Как придумать оправдание, если вы не выполнили домашнее задание. Памятка ученику: как в срок выполнить домашнее задание

Не хочет самостоятельно выполнять домашнее задание

Школа – это не только один из важнейших этапов в жизни каждого человека, но и одна из проверок для родителей. Детишки льют слезы не в силах справиться с объемом домашних заданий, а родители портят нервы, пытаясь вложить хоть что-то в головы своих ребятишек. Но особым моментом являются домашние задания, которые способны буквально свести с ума и детей и родителей.
Почему же ребенок наотрез отказывается делать уроки? Почему так трудно заставить свое чадо сесть, наконец, за учебник и выучить нужный параграф? Психологи говорят о том, что причин этого может быть несколько.
Причина 1. Ребенок боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.
Многие дети просто панически боятся неудач. У большинства детей этот страх провоцирует хаотичное, необъяснимое поведение: ребенок вертится из стороны в сторону, не может сосредоточиться на чем-то одном и спокойно ответить на вопрос. Но есть и та часть малышей, у которых реакция организма на страх проявляется иначе: эти детишки, наоборот, "затормаживаются".
При этом малыш выглядит отрешенным, почти безмятежным. Он может спокойно сидеть и смотреть в книгу, но никак не реагировать на ваши реплики. Если вы будете кричать в такой ситуации на ребенка, ругать его, то можете еще сильнее напугать его, тем самым ухудшив ситуацию. Запаситесь терпением и выдержкой, помогайте своему чаду решать задачки и писать грамматические упражнения. Как только ребенок поймет, что боятся ему нечего, что вы всегда рядом и готовы оказать ему помощь, то он расслабится и работать с ним будет гораздо легче.
Причина 2. Некоторые ребята не хотят делать домашнее задание по тем или иным предметам, потому что они для них непонятны, сложны.
Например, ребенок отказывается решать задачки по математике, так как ему не дается логическое мышление. Ругать ребенка бесполезно. Решить данную проблему можно только одним способом: помочь справиться с имеющимися трудностями. Начните заниматься со своим чадом, решайте трудные задачки вместе, постарайтесь донести до него модель их решения, их смысл. Если не можете справиться с имеющимися трудностями у ребенка самостоятельно, то наймите ему репетитора. Пусть специалист поработает с ребенком. Как только порог под названием «трудно» будет преодолен, желание отлынивать от работы пройдет само собой.
Причина 3. Как ни парадоксально, но иногда именно взрослые виноваты в том, что ребенок отказывается от выполнения домашних заданий.
Ни для кого не секрет, что дети могут идти на открытое столкновение с волей взрослых, нарушать запреты и демонстрировать непослушание только для того, чтобы обратить на себя внимание родителей. Иногда ребенок решает добиться внимания к своей персоне отказом от выполнения домашних заданий. Как решить эту проблему? Вывод, кажется, очевиден: нужно окружить ребенка заботой, вниманием и любовью, даже в том случае, если вам кажется, что чадо и без того получает всего этого с лихвой. Помните о том, что родители – это самые главные для ребенка люди, важнее которых у него никого нет. Ваш малыш нуждается в вашем внимании так же сильно, как вы когда-то нуждались во внимании со стороны вашей мамы. В отдельную группу следует выделять детишек, учащихся в младших классах. Они также часто отказываются от выполнения домашних заданий, но для того, чтобы решить эту проблему, к ним нужен особый подход. Одним из способов заставить ребенка регулярно делать уроки является…разрешение их не делать. По мнению детских психологов, ученику младших классов гораздо труднее, чем старшеклассникам признаться всем в том, что урок не выучен. Вот и не мешайте ребенку прочувствовать все негативные последствия невыполненного домашнего задания, что называется «на собственной шкуре». Пусть ребенок не выполняет домашних заданий и отправляется в школу. Получив одну-две «двойки», малыш поймет, как это неприятно и, скорее всего, захочет «реабилитироваться». Этот способ является более эффективным, чем всем известные и широко применяемые родителями уговоры и скандалы. Еще один способ – лишение важных для ребенка благ. Психологи считают, что родители должны придерживаться строго принципа: учеба – это дело ребенка, и только он вправе решать, выполнять домашние задания или нет. При этом, родители имеют право требовать от своего чада положительных отметок. Если ребенок получает «двойку» не потому, что ему с трудом дается предмет, а из-за неподготовленности к уроку, то вы можете позволить себе лишить его каких-либо важных для него благ. Например, можете не давать карманных денег какой-то промежуток времени, запретить компьютерные игры или просмотр телевизора. Тогда ребенок сознательно сделает выбор между приятным бездельем и не таким приятным, зато поощряемым трудом. А прямого принуждения вам удастся избежать.
Следует также помнить, что не всегда странные орфографические ошибки или трудный процесс чтения связаны с нежеланием ребенка или его глупостью.
В медицине существуют такие понятия, как дисграфия и дислексия. Дислексия и дисграфия – это определенные расстройства, при которых одна часть мозга работает быстрее или более развита, чем другая. Определить наличие этих расстройств вам поможет наличие в тетради ребенка следующих ошибок: постоянный пропуск букв, дублирование букв, зеркальное написание букв, путаница со звонкими и глухими согласными в сильной позиции. Помимо этого ребенок может менять буквы в слове местами, не видеть границ слов и делать другие необъяснимые ошибки. Если вы заметили данные нарушения письма, то, как можно скорее обратитесь к школьному логопеду. Если в школе, где учится ваш ребенок логопеда нет, то узнайте в какой из школ вашего района такой специалист имеется.

Чем раньше специалист начнет заниматься с вашим чадом, тем больше шансов на то, что ребенок в будущем сможет писать без ошибок. Но не паникуйте. Дислексия и дисграфия – это нарушения, которые чаще всего не приносят никаких бед ребенку. Ни о каких отклонениях в развитии речи здесь не идет.

Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома , которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

    1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него . Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
    2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе . Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
    3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний . Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
    4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно . В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
    5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
    6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
    7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодей, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект. Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.

Ноябрь 1, 2015

Нам всем иногда не хочется выполнять свои обязанности, и наши умненькие детки – не исключение. Если ребенку чего-то не хочется, например, делать домашнее задание, то он найдет миллион причин и триллион поводов, чтоб отложить это нежелательное событие на «когда-нибудь потом». Но глобальная проблема возникает, если ребенок постоянно не старается при выполнении домашнего задания или вообще скандалит, так как не собирается его делать. Конечно, любознательным родителям со слабой нервной системой, хочется найти суть проблемы и искоренить ее, а дальновидным родителям еще хочется сделать что-то такое, чтоб ребенок ну прям сам захотел делать домашние задания регулярно, выкладываясь на максимальную мощность.

В этой статье мы займемся важным делом — выделим девять самых распространенных проблем при выполнении домашки, чтобы рассмотреть несколько возможных способов их решения.

Проблема № 1. Ребенок дает себя уговорить приступить к выполнению домашнего задания, он пытается стараться, но ему тяжело справиться с уроками. Он старается, но расстраивается, потому что снова боится ошибиться и разочароваться.

Решение. Если вы видите, что ребенку не дается какой-то определенный предмет или часть задания, вы можете ему помочь следующими действиями:

— скажите ребенку, что вы понимаете его эмоции и чувства;

— не делайте задание вместо него – он должен думать сам, иначе вы просто завуалируете проблему, не решив ее;

— не уменьшайте объем заданий, который является обязательным – так ребенок не овладеет навыками, которые ему пригодятся в дальнейшей учебе;

— вы можете упростить задание, чтоб ребенок смог поверить в свои силы. Пример упрощения – если ребенок плохо читает, то прочитайте ему параграф из учебника медленно, так чтоб он мог следить, ведя указкой или пальцем по строке. А потом поменяйтесь местами – он читает, а вы ведете его указкой по строчке. Такая методика чтения позволяет одновременно видеть и слышать, что однозначно улучшит технику чтения. А потом еще и моральное удовольствие, когда ребенок будет в роли учителя!;

— , а не просто звучными прилагательными. Не «Гений! Красавчик!», а «Смотри, как аккуратно ты всё написал. Правильно решил пример и абсолютно самостоятельно, как взрослый человек»;

— ждите ответа на все вопросы. Даже если вы слышите, что ребенок не знает ответа, дайте ему возможность сделать предположение. Это поможет работе в классе – так учитель сможет оценить уровень его знаний, а не частоту заготовленной фразы: «Я этого не понимаю»;

— поощряйте ребенка не бояться попросить о помощи у учителя или вас. Если вдруг что-то не понятно, надо просто спросить, а не ждать, что решение вопроса придет как-то само по себе;

— расскажите учителю ребенка, о проблемах, с которыми вы столкнулись дома и какими путями вы их решаете. Учитель должен знать, что пока ребенок делает что-то не так хорошо, как одноклассники, но вы уже идете на пути совершенствования данного навыка, и скоро ребенок будет все успевать на необходимом уровне. А еще учитель может дать несколько полезных советов – как-никак по своей профессии мы все знаем много нюансов;

— будьте всегда на стороне ребенка. Всегда вначале разберитесь в причине проблемы или конфликта, узнайте предположения ребенка, как это можно решить, и только потом ВМЕСТЕ определитесь, как именно вы будете бороться с этой напастью.

Проблема № 2. Ребенок постоянно не записывает домашнее задание, объясняя хроническую забывчивость проблемами с памятью.

Решение. Ребенку можно привить привычку записывать необходимую информацию. В этом вам могут помочь учителя, которых стоит попросить уделить особое внимание процессу внесения записей в дневник. Также немаловажным является и ваша поддержка – можно напомнить после окончания уроков проверить дневник, устраивать дома «мозговые штурмы», проверяя память ребенка, и чаще хвалить и вознаграждать, если домашнее задание зафиксировано письменным способом и в полном объеме.

Я, надеюсь, не шокирую вас новостью о том, что некоторые дети целенаправленно не записывают домашние задания. Их же придется потом делать! Такая ситуация складывается, когда домашнее задание не является ежедневной обязанностью, а больше похоже на нерегулярное испытание на крепость. В таких случаях дети считают это огромной трудностью, которую хочется избежать любой ценой. Если родители установят выполнение домашнего задания как обязательное ежедневное правило, дети поймут, что избежать его не удастся — всегда найдутся «добрые люди», которые расскажут правду о том, что задавали на дом. Не забывайте замечать сдвиги детей в положительном направлении, хвалите их даже за маленькие успехи, и тогда великие свершения будут уже не за горами.

Проблема №3. Ребенок часто не понимает, что конкретно ему нужно сделать в домашнем задании.

Решение. Если вы думаете, что учитель виноват в непонимании – плохо объяснил, не уделил достаточно внимания, это не всегда справедливо. Подумайте, если остальные дети все поняли, может тогда проблема не в учителе? Проблема прячется в трудностях для вашего ребенка точно и быстро записать домашнее задание, поэтому вечером, читая дневник, ребенок теряется в недоумении – чего же от него хотят? В решении этого вопроса, конечно, может помочь звонок другу. Но если это станет системой, это будет не совсем правильно. Давайте договоримся сразу – ребенок в этом не виноват. Напоминаю, родители всегда должны быть на стороне ребенка, но, не уменьшая при этом значимости учительского влияния. Хороший учитель всегда идет на контакт с родителями и может помочь в данной ситуации следующим:

— разрешить ребенку переписать домашнее задание в дневник с листа, а не с доски;

— писать задание на доске перед уроком, чтоб у детей было больше времени и они не спешили, перенося его в дневник;

— пояснять задания, которые задаются домой.

Не бойтесь озвучивать проблемы, иначе решение то же будет прятаться.

Проблема №4. Ребенок старается все выполнить качественно. Но только после ваших подробных объяснений и повторений совместно пройденного материала.

Решение. Это довольно сложная задача даже для взрослого – одновременно слушать, писать и понимать. Невнимательность на уроке можно объяснить следующим:

— ребенку шумно в классе, это отвлекает его от усвоения школьного материала;

— импульсивным детям сложно сфокусировать внимание на темах, их не интересующих;

— есть такой прекрасный тип учеников – кинестетический, это когда дети отлично усваивают материал только тогда, когда могут принять активное участие в процессе обучения; они просто «тухнут», если их заставить спокойно воспринимать информацию;

— иногда дети легко запоминают много мелких деталей и статистических данных, а общую картину им трудно собрать – тогда возникают проблемы понимания основных моментов урока;

— ребенку просто скучно слушать монотонный голос, поэтому он престает слышать;

— слабо развита кратковременная слуховая память – ребенок быстро забывает недавно услышанную информацию, но эту память можно и нужно развивать;

— усложнение рассказа учителя многочисленной терминологией;

— иногда пропустив тему предыдущего урока, или плохо ее усвоив, дети не могут осмыслить новую информацию и поэтому внимание отключается автоматически.

Есть много всевозможных методик и игр, позволяющих улучшить степень восприятия ребенком устной речи.

Проблема №5. Ребенок зачастил с просьбами о помощи при выполнении домашнего задания.

Решение. Есть большая разница – помочь понять или подсказать правильный ответ. Мы не должны думать вместо детей, как бы легко и приятно нам это не казалось. Вместо привычных объяснений попробуйте сделать следующее:

— задайте наводящие вопросы. В поисках ответа информация запоминается лучше;

— многие дети – визуалы, то есть лучше усваивают информацию не на слух. Вооружайтесь фломастерами и рисуйте постеры и диаграммы – и вам воздастся хорошей успеваемостью;

— приведите так много примеров, чтобы ребенок сам мог вывести взаимосвязь и общность полученной информации;

— скажите ребенку, глядя в глаза, что вы понимаете его растерянность и искренне хотите помочь, именно поэтому учите его быть самостоятельным;

— не ленитесь хвалить самостоятельные поступки и решения.

Проблема №6. Дети начинают жаловаться на сложность задания, даже не попробовав его сделать. Им лучше выслушать мамины нотации и сделать задание вместе, чем сделать самому и разочаровать родителей и учителей наличием недопустимых ошибок.

Решение. Попробуйте воплотить в жизнь следующие стратегии:

— у всех свои психофизические характеристики – кому-то легче дается математика, а кому-то – чистописание. Научиться можно всему, и научить тоже;

— не забывайте демонстрировать понимание к его проблемам и трудностям – так ребенок будет вам больше доверять;

— если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно – обратитесь за помощью к специалистам, например графологу или реабилитологу.

Проблема №7. Ребенок знает, чего ждут от него педагог и родители, но не хочет стараться.

Решение. Бывают такие дни, когда дети спешат или ленятся выполнить домашнюю работу качественно. В этом случае будет полезным обратить внимание на аккуратность, точность выполнения задания и общий вид работы. Скорее всего, ребенок найдет отговорки, которые будут обосновывать отсутствия старания именно поэтому предмету: «Ну не все ли равно. Каким почерком я написал задачу по геометрии? Аккуратность в математике не главное, я стремлюсь решать примеры быстро и правильно». Иногда дети даже начинают себя агрессивно вести, защищая свою точку зрения: «Откуда ты знаешь, что от нас требует учитель? Если ты никогда не работала учителем, зачем ты тогда командуешь?» Тут поможет только ваш непреклонный авторитет. На этой территории вы – взрослый, значит опытнее, поэтому здесь ваши требования являются обязательными для выполнения. Вместо споров попробуйте:

— снова и снова рассказывать о том, что вы понимаете его чувства и возмущения;

— приведите примеры, когда плохо сделанная часть работы может повлиять на конечный результат – например, из плохо замешанного теста никогда не получится вкусный хлеб;

— перед началом выполнения задания оговорите все требования к качеству и объему, а в конце совместно решите – что получилось, а что можно было сделать и лучше;

— введите новую полезную традицию – в воскресенье делать часть уроков на неделю, а не только на понедельник;

— и не забывайте подробно озвучивать каждое изменение в лучшую сторону.

Проблема №8. После обсуждений домашних заданий, ребенок может решить, что его учитель не самой высокой квалификации и его можно не слушать.

Решение. Для поддержания уважения к школьным правилам и авторитету учителя, необходимо:

— не допускать даже намеков на критику действий и слов учителя, домашних заданий. Если ребенок услышит от вас критику или увидит снисходительное отношение к школьной политике, он решит, что и ему можно так же вести себя;

— составьте ряд критических вопросов, ответы на которые вы смогли бы найти совместно с представителем школы. Решайте проблемы по мере их поступления, не пытайтесь прийти в школу со своим новым уставом;

— начинайте разговор с похвалы, тогда вас будут слушать с большим удовольствием.

Проблема №9. Из-за высокой загруженности в определенные периоды – перед подготовкой к концерту, конкурсу, соревнованиям, не хватает времени на выполнения всего домашнего задания.

Решение . Ребенок должен видеть вашу заботу о нем. Выберите наиболее важные задания, которые он должен обязательно сделать сам, обращая внимание на качество работы. Помогите ему справиться с оставшимися заданиями, ведь взаимовыручка и помощь в трудные минуты – это характерные признаки крепкой семьи.

В заключение статьи, я хочу вспомнить бородатый анекдот про Вовочку, которого учительница решила похвалить за наконец-то хорошо выполненное домашнее задание. А бедный Вовочка объяснил, что так получилось, потому что папа не смог помочь, уехал в командировку. Мы с вами взрослые люди и понимаем на примере собственной жизни, что в каждой шутке – лишь доля шутки. Давайте детям возможность быть самостоятельными, любите и хвалите – и дети станут именно такими, какими вы их называете. Умницами, взрослыми и самостоятельными.

(В.А.Сухомлинский)

Цель и задача:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему ученики не хотят выполнять домашнее задание

Работу выполнили: Пивалкина Т. А., Осипова Ф. А., Цветкова Т. А.,

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

(В.А.Сухомлинский)

Цель и задача:

Выявление причин невыполнения домашнего задания

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный и нелегкий труд. Всем известно, что такое домашнее задание. Не одно поколение обучающихся домашнее задание называют «домашкой». Что же такое «домашка»? «Домашка» - это то, что мешает «бедным» ученикам делать то, что им хочется после окончания всех уроков. «Домашка» – это кабала, в которую загоняют «ужасные» учителя и «вредные» родители... Зачем же из года в год педагоги настаивают на выполнении домашнего задания, и почему столько же поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи», идя на любые ухищрения?

Причины невыполнения домашнего задания

1. Ученик боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.

Многие дети боятся неудач, тем самым формируется различного вида поведение

(раздраженность, отрешенность, «торможение» реакции).

2. Непосильность выполнения домашнего задания.

Ученик не знает, как подойти к решению задачи. Часто задача, выполненная в классе, не похожа на домашнюю. Непосильные задания подрывают веру ученика в свои силы, убивают интерес к предмету и, тем самым, становятся причиной, порождающей неуспеваемость. Отсюда следует вывод: давать задания, используя материал учебника, хорошо усвоенный детьми.

3. Большой объем заданий.

Ученик не успевает выполнить и как правило пропадает интерес в выполнении заданий.

4. Недостаточный инструктаж учителя.

«Под звонок» называются номера примеров и задач, параграфов и т. п., а пояснения к ним не успевают даваться. В основном, при таком порядке, задание на дом, записывают второпях, не вдумываясь в то, что предстоит сделать. В следствие этого, мало кто дома из ребят сам сообразит и сделает. Кому-то помогут родители или более сообразительные товарищи, а кто-то, оказавшись лицом к лицу с непонятным заданием, так и не выполнит его. Это может войти в систему и как один из вариантов того, - начинается запущенность, зарождается неуспеваемость.

5. Неумение работать самостоятельно.

Самостоятельное выполнение любого задания требует прежде всего, чтобы ученик умел правильно и быстро подготовить рабочее место так, чтобы все необходимое для занятий было удобно расположено и на столе не было ничего лишнего. У школьника должна быть выработана привычка поддерживать на столе нужный порядок в течение всей работы. Важно, чтобы ученик умел заранее продумать ход предстоящей работы: определить в каком порядке следует готовить уроки по разным предметам, разобраться в чём смысл и какова цель каждого задания, наметить наиболее рациональный путь его выполнения, а затем действовать в соответствии с этим планом.

6. Взаимоотношения с учителем.

Постоянное выяснение взаимоотношений на уроке и вне его; необъективное выставление оценок и т. п.

Вследствие этого – «нелюбовь» к предмету и нежелание делать д/з

7. Семейные обстоятельства, социальный статус.

Неблагополучная семья

Болел

Родители не уделяют должного внимания и т. п.

8. Не делает домашнее задание на зло.

Причина такого поведения различна, но одна из главных – обратить на себя внимание.

9. Система образование в нашей стране.

А именно – завышение оценок. Ученик прекрасно понимает, что ему все равно поставят три – так зачем «париться»?

10. Лень, нежелание делать домашнее задание.

При вопросе - почему ты не сделал домашнее задание - слышится, чаще всего ответ:

- - «Неохота!»

- - «Неохота делать сложные задания»

- - «Я не понимаю, как делать это домашнее задание»

- - «Просто лень делать любые задания – нафига?» и т. п.


Двадцать пять советов родителям, чьи дети отказываются делать уроки

Не существует двух одинаковых детей, так что нет и универсальных решений проблемы. Мамы и папы должны опираться на свои знания о ребенке, чтобы определить наилучший подход. Очень часто приходится попробовать разные рекомендации, прежде чем будет найдено оптимальное решение. Однако какие бы шаги не предпринимали родители, чтобы заставить своего «аспи» сделать уроки, есть несколько пунктов, о которых всегда следует помнить:

1. Будьте готовы помочь. Не нужно сидеть рядом с ребенком каждый раз, когда он делает уроки, но важно быть неподалеку на тот случай, если ему понадобится помощь. Если ребенку придется искать вас, чтобы попросить о помощи, то это отвлечет его внимание от задания, и он может переключиться на что-то постороннее в доме. Вам не нужно тратить лишнее время, чтобы вернуть его к прерванной работе. Если он жалуется на уроки, просто игнорируйте его. Вы знаете, что уроки нужно сделать, и он тоже это знает. Постоянно возвращайте его внимание к работе. Используйте такие фразы как: «Покажи мне, как ты это делаешь», после чего зачитайте вопрос вслух. Прочтение вопроса вслух, в то время как ребенок сидит за рабочим столом, поможет ему сосредоточиться. Когда будете читать вопрос, то указывайте на каждое слово вопроса в учебнике. Это поможет ребенку сосредоточиться на странице. Проявляйте живой интерес к тому, что делает ребенок. Ваш интерес покажет ребенку, что его работа важна.

2. Будьте спокойными. Очень часто мамы и папы начинают раздражаться на ребенка, который отказывается делать домашние задания, и это лишь усугубляет ситуацию. Всегда лучше сохранять спокойствие, а если вы слишком расстроены, то можно уйти и попросить другого члена семьи занять ваше место. Или можно разделить обязанности, например, мама помогает работать над английским и обществоведением, а папа над математикой и физикой. Таким образом, в глазах ребенка в навязывании уроков будет «виноват» не только один человек. Кроме того, трудности ребенка с домашними заданиями могут быть связаны с тем, что он пытается добиться совершенства, но у него не получается. Будет лучше, если вы покажете ему, что в ошибках нет ничего страшного, и это нормально совершать их время от времени. Не надо зацикливаться на совершенстве.

3. Будьте гибкими. Когда ребенок с синдромом Аспергера приходит домой из школы, не надо сразу набрасываться на него и усаживать за уроки. Дайте ему несколько минут, чтобы прийти в себя, перекусить и расслабиться. Постарайтесь, чтобы ребенок делал домашние задания в одно и то же время каждый день. Если вы решили, что это будет время после ужина, то каждый вечер после ужина у ребенка должно быть время на домашнюю работу. Если по какой-то причине привычное расписание изменилось, убедитесь, что ребенок заранее знает об этом изменении и его причинах.

4. Будьте твердыми. Мамы и папы порою уступают ребенку, который не хочет делать уроки. Может возникнуть желание просто сдаться. Не забывайте, что если ребенок победит и не сделает домашние задания, то это приведет к ощутимым потерям в будущем. Угрожают ли один раз не сделанные уроки всему образованию ребенка? Нет, но с течением времени ребенок будет пропускать все больше возможностей для обучения, и в результате он отстанет от своих одноклассников. По мере взросления ребенка на кону будет стоять больше, чем одна оценка, но его жизненный опыт будет говорить о том, что избегание работы вознаграждается. В будущем такое поведение может участиться и усилиться.

5. Проясняйте ожидания. Сядьте рядом со своим ребенком с синдромом Аспергера и убедитесь, что он понимает, чего именно от него ожидает учитель, а также что у него есть необходимые навыки для выполнения задания. Домашняя работа предназначена для закрепления тех навыков, которые дети осваивают в классе. Однако многим детям с синдромом Аспергера трудно учиться в обстановке школьного класса, поэтому за отказом делать задания может стоять непонимание того, что нужно делать. Попросите ребенка объяснить вам домашнее задание, и если он окажется не в состоянии это сделать, то велика вероятность, что он сам этого не понимает. В этом случае очень важно заново научить его нужному навыку или обратиться за разъяснениями к учителю.

6. Не спорьте и не угрожайте. Если вы начинаете спорить с ребенком, то вы уже проиграли. Угрозы вам не помогут. Дети прекрасно понимают, когда за вашими угрозами ничего не стоит.

7. Установите расписание для выполнения уроков. Выделите определенное время для домашних заданий. Старайтесь, чтобы ребенок приступал к домашней работе по возможности всегда в одно и то же время. Некоторым родителям кажется, что детям лучше приступить к урокам сразу же по приходу домой. Однако некоторым детям нужно поиграть, расслабиться и собраться с силами после стрессов учебы в школе. Выберите время, которое подходит вашему распорядку дня и потребностям ребенка. Кроме того очень важно установить время, когда домашняя работа будет прекращаться. Добавьте таймер к учебным принадлежностям вашего ребенка дома, и он будет знать, что как только таймер сработает, работа будет завершена. Дети очень редко могут выдержать больше одного часа домашней работы, но если выделить меньше получаса, то ребенок вряд ли успеет сделать достаточно. Учитывайте возраст ребенка, его особенности и то, насколько легко у него возникает перегрузка. Поначалу вам может показаться, что такая система не очень эффективна. Однако со временем ваш ребенок может прийти к выводу, что домашняя работа — это неизбежная часть любого вечера, и тогда он начнет выполнять ее гораздо охотнее.

8. Установите время и место. Для детей с синдромом Аспергера очень важна рутина. Домашние задания должны стать такой же рутиной, как время сна или умывание. Лучше всего начинать домашнюю работу пораньше, потому что ближе ко сну ребенок устанет, и задания вызовут у него больше протестов. Если уроки станут постоянной частью ежедневной рутины, то дети будут знать, что с этим ничего не поделать.

9. Установите систему наград. Если ребенку нужно сделать несколько страниц в рабочих тетрадях или одну страницу по каждому предмету, и общий объем заданий вызывает у ребенка стресс, то разделите домашнюю работу на части. Пусть ребенок сделает одну часть домашней работы, и тогда вы разрешите ему сделать короткий перерыв, во время которого можно заняться тем, что нравится ребенку и успокаивает его. В начале такого перерыва установите таймер и убедитесь, что ребенок понимает, как долго будет длиться перерыв.

10. Не сдавайтесь. Если ребенку придется отказаться от того, чего ему хочется, потому что он еще не закончил домашнюю работу, то это неприятный, но неизбежный жизненный опыт, с которым ему еще не раз придется столкнуться.

11. Избавьтесь от отвлекающих факторов. Убедитесь, что в комнате, где ребенок делает уроки, нет большого движения. Если вам приходится использовать комнату, где находятся другие люди, то поговорите со всеми членами семьи на тему того, что в течение этого времени в доме должно быть как можно более тихо. Скажите другим детям, если они пока не знают, что такое уроки, что в этот период к вам нельзя будет обращаться за исключением экстренных случаев. Объясните, что им нельзя находиться рядом, пока их брат или сестра делают уроки.

12. Сделайте работу видимой. Подумайте, как можно сделать прогресс ребенка в выполнении домашней работы наглядным. С детьми младшего возраста можно снимать по одной скрепке из цепочки или класть одну конфетку в банку за каждую выполненную часть домашней работы. С детьми старшего возраста вы можете вычеркивать сделанные задания из списка над столом. Когда предстоящие задания и сделанная работа становятся видимыми для ученика, это помогает ему чувствовать свою успешность.

13. Руководство нового человека. Иногда очень полезно пригласить нового человека, который сможет руководить ребенком во время выполнения домашних заданий. Многие ученики начинают показывать лучшие результаты, если родственник или репетитор время от времени делает уроки вместе с ними. Дети часто думают, что мамы и папы ничего не понимают, но когда кто-то еще говорит им то же самое, ребенок может лучше на это отреагировать. Кроме того, дети часто воспринимают негативное внимание со стороны родителей как желательное. Если же речь идет о постороннем человеке, с которым у ребенка нет эмоциональной связи, то это может изменить привычное поведение.

14. Никаких наград, пока уроки не сделаны. Типичная ошибка — позволить ученику «пять минут» посмотреть телевизор или поиграть в компьютерную игру, а потом уже садиться за уроки. Надо установить для ребенка правило, что любые удовольствия и развлечения возможны только после выполнения домашней работы. В противном случае ребенок будет протестовать и избегать выполнения уроков, чтобы продлить приятное занятие.

15. Предоставьте ребенку возможность принимать решения. Предложите ребенку принять решение о том, как делать уроки, например, что делать сначала — математику или чтение.

16. Хвалите. Как только ребенок завершил домашнее задание, похвалите его за отличную работу. Каждый раз обращайте внимание на то, что получилось у ребенка лучше всего. Если вы будете обращать внимание на хорошую работу ребенка, он все чаще будет работать хорошо.

17. Обеспечьте хорошую рабочую обстановку. Для некоторых детей с синдромом Аспергера основная проблема, мешающая делать уроки — неподходящая обстановка для работы. Дети хотят пить и есть, когда приходят из школы. Небольшой перекус, конечно, не будет лишним. Подумайте о том, может ли ребенок делать уроки на кухне, пока вы готовите ужин, чтобы у вас была возможность ответить на вопросы ребенка, но не стоять у него над душой. Следите за тем, чтобы у ребенка всегда был аккуратный и чистый рабочий стол и все необходимые принадлежности. Захламленный стол мешает работать многим детям. Подумайте о том, чтобы разрешить включать негромкую музыку или слушать плеер во время работы над уроками, так как это помогает некоторым детям сосредоточиться и делает работу приятнее. Возможно, вам придется поэкспериментировать, чтобы подобрать оптимальные условия для работы именно вашего ребенка.

18. Предоставляйте поощрение за хорошее поведение. Ваш ребенок должен понять, что избегать домашних заданий ему невыгодно, потому что усилия приносят ему награду. Поставьте две или три поведенческих цели для вашего ребенка по выполнению домашних заданий, представьте их в виде схемы, которая будет понятна ребенку. Например, если ребенок может кричать во время выполнения работы, вы можете написать в своей схеме «Говорить только спокойным голосом». Другими целями могут стать «оставаться за столом», «следовать инструкциям» или «читать задания вслух». Старайтесь сформулировать эти правила позитивно, дети плохо реагируют на фразы, которые начинаются с «не». Когда истечет время выполнения уроков, обсудите с ребенком его поведение. Если поведение соответствовало намеченной цели, то отметьте это в схеме, написав дату. Вы можете отмечать хорошее поведение во время выполнения уроков стикерами, звездочками или маркером определенного цвета. Когда ребенок соберет определенное количество отметок, то вы можете отметить это какой-то очень важной для него особой наградой.

19. Сформулируйте правила для домашней работы. Вы должны сформулировать основные правила для ребенка, например, никакого телевизора, компьютерных игр и других развлечений, пока не сделаны уроки.

20. Проявляйте интерес к работе ребенка. Домашняя работа не должна быть военными действиями. Сохраняйте позитивный настрой, хвалите и награждайте ребенка за работу и просматривайте то, что ребенок уже сделал. Искренний интерес к работе ребенка поможет создать позитивную атмосферу во время выполнения уроков, и ребенок не будет воспринимать их как неизбежное зло.

21. Отмечайте маленькие успехи. Поначалу, возможно, вам придется награждать ребенка за самые скромные успехи. Дробите задание на небольшие шаги и после каждого шага предлагайте маленький перерыв или перекус. Очень часто, если ребенок знает, что после небольшой работы будет перерыв, он начинает работать гораздо усерднее. Через какое-то время ребенок может сам захотеть делать больше перед перерывом. Поначалу вы можете предложить ребенку решить только одну задачу по математике или прочитать только одну страницу учебника. Когда перед ребенком стоят маленькие цели, он меньше беспокоится, так как требования кажутся ему вполне выполнимыми.

22. Обозначайте свои ожидания. Новые привычки формируются медленно, а от старых отказаться весьма непросто. Это касается и хороших привычек, и плохих. Вашему ребенку нужно время, чтобы сформировать новые хорошие привычки по выполнению домашних заданий, и ему может быть трудно преодолеть старые плохие привычки. Будьте спокойны и настойчивы и говорите ребенку, чего именно вы от него ждете, и тогда ребенок может решить, что воевать с вами просто не имеет смысла. Когда ребенок поймет, что чем быстрее он сделает все домашние задания, тем больше у него будет времени на более веселые занятия, хорошие привычки сформируются на удивление быстро.

23. Не выходите из себя. Когда вы начинаете злиться и теряете контроль над собой, вы просто закрепляете плохое поведение у ребенка. Он начинает контролировать вас, а не наоборот.

24. Сохраняйте позитивный настрой. Позитивный подход поможет вашему ребенку быть в хорошем настроении при выполнении домашней работы.

25. Сотрудничайте со школой. Можно поговорить с учителями ребенка и узнать, что они могут посоветовать. По мере возможности привлекайте самого ребенка к этим обсуждениям. Учителя и другие специалисты могут прояснить ожидания от его учебы. Так ребенок поймет, что у всех есть единое мнение по этому вопросу. Не надо относиться к специалистам как к противникам. Возможно, они смогут посмотреть на обучение ребенка более объективно, без эмоций.

Подводя итоги:

— Будьте доступны для помощи.

— Настаивайте на том, что домашние задания нужно делать в одно и то же время каждый день.

— Будьте терпеливы, когда ребенок делает одни и те же ошибки снова и снова. Возможно, его нужно научить использовать другой подход.

— Будьте реалистичны в отношении того, сколько времени должна занять домашняя работа. Помните, что все эти задания являются новыми для вашего ребенка, он только начинает накапливать знания и развивать способность к логическому мышлению.

— Заранее подготовьте все, что может понадобиться ребенку.

— Если у ребенка много заданий, спросите его, с чего он хочет начать. Это поможет ребенку почувствовать контроль над занятием, которое ему не нравится.

— Старайтесь, чтобы пока ребенок делает уроки, дома было как можно тише.

— Используйте систему наград.

Используя эти инструменты, родители могут помочь ребенку с синдромом Аспергера стать более самостоятельным при выполнении домашней работы, которая постепенно будет требовать все меньше и меньше вмешательства взрослых.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .

Как заставить ребёнка делать уроки , если он отказывается их выполнять и почему дети не выполняют домашнее задание ? Причин для этого может быть несколько, не обязательно . Возможно, у ребёнка просто не выработана привычка учиться и делать уроки, т.к. он младший школьник и только осваивает учебный процесс и, вероятно, он ещё не готов выполнять домашнее задание. Этого опыта у него ещё нет, поэтому, нужно терпеливо и спокойно сформировать у него эту привычку. Для облегчения учебного процесса нужно сформировать у него эту привычку. Для этого сделайте выполнение домашней работы более разнообразным, интересным и увлекательным.

Также нежелание учиться может быть следствием лени, отсутствием активности и всякой ответственности. Здесь важно объяснить ребёнку, что учёба - это часть его работы, такой же, как и у вас, а выполнение домашнего задания - часть его , если он не будет этого делать, то лишится определённых благ в жизни. Не нужно физически наказывать ребёнка. Лишите его чего-нибудь важного для него, чтобы он понял, что безделье - это неэффективно.

Кроме того, в учебном процессе очень важную роль играет время выполнения домашнего задания школьником. Поэтому, при его выполнении не нужно ни на что отвлекаться. Если ребёнок постоянно отказывается от какого-либо одного школьного предмета, то, связано это с тем, что у него сложности с выполнением заданий по нему и усвоением материалов по этому предмету. В такой ситуации очень важно не упустить момент. Если у ребёнка сложности, помогите ему, пожалуйста, разобраться с трудным для него предметом. Не допускайте, чтобы эти сложности отбивали у него охоту заниматься этим предметом.

Иногда из-за страха. Он боится своих возможных неудач. В школе его критикуют, дома его ругают, потому что у него не получается. И тогда он может чувствовать себя и занять крайнюю позицию: "У меня ничего не получается, поэтому я ничего не буду делать, и меня не будут ругать". Как заставить ребёнка делать уроки в такой ситуации? Здесь также главное не упустить такой момент и помочь ребёнку. В этом случае необходимо помнить, что родительская любовь - это любовь без условий, независимо от того, ждёт ли ребёнка удача или, наоборот, постигнет неудача. Пятёрки он приносит, или двойки. Вы должны всегда, и он должен это чувствовать.

Некоторые дети плохо учатся и отказываются от выполнения домашних заданий, потому что хотят привлечь ваше внимание. Это поведение сродни частым болезням, когда дети не хотят идти в школу, а хотят побыть со своими родителями. Здесь, опять же, противопоказаны любые наказания. Поможет здесь только . Уделяйте своё время ребёнку без всяких условий, а другие, менее важные дела, отодвиньте в сторону.

Как правильно ребёнку делать уроки?

Правила выполнения домашнего задания

Есть несколько правил, которые помогают наиболее эффективно организовать процесс выполнения домашнего задания. Возможно, выполнение их, поможет вам разобраться с вопросом: "Как заставить ребёнка делать уроки"?

Правило первое. Приступать к выполнению домашнего задания ребёнок должен в бодром состоянии и в хорошем настроении. Если ребёнок учится в первую смену, то дома он должен, в первую очередь, пообедать, затем отдохнуть и только потом приступить к занятиям.

Правило второе. Научите ребёнка планировать порядок выполнения домашнего задания. Дайте ему возможность самому выбирать порядок выполнения домашней работы и когда сделать перерыв. Дайте ему возможность начать с того, что у него хорошо и легко получается. На трудные задания очень много уходит времени. Сразу сделать их не удаётся, ребёнок чувствует неудачу и у него пропадает желание работать дальше.

Правило третье. самостоятельность и правильно организуйте свою помощь при выполнении домашнего задания. Очень важно найти золотую середину в этом. Не стоит полностью делать его самим, но и предоставлять ребёнку полную самостоятельность в его выполнении, без какой-либо вашей помощи, не следует. Подключайтесь к выполнению тех заданий, которые ребёнок сам выполнить пока не в состоянии, но готов найти решение с некоторой помощью с вашей стороны.

Наберитесь терпения, не торопите, и не осуждайте ребёнка, если у него что-то не получается. Иначе, он просто может психологически закрыться от вас, и вы отобьёте у него всякую охоту заниматься дальше, тем более с вашим участием. Также можно отбить у него всякое желание задавать вопросы и признавать, что у него что-то не получается. А ведь ошибаться и задавать вопросы - это неотъемлемая часть эффективного обучения.

Правило четвёртое. Делать уроки ребёнок должен обязательно с перерывами. После тридцати минут интенсивной работы ребёнок, особенно младший школьник, устаёт и начинает отвлекаться. Десятиминутный перерыв пойдёт ему на пользу. Во время него можно послушать музыку, подвигаться, съесть яблоко, выпить сока или выполнить разминку.

Никогда не превращайте выполнение домашнего задания в наказание. Если ребёнок что-то сделал не так, не нужно заставлять его переделывать работу. Лучше всего обговорить план выполнения заданий до начала, чтобы он допустил как можно меньше ошибок. Пустое переписывание только убивает веру в себя у ребёнка и делает выполнение домашнего задания очень скучным.