Кто такие наивные лгуны. Учебно-методический комплекс для студентов по курсу «Конфликтология

Сочинение

Общество будущего показано в романе в четвёртом сне Веры Павловны. Человек будущего, предсказывает Чернышевский, переделает природу при помощи чудесных машин. Он заставит природу служить себе, навеки освободится от «власти земли» над собой, сбросит с себя зависимость от стихийных сил природы.

Труд перестанет быть тяжёлым и позорным бременем, станет лёгким и радостным, ибо все тяжёлые работы будут делать машины. Труд станет естественной потребностью и наслаждением для человека. Люди будущего, предсказывает Чернышевский, превратят пустыни в плодородные земли, покроют садами голые скалы, пророют грандиозные каналы. Навсегда исчезнет противоположность между умственным и физическим трудом. Человек будущего, освобождённый от нужды и забот, станет всесторонне развитым существом, сможет полностью раскрыть все богатства своей натуры. Люди будущего цветут здоровьем и силой, они стройны и грациозны, они не рабы машин, а творцы и созидатели.

Они - музыканты, поэты, философы, учёные, артисты, но они же работают на полях и заводах, управляют совершенными, ими созданными машинами. «Все они - счастливые красавцы и крас!авицы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения».

Рисуя победу социализма в России, Чернышевский в то же время предсказывает неизбежное торжество его во всём мире, когда будут сметены все искусственные границы между народами и каждый человек станет желанным гостем и полноправным хозяином в любом месте земного шара. Тогда исчезнет всякое угнетение человека человеком, наступит «для всех вечная весна и лето, вечная радость».

С глубокой проницательностью предвидел Чернышевский, что социализм раскрепостит женщину от домашнего рабства, что общество возьмёт на себя значительную долю забот о воспитании подрастающего поколения и обеспечении стариков. Он верил, что сменится всего несколько поколений, и социализм победит в России и во всем мире. Гениальное предвидение Н. Г. Чернышевского сбылось в наше время: многие страны Европы и Азии приступили к построению социалистического общества, следуя великому примеру советского народа, построившего социализм и идущего к коммунизму. «Будущее светло и прекрасно»,- неустанно повторял Чернышевский и страстно звал к борьбе за него: «Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте”"ег”67 переносите из него в настоящее;” сколько можете перенести: “настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести».

Основные герои русской классической литературы предшествовавшей Чернышевскому,-«лишние люди». Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин. Обломов при всём различии между собой сходны в одном: все они, по словам Герцена, «умные ненужностн», «титаны слова и пигмеи дела», натуры раздвоенные, страдающие от вечного разлада между сознанием и волей, мыслью и делом, - от нравственного изнурения. Не таковы герои Чернышевского. Его «новые люди» знают, что им нужно делать, и умеют осуществить свои замыслы, у них мысль неотделима от дела, они не знают разлада между сознанием и волей. Герои Чернышевского - творцы новых отношений между людьми, носители новой морали. Эти новые люди находятся в центре внимания автора, они - главные герои ромайа; поэтому уже к концу второй главы романа «отпускаются со сцены» такие представители старого мира, как Марья Алеюсеевна, Сторешников, Жюли, Серж и др.

Роман начинается необычно, с развязки - сценой таинственного исчезновения одного из героев. Такое загадочное начало нередко встречалось в произведениях западных романистов - Эжена Сю, Александра Дюма, широко известных в тогдашней России.

Чернышевский сам в третьей главе («Предисловие») разъясняет смысл этого приёма: «Я употребил обыкновенную хитрость романистов: начал повесть эффектными сценами, вырванными из средины или конца её, прикрыл их туманом». Такое начало позволило, с одной стороны, привлечь к роману внимание широкой читающей публики, которой автор «забрасывал удочку с приманкой эффектности», с другой стороны, помогало обмануть бдительность цензуры, сбить её с толку обычными приёмами авантюрного романа.

В дальнейшем изложении Чернышевский пародирует подобные романы, заявляя: «Я пишу без уловок и потому вперёд говорю: трескучего столкновения не будет, всё развяжется без бурь, без громов и молний».

Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важное значение заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке «Перемена декораций».

Особенно велико значение четвёртого сна Веры Павловны. В нём в аллегорической форме, в смене картин, рисуется прошлое, настоящее и будущее человечества. В четвёртом сне Веры Павловны снова появляется революция, «сестра своих сестёр, невеста своих женихов». Она говорит о равенстве, братстве, свободе, о том, что «нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины», рассказывает о том, как будет устроена жизнь людей и каким станет человек при социализме.

Характерной особенностью романа являются частые авторские отступления, обращения к героям, беседы с проницательным читателем. Значение этого воображаемого персонажа очень велико в романе. В его лице осмеяна и разоблачена обывательская часть публики, косная и тупая, ищущая в романах острых сцен и пикантных положений, постоянно толкующая о «художественности и ничего не понимающая в подлинном искусстве. Проницательный читатель -тот, кто «самодовольно толкует о литературных или учёных вещах, в которых ни бельмеса не смыслит, и толкует не потому, что в самом деле заинтересован ими, а для того, чтобы пощеголять своим умом (которого ему не случилось получить от природы), своими возвышенными стремлениями (которых в нём столько же, как в стуле, на котором он сидит) и своей образованностью (которой в нём столько же, как в попугае) ».

Издеваясь и глумясь над этим персонажем, Чернышевский тем самым обращался к читателю-другу, к которому он питал, огромное уважение, истребовал от него вдумчивого, пристального,. подлинно проницательного отношения к рассказу о «новых людях».

Введение в роман образа проницательного читателя объяснялось необходимостью привлечь внимание читающей публики к тому, о чём по цензурным условиям Чернышевский не мог говорить открыто и прямо.

Другие сочинения по этому произведению

«Без великодушных идей человечество жить не может». Ф. М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. — Н. Г. Чернышевский. «Что делать?».) "Величайшие истины - самые простые" Л.Н.Толстой (По одному из произведений русской литературы - Н.Г.Чернышевский "Что делать?") «Новые люди» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?» Новые люди" в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать? "Новые люди" Чернышевского Особенный человек Рахметов Пошлые люди" в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать? "Разумные эгоисты" Н. Г. Чернышевского Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?» Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?» Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Н.Г.Чернышевский "Что делать?" Новые люди (по роману "Что делать?") Новые люди в «Что делать?» Образ Рахметова Образ Рахметова в романе Н.Г.Чернышевского "Что делать?" От Рахметова до Павла Власова Проблема любви в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Проблема счастья в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Рахметов - "особенный" герой романа Н. Чернышевского "Что делать?" Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века Рахметов и путь в светлое будущее (роман Н.Г. Чернышевского "Что делать") Рахметов как «особенный человек» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать» о человеческих отношениях Сны Веры Павловны (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Теория «разумного эгоизма» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?» Философские взгляды в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Художественное своеобразие романа «Что делать?» Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н. Чернышевского "Что делать?" Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Что значит быть «особенным» человеком? (По роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Эпоха царствования Александра II и появление "новых людей", описанных в романе Н. Чернышевского "Что делать?" Ответ автора на вопрос в заглавии Система образов в романе «Что делать» Роман «Что делать?» Анализ эволюции литературных героев на примере образа Рахметова Роман Чернышевского «Что делать» Композиция романа Чернышевского «Что делать?» Главная тема романа «Что делать?» Творческая история романа “Что делать?” Вера Павловна и француженка Жюли в романе «Что делать?» Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Новое отношение к женщине в романе «Что делать?» Роман «что делать?». Эволюция замысла. Проблема жанра Характеристика образа Мерцалова Алексея Петровича О человеческих отношениях Какие ответы дает роман «Что делать?» «Реальная грязь». Что же имеет в виду Чернышевский, употребляя этот термин Чернышевский Николай Гаврилович, прозаик, философ Черты утопии в романе Николая Чернышевского "Что делать?" ОБРАЗ РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО "ЧТО ДЕЛАТЬ?" Чем близки мне нравственные идеалы "новых людей" (по роману Чернышевского "Что делать?") Рахметов «особенный человек», «высшая натура», человек «другой породы» Николай Гаврилович Чернышевский Рахметов и новые люди в романе «Что делать?» Что привлекает меня в образе Рахметова Герой романа «Что делать?» Рахметов Реалистический роман в Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Кирсанов и Вера Павловна в романе «Что делать?» Характеристика образа Марьи Алексеевны в романе «Что делать?» Русский утопический социализм в романе Чернышевского «Что делать?» Сюжетное построение романа «Что делать?» Чернышевский Н. Г. "Что делать?" Есть ли истина в романе Чернышевского «Что делать?»

Глава четвёртая
ВТОРОЕ ЗАМУЖЕСТВО

XVI.
Четвертый сон Веры Павловны

И снится Вере Павловне сон, будто:

Доносится до нее знакомый, - о, какой знакомый теперь! - голос издали, ближе, ближе, -

Wie herrlich leuchtet
Mir die Natur!
Wie glanzt die Sonne!
Wie lacht die Flur!

Как мне природа
Блестит вокруг,
Как рдеет солнце,
Смеется луг!
(Перевод С.С. Заяицкого)}

И видит Вера Павловна, что это так, все так...

Золотистым отливом сияет нива; покрыто цветами поле, развертываются сотни, тысячи цветов на кустарнике, опоясывающем поле, зеленеет и шепчет подымающийся за кустарником лес, и он весь пестреет цветами; аромат несется с нивы, с луга, из кустарника, от наполняющих лес цветов; порхают по веткам птицы, и тысячи голосов несутся от ветвей вместе с ароматом; и за нивою, за лугом, за кустарником, лесом опять виднеются такие же сияющие золотом нивы, покрытые цветами луга, покрытые цветами кустарники до дальних гор, покрытых лесом, озаренным солнцем, и над их вершинами там и здесь, там и здесь, светлые, серебристые, золотистые, пурпуровые, прозрачные облака своими переливами слегка оттеняют по горизонту яркую лазурь; взошло солнце, радуется и радует природа, льет свет и теплоту, аромат и песню, любовь и негу в грудь, льется песня радости и неги, любви и добра из груди - "о земля! о нега! о любовь! о любовь, золотая, прекрасная, как утренние облака над вершинами тех гор"

O Erd"! O Sonne!
O Gluck! O Lust!
O Lieb", o Liebe,
So goldenshon,
Wie Morgenwolken
Auf jenen Hoh"n!

О мир, о солнце
О свет, о смех!
Любви, любови
О блеск златой,
Как горний облак
Над высью той!
(Перевод С.С. Заяицкого)}

Теперь ты знаешь меня? Ты знаешь, что я хороша? Но ты не знаешь; никто из вас еще не знает меня во всей моей красоте. Смотри, что было, что теперь, что будет. Слушай и смотри:

{* Как весело кубок бежит по рукам,
Как взоры пирующих ясны...
(Перевод С.П. Шевырева)}

У подошвы горы, на окраине леса, среди цветущих кустарников высоких густых аллей воздвигся дворец.

Идем туда.

Они идут, летят.

Роскошный пир. Пенится в стаканах вино; сияют глаза пирующих. Шум и шепот под шум, смех и, тайком, пожатие руки, и порою украдкой неслышный поцелуй. - "Песню! Песню! Без песни не полно веселие!" И встает поэт. Чело и мысль его озарены вдохновением, ему говорит свои тайны природа, ему раскрывает свой смысл история, и жизнь тысячелетий проносится в его песни рядом картин.

Звучат слова поэта, и возникает картина.

Но вот работа кончена, все идут к зданию. "Войдем опять в зал, посмотрим, как они будут обедать", - говорит старшая сестра. Они входят в самый большой из огромных зал. Половина его занята столами, - столы уж накрыты, - сколько их! Сколько же тут будет обедающих? Да человек тысяча или больше: "здесь не все; кому угодно, обедают особо, у себя"; те старухи, старики, дети, которые не выходили в поле, приготовили все это: "готовить кушанье, заниматься хозяйством, прибирать в комнатах, - это слишком легкая работа для других рук, - говорит старшая сестра, - ею следует заниматься тем, кто еще не может или уже не может делать ничего другого". Великолепная сервировка. Все алюминий и хрусталь; по средней полосе широких столов расставлены вазы с цветами, блюда уж на столе, вошли работающие, все садятся за обед, и они, и готовившие обед. "А кто ж будет прислуживать?" - "Когда? во время стола? зачем? Ведь всего пять шесть блюд: те, которые должны быть горячие, поставлены на таких местах, что не остынут; видишь, в углублениях, - это ящики с кипятком, - говорит старшая сестра. - "Ты хорошо живешь, ты любишь хороший стол, часто у тебя бывает такой обед?" - "Несколько раз в год". У них это обыкновенный: кому угодно, тот имеет лучше, какой угодно, но тогда особый расчет; а кто не требует себе особенного против того, что делается для всех, с тем нет никакого расчета. И все так: то, что могут по средствам своей компании все, за то нет расчетов; за каждую особую вещь или прихоть - расчет".

Неужели ж это мы? неужели это наша земля? Я слышала нашу песню, они говорят по-русски. - "Да, ты видишь невдалеке реку, - это Ока; эти люди мы, ведь с тобою я, русская!" - "И ты все это сделала?" - "Это все сделано для меня, и я одушевляла делать это, я одушевляю совершенствовать это, но делает это вот она, моя старшая сестра, она работница, а я только наслаждаюсь". - "И все так будут жить?" - "Все, - говорит старшая сестра, - для всех вечная весна и лето, вечная радость. Но мы показали тебе только конец моей половины дня, работы, и начало ее половины; - мы еще посмотрим на них вечером, через два месяца".

Цветы завяли; листья начинают падать с деревьев; картина становится уныла. "Видишь, на это скучно было бы смотреть, тут было бы скучно жить, - говорит младшая сестра, - я так не хочу". - "Залы пусты, на полях и в садах тоже нет никого, - говорит старшая сестра, - я это устроила по воле своей сестры царицы". - "Неужели дворец в самом деле опустел?" - "Да, ведь здесь холодно и сыро, зачем же быть здесь? Здесь из 2 000 человек осталось теперь десять - двадцать человек оригиналов, которым на этот раз показалось приятным разнообразием остаться здесь, в глуши, в уединении, посмотреть на северную осень. Через несколько времени, зимою, здесь будут беспрестанные смены, будут приезжать маленькими партиями любители зимних прогулок, провести здесь несколько дней по-зимнему".

Но где ж они теперь? - "Да везде, где тепло и хорошо, - говорит старшая сестра: - на лето, когда здесь много работы и хорошо, приезжает сюда множество всяких гостей с юга; мы были в доме, где вся компания из одних вас; но множество домов построено для гостей, в других и разноплеменные гости и хозяева поселяются вместе, кому как нравится, такую компанию и выбирает. Но принимая летом множество гостей, помощников в работе, вы сами на 7-8 плохих месяцев вашего года уезжаете на юг, - кому куда приятнее. Но есть у вас на юге и особая сторона, куда уезжает главная масса ваша. Эта сторона так и называется Новая Россия". - "Это где Одесса и Херсон?" - "Это в твое время, а теперь, смотри, вот где Новая Россия".

Горы, одетые садами; между гор узкие долины, широкие равнины. "Эти горы были прежде голые скалы, - говорит старшая сестра. - Теперь они покрыты толстым слоем земли, и на них среди садов растут рощи самых высоких деревьев: внизу во влажных ложбинах плантации кофейного дерева; выше финиковые пальмы, смоковницы; виноградники перемешаны с плантациями сахарного тростника; на нивах есть и пшеница, но больше рис". - "Что ж это за земля?" - "Поднимемся на минуту повыше, ты увидишь ее границы". На далеком северо-востоке две реки, которые сливаются вместе прямо на востоке от того места, с которого смотрит Вера Павловна; дальше к югу, все в том же юго-восточном направлении, длинный и широкий залив; на юге далеко идет земля, расширяясь все больше к югу между этим заливом и длинным узким заливом, составляющим ее западную границу. Между западным узким заливом и морем, которое очень далеко на северо-западе, узкий перешеек. "Но мы в центре пустыни?" - говорит изумленная Вера Павловна. "Да, в центре бывшей пустыни; а теперь, как видишь, все пространство с севера, от той большой реки на северо-востоке, уже обращено в благодатнейшую землю, в землю такую же, какою была когда-то и опять стала теперь та полоса по морю на север от нее, про которую говорилось в старину, что она "кипит молоком и медом". Мы не очень далеко, ты видишь, от южной границы возделанного пространства, горная часть полуострова еще остается песчаною, бесплодною степью, какою был в твое время весь полуостров; с каждым годом люди, вы русские, все дальше отодвигаете границу пустыни на юг. Другие работают в других странах: всем и много места, и довольно работы, и просторно, и обильно. Да, от большой северо-восточной реки все пространство на юг до половины полуострова зеленеет и цветет, по всему пространству стоят, как на севере, громадные здания в трех, в четырех верстах друг от друга, будто бесчисленные громадные шахматы на исполинской шахматнице. "Спустимся к одному из них", - говорит старшая сестра.

Такой же хрустальный громадный дом, но колонны его белые. "Они потому из алюминия, - говорит старшая сестра, - что здесь ведь очень тепло, белое меньше разгорячается на солнце, что несколько дороже чугуна, но по-здешнему удобнее". Но вот что они еще придумали: на дальнее расстояние кругом хрустального дворца идут ряды тонких, чрезвычайно высоких столбов, и на них, высоко над дворцом, над всем дворцом и на, полверсты вокруг него растянут белый полог. "Он постоянно обрызгивается водою, - говорит старшая сестра: - видишь, из каждой колонны подымается выше полога маленький фонтан, разлетающийся дождем вокруг, поэтому жить здесь прохладно; ты видишь, они изменяют температуру, как хотят". - "А кому нравится зной и яркое здешнее солнце?" - "Ты видишь, вдали есть павильоны и шатры. Каждый может жить, как ему угодно; я к тому веду, я все для этого только и работаю". - "Значит, остались и города для тех, кому нравится в городах?" - "Не очень много таких людей; городов осталось меньше прежнего, - почти только для того, чтобы быть центрами сношений и перевозки товаров, у лучших гаваней, в других центрах сообщений, но эти города больше и великолепнее прежних; все туда ездят на несколько дней для разнообразия; большая часть их жителей беспрестанно сменяется, бывает там для труда, на недолгое время". - "Но кто хочет постоянно жить в них?" - "Живут, как вы живете в своих Петербургах, Парижах, Лондонах, - кому ж какое дело? кто станет мешать? Каждый живи, как хочешь; только огромнейшее большинство, 99 человек из 100, живут так, как мы с сестрою показываем тебе, потому что это им приятнее и выгоднее. Но иди же во дворец, уж довольно поздний вечер, пора смотреть на них".

Но нет, прежде я хочу же знать, как это сделалось?" - "Что?" - "То, что бесплодная пустыня обратилась в плодороднейшую землю, где почти все мы проводим две трети нашего года". - "Как это сделалось? да что ж тут мудреного? Ведь это сделалось не в один год, и не в десять лет, я постепенно подвигала дело. С северо-востока, от берегов большой реки, с северо-запада, от прибережья большого моря, - у них так много таких сильных машин, - возили глину, она связывала песок, проводили каналы, устраивали орошение, явилась зелень, явилось и больше влаги в воздухе; шли вперед шаг за шагом, по нескольку верст, иногда по одной версте в год, как и теперь все идут больше на юг, что ж тут особенного? Они только стали умны, стали обращать на пользу себе громадное количество сил и средств, которые прежде тратили без пользы или и прямо во вред себе. Недаром же я работаю и учу. Трудно было людям только понять, что полезно, они были в твое время еще такими дикарями, такими грубыми, жестокими, безрассудными, но я учила и учила их; а когда они стали понимать, исполнять было уже не трудно. Я не требую ничего трудного, ты знаешь. Ты кое-что делаешь по-моему, для меня, - разве это дурно?" "Нет". - "Конечно, нет. Вспомни же свою мастерскую, разве у вас было много средств? разве больше, чем у других?" - "Нет, какие ж у нас были средства?" - "А ведь твои швеи имеют в десять раз больше удобств, в двадцать раз больше радостей жизни, во сто раз меньше испытывают неприятного, чем другие, с такими же средствами, какие были у вас. Ты сама доказала, что и в твое время люди могут жить очень привольно. Нужно только быть рассудительными, уметь хорошо устроиться, узнать, как выгоднее употреблять средства". - "Так, так; я это знаю". - "Иди же еще посмотреть немножко, как живут люди через несколько времени после того, как стали понимать то, что давно понимала ты".

Они входят в дом. Опять такой же громаднейший, великолепный зал. Вечер в полном своем просторе и веселье, прошло уж три часа после заката солнца: самая пора веселья. Как ярко освещен зал, чем же? - нигде не видно ни канделябров, ни люстр; ах, вот что! - в куполе зала большая площадка из матового стекла, через нее льется свет, - конечно, такой он и должен быть: совершенно, как солнечный, белый, яркий и мягкий, - ну, да, это электрическое освещение. В зале около тысячи человек народа, но в ней могло бы свободно быть втрое больше. "И бывает, когда приезжают гости, - говорит светлая красавица, - бывает и больше". - "Так что ж это? разве не бал? Это разве простой будничный вечер?" - "Конечно". - "А по-нынешнему, это был бы придворный бал, как роскошна одежда женщин, да, другие времена, это видно и по покрою платья. Есть несколько дам и в нашем платье, но видно, что они оделись так для разнообразия, для шутки; да, они дурачатся, шутят над своим костюмом; на других другие, самые разнообразные костюмы разных восточных и южных покроев, все они грациознее нашего; но преобладает костюм, похожий на тот, какой носили гречанки в изящнейшее время Афин - очень легкий и свободный, и на мужчинах тоже широкое, длинное платье без талии, что-то вроде мантий, иматиев; видно, что это обыкновенный домашний костюм их, как это платье скромно и прекрасно! Как мягко и изящно обрисовывает оно формы, как возвышает оно грациозность движений! И какой оркестр, более ста артистов и артисток, но особенно, какой хор!" - "Да, у вас в целой Европе не было десяти таких голосов, каких ты в одном этом зале найдешь целую сотню, и в каждом другом столько же: образ жизни не тот, очень здоровый и вместе изящный, потому и грудь лучше, и голос лучше", - говорит светлая царица. Но люди в оркестре и в хоре беспрестанно меняются: одни уходят, другие становятся на их место, - они уходят танцовать, они приходят из танцующих.

У них вечер, будничный, обыкновенный вечер, они каждый вечер так веселятся и танцуют; но когда же я видела такую энергию веселья? но как и не иметь их веселью энергии, неизвестной нам? - Они поутру наработались. Кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья. И теперь веселье простых людей, когда им удается веселиться, более радостно, живо и свежо, чем наше; но у наших простых людей скудны средства для веселья, а здесь средства богаче, нежели у нас; и веселье наших простых людей смущается воспоминанием неудобств и лишений, бед и страданий, смущается предчувствием того же впереди, - это мимолетный час забытья нужды и горя - а разве нужда и горе могут быть забыты вполне? разве песок пустыни не заносит? разве миазмы болота не заражают и небольшого клочка хорошей земли с хорошим воздухом, лежащего между пустынею и болотом? А здесь нет ни воспоминаний, ни опасений нужды или горя; здесь только воспоминания вольного труда в охоту, довольства, добра и наслаждения, здесь и ожидания только все того же впереди. Какое же сравнение! И опять: у наших рабочих людей нервы только крепки, потому способны выдерживать много веселья, но они у них грубы, не восприимчивы. А здесь: нервы и крепки, как у наших рабочих людей, и развиты, впечатлительны, как у нас; приготовленность к веселью, здоровая, сильная жажда его, какой нет у нас, какая дается только могучим здоровьем и физическим трудом, в этих людях соединяется со всею тонкостью ощущений, какая есть в нас; они имеют все наше нравственное развитие вместе с физическим развитием крепких наших рабочих людей: понятно, что их веселье, что их наслаждение, их страсть - все живее и сильнее, шире и сладостнее, чем у нас. Счастливые люди!

Нет, теперь еще не знают, что такое настоящее веселье, потому что еще нет такой жизни, какая нужна для него, и нет таких людей. Только такие люди могут вполне веселиться и знать весь восторг наслажденья! Как они цветут здоровьем и силою, как стройны и грациозны они, как энергичны и выразительны их черты! Все они - счастливые красавцы и красавицы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения, - счастливцы, счастливцы!

Шумно веселится в громадном зале половина их, а где ж другая половина? "Где другие? - говорит светлая царица, - они везде; многие в театре, одни актерами, другие музыкантами, третьи зрителями, как нравится кому; иные рассеялись по аудиториям, музеям, сидят в библиотеке; иные в аллеях сада, иные в своих комнатах или чтобы отдохнуть наедине, или с своими детьми, но больше, больше всего - это моя тайна. Ты видела в зале, как горят щеки, как блистают глаза; ты видела, они уходили, они приходили; они уходили - это я увлекала их, здесь комната каждого и каждой - мой приют, в них мои тайны ненарушимы, занавесы дверей, роскошные ковры, поглощающие звук, там тишина, там тайна; они возвращались - это я возвращала их из царства моих тайн на легкое веселье Здесь царствую я".

"Я царствую здесь. Здесь все для меня! Труд - заготовление свежести чувств и сил для меня, веселье - приготовление ко мне, отдых после меня. Здесь я - цель жизни, здесь я - вся жизнь".

"В моей сестре, царице, высшее счастие жизни, - говорит старшая сестра, - но ты видишь, здесь всякое счастие, какое кому надобно. Здесь все живут, как лучше кому жить, здесь всем и каждому - полная воля, вольная воля".

"То, что мы показали тебе, нескоро будет в полном своем развитии, какое видела теперь ты. Сменится много поколений прежде, чем вполне осуществится то, что ты предощущаешь. Нет, не много поколений: моя работа идет теперь быстро, все быстрее с каждым годом, но все-таки ты еще не войдешь в это полное царство моей сестры; по крайней мере, ты видела его, ты знаешь будущее. Оно светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот что в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести".


XVII

Через год новая мастерская уж совершенно устроилась, установилась. Обе мастерские были тесно связаны между собою, передавали одна другой заказы, когда одна была завалена ими, а другая имела время исполнить их. Между ними был текущий счет. Размер их средств был уже достаточен, чтобы они могли открыть магазин на Невском, если сблизятся между собою еще больше. Устроить это стоило довольно много хлопот Вере Павловне и Мерцаловой. Хотя их компании были дружны, хотя часто одна компания принимала у себя в гостях другую, хотя часто они соединялись для поездок за город, но все-таки мысль о солидарности счетов двух разных предприятий была мысль новая, которую надобно было долго и много разъяснять. Однако же, выгода иметь на Невском свой магазин была очевидна, и после нескольких месяцев забот о слиянии двух счетоводств прихода в одно Вере Павловне и Мерцаловой удалось достичь этого. На Невском явилась новая вывеска: "Au bon travail. Magasin des Nouveautes". С открытием магазина дела стали развиваться быстрее прежнего и становились все выгоднее. Мерцалова и Вера Павловна уже мечтали в своих разговорах, что года через два вместо двух швейных будет четыре, пять, а там скоро и десять, и двадцать.

Месяца через три по открытии магазина приехал к Кирсанову один отчасти знакомый, а больше незнакомый собрат его по медицине, много рассказывал о разных медицинских казусах, всего больше об удивительных успехах своей методы врачевания, состоявшей в том, чтобы класть вдоль по груди и по животу два узенькие и длинные мешочка, наполненные толченым льдом и завернутые каждый в четыре салфетки, а в заключение всего сказал, что один из его знакомых желает познакомиться с Кирсановым. Кирсанов исполнил желание; знакомство было приятное, был разговор о многом, между прочим, о магазине. Объяснил, что магазин открыт, собственно, с торговою целью; долго говорили о вывеске магазина, хорошо ли, что на вывеске написано travail. Кирсанов говорил, что travail значит труд, Au bon travail - магазин, хорошо исполняющий заказы; рассуждали о том, не лучше ли было бы заменить такой девиз фамилиею. Кирсанов стал говорить, что русская фамилия его жены наделает коммерческого убытка; наконец, придумал такое средство: его жену зовут "Вера" - по-французски вера - foi; если бы на вывеске можно было написать вместо Au bon travail - A la bonne foi, то не было ли бы достаточно этого? - Это бы имело самый невинный смысл - "добросовестный магазин", и имя хозяйки было бы на вывеске; рассудивши, увидели, что это можно. Кирсанов с особенным усердием обращал разговор на такие вопросы и вообще успевал в этом, так что возвратился домой очень довольный. Но во всяком случае Мерцалова и Вера Павловна значительно поурезали крылья своим мечтам и стали заботиться о том, чтобы хотя удержаться на месте, а уж не о том, чтоб идти вперед. Таким образом, по охлаждении лишнего жара в Вере Павловне и Мерцаловой, швейные и магазин продолжали существовать, не развиваясь, но радуясь уже и тому, что продолжают существовать. Новое знакомство Кирсанова продолжалось и приносило ему много удовольствия. Так прошло еще года два или больше, без всяких особенных происшествий.


XVIII

Письмо Катерины Васильевны Полозовой

С.-Петербург, 17 августа 1860 г.
Милая Полина, мне так понравилась совершенно новая вещь, которую я недавно узнала и которой теперь сама занимаюсь с большим усердием, что я хочу описать ее тебе. Я уверена, что ты также заинтересуешься ею. Но главное, ты сама, быть может, найдешь возможность заняться чем-нибудь подобным. Это так приятно, мой друг.

Вещь, которую я хочу описать для тебя - швейная; собственно говоря, две швейные, обе устроенные по одному принципу женщиною, с которою познакомилась я всего только две недели тому назад, но уж успела очень подружиться. Я теперь помогаю ей, с тем условием, чтобы она потом помогла мне устроить еще такую же швейную. Эта дама Вера Павловна Кирсанова, еще молодая, добрая, веселая, совершенно в моем вкусе, то есть, больше похожа на тебя, Полина, чем на твою Катю, такую смирную: она бойкая и живая госпожа. Случайно услышав о ее мастерской, - мне сказывали только об одной, - я прямо приехала к ней без всяких рекомендаций и предлогов, просто сказала, что я заинтересовалась ее швейною. Мы сошлись с первого же раза, тем больше, что в Кирсанове, ее муже, я нашла того самого доктора Кирсанова, который пять лет тому назад оказал мне, помнишь, такую важную услугу.

Поговоривши со мною с полчаса и увидев, что я, действительно, сочувствую таким вещам, Вера Павловна повела меня в свою мастерскую, ту, которою она сама занимается (другую, которая была устроена прежде, взяла на себя одна из ее близких знакомых, тоже очень хорошая молодая дама), и я перескажу тебе впечатления моего первого посещения; они были так новы и поразительны, что я тогда же внесла их в свой дневник, который был давно брошен, но теперь возобновился по особенному обстоятельству, о котором, быть может, я расскажу тебе через несколько времени. Я очень довольна, что эти впечатления были тогда записаны мною: теперь я и забыла бы упомянуть о многом, что поразило меня тогда, а нынче, только через две недели, уже кажется самым обыкновенным делом, которое иначе и не должно быть. Но чем обыкновеннее становится эта вещь, тем больше я привязываюсь к ней, потому что она очень хороша. Итак, Полина, я начинаю выписку из моего дневника, дополняя подробностями, которые узнала после.

Швейная мастерская, - что же такое увидела я, как ты думаешь? Мы остановились у подъезда, Вера Павловна повела меня по очень хорошей лестнице, знаешь, одной из тех лестниц, на которых нередко встречаются швейцары. Мы вошли на третий этаж, Вера Павловна позвонила, и я увидела себя в большом зале, с роялем, с порядочною мебелью, - словом, зал имел такой вид, как будто мы вошли в квартиру семейства, проживающего 4 или 5 тысяч рублей в год. - Это мастерская? И это одна из комнат, занимаемых швеями? "Да; это приемная комната и зал для вечерних собраний; пойдемте по тем комнатам, в которых, собственно, живут швеи, они теперь в рабочих комнатах, и мы никому не помешаем". - Вот что увидела я, обходя комнаты, и что пояснила мне Вера Павловна.

Помещение мастерской составилось из трех квартир, выходящих на одну площадку и обратившихся в одну квартиру, когда пробили двери из одной в другую. Квартиры эти прежде отдавались за 700, 550 и 425 руб. в год, всего за 1675 руб. Но отдавая все вместе по контракту на 5 лет, хозяин дома согласился уступить их за 1 250 руб. Всего в мастерской 21 комната, из них 2 очень большие, по 4 окна, одна служит приемною, другая - столовою; в двух других, тоже очень больших, работают; в остальных живут. Мы прошли 6 или 7 комнат, в которых живут девушки (я все говорю про первое мое посещение); меблировка этих комнат тоже очень порядочная, красного дерева или ореховая; в некоторых есть стоячие зеркала, в других - очень хорошие трюмо; много кресел, диванов хорошей работы. Мебель в разных комнатам разная, почти вся она постепенно покупалась по случаям, за дешевую цену. Эти комнаты, в которых живут, имеют такой вид, как в квартирах чиновничьих семейств средней руки, в семействах старых начальников отделения или молодых столоначальников, которые скоро будут начальниками отделения. В комнатах, которые побольше, живут три девушки, в одной даже четыре, в других по две.

Мы вошли в рабочие комнаты, и девушки, занимавшиеся в них, тоже показались мне одеты как дочери, сестры, молодые жены этих чиновников: на одних были шелковые платья, из простеньких шелковых материй, на других барежевые, кисейные. Лица имели ту мягкость и нежность, которая развивается только от жизни в довольстве. Ты можешь представить, как это все удивляло меня. В рабочих комнатах мы оставались долго. Я тут же познакомилась с некоторыми из девушек; Вера Павловна сказала цель моего посещения: степень их развития была неодинакова; одни говорили уже совершенно языком образованного общества, были знакомы с литературою, как наши барышни, имели порядочные понятия и об истории, и о чужих землях, и обо всем, что составляет обыкновенный круг понятий барышень в нашем обществе; две были даже очень начитаны. Другие, не так давно поступившие в мастерскую, были менее развиты, но все-таки с каждою из них можно было говорить, как с девушкою, уже имеющею некоторое образование. Вообще степень развития соразмерна тому, как давно которая из них живет в мастерской.

Вера Павловна занималась делами, иногда подходила ко мне, а я говорила с девушками, и таким образом мы дождались обеда. Он состоит, по будням, из трех блюд. В тот день был рисовый суп, разварная рыба и телятина. После обеда на столе явились чай и кофе. Обед был настолько хорош, что я поела со вкусом и не почла бы большим лишением жить на таком обеде.

А ты знаешь, что мой отец и теперь имеет хорошего повара.

Вот какое было общее впечатление моего первого посещения. Мне сказали, и я знала, что я буду в мастерской, в которой живут швеи, что мне покажут комнаты швей; что я буду видеть швей, что я буду сидеть за обедом швей; вместо того я видела квартиры людей не бедного состояния, соединенные в одно помещение, видела девушек среднего чиновничьего или бедного помещичьего круга, была за обедом, небогатым, но удовлетворительным для меня; - что ж это такое? и как же это возможно?

Когда мы возвратились к Вере Павловне, она и ее муж объяснили мне, что это вовсе не удивительно. Между прочим, Кирсанов тогда написал мне для примера небольшой расчет на лоскутке бумаги, который уцелел между страниц моего дневника. Я перепишу тебе его; но прежде еще несколько слов.

Вместо бедности - довольство; вместо грязи - не только чистота, даже некоторая роскошь комнат; вместо грубости - порядочная образованность; все это происходит от двух причин: с одной стороны, увеличивается доход швей, с другой - достигается очень большая экономия в их расходах.

Ты понимаешь, отчего они получают больше дохода: они работают на свой собственный счет, они сами хозяйки; потому они получают ту долю, которая оставалась бы в прибыли у хозяйки магазина. Но это не все: работая в свою собственную пользу и на свой счет, они гораздо бережливее и на материал работы и на время: работа идет быстрее, и расходов на нее меньше.

Понятно, что и в расходах на их жизнь много сбережений. Они покупают все большими количествами, расплачиваются наличными деньгами, поэтому вещи достаются им дешевле, чем при покупке в долг и по мелочи; вещи выбираются внимательно, с знанием толку в них, со справками, поэтому все покупается не только дешевле, но и лучше, нежели вообще приходится покупать бедным людям.

Кроме того, многие расходы или чрезвычайно уменьшаются, или становятся вовсе не нужны. Подумай, например: каждый день ходить в магазин за 2, за 3 версты - сколько изнашивается лишней обуви, лишнего платья от этого. Приведу тебе самый мелочной пример, но который применяется ко всему в этом отношении.

Если не иметь дождевого зонтика, это значит много терять от порчи платья дождем. Теперь, слушай слова, сказанные мне Верой Павловною. Простой холщовый зонтик стоит, положим, 2 рубля. В мастерской живет 25 швей. На зонтик для каждой вышло бы 50 р., та, которая не имела бы зонтика, терпела бы потери в платье больше, чем на 2 руб. Но они живут вместе; каждая выходит из дому только, когда ей удобно; поэтому не бывает того, чтобы в дурную погоду многие выходили из дому. Они нашли, что 5 дождевых зонтиков совершенно довольно. Эти зонтики шелковые, хорошие; они стоят по 5 руб. Всего расхода на дождевые зонтики - 25 руб., или у каждой швеи - по 1 руб. Ты видишь, что каждая из них пользуется хорошею вещью вместо дрянной и все-таки имеет вдвое меньше расхода на эту вещь. Так с множеством мелочей, которые вместе составляют большую важность. То же с квартирою, со столом. Например, этот обед, который я тебе описала, обошелся в 5 руб. 50 коп. или 5 руб. 75 коп., с хлебом (но без чаю и кофе). А за столом было 37 человек (не считая меня, гостьи, и Веры Павловны), правда, в том числе нескольких детей. 5 руб. 75 коп. на 37 человек это составляет менее 16 коп. на человека, менее 5 р. в месяц. А Вера Павловна говорит, что если человек обедает один, он на эти деньги не может иметь почти ничего, кроме хлеба и той дряни, которая продается в мелочных лавочках. В кухмистерской такой обед (только менее чисто приготовленный) стоит, по словам Веры Павловны, 40 коп. сер., - за 30 коп. гораздо хуже. Понятна эта разница: кухмистер, готовя обед на 20 человек или меньше, должен сам содержаться из этих денег, иметь квартиру, иметь прислугу. Здесь этих лишних расходов почти вовсе нет, или они гораздо меньше. Жалованье двум старушкам, родственницам двух швей, вот и весь расход по содержанию их кухонного штата. Теперь тебе понятен будет расчет, который сделал мне для примера Кирсанов, когда я была у них в первый раз. Написавши его, он сказал мне:

Конечно, я не могу сказать вам точных цифр, да и трудно было бы найти их, потому что, вы знаете, у каждого коммерческого дела, у каждого магазина, каждой мастерской свои собственные пропорции между разными статьями дохода и расхода, в каждом семействе также свои особенные степени экономности в делании расходов и особенные пропорции между разными статьями их. Я ставлю цифры только для примера: но чтобы счет был убедительнее, я ставлю цифры, которые менее действительной выгодности нашего порядка, сравнительно с настоящими расходами почти всякого коммерческого дела и почти всякого мелкого, бедного хозяйства.

Доход коммерческого предприятия от продажи товаров, - продолжал Кирсанов, - распадается на три главные части: одна идет на жалованье рабочим; другая - на остальные расходы предприятия: наем помещения, освещение, материалы для работы; третья остается в прибыль хозяину. Положим, выручка разделяется между этими частями так: на жалованье рабочим - половина выручки, на другие расходы - четвертая часть; остальная четверть - прибыль. Это значит, что если рабочие получают 100 руб., то на другие расходы идет 50 руб., у хозяина остается также 50. Посмотрим, сколько получают рабочие при нашем порядке, - Кирсанов стал читать свой билетик с цифрами.

Они получают свою плату... . 100 р.
Они сами хозяева, потому получают
и хозяйскую прибыль...................50 р.
У них рабочие комнаты помещаются
при их квартире, поэтому обходятся
дешевле особой мастерской: они
бережливы на материал; в этом очень
большая пропорция сбережения, я
думаю наполовину, но мы положим
только на третью долю; из 50 руб.,
которые шли бы на эти расходы, они
сберегают в прибыль себе еще....... 16 р. 67 к
__________
166 р. 67 к

Вот мы уж набрали, - продолжал Кирсанов: - что наши рабочие получают 166 р. 67 к., когда при другом порядке они имеют только 100 р. Но они получают еще больше: работая в свою пользу, они трудятся усерднее, потому успешнее, быстрее; положим, когда, при обыкновенном плохом усердии, они успели бы сделать 5 вещей, в нашем примере 5 платьев, они теперь успевают сделать 6, - эта пропорция слишком мала, но положим ее; значит, в то время когда другое предприятие зарабатывает 5 руб., наше зарабатывает 6 руб.

От быстроты и усердной работы
выручка и доход увеличиваются на
одну пятую долю: от 166 руб. 67 коп.
пятая доля 33 р. 33 коп. - и так,
еще............................... 33 р. 33 к.
с прежним...................... 166 р. 67 к.
____________
200 р.

Поэтому у наших вдвое больше дохода, чем у других, - продолжал Кирсанов. - Теперь, как употребляется этот доход. Имея вдвое выгоднее. Тут выгода двойная, как вы знаете: во-первых, оттого, что все покупается оптом; положим, от этого выигрывается третья доля,вещи, которые при мелочной покупке и долгах обошлись бы в З р., обходятся в 2 руб. На самом деле, выгода больше: возьмем в пример квартиру; если б эти комнаты отдавать в наем углами, тут жило бы: в 17 комнатах с 2 окнами по 3 и по 4 человека, - всего, положим, 55 человек; в 2 комнатах с 3 окнами по б человек и в 2 с 4 окнами по 9 человек, 12 и 18, всего 30 человек, и 55 в маленьких комнатах, - в целой квартире 85 человек; каждый платил бы по З р. 50 к. в месяц, это значит 42 р. в год; итак, мелкие хозяева, промышляющие отдачею углов внаймы, берут за такое помещение - 42 руб, на 85, - 3 570 руб. Наши имеют эту квартиру за 1 250 рублей, почти втрое дешевле. Так в очень многом, почти так, почти во всем. Вероятно, я еще не дошел бы до истинной пропорции, если бы положил сбережение наполовину; но я положу его тоже только в третью долю. Это еще не все. При таком устройстве жизни они не имеют нужды делать многих расходов, или нужно гораздо меньшее количество вещей, - Верочка приводила вам пример обувь, платье. Положим, что от этого количество покупаемых вещей сокращается на одну четвертую долю, вместо 4 пар башмаков достаточно 3, или З платья носятся столько времени, как носились бы 4, - эта пропорция опять слишком мала. Но посмотрите, что выходит из этих пропорций.

Дешевизна покупки делает, что
вещи достаются на одну третью долю
сходнее - то есть, положим за три
вещи платится вместо 3 руб. только 2
руб.; но при нашем порядке этими 3
вещами удовлетворяется столько
надобностей, сколько при другом
удовлетворялось бы не менее как 4
вещами; это значит, что за свои 200
руб. наши швеи имеют столько вещей,
сколько при другом порядке имели бы
не менее, как за 300 руб., и что эти
вещи при нашем порядке доставляют их
жизни столько удобств, сколько при
другом доставлялось бы суммою не
меньше, как......................... 400 р.

Сравните жизнь семейства, расходующего 1 000 руб. в год, с жизнью такого же семейства, расходующего 4 000 руб., не правда ли, вы найдете громадную разницу? - продолжал Кирсанов. - При нашем порядке точно такая же пропорция, если не больше: при нем получается вдвое больше дохода, и доход употребляется вдвое выгоднее. Удивительно ли, что вы нашли жизнь наших швей вовсе непохожею на ту, какую ведут швеи при обыкновенном порядке?

Вот какое чудо я увидела, друг мой Полина, и вот как просто оно объясняется. И я теперь так привыкла к нему, что мне уж кажется странно: как же я тогда удивлялась ему, как же не ожидала, что найду все именно таким, каким нашла. Напиши, имеешь ли ты возможность заняться тем, к чему я теперь готовлюсь: устройством швейной или другой мастерской по этому порядку. Это так приятно, Полина.
Твоя К. Полозова.

P.S. Я совсем забыла говорить о другой мастерской, - но уж так и быть, в другой раз. Теперь скажу только, что старшая швейная развилась больше и потому во всех отношениях выше той, которую я тебе описывала. В подробностях устройства между ними много разницы, потому что все применяется к обстоятельствам.

Самой трудной проблемой является определение того, когда собеседник говорит правду, а когда намеренно лжет. Большинство людей прибегают ко лжи тогда, когда хотят избежать наказания или получить награду. С помощью лжи люди пытаются защитить себя до тех пор, пока угрызения совести не станут для них невыносимыми или пока внешние обстоятельства не подскажут им, что пора признаться в своей виновности. Когда люди лгут, они испытывают страх, проявляющийся в определенных симптомах, например, в пульсации сонной артерии, в пересыхании губ, непроизвольных движениях кадыка и/или неумеренных попытках придать своим высказываниям видимость правды.

Ниже мы приводим описание некоторых типов лгунов. Наиболее типичными являются шесть из них:

  1. Панический лгун. Он лжет из боязни последствий своего признания. Такие ЛЮДИ ЧУВСТВУЮТ, что они не смогут вынести СВОЕГО УНИЖЕНИЯ В КРУГУ ДРУЗЕЙ И БЛИЗКИХ. Признание было бы для них ударом по самолюбию. Этот тип лгунов считает, что признание еще более усугубит и так плохую ситуацию.
  2. Профессиональный враль. Такие люди лгут и обманывают постоянно - на работе, при совершении покупок в магазине и так далее. Таких людей можно считать лгунами с большой практикой.
  3. Лгун из спортивного интереса. Ему нравиться лгать. Для него ложь - это вызов. Каждый новый человек для него - это новый соперник в своего рода спортивном состязании. Такие лгуны начинают с обмана родителей, постепенно перенося свою ложь на все новых и новых людей.
  4. Садистский лгун. Для него ложь - единственное оружие. Такой садистский лгун понимает, что его могут обвинить, но никогда своим признанием он не доставит следователям удовольствия. Таким людям доставляет радость видеть, как страдают окружающие, его семья от того, что закон преследует «невинного» человека.
  5. Этнологический лгун. Родители научили его, что «доносчиков никто не любит». Подобный образ мыслей типичен для представителей мафии. Таким людям нравится, когда их допрашивают.
  6. Психологический лгун. Похоже, что у таких людей вообще нет совести, они не сожалеют о совершенном преступлении. У них нет никаких внешних проявлений виновности. С подобными лгунами тяжелее всего - они прекрасные актеры, способные обмануть кого угодно.

Лгать - тяжелая работа. Сказать заведомую ложь в беседе всегда требует определенных усилий. Хорошие психологи могут распознавать ведущуюся внутри подозреваемого борьбу с самим собой, его напряженность и работу мысли. Автоpом выделены признаки, как словесные, так и психологические, которые могут свидетельствовать о заведомой лжи.

Проявление одного или более признаков, приведенных в этом примере, еще не является доказательством того, что ваш собеседник лжет. Хорошие психологи применяют для отделения намеренной лжи от просто нервной реакции подозреваемого то, что мы называем оценкой или калибровкой. При этом психолог оценивает поведение собеседника и его ответы на те вопросы, которые тому кажутся выгодными. Затем это поведение и ответы сравниваются с реакцией на вопросы относительно деталей истины.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАМЕРЕННОЙ ЛЖИ

Словесные признаки.

  • Ответ на вопрос.
  • Люди, говорящие правду, стараются ответить на вопрос прямо; те же, кто ее скрывает, пытаются в своих ответах говорить о разных побочных обстоятельствах.
  • Время до ответа на поставленный вопрос
  • Говорящим неправду для ответа на вопрос обычно требуется больше времени, им нужно время для принятия решения, что именно сказать.
  • Повторение вопроса
  • Повтор вопроса - это обычный способ выгадать дополнительное время, чтобы продумать ответ на поставленный вопрос.
  • Отрывочные неполные высказывания
  • Многие говорящие неправду люди отличаются отрывочной речью, предложения у них часто остаются незаконченными.
  • Клятвы и заверения
  • Разного рода клятвы (типа «клянусь Богом!») часто используются лгунами в их попытках придать большую убедительность своей лжи. Правдивым людям нет необходимости прибегать к клятвам и заверениям.
  • Ясность ответа
  • Лгуны часто бурчат ответы себе под нос или сбиваются в своих ответах.
  • Использование слов
  • Люди, говорящие неправду, стараются использовать «обтекаемые» слова, например, «я не брал этих денег».
  • Говорящие правду люди стараются убедить противную сторону в своей невинности, тогда как лгуны ведут себя пассивно.
  • Непоследовательность
  • Непоследовательность в утверждениях относится к одним из лучших показателей лживости.
  • Прямота ответов
  • Правдивые люди стараются отвечать на поставленные вопросы прямо, лгуны же пытаются ответить на трудный вопрос косвенно.

Невербальные признаки

Знаки - это такие сигналы, значение которых совершенно ясно. Например, кивок головы. В некоторых случаях обмана подобные знаки бывают не доведены до конца, резко обрываются.

Жесты - это преимущественно совершаемые руками движения, которые делаются для придания убедительности словам. Люди, говорящие неправду, часто используют жесты, казалось бы, не к месту.

Непроизвольные навыки

Такими навыками могут являться не замечаемые самим человеком привычки, например, касаться мочки уха, поглаживать волосы, сжимать и разжимать пальцы и т.п. В период стресса эти навыки становятся более заметными.

Стресс обычно проявляется в учащенном дыхании, которое часто может свидетельствовать о намеренной лжи.

Покашливание и частое глотание слюны

Подобные проявления стресса могут свидетельствовать о намеренной лжи.

Выражение лица

Неуловимые или трудноуловимые, быстро исчезающие - в доли секунды - изменения в выражении лица часто свидетельствуют о скрытом эмоциональном возбуждении. При соответствующей подготовке человек всегда может научиться их улавливать.

ВНИМАНИЕ!

Распознание лжи политиков - это не наука, а искусство. Ни один из приведенных выше признаков не может иметь самостоятельного значения, необходимо оценивать все признаки в совокупности. n

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН МАНИПУЛИРУЕМЫХ

СУГГЕРЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА

Согласно политэкономии Маркса, общество разделилось на эксплуататоров и эксплуатируемых благодаря излишкам производства. Иными словами, кто-то работал лучше и эффективнее, а кто-то - менее. Следовательно, манипуляторы и манипулируемые возникли благодаря более усердному труду потенциальных манипуляторов. Так ли это?

Ранее в работе автор высказал предположение, что люди разделяются на богатых и бедных не только благодаря их способностям эффективно трудиться, но и умению вводить в заблуждение друг друга, манипулировать и обманывать. Именно этому и были посвящены работы автора.

До сих пор мы рассматривали только манипуляторов и в них видели первопричину разделения общества на более и менее состоятельных.

Теперь рассмотрим МАНИПУЛИРУЕМЫХ. Кто же они такие? КАКОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН МАНИПУЛИРУЕМЫХ?

В 90-х годах Россия встала на путь рыночных реформ. В настоящее время идет усиленная дифференциация общества. Именно поэтому автор решил не упускать этой уникальной возможности и исследовать глубинные механизмы возникновения манипулируемых и манипуляторов.

БЛАГОДАРЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ВОЗГЛАВЛЯЕМОГО АВТОРОМ, БЫЛИ ИЗУЧЕНЫ ОСОБЕННОСТИ МАНИПУЛИРУЕМЫХ И МАНИПУЛЯТОРОВ В ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ БЫЛА ВЗЯТА СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА, НАЗЫВАЕМАЯ ОБМАНУТЫМИИ ЗБИРАТЕЛЯМИ.

Приводим лишь НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ЭТИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

1. ТЕСТ НА ВНУШАЕМОСТЬ ПОКАЗАЛ, ЧТО 37% ИЗ ОБСЛЕДУЕМЫХ ОБЛАДАЮТ ХОРОШЕЙ ВНУШАЕМОСТЬЮ, ПРИЧЕМ 12% ПОВЫШЕННОЙ.

2. БОЛЬШИНСТВО ИЗ ИССЛЕДУЕМЫХ (59%) - ЛЮДИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДОВЕРЧИВЫЕ И НЕ ОБЛАДАЮЩИЕ ХОРОШИМИ ЗНАНИЯМИ О МАНИПУЛЯТОРАХ, ОСОБЕННОСТЯХ ЭКОНОМИКИ. ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ИЗ НИХ (71%) ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРИТЕТНЫМ ОРГАНОМ.

3. БОЛЬШИНСТВО ИЗ ОБМАНУТЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (68%) БЫЛИ ЯВНЫМИ ПОКЛОННИКАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СЕАНСОВ А.М.КАШПИРОВСКОГО. ПРИЧЕМ ПОЛОВИНА ИЗ НИХ ЧУВСТВОВА ЛА ВЛИЯНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА ЧЕРЕЗ ЭКРАН.

4. 51% ИЗ ОБМАНУТЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ УЖЕ РАНЕЕ ЧАСТО «ПОКУПАЛИСЬ» НА РАЗЛИЧНОГО РОДА ЗАМАНЧИВЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ.

5. СРЕДИ ОБМАНУТЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ 4% ЗНАЛИ, ЧТО ИГРАЮТ В ОПАСНУЮ ИГРУ, И ОЩУЩАЛИ АФЕРИЗМ «МММ». ЭТУ ГРУППУ В ДАЛЬНЕЙШЕМ БУДЕМ НАЗЫВАТЬ ИСТИННЫМИ ИГРОКАМИ.

6. СРЕДИ ОБМАНУТЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ 16% СПОСОБНЫ К АГРЕССИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПЕРЕРАСТИ В СИЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ.

АВТОР НА ОСНОВАНИИ ПРИВЕДЕННЫХ ВЫШЕ ИССЛЕДОВАНИЙ И АНАЛИЗА РАЗРАБОТАЛ СУГГЕРЕНТНУЮ* МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА, ОСНОВАННУЮ НА ВЫДВИГАЕ МЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСТУЛАТАХ. (Под суггерентом понимается внушаемый субъект):

* Суггерент - образовано от слова suggest (англ.) - «внушать». В данной книге под суггерентом будет пониматься только ВНУШАЕМЫЙ СУГГЕРЕНТ.

1. ВО ВСЕХ ОБЩЕСТВАХ, НЕ ЗАВИСИМО ОТ ИХ ЧИСЛЕННОСТИ, СУЩЕСТВУЮТ СУГГЕРЕНТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ С ПОВЫШЕННОЙ ВНУШАЕМОСТЬЮ И ВОСПРИИМЧИВОСТЬЮ К СЛОВУ, РЕЧИ, КОММУНИКАЦИЯМ, ИДЕОЛОГИЯМ (И Т.П.), ПРОИЗВОДИМЫМИ СУГГЕСТОРАМИ. ИМЕННО ЭТОТ ФЕНОМЕН ПОЗВОЛЯЕТ РАЗДЕЛИТЬ ОБЩЕСТВО НА МАНИПУЛЯТОРОВ (СУГГЕСТОРОВ) И МАНИПУЛИРУЕМЫХ (СУГГЕРЕНТОВ).

ВНУШАЕМОСТЬ (СУГГЕРЕНТНОСТЬ ИЛИ СУГГЕСТИВНОСТЬ) СУБЪЕКТОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЯВЛЕНИЕМ ПРИНЦИПА МАНИПУЛЯТИВНОГО САМОЗАБЛУЖДЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕГО ЖЕЛАНИЯ И СПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЗАБЛУЖДАТЬСЯ С СОБСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ (ВТОРОЙ ПРИНЦИП КОНЦЕПЦИИ ИЛЛЮЗИОНИЗМА).

2. ЭТО СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУГГЕРЕНТОВ СОСТАВЛЯЕТ ОТ 7 ДО 15% ОТ ВСЕГО ОБЩЕСТВА. ИМЕННО ЭТА ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА, КАК САМАЯ ЛЕГКО МАНИПУЛИРУЕМАЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ИНИЦИАТОРОМ И НОСИТЕЛЕМ СОЦИАЛЬНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И РЕЛИГИЙ. ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ЭТОЙ ЧАСТИ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОДИТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА МАНИПУЛЯТОРАМИ, КОТОРЫЕ ВПОСЛЕДСТВИИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В НАИБОЛЕЕ ФИНАНСОВО СОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА.

3. В РАЗВИТИИ КАПИТАЛА МАНИПУЛЯТОРА МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ ЭТАПА МАНИПУЛЯЦИЙ:

1-й этап МАНИПУЛЯТОР слово МАНИПУЛИРУЕМЫЕ

(внушаемые)

2-й этап МАНИПУЛЯТОР слово МАНИПУЛИРУЕМЫЕ

деньги (невнушаемые и внушаемые)

3-й этап МАНИПУЛЯТОР деньги МАНИПУЛИРУЕМЫЕ

(независимо от внушаемости)

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ манипулятор не имеет капитала (денег) и воздействует только на внушаемых и доверчивых людей.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ у манипулятора появляется капитал (деньги), и благодаря им он уже начинает воздействовать на невнушаемых.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ манипулятор перестает быть суггестором, т.е. перестает заниматься внушением, а проводит воздействие на манипулируемых только через деньги. На этом этапе исчезает межличностное общение между манипулятором и манипулируемым.

4. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУГГЕРЕНТОВ (ВНУШАЕМЫХ) НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ - НАИБОЛЕЕ ОДАРЕННАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА. ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ИМ СУЩЕСТВУЕТ И ЖИВЕТ ИСКУССТВО. ОСТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЛАНЕТЫ ЛИШЬ ПЫТАЕТСЯ НАУЧИТЬСЯ ВОСПРИНИМАТЬ ИСКУССТВО КАК СУГГЕРЕНТЫ.

5. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУГГЕРЕНТОВ СОСТАВЛЯ ЕТ ОСНОВУ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТ. В ПОЛИТИКЕ ИМЕННО ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТ УСПЕХ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ НОВОЯВЛЕННОЙ ПАРТИИ. В МАФИОЗНЫХ СООБЩЕСТВАХ СУГГЕРЕН ТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ЗОМБИ.

6. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУГГЕРЕНТОВ ЧАСТО ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ ЗАТРАВКИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. (Так, например, успех от сеансов Кашпировского почувствовала лишь незначительная часть, но это спровоцировало все общество на просмотр оздоровительных сеансов по ТВ).

7. Научно-психологические исследования социального феномена общества внушаемых субъектов должно проходить в рамках систематического подхода, выдвинутого автором в главе 3.

8. XX век - век открытия третьего способа манипуляций (ранее были рассмотрены два способа: электронные и обычные коммуникации и деньги). Этим третьим способом являются психотические вещества (наркотики). Преступное манипулирование и зомбирование общества этим способом грозит всему человечеству (см.главу 5).

ВЫВОДЫ О ЛИЧНОСТИ ПОЛИТИКА КАК МАНИПУЛЯТОРА

(Политическими манипуляторами рождаются или становятся?)

  1. Грубые приемы манипулирования (12%)
  2. Профессиональное манипулирование (21%)
  3. Манипулирование как выживание и житейское манипулирование (55%)

В скобках приведен процент людей, которые используют данный тип манипуляций.

К ПЕРВОМУ, грубому, манипулированию (например, к преступному обману в политике) опрашиваемые приходили целенаправленно (19%) и спонтанно (36%). Поэтому истинными манипуляторами, пожалуй, являются те, которые организуют свои манипуляции по определенной программе. Так, например, при анализе экономических преступлений, совершаемых различными банками и фирмами, выяснилось, что манипулятивные (незаконные) действия совершались как необходимость в целях выживания. Осознание того, что это является преступлением, приходило позднее, т.е. после «взгляда со стороны» (Это спонтанное и случайное манипулирование). К сожалению, в дальнейшем спонтанные манипуляции перерастали в целенаправленные. Таким образом, в большинстве случаев имеет место начальный этап СПОНТАННОГОБЛЕФА И ОБМАНА, КОТОРЫЙ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПЕРЕРАСТАЕТ В ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ, СО ВСЕМИ ЭЛЕМЕНТАМИ И ЭТАПАМИ ИЛЛЮЗИОНИЗМА.

Грубые приемы блефа и обмана используются не только в политике, но и в системе безопасности, мошенничества, предпринимательской деятельности, коммерции и т.д.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ чаще всего не осознается их носителями в силу того, что это является нормой их профессиональной деятельности. Работники Государственной службы безопасности, органов внутренних дел являются манипулятора ми в силу своей обязанности и ответственности. Эта необходимость, вызванная преступными манипуляциями, имеющими место в нашей стране. Побороть пpеступные манипуляции можно только другими манипуляциями.

ВЫЖИВАТЕЛЬНОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ - самое массовое, ему подвержено все население в зависимости от таланта и «меры испорченности». Люди обманывают друг друга, вводят в заблуждение на работе, дома, и т.д.

В процессе анализа выяснилось, что грань манипулятивности личности, за пределами которой начинаются внутренние душевные конфликты, у различных манипуляторов-политиков различна.

ПРОБЛЕМА ПОИСКА ГАРМОНИИ МЕЖДУ СОВЕСТЬЮ И МАНИПУЛЯТИВНОСТЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ ПСЕВДОПРОБЛЕМОЙ, ТАК КАК ОНА ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ РАЗРЕШИМА. ДАЖЕ МУДРОЕ СМЕШЕНИЕ ЭТИХ ФЕНОМЕНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В КОНЦЕ КОНЦОВ ВЕДЕТ К КОНФЛИКТАМ. ПОЛИТИК МАНИПУЛЯТОР МАНИПУЛИРУЕТ С ТЕМИ, КТО ЖЕЛАЕТ БЫТЬ МАНИПУЛИРУЕМЫМ.

САМЫМ ГЛАВНЫМ ОПРАВДАНИЕМ СВОИХ МАНИПУЛЯЦИЙ И ОБМАНА ДЛЯ МНОГИХ МАНИПУЛЯТОРОВ-ПОЛИТИКОВ ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕЛАНИЕ ИХ ЖЕРТВ ОБМАНЫВАТЬСЯ.

«Вы ведь сами желали обмана, вот я вас и удовлетворил обманом», так оправдывались перед смертью многие выдающиеся политические авантюристы.

© Р.Р. Гарифуллин , 2004 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

«Патологические лгуны. Если потребность привлекать к себе внимание и ослеплять других людей блеском своей личности соединяется, с одной стороны, с чрезмерно возбудимой, богатой и незрелой фантазией, а с другой - с более резко, чем у истериков, выраженными моральными дефектами, то возникает картина той психопатии, которую Дельбрюк (Delbruck) называл pseudologia phantastica, Дюпре (Dupre) - мифоманией и представителей которой Крепелин грубее и правильнее обозначает как «лгунов и плутов».

Чаще всего это люди, которым нельзя отказать в способностях. Они сообразительны, находчивы, быстро усваивают всё новое, владеют даром речи и умеют использовать для своих целей всякое знание и всякую способность, какими только обладают. Они могут казаться широкообразованными, даже учёными, обладая только поверхностным запасом сведений, нахватанных из энциклопедических словарей и популярных брошюр. Некоторые из них обладают кое-какими художественными и поэтическими наклонностями, пишут стихи, рисуют, занимаются музыкой, питают страсть к театру. Быстро завязывая знакомства, они хорошо приспособляются к людям и легко приобретают их доверие. Они умеют держаться с достоинством, ловки, часто изящны, очень заботятся о своей внешности и о впечатлении, ими производимом на окружающих: нередко щегольской костюм представляет единственную собственность подобного психопата.

Важно то, что, обладая недурными способностями, эти люди редко обнаруживают подлинный интерес к чему-нибудь, кроме своей личности , и страдают полным отсутствием прилежания и выдержки. Они поверхностны, не могут принудить себя к длительному напряжению, легко отвлекаются, разбрасываются. Их духовные интересы мелки, а работа, которая требует упорства, аккуратности и тщательности, тем самым производит на них отталкивающее действие.

«Их мышлению, - говорит Крепелин , - не хватает, планомерности, порядка и связности, суждениям - зрелости и обстоятельности, а всему их восприятию жизни - глубины и серьёзности». Конечно, нельзя ожидать от них и моральной устойчивости: будучи людьми легкомысленными, они не способны к глубоким переживаниям, капризны в своих привязанностях и обыкновенно не завязывают прочных отношений с людьми. Им чуждо чувство долга, и любят они только самих себя. Самой роковой их особенностью является неспособность держать в узде свое воображение.

При их страсти к рисовке, к пусканию пыли в глаза они совершенно не в состоянии бороться с искушением использовать для этой цели легко у них возникающие богатые деталями и пышно разукрашенные образы фантазии. Отсюда их непреодолимая и часто приносящая им колоссальный вред страсть к лганью. Лгут они художественно, мастерски, сами увлекаясь своей ложью и почти забывая, что это ложь. Часто они лгут совершенно бессмысленно, без всякого повода, только бы чем-нибудь блеснуть, чем-нибудь поразить воображение собеседника.

Чаще всего, конечно, их выдумки касаются их собственной личности: они охотно рассказывают о своём высоком происхождении, своих связях в «сферах», о значительных должностях, которые они занимали и занимают, о своем колоссальном богатстве. При их богатом воображении им ничего не стоит с мельчайшими деталями расписать обстановку несуществующей виллы, им будто бы принадлежащей, даже больше - поехать с сомневающимися и показать им в доказательство истины своих слов под видом своей чью-нибудь чужую виллу и т. д. Но они не всегда ограничиваются только ложью: лишь часть их лгут наивно и невинно, как дети, подстегиваемые желанием порисоваться все новыми и новыми возникающими в воображении образами. Большинство извлекает из своей лжи и осязательную пользу.

Таковы многочисленные аферисты, выдающие себя за путешествующих инкогнито значительных людей, таковы шарлатаны, присваивающие себе звание врачей, инженеров и др. и часто успевающие на некоторое время держать окружающих под гипнозом своего обмана, таковы шулеры и подделыватели документов, таковы, наконец, даже многие мелкие уличные жулики, выманивающие у доверчивых людей деньги рассказами о случившемся с ними несчастье, обещаниями при помощи знакомств оказать какую-нибудь важную услугу и др. Их самообладание при этом бывает, часто поразительным: они лгут так самоуверенно, не смущаясь ничем, так легко вывертываются, даже когда их припирают к стенке, что невольно вызывают восхищение. Многие не унывают и будучи пойманы. Крепелин рассказывает об одном таком мошеннике, который лежал в клинике на испытании и, возвращаясь по окончании срока последнего в тюрьму, так импонировал своим гордым барским видом присланному за ним для сопровождения полицейскому, что заставил последнего услужливо нести свои вещи. Однако в конце, концов они отличаются всё-таки пониженной устойчивостью по отношению к действию «ударов судьбы»: будучи уличены и не видя уже никакого выхода, они легко приходят в полное, отчаяние и тогда совершенно теряют свое достоинство.

Ряд черт роднит психопатов описанного типа с предыдущей группой истериков. Главное отличие в том, что лживость у них заслоняет собой все остальные черты личности. Кроме того, истерики в своих выходках редко переходят границы, определяемые уголовным законом, тогда как с псевдологами часто приходится встречаться и судебным, и тюремным психиатрам. Гораздо более резкая разница отделяет псевдологов от мечтателей , с которыми они имеют лишь одну общую черту - чрезмерную возбудимость воображения: по очень остроумному определению Кронфельда (Kronfeld), в то время как мечтатель обманывает себя относительно внешнего мира, псевдолог обманывает окружающих относительно себя. То, что последний иногда начинает и сам поддаваться своему обману, представляет только побочный эффект, не лежащий в существе основной тенденции его поведения».

Цитируется по: Ганнушкин П.Б., Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, в Сб.: Психология индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я., М., «ЧеРо», 2000 г., с. 575-577.

Патологические лгуны невероятно искусны в обмане. Они могут следить за своими запутанными историями и делать это так непринуждённо, что это будет почти незаметно.

Это может быть привычка или просто неуверенность в себе, но, в конечном счёте, ложь позволяет им чувствовать себя лучше. Хотя каждый может временами привирать, патологический лгун способен разрушить свои собственные отношения и отношения окружающих людей придуманными им историями.

Патологические лгуны обладают поразительными навыками общения

Патологические лгуны развили поразительные навыки общения, чтобы иметь возможность более успешно впаривать свои истории. Они будут казаться уверенными и искренними в своих словах, обманывая даже самых скептичных людей.

Они могут говорить так уверенно, что вы просто автоматически верите тому, что они говорят, даже если всё это неправда.

Патологические лгуны любят внимание

Патологические лгуны очень любят внимание, и они пойдут на всё, чтобы его получить. Это может быть нелепая ложь (например, семейные проблемы, личные проблемы и болезни), рассказываемая, чтобы вызвать сочувствие и привлечь внимание окружающих.

Эта жажда внимания повышает их самооценку и даёт им чувство довольства собой. Но она может быть более пагубной для окружающих, чем они думают. Постоянное уделение внимания и выражение сочувствия тем, кому они в действительности не нужны, может оставлять без внимания другие сферы жизни, и это может иметь серьёзные последствия.

Патологические лгуны не боятся последствий

Главная цель патологических лгунов заключается в том, чтобы обманывать и оставаться безнаказанными, создавать для себя альтернативную реальность, в которой они чувствуют себя более уверенно. Они не проигрывают ситуацию вперёд и не думают о последствиях, к которым может привести их обман. Они просто хотят оставаться безнаказанными здесь и сейчас.

Поэтому когда обман начинает раскрываться, они могут занимать оборонительную и жестокую позицию в отношении окружающих, пытаясь скрыть обман. Это может проникать в другие сферы их жизни, так как они не имеют привычки думать наперёд для поддержания себя в опасных ситуациях.

Патологические лгуны любят оставлять за собой последнее слово

Доказывание чего-то является одним из наилучших способов скрывать обман, и это обычно выражается в форме последнего слова в споре. Те, кто имеет последнее слово, как правило, чувствуют себя победителями спора. Поэтому если патологический лгун выигрывает спор, вы обычно верите его россказням.

Спор с патологическим лгуном может представлять собой полномасштабную войну, потому что он решительно настроен победить и не позволяет вам возразить.

Патологические лгуны могут быть тонкими манипуляторами

Естественно влиять на небольшие ситуации так, чтобы они заканчивались в вашу пользу, но патологические лгуны поднимают это на совершенно новый уровень. Они являются профессионалами в отношении того, чтобы заставлять людей делать то, что им надо, и когда им это нужно, и это немного пугает.

Они точно знают, как отвлечь и убедить вас в их точке зрения, и им почти всегда это удаётся. Относитесь к людям с осторожностью, если они уделяют вам слишком много внимания, так как они могут просто видеть в вас средство для достижения цели.

В чём причины патологической лжи?

Причины патологической лжи рассматривались в ряде исследований, в результате которых не было получено никакого ответа на вопрос о том, зачем людям нужно постоянно врать. Хотя потребность лгать связывали с расстройствами личности и поведения, простая причина этой проблемы отсутствует.

Мы не можем дать один простой ответ на вопрос о патологических лгунах, поскольку есть целый ряд дополнительных факторов, которые заставляют человека лгать так часто и быть таким убедительным.

Чаще всего патологические лгуны лгут, пытаясь скрыть поступки или зависимости, с которыми они не готовы расстаться, например, алкоголизм или наркотики. Поэтому они лгут, чтобы скрыть эти поступки и сохранить эти зависимости. В других случаях у них могло быть трудное детство, и для выживания они могли сделать ложь своей второй натурой.

Однако, если серьёзно, патологическая ложь может быть симптомом намного большей проблемы. Известно, что патологические лгуны имели такие расстройства личности, как нарциссизм или пограничное расстройство личности. Эти расстройства требуют профессиональной медицинской помощи и могут быть опасными при отсутствии надлежащего обращения и лечения.

Хотя это крайние случаи, следует всегда быть осторожными в общении с патологическим лгуном. Если вы считаете его близким человеком, вам следует убеждать его обратиться за помощью и найти причину такого поведения