Формирование аналитико синтетической активности дошкольников. Звуковая аналитико-синтетическая деятельность

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области). Одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, внимание ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.

Для того, чтобы понять, как выстроить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, нужно разобраться в основных понятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области). Одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, внимание ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.

Для того, чтобы понять, как выстроить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, нужно разобраться в основных понятиях.

Система (в педагогике)– совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Формирование (от лат formo - образую) - становление человека как личности, которое происходит в результате развития и воспитания и имеет определенные признаки завершенности.

Активность - деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Анализ (аналитическая деятельность) – это способность организма разлагать, расчленять действующие на организм раздражители (образы внешнего мира) на простейшие составляющие элементы, свойства и признаки.

Синтез (синтетическая деятельность) – это процесс, противоположный анализу, заключающийся в выделении среди разложенных при анализе простейших элементов, свойств и признаков наиболее важных, существенных в данный момент и объединении их в сложные комплексы и системы.

Единство аналитико-синтетической деятельности заключается в том, что организм с помощью различает (анализирует) все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует представление о них.

Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

Звуковой синтез - соединение звуков в слова.

Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической активности – это становление стремления к изучению процессов различения звуков и соединения их в слова.

Предпосылка – предварительное условие.

Обучение – 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Проанализировав понятия, можно сделать следующий вывод:

прежде, чем приступить к обучению ребенка чтению и письму, т.е. грамоте, у него должны быть сформированы навыки звукового анализа и синтеза. Для этого нужно сформировать стремление (активность) у дошкольников к аналитико-синтетической деятельности. Для формирования звуковой аналитико-синтетической активности необходимо продумать систему работы по данному направлению.

Для выявления уровня сформированности звуковой аналитико-синтетической активности необходимо провести анализ недостатков в результатах, в основном процессе и профессиональной деятельности педагогов.

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Анализ недостатков в результатах

Анализ недостатков в основном процессе

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности

Недостаточное развитие фонематического слуха у дошкольников подготовительного возраста

Низкая компетентность в вопросе формирования звуковой аналитико-синтетической активности у педагогов

Недостаточное количество оборудования, технических средств

Затруднения у дошкольников делить слова на слоги

Недостаточное использование методов формирования звуковой аналитико-синтетической активности

Нехватка специалистов (логопедов)

Затруднения в выделении звуков в словах

Недостаточное планирование работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности

Недостаточное наполнение развивающей среды

Затруднения в назывании звука

Недостаточное использование приемов работы по формированию звуковой активности

Затруднения в назывании ударного звука, слога

Проблема «незнания» документов и неумения их применять, из-за которой педагоги зачастую не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми: на какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие – рекомендательными и т.д.

Затруднения в образовании слога из звуков

Затруднения в подборе схем к словам

Затруднение в образовании слова из слогов

Недостаточное развитие связной речи

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе проведенного анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности была выявлена проблема: согласно федеральному государственному образовательному стандарту ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может выделять звуки в словах, однако на практике дети подготовительного дошкольного возраста испытывают затруднения в звуковой аналитико-синтетической деятельности.

Для решения данной проблемы необходимо дополнить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом (согласно программе )

Пример проявления

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью

Развитие инициативности с целью получения новых знаний

Дети рассказывают, что хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие рассказы предпочитают слушать и т.п.

Освоение форм речевого этикета

Дети умеют вести диалог между воспитателем и ребенком,

между детьми; быть доброжелательными и корректными собеседниками

Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

Формирование умения отстаивать свою точку зрения

Дети отстаивают свою точку зрения в высказываниях

Развитие стремления детей к самостоятельности суждений

Дети начинают активно употреблять

обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

Совершенствование монологической и диалогической форм речи

В высказываниях

детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,

формирующихся в этом возрасте

Развитие умения составлять рассказы из личного опыта

Дети умеют составлять рассказы, опираясь на личный опыт

Может выделять звуки в словах

Совершенствование умения различать на

слух и в произношении все звуки родного языка.

Дети различают на слух и произносят все звуки родного языка

Совершенствование фонематического слуха: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Дети находят слова с определенным звуком, называют слова с этим звуком в предложении, определяют место звука в слове

Обрабатывание дикции:

учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями

Дети внятно и отчетливо произносят слова

У ребенка складываются предпосылки грамотности

Формирование представлений о предложении

(без грамматического определения)

Дети используют предложения в речи

Упражнение в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности

Дети составляют предложения, расчленяют их на слова

Формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми

слогами на части

Дети делят слова на слоги

Формирование умения составлять слова из слогов (устно)

Дети составляют слова из слогов

Формирование умения выделять последовательность звуков в простых словах

Дети определяют последовательность звуков в словах

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для решения проблемы предлагается следующая система работы:

Для работы по данным направлениям было создано мультимедийное пособие, состоящее из упражнений. Пособие предназначено для работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.

  1. Развитие фонематического восприятия: узнавание звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Упражнение «Подбери картинку»

Цель: формирование умения подбирать слова, похожие по звучанию.

Слайд 2 (мультимедийное пособие)

  1. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

Упражнение «Найди цветок»

Цель: развитие умения выделять на слух определенный звук в слове.

Слайд 3 (мультимедийное пособие)

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза: выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

Упражнение «Найди согласные»

Цель: развитие умения находить и выделять в слове согласные звуки.

Слайд 4 (мультимедийное пособие)

Упражнение «Найди картинки, в названии которых есть слог «па»

Слайд 5 (мультимедийное пособие)

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

5. Развитие грамматических навыков - составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

Упражнение «Найди нужное предложение»

Цель: формирование умение вычленять слова из предложения, соотносить предложение со схемой.

Слайд 6 (мультимедийное пособие)

  1. Развитие связной речи.

Работа с родителями

Изготовление пособий и консультаций для родителей.

Проведение мастер – классов.

Для контроля предлагается методика исследования состояния фонематического анализа и синтеза у дошкольников подготовительного возраста. Обследование детей проводит логопед.

(приложение)

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Условия

Характеристика изменений

Кадровые

Привлечение логопеда в воспитательный процесс

Научно-методические

Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме

Материально-технические

Техническое обеспечение воспитательного процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в интернет и т.п.) для создания мультимедийных пособий, повышения самообразования педагогов

Обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные печатные игры; настольно-дидактические игры

Нормативно-правовые

Знание и соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога при организации воспитания и обучения детей: ФГОС, образовательная программа, СанПиН, закон «Об образовании»

Информационные

Использование современных информационных технологий (компьютерных, мультимедийных)

Организационные

Создание оптимальных условий для полноценного речевого развития: обеспечение

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой


Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» -результат многолетнего опыта работы автора с детьми дошкольного возраста (более 25 лет). В ней определены содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения программы «От звука к букве. Формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 2-7 лет (образовательная область «Речевое развитие»). Программа сопровождается учебно-методическим комплектом для детей 2-7 лет (24 пособия), в который включены дидактические пособия, как для взрослых, так и детей. Наличие УМК является одним из условий эффективной реализации Программы (ФГОС ДО). Рекомендуется всем участникам образовательного процесса - детям, педагогам, родителям.

Пояснительная записка.
Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (далее - Программа) и учебно-методический комплект (УМК) дополнены и переработаны в свете основополагающих требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее Стандарт) к структуре Программы и ее объему, условиям реализации Программы и результатам ее освоения.
Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 2-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
- организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательноисследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает. Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года)
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Программа «От звука к букве, Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте», Колесникова Е.В., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет, К рабочей тетради «От А до Я», Колесникова Е.В., 2016
  • Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет, К рабочей тетради «Я начинаю читать», Колесникова Е.В., 2016
18.03.2015

13 февраля 2015 года детском саду МБДОУ «Детский сад№19 «Терем-теремок» общеразвивающего вида проходил семинар по теме: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте».

Цель: уточнить представления о процессе обучения грамоте

Задачи:

Активизировать знания о звуках и буквах;

Уточнить представления о гласных и согласных звуках;

Учить дифференциации согласных по твердости - мягкости, глухости - звонкости;

Научить правильно, делать звукобуквенный анализ слова;

На семинаре присутствовали все педагоги. Выступила заместитель заведующего по ВМР Павлова С.Д.

Она рассказала, что у воспитанников 6-7 лет развитие речи достигает высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей - усвоение грамматической системы языка. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Недостатки развития связной речи связаны с неумением, построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания. Много детей, у которых двуязычие, с такими детьми очень сложно работать, они нарушают звуковую структуру слова, неправильно произносят все звуки русского языка.

В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Самоназвание говорит о том, что в основе лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, Д.Б. Эльконина). Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в МБДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе работы по развитию речевого слуха, фонематического восприятия. Теория и практика воспитательной работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияют на становление всей речевой системы в целом. Восприятие речи, овладением её звуковой стороной полностью зависит от сформированности и развития слуха.

Выступила учитель-логопед Галкина Р.В., она провела с педагогами практическое занятие по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у детей.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, определение места звука в слове).

1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). 10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) .Эти буквы обозначают слияние двух звуков , , , .

2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие - зеленым цветом.

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок.

4. Звуко-буквенный анализ слова. . Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА . Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука. Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом. Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом. Следующий звук - [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] - гласный, обозначается красным цветом. Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА .

5. Помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. На коррекционную работу отводится два года и ведется она систематически и поэтапно, с учетом специфики имеющихся у детей речевых нарушений.

Звуко-буквенный анализ принято называть фонетическим . Он заключается в том, чтобы разделить заданное слово по слогам, поставить правильно ударение, выписать звуки, соответствующие буквам слова так, как они слышатся при произношении, и затем охарактеризовать отдельно каждый из них по установленной схеме. Причем звуков может быть больше, чем букв, а может быть и меньше. При этом, в разных областях страны результаты разбора одного и того же слова окажутся разными, поскольку произношение у жителей разных регионов иногда существенно отличается.

Информацию подготовила учитель-логопед Галкина Р.В.

Современный взгляд на формирование звуковой аналитико-синтетической активности у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня педагоги дошкольных учреждений осваивают новые образовательные программы , используют на занятиях разные методы. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Важность речевого развития подчёркивают и новые стандарты, где этому развитию посвящён целый раздел (ФГОС). И в одной из задач говорится о том, что на дошкольном этапе мы должны формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучению грамоте.

Современная ситуация развития ребенка характеризуется достаточно ранним и интенсивным погружением ребенка в информационную среду, в связи с чем обучение грамоте, чтению в дошкольном возрасте многие педагоги и родители рассматривают как залог будущего успешного обучения ребенка в школе. Поэтому очень важно найти правильный подход. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе. Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а также для учителя, который примет наших детей в 1 класс . Обучая грамоте, мы осуществляем пропедевтику дислексии и дисграфии.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов: формирование звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением всех звуков, формирование фонема тических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка, готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.

Подготовительный этап. Знакомство с неречевыми звуками.

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие «звук». Развивается слуховое внимание.

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

Узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Основной этап. На втором этапе происходит знакомство с речевыми звуками. На этом этапе главное – формирование фонематических процессов. Вот как происходит знакомство с гласными звуками. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем квадрат красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков. После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук Этапы изучения буквы для детей старшего дошкольного возраста Для того чтобы ребенок усвоил буквы можно выделить несколько этапов их изучения:

1. Выделение изучаемого звука из слова. Звук находится в сильной позиции (под ударением). На начальных этапах допустимо утрированное произношение звука.

2. Называние буквы. Букву называем твердым звуком, например, звук [С] обозначается буквой [C], а не [ЭС] или [СЭ]. Этот момент очень важный, так как, называя букву, это приводит, к тому, что малыш будет читать, например, «каэрот», вместо «крот. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы. Предлагается буква, написанная простым шрифтом, среднего размера в черно-белом варианте.

3. Сопоставление печатной буквы с графическим образом. Ребенку предлагается картинка, которая похожа на изучаемую букву. создаётся зрительный образ буквы (показ буквы из весёлой азбуки). Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы.

4. Стихотворное описание графического образа, (целостного) буквы. Детям предлагается описание буквы в стихах. По ассоциации ребенку легче запомнить графический образ буквы. Здесь можно предложить « дорисовывать букву», при этом педагог заранее создает образ заданной букве.

5. Анализ буквы. Дети определяют следующее: из каких элементов состоит буква, из скольких элементов, как расположены эти элементы в пространстве.

6. Конструирование и реконструирование буквы. Педагог предлагает следующие варианты: конструирование букв по образцу, конструирование по памяти, дополнение недостающего элемента, опускание лишнего элемента, изменение расположения буквы или её элемента в пространстве.

7. Знакомство с объемным вариантом буквы. Обязательно детям предлагается объемный вариант буквы, который можно потрогать. При ощупывании буквы развиваются операции стереогноза.

8. Развитие тактильного восприятия буквы. Дети пальцем обводят контуры буквы, изготовленной, например, из наждачной бумаги (бархатной).

9. Закрепление (автоматизация) образа буквы. Педагог может предложить следующие задания: лепка букв из пластилина, соленого теста, вырезывание буквы ножницами, выкладывания букв из любого подручного или бросового материала. Такие упражнения не только способствуют быстрому запоминанию названий букв, но и отлично развивают пальчики.

10. Распознавание буквы в предложениях, текстах.

11. Знакомство с траекторией движений при написании буквы. Можно предложить выполнить следующее: запись буквы в воздухе, обведение буквы по трафарету, запись буквы мокрым пальцем на гладкой поверхности, на стекле, на песке.

12. Автоматизация звуко-буквенных связей. Пантомима «Живая буква» (ребенок с помощью своего тела изображает заданную букву), изобрази букву с помощью пальцев, узнавание буквы по-разному расположенной в пространстве, нахождение «спрятавшихся» букв в так называемых «совмещенных буквах» (ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой фигуре).

13. Самостоятельное написание буквы. Основное направление: от звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения «идут» от целостного образа буквы к расчлененному.

Список литературы:

1. , Телышева интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.

2. Новиковская грамматика для детей 4–6 лет. – СПб.: КОРОНА, 2004.

4. Ткаченко упражнения для развития речи: Альбом дошкольника. – М.: Книголюб, 2004.

5. Ткаченко фонематического восприятия. – М.:

6. , Сушинскас будущих первоклашек. – Р/Д: Феникс, 2004.

7. , От первого слова до первого класса. – М., 2002.


Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия по-ступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки од-них фонем и отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавли-вать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение качественных основных характеристик звука.»
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая.
Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

  • Звуковая аналитико -синтетическая деятельность . Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа...


  • Звуковая аналитико -синтетическая деятельность . Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детског... подробнее ».


  • В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
    При этом большую роль играют первичные формы аналитико -синтетической деятельности , благодаря которым ребёнок...


  • Найдено 4647 совпадений. Звуковая аналитико -синтетическая деятельность . … Текст и возможности анализа Аудитории … Землеотвод и освоение участка. …


  • Синтетические и аналитические счета. В предыдущих вопросах рассматривали счета по отношению к балансу и подразделяли их на активные и пассивные.
    Для оперативного руководства хозяйственной деятельностью , а также контроля за сохранностью собственности...


  • Оборотные ведомости ведутся раздельно по синтетическим и аналитическим счетам. Данные для оборотных ведомостей берутся из бухгалтерских сче- тов, в которых рассчитывают обороты и выводят новые остатки.


  • Артикуляторно-фонетическая дислалия. (обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.) Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка...


  • Но не стоит забывать, что синтетические счета используются в соответствии с экономическим содержанием обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности . Шифр – это условное обозначение счета.


  • Активная мышечная деятельность (физическая нагрузка). Мышечная деятельность является непременным условием развития двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его жизнедеятельности.


  • 23. Основные стадии познания природы: натурфилософская, аналитическая, синтетическая , интегрально – дифференциальная стадии.
    и внедрения во все сферы народно-хозяйственной и социально-политической деятельности общества таких катализаторов прогресса, как ЭВМ...

Найдено похожих страниц:10