Правило однородных придаточных. Подчинение придаточных

что такое сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных?? и получил лучший ответ

Ответ от Fun_lady[гуру]


1) [Но грустно думать] , (что напрасно была нам мо­лодость дана) , (что изменяли ей всечасно) , (что обманула нас она).. . (А. Пушкин) - [глагол] , (союз что) , (союз что) , (союз что)...

Источник: Яндекс

Ответ от Мс.М11 [новичек]


Ответ от Влад нусратов [новичек]
2. Папа мне говорил /1, что он ни разу не видел таких хлебов /2 и /что нынешний урожай очень хорош/3. Такое предложение - сложноподчиненное. Состоит оно из трех простых. Самое первое из них - главное, последующие - придаточные или дополнительные. Все они относятся к единственному сказуемому "говорил". Оно выражено глаголом в первом предложении. Задать к ним можно один вопрос - "что? ". С союзом "что", который является главным, связано каждое придаточное. Друг с другом они связаны соединительным союзом "и". Из этого следует, что в конструкции выражения использовалось однородное подчинение придаточных - Читайте подробнее на FB.ru:


Ответ от FrillDX [мастер]
Эмм, это когда от главного предложения задается один и тот же вопрос ко всем придаточным


Ответ от Regkremgg [новичек]
Однородными придаточными называются предложения, в которых 1).вопрос к придаточным задается от главного предложения или от слова в главном предложении. 2).Они отвечают на один и тот же вопрос. 3).Они бывают связаны либо сочинительными союзами, либо интонацией.


Ответ от Максим дондуков [новичек]
Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными.
1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации) . Например:

2) [Дерсу сказал] , (что это не тучи, а туман) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий) (В. Арсеньев) . [глаг.] , (что) и (что) .


Ответ от Екатерина Лавренова [активный]
Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными.
1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации) . Например:
1) [Но грустно думать] , (что напрасно была нам мо­лодость дана) , (что изменяли ей всечасно) , (что обманула нас она).. .(А. Пушкин) - [глагол] , (союз что) , (союз что) , (союз что)...
2) [Дерсу сказал] , (что это не тучи, а туман) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий) (В. Арсеньев) . [глаг.] , (что) и (что) .
Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно


Ответ от Ётанислав Карпов [новичек]
1. Однородное подчинение


2.Параллельное подчинение


3.Последовательное подчинение


Ответ от Ксения Буланкина [гуру]
задается один и тот же вопрос к придаточным, то одного главного предложения


Ответ от Джонни Миллер [новичек]
То же самое, что однородные члены предложения. Придаточную подчинительную связь можно определить по подчинительному союзу, а вопрос к такому союзу будет задаваться из главной части.


Ответ от Максим веревкин [новичек]
1. Однородное подчинение
[Но грустно думать] , (что напрасно была нам молодость дана) , (что изменяли ей всечасно) , (что обманула нас она).. .(А. Пушкин) - [глагол] , (союз что) , (союз что) , (союз что)...
Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации) .
2.Параллельное подчинение
(Если бы мне иметь сто жизней) , [они не насытили бы всей жажды познания] , (которая сжигает меня) (В. Брюсов) - (союз если), [ сущ.] , (с. слово которая).
Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении.
3.Последовательное подчинение
[Она пришла в ужас"], (когда узнала) , (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.) , (с. что) .
придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени) , второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных - это сложные предложения, в которых два или несколько придаточных частей относятся к одному и тому же слову или ко всей главной части.

Примеры сложных предложений с однородным подчинением придаточных: Взглянешь на безоблачное небо и поймешь, почему летний воздух недвижим, почему природа спокойна. По всем признакам было понятно, что скоро будет рассвет, что скоро выйдет солнце.

Важно! Если в сложноподчиненном предложении с однородным подчинением между однородными придаточными стоят союзы и, или, то запятая между ними не ставится. Например: Он знал, зачем ему уезжать и зачем возвращаться.

Соподчинение в сложных предложениях

Соподчинением называется подчинение в сложном предложении к одному и тому же главному предложению двух и более придаточных предложений. Выделяют однородное и неоднородное соподчинение.

Тип придаточных

Правило

Примеры

Однородные придаточные предложения

Придаточные относятся к одному слову (главному предложению)

Ей нравилось, когда на город опускались вечерние сумерки, когда на улицах зажигались фонари (ей нравилось (что?) когда опускались, когда зажигались).

Человек не сможет хорошо играть на пианино, если у него нет слуха, если он не различает тональностей (не сможет играть (почему?) если нет слуха, если не различает).

Неоднородные придаточные предложения

Придаточные относятся к разным словам главной части (разным предложениям в составе сложного) или отвечают на разные вопросы.

Если ты прочтешь эту книгу, то убедишься, что главный герой напоминает персонажей Достоевского (убедишься (при каком условии?) если прочтешь; убедишься (в чем?) что герой напоминает).

Мужчина уточнил в справочном бюро, когда приезжает поезд, и присел на лавочку там, где хорошо просматривался перрон (уточнил (что?) когда приезжает; присел (где?) где хорошо просматривался).

Важно! В рамках одного предложения может употребляться и однородное, и неоднородное соподчинение. Например: На полянке, где мы сделали привал и где решили остаться на ночь, росло много земляники, которая только начинала розоветь (где мы сделали привал и где решили остаться на ночь – однородные придаточные; где мы сделали привал и которая только начинала розоветь – неоднородные придаточные).

Лекция 75 Типы подчинения придаточных

В настоящей лекции рассматриваются основные типы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

Типы подчинения придаточных

В настоящей лекции рассматриваются основные типы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

План лекции

75.1. Последовательное подчинение придаточных.

75.2. Однородное подчинение придаточных.

75.3. Параллельное подчинение придаточных.

75.1. Последовательное подчинение придаточных

В лекциях 73 и 74 мы говорили о сложноподчиненном предложении, о различных типах придаточных, но в основном обращали внимание только на предложения с одним придаточным. Гораздо чаще в текстах встречаются предложения из трех и более частей, в которых используется несколько придаточных.

В зависимости от того, каким образом эти придаточные присоединяются к главному, сложноподчиненные предложения (СПП) делятся на:

1) СПП с последовательным подчинением придаточных;

2) СПП с однородным подчинением придаточных;

3) СПП с параллельным подчинением придаточных;

4) СПП с различными типами подчинения придаточных.

Проанализируем предложение:

Стрелочками мы показываем, откуда именно мы задаем вопрос к придаточному (с конца предыдущей части, с начала или с середины). В данном предложении к обоим придаточным мы задаем вопрос с конца предыдущей части.

Рассмотрим еще несколько предложений с последовательным подчинением придаточных.

Из данной схемы видно, что вторая часть разрывает первую, так как вопрос задается с середины главного предложения.

Хочу обратить внимание еще на один тип сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением придаточных. Этот случай достаточно сложный, поэтому обратите на него особое внимание.

[Я подумал] 1 , (что впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки) 2 , (если в сию решительную минуту не переспорю старика) 3 .

Теперь попробуйте самостоятельно начертить схемы нескольких предложений. Для этого вам необходимо перетягивать различные элементы из нижнего поля в таблицу.

1) Она писала ему, что решилась ускорить свой отъезд из Дрездена, потому что здоровье ее тетки совершенно поправилось.

2) Мечику не верилось, чтобы Левинсон был действительно таким, каким изобразил его Чиж.

3) Она глядела на него, как смотрят на человека, в котором увидели то, чего давно ожидали.

75.2. Однородное подчинение придаточных

Об однородном подчинении придаточных мы говорит в том случае, если в сложноподчиненном предложении все придаточные

  • относятся к одному и тому же слову главной части,
  • являются однотипными,
  • связаны между собой бессоюзной или сочинительной связью.

Рассмотрим несколько примеров.

В других случаях однородный характер придаточных может быть не столь очевиден:

[Она пошла вместе с ним, довольная] 1 , (что угодила ему) 2 и (теперь может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика) 2 .

Между однородными придаточными стоит соединительный союз, но во второй придаточной опущено союзное средство (союз ЧТО), но он легко может быть восстановлен:

[Для средневекового читателя имеет по преимуществу значение], (чему посвящено произведение) и (кем оно создано).

А сейчас попробуйте из рассыпавшихся простых предложений собрать сложные с однородным подчинением придаточных. Обращайте внимание на смысл предложения.

75.3. Параллельное подчинение придаточных

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных встречается в двух случаях:

  • если придаточные присоединяются к одному слову главной части, но являются разными по семантике ;
  • придаточные одинаковые по значению, но относятся к разным словам главной части.

Рассмотрим оба случая на примерах.

(Так как мы никогда не держали птиц) 1 , [то я понял] 2 , (что эта клетка принадлежит новому жильцу) 3 .

В этом предложении главной является вторая часть, оба придаточных зависят от одного и того же слова, но при этом являются разными по значению: 1 часть - это придаточное причины, а 3 часть - придаточное изъяснительное. Изобразим теперь это предложение схематично.

Обратите внимание на то, что схема очень похожа на схему сложноподчиненного предложения с однородными придаточными, но вопросы задаются при этом разные.

Теперь рассмотрим предложение с придаточными, одинаковыми по значению, но относящимися к разным словам главной части.

Оба придаточных в данном предложения являются изъяснительными, соединяются одинаковыми союзами, но при этом зависят от разных слов.

Укажите номера сложноподчиненных предложений с параллельным подчинением придаточных. В случае неверного ответа обязательно прочтите всплывающий комментарий.

Дата: 2010-05-22 10:47:52 Просмотров: 26139

Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение? Как связаны между собой части предложения? Зачем нужны предложения с разными видами подчинения? Обо всем этом вы узнаете на уроке. Упражнения, тесты и тренажеры нужно выполнить не только для того, чтобы усвоить тему, но и как средство повторения раздела «Сложноподчиненное предложение».

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Сложные предложения с несколькими придаточными бывают двух видов: первый случай - все придаточные прикрепляются непосредственно к главному; второй - когда первое придаточное прикрепляется к главному, а второе придаточное - к первому и т.д.

Придаточные, которые присоединяются к главному, бывают однородные и неоднородные . Однородные придаточные, так же как однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительной или бессоюзной связью (только с помощью интонации).

[Но грустно думать], что (напрасно была нам молодость дана), что (изменяли ей всечасно), что (обманула нас она).

Составим схему предложения. Задаем вопрос от главной части: грустно думать о чем? что напрасно была нам молодость дана . 1-е придаточное - изъяснительное. Задаем вопрос ко второму придаточному: грустно думать о чем? что изменяли ей всечасно. 2-е придаточное - изъяснительное. Задаем вопрос к третьему придаточному: грустно думать о чем? что обманула нас она . Мы видим три придаточных одного вида, к которым задается вопрос от одного и того же слова в главном предложении - перед нами предложение с однородным подчинением (или соподчинением - см. учебник М. Разумовской).

Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий . Два придаточных изъяснительных относятся к одному слову в главном и между собой соединяются при помощи сочинительной связи (союз и ). Обратите внимание, что опять задается один и тот же вопрос от одного и того же слова в главном.

При однородном подчинении придаточных возможен пропуск союза и союзного слова: Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все . Зададим вопрос от главного: пусто где? где бодрый серп гулял , пусто где? (где) падал колос . Во втором придаточном предложении где опущено, а между собой придаточные места соединены сочинительным союзом и.

Подчинение может быть однородным и параллельным (неоднородным). Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы и / или зависят от разных слов в главной части, но относятся к одному и тому же главному предложению.

Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов). Главное предложение: они не насытили бы всей жажды познания. Задаем вопрос: при каком условии? Если бы мне иметь сто жизней - придаточное условия. Еще один вопрос от главного: жажды какой? которая сжигает меня - придаточное определительное. Мы задали разные вопросы к разным придаточным от главного предложения и от слова в главном предложении. Такая связь называется параллельным (неоднородным) подчинением.

Ко второму типу сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными относятся предложения, в которых придаточные образуют как бы цепочку. Вопрос задается от главного к первому придаточному, затем от первого придаточного ко второму и т.д.

Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). Главное предложение - Она пришла в ужас, от него задаем вопрос: пришла в ужас когда? когда узнала - придаточное времени.Первое придаточное называется придаточным первой степени. Задаем вопрос ко второму придаточному. Узнала о чем? что письмо нес отец - придаточное изъяснительное. Такое придаточное (к которому задается вопрос от первого) называется придаточным второй степени. А связь называется последовательное подчинение .

В зависимости от того, сколько будет придаточных, столько степеней и будет. Иногда при последовательном подчинении одно придаточное находится внутри другого придаточного. В этом случае могут оказаться радом два подчинительных союза: что/если, что/ когда, что/ так как и др. Эти придаточные надо видеть и различать. О знаках мы поговорим на следующем уроке.

Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели бушующие потоки. Главное предложение: Вода обрушилась так страшно. Задаем вопрос: так страшно в какой степени? что им вдогонку уже летели бушующие потоки - придаточное меры и степени. Летели когда? когда солдаты бежали внизу - придаточное времени. Но вопрос уже задаем от придаточного меры и степени. Это случай последовательного подчинения. Важно понимать, что из чего следует.

В сложноподчиненных предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации: Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. Главное предложение: тот может считать свою молодость бесследно потерянной. Задаем вопросы: какой тот? кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом - придаточное местоименно-определительное. Следующий вопрос: может считать свою молодость бесследно потерянной несмотря на что? как бы весело она ни прошла - придаточное уступки. Вопрос снова задан от главного предложения - связь между придаточными параллельная (разные вопросы от одного главного к разным придаточным). Тот может считать свою молодость бесследно потерянной несмотря на что? - сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила - придаточное уступки, вопрос задан от того же главного и тот же, что и к предыдущему предложению (однородное подчинение). Таким образом, в этом предложении мы имеем и параллельное, и однородное подчинение.

Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки . Писарев писал о чем? что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична - придаточное изъяснительное. Природа до такой степени богата, сильна и эластична в какой степени? что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки - придаточное меры и степени. В этом предложении последовательное подчинение.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский). Добрый человек не тот какой тот? кто умеет делать добро. Добрый человек не тот, а тот какой тот? кто не умеет делать зла. У нас получилось одно главное, в нем придаточное кто умеет делать добро, а после главного еще одно придаточное. Это параллельное подчинение.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в научном стиле, такие предложения помогают передать сложные связи между фактами, что является целью научной литературы.

Домашнее задание

Вопросы

1.На какие виды делятся сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными?

2. С помощью чего придаточные присоединяются к главным предложениям?

3. Чем объяснить, что сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в научном стиле?

Упражнение 1. Определите вид связи придаточных предложений в сложноподчиненном.

(1) Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она (А. Пушкин). (2) Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий (В. Арсеньев). (3) Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов). (4) Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). (5) Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели бушующие потоки.(6) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.

Упражнение 2. Задайте вопрос от главного к придаточному предложению, определите вид придаточного.

(1) Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все (Ф. Тютчев). (2) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.(3) Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки. (4) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». gramota.ru

Использованные ресурсы Интернет

1. Репетитор по английскому языку в Санкт-Петербурге ().

2. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Среди предложений 3-10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа - чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.

(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:

- (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!

Правильный ответ: 5

Комментарий:

Сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на разные вопросы, именно в этом и есть главная особенность параллельного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.

Всем этим условиям соответствует предложение 5.

[На уроках, (когда его поднимали ), он вставал , растерянный, не знающий], (что сказать ), и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев.

Скобками выделены простые предложения в составе сложноподчинённого (СПП), курсивом—основы.

Что нужно знать:
В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:

Однородное подчинение

Подчинение считается однородным, а придаточные - однородными при двух условиях:

  1. Если придаточные относятся о всему главному предложению или к одному и тому же слову.
  2. Являются придаточными одного типа.

Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно... (Ю. Герман).

[ - = ], (что - =), (что = -)...

Примечание

Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.

[ = ], (хотя - =) и ((хотя) - =).

Неоднородное (параллельное) подчинение

Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.

Пример: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).

(Когда - =), [то = ], (который -).

Последовательное подчинение

При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье - ко второму (придаточное III степени) и т.д.

Пример: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).

[ = - ], (которые =), (когда - =).

При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.

Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).

[ = ], (что, (когда - =), =)

Комбинированное подчинение

В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).

Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)

[ - = ], (что =), (= ли -) или (= -).

(последовательное и однородное подчинение).

Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли и куда вам нужно идти (Л. Андреев).

(Чтобы =), [ = ], (иначе - =), (откуда - =) и (куда =).

(однородное, параллельное и последовательное подчинение).