Сложение и вычитание круглых десятков. Педразвитие I

УРОК МАТЕМАТИКИ

«Сложение и вычитание круглых десятков»

Цель:

1. Закрепить навыки сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100.

2 .Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления.

3. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Оборудование:

    Рисунки с изображением Ивана-Царевича, Змея Горыныча, Василисы Прекрасной и Кощея;

    Карточки с числами и буквами;

    Листки с числовыми выражениями для групповой работы;

    Опорные слова для краткой записи задач и т. д.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Приготовились, ребята, к уроку математики.

Математика сложна,

Но скажу с почтением –

Математика нужна

Всем без исключения!

- Вы любите математику? (Обращение к детям.)

Она бывает очень сложной, но и не менее интересной. А ещё я точно знаю, что вы любите сказки. Поэтому я приготовила Вам сюрприз. Наш урок сегодня будет сказочным!

У вас на партах лежат светофорчики, покажите свое настроение. Зеленый – радостное настроение, желтый – вы спокойны и уверены,

Красный – мне немного тревожно.

Что мы возьмем с собой на урок математики? (знания, смекалку, внимание)

Хорошо, нашими помощниками на уроке станут смекалка, внимание, находчивость. Вот сейчас мы проверим на сколько вы внимательны.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня тема урока не новая, а повторение. Но какой темы? Мы узнаем, если вспомним, как начинаются обычно сказки. Нам помогут опорные слова:

В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили - были …

В…………………Сложение

некотором ………и

царстве,………….вычитание

в…………………..круглых

Тридевятом……..десятков

государстве……..в

жили…………….пределах

были…………….100

3. Каллиграфическая минутка.

- Открыли тетради, записываем число, классная работа.Прописываем цифры в тетради. (Учитель комментирует написание.)

Откройте тетради, запишите дату –….

Какое число было вчера?(…), какое будет завтра? (…)

Какое число сегодня мы будем писать на чистописании? (39)

Из каких цифр состоит слово ТРИДЕВЯТОЕ государство?

- 3 и 9.

Назовите соседей этого числа (38 и 40)

Какое число получится, если цифры поменять местами?(93)

4. Устный счет:

Начнем наше путешествие с разминки –математический диктант:

Запишите число, состоящее из 1дес.3ед., 13

Запишите число меньше16, но больше14 15

    - 1-е слагаемое- 3, 2-е слагаемое - 4. Чему равна сумма? (7)

    Найдите сумму чисел 4 и 5. (9)

    Уменьшаемое 7, вычитаемое 5. Найдите разность. (2 )

    Найдите разность чисел 9 и 6. (3 )

    На сколько 6 больше 4? (2)

    На сколько 5 меньше 8? (3 )

    К какому числу прибавить 9 и получится 9? (0)

    К 4 прибавить столько же. Чему равна сумма? (8 )

    Пять увеличить на 3. (8 )

    9 уменьшить на 4. (5 )

-Взаимопроверка 13 15 7 9 2 3 2 3 0 8 8 5

Кто может похвалить своего соседа?

5. Материал урока.

- А мы продолжаем, что в некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная (рисунки на доску). Однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Кто же похитил Василису?

1) Найдите «лишнее» число.

- А это мы узнаем, если найдём «лишнее» число:

35, 73, 33, 40, 13, 23

и правильно расположим числа в порядке убывания. Запишем правильный порядок в тетрадь:

73 35 33 23 13

- Если мы перевернём карточки, то узнаем, кто похитил Василису Прекрасную:

К О Щ Е Й

Иван-Царевич отправился в путь. Но его поджидает уже Змей Горыныч, посланный Кощеем. А у Змея три головы. И каждую надо одолеть. (Рисунок на доску.)

2) Групповое задание по рядам.

Если мы найдем правильное решение числовых выражений, то поможем Иван - Царевичу и одолеем голову. Каждый находит только одно решение и передаёт соседу по парте и дальше. Самый последний быстро приносит мне лист с выполненным заданием. Ещё мы посмотрим, какой ряд быстро и правильно справится с этим заданием. Это поможет нам в дальнейшей работе:

38+2= 68+2= 28+2=

40+60= 80-30= 30+60=

40+40= 80+10= 30+30=

80+20= 50+40= 70+7=

100-20= 100-30= 100-40=

75-5= 64-4= 83-3=

50-30= 70-40= 60-30=

50-10= 70+20= 60-40=

20+40= 30+40= 40+30=

60+8= 70+5= 80-60=

- Как Иван-Царевич одолел Змея Горыныча с нашей помощью, проверит ваши знания наша экспертная комиссия. А мы выполним следующее задание:

3) «Лабиринт».

Иван-Царевич попал в дремучий лес, и выбраться ему очень трудно. Но как вы думаете, с помощью какого волшебного предмета Иван-Царевич выйдет из леса?

Правильно, волшебного клубочка! Представьте и у нас в руках волшебный клубочек-мелочек, который должен найти правильный путь среди двузначных чисел от наименьшего к наибольшему. Пока один ученик прокладывает путь, остальные записывают двузначные числа в порядке увеличения:

30 36 38 42 45 49 50 54 58 61 68 70

Наш клубочек-мелочек вывел нас из леса дремучего прямо на распутье. Три дороги перед Иваном-Царевичем, по какой идти дальше на поиски Василисы?

Кто победил первым в бою с головами Змея Горыныча и правильно нашел все решения? (1 ряд – значит, пойдём по первой дорожке.)

4) «Найдите закономерность, продолжите ряд…».

А на нашем пути новое задание. Посмотрите на эти числа, ребята, найдите в них закономерность и продолжите ряд другими числами. Кто нашел решение?

20, 17, 14,….. (11, 8, 5, 2)

2, 4, 6, 8,….. (10, 12, 14,…)

(Ученики работают у доски, все записывают в тетрадь правильное решение.)

Дорога привела нас к дубу, на котором висит огромный сундук. Что в сундуке, дети? (Ответы детей.)

5) Превратите неверные равенства и неравенства в верные.

Да, сундук непростой, он закрыт на три замка, открыть которые помогут нам вот такие числовые выражения. Но что это? В числовых выражениях допущены ошибки! Это колдовство Кощея Бессмертного! По силам ли нам исправить эти ошибки?

40=50 28+1=30 60 70

(У доски учащиеся выполняют разные решения, остальные записывают в тетрадь:

40+10=50 1+28+1=30 60 70-20

40=50-10 28+1=30-1 60 70-50

Да, действительно, а в сундуке яйцо, а в яйце смерть Кощеева. Появился Кощей перед Иваном-Царевичем и просит его:

«Пощади меня, Иван-Царевич, я тебе свои молодильные яблоки отдам, отвезёшь своему батюшке. А если убьёшь меня, они потеряют свою молодильную силу. Только сколько их у меня осталось, я и позабыл.

6) Решение задачи.

Росли в Кощеевом саду молодильные яблоки. Всего 30. Кощей сорвал – 10 яблок. Сколько осталось молодильных яблок?

Было – 30 яблок

Сорвал – 10яблок

Осталось - ?

30-10=20(яб.)

Ответ: осталось 20 яблок у Кощея.

Составьте к задаче уравнение и решите его.

7) Логическое задание «Башни».

- Но Кощей хитёр. Пожалел его Иван-Царевич, так он решил новую задачку ему загадать.

«Ну, Иван, забирай Василису, - сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она?

МБОУ «Майкорская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Урок математики

«Сложение и вычитание круглых десятков» 3 класс

Урок подготовила и провела

учитель начальных классов

Шатрова О.С.

декабрь 2016 год

Тема урока: «Сложение и вычитание круглых десятков»

Тип урока : урок изучения новых знаний.

Цель: познакомить с приёмом сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: создать условия для формирования навыка выполнения сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100; создать условия для формирования умения решать задачи;

Коррекционно-развивающая: способствовать развитию логического мышления, смекалки; развивать вычислительные навыки, познавательные умения: умения наблюдать, анализировать, делать выводы, развивать адекватную самооценку собственной деятельности.

Коррекционно- воспитательные: создать условия для привития познавательного интереса к математике; воспитывать культуру общения «ученик - учитель», «ученик-ученик», чувство взаимопомощи и поддержки.

Планируемые результаты: выполнять сложение и вычитание круглых чисел в пределах 100; решать текстовые задачи на сложение и вычитание круглых чисел; находить закономерности, по которым составлены ряды числовых выражений.

Формируемые БУД:

Познавательные:

Осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, и сведения, полученные от учителя; использовать различные способы кодирования учебной информации (схемы, рисунки, краткая запись и математические выражения).

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства для общения на уроке; читать вслух и про себя предложенные задания; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении.

Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные :

Под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план действий по выполнению учебной задачи; работать по заданному плану, алгоритму; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Личностные:

Формировать навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; понимание причин успеха или неуспеха; положительное отношение к учебе в школе, к предмету математики; осознанное выполнение правил и норм школьной жизни; элементарные навыки этики поведения.

Используемые технологии: ИКТ, игровая, технология деятельностного подхода.

Методы: наглядные, практические, словесные.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока.

Оборудование для ученика: карточки для работы в паре, снежинки, конверты для практической работы, карточки для индивидуальной работы.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

БУД

    Мотивация учебной деятельности

Цель: Организация учащихся к работе на уроке.

Создать благоприятный психологический настрой на работу;

Встанем ровно и красиво

Прозвенел уже звонок.

Сядем тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

Все заданья нелегки

Нам, друзья, нельзя лениться

Так как мы ученики.

Итак, за окном зима, декабрь, я предлагаю вам отправиться на прогулку и вспомнить детские зимние забавы. Но не на простую прогулку, а на математическую. Запишите в тетрадях дату нашей прогулки

Игра «Да - нет»

Давно зима сменила осень.

Вспомнить нам пришла пора,

Чем же может заниматься

В это время детвора?

Можно на коньках кататься? (Да)

Свежим воздухом дышать? (Да)

Поиграть в снежки, побегать? (Да)

И на речке загорать? (Нет)

В декабре, в последних числах вокруг елки танцевать? (Да)

А в лесу зимой неплохо землянику собирать? (Нет)

На качелях покачаться? (Нет)

А на саночках с горы? (Да)

И лыжня давно готова для любимый детворы? (Да)

А еще зимой ребята могут в бадминтон сыграть? (Нет)

На заснеженном окошке человечков рисовать? (Да)

Под зонтом в метель укрыться? (Нет)

По сугробам погулять? (Да)

Очень здорово, друзья, с вами было поиграть!

Настраиваются на активную работу на уроке.

Включаются в деловой ритм урока.

Оформление записи в тетради

Дети хором отвечают

Коммуникативные БУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные БУД:

положительное отношение к учебе в школе, к предмету математики; элементарные навыки этики поведения.

    Устный счет

Цель:

развивать навыки устного счёта, закрепить знания нумерации чисел в пределах 100.

    Игра «Живой счёт»

Мухи белые хотят
Замести тропинки;
Эти мухи не жужжат,
Ведь они?

(снежинки)

- Покружились, полетали и на парту вам упали. (снежинки с круглыми десятками)

Постройтесь в порядке возрастания чисел. Постройтесь в порядке убывания.

Прочитайте числа,

Какой цифрой заканчивается каждое из этих чисел. Как их назовём?

    Минутка чистописания

У меня на ладошке тоже снежинки. Прочитайте числовой луч. (слайд 3)

10, 20, 40, 50, 60, 70, 90,100

Какие числа пропущены? (80 и 30)

Какие это числа? (двузначные, круглые десятки)

Пропишите в тетради, чередуя эти числа через клеточку .

Отгадывают загадки

Дети выстраиваются в ряд, держа в руках снежинки

х оровой счет десятками в прямом и обратном направлении от 10 до 100

находят пропущенные числа

дают характеристику этим числам

прописывают в тетради

Повторение прямого и обратного счёта круглыми десятками, построение числового луча

Коммуникативные БУД:

формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

Личностные БУД:

осознанное выполнение правил и норм школьной жизни;

    Постановка учебной задачи

Цели:

Формулирование целей и задач урока

Я на них бегу по снегу.
В снег на них не провалюсь.
Я с горы высокой съеду
И упасть не побоюсь.
Отгадайте же, не слышу,
Что такое? Это-...(Лыжи )

Посмотрите на лыжню. Чем похожи и чем отличаются выражения? (слайд 4)

2 + 4 6 - 3 5+ 1 6 - 2 20 + 40 60 - 30 50 + 10 60 - 20

Примеры какого вида вы решали?

Сообщение темы и цели урока

- Предположите, какова будет тема нашего урока? (Тема нашего урока «Сложение и вычитание круглых десятков») (слайд 5)

Чему будем учиться? (Мы будем учиться решать примеры на сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел).

Какого результата вы хотите сегодня достичь?

Отгадывают загадку

Сравнивают пары примеров, находят сходство и отличие

Учащиеся называют тему и цели урока

Познавательные БУД: с амостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Коммуникативные БУД:

Регулятивные БУД :

под руководством учителя учиться определять цель учебной деятельности; составлять план действий по выполнению учебной задачи;

    Объяснение нового материала. Практическая работа.

Цель:

создать условия для формирования навыка выполнения сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100

Чтобы научиться, выполнять сложение и вычитание круглых десятков проведем практическую работу. (слайды 6-9)
- На партах у вас лежат конверты. Рассмотрите их содержимое, что обнаружили? (круги) Правильно.
Сколько кругов у каждого? (5)
-Что мы обозначаем кружком? (1 десяток) (на доске) Положите 1 кружок перед собой.
Добавьте к нему ещё 1 кружок. Что получилось? (2 десятка)
Давайте теперь запишем:1дес + 1дес=2 дес.
Как теперь мы запишем выражение при помощи единиц?
Мы с вами знаем, что в 1 дес, сколько единиц? (10) 10+10=20
-Добавьте к ним ещё 1 круг. Что получилось? (3 десятка)
-Какое действие выполняли? (сложение)
-Какие единицы счёта использовали? (десятки)
2дес+1дес=3дес 20+10=30
Сколько сейчас у нас десятков? (3)
-Добавьте к ним ещё 1 круг. Что получилось? (4 десятка)
-Какое действие выполняли? (сложение)
-Какие единицы счёта использовали? (десятки) 3дес+1дес=4дес запишем единицами 30+10= 40
-Как нам выполнить действие вычитания? (убрать 1 десяток). Сколько стало? (3 десятка). 3дес-1дес=2дес 30-10=20

Какое действие выполняли? (вычитание)

Уберите ещё 1 круг. Сколько осталось? (2 десятка). Какое действие выполняли? (вычитание) 2дес-1дес=1дес. А единицами? 20-10=10
-Какой вывод можно сделать? (на слайд)
(Десятки можно складывать и вычитать), что нужно знать, чтобы уметь складывать и вычитать десятки? (таблицу сложения и вычитания в пределах 10) Молодцы.

Скажите, а где в жизни мы используем счет десятками? (яйца, пуговицы, тетради, таблетки…)

Выполняют устные задания учителя с кружочками, записывают примеры в тетради

Дети самостоятельно делают вывод по теме урока

Познавательные БУД: осуществлять поиск нужной информации

Коммуникативные БУД:

формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

Регулятивные БУД :

работать по заданному плану, алгоритму; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

    Физминутка

Музыкальный ролик «Игра-повторялка «Лепим-лепим шар большой»»

Выполняют танцевальные движения по образцу

    Первичное закрепление изученного материала.

Цель: формирование и развитие умения выполнять задания по алгоритму

Игра «Математический хоккей»

Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра - ….

Я предлагаю поиграть в математический хоккей .

По очереди решают примеры у доски, находят шайбу с ответом, отправляют сопернику в ворота. Перевернув шайбы, читают слово «Задача»

Коммуникативные БУД: использовать простые речевые средства для общения на уроке; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении

Зарядка для глаз

Мы снежинку увидали

Следят глазами за снежинкой по слайду

    Решение задачи

1.Чтение задачи

Для подкормки птиц заготовили 30 кг зерна, а крупы на 10 кг меньше. Сколько кг корма заготовили?

2. Анализ задачи

3. Запись краткого условия

Смоделируйте краткую запись задачи.

4. Самостоятельное решение.

Решение задачи запишите самостоятельно.

5. Проверка решения

Знакомятся с содержанием задачи, выделяют условие, вопрос

Моделируют краткое условие задачи, анализируют задачу по краткому условию, самостоятельно решают, совершают проверку

Познавательные БУД: использовать различные способы кодирования учебной информации

Коммуникативные БУД: использовать простые речевые средства для общения на уроке; участвовать в диалоге и коллективном обсуждении

    Самостоятельная работа.

Цель:

выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Игра «Накорми птичку»

Решение примеров по карточке.

У каждого карточки с примерами, решают пример, находят птичку с таким ответом, прикрепляют к кормушке

Регулятивные БУД :

работать по заданному плану, алгоритму; выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме.

    Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Цель:

умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Итог урока

Подходит к концу наша прогулка. Вернёмся к проблеме, затронутой в начале урока. Посмотрите и скажите, теперь вы знаете, как надо решать такие примеры?

Попробуйте по итогам урока закончить предложения. (на слайде)

На уроке мы узнали …

Я научился …

Мне показалось трудным …

У меня не получилось …

Повторяют правило арифметических действий с круглыми десятками

Заканчивают начатые предложения

Познавательные БУД : рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные БУД:

формировать навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; понимание причин успеха или неуспеха ;

Коммуникативные БУД: умение слушать и понимать речь других.

Ермолина Любовь Викторовна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа–интернат г. Усмань"
Населённый пункт: г. Усмань, Липецкой области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Числа в пределах ста. Сложение и вычитание круглых десятков"
Дата публикации: 03.05.2018
Раздел: среднее образование

ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Усмань»

индивидуального коррекционного занятия с

дефектологом по направлению

«Элементарные математические представления»

по теме: «Числа в пределах 100.

Сложение и вычитание круглых десятков», проведенного с

обучающейся, воспитанницей 3- а класса Иванниковой В.

в рамках методической недели м/о учителей коррекционных

технологий и социально психологического направления по

теме «Реализация тем самообразовательной работы при

проведении коррекционно-развивающих занятий».

Подготовила учитель-дефектолог

Л. В. Ермолина

Декабрь, 2017 г.

Подготовка к занятию

1. Подбор задания для самоанализа.

2. Подбор задания для проведения пальчиковой

гимнастики.

3. Изготовление бланков для математической разминки и

образца результатов.

4. Изготовление бланка для корректурных проб и образца

выполнения задания.

5. Изготовление карточек с числами для развития

слуховой памяти.

6. Изготовление карточки для выполнения вычислений,

графических упражнений и образца выполнения

7. Изготовление карточек для упражнения на развитие

мышления и образца выполнения задания.

8. Подбор заданий для проведения физпауз.

План занятия

I. Огр.момент.

II. Актуализация имеющихся знаний.

1) Определение способа самооценки.

2) Пальчиковая гимнастика.

3) Математическая разминка.

4) Физ.пауза.

5) Упражнение на развитие внимания.

6) Упражнение на развитие слуховой памяти.

7) Физпауза.

8) Упражнение на развитие счетных навыков и

графических умений.

9) Упражнение на развитие мышления.

III. Подведение итогов занятия.

Конспект занятия

Тема: « Числа в пределах 100. Сложение и вычитание круглых

десятков».

Цель: закреплять знания о круглых десятках и способах решения

примеров с ними.

Задачи: образовательная: закреплять и расширять знания о

десятичном составе числа;

коррекционно-развивающая: развивать и корригировать

концентрацию и переключаемость внимания, зрительную и

слуховую память при запоминании инструкции, усвоении способа

действия заданий, мелкую моторику при выполнении пальчиковой

гимнастики и графических упражнений, операции мышления

(анализ выполнения задания, выбор способа действия,

установления связи между компонентами сложения и вычитания,

проверка выполнения задания по образцу);

воспитательная; воспитывать мотивацию к приобретению знаний

Оборудование: карточки с заданиями, цветные карандаши.

Ход занятия.

Оргмомент.

Основная часть.

1.- На сегодняшнем занятии будем повторять знания о числах,

выполнять задания и сам себя оценивать. Как будешь оценивать,

определим. На 1- ой карточке нарисованы фигуры. Определи,

каких больше. (Красных звездочек). Если задание выполнишь без

ошибок, возьмешь красную звездочку. На 2-ой карточке определи

каких фигур больше. (Зеленых квадратов). Если выполнишь

задание с ошибками – возьми зеленый квадрат. (Карточки 1,2)

2.- Первое упражнение пальчиковая гимнастика.

Инструкция: «Покажи на пальцах числа 10, 15, 24, 38, 46, 57,

100». Оцени себя. (Карточка 3)

3. Математическая разминка.

а) Инструкция: «На карточке нарисованы бусины с числами.

Найди лишнюю бусину, объясни выбор. Какое правило

объединяет оставшиеся числа?

Сравни с образцом. Оцени себя. (Карточки 4,5)

б) На карточке в первом столбике найди и подчеркни те числа, в

которых десятков больше, чем единиц, во втором столбике те

числа, в которых десятков меньше единиц.

Сравни с образцом. Найди и назови число, которое является

круглым десятком. Оцени себя. (Карточки 6,7)

4. Физпауза. Потрудились - отдохнем.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

5. Упражнение на развитие внимания.

Инструкция: «На бланке записаны цифры. Образуй из цифр

круглые десятки, если возможно». Обведи их кружком.

Сравни с образцом. Оцени себя. (Карточки 8, 9)

6. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Инструкция: «Прослушай числа, запомни, запиши их в тетрадь».

Какое число лишнее, объясни? (100)

Сравни с образцом. Оцени себя. (Карточка 10)

7. Физпауза. Рисуй глазами треугольник.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

вершиной вниз.

И вновь глазами

по контуру его веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

а лишь глазами осторожно

ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально.

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открой, ты, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты молодец.

8. Упражнение на развитие счетных навыков.

Инструкция: «Запиши под диктовку и реши примеры. Раскрась

шары с примерами, в которых одинаковые ответы карандашом

одного цвета». Сравни с образцом. Оцени себя. (Карточки 11,12)

9. Упражнение на развитие мышления.

Инструкция: «На карточках записаны числа, раскрась клетку с

лишним числом, объясни выбор.»

Сравни с образцом. Оцени себя. (Карточки 13, 14)

III. Итог занятия. Последнее задание.

Инструкция: «Разложи числа по - порядку, переверни карточки,

прочитай слово.» (Карточки 15, 16)

Что повторяли на занятии? (Круглые десятки)

Какие числа называют круглыми десятками? (Двузначные

числа, которые оканчиваются на ноль).

Оцени свою работу на занятии. Сколько собрал звездочек,

сколько квадратов?

Занятие окончено.

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

10, 15. 24, 38, 46, 57, 100

Карточка 4

Карточка 5

Карточка 6

Карточка 7

Карточка 8

Карточка 9

208694407906846800395938506820608

950357046204306507042009871904160

411504898037402875998034037582058

Карточка 10

10, 40, 60, 20, 90, 70, 100

Карточка 11

Карточка 12

Карточка 13

Карточка 14

Карточка 15

Карточка 16

Физпауза 1

Потрудились - отдохнем.

Потрудились-отдохнем. (Ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнем. (Потягивания)

Руки в стороны, вперед. (Движения руками)

Влево, вправо поворот. (Выполнение поворотов)

Три наклона, прямо встать. (Выполнение наклонов)

Руки вниз и вверх поднять. (Движения руками)

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

Физпауза 2

Рисуй глазами треугольник.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

вершиной вниз.

И вновь глазами

по контуру его веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

а лишь глазами осторожно

ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально.

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открой, ты, наконец.

Зарядка окончилась.

Если вам предстоит урок-закрепление по математике, то вы можете провести своих детей по маршруту, предложенному Ириной ГРИБОВОЙ, учителем начальных классов экономической школы-лицея, г. Москва. Помогая героям из Простоквашино, ученики не заметят, как пролетят 45 минут.

Тема. "Сложение и вычитание круглых десятков. Закрепление".

Цели. Закреплять навыки сложения и вычитания круглых десятков в пределах 100.

Оборудование. Рисунки с изображениями дяди Федора, кота Матроскина, собаки Шарика, сундука; план маршрута; карточки для устного счета, для индивидуальной работы (3 варианта), со знаками действий, карточки "Болотные кочки"; иллюстрация "Болото"; таблица с мерами длины сантиметр , дециметр , метр ; светофоры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Ребята! Вы любите приключения?

Дети. Да!

У. Сегодня на уроке мы будем не только решать примеры на сложение и вычитание круглых десятков в пределах 100, но и путешествовать вместе с героями мультфильма. Кто они?

Учитель вывешивает на доске рисунки с изображениями сказочных персонажей.

Д. Дядя Федор, кот Матроскин и собака Шарик.

У. Вместе с ними мы отправимся на поиски клада по этому плану.

На доске начерчен план:

III. Устный счет

У. Впереди нас ждут неожиданные препятствия. Герои мультфильма уже отправились в путь, а для нас они оставили записку. Чтобы ее прочитать, надо расставить двузначные числа в порядке возрастания.

На доске – карточки, на которых записаны числа и слоги.

Дети расставляют их в нужном порядке и читают текст записки.

– Что же написано в записке?

Д. Желаем вам удачи!

У. Назовите такие двузначные числа, в которых: количество десятков равно количеству единиц.

Д. 22, 66.

У. Количество десятков больше, чем количество единиц.

Д. 43, 80.

У. Количество десятков меньше, чем количество единиц.

Д. 12, 19, 34.

У. Дядя Федор со своими друзьями подошли к первому препятствию. Это зимний лес. Чтобы его преодолеть, надо узнать: сколько в лесу деревьев, если лиственных – 30, а хвойных – 20?

Д. 50 деревьев.

У. Сколько шишек заготовила белка, если разгрызла 7, а осталось 30?

Д. 37 шишек.

Учитель читает стихотворение.

У. Много бед таят леса:
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Вы примерчики решите
И зверюшку назовите.

На доске:

Уменьши на 1

Ключворд

17 – и
28 – з
32 – ч
33 – к
39 – й
74 – а

Дети по одному выходят к доске, записывают полученный результат и подставляют букву, пользуясь ключвордом.

– Какому зверю очень тревожно живется в лесу?

Д. Зайчику.

IV. Закрепление пройденного материала

У. А теперь мы узнаем, кто же из героев мультфильма быстрее выберется из леса.

К доске вызываются три ученика с каждого ряда для решения следующих примеров.

Ряд I (рисунок "Дядя Федор")
50 – 20 + 10 – 30 + 40 =
Ответ : 50

Ряд II (рисунок "Матроскин")
80 – 10 – 20 + 30 – 40 =
Ответ : 40

Ряд III (рисунок "Шарик")
60 – 30 + 10 – 20 + 40 =
Ответ : 60

У. Кто же быстрее всех выберется из леса?

Д. Шарик.

У. Ребята, я предлагаю вам выполнить задания на индивидуальных карточках. Есть три вида карточек.
Карточку 1 предлагает дядя Федор. Он очень хорошо считает, учится в школе, поэтому на карточках с его именем самые трудные примеры.
Карточку 2 предлагает кот Матроскин. Он считает чуть хуже, поэтому на карточках с его именем примеры чуть легче.
Карточку 3 предлагает собака Шарик. Он считает с трудом, поэтому на карточках с его именем самые легкие примеры.
Подумайте, какому герою вы могли бы помочь решить примеры. Выберите себе карточку и приступайте к работе.

Дети по желанию или на усмотрение учителя выбирают себе карточки с примерами. Учитель вызывает трех учеников для решения примеров с карточек 1, 2 и 3 на индивидуальных досках.

Карточка 1. "Дядя Федор"

50 + 30
60 – 40
70 – 30
20 + 80
100 – 70

20 + 70
90 – 60
40 + 30
50 + 50
100 – 80

Карточка 2. "Матроскин"

50 + 20
60 – 10
70 – 20
20 + 40

30 + 30
90 – 20
40 + 10
100 – 20

Карточка 3. "Шарик"

50 + 10
70 – 10
20 + 20
30 – 20

100 – 10
60 – 20
40 + 10
70 + 20

– Давайте проверим, смогли ли вы помочь героям мультфильма.

V. Работа в тетради

У. Вот мы и прошли лес. Перед нами новое препятствие. Но сначала наметим дальнейший маршрут в тетради.

В чистописании запишем такую цифру, которая показывает, сколько лет дяде Федору, если Шарику 5 лет, Матроскину 7 лет, а дядя Федор старше собаки, но младше кота. Сколько лет дяде Федору?

Д. Шесть.

У. Верно, и для чистописания мы берем цифру 6.

Учитель объясняет на доске написание цифры 6, дети записывают одну строку цифры 6 в тетради.

– Перед друзьями река. Чтобы перебраться через нее, надо построить мост.

На доске записан текст задачи:

Шарик принес 10 бревен, а Матроскин на 2 бревна меньше. Сколько бревен они принесли вместе?

У. Что надо узнать в задаче?

Д. Сколько бревен принесли Шарик и Матроскин вместе.

У. Можем мы ответить на вопрос задачи?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Мы не знаем, сколько бревен принес Матроскин.

У. Есть ли у нас данные для того, чтобы узнать это?

Д. Да.

У. Приступаем к решению задачи.

Дети решают задачу самостоятельно, а у доски за "крылышками" – 2 ученика. Проверяется решение с помощью светофоров.

Решение задачи:

1) 10 – 2 = 8 (б.)
2) 10 + 8 = 18 (б.)

VI. Занимательный материал

У. Итак, дядя Федор из 18 бревен соорудил мост и вместе с друзьями перебрался через реку. Герои оказались перед болотом.

Ребята, а что вы знаете о болоте?

Дети рассказывают.

У. Какая орфограмма в слове болото ?

Д. Безударная о , которая не проверяется ударением.

У. Как же перебраться через болото?

Д. По кочкам.

У. Правильно, надо перепрыгивать с кочки на кочку. Вы готовы? Тогда вперед!

На доске открывается рисунок болота с кочками.

– Повторите названия компонентов при сложении и вычитании.

Д. Слагаемое, второе слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Д. Найти сумму 30 и 30; 1-е слагаемое – 60, 2-е – 20, найти сумму; уменьшаемое – 80, вычитаемое – 40, найти разность и т.д.

У. Молодцы! Справились и с этим препятствием.

VII. Физкультминутка

VIII. Работа по учебнику

Д. Десять.

У. Сколько дециметроав в 1 метре?

Д. Десять.

У. Сколько сантиметров в 1 метре?

Д. Сто.

На доску вывешивается таблица.

У. А теперь, выполнив задание № 10 из учебника на с. 121, мы сумеем наконец добраться до клада.

Дети самостоятельно работают в тетрадях, двое учащихся – на индивидуальных досках. Проверка осуществляется с помощью светофоров.

IХ. Работа с геометрическим материалом

У. Итак, мы у цели. Клад перед нами. Какой большой сундук!

На доску прикрепляется рисунок сундука.

– В нем что-то есть. Хотите узнать, что? Его надо открыть. А для этого надо сказать: из каких геометрических фигур состоит этот сундук?

Д. Из прямоугольника и треугольника.

У. Почему треугольник так назван?

Д. У треугольника 3 угла.
– У прямоугольника все углы прямые.

У. Покажите прямые углы, острые углы, тупые углы.

Дети выходят к доске и показывают.

– Найдите периметр прямоугольника, изображающего сундук, если его длина 30 см, ширина 20 см.

На доску вывешивается карточка :

Р = (а + в ) х 2

Д. (30 + 20) х 2 = 100 см.

У. Начертите в тетрадях такой сундук, уменьшив длинны его сторон в 10 раз. Чему будут равны его стороны?

Д. Длина – 3 см, ширина – 2 см.

Дети чертят прямоугольник.

У. Выделите прямые углы в вашем прямоугольнике.

Х. Итог урока

У. Что мы закрепляли на уроке?

Д. Сложение и вычитание круглых десятков.

У. Как они складываются и вычитаются?

Д. Как числа в пределах 10.

У. Молодцы! Все препятствия мы преодолели с дядей Федором, Матроскиным и Шариком. И теперь по праву мы можем открыть сундук. Что же в нем? Золотые монеты!

Учитель раздает шоколадные медальки.

Сложение и вычитание круглых десятков (двузначных разрядных чисел) сводится к сложению и вычитанию однозначных чисел, которые выражают число десятков. Например, чтобы к 50 прибавить 30, достаточно к 5 десяткам прибавить 3 десятка, получится 8 десятков, или 80, а чтобы из 50 вычесть 30, достаточно из 5 десятков вычесть 3 десятка, получится 2 десятка, или 20. На последующих 2-3 уроках, ученики проговаривают объяснение вслух, а затем про себя. В результате упражнений у учащихся постепенно вырабатывается навык.

Последовательность изучения действий сложения и вычитания обусловлено нарастанием ступени трудности при рассмотрении различных случаев. Различают:

1. Сложение и вычитание круглых десятков (30 + 20, 50-20, решение основано на знании нумерации круглых десятков)

2. Сложение и вычитание без перехода через разряд.

Все действия с примерами 1,2 групп выполняются приемами устных вычислений, то есть вычисления надо начинать с единиц высших разрядов. Запись примеров производится в нумерации, десятичного состава чисел, таблиц сложения и вычитания в пределах 10. Действия сложения и вычитания изучаются параллельно.

14) Методика изучения арифметических действий. Сложение и вычитание чисел в пределах первой сотни (задачи изучения темы, ранжирование приемов от наиболее простых до наиболее сложных, методика изучения приемов сложения и вычитания с переходом через разряд).

Сложение и вычитание с переходом через разряд (2-я труп па примеров) выполняются приемами письменных вычислений т. е. вычисления начинаются с единиц низших разрядов (с единиц), за исключением деления, а запись дается в столбик.

Учащиеся знакомятся с записью и алгоритмами письменного сложения и вычитания и учатся комментировать свою деятельность. Необходимо сопоставлять различные случаи сначала сложения, затем вычитания, устанавливать черты сходства и различия, включать учащихся в процесс составления аналогичных примеров, учить их рассуждать. Только подобные приемы могут дать коррекционный эффект.

Когда учащиеся научатся выполнять действия сложения и вычитания с переходом через разряд в столбик, их знакомят с выполнением этих действий приемами устных вычислений.

Например:

Объяснение обычно проводится на абаке, палочках, брусках или кубиках арифметического ящика, счетах.

При вычитании из двузначного числа однозначного с переход через разряд сначала вычитаются все единицы уменьшаемого, I затем из круглых десятков вычитаются оставшиеся единицы Считаемого.

запись. 41-3=38 41-1=40 40-2=38

Подробная 38+3=41 38+2=40 40+1=41

Как при сложении, так и при вычитании надо разложить второе слагаемое или уменьшаемое на два числа. При сложении второе слагаемое раскладывается на такие два числа, чтобы первое дополняло число единиц двузначного числа до круглого десятка.

При вычитании вычитаемое раскладывается на такие два Числа, чтобы одно было равно числу единиц уменьшаемого, т. е., I чтобы при вычитании получилось круглое число.

При выполнении действий трудность для учащихся представляет умение правильно разложить число, выполнить последовательность нужных операций, запомнить и прибавить или вычесть оставшиеся единицы.

Например, выполняя действие 54+8, ученик может правильно дополнить 54 до 60. Затруднение вызывает разложение числа 8 на 6 и 2. Число 6 ученик использует, чтобы получить круглое число, но сколько еще единиц осталось прибавить к круглым десяткам (к 60), он забывает.

Учитывая это, необходимо, прежде чем рассматривать случаи данного вида, еще и еще раз повторить состав чисел первого десятка, провести упражнения на дополнение чисел до круглых десятков, например: «Сколько единиц не хватает до 50 в числах 42, 45, 48, 43, 4? Какое число нужно прибавить к числу 78, чтобы получить 80?» Надо рассматривать случаи вида 37+3+2=40+2=42 и добиваться ответа на вопрос: «Сколько всего единиц прибавили к числу (37)?»

«Сколько всего единиц вычли из числа 43?» Значит, 43-5=я Для некоторых учащихся школы VIII вида при решении тал вида примеров используется частичная наглядность, например 38+7. Ученик откладывает на счетах 7 косточек или рисует палочек и рассуждает так: «К 38 прибавлю 2, получится 40 (и палочек 2 палочки убирает или зачеркивает), теперь к 40 прибавлю еще 5 палочек».

Еще пример: 45-8. Ученик откладывает 8 палочек и рассуждает так: «Сначала от 45 отнимем 5, будет 40 (убирает 5 палочек осталось отнять 3. От сорока отнять 3, останется 37. 45-8=3?

Решение примеров данного вида базируется на уже извести учащимся приемах решения:

Решение этих примеров основывается на разложении второго слагаемого и вычитаемого на разрядные слагаемые и последовательном сложении и вычитании их из первого компонента действия.

Методика изучения арифметических действий. Сложение и вычитание чисел в пределах первой тысячи (задачи изучения темы, методика ознакомления с устными приемами сложения и вычитания).

Основная задача темы - формирование навыков устных и письменных вычислений.

В концентре «тысяча» изучаются сначала устные, затем письменные приемы сложения и вычитания.

Устные приемы сложения и вычитания (260+120, 570+280), так же как и в пределах 100, опираются га свойства прибавления числа к сумме, суммы к числу, суммы к сумме, а так же на соответственные случаи вычитания.

При изучении сложения м вычитания в пределах 1000 широко опираются на знания и умения детей, сформированные при изучении темы «сотня», часто используют приемы сравнения и аналогии.

Устные приемы сложения и вычитания в пределах 1000.

Изучаются одновременно и рассматриваются в следующем порядке. На подготовительном этапе рассматриваются простейшие случаи, непосредственно связанные с применением знаний по нумерации вида: а)700+40, 820+8, 948-8 б)789+1, 870-1, 699+1 в)400+200, 800-200.

На 1 этапе раскрываются случаи, где сложение выполняется на основе правила прибавления суммы к числу, а вычитание-на основе правила вычитания суммы из числа.

Приемы сложения и вычитания, непосредственно связанные с применением знаний по нумерации, служат закреплению этих знаний и рассматривается в основном при изучении нумерации. Случаи 400+200 сводятся к действиям над разными числами (4 сот.+2 сот). Такие вычисления закрепляют знания по нумерации и подготавливают детей к изучению более сложных случаев сложения и вычитания.

На первом этапе дети знакомятся с приемами сложения и вычитания вида 540+300 (54 дес.+30 дес.=57 дес.)

Использование этого приема подготавливает детей к изучению приемов умножения и деления в пределах 1000, а так же письменных приемов этих действий над многозначными числами.

На втором этапе рассматриваются случаи сложения и вычитания, основанные на использовании правил прибавления суммы к числу и вычитания суммы из числа.

Методика изучения арифметических действий. Сложение и вычитание чисел в пределах первой тысячи (какие случаи относятся к письменным приемам, правила записи в столбик, возможные ошибки в ходе записи, алгоритмы).

Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 1000.

Данные приемы раскрываются вслед за устными приемами. Усвоение письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел является условием успешного применения их к числам любой величины.

Сначала изучают письменные приемы сложения, а затем вычитания.

В письменных вычислениях используются алгоритмы письменного сложения и вычитания-определенные правила, которые строго определяют содержание и порядок выполняемых операций. Сознательное применение алгоритма требует знания разрядного состава числа, усвоения соотношения разрядных единиц, а так же прочного знания табличных случаев сложения и вычитания.

Рассмотрение случаев письменного сложения и вычитания строится по принципу «от простого к сложному». Сначала алгоритм сложения применяется для случаев сложения без перехода через разряд, затем с переходом через 1 разряд, через 2 разряда (234+425, 235+425, 237+526, 453+371).

Аналогичный принцип соблюдается при использовании алгоритма вычитания (469-246, 540-126, 542-126, 909-714).

Алгоритм – точное предписание, правило о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций.