Анкетирование по теме англо саксонская мифология. Англосаксонский эпос, поэзия

Пистолет ПБ с присоединенной передней частью ПБС

Пистолет ПБ с открытым затвором-кожухом и магазином

В 1967 году на вооружение групп специального назначения КГБ, «Альфа» и «Вымпел», а так же армейской разведки был принят пистолет, оснащенный интегрированным и съемным глушителем - ПБ («пистолет бесшумный», индекс 6П9) созданный А.А. Дерягиным в ЦНИИ Точмаш основан на конструкции ПМ. Однако пистолет Дерягина является самостоятельной системой в следствии многочисленных изменений и переработок механизмов оружия. Оружие использует штатные патроны 9×18. Так как затвор-кожух сильно укорочен, возвратная пружина размещена вертикально в рукоятке, взаимодействуя через качающийся двухплечный рычаг с затвором-кожухом.

На удлиненном стволе расположена расширительная камера в которой находится рулон металлической сетки, снижающей температуру пороховых газов, отводимых через отверстия выполненные по нарезам ствола. К передней части расширительной камеры резьбовым соединением крепится съемная часть глушителя, в котором размещен сепаратор с шайбами, имеющими разные углы наклона, разделяющими и перенаправляющими поток пороховых газов, которые взаимно снижают свою скорость и звук выстрела резко уменьшается. Начальная скорость пули составляет 290 м/с, то есть ниже скорости звука, в результате чего пуля не создает ударной волны. Пистолет носится в особой, специально разработанной для него кобуре, в которой имеется отделение для съемной части глушителя и второго магазина.

Автоматика работает по схеме использования отдачи при свободном затворе. Ударно-спусковой механизм куркового типа, двойного действия с автоматической постановкой курка на предохранительный взвод. На левой стороне затвора-кожуха расположен рычаг флажкового предохранителя при включении безопасно спускающего курок с боевого взвода. На нижней поверхности рукоятки размещена защелка магазина. Позади основания спусковой скобы, с левой стороны рамы, находится фиксатор щечек рукоятки. Это весьма нестандартное решение, особенно учитывая то, что на месте данной кнопки в основном размещают защелку магазина.

Недостатки пистолета: значительные габариты и масса оружия; необходимость присоединять переднюю часть глушителя для нужного снижения громкости выстрела; хорошо различимый звук соударяющихся металлических деталей на расстоянии 50 метров; управляемый вручную предохранитель, усложняющий обращение с оружием. За долгие годы службы и по результатам опыта боевого применения ПБ зарекомендовал себя надежным и точным оружием с небольшой отдачей и подбросом при стрельбе. Оружие обладает также и лучшей кучностью при скоростной стрельбе благодаря большей, чем у ПМ массе. Но при стрельбе сериями по 5 - 6 выстрелов их звук увеличивается.

Не смотря на массивный глушитель ПБ обладает хорошим балансом. Пистолет отличается большой служебной прочностью и долговечностью. Известны экземпляры с настрелом, в несколько раз превышающим гарантийный, и при этом не имеющие серьезных дефектов. В настоящее время ПБ продолжает находиться на вооружении спецподразделений ФСБ и ВВ МВД РФ, но постепенно заменяется пистолетом ПСС, более соответствующим ставящимся перед таким оружием задачам.

Впечатления: «Звук издаваемый при стрельбе понравился. Машинка легла в руку, как родная. Но это легко объяснимо, так как основа - ПМ. Если делать серии по 5 - 6 выстрелов, звук становиться чуть громче. При неспешной стрельбе громкость звука не изменяется. Баланс нормальный, я ожидал, что он будет «клевать» вниз, но этого не произошло». «Сетки в расширительной камере прогорают за год, если не раньше, даже при условии, что ПБ идет спецкурсом и его берегут».

Характеристики бесшумного пистолета ПБ

  • Калибр: 9×18 ПМ
  • Длина оружия: 170/310 мм
  • Длина ствола: 105 мм
  • Высота оружия: 134 мм
  • Ширина оружия: 32 мм
  • Масса без патронов: 970 г
  • Емкость магазина: 8 патронов

Пистолеты

  • Израиль

Пистолет бесшумный ПБ (индекс 6П9) был разработан на базе ПМ конструктором А. А. Дерягиным, принят на вооружение в 1967 году. Предназначен для поражения целей в условиях, требующих бесшумной и беспламенной стрельбы. Является личным оружием нападения и защиты. Состоит на вооружении спецподразделений органов внутренних дел и частей внутренних войск МВД РФ.

Пистолет использует интегральный глушитель, причем в отличие от большинства аналогичных систем глушитель звука выстрела сделан разборным из двух частей. Это решение позволяет носить и хранить пистолет со снятой передней частью глушителя, а перед применением быстро устанавливать насадку на оружие.


При этом пистолет сохраняет возможность безопасного для стрелка ведения огня при снятом насадке, но при снятой насадке звук выстрела близок по громкости к звуку выстрела пистолета ПМ. Впрочем, и с установленным насадкой пистолет не становится полностью беззвучным, однако снижение громкости выстрела все же достаточно существенно, при выстреле слышен только металлический лязг кожуха затвора. Вместе с тем полностью бесшумным пистолет назвать нельзя - при стрельбе ночью на открытой местности звук соударяющихся металлических частей хорошо слышен на расстоянии 50 м, т.е. на дальности эффективной стрельбы.. Снятая насадка переносится в специальном отделении кобуры, разработанной для пистолета ПБ.


Кобура выполнена из кожзаменителя, снабжена застегиваемым на шпенек клапаном, отделением для насадка и отделение для запасного магазина.

Пистолет ПБ полностью унаследовал от пистолета ПМ конструкцию ударно-спускового механизма с самовзводом и расположенным слева на затворе предохранителем, при включении автоматически снимающим курок с боевого взвода. В силу того, что передняя часть ствола закрыта глушителем, затвор имеет небольшую длину, не позволяющую разместить внутри него возвратную пружину. Поэтому возвратная пружина размещена в рукоятке, под ее правой щечкой, и воздействует на затвор через длинный качающийся рычаг. Прицельные приспособления фиксированные, не регулируемые. Пистолет использует штатные магазины от ПМ на 8 патронов.


ПБ поступил на вооружение рот специального назначения армейских разведывательных батальонов, групп специального назначения КГБ “Альфа” и “Вымпел”, состоит на вооружении спецподразделений ФСБ и ВВ МВД. Из аналогов можно назвать его ровесника китайский пистолет специального назначения Тип 67.


Сборка-разборка пистолета самозарядный для бесшумной и беспламенной стрельбы ПБ:

Неполная разборка пистолета производится для чистки, смазки, а также устранения мелких неисправностей. Для разборки пистолета необходимо:

1. Отделить магазин. Удерживая пистолет в правой руке, большим пальцем левой руки отжать защёлку магазина, извлечь магазин из рукоятки.

2. Снять оружие с предохранителя, опустив флажок предохранителя вниз, отвести затвор в крайнее заднее положение, проверить, нет ли патрона в патроннике. Отпустить затвор, произвести контрольный спуск курка с боевого взвода.

3. Отсоединить насадок глушителя. Отжав защёлку камеры вниз до отказа, повернуть насадок против часовой стрелки и, сместив его вперёд, отделить от ствола.

4. Отделить рычаг возвратного механизма. Переместив затвор назад на 10-15 мм, отделить рычаг от рамки.

5. Отделить расширительную камеру глушителя. Оттянуть край спусковой скобы вниз и, перекосив вправо, упереть её в рамку; повернуть камеру на стволе против часовой стрелки и, перемещая вперёд, снять со ствола.

6. Снять со ствола переднюю и заднюю втулки, а также сетчатый рулон.

В 60-е годы, в самый разгар холодной войны между Советским Союзом и НАТО, военные конструкторы обеих враждующих сторон занялись созданием бесшумного стрелкового оружия. Сложившаяся на то время ситуация этому способствовала как никогда раньше. В Советском Союзе к возможному вооруженному противостоянию с США отнеслись очень серьезно. В условиях холодной войны особая роль отводилась в первую очередь разведывательно-диверсионным подразделениям, действующим, не привлекая лишнего внимания, в тылу противника. От советских конструкторов требовалось создание такого оружия, стрельба из которого не сопровождалась бы громкими звуками и вспышками выбиваемого из ствола пламени. В результате для советских спецслужб было создано несколько бесшумных и малогабаритных образцов.

19) спусковой скобы;

20) возвратной пружины;

21) передаточного рычага;

22) задвижки;

23) боевой пружины;

24) корпуса под глушитель;

25) сепаратора;

26) пистолетного магазина.

Характеристики бесшумного пистолета ПБ

  • Страна-производитель - Россия.
  • Главный разработчик - А. А. Дерягин.
  • Модель принята на вооружение в 1967 году.
  • Цена бесшумного пистолета ПБ - 70 тыс. рублей за единицу.
  • Предназначен для стрельбы патронами калибра 9 х 18 мм пистолета Макарова.
  • Длина ПБ без глушителя составляет 17 см. С глушителем - 31 см.

  • Длина ствола - 105 мм.
  • Высота пистолета - 134 мм.
  • Ширина - 32 мм.
  • Выпущенная пуля обладает начальной скоростью 290 м/с.
  • Весит пистолет без боеприпасов - 970 г, с патронами - 1,02 кг.
  • Магазин рассчитан на 8 патронов.
  • Пистолет обладает прицельной дальностью до 25 м и максимальной дальностью, не превышающей 50 м.
  • Скорострельность - 30 выстрелов в минуту.
  • Оружие использовалось сотрудниками КГБ СССР. К оружию предназначалась специальная кобура для переноски съемного глушителя для бесшумного пистолета ПБ (6П9).

Относительная терпимость англосаксонской церкви к народной культуре в эпоху распространения христианства привела к тому, что монастыри стали не только проводниками новой религии в обществе, но и центрами, где сосредоточилась запись памятников народной словесности, правда, с соответствующим ее отбором и обработкой. Именно этим объясняется довольно большое число дошедших до нашего времени памятников народной поэзии. Ведь из центрально-германской поэтической традиции сохранились лишь небольшие отрывки: фрагмент «Песни о Хкльдебранте» и два заклинания. О древнейшей поэзии франков мы не знаем практически ничего. Исчезла, оставив лишь незначительные следы в эпосе других народов, эпическая традиция готов. И только Скандинавия донесла до нас богатейшее поэтическое наследие «героической эпохи»: мифологические и героические песни «Эдды». Конечно, нам известна лишь незначительная часть произведений, исполнявшихся англосаксами, большинство эпических поэм утрачено безвозвратно. Однако четыре сохранившиеся рукописи древнеанглийских поэтических текстов (все они написаны около 1000 г.) и несколько фрагментов обнаруживают редкое богатство и разнообразие тем, сюжетов, поэтических форм. Не случайно поэтому VIII-X века считаются эпохой расцвета англосаксонского эпоса.

В его основе лежал круг идей и представлений, составляющих то, что можно условно назвать художественным сознанием той части населения, в чьей среде возникали и передавались из поколения в поколение, пересоздаваясь в каждом новом исполнении, эпические произведения. Эстетические потребности сочетались в нем с этическими и юридическими взглядами. В эпосе отражались представления о всемирной (сколь бы ни был ограничен «весь мир») истории и месте в ней истории своего народа; в нем воплощались и передавались последующим поколениям сведения о прошлом; через эпические предания осуществлялись и введение каждого нового поколения в историю, и непрерывная связь времен от прошлого к будущему. Эпос заключал в себе космологическую модель и идеальную модель общества, воссоздавая макро- и микрокосм в поэтических формах. По своей природе эпическое творчество было синкретично и полифункционально и являлось основной формой выражения знаний, чувств, устремлений и идеалов своих создателей.

Именно поэтому роль исполнителя и создателя эпических сказаний - скопа - в англосаксонском обществе была чрезвычайно велика. Скоп - приближенный короля, сидящий у его ног на пиршестве, получающий щедрые дары и встречаемый почетом, когда он странствует по свету. Скоп- хранитель мудрости, передаваемой им людям, кладезь знаний. Поэтому в англосаксонских поэмах одно из первых достоинств мудрого человека - знание им многих песен: этим достоинством обладают и Моисей («Исход»), и Хродгар («Беовульф»), и Соломон, и многие другие. «Как драгоценные камни пристали королеве, оружие - воинам, так и хороший скоп - людям»,- гласило одно из древнеанглийских гномических стихотворений. Без скопа невозможно было обойтись на пиру и в походе, он находился рядом с королем и в дни войны, и в часы мира, чтобы прославлять его подвиги. Только в песнях могла сохраниться и быть передана, потомкам слава героя, память о его доблести и щедрости:

... и приближенный, любимец конунга, славословий знаток многопамятливый, сохранитель преданий старопрежних лет, он, по-своему сопрягая слова, начал речь - восхваленье Беоаульфа; сочетая созвучья в искусный лад, он вплетал в песнопение повесть новую, неизвестную людям поведывал быль...

(Беовульф, 867-874)

Скоп, как правило, дружинник, принимавший участие и в военных действиях. Но сохранилось немало упоминаний о том, что и знатные люди, и короли нередко выступали в качестве певцов: так рассказывают о св. Дунстане и Альдхельме, об Альфреде Великом и многих других. Исполнение песен не считалось чем-то постыдным, недостойным знатного или просто благочестивого человека. Напротив, умение в звучных стихах поведать о прошлом - свидетельство мудрости, знаний, богоизбранности. Не случайно так часты изображения скопа на миниатюрах древнеанглийских рукописей, и даже библейские персонажи, например Давид, представлены с арфой в руках.

Как рассказывается в поэме «Видсид» - «Многостранствовавший», скоп часто переходил от одного правителя к другому, разнося славу и хулу по всему свету:

Так скитаются, как судьба начертала, песносказители по землям дальним, о невзгодах слагая слово, о благих щедроподателях: и на севере, и на юге, всюду найдется в песнях искушенный, не скупящийся на подношенья державец, перед дружиной жаждущий упрочить дела свои славословьем, покуда благо жизни и свет он видит.

(Видсид, Ш-142)

Странствуя из королевства в королевство, исполняя песни при дворах правителей разных земель и народов, скоп вел рассказ о деяниях давно погибших властителей Эрманариха и Аттилы, о победах над чудовищами, великанами и драконами, грозившими гибелью их соплеменникам, отважных и могучих героев - Беовульфа, Сигмунда. Жажда битвы звучала в его сказаниях о распрях и кровопролитных сражениях между данами и ютами, гуннами и бургундами, геатами и свеями, и неважно было, что нет уже на свете многих из этих племен. Они населяли эпический мир англосаксонского скопа и его слушателей и в нем обретали новую полнокровную жизнь.

Были и новые песни у скопа - песни, рожденные христианством:

...там арфа пела и голос ясный песносказителя, что преданье повел от начала, от миротворенья; пел он о том, как Создатель устроил сушу-равнину, омытую морем, о том, как Зиждитель упрочил солнце и месяц на небе, дабы светили всем земнородным, и как Он украсил зеленью земли, и как наделил Он жизнью тварей, что дышат и движутся.

(Беовульф, 89-98)

Были и печальные песни - о герое, отторгнутом от мира, в котором он жил и которому остались лишь воспоминания о минувшем счастье в кругу друзей за пиршественным столом. Весь этот разнообразный по истокам, сюжетике и настроениям материал объединял в своей памяти дружинный певец.

Цельность эпического фонда англосаксов зиждилась, с одной стороны, на единстве всеобъемлющего образа мира, созданного художественным переосмыслением действительности в сознании многих поколений скопов, с другой - на общей системе стихосложения с традиционным комплексом поэтических средств и приемов. Имелся выработанный веками набор метафор, сравнений, стереотипных описаний, которые могли использоваться в самых различных произведениях30. Память скопа услужливо подсказывала ему слова и выражения, которые следует употребить при рассказе о той или иной ситуации, при описании определенного события, независимо от того, происходит ли оно с христианским святым, Беовульфом, великаном Гренде-лем или языческим правителем.

Стереотипность средств выражения наряду с единой системой стилистических приемов (повторов, нанизывания синонимов и т. д.) создавала единство поэтической ткани различных по характеру и сюжетам памятников, скрепляла героический мир англосаксонского эпоса. Имеете с тем единство поэтики эпических произведений не может скрыть разнообразия их видов. Развитие художественного сознания как результат начавшейся дифференциации отдельных сторон общественного сознания в целом, с одной стороны, и влияние христианской словесности с ее осознанными и теоретически осмысленными литературными формами - с другой, вели к постепенному усложнению и расслоению эпической словесности, к появлению новых повествовательных видов. Этот процесс, вероятно, шел постепенно, медленно. Но мы ничего не знаем о нем. Известен лишь его итог - в VIII-X вв. на английской почве создано множество эпических памятников различной тематики, отражающих различные стороны жизни, в различной степени подвергшихся влиянию христианского мировоззрения и литературы.

Каковы же типы этих произведений, можно ли их считать самостоятельными жанрами эпической словесности, что позволяет вычленить их?

Наиболее очевидный признак, на основании которого обычно выделяются отдельные группы памятников,- сюжет и его ориентация на отражение определенного круга событий и явлений. Так, в поэмах, причисляемых к героическому эпосу, центральное место занимают борьба с чудовищами, племенные распри и войны. Содержание небольших по объему стихотворений, обычно называемых героическими элегиями,- психологическое состояние человека, потерявшего своего господина и близких и остро ощущающего свое одиночество. Религиозный эпос представляет собой обработку сюжетов библейских легенд и житий святых. Исторические песни посвящены поэтическому рассказу о реально происходивших событиях. Разграничение тем и сюжетов влечет за собой ряд других существенных признаков, совокупность которых и позволяет рассматривать выделенные группы как самостоятельные жанры в системе англосаксонского эпоса. Наиболее важными моментами представляются: соотношение памятников различных жанров с общегерманской эпической традицией и с христианской литературой; их отношение к истории, т. е. уровень и характер их историзма; взаимодействие в них правды и вымысла и понимание того и другого; их композиционная структура, трактовка образа героя, а также основные элементы эпического мира памятников, в первую очередь их пространственные и временные характеристики. Некоторые отличия имеются и в социальном функционировании различных жанров, в их предназначенности для определенной аудитории, хотя это обстоятельство и не всегда очевидно в достаточной степени.

Вместе с тем нельзя преувеличивать самостоятельность, отчлененность жанров в англосаксонской эпической поэзии. «Они не противопоставлены достаточно четко друг другу как разные художественные формы», и потому границы между ними размыты и неопределенны. Не случайно нет согласия в вопросе о том, например, какие стихотворения относить к жанру героических элегий, а в «Беовульфе» имеются эпизоды, которые - будь они записаны отдельно - были бы сочтены героическими элегиями, религиозно-эпическими и даже религиозно-дидактическими произведениями. Проницаемость и взаимопереплетение жанров свидетельствуют не только о начальном этапе их развития, но и о еще существующем единстве, цельности эпической поэзии англосаксов, жанровые различия внутри которой представляются по преимуществу вариантами, модификациями поэтической картины мира.

Именно это делает невозможной историческую классификацию эпических жанров, тем более что все памятники были созданы в дошедших до нас редакциях в промежутке между серединой VIII и концом X в., т. е. практически одновременно. За исключением нескольких произведений - наиболее раннего («Гимн» Кэдмона - около 680 г.) и наиболее поздних (исторические песни) - нет оснований и для их датировки, хотя попытки такого рода предпринимались неоднократно. Поэтому единственно возможным представляется выяснение типологии эпических жанров.

Наиболее ранними с типологической точки зрения являются памятники собственно героического эпоса - «Беовульф» (что не исключает возможности более позднего происхождения сохранившейся до наших дней его редакции), «Вальдере», «Битва при Финнсбурге». Это сказания на традиционные сюжеты, восходящие по преимуществу к общегерманскому эпосу и имеющие в нем параллели. Влияние христианской идеологии обнаруживается в них в той мере, в какой она проникает в художественное сознание как один из составляющих (но не определяющих) его элементов. Однако надо отметить, что к этой группе относятся произведения типологически неоднородные. Поэма «Беовульф», повествующая о победах героя над чудовищами, восходит, очевидно, к архаическим формам эпоса древних германцев, от которого сохранились лишь отдельные следы в скандинавских повествовательных мифологических песнях. Тем удивительнее кажется соединение в рамках одного, цельного произведения мотивов, сюжетов, представлений многих эпох. В нем мы находим элементы различных эпических жанров: элегий (например, жалобы воина), других героических сказаний (песнь о Сигмунде, песнь об Ингельде и др.), религиозного эпоса (песнь о создании мира или обращение Хродгара к Беовульфу). В нем сочетаются представления родового общества с феодальной этикой, героический идеал воина-богатыря - с образом «справедливого правителя».

Иной характер имеют другие героико-эпические произведения, которых, правда, сохранилось очень мало- и по преимуществу во фрагментах. Их герои, как правило, легендарно-исторические личности, сюжетом служат межплеменные (или межгосударственные) распри, они посвящены какому-либо одному событию или цепи событий, составляющих единый сюжет, идеальный эпический мир наделен некоторыми чертами реальности.

Типологически более поздними жанрами представляются религиозный эпос и героические элегии. И тот и другой жанр возникают под сильным воздействием англосаксонской христианской литературной традиции, но разных ее аспектов.

В памятниках религиозного эпоса наиболее ярко проявляется взаимодействие двух пластов англосаксонской культуры и их переплетение в сознании англосаксов. Библейские и житийные сюжеты перерабатываются в формах традиционного германского героического эпоса. Эту переработку, однако, нельзя рассматривать как «вливание молодого вина в ветхие мехи», т. е. как механическое сочетание христианского содержания с традиционной эпической формой. Использование древнегерманской эпической поэтики неизбежно влекло за собой воссоздание (в более или менее полном объеме) картины мира, свойственной германскому дохристианскому обществу. Оно трансформировало понятия христианской этики в привычные и доступные всем героико-эпические представления и тем самым включало христианские сюжеты в привычный мир героических сказаний. Не случайно большая часть памятников основывается на сюжетах, имеющих в себе героические черты, выбираются те библейские персонажи и святые, поступки которых согласуются с представлениями о героическом. Это Юдифь, убившая Олоферна и тем самым спасшая родной город от полчищ ассирийцев. Это св. Андрей, сокрушающий каннибалов-мирмидонян, чтобы освободить попавшего к ним в плен св. Матфея. Это Моисей, мудрый, знающий много песен вождь и правитель, ведущий свое племя из плена и организующий достойный отпор настигающему их войску египтян (поэма «Исход»). Библейский сюжет развертывается и разрастается в соответствии с требованиями героико-эпической поэтики, хотя временные и пространственные рамки строго ограничены оригиналом. Вводится множество эпизодов, по преимуществу героического содержания, цепь которых и создает постепенное развитие действия.

В героических элегиях получил развитие совершенно иной аспект христианской литературы. Это древнейшие в западноевропейской литературе произведения на народном языке, где в центре внимания рассказчика- психологический мир героя. Разумеется, он стереотипен, как стереотипна и сама ситуация во всех произведениях этого жанра. Более того, внимание сосредоточено лишь на одной стороне этого мира - на чувствах печали, одиночества, острого ощущения изменчивости мира, преходящего характера его радостей и скорбей. Противопоставление счастливого прошлого и трагического настоящего создает контраст, который и лежит в основе композиции элегий. Но все переживания героя развертываются на фоне идеального героического мира. Он присутствует в воспоминаниях героя о счастливом прошлом. Им определяется трагизм ситуации - оторванность героя от этого мира, невозможность для него проявить свою героическую сущность. Герой безлик, у него (за исключением певца Деора) даже нет имени.

Исторические песни представляют более поздний этап развития эпоса. Их связь с общегерманской традицией проявляется лишь в системе стилистических приемов и образов; они ориентированы на изображение конкретного, реального, исторически достоверного события, хотя принципы его отражения содержат много традиционных черт, подчас фантастических. Как рассказ об одном событии, они композиционно строятся на последовательном развертывании действия во времени; место и время действия, как правило, строго ограниченны, одноплановы, приурочены к реальному месту и времени, где и когда происходило событие, лежащее в основе сюжета произведения.