Адмирал счастный. Алексей Михайлович Щастный

О деле капитана 1 ранга Щастного (3.10.1881 - 1918) до сих пор мало известно. Оно пролежало в архивах КГБ без движения более 70 лет. Из-за этого не один архивный документ не публиковался при Советской власти по известным причинам, сегодня замалчивается по другим. Военная прокуратура Балтийского флота реабилитировала А. Щастного. Но даже сейчас, когда Алексей Михайлович полностью реабилитирован, мы до обидного мало о нём знаем, а ведь история страны складывается из судеб отдельных её граждан.

А.М. Щастного в 1918 г. арестовывает лично Лев Троцкий без всяких санкций. Арест явился неожиданностью не только для самого Щастного. Как заявил корреспонденту «Нашего слова» управляющий делами Совнаркома Бонч-Бруевич: «Арест Щастного был полной неожиданностью для Высшего военного совета и адмиралтейства». Вместо закона, подлежащего утверждению ВЦИКом, 16 июня 1918 года, как раз в день опубликования обвинительного заключения по делу Щастного в прессе (что не случайно), было принято постановление Наркомата юстиции об отмене всех доныне изданных циркуляров о революционных трибуналах. В нём говорилось, что «ревтрибуналы в выборе мер борьбы с контрреволюцией, саботажем и прочие не связаны никакими ограничениями» (Свод указов РСФСР, 1918 г., № 44, стр 533).

На процессе над Щастным председательствовал рабочий металлист С. Медведев. Он вошёл в историю как один из участников «рабочей оппозиции», направившей в 1922 году в исполком Коминтерна заявление о том, что руководители партии большевиков ведут «борьбу против всех, особенно пролетариев, позволяющих себе иметь своё суждение, и за высказывание его в партийной сфере применяют всяческие репрессивные меры».

Но в 1918 Медведев сидел за судейским столом, чтобы засудить Щастного, позволившего иметь своё собственное суждение о судьбе Балтийского флота.

СУДЬБА А. М. ЩАСТНОГО и его семьи, к сожалению, трагична, как и многих его современников - моряков, прославивших Россию. Через тюрьмы и лагеря прошли А.Н. Гарсоев (первый «Главный подводник» Советской России), А.Н. Бахтин (командир знаменитой подлодки «Пантера»), следы Н.А. Зарубина (возрождавшего Подводные силы Советской России) не найдены до сих пор. Все они были офицерами царского флота, честно ставшими на сторону революции.

Военная карьера А.М. Щастного похожа на карьеру многих морских офицеров конца 19 начала 20 веков. Он родился 4 октября 1881 года в потомственной дворянской семье Волынской губернии. Православный. В 17 лет поступил в Морской кадетский корпус, в 1901 году он уже мичман. С конца 1902 года был направлен на Дальний Восток на эскадренный броненосец «Севастополь». В русско-японскую войну служит на кораблях Порт-Артурской эскадры, участвует в боевых операциях. Проходит японский плен, и снова служба на Балтике.

Первую мировую войну А. Щастный встретил старшим офицером линкора «Полтава». В октябре 1915 года он поднимается на командирский мостик эскадренного миноносца «Пограничник». В июле 1917 го Щастному было присвоено очередное звание - капитан 1 ранга, и друзья прочили ему адмиральские погоны.

Октябрьские события 1917 года перевернули очередную страницу биографии А.М. Щастного, которая оказалась последней.

В феврале 1917 года никто не предполагал, что после Манифеста Императора Николая II об отречении от престола, в двух морских российских столицах на Балтике и Чёрном море (Кронштадт и Севастополь) обострится обстановка. В революционном разгуле примут участие и корабельные команды. Нужно было выбирать - на чью сторону становиться. А. Щастный был знаком с адмиралом А.В. Колчаком, начальником минной дивизии Балтийского флота, оба были высокого мнения друг о друге, оба любили Россию и Флот. Но как показали дальнейшие события, каждый выбрал свой путь и пошёл по нему до своего трагического конца. А.М. Щастный был одним из тех военных специалистов, которые откликнулись на призыв новой власти и верно служили ей.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ СПАСЁН! Архивные документы, извлечённые спустя десятилетия из секретных хранилищ, и воспоминания свидетелей событий весны 1918 года позволяют восстановить всю картину происходившего в эти трудные для молодой республики дни. Её судьба висела буквально на волоске. Тревожные вести поступали и с фронта, и из Гельсингфорса, где ещё осенью были сосредоточены основные силы Балтийского флота.

В первой декаде апреля возникла реальная угроза его захвата: разведка сообщила - германская эскадра уже на подходе к Гельсингфорсу. Ранним утром 11 апреля с борта немецкого флагмана поступила радиограмма-ультиматум: «Германское командование вынуждено занять Гельсингфорс для защиты интересов Финляндии сегодня, а не 12 апреля в 12 часов дня. Все суда и вооружённые пункты просят поднять бело-красные флаги…». На немецкой эскадре были убеждены - теперь русский флот никуда не денется, капкан должен захлопнуться….

С первых дней переговоров в Бресте о заключении мира между Германией и Россией Балтийский флот - предмет тайных планов германского командования. В договорных документах оговаривался отвод в российские порты всех военных кораблей или немедленное их разоружение. А фактически немцы замышляли захват Балтийского флота. «Высадка немцев в Ганга, - сообщается в одном из агентурных донесений в Морской Генеральный штаб, - имеет целью в ближайшее время занять Гельсингфорс, дабы помешать русским военным судам выйти в Кронштадт. Завладев ими, в случае возобновления войны с Россией немцы будут смотреть на суда как на военную добычу, в противном случае суда будут переданы Финляндской Республике. Во всяком случае, немцы хотят покончить с русским флотом до начала навигации в Финском заливе, дабы иметь там полную свободу действий…».

Враг рассчитывал, что в марте-апреле Гельсингфорс будет отрезан от Кронштадта сплошными ледяными полями с бесчисленными нагромождениями торосов, в таких условиях не было даже попыток переходов. Однако, когда днём 11 апреля германская эскадра подошла к Гельсингфорсу, немцы увидели на горизонте лишь дымы уходящих русских кораблей. Это взял курс на Кронштадт третий (и последний) отряд флота. Путь каравану из 167 кораблей, шедшему шестью колоннами, как и первым двум отрядам, покинувшим Гельсингфорс в середине марта - начале апреля, пробивали ледоколы. Всего за этот поход, который войдёт в историю Балтфлота под названием «ледовый», в главную базу придут 211 кораблей. В их числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 54 эскадренных миноносца, 12 подводных лодок, 10 тральщиков, 5 минных заградителей, 15 сторожевых судов, 14 вспомогательных судов, 4 посыльных судна, 45 транспортов, 25 буксиров, один паром, плавмаяк и 7 яхт. Эти корабли стали основой Красного Балтийского флота и ряда флотилий.

Можно представить, какие чувства испытал начальник сил Балтийского флота и командующий Балтийским флотом Алексей Михайлович Щастный, когда на Большой Кронштадтский рейд подошли корабли последней колонны. На высокие должности он был назначен по рекомендации члена Морской коллегии Ф. Раскольникова и при единодушной поддержке совета флагманов уже в ходе операции. Но с самого начала, ещё как начальник штаба, он осуществлял её разработку, а затем и практическое выполнение. Все последние недели Алексей Михайлович жил в большом напряжении, и только теперь, наблюдая, как втягиваются во внутренние гавани корабли, Щастный мог наконец облегчённо вздохнуть - Балтийский флот спасён! Он не знал, что командовать флотом, который ему удалось увести из-под носа врага, придётся совсем недолго. Не пройдёт и месяца, как его арестуют прямо в кабинете наркомвоенмора Троцкого, он предстанет перед судом Революционного трибунала ВЦИКа, и в ночь на 23 июня бывшего комфлота расстреляют как врага народа.

На процессе по делу Щастного некоторые закулисные интриги вокруг кораблей Балтийского флота затронул сам единственный свидетель Лев Троцкий. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно прочесть относительно большой кусок стенограммы Ревтрибунала, хотя здесь Троцкий и напустил немало тумана. «На самом деле в самый острый момент ко мне приходили представители английского адмиралтейства и запрашивали о том, примем ли мы меры для уничтожения Балтийского флота. О личности английских офицеров хорошо осведомлены Беренс и Альтфатер. Когда этот вопрос был затронут на военном совещании, Щастный крайне неопределённо высказался о возможности уничтожения. Лишь после его отъезда этот вопрос был рассмотрен на том же совещании конкретнее…. В это время к одному из членов коллегии явился английский офицер и заявил, что Англия настолько заинтересована в взрыве наших судов, что готова заплатить тем матросам, которые возьмутся за это дело…».

Единственное, что долгое время не удавалось установить, так это фамилию английского офицера, предложившего Троцкому денежные суммы. Изучение дела позволило дать ответ на этот вопрос. Он содержится в показаниях Альтфатера следователю Кингисеппу от 5 июня 1918 г.: «Фамилия английского офицера, упомянутого в показаниях Л. Троцкого, комендэр Кроми - он английский морской агент».

Не это ли явилось причиной и расправы над Щастным «вождя и организатора Красной Армии», что он выступил против продажи русского Балтийского флота на сторону или даже его уничтожения?

Произвести следственные действия по делу Щастного в срочном порядке Кингисеппу предписал ВЦИК. Этот вопрос специально рассматривался 28 мая на заседании Президиума высшего органа Советской власти. В деле имеется выписка из протокола № 26 следующего содержания: «п.2. Об аресте бывшего начальника морских сил Балтики Щастного (отношение т. Троцкого). Одобрить действия Наркома по военным делам т. Троцкого и поручить т. Кингисеппу в срочном порядке производство следствия и представить своё заключение в Президиум ВЦИК. Подпись секретаря ВЦИК Аванесова».

Из выписки следует, что единственным основанием для одобрения ареста явилось письмо Л. Троцкого в Президиум ВЦИК, написанное в тот же день: «Уважаемые товарищи. Препровождаю Вам при сём постановлении об аресте бывшего начальника морских сил Балтики Щастного. Он арестован вчера и препровождён в Таганскую тюрьму. Ввиду исключительной государственной важности совершённых им преступлений мне представлялось бы абсолютно необходимым прямое вмешательство в это дело ЦИКа…. С товарищеским приветом Л. Троцкий».

К письму была приложена копия постановления об аресте, в котором Троцкий считал необходимым предать Щастного «чрезвычайному суду». Но такого суда, да ещё для преступника «исключительной государственной важности» у Советской власти тогда не было. Поэтому ВЦИК срочно подготовил декрет и утвердил его на следующий день. Следственные действия Кингисепп провёл за 10 дней. Судьба капитана 1 ранга Щастного была предопределена. Главный следователь Советской Республики В. Кингисепп был весьма оперативен, что не могло не сказаться на качестве следствия. Здесь тоже надо искать причину расплывчивости и запутанности обвинительных материалов.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТРИБУНАЛ при ВЦИК приговорил 21 июня 1918 г. к расстрелу начальника морских сил Балтийского флота, капитана 1 ранга Алексея Михайловича Щастного, обвинив его в совершении контрреволюционного преступления. Формулировки обвинения туманные и неопределённые, ясности не дают. Только исследование всего дела приводят к определённому выводу: арест был произведён 27 мая в кабинете Троцкого, сразу после бурного объяснения между Щастным и Троцким. Контр-адмирала сгубило то, что он прямо заявил о гибельной политике тех, кто стоит в настоящее время во главе флота. Нарком военмор вскипел, а Щастный продолжал говорить правду: «В настоящее время на службе остались те из офицеров, которые, сознавая, что присутствуют при агонии флота, настолько тем не менее с ним сжились, что решили остаться до полной его ликвидации, которая по-видимому уже недалеко, таким образом исполнить свой долг до конца. Трагическое положение этого немногочисленного офицерства, несущего на себе всю тяготу службы. Должно быть по заслугам оценено государством и обществом». Вывод Щастного о тяжелейшем положении Балтийского флота в 1918 году не был надуманным, и нельзя согласиться с Троцким, что Щастный использовал это обстоятельство в контрреволюционных целях.

Криминальная история по делу Щастного раскручивалась с поразительной быстротой. Весь апрель и часть мая газеты пестрели заметками о легендарном «ледовом переходе» (февраль - май 1918 г.), когда было спасено боевое ядро Балтийского флота, и мужество его руководства, где главным организатором был А. Щастный. И тут такой поворот - Нарком по военным и морским делам Л. Троцкий не имел права увольнять своим приказом А. Щастного, назначенного декретом Совнаркома. А тем более, лично арестовывать его.

Сразу после оглашения приговора по делу Щастного, против выступили левые эсеры, к которым присоединились и эсеры максималисты.

Приговор поддерживают Ленин и Свердлов. Левые эсеры Янушкевич и Вердников выходят из состава Верховного революционного трибунала, а его председатель С. Медведев в это время отдаёт распоряжение начальнику дежурной части, состоящей из латышей, о приведении приговора в исполнение. Предсмертными словами Алексея Михайловича были: «Смерть мне не страшна. Свою задачу я выполнил - спас Балтийский флот».

Алексей Михайлович Щастный спас Балтийский флот дважды. Первый раз - благодаря искусству стратега («Ледовый переход»). Второй - ценой собственной жизни.

Впервые архивные документы по делу А.М. Щастного появились в открытой печати в 1991 году в журнале «Человек и закон» № 3-4 в статье военного юриста Вячеслава Звягинцева «Первый смертный приговор». К сожалению, это была единственная публикация. СЛУЖИЛ НА СОВЕСТЬ? ВИНОВАТ! Усилиями официальной пропаганды на протяжении долгих десятилетий нам предлагался искажённый образ талантливого и преданного флоту командира. В многочисленных публикациях о героическом «ледовом походе» Балтийского флота эта стратегическая операция оценивалась как беспримерная, а в адрес её непосредственного разработчика и руководителя сыпались необоснованные обвинения. Даже сейчас, когда Алексей Михайлович Щастный полностью реабилитирован, многие продолжают верить в безликое руководство этой операцией партии большевиков, даже не зная имени истинного руководителя.

О честности обвинителя лучше всего
судить по самому обвинению.
Плиний Младший


События начала ушедшего века сегодня вызывают особый интерес со стороны историков. В результате рассекречивания и изучения множества документов мы узнаем все новые и, нередко, поразительные, даже шокирующие факты из жизни страны. Советская превозносила одних и клеймила других личностей, сыгравших определенную роль в развитии государства. Огромное количество великих людей попросту были вычеркнуты из официальных источников, либо оклеветаны по идеологическим мотивам. Одной из таких жертв большевиков стал спаситель Балтийского флота А.М. Щастный. Чем же заслужил этот человек лютую ненависть Льва Давыдовича Троцкого, и почему его называют спасителем ВМФ на Балтике?

В 1918 году по условиям Брестского мира советские власти обязаны были вывести боевую флотилию с Балтийских просторов. Однако сделать это оказалось весьма затруднительным, поскольку воды сковывали льды. Это обстоятельство было выгодно немцам, которые находились на подступах к финским портам и надеялись без боя получить русские боевые корабли. Из документов, исследованных Ф. Зинько, известно, что во избежание передачи столь мощного потенциала в руки Рейха Великобритания предложила заплатить крупную сумму за каждое уничтоженное военное судно. Англичане, таким образом, избавлялись от опасного присутствия советского флота на Балтике, а также не позволяли Германии нарастить свой военный потенциал за счет оставленных кораблей. Если рассматривать данные факты в совокупности становится понятным, почему Троцкий направил Щастному приказ, предписывавший взорвать весь флот с обещанием вознаграждения каждому из моряков. Однако Алексей Михайлович относился к тем людям, которые верой и правдой служили не столько государству и начальникам, сколько родине. Вместо того, чтобы выполнять приказ, Щастный направил его в Совет комиссаров флота с указанием на то, что уничтожать корабли и выплачивать за это вознаграждение он считает недопустимым и безнравственным. Это был первый шаг к вражде с Львом Давыдовичем. Особенно большую роль в появлении конфронтации сыграл тот факт, что Совет поддержал Алексея Михайловича и заявил, что корабли будут взорваны лишь в бою, а также в том случае, если иного пути не останется.

По-мнению, некоторых исследователей, большевики были тесно связаны и с Германией, и с Великобританией, что подтверждается документами о продвижении пломбированного вагона и перепиской, которую Ленин, Троцкий и прочие скрывали и пытались выдать за фальсификат.

Заслуга Щастного, находящегося на посту начальника Морсил на Балтике, заключается в том, что в феврале 1918 он вывел из Ревеля все корабли и руководил их перебазированием в Кронштадт. Такое решение было принято вопреки воле Троцкого, но поддержано затем Лениным, во многом благодаря успеху предприятия и желанию скрыть намерения об уничтожении флотилии страны. После прибытия последнего корабля стало известно о некоем устном распоряжении Владимира Ильича о перебазировании. На самом деле большевики всегда опасались представителей морского воинства, особенно после событий в Кронштадте, когда офицеров попросту рвали на куски. Управлять таким сообществом как моряки было очень трудно, а манипуляции должны были быть искусными и тонкими.

Каково же было негодование немецкого командования, когда обнаружилось отсутствие кораблей в порту. Занимательным фактом, очередной раз подтверждающим замысел большевиков об уничтожении флота и передачи отдельных его частей Германии, являются факты, указывающие на существование некоего соглашения. После того, как немцы не обнаружили в Ревеле обещанных судов, они направили в Москву секретную ноту протеста. Спрашивается, что именно нарушил Щастный, когда выводил корабли в Кронштадт? В условиях Брестского соглашения было положение о том, что Россия не может иметь флот на Балтике, однако о полном уничтожении крейсеров и линкоров и ликвидации ВМФ страны речи не шло.

Личность Щастного стала популярной среди моряков, что весьма настораживало большевиков. Во-первых, Алексей Михайлович являлся потомственным дворянином, то есть классовым врагом пролетариата. Во-вторых, его карьера началась еще до революции, и он считался заслуженным военным командиром во флоте, имел имперские и иностранные награды. В-третьих, это был высокообразованный человек с непреклонной волей, организаторским талантом, и независимыми взглядами. Такой влиятельный адмирал автоматически становился угрозой только укрепившейся революционной власти. Кроме того, его смелые рассуждения о власти и порядке организации управления морскими силами делали его в глазах большевиков соперником, а оставлять конкурентов в живых они не были намерены.

Однажды в разговоре с Зиновьевым Алексей Михайлович известил его о том, что в Петропавловске его избрали диктатором, но он отказался. Многие исследователи полагают, что с этого момента большевики предприняли все возможные меры, чтобы как можно скорее избавиться от ненавистного адмирала. Арест Щастного произошел в кабинете Троцкого после того, как на нападки Льва Давыдовича были получены спокойные, но очень смелые и прямолинейные ответы. Свою причастность к контрреволюционному заговору Алексей Михайлович отрицал, а так как видимость справедливости должна была сохраняться, Свердловым был разработано положение о Революционном трибунале. Щастный стал первым подсудимым в этом иллюзорном судебном органе.

К счастью, отрывочные сведения о судебном заседании сохранились, и мы можем восстановить ход событий и убедиться в обвинительном характере процесса самостоятельно. О справедливом разбирательстве речи быть не могло, приговор Щастному был вынесен задолго до заседания и лишь оглашен на суде. В качестве свидетелей формально вызывались определенные лица, однако никто из них не явился, поэтому единственными аргументами были показания Троцкого. Лев Давыдович воспользовался представившимся шансом и направил все свои ораторские таланты на уничтожение адмирала. Приговор звучал нелепо, так как из него следовало, что Щастный героическим спасением Балтийского флота намерено завоевывал расположение для разворачивания контрреволюционной деятельности. Однако есть в протоколе заседания и показаниях Троцкого многочисленные моменты, которые заставляют задуматься о том, что у обвинения была еще одна причина немедленного устранения Алексея Михайловича.

При аресте был в первую очередь изъят портфель с документами «красного адмирала». Что же находилось в этом загадочном портфеле остается судить лишь по обрывкам фраз и дальнейшему поведению большевиков и, главное, самого Троцкого. Из свидетельских показаний Льва Давыдовича следует, что повинен Щастный, кроме всего прочего, в распространении и поддержании слухов о связи большевиков с Германией, а также фальсификации неких документов, подтверждавших указанную связь. Из приговора можно выделить фразу, которая явно свидетельствует о наличии таких документов, поскольку их именуют не только фальшивыми, но и засекреченными. Одновременное признание бумаг, находившихся в портфеле Алексея Михайловича, и подложными, и секретными наталкивает на определенные размышления, так как закрывать доступ к подделке не имеет смысла. К слову, после отказа в помиловании адмирала из состава ревтрибунала демонстративно вышли эсеры, искренне полагая, что таким протестом они смогут сохранить преобладание законности над революционной целесообразностью. Однако история показала, что это было серьезной ошибкой, спровоцировавшей череду неправосудных решений в отношении «врагов пролетариата и коммунизма».

Даже факт расстрела Щастного ночью в Александровском училище и бесследное исчезновение трупа говорит о том, что властям было чего опасаться. По свидетельствам Андриевского, руководившего казнью, тело адмирала зарыто под полом в том же училище, причем приказ о срочном захоронении поступил от руководства, а убедиться в выполнении задания чиновники приезжали лично. Невольно задаешься вопросом, а не много ли внимания для обычного провокатора и предателя? К тому же смертная казнь в момент расстрела в советском государстве не применялась, а случай с Щастным был первым в судебной практике. Более опасных преступников миловали, но по каким-то причинам не стали этого делать в отношении Алексея Михайловича. Адмирал был расстрелян за предательство или...?

В истории, которая преподается нам в учебных заведениях, упоминания об этом человеке встретить практически невозможно. Основная информация о нем стала доступна совсем недавно, однако и сегодня тема достаточно болезненная и острая. Разговаривая о большевиках, не следует впадать в крайности и повторять их ошибку. Советские историки достаточно дискредитировали себя односторонним взглядом на царизм, а также политической подоплекой своих трудов, поэтому возвращаясь к событиям того периода следует исследовать проблему с разных сторон и стараться быть максимально объективными. Официальная трактовка причин расстрела адмирала – предательство и контрреволюционная деятельность, однако есть и иная точка зрения, которая заслуживает нашего внимания.

Щастный Алексей Михайлович (16 октября 1881 - 22 июня 1918) был родом из потомственных дворян Волынской губернии. Отец - Михаил Михайлович Щастный, офицер артиллерии.С 1906 - генерал-майор, с 1908 в отставке с чином генерал-лейтенанта. Мать - Александра Константиновна, урождённая Дубровина. В 1892-1896 учился во Владимирском Киевском кадетском корпусе. Окончил Морской корпус в 1901 году вторым по успеваемости, Минный офицерский класс в 1905 году.С 1901 - мичман, в 1901 году- офицер канонерской лодки береговой обороны «Бурун».В 1901-1902 - и. д. ротного командира и вахтенный начальник крейсера II ранга «Пластун».В 1903 - вахтенный офицер эскадренного броненосца «Севастополь».В 1903-1904 - минный офицер мореходной канонерской лодки «Манджур».В апреле - августе 1904 - вахтенный офицер крейсера I ранга «Диана».Участник русско-японской войны 1904-1905, за военные заслуги награждён орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. Отличился при отражении атак японских миноносцев (10-11 июня 1904), при обстреле сухопутных войск противника (26 июня 1904) и в сражении с японским флотом в Жёлтом море (28 июля 1904).Командир крейсера «Диана» А. А. Ливен положительно оценил личные качества мичмана Щастного в харкатеристике:"Своей бодростью, быстрой распорядительностью, присутствием духа … выказал боевые способности, какие трудно ожидать при его молодости… Это высокого качества боевой офицер, он и в обыкновенное время хорошо служил, но не всякий служака в мирное время оказывается и в бою на высоте призвания, как он."После интернирования крейсера «Диана» в Сайгоне в 1904 отбыл в Россию, с 1905 года лейтенант. В 1905 - младший минный офицер учебного судна «Европа», затем командующий миноносцем № 217. В 1905-1906 служил в морском отделе штаба Кронштадтской крепости. В 1906-1909 читал лекции по радиотелеграфному делу в Минном офицерском классе. Крупный специалист по вопросам связи в военно-морском флоте. Один из выпускников этого класса Г. К. Граф назвал Щастного в своих мемуарах «выдающимся преподавателем». В 1906-1907 - старший минный офицер учебного судна «Николаев». В 1907-1909 - второй флагманский минный офицер походного штаба начальника минного учебного отряда. В 1908 участвовал в пятом Всероссийском электротехническом съезде в Москве. В 1909-1912 - и. д. второго флагманского минного офицера (по радиотелеграфному делу) штаба командующего морских сил Балтийского моря. С 1910 - старший лейтенант. В 1912-1914 - постоянный член от морского министерства межведомственного радиотелеграфного комитета. В 1913 году был командирован на Каспийское море для выбора мест береговых радиостанций на острове Ашур-Адэ и в Энзели. С 1913 - капитан 2-го ранга. Женился в 1914 году на Антонине Николаевнае Приемской(1881-1922), от брака с которой родилась дочь Галина (1913-1982) и сын Лев в 1915 году. Участник Первой мировой войны. В 1914-1916 - старший офицер линейного корабля «Полтава». В 1916-1917 - командир эскадренного миноносца «Пограничник». В феврале - мае 1917 - штаб-офицер для поручений при штабе Командующего флотом Балтийского моря. С мая 1917 - флаг-капитан по распорядительной части штаба командующего флотом Балтийского моря. С июля 1917 - капитан 1-го ранга. За боевые отличия в Первой мировой войне награждён мечами к ранее полученным им орденам св. Станислава 2-й степени и св. Анны 2-й степени.

После прихода к власти большевиков сотрудничал с советскими органами для защиты страны от немецких войск. В январе 1918 назначен первым помощником начальника военного отдела Центробалта. Фактически командовал Балтийским флотом, затем в феврале 1918 года руководил перебазированием кораблей флота, находившихся в Ревеле, в Гельсингфорс, что спасло их от захвата немецкими войсками. Последние корабли покинули Ревель 25 февраля - в день, когда в город вошли немцы.Щастный руководил Ледовым походом кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадтввиду угрозы флоту со стороны немецких войск. Согласно Брестскому миру (ст. 6), все русские корабли должны были покинуть финляндские порты, причем предусматривалось, что пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были оставаться лишь «незначительные команды», которые легко могли быть нейтрализованы немцами. В этих условиях было принято решение перевести флот в Кронштадт в условиях, когда море еще было покрыто льдом (отсюда и название Ледового похода).

Первоначально в сопровождении двух ледоколов вышли из Гельсингфорса 12 марта и прибыли в Кронштадт 17 марта 4 линейных корабля и 3 крейсера. 4 апреля из Гельсингфорса вышел второй отряд (2 линкора, 2 крейсера, 2 подводные лодки), который прибыл в Кронштадт 10 апреля (исключая одну из подводных лодок, получившей повреждение и вернувшейся в Гельсингфорс). Таким образом, крупнейшие корабли флота оказались вне опасности захвата противником.5 апреля Щастный был официально назначен начальником Морских сил Балтийского моря (исполнял обязанности уже в марте, после смещения с этой должности А. В. Развозова, занимавшего её лишь около недели). В это время он готовил к выходу третий отряд кораблей (45 эсминцев, 3 миноносца, 10 подлодок, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно), который был отправлен из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. Позднее эти корабли соединились в один эшелон при поддержке четырех ледоколов. Сам Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими немецкими войсками (город был взят 14 апреля).

20 апреля третий отряд кораблей под командованием Щастного прибыл в Кронштадт. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на резкое ослабление дисциплины, связанное с революционными событиями.Успешное руководство в сложных условиях Ледовым походом подняло авторитет Щастного среди моряков. Но уже 27 мая он был арестован по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Л. Д. Троцкого «за преступления по должности и контрреволюционные действия». 20-21 июня был судим Революционным трибуналом при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Свою вину Щастный не признал. В выступлении на суде Троцкий заявил, что: "Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора - офицерство минной дивизии - открыто выдвинуло лозунг «диктатура флота»."

Несмотря на слабую доказательную базу обвинения и официальную отмену в стране смертной казни Щастный был приговорён 21 июня 1918 к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России. В одной из предсмертных записок Щастный писал:"В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им что иду умирать мужественно, как подобает христианину."

В ночь с 21 на 22 июня (в 4 часа 40 минут утра) Алексей Щастный был расстрелян. В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось.Лениным был разработан предательский план, наносящий удар по мощи и престижу русского флота. Он дает строгое указание: "Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске. Ленин".Большевики расправились с контр-адмиралом A.M. Щастным только за то, что он спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре. О подвиге выдающегося флотоводца Щастного и моряков Балтийского флота писали газеты всего мира. Щастный был растрелян большевиками отобранной специальной командой из китайцев. По словам российского историка Сергея Мельгунова, капитан Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре и привел его в Кронштадт. Он был обвинён, тем не менее, в измене. Обвинение было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти». Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий. Щастный был расстрелян «за спасение Балтийского флота»

В 1990 в газете «Известия» в статье тогдашнего помощника начальника Управления военных трибуналов В. Звягинцева был впервые поставлен вопрос о возможности пересмотра «дела Щастного». В 1995 он был официально реабилитирован. В 2001 в Санкт-Петербурге вышла в свет книга Е. Н. Шошкова «Наморси А. М. Щастный». Именем Щастного в 1992 был названа улица в его родном городе Житомире.

Раз уж все равно лежу, то решил отписаться поподробнее об одном из самых мифологизированных моментов "красного террора" - расстреле адмирала Щастного.

До сих пор его расстрел представляется как некое зверство полоумных большевиков, которые ВНЕЗАПНО решили расстрелять нехорошего военспеца. Зачем? Да просто так, это же большевики.
Собственно, ложь начинается с самого утверждения. В сети, куда ни плюнь, понаписано: "Щастного расстреляли за то, что он спас Балтийский флот!" Утверждение настолько же бессмысленное и лживое, как "черное - это белое!", но никто этим не смущается.
На самом деле даже самый трагический эпизод имеет свою предысторию, а убийство - определенные основания.

Литература по делу Щастного имеется. Не очень большая, но имеется. Прежде все это:
Шошков Е. Н. Наморси А. М. Щастный (Трагическая биография в событиях, датах и комментариях). — СПб: Петровский фонд. 2001
А также - Рабинович А. Досье Щастного: Троцкий и дело героя Балтики // Отечественная история. 2001. № 1. С. 61—82
Звягинцев В.Е. Трибунал для флагманов. М., 2007
Звягинцев В.Е. Мятежная Балтика // Военно-исторический журнал. 1994. № 2. С. 86-89; № 3. С. 61-65
Скачать все это можно здесь: http://k-lvk.livejournal.com/16924.html
И наконец совсем недавно опубликовано дело Щастного: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4621382

О "Ледовом походе", проходившем под руководством Щастного, еще в советское время было написано не так уж мало - желающие могут поискать. Что же мы узнаем из этих сочинений?

Предыстория известна. В начале 1918 г. встал вопрос о переходе части Балтфлота из Гельсингфорса в Петроград через замерзший залив. Причем надо было спешить, поскольку в Финляндию уже направлялись немцы. В условиях сильной нехватки угля, слабой дисциплинированности личного состава это было очень проблематично. Тем не менее, задача была выполнена успешно - к началу марта самые крупные корбали были переведены в Петроград. Разумеется, никто Щастного расстреливать за спасение не собирался. Наоборот, его наградили званием начальника Морских сил Балтийского моря - 5 апреля. Под его рукодством в город был переведен третий, последний отряд кораблей.

Заслуги его в этом несомненны. Между тем современные исследователи и симпатизанты о других участниках организации похода типа Совета комиссаров, как воды в рот набрали. Может, потому что там были в том числе и большевики? Например, корабль "Ястреб" под руководством мичмана-большевика Н.Н.Варгузина использовался в Ледовом походе в качестве ледокола. Варгузин прошел гражданскую, получил орден Красного Знамени. Знает об этом кто-нибудь? Нет.

Итак, к чему сводятся показания Троцкого?
1. Щастный явно саботажничал - не исполнял приказы о демаркации границы с немцами, о переговорах с ними, о приведении флота в боевую готовность.
2. Щастный якобы настраивал моряков против советской власти и наоборот.
3. Когда у Троцкого родилась идея, в случае, если немцы потребуют Балтфлот, взорвать его подготовленными ударными командами моряков (так как основная масса личного состава разложилась и была против), то Щастный, по сути, раскрыл этот план, озвучив его на съезде уже распущенного Совета комиссаров. По-моему, понятно, какие это имело последствия. Особенно если учесть, что "ударные команды" предполагалось обеспечить деньгами для верности, и деньги эти были не прочь выделить англичане, которым тоже не хотелось, чтобы к немцам попали корабли. Толковый демагог в пять минут изобразит это как "деньги немецкого Генштаба" и "уничтожение верного революционным заветам флота!"
4. Когда Щастного арестовали, у него в портфеле нашли копии документов о связях немцев с большевиками из известной фальсификации - "документов Сиссона".
5. Воспользовавшись формальным разрешением Москвы, Щастный взорвал укрепленный форт Ино, якобы, чтобы тот не достался немцам, а на самом деле, чтобы скомпрометировать советскую власть - ведь немцев рядом не было и форту ничего не угрожало.

Собственно, все упирается в вопрос о "немецких шпионах". Если принять версию, что Троцкий-Ленин и Ко - немецкие шпионы, все становится на свои места. Поганые шпионы хотели уничтожить флот по приказу немцев, Щастный, который подвернулся им под руку, мешал, и его расстреляли. Ряд "исследователей" придерживаются этой версии. В том числе и Звягин, стараниями которых Щастного и реабилитировали.
В этой версии есть, однако, два серьезных ляпа. Во-первых, почему же флот так и не уничтожили? А во-вторых, ни одного доказательства того, что большевики - немецкие шпионы, ныне не выявлено. Доказательств просто нет. Но это уже другая история, другая тема.

Насколько же прав был Троцкий в своих обвинениях? Суд по имеющимся ныне источникам - он был прав в том, что Щастный саботажничает и раскрывает приказы командования среди моряков. Форт Ино Троцкий приплел напрасно - его приказало взорвать военное начальство, так как он мог подвергнуться атаке белофиннов, а сил защищать его, не было.

Казалось бы, эка невидаль - неподчинение командованию в 1918 году. Но вы учтите обстановку. А обстановка была такой - 1918 год, весна, власть еще только-только строится, у берегов Петрограда деморализованный флот, который бунтует и требует привилегий. И тут САМ командующий флотом раскрывает план его уничтожения, да еще с явными передержками. Последствия - мятеж Минной дивизии, наиболее нелояльной большевикам, где УЖЕ была офицерская организация. Удивительно, но почти никто не связывает этот вопрос с расстрелом Щастного, хотя связь очевидна и сам Троцкий об этом в обвинении прямо говорил.
Одно из немногих исключений - статья А.Ганина: Ганин А.В. Новые документы об арестах петроградских военспецов осенью 1918 г. // Клио (Санкт-Петербург). 2012. № 10. С. 27-36.

Протестуя против возможного взрыва флота, за который выступал нарком по военным и морским делам Л.Д. Троцкий, собравшиеся 11 мая на эсминце «Победитель» минеры приняли резолюцию с требованиями роспуска Петроградской коммуны и установления в регионе морской диктатуры Балтийского флота. На одном из митингов бывший мичман Г.Н. Лисаневич заявил приехавшим представителям власти наркому просвещения А.В. Луначарскому и заместителю Троцкого по морским делам Ф.Ф. Раскольникову: «Пока во главе русского государства будут стоять недоучки Раскольниковы, Россия не выйдет из тяжелого положения». Луначарский и Раскольников были вынуждены покинуть митинг. Задержка дивизии после Ледового похода в Петрограде, произошедшая по техническим причинам при перебазировании на Ладожское озеро, вызвала беспокойство большевиков и была в числе обвинений из расстрельного приговора начальника морских сил Балтийского моря бывшего капитана 1го ранга А.М. Щастного.
Моряки дивизии поддержали антиправительственные выступления рабочих Обуховского завода. По свидетельству Г.Е. Чаплина, на кораблях Минной дивизии при его участии были созданы ячейки организации, планировавшие подрыв кораблей в случае передачи их немцам.
Ситуация накалялась. 20 июня эсеровским боевиком был убит комиссар В. Володарский (М.М. Гольдштейн), ехавший на митинг на Обуховском заводе. Вскоре пришло известие о расстреле в Москве Щастного.
После расстрела Щастного на нескольких эсминцах произошли беспорядки. Три эсминца («Свобода», «Изяслав» и «Гавриил») выдвинулись вверх по реке, приготовили к бою орудия и стали на якоря посередине Невы у села Рыбацкое. Создалась прямая угроза большевистской власти в «колыбели революции».

Учтите, что во время выступления Минной дивизии у большевиков просто не было в Петрограде крупных военных сил и его пришлось подавлять матросам Кронштдта - неплохая ирония. Кстати, командование Минной дивизии и некоторые офицеры позже отметились в создании контрреволюционных подпольных групп, которые рассчитывали с оружием перейти если не к немцам, то в Антанте. См. ту же статью плюс:Ганин А.В. Заговор моряков Селигеро-Волжской флотилии // Морской сборник. 2013. № 2 (1991) . С. 71-82.

Вы еще спрашиваете, почему был расстрелян Щастный?
Вот, собственно, в чем ошибка, неплохой, в общем, работы А.Рабиновича. Он считает, что Щастного расстреляли в рамках кампании укрепления власти среди военспецов, чтобы "других проучить". При этом он полностью упускает из внимания контекст, в котором все это проводилось. А контекст - вот он: бунтующие матросы, офицеры-заговорщики, контрреволюционные теракты.

Итого. Я не знаю, действительно ли Щастный был сознательным контрреволюционером и пытался как-то навредить большевикам путем махинаций на флоте. Замечу только, что спасению флота путем перевода его в Петроград это никак не противоречит. Щастный вполне искренне мог спасать его от немцев, а потом "спасать" его от большевиков, как он это понимал. В любом случае, для большевиков тут особой разницы нет.

И, разумеется, речи о том, что Щастного расстреляли "по настоянию Троцкого", просто неумны. Дело рассматривал Верховный трибунал, следователем был Кингисепп, который будет потом расследовать покушение на Ленина. Сторонников у Троцкого здесь не было, и если эти люди расстреляли Щастного, то потому, что сами так решили. Надеюсь, неангажированное исследование покажет правоту или неправоту решения трибунала.

Пока же у меня лично сложилось впечатление, что Щастный знал, на что шел. Он принял большевиков за немецких агентов и был уверен, что спас флот зря, потому и подчиняться им не хотел. Но то, что мы знаем сегодня, не было известно тогда. В любом случае подозрения Щастного были и остались беспочвенными, а документы, найденные у него - фальшивыми, что доказано специальным исследованием В.Старцева .

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Любопытно, что никто также не пытается рассмотреть дело Щастного в контексте спасения Черноморского флота. А между тем, там сложилась удивительно похожая ситуация. Прочесть можно у Н.Д.Карпова, "Трагедия белого юга. 1920" или у военспеца Кукеля .
Вкратце дело было в следующем.

В апреле 1918 г. Черноморский флот стоял в Севастополе и разлагался. Тоже подходили немцы. Командующий флотом адмирал М.Саблин сначала сделал жалкую попытку "спасти флот", подняв на нем украинские (!) флаги - что, по его мнению, не позволило бы взять флот немцам, ведь Украина - дружественная им держава. Но оказалось, что немцам плевать на софистику, и тогда Саблин под негодующие крики украинских властей вывез флот в Новороссийск. Немцы потребовали отдать им флот, и тогда Ленин, не имея возможности маневрировать, прислал два приказа. Один официальный - флот отдать. Второй секретный - флот затопить. Однако Саблину флот топить не хотелось и он начала играть на этих противоречиях, а заодно и обратился к матросам. В итоге остатки флота погрязли в непрекращающихся митингах, суть которых была в одном - топить или не топить? Дело осложняло независимое положение Кубано-Черноморской Советской республики, которая позарилась на флот и тоже топить его не хотела. На этом фоне идея Троцкого о создании "ударных команд" выглядит не лишней...

В итоге Саблина вызвали в Москву и арестовали за саботаж. С большим трудом "спаситель флота" сбежал потом к белым. Вместо него и.о. командующего остался капитан 1 ранга Тихменев, который в итоге обманул всех показной покорностью и "спас" один линкор и шесть эсминцев... отведя их немцам. Остатки флота, с которых сбежали кучки деморализованных матросов, которые громче всех орали на митинге о спасении кораблей, пришлось топить одному-единственному эсминцу "Керчь" под руководством того же Кукеля.

Не знаю, был ли готов Щастный повторить тот же фокус - "спасти" флот от уничтожения, передав его немцам. Вряд ли. Но в совизданиях есть информация, что еще до Ледового похода он вел переговоры с датчанами или другими скандинавами о возможности фиктивной продажи им кораблей. Видимо, такие идеи были не у одного Тихменева.

Ну, и в дополнение - о подрыве форта Ино.

"Учитывая сложившуюся тогда общую политическую и военную обстановку и исходя из основной задачи, поставленной В, И. Лениным, обеспечить мирную передышку, не допустить, чтобы германские империалисты возобновили военные действия Против Советской России, что могло тогда повлечь за собой захват «германцами Питера, Москвы и большей части Европейской России»,13 Совнарком предписал 25 апреля военному командованию использовать любые возможности для улаживания того вопроса мирным путем. Начальник морских сил республики, передавая распоряжение правительства, подчеркнул: «Совнарком не хочет из-за Ино вступать в возможное враждебное действие с немцами».

В тот же день 25 апреля на совместном совещании военных руководителей Петрограда и командования Балтийского флота был разработан план обороны форта. Этот план включал следующие положения:

1. Если враг попытается захватить форт силой, отразить его огнем и штыком.

2. За пределы форта гарнизону не выходить и огня по разъездам и скоплениям войск противника не открывать.

3. В форт допускать парламентеров, а также финских красногвардейцев.

Гарнизон форта в эти дни получил подкрепление. Сюда прибыли 6-й Латышский полк, Новгородский красноармейский батальон, Выборгский красноармейский отряд и отряд пулеметчиков — всего 1175 человек. Кроме того, здесь находились 250 бойцов Кронштадтского артиллерийского дивизиона и отряд сестрорецких рабочих.

Однако этих сил для организации серьезной обороны было недостаточно, к тому же всю артиллерию форта, имевшуюся в распоряжении державших оборону, нельзя было использовать, так как не хватало артиллеристов и три батареи не имели прислуги. Сам форт был укреплен с моря, в то же время со стороны материка оборона его была слабой, а именно отсюда угрожал противник.

Поддержать форт артиллерией боевых кораблей, как это предлагал сделать военный отдел Кронштадтского Совета, принявший решение направить сюда линкор «Республика» и миноносец «Прыткий», было невозможно, ибо немцы в ультимативной форме потребовали от Советского правительства не посылать кораблей Балтийского флота на защиту форта «Ино».

К 24-25 апреля общая численность финских белогвардейских поиск, подошедших к форту «Ино», составляла не менее 200 тыс. человек, в их распоряжении имелась полевая артиллерия. В первых числах мая белофинны «увеличили свои силы. Из Койвисто прибыли подразделения егерей с артиллерией. Враги стали готовить бомбардировку крепости». Командование Балтийского флота приняло решение взорвать форт, пред-/70/-варительно вывезя из него боевой запас, военное имущество, легкую артиллерию, с орудий крупного калибра сняв важнейшие части.

12 мая пал красный Выборг. После этого в течение нескольких дней были разбиты последние разрозненные отряды финской Красной гвардии. В Финляндии установилась власть буржуазии.

В день падения Выборга командующий войсками, осаждавшими форт, майор Остерман предъявил очередной ультиматум о сдаче форта.

В 10 час. 40 мин. вечера 14 мая последние защитники покинули форт на яхте «Зарница». Через час с форта «Красная Горка» с помощью электричества был взорван форт «Ино». Враг был лишен возможности использовать его против Кронштадта, а следовательно и против Петрограда. Однако теперь германские войска заняли на Карельском перешейке важные и удобные для нападения на Петроград стратегические позиции".

М.О.Малышев. Оборона Петрограда и изгнание немецких оккупантов с северо-запада России в 1918 году. Л., 1974. С.70-71.

Но большевицкая власть не давала никаких указаний, ибо, только что получив «передышку», она готова была пожертвовать и Балтийским флотом ради собственного спасения. Только через три дня, 6 марта, после настойчивых требований командующего, Центробалт, видя безвыходность положения, окончательно согласился вести флот из Гельсингфорса в Кронштадт, спасая его от немецкого захвата. За исключением подводных лодок передовой базы и нескольких судов, не имевших ни хода, ни полных команд, адмиралу Щастному с огромными трудностями удалось провести весь, немалый тогда, Балтийский флот в Кронштадт. Всего было спасено 211 кораблей и транспортов.

Алексей Щастный. Видефильм

Колоссальной заслуги контр-адмирала Щастного не мог отрицать и Троцкий . На заседании революционного трибунала 18 июня 1918 года, выступая в качестве «свидетеля» по делу судимого командующего Балтийским флотом, председатель Высшего военного совета показал:

«Я впервые увидел гражданина Щастного на заседании Высшего военного совета в конце апреля после искусного и энергичного проведения Щастным нашего флота из Гельсингфорса в Кронштадт» .

Контр-адмирал Щастный был большой русский патриот, глубоко переживавший позор Брестской капитуляции перед немцами. И после спасения флота из занимаемых немцами без боя Ревеля и Гельсингфорса он не мог, как не мог раньше генерал Духонин , вступить в переговоры с немцами. Он отказался от навязываемой ему партией роли, ибо ему было заранее известно, что он должен будет сдавать русские форты вокруг Кронштадта и, весьма вероятно, также корабли только что спасенного им Балтийского флота.

Из объяснений Троцкого на заседании ревтрибунала, становится совершенно ясным, что Щастный насколько мог уклонялся от предписываемых ему капитулянтских переговоров с немцами. Троцкий очень глухо, однако достаточно ясно, говорит о заранее известных ему немецких условиях, подписать которые предписывалось Щастному. Описывая то же заседание Высшего военного совета в конце апреля, на которое был вызван Щастный, Троцкий обвиняет командующего флотом в том, что «когда на заседании ВВС выдвигались определенные предложения с целью упорядочить международные отношения Балтийского флота , выяснив прежде всего вопрос демаркационной линии, Щастный отбрасывал эти предложения» .

Что же могло скрываться за словами «международные отношения Балтийского флота»? Эта в высшей степени странная формулировка Троцкого о флоте дополняется упорным требованием Щастному установить какую-то «демаркационную линию», которая явно не соответствовала официальным границам, проведенным немцами в Бресте.

Вопрос о так называемой демаркационной линии был, в частности, вопросом о сдаче немцам и финнам форта «Ино», являвшегося вместе с фортами «Красная горка» и «Серая лошадь» узлом последней оборонительной позиции на непосредственных подступах к Кронштадту и Петрограду. Сдать форт Ино – ключевой пункт этой последней позиции немцам, после сдачи Гангута, Ревеля и портландской позиции, было для Щастного слишком много.

«На вопрос Щастного о судьбе этого форта, – рассказывает дальше Троцкий о дискуссии по поводу судьбы форта Ино на Высшем военном совете, – я ответил Щастному, что в этом частном вопросе морское командование должно согласовываться с нашей общей политикой» .

Иначе говоря, Троцкий требовал, чтобы и в вопросе последней оборонительной линии, защищавшей Петроград, морское командование исполнило капитулянтские обязательства большевиков перед немцами.

Когда финны совместно с немцами подошли к форту, Щастный пытался его защищать и послал к Ино отряд адмирала Зеленого в составе крейсера «Олег» и др. судов. Убедившись, что на суше со стороны Петрограда никакой обороны не ведется, Щастный на свой страх и риск приказал взорвать этот форт, могущий стать теперь базой для удара со стороны Карельского перешейка по Кронштадту и Петрограду. 14 мая 1918 года форт был взорван контр-адмиралом Зеленым. Этот шаг, в связи с переговорами с немцами, Троцкий назвал «несвоевременным» .

Актом взрыва Щастный нарушил требование Высшего военного совета от 25 апреля 1918 года о вступлении в переговоры с немцами о «демаркационной линии», – формула, которая прикрывала требования о сдаче форта.

Но нежелание вступать в переговоры с немцами о передаче им форта Ино и, видимо, о разоружении флота была только половиной вины контр-адмирала Щастного. Вызванный в Москву Щастный вез с собой разоблачающие большевиков документы о соглашении с немцами относительно Балтийского флота. Троцкий не сообщает содержания этих бумаг, но, по его словам, вина Щастного заключалась и в том, что он «не обмолвился о лежащих в его портфеле документах, которые должны были свидетельствовать о тайной связи советской власти с немецким штабом » .

После ознакомления с материалами германского министерства иностранных дел не кажется невероятным, что отношения большевиков с немецким штабом и в этом вопросе соответствовали получаемым субсидиям . Документы, попавшие в руки Щастного, видимо через левых эсеров , а быть может и просто предъявленные немецким командованием в качестве прав на форт Ино, не были никогда опубликованы и о них известно лишь со слов Троцкого. Но то обстоятельство, что тайна отношений с немцами была раскрыта контр-адмиралом Щастным, послужила главной причиной его гибели. Он был расстрелян (отрядом китайских «интернационалистов») 21 июня 1918 года. Характерно, что 9 июня 1918 года генерал Людендорф отправил резкий меморандум германскому государственному секретарю, где, касаясь вопросов военных складов на Мурманской ж. д., чешских, сербских и др. добровольцев, а также судов флота, потребовал «строгого и беспощадного обращения» с большевистским правительством, которое, по словам немецкого генерала, «существует по нашей милости» .

Несколько иначе сложилась судьба Черноморского флота. Севастополь, порты Кавказского побережья – все базы флота – Ленин уступил немцам. Лучшая часть флота ушла в конце апреля из Севастополя в Новороссийск. На юг был послан один из видных кронштадтцев, мичман Ильин (Раскольников ), который вел, вероятно на свой страх, двойную игру. На требование немцев, ссылавшихся на § 5 Брест-Литовского договора, возвратить ушедшую часть флота в Севастополь, Раскольников официально соглашался, но на деле поощрял эсеровское большинство черноморских моряков в их намерении лучше утопить флот в Новороссийске, чем сдать его немцам. Ленин через Чичерина («Известия» от 22 июня 1918 года) соглашался с возвращением флота немцам, но в то же время секретным шифром послал телеграмму Раскольникову, где выражал свое согласие с требованием эсеров. Эта двойственная политика и сказалась на судьбе флота: часть его – один новейший линкор и 9 современных эсминцев были потоплены своими, в основном эсеровскими, командами, а другая часть – один новейший линкор и 6 эсминцев вернулась в Севастополь, уже занятый немцами, и сдалась им вместе с остававшимся там кораблями.

27 августа 1918 года, при обмене секретными нотами между германским и советским правительствами относительно оставшихся кораблей, было признано, что корабли могут быть использованы немцами «для военных целей... в случае необходимости» .

Так, после четырехлетней бесплодной борьбы Германия и Турция, благодаря поддержке большевицкой власти, получили абсолютное господство на Черном море.