Мазарини – серый кардинал под прямыми лучами. Чему и у кого учился Мазарини

Людмила Ивонина

Мазарини

Моему сыну – с надеждой

«Тень Ришелье»

Так Александр Дюма назвал первую главу своего очередного «мушкетерского» романа, относящегося к времени правления кардинала Мазарини.

«Тень Ришелье…» С легкой руки великого романиста понятие это превратилось в штамп и стало настолько расхожим, что ему отдали дань и беллетристы, и серьезные историки разных уровней, национальностей и времен.

А вот автор книги, лежащей перед нами, Людмила Ивонина, решила оторваться от традиции, вывести героя из «тени» и создать своего Мазарини, «неизвестного Мазарини», как смело она утверждает. Что ж, задача трудная, но достойная. Удалось ли Ивониной ее решить? Об этом пусть судит читатель. Мы же со своей стороны отметим, что появилась новая, весьма оригинальная книга о трудном и насыщенном «веке барокко», в которой автор со знанием дела демонстрирует свое видение как событий этой эпохи, так и их главных участников и творцов.

Анатолий Левандовский

Предисловие

Неизвестный Мазарини

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.

Франсуа де Ларошфуко

Никогда еще министр не управлял с такой неограниченной властью и никогда так ею не пользовался для своего возвеличивания.

Мадам де Лафайет

XVII век был столетием, на протяжении которого разрешались многие противоречия перехода европейского общества к новой цивилизации. Он стал, пожалуй, одним из самых своеобразных, переломных, до конца не изученных столетий христианской эры. Характер этого столетия проявлялся в отсутствии стабильности, многослойности общества, наличии единой тенденции в развитии экономики и полярных тенденций в духовной и политической жизни, выразившихся в стремлении к монополизации власти и одновременно к свободе, в конфессионализме и рационализме. Все это вело к крупным внутренним и международным потрясениям, непрерывным политическим и идеологическим бурям. То был век затяжных и кровопролитных войн, политических потрясений в странах Европы, массовых эпидемий и голода. Он был начат казнью Джордано Бруно и исковеркан ожесточенными и повсеместными попытками повернуть назад, в Средневековье, раскрепощенную гуманизмом и Возрождением человеческую мысль и образ жизни. Но XVII век оказался вместе с тем временем необыкновенного взлета во всех сферах жизни Европы, новых открытий и изобретений, политических, экономических, философских и художественных достижений. Это была эпоха коренных изменений, окончившихся победой рационального мышления и миропонимания, началом новой эры – эпохи Просвещения.

Любое столетие по-своему олицетворяют его люди, особенно выдающиеся личности – «творческое меньшинство», согласно меткому определению А. Дж. Тойнби. Кто же был политическим олицетворением XVII века – кардинал Ришелье, Оливер Кромвель, Людовик XIV? Этот список имен можно долго продолжать. Нам представляется, что ни одна из выдающихся фигур столетия так полно не отражает свое время, как кардинал Джулио Мазарини.

Для биографа писать о Мазарини – задача нелегкая. И прежде всего потому, что фигура кардинала и по сей день является одной из наиболее необычайных и таинственных в европейской истории XVII века. Итальянец и римлянин по происхождению, папский дипломат, тайный агент двух государств, он, надев кардинальскую мантию, в течение восемнадцати лет вершил судьбы Франции и Европы и подготовил к государственной деятельности Короля-Солнце, при котором Франция стала самой могущественной державой Европы.

История его восхождения – это в значительной мере история тех европейских государств, в которых он жил и которым служил, – Италии и в первую очередь Франции. Это – политическая история всего континента, в рамках которого он действовал, история людей, с которыми общался. Человек действия, он не потратил, подобно своему великому предшественнику на посту первого министра Франции кардиналу Ришелье, времени на то, чтобы выразить свои мысли об обществе и правлении на бумаге, описать свое восхождение к вершинам власти. Потомкам осталась лишь его многочисленная деловая корреспонденция.

Это одна из основных причин, почему легче писать о Ришелье, о герцоге де Ларошфуко и кардинале де Реце, оставивших свои мемуары. К тому же Мазарини, как никто другой, был нелюбим со стороны тех, кем ему пришлось управлять, а его репутация постоянно зависела от сравнения с «великим кардиналом» Ришелье.

В глазах современников и трудах авторов последующих поколений вплоть до середины нашего столетия его деятельность не получала адекватной оценки. Историки-романтики первой половины XIX века вслед за Франсуа де Ларошфуко и французские писатели, подобно Дюма-отцу, считали его одним из виновников политического хаоса во Франции середины XVII века. Так, в «Истории Франции в министерство кардинала Мазарини» под редакцией Ж. Базена (1842) дается такая характеристика этого человека: «Кардинал Мазарини забыл, что такое честь и совесть, когда боролся за первое место в государстве… он пробился лишь благодаря мощной воле кардинала Ришелье».

Конечно, наряду с отрицательными современники Мазарини отмечали и его положительные черты. Франсуа де Ларошфуко, блестящий французский аристократ, писатель и сатирик XVII века, писал: «Ум его был обширен, трудолюбив, остёр и исполнен коварства; характер – гибок, даже можно сказать, что у него его вовсе не было… В зависимости от своей выгоды он умел надевать на себя любую личину».

Покровительствовавший ловкому и обходительному итальянскому прелату кардинал Ришелье видел в нем достойного продолжателя своего дела и перед смертью говорил ему: «Джулио, зная вас очень хорошо, я предсказываю, что фортуна ваша пойдет далеко, даже, может быть, дальше моей, ибо вас природа создала настолько гибким, что вы проскользнете в такой проход, которого я даже не замечу. Джулио, если бы нужно было обмануть дьявола, я прибегнул бы к вашим талантам».

Подобных высказываний современников Мазарини множество. Но все они, независимо от общего оттенка – отрицательного или положительного, – подчеркивали выдающийся ум, ловкость и хитрость, осторожность и вместе с тем авантюризм кардинала.

Безусловно, преемнику кардинала Ришелье в историографии не везло. Лишь в последнее время фигура Джулио Мазарини начинает приобретать более разносторонний облик, хотя исследований о нем и сейчас меньше, нежели о Ришелье. Так, современный французский историк Жорж Детан утверждал, что это «… настоящий и преданный сын и брат, нежный друг, ярко выраженный соглашатель и одновременно сильный государственный деятель, временами грубый и решительный, но очень постоянный в отношении Анны Австрийской и короля».

Однако и современные работы французских историков о Мазарини акцентированы прежде всего на освещении истории французского общества и внутренней политики Франции. Самой главной особенностью его биографий и сегодня остается подчеркивание авантюрных и «барочных» черт обыденного и политического поведения кардинала, в целом согласующихся с положительной оценкой его деятельности. Несколько особняком в этом ряду стоит книга известного французского историка Пьера Губера, переведенная на русский язык. Это как бы срез социально-политической истории Франции середины XVII века, на фоне которой подан несколько приукрашенный портрет французского политика, главными качествами которого автор считает непомерное честолюбие и исключительную проницательность. Жаль только, что Губер не доверяет свидетельствам современников Мазарини. Это представляется неверным, поскольку познать этого человека в значительной степени можно путем сравнительного анализа мнений противников и сторонников. Так или иначе, жизнь Мазарини по-прежнему полна тайн.

Между тем значение личности и деятельности Джулио Мазарини трудно переоценить. Он принадлежит к той немногочисленной группе государственных деятелей, которые умели выделить свои главные цели и следовать им, умели понять движение истории.

Характер Мазарини был настолько многогранным, что сочетал в себе все особенности своего столетия. В нем слились воедино люди разных профессий и разных мировоззрений. Он, как никто другой, умел

Единственный человек, державший бразды правления государства
во время сотрясавшей его бури, чье достойное поведение спасло,
быть может, оное государство от гибели.
Мария Мадлена де Лафайет
Я говорил с самым великим государственным человеком,
которого я когда-либо встречал.
Кардинал де Ришельё о Мазарини
Не умер он, а лишь помолодел,
Наш кардинал, которого весь мир презрел.

Так писали в 1643 году о кардинале Джулио Мазарини (1602—1661) противники политического курса его предшественника кардинала де Ришельё. Ведь перед тем как умереть, Ришельё порекомендовал этого итальянского прелата своему государю Людовику XIII. Но так получилось, что Людовику Справедливому Мазарини было суждено служить меньше года. В декабре 1642 года он наследовал Ришельё в должности главы Государственного совета, а уже 14 мая 1643-го Людовик XIII скончался, оставив трон четырёхлетнему Людовику XIV.
Джулио Мазарини был одним из самых неожиданных, но в то же время ценных «приобретений» для Франции. То, что, вероятно, именно этот итальянец станет главным воспитателем маленького короля Франции, можно было прогнозировать ещё при выборе его в крёстные отцы. По воле Людовика XIII, предчувствовавшего свою скорую кончину, дофин был торжественно крещён в часовне Старого замка Сен-Жермен-ан-Ле 21 апреля 1643 года. Крёстной матерью Людовика Богоданного стала Шарлотта де Монморанси, принцесса де Конде (1593—1650) (именно она была последней любовью Генриха IV), мать Конде Великого.


Кардинал де Ришельё. Работы Филиппа де Шампеня.

Королева Швеции Кристина, одна из просвещённых дочерей своего времени, так описывала Мазарини:

«Это человек осторожный, ловкий, тонкий, желающий, чтобы его считали придворным, и иногда довольно хорошо изображающий царедворца; он умерен во всех своих страстях, вернее, можно сказать, что у него всего одна всеобъемлющая страсть: это его честолюбие. Все другие страсти он подчиняет ей, а любви и ненависти ровно столько, сколько необходимо, чтобы достичь цели, а хочет он одного - править. У него великие проекты, достойные его непомерного честолюбия, изворотливый, ясный, живой ум, обширнейшие знания в области всех дел света, я не знаю никого, кто был бы лучше информирован; он трудолюбив, усидчив и прикладывает все невероятные усилия, чтобы сохранить состояние, и сделает всё возможное, чтобы увеличить его».

Наверняка какие-то из этих качеств разглядел в итальянце и Людовик XIII. Уставший от жизни монарх в последние годы жизни покровительствовал этому римлянину, который уже был протеже Ришельё. Ведь именно король выпросил у Папы для Мазарини кардинальскую шапку.
Отношения Людовика XIV и Мазарини - это тема для отдельного серьёзного исследования. Кардинал повлиял на становление личности этого монарха куда серьёзнее, чем кажется. Даже художественный вкус короля, впоследствии отразившийся на всей культурной жизни Франции и Европы в целом - тоже в определённом смысле результат воспитания Мазарини, результат тесного долголетнего общения этих двух людей. Так, благодаря кардиналу, который жил в Париже как настоящий итальянский меценат времён Древнего Рима и Борджиа (кардинал хотел превратить столицу Франции в новый Рим), король «заразился» любовью к итальянской культуре. Окончательно обосновавшись в столице Франции, Мазарини окружил себя итальянскими вещами: тканями, драгоценностями, духами, статуэтками, «антиками». Он любил итальянских художников и их полотна, актёров, певцов и музыкантов. Именно Мазарини привёз в Париж знаменитую Баронни, певицу, любовницу кардинала Барберини, давнего друга и былого покровителя Мазарини.
Так благодаря итальянскому влиянию юный Людовик XIV пристрастился к гитаре, которая тогда не была инструментом французской знати. Скорее легче представить короля Франции, в руках которого лютня. Именно лютню в своё время предпочитал король-меломан Людовик XIII, впрочем, как и многие его современники. Ведь с XVI века лютня неизменно сопровождала стремления представителей знати доказать свою утончённость и близость тому, что мы называем культурой. Маргарита Наваррская и Диана Французская играли на лютне. За Ла-Маншем - Мария Стюарт, Елизавета Английская и её отец Генрих VIII. На лютне играли в окружении мадам де Рамбуйе, мадемуазель де Скюдери и Марион Делорм. Нинон де Лонкло была весьма искусна в игре на лютне - ей было от кого унаследовать и умение, и любовь к этому инструменту. Её отец был одним из самых знаменитых лютнистов.
Пристрастие Людовика XIII к лютне разделяла и его жена. Но здесь, как это ни странно, Людовик XIV, любящий и чтивший своих родителей, сделал по-своему и предпочёл гитару. Сначала гитара бытовала в Испании, куда её привезли арабы. В XVI веке она проникла в Неаполь, где и стала инструментом простолюдинов. Во Франции гитара появилась с модой на итальянскую комедию, которую как раз и привил французам Мазарини.
Ф. Боссан считает, что гитарой короля «заразил» итальянец Тиберио Фьорелли, актёр-комедиант, игравший Скаромуша. Актёр-итальянец с труппой прибыл в Париж в 40-е годы XVII века. Часто бывал в Лувре, куда обязательно приходил со своей собакой и гитарой. Фьорелли сажал маленького Людовика к себе на колени и подкидывал его. Говорят, что комедиант добился успеха у будущего монарха, когда тому было ещё два года: принц писал на актёра и при этом сильно смеялся.
В 1647 году, когда Людовику было девять лет, он учился игре на лютне, а в 1650-м - принялся за гитару. Специально для этого выписали гитариста, выходца из Кадиса, Бернара Журдана де Ласаля. Позже из Ментуи прибыл крупнейший виртуоз своего времени, Франческо Корбетта. Мазарини всячески способствовал этому увлечению своего воспитанника. Согласно свидетельству фрейлины Анны Австрийской Франсуазы де Моттвиль (1621—1689), король чуть ли не каждый день устраивал концерты для гитары.
То, что Людовик XIV предпочёл любимице-лютне гонимую всеми гитару, в этом можно увидеть и дальнейшее его отношение к искусству. Долгие годы король будет преклоняться перед итальянскими творцами, он даже пригласит в Париж легендарного архитектора Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). Гению итальянского Барокко король хотел доверить строительство нового фасада Лувра, главной резиденции французских королей, однако спустя несколько месяцев передумает, поскольку решит сделать всё по-новому, по-своему. Король всегда умел утвердить свои личные вкусы, даже когда они расходились с общепринятыми канонами. Причём так было не только в искусстве. Мазарини намеренно потакал желанию короля играть на гитаре, но, скорее всего, он даже и не догадывался, как это скажется на характере его воспитанника.
В историографии бытует точка зрения, что Людовик XIV не всегда был доволен воспитателем. Даже известен знаменитый анекдот, когда Людовик, будучи маленьким, назвал кардинала Мазарини «великим турком». Тем самым король-дитя якобы намекал на то, что истинным хозяином положения в королевстве является первый министр, а не он. Однако это скорее распространённый миф, нежели правда, поскольку впоследствии Людовик XIV сам писал о своей любви и признательности к Мазарини.


Кардинал Мазарини.

Кардинал был скорее строг к своему воспитаннику, нежели снисходителен. Причём это было как в период регентства, так и после объявления Людовика XIV совершеннолетним (1651). Согласно свидетельствам современников (а им, как известно, не всегда стоит доверять), случалось и такое, что кардинал распекал Людовика как школьника, говоря, что если он, король, не может грамотно оказывать милости своим приближённым, то пусть передоверит эти функции ему. Чтобы приучить Людовика к экономии Мазарини ограничивал карманные расходы короля, иногда доходя до скаредности. Камердинер короля Лапорт описывал в «Мемуарах» случаи изъятия уже выданных королю денег. В воспоминаниях Лапорта есть и другие примеры тирании Мазарини по отношению к своему крестнику (обращаясь к данному источнику, стоит помнить, что Лапорт не любил Мазарини, отсюда и столь предвзятое отношение к нему). Согласно Лапорту, король был вынужден спать довольно продолжительное время на одних и тех же простынях, которые в итоге рвались и приходили в негодность. А если король желал куда-нибудь выехать, случалось и такое, что ему не находилось кареты. Одевался маленький Людовик всегда скромно, без богатой отделки. Сорочки он менял столь же редко, как и постельное бельё. В детстве это чувство нелюбви к кардиналу Людовик переносил и на его домочадцев - многочисленных племянников, которых Мазарини поселил подле себя. Причём король не скрывал этой неприязни, которая длилась, правда, недолго. Да и своего строгого воспитателя Людовик со временем научится любить и уважать.
С годами Людовик XIV ценил Мазарини всё больше. О сердечной привязанности короля-подростка к своему крёстному и наставнику писали мадам де Мотвиль, венецианский посол и сам монарх. В 1652 году, когда Мазарини отправился в своё второе изгнание, Людовик плакал, несмотря на то, что эта отставка была временной. И об этом король прекрасно знал. Во время своей тяжёлой болезни в 1658 году, находясь на пороге смерти, король сказал кардиналу: «Вы человек решительный и мой лучший друг. Предупредите меня, когда настанет конец: королева не решится это сделать».
Помимо всего прочего кардинал потакал юношеским амбициям венценосного подростка и, несмотря на страхи Анны Австрийской, регулярно увозил Людовика, который любил обстановку военного лагеря, битвы, пробеги верхом и запах пороха. Зачастую приходилось удерживать юного монарха, чтобы он не кинулся в сражение.
Кстати, привязанность Мазарини к своему питомцу и забота о нём проявилась даже после смерти министра. Примером тому могут послужить 15 миллионов ливров, переданных Людовику XIV интендантом кардинала Жаном-Батистом Кольбером, якобы по собственной инициативе. Тем самым Мазарини в одночасье сделал своего государя, который только начинал править, самым богатым монархом Европы. Поскольку, как заметил Ж. Бордонов, никакой другой король в Европе не располагал такой суммой.
На следующий день после смерти кардинала Мазарини (9 марта 1661 года), первым, кого король обнаружил в своей приёмной, когда приехал в Лувр, был человек средних лет с хмурым лицом. Жан-Батист Кольбер уже два часа ожидал короля.
- Что вам угодно? - спросил Людовик.
- Ваше величество! - поклонился Кольбер. - Долгие годы я верно служил Мазарини и теперь готов так же верно и бескорыстно служить вам.
- Бескорыстно? - удивился монарх. - По-моему, в Лувре другие нравы!
- Бескорыстно! - повторил Кольбер. - И я сейчас докажу вам это. Мне известно, что кардинал зарыл в разных местах до 15 миллионов наличных денег, и так как он их не показал в своем завещании, то я думаю, что намерение кардинала было предоставить их казне, сундуки которой, насколько я знаю, совершенно пусты.
Король с изумлением посмотрел на Кольбера:
- Уверены ли вы в том, что говорите?
- Я могу представить доказательства, - сказал Кольбер.
Ни в чём так сильно не нуждался Людовик в первые дни своего единоличного правления, как в деньгах. Это ставило его в зависимость от сюринтенданта финансов Франции Никола Фуке, который - и это прекрасно понимал король - хотел приручить его с помощью подачек.


Кольбер в 1655 году. Работы Филиппа де Шампеня.

Передав деньги, Кольбер проявил верность своему новому господину, ведь он имел возможность присвоить их и никто бы его в этом не упрекнул. Деньги на самом деле нигде не значились. Однако наивно полагать, что такой прекрасный счетовод и хозяйственник, как Мазарини, забыл о столь серьёзной сумме. Скорее всего, он намеренно не включил эти деньги в завещание, велев своему интенданту передать их королю. Что тот и сделал. Кому как не Мазарини было знать о пустых сундуках казны королевства. И почему бы ему перед смертью ещё раз не проявить заботу о своём государе и крестнике. Что он и сделал.
Остаётся ещё один серьёзный вопрос: пожалуй, самый деликатный, но не мешающий ему иметь решающее значение в истории человечества, как пишет П. Губер. На протяжении 300 лет мы спрашиваем себя: были или нет королева и кардинал любовниками в современном понимании этого слова?
Простолюдины, особенно городская чернь, читавшая или слушавшая самые похотливые мазаринады (а в годы Фронды их насчитывалось примерно 5200), были в этом уверены. Придерживались этой версии и некоторые представители высшей знати. Например, Ларошфуко писал, что чем больше «возрастало могущество» Мазарини «в покоях королевы, тем ненавистнее становилось оно во всём королевстве». Но стоит ли верить человеку, который на протяжении всего правления кардинала стоял по другую сторону баррикад, да и сам был практически официальным любовником герцогини де Лонгвиль.
Согласно Губеру, не существует ни одного доказательства их любовной связи. Более того, как подчёркивает историк, ничего не известно и о «сексуальной ориентации» Джулио Мазарини, которому приписывают так много пороков, что его образ оброс самыми нелепыми вымыслами. Известно лишь то, что эти две великие личности питали друг к другу абсолютное доверие и симпатию. Об этом можно судить из их переписки, в которой видны следы симпатии и даже страсти.
Можно предположить, что если бы они были любовниками, то, возможно, имело место и тайное венчание, ведь королева, дочь Его Католического Величества была очень набожной. Однако Ж.К. Птифис справедливо подмечает, что и такой вариант маловероятен. Мазарини, бывший крёстным отцом Людовика XIV, по закону Церкви не имел права жениться - даже тайно - на матери своего крестника. Что до остального, то в конце своей жизни Мазарини намеревался принять духовный сан, чтобы побороться за тиару и престол Святого Петра, - на что он не смог бы претендовать, будучи в браке (пускай и тайном).

Последнее десятилетие мы часто слышим, что в мире должен воцариться «новый порядок». Однако это выражение теряет смысл без понимания того, что же из себя представляет порядок «старый». Кардинал Джулио Мазарини (1602-1661) был одним из его авторов. Он установил мир от Средиземного моря до Балтийского и Чёрного, а в «театре» европейской политики появилась новая роль – арбитр. Первым государством, чьи суждения возвысились над различиями в вере, стала Франция, монарху которой верно служил кардинал.

Разумеется Мазарини из книг Александра Дюма имеет к реальному кардиналу более, чем сомнительное отношение. В одном лишь можно согласиться с романистом: тайная власть в лице Мазарини первый и последний раз в истории Европы, покидает тень, делаясь объектом ненависти, преклонения и удивления.

За неполные 59 лет кардинал провернул такой объём работы, которого хватило бы на десяток королей или римских пап средней руки. Уже давно ясно, что будь Мазарини обычным авантюристом или карьеристом, он не ставил бы перед собой труднейшую задачу мобилизовать госмашину Франции, а обошёлся чем-нибудь менее затратным для здоровья. Так не исполняют чужие заказы, но так вкладываются в собственные проекты. Не совсем понятно, зачем итальянец Маццарини решил стать французом Мазарином и откуда этот закрытый человек, постоянно пребывавший на виду, черпал свою неиссякаемую силу?

Чему и у кого учился Мазарини?

«Серыми кардиналами» сейчас кличут кого ни попадя, но давайте обратимся к истокам. Если быть точным, Мазарини числится уже третьим в ряду деятелей, кои заслуживают подобной чести. Его предшественниками на благородном поприще были Арман Жан дю Плесси герцог Ришелье и гораздо менее известный отец Жозеф (в миру Франсуа Леклер дю Трамбле), который, собственно, впервые удостоился знаменательного прозвища.

Буквально «кардинал» означает «двёрной крюк» и символизирует то, что это духовное лицо так же прочно прикреплено к своему приходу, как дверь соединяется с крюком, на котором висит. В иерархии католицизма кардинал следовал за папой, а его носитель должен был принадлежать ко всем трём степеням священства. Однако на практике данное правило соблюдалось далеко не всегда: кардиналами назначали даже детей. С этим чином подозрительно много неясностей и, хотя официальная легенда гласит, что он берёт начало с эпохи древнехристианской общины Рима, детали выдают нечто иное.

Символические атрибуты кардинальского облачения – зонтик, трон, шапочка с шёлковыми шнурами и кистями, красная мантия – ничего общего с апостолом Петром не имеют. Зато без труда узнаются на этрусских фресках, где изображаются древние церемонии загадочных предшественников Римской империи. Когда папа принял титул «верховного понтифика», т. е. председателя языческой коллегии жрецов, сие было не пустой формальностью, а отражало скрытый процесс переустройства католической церкви. С течением времени её иерархия воспроизвела практически все черты римского государственного культа, в свою очередь наследовавшего не столько эллинское поклонение богам, сколько ландшафтную магию этрусков.

Облако из тонкостей и оговорок окружает кардинальскую сутану. Например, назначив кардинала, папа мог до конца жизни не объявлять этого, храня тайное имя у себя «в груди» (in petto). Однако, если понтифик умер не успев сообщить своё решение консистории, то оно считалось недействительным. С Джулио Мазарини вышла и вовсе странная история: став кардиналом, он ни дня не пробыл ни епископом, ни даже священником (постриг, естественно, принять пришлось).

Теперь – о «сером преосвященстве», иначе, кардинале короны, которого могли назначать католические монархи, предварительно согласовав свою кандидатуру с папой. Эта должность возникла из довольно распространённой практики привлечения монахов на дипломатическую службу. Иметь в числе приближённых клирика церкви было весьма выгодно для короля. Шёлковые шнуры выполняли функцию страховочного троса, спасая клирика от лап гражданского правосудия и поднимая на одну ступень с принцами крови. Круг обязанностей кардинала короны не был строго очерчен, завися от обстоятельств, желаний государя и способностей самого преосвященства, что предоставляло простор для инициативы. Разумеется, преданность кардинала королю вне обсуждения.

Не симпатий ради, но государственной пользы для, Людовик XIII сумел преодолеть сопротивление жены, Анны Австрийской, и матери, Марии Медичи, и сделать Ришелье своим премьер-министром. Кардинал полностью оправдал его надежды. Мало того – добился вещей, коих от него никто не требовал. Ришелье стал первым европейским политиком, уловившим ветер перемен. Вначале невольно, а затем вполне осознанно, он вышел за рамки чисто национальных интересов Франции, разглядев за неразберихой Тридцатилетней войны контуры Большой Игры ­- не узконациональной, а мировой политики.

Его протеже, монах из ордена капуцинов Жозеф дю Трамбле, был не менее замечательной, местами даже святой личностью. Для Ришелье, «красного» кардинала, он служил своего рода тенью, отчего и заслужил прозвание «серого преосвященства», хотя кардинальского сана так и не дождался. Всегда в униформе капуцинов (они носили серые рясы), смиренный и внутренне и напоказ, отец Жозеф исполнял наиболее щекотливые и ответственные поручения патрона. Используя свой непререкаемый авторитет подвижника, дю Трамбле создал нечто вроде сети агентов, растянутой в странах-участницах Тридцатилетней войны. Защищая интересы Франции на переговорах высшего уровня, отец Жозеф ходил босяком и отказывался от участия в званых обедах, если они совпадали с церковным постом.

Интересно, что угодив в центр политического циклона, этот кремень-человек отошёл от своих первоначальных замыслов. Вступая на дипломатическую стезю, дю Трамбле был одержим идеей крестового похода против турок. Но когда перед Регенсбургским сеймом он оказался с глазу на глаз с генералом фон Валленштейном, то вместо того, чтобы заключить с ним тайный пакт, дю Трамбле воспользовался откровенностью вояки для последующих манипулятивных внушений австрийскому императору. В результате Валленштейн был уволен, его армия сократилась наполовину. А ведь генерал был единственным деятелем нужного масштаба, который горел желанием возродить крестоносное движение на Восток…

Занявший должность «кардинала короны» словно приобщался к некоему тайному знанию, максимально расширявшему его угол зрения. Не всякий выдерживает подобное. Ришелье так и не смог завещать своё место отцу Жозефу, поскольку последний, как говорили тогда, предварил своего патрона в Царствии Небесном. Срочно требовалась замена. Ею стал молодой Джулио Мазарини, хорошо знакомый как «серому», так и «красному» кардиналам. Он был слеплен совсем из другого теста и совершенно не походил на своих покровителей. Но только такой человек и мог в полной мере постичь уникальные возможности, раскрытые перед «кардиналом короны».

Рассчитанный риск

Характерной чертой врагов Мазарини была та, что они никак не могли успокоиться после его смерти и продолжали занудно строчить пасквили. О кардинале было напридумано столько, что отвечать на каждый чих, признаться, нет ни малейшего желания. Последние полвека историки провели основательную ревизию россказней и домыслов, поэтому тех, кто остановился на образе, знакомом по романам Дюма-отца, отошлём читать книжки дальше, только желательно более современные и более научные.

Не столь важно, где именно родился Джулио (а родился он в Пешине, итальянской провинции Абруцци, где его мама укрывалась от жуткого римского зноя), сколь из какого круга происходили его родители. Мать и отец, дворяне Гортензия Буфалини и Пьетро дельи Маццарини, были, что называется одного поля ягоды, принадлежа к «людям Дома» принцев Колонна. Позднее Пьетро Маццарини попал в папскую администрацию, а его старший сын, тоже Джулио, стал знаменитым проповедником-иезуитом.

Джулио-младший, конечно, извлекал все выгоды, проистекавшие из данного расклада, но вступать в орден, основанный Игнацием Лойолой, не торопился. Почему ­- будет сказано ниже. Он получил лучшее в Италии образование, окончив Римскую коллегию, а затем Римский университет Ла Сапиенца. Детство Джулио провёл в квартале Треви, колоритнейшем месте Вечного города, где соседствовали рядовые горожане, принцы и священники.

Весомое дополнение к книжной науке: Мазарини сызмальства приценивался к людской натуре, на глаз определяя её добрые и худые черты. Ребёнком он часами пропадал в приёмной бездетного секретаря Колонна Бенедетти. Тот позволял Джулио прятаться под столом, наблюдая за башмаками посетителей. Когда приёмная пустела, мальчик вылезал наружу и Бенедетти спрашивал его, какого мнения Джулио о том или ином человеке. Как правило, Мазарини не ошибался в психотипах.

В 1619-1621 годах молодой человек отправился сопровождать сына своего патрона Джироламо Колонна в испанский университет Алькала-де-Энарес. Там он в совершенстве изучил кастильский, что сильно пригодилось, когда Мазарини попал ко двору Бурбонов. Для Европы XVII века кастильский был тем же, чем являлся французский для России XIX-го. Способность галантно изъясняться на аристократическом наречии послужит в будущем решающим фактором в расположении к нему капризной королевы Анны.

Пытливый и беспристрастный, Мазарини не спеша отсканировал Испанию, начиная с престарелого Филиппа III и заканчивая состоянием имперской армии. Понял, что ловить тут нечего, разве что пылкие взоры синьорит, за коими он, по чистосердечному признанию, в Мадриде активно ухлёстывал. Хотя, всё что рассказывал о себе Мазарини следует делить надвое: единственная, подтверждённая независимой экспертизой, его «возлюбленная» оказалась по странному стечению обстоятельств дочкой столичного нотариуса, который покрывал карточные долги юноши.

В мае 1622 году Коллегия праздновала великое событие: Игнаций Лойола наконец-то был официально канонизирован. По этому случаю устроили театрализованное представление, однако актёр, намеченный на роль святого заболел. Едва вернувшемуся Мазарини поручили его заместить. Тот должен был не только сыграть Лойолу, но и произнести хвалебную речь. В роли небесного патрона иезуитов Джулио зажёг бесподобно, зрителей пробрало до слёз. Правда, потом случился конфуз. Ораторствуя, Мазарини не обошёл стороной некоторые поступки и установки святого, о которых присутствующие высокие гости предпочитали помалкивать. Впоследствии Мазарини никогда не действовал в лоб, но тогдашняя прямота стоила ему священного сана. Впрочем, ­- Бог весть? – возможно, это входило в планы Джулио. Всю жизнь он стойко дистанцировался от попыток записать его по жреческому ведомству. И, кстати, всегда отказывался исповедоваться падре из Ордена Ииуса.

К 28 годам карьера Джулио Мазарини ещё колебалась между светским и духовным градусом. После службы в папской армии, он прилагает усилия, чтобы продвинуться по дипломатической линии, став секретарём нунция Сакетти, улаживавшего распрю из-за Мантуанского наследства. Нарушив законный порядок, испанские части вторглись в эту северо-итальянскую провинцию, провоцируя новый виток конфронтации между Францией и Габсбургами. Мазарини этого периода – вылитый Арамис: глаза с поволокой, струящиеся локоны, душистые усы, аккуратная бородка. Только волновали «арамиса» Джулио отнюдь не белошвейки (к ним он и так имел неограниченный доступ).

Общаясь накоротке с племянниками папы Урбана VIII, кардиналами Барберини, Джулио всё глубже разочаровывался в родной Италии. Его друг, кардинал Антонио Барберини, художник и тонкий эстет, по праву считался одной из светлых голов. Однако даже он слабенько представлял себе диспозицию на карте европейской геополитики. Между тем противоречия мантуанского клубка позволили Мазарини оценить перспективы главных игроков на арене. Как в детстве, он по-прежнему видел лишь туфли под столом, но уж больно выразительно они свидетельствовали о нраве своих хозяев. Но вот скатерть резко приподнялась и под стол заглянуло чьё-то удивлённое лицо…

28 января 1630 года стало судьбоносным для молодого посланника Папы – произошла его первая встреча с кардиналом Ришелье. Хотя француз сперва отнёсся к ватиканскому «шпиону» настороженно, оба вспоминали позже о присутствии какого-то особого духа, осенявшего это свидание. «Мой инстинкт подсказал мне, что передо мной гений», – запишет в мемуарах Ришелье. А Мазарини признается, что сразу доверился кардиналу per genio (интуитивно, точнее, ангелически). Два дипломата словно перешли за некую секретную грань, когда не пытаются уже играть, но становятся бескорыстным орудием сверхчеловеческих сил.

Съездив во Францию и оценив военно-экономический потенциал, Мазарини понял: лишь такая страна может стать гарантом мира, которого так жаждал Папа. На переговорах в Регенсбурге Мазарини знакомится со вторым «я» Ришелье, отцом Жозефом, и помогает заключению пакта на выгодных для Франции условиях. Теперь следовало донести мир до конфликтующих сторон, которые, тем временем, стянули войска к Казельской цитадели.

26 октября 1630 года испанская и французские армии уже готовились ринуться друг на друга, когда между ними вдруг возник конный ездок, размахивающий белым шарфом. Бесстрашно гарцуя вдоль ощерившихся боевых рядов, он кричал: «Мир! Мир!» То был Джулио Мазарини. Любой случайный выстрел, оплошность – и его бы просто затоптали, а вместе с ним хрупкие регенсбургские договорённости. Однако ничего подобного не случилось. Весть о перемирии была услышана и безнадёжная, казалось, Мантуанская проблема разрешена. Европейские газеты наперебой перепечатывали гравюру с героическим кавалером.

По нарастающей

Успехи Мазарини были по справедливости, но не одинаково оценены в Ватикане и Париже. Если Ришелье делал всё, чтобы заполучить талантливого дипломата, то Урбан VIII на всякий случай того придерживал: «Это ловкий пройдоха, и даже я не знаю, о чём он думает», – считал понтифик. Дабы успокоить его святейшество, Мазарини соглашается на постриг. Но что папа мог ему предложить? Ну ввёл новоиспеченного прелата в состав секретариата курии, а затем чего-то снова испугался и услал экстраординарным послом в Авиньон. Ни в каком шпионаже в пользу Франции Мазарини уличён не был, однако франкофилии своей не скрывал. Беда в том, что Урбана окружали главным образом симпатизанты Испании…

1633-1639 годы самые мрачные для Мазарини. Папа то отпускает его в Париж в ранге чрезвычайного нунция, то отзывает обратно. Не помогала и дружба с племянником Урбана VIII кардиналом Антонио Барберини. Хотя Мантуанское дело уладилось, Тридцатилетняя война не затухала. Мазарини и кардинал-племянник пробовали двинуть идею созыва Общеевропейского мирного конгресса, однако «испанская партия» гасила подобные начинания на корню.

И Ришелье, и Людовик XIII недвусмысленно намекали понтифику, что хотели бы видеть монсиньора Мазарини при своём дворе. Когда родился наследник, будущий Людовик XIV, король предложил папе стать крёстным, а восприемником сделать Мазарини. Правда, французский посол действовал слишком топорными методами. Урбан рассвирепел и заявил ему, что сам выберет восприемника, да так стукнул посохом об пол, что тот сломался. Поняв, что по добру его не отпустят, Мазарини изготовился к побегу, но, будучи предельно рассудителен, решил использовать все шансы… Тогда же умирает Жозеф дю Трамбле и присутствие Мазарини в Париже становится жизненно необходимым.

Официальные попытки заполучить его порождают новые скандалы вплоть до временного разрыва отношений между двумя дворами. Хотя репрессий со стороны папы тоже не производится. Решение оказалось на удивление простым: Людовик прислал Мазарини официальное приглашение, а поскольку отношения с Римом на тот момент считались прерванными, тот ни у кого не спросясь, быстро собрался и отбыл из Вечного города декабрьским вечером 1639-го. Навсегда. С собой Мазарини вёз непомерное количество антиквариата и шедевров искусства. Папа не шевельнул пальцем. Вероятно, это самое большое, что он мог сделать для приятеля своих племянников.

Обмануть дьявола

«Джулио, – предсказывал ему Ришелье незадолго до смерти, – ваша фортуна пойдёт далеко, быть может, даже, дальше моей, ибо вас природа создала настолько гибким, что вы проскользнёте в такой проход, которого я даже не замечу. Джулио, если бы нужно было обмануть дьявола, я прибегнул бы к вашим талантам». Все знавшие Мазарини, независимо от отношения, отмечали широту и тонкость его ума, трудолюбие, властное коварство, сочетавшееся с крайней обходительностью. Сказать, что у Мазарини был гибкий характер – не сказать ничего. У кардинала (он стал им в 1642 году) НЕ БЫЛО ХАРАКТЕРА. Его поведение менялось в зависимости от собеседника, обстановки, расположения звёзд… Прежде чем осуждать Мазарини за хамелеонство, зададимся вопросом: чего же он всё-таки добивался по жизни? А также: что творилось во Франции, когда восприемник будущего Людовика XIV, прижал, наконец, к груди крестника, стоя в окружении столь благоволившей к нему королевской семьи?

Здесь позволю себе привести притчу. Ею поделился со мной знакомый суфий, обсуждая вопросы текущей политики. Представьте, что вы обедаете в самолёте, а блюда на вашем столике не закреплены, а ездят туда-сюда, так что приходиться их постоянно подправлять. В конечном счёте, к этому можно притерпеться: качка равномерна и вектор сдвига каждого прибора предугадываем. Теперь добавьте всего одно условие: каждый прибор на столе обладает собственной траекторией. Положение становится почти неуправляемым, вы можете контролировать лишь какой-нибудь участок. А теперь представьте, что все приборы дружно поднялись в воздух и кружатся по своим орбитам вокруг невидимого центра. Что тогда, вы сможете контролировать?! Это и есть картина современной истории.

В эпоху Мазарини положение дел было ещё не столь удручающим. Ложкам с солонками не выдали пока отпускных. Однако шло к тому и только единицам в век Барокко удавалось отслеживать ситуацию полностью. Мазарини безусловно являлся одной из этих великолепных единиц.

Духовный отец абсолютизма

Франция, чью великую миссию кардинал прозревал, вынуждена была продолжать войну. Чтоб выиграть её следовало навести порядок в государстве. Загвоздка в том, что государства в классическом виде тогда не существовало! Должности покупались и перепродавались, сбор налогов граничил с рэкетом, главными врагами королевства были не Испания с Австрией, а бездарная, но подлая и кичливая внутренняя оппозиция, Фронда. Каждый день эпохи Регентства (малолетства Людовика XIV) начинался с нового вызова и для всякого вызова Мазарини находил симметричный ответ.

Чтобы описать титаническую деятельность кардинала с 1643 по 1661 годы нужно отводить как минимум по тому на каждый. Были блестящие победы, долгосрочные комбинации, тактическе маневры, бои с переменным успехом. Доходило до осады собственной столицы… Завоевания кардиналов-предшественников могли в одночасье обнулиться, настолько всё оказалось запущено.

То, что этого не случилось и Мазарини укрепил центральную вертикаль да так, что она стала абсолютной (отсюда – абсолютизм) свидетельствует не только о его таланте политика, но и об исключительных душевных качествах. Нужно помнить, что статус кардинала держался лишь на монаршей милости, теоретически Мазарини мог быть смещён, когда им заблагорассудится. Вслед за пристрастными мемуаристами, даже серьёзные учёные ещё вчера нет-нет да поддавались искушению свести секрет влияния кардинала к любовной связи с королевой-регентшей Анной. Кроме грязных стишков, распевавшихся фрондёрами, никаких доказательств тому в природе не известно. Историческим же фактом является взаимная привязанность Мазарини, королевы и дофина Людовика. Можно сказать, что абсолютизм родился из абсолютного доверия этих трёх людей друг к другу. Это было редчайшее сочетание материнской любви (со стороны Анны), духовного отцовства (со стороны Мазарини) и преданного ученичества (со стороны Людовика).

Луч из облака

Наверное, оседлать турбулентность общественного развития Мазарини сумел благодаря натуре отчаянного игрока. Однако умение поймать фортуну за хвост сочеталось у него с массой прочих достоинств, которые у обычных игроков не водятся. Внутренняя жизнь Мазарини остаётся закрытой и 300 лет спустя.

Есть, хотя, косвенная информация. Эпоха Мазарини славилась не только распрями да интригами. Это был апофеоз мистического богословия в католицизме. И Ришелье, и, особенно, отец Жозеф являлись не только государственными мужами, но и приверженцами конкретных аскетических доктрин, которые не уводили их от политической деятельности, но, наоборот, заставляли смотреть на неё как на продолжение духовной работы.

Так, современник «серого преосвященства», отца Жозефа, монах-кармелит Леон Сен-Жан делил людей на мистиков и микоберов. Основное свойство последних в том, что те ждут избавления от бед, но не желают ударить ради него палец о палец. В противоположность микоберам мистики – избранные, причём избрать себя должны сами – для самосовершенствования, не для блаженства. Успех благочестивых упражнений зависит от того, кто их совершает. Не нравится – к микоберам, плиз.

Самым ужасным грехом для человеческой природы, учил другой мистик, Бенет из Канфилда, выступают не явные страсти (их легко заметить, а потому отсечь), а непрестанный психологический фон – «отвлечения». Это бессмысленные, хаотические побуждения и ассоциации, назойливо помрачающие сознание, как солнце – пыльная буря. Повседневная мотивация обычных людей проистекает именно из этого броуновского движения, а не из сознательного света Божества, которое оно скрывает. Прежде, чем отдаться каким-либо внешним побуждениям, следует разобраться с внутренним хаосом, иначе самое благое снаружи дело обернётся вредом для души. Как наставлял ещё Фома Аквинский: «Действие должно быть тем, что прибавляется к жизни в молитве, а не тем, что от неё отнимается». Мы можем стать подлинными со-творцами Бога и очень многое поменять в мире, если только не станем изменять своей бессмертной сущности, учил иезуит Луи Лаллеман.

Черпая из сокровищниц иезуитской премудрости, кардиналы французской короны, всё же исповедывали несколько иные принципы. Современник Мазарини, кардинал Пьер де Берюлль подверг иезуитскую систему аскетических упражнений строгой критике и совершил «коперниканскую» революцию в мистическом богословии. Берюлль обратил внимание, что гимнастика индивидуальной воли св. Игнация Лойолы слишком зациклена на человеке. Она, как птолемеевская система космоса, заставляет даже божественную волю (Солнце) вертеться вокруг человеческой воли (Земли). Истинная мистика, писал Берюлль, теоцентрична: Бога следует почитать не думая о собственной выгоде, ради него самого. Его нужно почитать не таким, каким мы его себе представляем, а таким, каков Он в себе. Для внешнего восприятия Бог в себе представляется божественным мраком, облаком неведения. Хотя человеческие усилия необходимы, сами они не способны пробиться сквозь него, и только сам Бог «посылает луч духовного света, пронзающий облако неведения, которым ты от Него отделен».

Главные решения, которые принимал кардинал Джулио Мазарини и которые неуклонно вели к возвышению Франции, очень напоминают этот луч исходящий из божественного облака. Внутренняя дисциплина кардинала безмолвно свидетельствует – ему была открыта тайна политической теологии: мировой прогресс достигается не жертвами, приносимыми в момент кризиса, а повседневными усилиями, совершаемыми безо всякого намека на немедленную отдачу. Приближённость Мазарини к королевской семье диктовалась не только прагматической пользой, но и глубоким мистицизмом Людовика XIV. Будущий «король-солнце» хорошо знал правило: «Человек молитвы достигнет большего за один год, чем другой за всю свою жизнь». Поэтому не спешил перенять у крестного бразды правления, но прилежно учился у до конца его жизни.