вторых - пятых классов максимальное время работы за компьютером составляет один час, не более!

Для шестого класса и детей по-старше это время составляет один час и тридцать минут. Причем в это время нужно сделать не менее четырех физ. минуток, поскольку сидеть полтора часа без перерыва, смотря в экран монитора, - очень вредно для здоровья человека, в особенности для детского здоровья и крепнувшего организма!

Вот и рассмотрено, в целом, содружество СанПиН. Компьютерный класс также поддался критике, но зато теперь родители знают, сколько ребенок может работать за компьютером дома или в школьном кружке!

Санитарно-гигиенические требования к использованию ИКТ в начальной школе.

I. Санитарно-гигиенические требования к использованию ИКТ.

Согласно нормам и требованиям СанПиН рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране, на уроке не должна превышать для обучающихся в I классе – 10 минут, во 2-4 классах - 15 минут, прослушивание аудиозаписи – 20 минут. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока. Оптимальное количество занятий с использованием ПК в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок Внеучебные занятия с использованием ПК рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью для обучающихся в 1-4 классах - не более 60 мин.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21° С, относительная влажность - 55-62 %.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Существует влияние частоты использования аудиовизуальных средств на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что средства ИКТ влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если средства ИКТ используются редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие, вновь создаёт у обучающихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним.

Оптимальная частота и длительность применения средств ИКТ определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся.

Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. Использование их в начале урока (на 5 минут) сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного. Использование ИКТ в интервалах между 30-й и 35-й минутой позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Это обусловлено тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства обучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление. Периоды напряжённого умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.

С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 -4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: вправо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение. Занятия с ПК независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя или педагога.

При разработке урока с использованием компьютерных технологий уделяется особое внимание заботе о здоровье учащихся. ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию: помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где это необходимо.

Все мы сейчас живем в сложное время, сложное в социальном, психологическом, моральном плане. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. И если в нашей повседневной жизни их решают взрослые, уже сформировавшиеся люди, то в школе такие же вопросы стоят перед детьми, не имеющими собственных нравственных и моральных ценностей, психологических установок. Безусловно, это сказывается на отношении детей к учебе, на формировании у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых для успешного усвоения знаний. При этом крайне важно научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Остановимся подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.

Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, учитель для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте и т.д. Трудность в том, что дети становятся все более и более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими.

Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большая часть учащихся достаточно активно работает на уроке. Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применения компьютерных обучающих систем на уроке.

Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время. В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным. Остановимся на организационно-педагогических аспектах данного вопроса. В подавляющем большинстве учреждений образования созданы компьютерные классы, оснащенные 10-12 -ю компьютерами. Как правило, в этих кабинетах проводятся уроки информатики. Класс делится на две подгруппы, занимающиеся поочередно.

Существует опыт проведения в кабинетах информатики уроков учителями - предметниками, для которых подобное деление не предусмотрено, равно как и для начальной школы. Это затрудняет организацию эффективного обучения с применением компьютера.

Кроме того, специфика преподавания в начальных классах предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. Проведение же урока в кабинете информатики психологически настраивает учащихся на длительный контакт с компьютером и снижает мотивацию усвоения знаний, умений и навыков традиционными методами. При этом, работа ученика начальной школы по санитарным нормам не может продолжаться более 10-15 минут. В связи с этим, оптимальным представляется вариант, когда в классе постоянно находятся 1-3 компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана урока предусмотреть момент, когда несколько учеников могут выполнять индивидуальные задания на компьютере. Наиболее удобно организовать это во время фронтального опроса, устного счета, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала. Это позволит, не нарушая традицион-ного хода урока, решить обозначенные выше проблемы.

Постоянное присутствие в классе компьютера, на котором по мере необходимости работают все учащиеся, приведет к встраиванию этого редкого для младших школьников средства обучения в разряд обычных.

Рассмотрим подробнее основные требования к компьютерным обучающим системам, которые позволили бы эффективно применять компьютер в начальной школе.

Во-первых, необходимо, чтобы выдерживалась структура каждого тематического раздела, характерная для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения.

Во-вторых, учитывая приоритетную роль учителя на уроке, не следует перегружать объяснительную часть информацией. Целесообразно придать ей справочную роль. Использовать этот раздел для изучения нового материала можно в малокомплектных школах, а также в случае пропуска уроков учеником.

В-третьих, компьютерные обучающие системы должны включать наиболее важные, ключевые аспекты изучаемых тем.

В-четвертых, при отборе учебного материала необходимо соблюдение основных дидактических принципов: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.

В-пятых, средства управления компьютерной обучающей системой должны быть максимально простыми и не отвлекать ученика от выполнения заданий.

Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.

Литература:

ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат,1975.- 304с.

Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред. И.М. Бобко.- Новосибирск: СИОТ РАО, 1997-с.77-81.

Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147. ==