Обучение чтению по английскому. Правила чтения: английская фонетика

Учитель английского языка

МАОУ СОШ №2

Тихонова Юлия Александровна

«Разнообразные подходы при обучении чтению детей на английском языке»

2017год

Содержание.

Введение.

1. Подход современной методики обучения иностранным языкам к обучению чтению. Задачи обучения чтению.

а) Организация уроков 1 - го и 2 - го циклов.

5. Список использованной литературы.

l . Bведение.

С первых уроков сентября учителя первых классов замечают разницу в уровне подготовленности детей к школе. Дети одного и того же класса, одного и того же возраста имеют различные учебные способности. К сожалению, по мере усложнения учебной программы эта разница увеличивается и становится непреодолимым препятствием.

Сильные, способные к учёбе ученики, быстро понимают новый материал и готовы работать дальше, в то время как слабые не только не разобрались в новом, но и забыли предыдущий материал. Данная проблема далеко не нова. Возникает она и в разных классах, и на разных предметах, и у разных учителей. Возможным путём решения этой проблемы является организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке.

Безусловно, учитель, планирующий ход урока, должен предусмотреть организацию учебной деятельности учеников, опираясь на их знания, умения, уровень подготовленности. Каждый учитель, идущий на урок, рассчитывает на хороший результат, успешное овладение учебным материалом, хорошее ориентирование в теме. Значительную трудность для учителя при подготовке представляют школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний и дети с пониженной успеваемостью.

Если снизить темп урока, сложность изучаемого материала, то сильным детям становится скучно, они начинают отвлекаться сами и отвлекать соседей, высмеивать неуспевающих. Если увеличить темп и сложность работы, то дети, имеющие пробелы в знаниях, теряют интерес к уроку, т.к. не могут успевать за классом, перестают понимать изучаемый материал.

Одной из главных задач первых лет обучения является обучение рецептивным видам речевой деятельности, в первую очередь чтению. Овладение чтением на английском языке всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка.

1. Подход современной методики обучения иностранным языкам к обучению чтению.

Устное и письменное общение реализуется в четырёх видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, обучение которым должно осуществляться взаимосвязано, но при дифференцированном подходе к каждому из них. Это обусловлено не только тем, что в основе функционирования каждого вида лежат одинаковые психические процессы и психолингвистические закономерности. В реальном общении человек читает и обсуждает прочитанное с собеседниками, делает при чтении записи, позволяющие ему лучше запомнить и затем воспроизвести необходимую информацию.

Подход, при котором обучение начинается с обучения чтению, имеет ряд преимуществ:

1. Обучение чтению с первых уроков позволяет сразу же реализовывать познавательный аспект, который является одним из ведущих на первом году обучения. Если обучение чтению с самого первого урока строится на интересных и новых для учащихся реалиях, фактах культуры страны изучаемого языка, очень скоро иностранный язык начинает восприниматься как дополнительное средство познания.

3. Овладение чтением - процесс более лёгкий, чем овладение говорением.

Чтобы грамотно планировать уроки обучения чтению, необходимо знать две вещи: во-первых,

что значит - уметь читать, во-вторых, с помощью каких средств можно развивать это умение. Уметь читать - это, прежде всего, владеть техникой чтения, т.е. мгновенно узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их во внутренней или внешней речи. Любая речевая единица является оперативной единицей восприятия. Такой единицей может быть слово, или даже слог, или словосочетание из двух или нескольких слов (синтагма) и даже целая сложная фраза, чем крупнее оперативная единица восприятия, тем лучше техника чтения, а чем лучше техника чтения, тем выше уровень понимания текста.

Какие же задачи стоят при обучении чтению на английском языке? На начальной ступени обучения (1 - 2 год систематического изучения языка) учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звукобуквенные соответствия, уметь читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие связные тексты, построенные на программном языковом материале.

Обучение чтению на английском языке , является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Знакомство с языком посредством чтения необходимо, так как это позволяет совершенствовать английский язык, расширять лексический запас, знакомиться с культурным наследием, иметь возможность знакомиться и наслаждаться чтением неадаптированной литературы в оригинале, впоследствии без необходимости использования словаря. Чтение и в современном мире является оптимальным способом передачи информации, и человек, свободно читающий и разбирающийся в качественной литературе, человек, свободно адаптирующийся в информационном потоке, имеет больше шансов к успешному развитию и расширению своих возможностей. Также, обучение чтению на английском языке , является прекрасным инструментом для развития устной речи, оттачивания навыков грамотного произношения и восприятия речи на слух.

Учащиеся знакомятся с тремя основными видами чтения: чтение с общим охватом содержания (reading for the main idea ), чтение с детальным пониманием (reading for detail ), чтение с целью извлечения конкретной информации (reading for specific information ).

В основе каждого вида чтения лежат базовые умения, которыми должны овладеть школьники:

1) понимание основного содержания: определять и выделять основную информацию текста; отделять информацию первостепенной важности от второстепенной; устанавливать связь (логическую, хронологическую) событий, фактов; предвосхищать возможное развитие (завершение) действия, событий; обобщать изложенные в тексте факты; делать выводы по прочитанному и др.;

2) извлечение полной информации из текста: полно и точно понимать факты / детали, выделять информацию, подтверждающую, уточняющую что-либо; устанавливать взаимосвязь событий; раскрывать причинно-следственные отношения между ними, определять главную идею, сравнивать (сопоставлять) информацию и др.;

3) понимание необходимой (интересующей) значимой информации: определять в общих чертах тему текста; определять жанр текста, выявлять информацию, относящуюся к какому-либо вопросу, определять важность (ценность) информации и др.

В результате обучения учащиеся должны научиться понимать аутентичный текст, не прибегая при каждой встрече с незнакомым языковым явлением к переводу (словарю). Для этого они должны усвоить несколько правил работы с текстом:

2) для понимания любого текста важную роль играет имеющийся у школьника жизненный опыт;

3) чтобы понять текст (или спрогнозировать, о чём будет идти речь в этом тексте), необходимо обратиться к помощи заголовка, рисунков, схем, таблиц и т.д., сопровождающих данный текст, его структуре;

4) при чтении текста важно опираться в первую очередь на то, что известно в нём (слова, выражения), и пытаться с опорой на известное прогнозировать содержание текста, догадываться о значении незнакомых слов;

5) обращаться к словарю следует лишь в тех случаях, когда все прочие возможности понять значение новых слов исчерпаны.

Итак, на уроке обучения чтению перед учителем ставятся следующие задачи:

1) увеличивать оперативную единицу восприятия текста,

2) учить воспринимать текст (его части) с однократного восприятия,

3) учить воспринимать и узнавать новые сочетания известных единиц,

4) развивать скорость чтения (в том числе и про себя),

5) развивать структурную антиципацию,

6) развивать содержательную антиципацию,

7) развивать умение догадываться о значении неизвестных единиц (по разным признакам)

8) обучать мгновенно, соотносить форму воспринимаемого с его значением,

9) развивать умение разбираться в логико-смысловых связях текстов разного характера,

10) развивать умение "игнорировать" неизвестное, если оно не мешает пониманию в целом.

2. Виды упражнений для обучения чтению.

Процесс обучения включает в себя работу над техникой чтения (вслух и про себя) и над развитием умений понимать содержание прочитанного.

Обучение технике чтения осуществляется на начальном этапе приобщения к языку. В это понятие вкладывается " умение школьников быстро узнавать и соотносить графические образы (буквы) с соответствующими слухомоторными образами и определёнными значениями, т.е. владение звуко -буквенными соотношениями, умение объединять зрительно воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы).

Поэтому, упражнения в развитии техники чтения предусматривают работу над произношением и интонированием написанного (чтение вслух), развитие умений соотносить буквы и звуки иностранного языка, узнавать знакомые слова в незнакомом контексте, догадываться о значении незнакомых слов и т.д."

Рассмотрим виды упражнений, которые учитель может использовать на уроках обучения чтению. Для этого обратимся к методической литературе, соотнося советы методистов, авторов программ и УМК с собственным опытом.

а) Упражнения для обучения чтению на начальном этапе.

Методика обучения чтению на начальном этапе предлагает следующие упражнения:

    написание букв, буквосочетаний, слов по образцу;

    нахождение пар букв (строчная и заглавная);

    вписывание недостающих; пропущенных букв;

    списывание - запись - прочтение слов в соответствии с определённым признаком (в алфавитном порядке, в исходной форме слова, заполнение пропущенных букв в слове и др.);

    конструирование слов из разрозненных букв;

    поиск (прочтение, выписывание, подчёркивание) в тексте знакомых, незнакомых, интернациональных и др. слов (в разном скоростном режиме);

    чтение текста с пропущенными буквами / словами и т.д.

Всем этим заданиям можно придать игровой характер, например: заполнение кроссвордов, составление ребусов, расшифровка тайнописи (чтение текста, содержащего слова с перепутанными буквами), чтение текстов, содержащих картинки, вместо незнакомых слов, подписывание слов под картинками, соотнесение рисунков и записанных слов, командные игры на выявление самых лучших читающих и т.д.

б) Использование демонстрационных карточек с напечатанными словами.

В коммуникативной технологии все используемые упражнения должны быть по характеру речевыми, точнее, упражнениями в общении. Комплексы упражнений для формирования лексических, грамматических и перцептивных навыков направлены на становление психофизиологических механизмов и предполагают их последовательную отработку. В упражнения для формирования рецептивных лексических навыков входят упражнения для формирования механизма зрительного восприятия лексических единиц, упражнения для формирования механизма антиципации лексических единиц, для формирования механизма сличения - узнавания лексических единиц, механизма догадки.

Начиная с первого урока, можно вводить такие карточки. На первом уроке их всего три: " E ng l i sh ", " H i ! ", " H e ll o !". Но учащиеся уже видят, что есть буквы гласные (они выделены красным цветом, т.к. учащиеся привыкли за годы обучения в начальной школе при фонетическом разборе обозначать гласные звуки красным карандашом), есть согласные, которые читаются так, как пишутся (они обозначены чёрным цветом), есть особые сочетания букв, которые нужно запоминать (они написаны зелёным).

Наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, служит для понимания материала на слух, средством привлечения (переключения) непроизвольного внимания, помогает сохранить в памяти зрительный образ слова, что особенно важно для детей с более развитой зрительной памятью.

Размер карточек довольно крупный, чтобы всем было видно (5,5 см x 30 см). Размер строчных букв 3 см. Цвет используется в каждом слове. Это обусловлено психологическими особенностями детей, данного возраста.

Конечно, правила чтения вводятся позже. Но ученики привыкают к цветному зрительному образу слова, быстрее запоминают его написание. Сильные ученики запоминают и правописание. Слабым ученикам цветовая опора помогает прочитать слово.

Карточки можно использовать и при фонетической зарядке, и при введении новой лексики, и при повторении изученных слов, и при проведении соревнования на скорость и правильность прочтения материала.

Возможна игра на проверку знания лексических значений слов. Например, ученик получает несколько карточек с заданием, которое он выполняет самостоятельно, а потом объясняет, комментирует своё выполнение, решение или просто показывает свой результат. Это может быть и сильный, подготовленный ребёнок, если это первые уроки по теме, и слабый ребёнок, если лексика не является новой.

Карточки можно разместить на столе, на доске, в любом порядке или дать ребёнку в руки. Задания можно варьировать: выбрать те слова, которые относятся к определённой теме (например, "Животные, которые живут в зоопарке", " Продукты питания", " Спортивные игры" и т.д., найти "лишние" слова (из другой темы), выбрать то, что ты любишь или терпеть не можешь.

Контроль выполнения задания также может быть различным. Учитель может попросить ребёнка прочитать выбранные слова, перевести карточки на русский язык, составить предложения с данными словами (например, "" l like ...."", "" l hate ...."", "" l " d like to visit ....."", "" l will buy ...."", "" l can play ...."" и т.д.).

Эти упражнения нравятся ученикам, т.к. они интересны, познавательны, увлекательны, их могут выполнять и сильные, и слабые ученики, а выбрать задание по силам ученика учителю не составит труда.

в) Использование при обучении чтению расширяющихся синтагм.

Наиболее желательным упражнением многие методисты считают чтение расширяющихся синтагм . Это упражнение преследует следующие цели:

    увеличивает оперативную единицу восприятия текста;

    развивает структурную антиципацию;

    способствует усвоению новых слов, которые затем могут встретиться в тексте (развивает контекстуальную догадку);

    настаивает учащихся на чтение текста, т.к. направляет их мысли в определённом направлении (развивает логическое понимание).

Главное достоинство чтения расширяющихся синтагм, безусловно, в том, что это упражнение способствует расширению поля охвата при чтении: ученик привыкает читать не по слогам, не пословно, а синтагмами, к тому же с каждым разом всё более крупными. И чем больше становится единица восприятия текста, тем лучше синтагматичность чтения, смысловое членение текста, а следовательно, тем выше скорость и лучше понимание.

Синтагма (какое-либо словосочетание, имеющее в речи самостоятельный смысл) в каждой последующей фразе распространяется и расширяется, но не прямолинейно, а трансформируясь. Однако ключевое слово повторяется в каждой фразе, хотя и в новом окружении. В первой фразе даётся значение нового слова, в последующих оно должно быть понято без перевода, и в результате многократного восприятия ученик должен запомнить его.

"Оптимальным вариантом выполнения этого упражнения является чтение под фонограмму вполголоса или шёпотом". Чтение расширяющихся синтагм может осуществляться в разных режимах:

1) учащиеся слушают запись и повторяют по одной синтагме громко хором в паузах вслед за диктором (учителем);

2) учащиеся повторяют по одной фразе громко хором в паузах вслед за диктором (учителем);

3) учащиеся читают про себя весь блок синтагм;

4) учащиеся читают индивидуально (2 - 3 человека) по одной фразе громко вслед за диктором (учителем) и сверяют каждую фразу с образцом чтения;

5) два - три ученика читают весь блок синтагм индивидуально (они сверяют своё чтение фраз с чтением диктора, или учитель сам исправляет их ошибки);

6) учащиеся читают все вместе хором одновременно с диктором;

7) три - четыре ученика читают индивидуально вместе с диктором.

Указанные режимы обладают разной степенью трудности, возрастающей от режима 1) к режиму 7).

Перед учениками при выполнении этого упражнения ставятся следующие задачи:

    пробегать взглядом всю синтагму (фразу), не делая пауз между словами;

    слушая диктора, постараться заметить, где сделана ошибка в собственном произношении;

    следить за изменением содержания каждой последующей фразы, в зависимости от вновь введённого в неё слова (компонента);

    стремиться, не прочитывать синтагмы или фразы пословно, а пытаться охватывать их одним взглядом, пробегать их глазами как можно скорее;

    не отчаиваться, если не успеваешь произносить за диктором, а постараться работать быстрее;

    обязательно произносить синтагмы, а не слушать, как это делают другие (не бояться сделать ошибку).

г) Развитие техники чтения при помощи фонограммы.

Для развития техники чтения часто используют чтение под фонограмму. Техника чтения тесно связана с пониманием читаемого. Чем лучше мы понимаем, тем быстрее мы читаем (т.е. знакомые слова и выражения ученики читают намного легче, чем неизвестные и непонятные). Чем быстрее мы читаем, тем лучше схватываем содержание. Неслучаен известный факт, говорящий о том, что в средних и старших классах школы лучше учатся те дети, которые имеют хорошую технику и скорость чтения на родном языке. Они быстрее работают с получаемой информацией, выделяют главное и второстепенное, составляют план изложения текста. Развивая технику чтения, ученик совершенствует и синтагматичность чтения, т.е. правильное его смысловое членение, а это способствует правильности понимания.

Чтение под фонограмму помогает и развитию аудирования, т.к. приучает учеников к определённому заданному темпу звучания, способствует формированию у них правильных слуховых образов речевых единиц.

Чтение под фонограмму способствует и обучению говорению, прежде всего произнесению звуков (в составе речевых единиц), а также правильному логическому ударению и синтагматичности речи. При чтении под фонограмму возрастает непроизвольное запоминание, поскольку это одно из немногих упражнений, в которых учащийся одновременно видит речевые единицы, слышит их и произносит (т.е. у ученика задействованы разные типы памяти: зрительная, слуховая, речедвигательная).

Чтение под фонограмму осуществляется в тех же режимах, что и чтение расширяющихся синтагм.

д) Формирование навыков чтения при помощи транскрипции.

Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарём учащиеся изучают знаки международной транскрипции. При этом ученикам сообщают, что в английском языке существует особая запись - звуковая, некоторые её знаки совпадают с буквами, дающими данный звук при чтении: [ b ], [ p ], [ m ], [ n ], [ s ], [ t ], [ d ], [ v ], [ f ] и т.д. Их можно специально не заучивать. Но есть и специфические значки, запоминание которых потребует усилий. Выработка умения читать знаки транскрипции, которое необходимо для дальнейшего пользования словарём, является одной из задач начального этапа.

Процесс взаимосвязанного формирования навыков чтения и навыков чтения по транскрипции проходит в два этапа - этап формирования и этап совершенствования. Особую важную роль играет этап формирования, который состоит из определённых стадий:

l этап. Формирование произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции.

1. Восприятие. Учащиеся имеют зрительную опору при восприятии на слух звуков в высказываниях; в поле зрения учащихся находятся три строчки: графический образ слова, транскрипция этого слова и транслитерация. На подсознательном уровне начинают устанавливаться связи между звуковым и зрительным образами слова (транскрипционным и графическим); учащиеся воспринимают и запоминают зрительный образ отдельного транскрипционного знака соответствующего звука, воспринимаемого на слух.

2. Имитация. Учащиеся повторяют за диктором или учителем (сначала каждый по отдельности, затем хором) отдельные звуки. При этом учащиеся видят транскрипционные знаки звуков, которые они имитируют.

3. Дифференциация. Учащиеся видят транскрипционные знаки английских звуков при выявлении их сходств и различий в произношении в сравнении с соответствующими русскими звуками; при объяснении особенностей артикуляции английских звуков; выполняют упражнения, направленные на дифференциацию схожих между собой транскрипционных знаков и дифференциацию знаков и схожих с ними букв.

Здесь также возможно использовать карточки с написанными транскрипционными значками, причём к английским знакам можно добавлять и русские.

4. Изолированная репродукция. Учащиеся озвучивают транскрипционные знаки; читают знакомые слова и фразы с новыми звуками по транскрипции.

На этой стадии, для сильных учеников, возможно использовать задания на чтение слов по транскрипции без графического образа слов, такие записи могут быть вынесены на доску или выписаны на полоски бумаги крупным шрифтом (flash cards ). Для средних и слабых учеников проще совместить пары записей: графический образ и транскрипцию, записанных в разном порядке.

5. Комбинирование. Учащиеся читают по транскрипции новый речевой материал.

На этой стадии образец чтения могут давать и сильные учащиеся. Им будет интересно попробовать свои силы и знания при чтении незнакомых, неизученных слов. Правильное прочтение незнакомых слов будет свидетельствовать о сознательности сформированных графемно - морфемных соответствий. Задача для слабого ученика повторить чтение без ошибок.

Совершенствование произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции.

На этом этапе учащиеся выполняют упражнения на формирование лексических и грамматических навыков с использованием транскрипции в качестве вспомогательного средства. (2, с. 28 - 29)

3. Упражнения для развития умения читать.

Для развития умения читать используются речевые упражнения, которые имеют специфику, диктуемую особенностями чтения как вида речевой деятельности. Последовательность этих упражнений строится с учётом уровней понимания текста. В качестве установок обязательны речемыслительные задачи.

Овладение техникой чтения ведётся неразрывно с работой по овладению умением извлекать информацию из прочитанного. На это нацеливают и задания к упражнениям для чтения. Это очень важно для осознания детьми коммуникативной функции чтения.

а) Использование предтекстовой подготовки.

Цель этого упражнения: пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путём привлечения имеющихся знаний; прогнозирование содержания текста с опорой на жизненный опыт детей, на заголовок, иллюстрации текста.

Каждый текст сопровождается предтекстовым заданием, успешное выполнение которого после прочтения текста будет свидетельствовать о понимании учащимися прочитанного.

Читая текст, дети должны быть внимательны, отыскивая правильность или ошибочность своего предположения.

Для сильных учеников интерес будут представлять не только сведения о разных животных, которые живут на фермах, в зоопарках и в домах, но и сведения о парке сафари, который находится в Великобритании. Слабым ученикам, достаточно прочитав, понять, правильно ли он угадал.

Овладение умением чтения вслух и про себя происходит параллельно. Сначала учащиеся просматривают текст, а затем читают вслух. С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя. Чтение вслух способствует совершенствованию произносительных навыков учащихся; оно используется как средство овладения лексикой и грамматикой английского языка. Однако роль чтения как средства обучения не ограничивается только этим. Чтение текстов является важным средством, способствующим формированию умений в говорении.

б) Использование упражнений на содержательную идентификацию.

Развитие коммуникативных умений в чтении происходит на каждом уроке, и работа над чтением обязательно завершается решением какой - либо коммуникативной задачи. Выполнение разнообразных заданий должно быть показателем успешности овладения данным видом речевой деятельности на английском языке.

Здесь уместно рассмотреть упражнения на содержательную идентификацию . Это упражнения, в которых ученик должен идентифицировать одни высказывания с другими, т.е. установить их сходство или различие в содержательном плане. Цель этого вида упражнений - развитие смысловой догадки, содержательной антиципации, скорости чтения.

При этом возможны следующие варианты этого вида упражнений:

а) найти в прочитанном рассказе предложения, схожие по содержанию с данными;

б) определить, соответствуют ли данные предложения содержанию рассказа;

в) выбрать предложения (из данных), которые соответствуют содержанию рассказа;

г) определить, идентично ли предложенное резюме основным мыслям рассказа;

д) установить разницу в двух текстах, которые напечатаны параллельно и представляют собой рассказ одного и того же содержания.

Для успешного выполнения таких упражнений учащийся должен:

а) прочесть данное предложение как можно быстрее;

б) запомнить его содержание и его зрительный образ;

в) держа это в памяти, быстро просматривать текст всего рассказа (или его части);

г) найти аналогичную (или близкую по содержанию, по форме) фразу."

Постоянное обращение к прочитанному, трёх- или четырёхкратное его просматривание в пределах выполнения одного упражнения и совершенствует умение читать. В качестве примера можно взять текст о Ричарде и его школе:

«I go to school. It"s not far from my house. I"m in the fifth form. School starts at 9.00. I don"t go to school on Saturdays or Sundays. We don"t cross the street near our school alone. The lollipop woman helps children to cross the street. Tuesday is not a good day at school. We have Maths and French. They are not my favourite subjects. I take a packed lunch. My friend doesn"t take his packed lunch. He goes to our school dining room but I don"t go there».

Прочитав (прослушав) текст, ученикам предлагается задание:

"" There is some information about Richard and his school. Is it right or wrong?" ("Здесь некоторая информация о Ричарде и его школе. Она правильная или нет?.") Это задание на сравнение предложений схожих по содержанию.

1. Richard doesn"t live far from school.

2. Children cross the street by themselves.

3. All days at school are good for Richard.

4. Richard doesn"t love Maths and French.

5. A lot of Richard"s friends don"t eat at the school dining room.

6. We go to school on Saturdays and Sundays.

7. Richard doesn"t take his packed lunch.

Чтобы выполнить задание правильно, учащимся приходится возвращаться к тексту, перечитывать его. В данном случае это оправдано, т.к. дети не получают информацию в готовом виде, им нужно быть внимательными, соотнося утвердительные и отрицательные предложения. А это развивает скорость чтения, смысловую догадку, содержательную антиципацию.

Возможны и другие варианты упражнения на содержательную идентификацию .

Например , ""Read about the strange town. Put in there is / there are. "" (""Прочитай о странном городе. Вставь выражения there is / there are "")

"" In a country ______ a very strange town. It is very small. But in that town _________ eight stadiums, ten toy shops. ______ a large supermarket and seven pet shops. ________ six swimming pools and a computer centre. _________ twelve discotheques and twenty cinemas. But in that town ________ (not) schools, ________ (not) a church and ________ (not) theatres and museums.""

в) Упражнения на содержательный поиск.

Для развития логического понимания, можно использовать содержательный поиск .

Варианты его могут быть различны:

а) Найти предложения, подтверждающие.....

б) Найти то, что характеризует......

в) Найти причины того, что.......

г) Найти те проблемы, которые волнуют.....

Основная задача этих упражнений заключается в том, чтобы развивать логическое понимание. Действия, которые совершает ученик при выполнении этих упражнений, называют содержательным поиском, поскольку ученик действительно ищет в прочитанном то, что требуется, и ищет это на основе того, насколько он понял прочитанное. Если он не понял основных мыслей текста, поиск не состоится.

Требуемые от ученика действия аналогичны тем, которые он должен производить в предыдущем виде упражнений.

г) Упражнения на смысловой выбор.

К смысловому выбору относятся такие упражнения:

а) выбери подходящее заглавие из данных;

б) выбери по смыслу ответ из предложенных;

в) выбери из абзацев рассказа по одному предложению, передающему их смысл.

Основная задача этих упражнений - развитие механизма логического понимания, но попутно они решают и другие задачи - развивают смысловую догадку, совершенствуют технику чтения.

Е.И.Пассов советует, чтобы учитель " не удовлетворялся правильным выбором, ибо он может быть случайным. Тогда следует попросить объяснить свой выбор, подтвердить его чем - либо. Для этого ученику можно дать время на обдумывание ответа, поиск его в тексте." (3,с. 117)

Характерной чертой этих упражнений является то, что они не только обучающие, но и контролирующие. Для ученика прямой контроль здесь будет скрыт, и в этом большое достоинство этих упражнений. Но учитель по факту выполнения упражнения, по характеру (процессу) и уровню выполнения может судить об успешности овладения чтением.

Упражнения на содержательный поиск и смысловой выбор в основном используются в более старших классах. В 5 - м классе ученики не обладают таким уровнем, чтобы легко справиться с такими заданиями.

4. Использование речевых зарядок, как упражнение для обучения чтению.

а) Организация уроков 1-го и 2-го циклов.

Каждый урок английского языка начинается с речевой зарядки.

Под речевой зарядкой обычно понимают способ психологически настроить учащихся на общение по определённой тематике. Она выполняет ту же роль, что и прямое сообщение учащимся целей данного занятия. Поэтому, если речевая зарядка применяется, то она является организационным приёмом. Например, аудитивной речевой зарядкой может служить и иноязычная формулировка цели урока.

Но речевая зарядка может перерасти и в этап тренировки. Речевая зарядка может служить упражнением в аудировании (если учитель сообщает какую - либо информацию), упражнением в развитии диалогической речи (если учитель задаёт вопросы, а ученики на них отвечают), повторением домашнего задания (если предметом разговора является текст из домашнего чтения или тема, изученная на предыдущем уроке и заданная на повторение на дом)

В пятом классе некоторые ученики имеют собственную базу знаний, опыт чтения и говорения на иностранном языке, в каждом классе есть сильные ученики, желающие помогать учителю. Почему бы не передать в их руки проведение речевых зарядок?

Желающих много, а умений в этом возрасте недостаточно. Почему бы не протянуть руку помощи детям и не дать им опору: речевую зарядку, записанную на листах бумаги? К тому же, при отработке грамматических явлений, это большая помощь учителю, ведь дети, отвечая на вопросы, заодно отрабатывают и грамотные ответы.

Кроме того, на уроках математики и русского языка, истории и географии, литературы и физики учащиеся работают с учебником и доской. Конечно, отличительной чертой будут географические и исторические карты, опыты, опорные таблицы и иллюстрации. Но основой содержания обучения всё же является учебник и записи на доске. Почему бы не разнообразить оборудование урока красиво оформленными разноцветными табличками?

Так на одном из первых уроков на доске появляются листы бумаги с напечатанными предложениями:

"" What is your name?

Where are you from?

What languages do you speak?""

Учитель знает имена детей, поэтому отвечать на вопрос учителя ученикам неинтересно. Намного интереснее самому спрашивать. Сильный ученик легко справится с вопросами. А у учителя появляется возможность помочь слабому.

Кроме того, подчеркнув подлежащее и сказуемое в вопросе, дается опора слабому ученику. Главные члены предложения изучаются детьми во втором классе. Они умеют определять подлежащее и сказуемое на русском языке. Поэтому им проще разобраться в построении предложения при ответе, видя подчёркнутую структуру.

Всего 3 - 5 минут урока, а сколько проведено работы. Ученики рады помочь учителю, "встав на его место". Они сами ведут урок, выбирая какой вопрос и кому они зададут. Сильные ученики тренируются в чтении длинных структур, построении диалога. Задача для слабого ученика повторить ответ. Тут им не отсидеться, ведь не ответить однокласснику стыдно. Повторяется грамматика, лексика, структура вопроса и ответа.

Усложняются темы уроков, усложняется лексика, удлиняются предложения. Одно остаётся на первых порах неизменным: построение блоков предложений.

Поэтому, на начальном периоде обучения обосновано включение предложений с повторяющимся началом.

Слабые ученики отвечают по-прежнему кратко, сильным хочется выделится полным ответом. И то, и другое допустимо и верно. Задача учителя потренировать детей в чтении и говорении, настроить на иностранный язык. И при кратком, и при полном ответе её следует решать.

Благодатная тема для говорения "" Animals "" . Можно использовать следующие блоки вопросов:

- «Have you got a cat? Have you got a dog? Have you got a cow?»

- «Has your friend got a pig? Has your friend got a duck? Has your friend got a guinea pig? Has your friend got fish?"» « Have you got a pet?» «What is its name? How old is it? What does it say?"»

- «Do cows live in a house? Do lions live in a town?" Do tigers live at the zoo?»

Do llamas live in the zoo? Do parrots live in the zoo? Do iguanas live on the farm? Do vipers live on the farm?""

б) Организация уроков 3, 4, 5, 6, 7 циклов.

С третьего цикла начинается систематизация тех грамматических явлений, которые были изучены до этого, и подготовка учащихся к восприятию основных видовременных форм, которые будут изучаться дальше. Поэтому, при отборе материала предпочтение отдаётся грамматике. Выбираются различные грамматические структуры, дающие возможность для анализирования и сравнения.

Возможно, при организации последующих циклов в этом учебном году будут внесены изменения, дополнения, т.к. нынешние пятиклассники совсем непохожи по уровню развития, способностям, подготовке на учеников прошлогодних. Возможно, появятся новые блоки, некоторые из существующих будут отложены или совсем убраны.

Процесс обучения - это процесс развития, он не может быть застывшим, постоянным, неизменным. Такова наша действительность. Но в работе учителя всегда есть место для творчества. Он обязан идти вперёд, вместе со своими учениками.

В прошлом году я использовала следующие блоки Spotlight 5:

Module 1 «School days», 1 а ) School! 1b) First day! 1c) Favourite subject

Do you go to school?

Do you live far from your school?

When does your school start?

What is your favourite subject?

What is a good day at school for you?""

Have you got a mother?

Have you got a father?

Have you got a sister?

Have you got a brother?

Where do you go every day?

When do you go to school?

When do you go to shop?

Where do you walk with your friends?

When do you do your homework?""

Повторение лингвострановедческих знаний

What colours has the flag of England?

What is the symbol of England?

What colours has the flag of Northern Ireland?

What is the symbol of Northern Ireland?

What is the old name of Northern Ireland?""

Module 2 «That’s time!» 2 а ) I am from… 2b) My things 2c) My collection

Where are you from?

How old are you?

Where do you live?

Do you have parents?

What are their names?

What countries do you know?

What nationalities do you know?

Do you have any collections?

What collection do you have?

Повторение лингвострановедческих знаний

What English-speaking countries do you know?

Which continents do you know?

Let’s speak about New Zealand?

Module 3 «My home, my castle». 3a) At home 3 b) Move in 3c) My bedroom

Where do you live?

With whom do you live?

What type of houses do you know?

What type of houses do you prefer to live?

Do you have a flat?

What rooms do you have in your flat?

Are there any furniture in your flat?

What furniture do you know?

Do you have a bedroom?

What kind of furniture do you have?

Can you describe your room?

Module 4 «Family ties» 4 а ) My family 4b) Who is who? 4c) Famous people.

Have you got a mother?

Have you got a father?

Have you got a sister?

Have you got a brother?""

What is your mother"s name?

How old is she?

Where was she born?

When is her birthday?

Where do she live?""

What is your father"s name?

How old is he?

Where was he born?

When is his birthday?

Where do he live?""

"" When were you born?

When was your mother born?

When was your father born?

When was your sister born?

When was your brother born?

How can you describe yourself?

How can you describe your parents?

How can you describe your brother/sister/friend?

What famous people do you know

What can you say about Shakira?

How can you describe Shakira?

Module 5 «World animals» 5a) Amazing creature 5b) At the zoo 5c) My pet

Do you like animals?

What animals do you know?

How can you describe wild animals?

What animals live in India?

Do you like the zoo?

What animals are over there?

How can you describe them?

What pets have you got?

What is the name of your pet?

Can you describe your pet (type of pet, name, age)?

Module 6 «Round the clock» 6 а ) Wake up 6b) At work 6c) Weekends

What is your daily routine?

What do you do in the morning/afternoon/evening?

What time do you usually get up/go to bed?

What do you know about Lara Croft?

What kind of jobs do you know?

What do you usually/often/sometimes/never do at the weekends?

What do your parents do at the weekend?

Do you know Big Ben?

Which city is it in?

How old is Big Ben?

Can you describe Big Ben?

Module 7 «In all weathers» 7a) Year after year 7b) Dress right 7c) It’s fun

What date is it today?

What day is it today?

What season is it now?

Is it cold or warm?

Which winter month is February?

Is September the first autumn month?

Is January the first winter month?

Is April the second spring month?

Is July the second spring month ?

Is August the third summer month?

Is October the second autumn month?

Is December the second winter month?

Is March the first spring month?

Is June the first spring month?

Is May the third summer month?

What clothes do you know?

Which clothes are for warm/cold?

What are you wearing now?

Повторение лингвострановедческих знаний

Where is Alaska ?

What do you know about weather?

What images come to mind?

Module 8 «Special days» 8a) Celebration 8b) Master chef 8c) It’s my birthday

What do you know about festivals?

How do people celebrate different festivals?

What do you usually eat for breakfast/lunch/dinner?

What names of the foods/drinks sound similar in English and Russian language?

When do you have your birthday?

How do the British and Chinese celebrate birthday?

How do you celebrate your birthday?

Module 9 «Modern living» 9 а ) Going shopping 9b) I was great! 9c) Don’t miss it!

How often do you go shopping and where?

What do you usually buy?

What did you buy last week?

Where do you most like to go in your free time?

What do you do there?

What did you do last Sunday?

What is your favourite film?

What is it about?

Where and when did you watch it?

Module 10 «Holidays» 10 а ) Travel and Leisure 10b) Summer fun 10c) Just a note

What is your favourite type of holiday?

Where do you usually go?

Where did you go last summer

Where do you want to spend your holiday this year?

Do you like to ride a car?

Do you like to ride a train?

Do you like to ride a bus?

Do you like to ride a bike?

Do you like to ride a trolley?

Do you go to the river in summer?

Do you go on a picnic on sunny days?

Do you go fishing on rainy days?

Do you listen to music at weekends?

Do you enjoy attraction every day?

Did you have toothache/stomachache/ a headache/a temperature/ a sunburn?

How can you resolve this problem?

Повторение лингвострановедческих знаний

What do you know about Scotland

Where is Scotland

What sightseen sights of Scotland do you know ? "

Подводя заключительную черту, можно сказать, что моим ученикам нравится такая форма работы. Они принимают активное участие на этом этапе урока, ждут новых предложений и блоков. Конечно, это очень трудоёмкая работа, она занимает много времени при подготовке урока. Но зато экономит время при организации урока и оформлении доски.

Список использованной литературы:

1. Гальскова Н.Д. " Современная методика обучения иностранным языкам." (пособие для учителя), М., "Аркти",2004.

2. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. "Английский в фокусе -5" (книга для учителя к учебнику для 5 кл. общеобразоват. учреждений), М., "Просвещение", 2012.

3. Пассов Е.И. " Урок иностранного языка в средней школе", М., "Просвещение", 1988.

4. "Английский в фокусе", учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В - 7 изд. - М., "Просвещение", 2012.

5. Пассов Е.И. "Программа - концепция коммуникативного иноязычного образования (5 - 11 кл.), М., "Просвещение", 2000.

6.Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. " Практическая методика обучения иностранному языку "(учебное пособие), М., Издательский центр "Академия", 2001.

Чтение – очень увлекательный и познавательный процесс, особенно если оно на английском. Когда дети начинают изучать английский язык, учителя советуют им разговаривать на нем как можно чаще – в школе, дома, на дополнительных занятиях, с друзьями и даже мысленно. Рекомендуется смотреть фильмы на английском и запастись интересными книгами, которые помогут быстрее справиться с многочисленными правилами и нюансами. Обучение чтению на английском языке может осуществляться разными способами. Каждый ребенок – индивидуальный, и подход к нему тоже следует искать в индивидуальном порядке. Рассмотрим основные правила, которые нужно изучить для начинающих, перед тем как приступить к чтению книг на английском языке.

С чего начать знакомство с иностранным языком? С алфавита . При этом важно помнить, что когда мы изучаем буквы, то обращаем внимание и на образующиеся звуки. Сначала учим отдельные звуки, потом – их комбинации, и только в конце – полные слова. Научиться правильно читать – целая наука, которая требует немало сил, времени и терпения. Но! Для того, чтобы изучить азы чтения, не нужно жалеть сил. При помощи чтения мы получаем нужную информацию, общаемся с друзьями, коллегами, деловыми партнерами, занимаемся бизнесом и пр. Для ребёнка с помощью чтения открывается новый мир слов, полный интересной информации и перспективного будущего.

Для того, чтобы обучиться чтению на English language, рекомендуем выделить несколько уроков. Сначала – алфавит. Он служит базой, фундаментом для остальных уроков. Потом – звуки. Сначала простые, потом – сложные. Последние уроки посвящаются именно чтению, чтобы обогатить себя знаниями новых слов. Но начнем сначала и не будем забегать наперед.

С чего начать детям, которые учатся читать?

Первый урок стандартный – учим алфавит. Многие знают песенки про алфавит , где буквы расположены в увлекательном порядке, чтобы их легче было запомнить. Некоторые усердно изучают буквы в строгом алфавитном порядке. Третьи ищут более креативные методы обучения чтению на английском языке, изучая буквы в хаотичном порядке. Глупо? Мы бы так не сказали. Если ребенку это помогает и есть результат, то любой метод хорош. Главное, чтобы он был эффективным.

Вы думаете, что умеете хорошо произносить слова? Тогда отлично! Но думать мало, нужно знать. Для этого рекомендуем пройти небольшой тест и прочитать вслух следующий список слов, следя за своим произношением:

  • bag,
  • flower,
  • always,
  • kitty,
  • candy,
  • grace,
  • planet,
  • rabbit,

Все получилось? Все слова прочитаны? Если да – то вы большой молодец! Но… проверьте свое произношение с тем, которое вы слышите в аудиофайлах.

Для ребенка трудно изучить буквы, поскольку ранее он этим не занимался? Не печальтесь! Всем трудно начинать, главное – не сдаваться. Возьмите на заметку наши рекомендации, которые помогут малышу легче справиться с трудной задачей =>

Как выучить алфавит, если он не учится?

  1. Используйте наглядные материалы красочных цветов
  2. Используйте метод ассоциации
  3. За один день учите только 3-5 букв
  4. Изученный материал тут же закрепляйте упражнениями!
  5. Повторяйте пройденные буквы в любую свободную минуту.

А теперь немного поподробнее. Первый пункт посвящается наглядным материалам. 100% доказано, что визуально информация воспринимается лучше, чем на слух. Запаситесь красочными картинками с большими! Буквами, и раскрасьте их в сочные цвета. Ребенку должно быть приятно и весело учиться! На одной карточке должна быть только одна буква, причем желательно сразу с транскрипцей, чтобы малыш тут же учил и букву, и транскрипцию. Важно! Транскрипция поможет изучить чтение сложных и трудных слов, поэтому учите ребенка работать с транскрипцией с первых уроков!

Второй пункт мы посвятили ассоциациям. Да, именно так. Малыш никак не может запомнить букву А ? Мы уверены, что слово apple (красивое красное яблочко на картинке) он запомнит быстрее! Или возьмем для примера букву G . Если она для малыша – лес неизведанный, то во время ее изучения постоянно говорите слово game (игра). Это слово ребенок точно запомнит! Более того, чтобы постоянно напоминать малшу об этой букве, регулярно спрашивайте Do you want to play some game ? Такая ассоциация лучшим образом будет аккомпанировать букве G, и малыш быстро ее изучит, сам даже того не замечая.

На заметку! Учите не только сами буквы, но и слова с ними. Помните, что фонетическое звучание отдельной буквы и ее же в слове может быть совершенно разным! Ребенок должен привыкнуть к тому, что учить нужно будет много. Например, буква А. В словах bad и vase она будет читаться по-разному. В первом случае – как /æ / , во втором – как /а: / . И таких случаев очень много!

Если ребенок увлекся учебой и хочет учить еще и еще, не давайте более 5 букв за одно занятие. Иначе они забудутся так же быстро, как и выучились. 3-5 букв за урок – норма для ребят. И эти изученные буквы нужно тут же закреплять упражнениями! Попросите малыша сказать слова, которые он знает с изученными буквами. Далее предложите несколько новых. Выбирайте интересные слова! И подбирайте к ним ассоциации. И помните: на каждом уроке набор изученных слов должен пополняться новыми. Расширяйте знания малыша регулярно.

Правила чтения : английская фонетика

Английская фонетика сложная. Причем не только для детей, но и для многих взрослых. Об этом никто и не спорит. Но тот, кто уже давно изучает английский, знает особенности фонетического раздела. А как быть с теми, кто только начинает? Вот список основных рекомендаций, которые деткам нужно усвоить, чтобы грамотно изучить иностранный язык:

  1. Одна и та же буква (словосочетание) может произноситься по-разному
  2. Чтобы прочитать одну букву, иногда нужно использовать два звука
  3. Есть буквосочетания, которыя состоят из 2-3 букв, но читаются – как одна
  4. Слова могут иметь буквы, которые написаны, но их мы не читаем.

Интересно, не правда ли? А на практике как интересно будет! Вот, например, дети могут спросить, зачем тогда вообще писать букву, если ее мы не читаем? Вопрос правильный. И правильный ответ – все объясняется особенностями фонетики английского языка. Если букву, которая не читается, не написать, то слово будет либо неправильным, либо совсем другим от того, которое нам нужно. Например, в слове lamb (ягненок) последняя буква (b) не читается. Но писать ее нужно! То же самое и в слове comb (расческа) -> последнюю букву (b) мы не читаем, но присутствие ее в слове обязательно.

Теперь другой пример. Возьмем слово way , что означает дорога. Мы видим одну гласную -> a , но читаем ее двумя звуками /e ɪ / . То же самое и в слове maybe (возможно) -> a = / e ɪ / .

Совсем другой пример, когда несколько букв читаются как одна :

  • Through -> θruː => Th=θ, а окончательное словосочетание gh опускается вообще, его не читаем;
  • Whether -> ˈwɛðə => Wh=w, th=ð, er=ə.

Окончательно понять все тонкости произношения поможет транскрипция. Трудно дать одно правило, или даже несколько, для отдельных слов или их групп. Конечно, правила есть, но исключений еще больше. пока дети не обогатят свой словарный запас, рекомендуем каждое изучающее слово учить с транскрипцией. Лучше сразу учиться правильно, так как переучиваться гораздо сложнее.

Монофтонг или дифтонг? А может – трифтонг?

Для ребят такие понятия будут довольно тяжелыми, поскольку в русском языке им нет аналогов. Но тему реально выучить! Покоряя новые знания небольшими порциями, вы обязательно добьетесь успеха! Давайте для начала разъясним, что собой представляет каждое понятие.

Монофтонгом является гласный звук, который не разбивается на два элемента, то есть является одним целым. Дифтонг – это сочетание двух звуков, трифтонг – трех.

Рассмотрим все на английских примерах:

  1. В английском языке выделяют 12 монофтонгов. Вот они => , [i], [u], , [e], [ə], [ɜ:], [ɔ], [ɔ:], [æ], [ʌ], .

Дифтонги состоят из двух звуков => , , , , , , , [εe], [υe] – made, late, how, house, fight, bone, coin, tear, cope, fair, sure.

  1. Особенность трифтонга в том, что в речи он часто выговаривается как дифтонг, то есть звуки стягиваются => fire ‘огонь’ , liar ‘лгун’ .

Дифтонги и трифтонги – сложная тема. Ее лучше оставить на потом, когда стандартные гласные и согласные будут выучены на 5. При этом помните, что читать слова, содержащие дифтонги и трифтонги, нужно только с транскрипцией. Сначала малышу будет трудно, но нужно приучать с самого начала. А чтобы транскрипция покорилась каждому ребенку, рекомендуем постоянно выговаривать слово. Есть специальные аудионосители, на которых слова записываются в нужном порядке. Когда малыш учит слова, включайте запись, чтобы выученное слово одновременно было прослушано. Так ребенку будет легче понять тонкость произношения каждого отдельного слова.

Справка : чтобы дифтонги и трифтонги легче дались, используйте наочные материалы. Картинки и буквы обязательно должны быть большими, чтобы малыш их хорошо видел. Зрительная память – мощный инструмент на пути к достижению успеха. А чтобы выучить язык – все способы хороши! Используйте все возможные!

Подводим итоги

Обучение чтению – продолжительный курс, который подразумевает целую серию занятий. Это не один урок и не два. Но! Крайне не советуем спешить и пытаться объять все за одну неделю. Распишите уроки по дням и следуйте запланированному графику. Никакой спешки и нетерпеливости. За одно занятие берите 3-5 звуков, которые изучайте с наочными материалами. Уместным будет использовать аудиозаписи для правильного произношения. И к каждому занятию делайте упражнения на закрепление результата. Подводить итоги – обязательно! Регулярно повторяйте то, что уже изучили.

Обучение дошкольников (и детей 1-2 класса) чтению — это тема, вызывающая столько вопросов, что я решила не писать о ней в про дошкольников, а выделить это в отдельную статью. Итак, сегодня про самые актуальные вопросы обучения чтению на английском языке.

Очень часто родители, вспоминая как учили язык они когда-то, задают этот, уже почти классический, вопрос:

А как же транскрипция?

Во первых, транскрипция не учит читать . И никогда не учила. Те, кто изучал транскрипцию, признайтесь: читая текст на английском, представляете ли вы его, записанным транскрипционными значками? Конечно, нет. Для того, чтобы читать, транскрипция не нужна.

Транскрипция помогает узнать, как произносится незнакомое слово. Раньше чуть ли не единственным способом это узнать, когда рядом нет учителя, был бумажный словарь. Поэтому, изучая правила чтения (в пятом, кстати, классе) сразу брали и транскрипционные значки, чтобы дети могли дома воспользоваться словарем. Повторю, не для чтения, для пользования словарем! Но теперь то в нашем распоряжении очень много всевозможных ресурсов. Есть и учебник с аудиоприложением, где озвучены новые слова, тексты, песни и т.д; есть компьютер, смартфон или планшет с озвученными словарями, да в крайнем случае практически любой онлайн-словарь предоставляет возможность послушать новое слово. В бумажный словарь дети заглядывают все реже и реже. И это нормально. Это прогресс.

Во вторых, маленького ребенка транскрипция только запутает . Ее можно давать, начиная с младшего подросткового возраста. В том же пятом классе вполне можно, хотя теперь уже и не обязательно. А представьте, дошкольник или первоклассник, только недавно выучил русский алфавит, изучает английский алфавит — это уже две знаковые системы, которые он должен держать в голове. И тут некоторые вводят третью знаковую систему, которая нужна, чтобы расшифровать вторую. Правда, сложно звучит? А теперь представьте, как сложно ребенку. Нет, ребенок с хорошей памятью, конечно, и такое освоит. Но зачем? Всему свое время.

Почему нельзя подписывать слова русскими буквами?

Иногда вижу, что некоторые родители и даже (о ужас!) коллеги подписывают ребенку под словом как оно читается русскими буквами. Так делать нельзя. Никогда. Вообще.

Во первых , русскими буквами нельзя передать английские звуки. Записывая слова русскими буквами, вы сами портите ребенку произношение. Которое, кстати, в детском возрасте формируется наиболее естественно.

Во вторых , если слово подписано по-русски, что будет делать ребенок? Правильно, он будет его читать. Не запоминать как оно пишется по английски, а читать эти самые русские буквы. Как слово звучит, он запомнит, но, встретив это слово в новом тексте, скорее всего не узнает.

С дошкольниками и младшими школьниками обучение чтению начинается с алфавита и звуков . И главную роль играет не алфавит, а именно звуки. Запомнить алфавит очень легко — достаточно регулярно включать ребенку алфавитные песенки, которых на YouTube великое множество . А вот, чтобы начать читать, ребенок должен усвоить, какая буква алфавита какой звук дает. Для этого мы с учениками (используя игры с карточками, видео, TPR — о нем ) на каждую букву алфавита запоминаем ее звук и одно или два слова, которые с этого звука начинаются. Например, видя букву Bb, дети сразу вспоминают мяч — ball, а значит и звук /b/. Дома можно дополнительно послушать такие вот phonics songs .

Для обучения детей чтению существует два способа. И наилучший эффект будет, если использовать оба способа одновременно.

Метод целых слов.

Этот способ обучения чтению предлагают авторы большинства детских учебников. Согласно данному методу, новые слова даются следующим образом: картинка + слово. Дети смотрят в учебнике на картинки с подписанными к ним словами, слушают, повторяют за диктором, играют с карточками. Обычно, учитель использует два набора карточек: карточки с картинками и карточки со словами. В специальных учебных играх с этими карточками дети запоминают, какое слово подходит к какой картинке.

То есть механизм такой — ребенок не разбирает слово на звуки, он соотносит зрительный образ целого слова с его звучанием (благодаря этому, метод целых слов можно начинать использовать параллельно с изучением алфавита и звуков, не дожидаясь, пока все буквы будут изучены). Потом, видя изученное слово в тексте, ребенок вспоминает, как оно звучит и может его прочитать. Этот метод хорош тем, что в английском чуть ли не половина слов — исключения, которые читаются не по правилам и иного способа выучить эти слова как запомнить просто нет.

Метод обучения по фониксам.

Одного метода целых слов все же недостаточно. Чтобы ребенок действительно хорошо зачитал, лучше подкрепить учебник с его методом целых слов изучением чтения по правилам. Для этого с малышами лет с 6 используются фониксы — это такие пособия, где слова собраны группами, в зависимости от того, по какому правилу он читаются. Слушая и читая эти группы слов, ребенок выводит закономерности чтения. Например, прослушав, повторив за диктором и, возможно, обыграв в играх слова cat-fat-mat-bat, большинство детей сами смогут прочитать слово sat и ему подобные.

Обычно, фониксы — это красивые книги с картинками, аудио- и иногда видео-приложением (из тех, что мне нравятся — Oxford Phonics World для дошкольников и Sounds Great для началки, оба в 5 частях), есть также интерактивные программы (Starfall , Teach Your Monster to Read) и видеокурсы (например, потрясающий курс Hooked on Phonics ). Некоторые авторы дают фониксы прямо в учебнике, например, в учебнике Family and Friends фониксы есть, но они растянуты аж на несколько лет (!) изучения. На самом деле, для изучения всех правил чтения малышам достаточно одного учебного года.

Чтение на английском языке – достаточно специфический процесс, собственно это касается и орфографии. М. Мюллер, известный филолог, словарями которого пользуются до сих пор, назвал английскую орфографию «бедствием национального масштаба». Настолько сильно произношение может отличаться от написания. Как следствие, чтение на английском языке вызывает много вопросов и трудностей.

На начальном этапе в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста обучение чтению занимает одну из самых ведущих позиций. Как правило, этот процесс сопряжен с большими сложностями, так как не каждое учебное пособие способно помочь овладеть навыками чтения на английском любому ребенку с разными способностями. Разумеется, на помощь приходят различные тренажёры для чтения и пособия по обучению чтению, которые можно активно использовать в работе с детьми. Многие пособия написаны на русском языке и с комментариями, соответственно, могут быть полезны родителям, которые помогают своим детям и занимаются с ними самостоятельно.

Вот некоторые из книг для обучения чтению:

Тренажёр по чтению

Тренажёр представляет собой учебник и рабочую тетрадь одновременно, состоит из 30 уроков, по прохождению которых ребенок будет знать буквы и звуки, запомнит много повседневных слов, научится читать слова в транскрипции и освоит основные правила чтения английского языка. Пособие рассчитано на детей в возрасте 7 -10 лет.

Научись читать по-английски

Эта книга поможет родителям научить своего ребенка легко и без стрессов читать по-английски, особенно если ваш ребенок уже столкнулся с первыми трудностями в чтении. Пособие можно использовать и на индивидуальных занятиях, и в группе.

Учимся читать, учимся писать

Lands and Friends. Учимся читать, учимся писать. Грановская Г. И., 2008 г.
Это пособие предназначено для обучения чтению самых маленьких, воспитанников детских садов и учащихся начальной школы. В книге много забавных текстов, песенок и стихов. На каждом развороте множество рисунков. Рисунки чёрно-белые, но очень приятные. Хорошо изложены правила чтения, много разнообразных заданий: лабиринты, кроссворды, прописи, чайнворды.

Лично мне очень нравится “Easy Steps To Reading” by Harry Hattyar . Эту книгу я часто использую на занятиях с детьми в качестве тренажёра по чтению, особенно если у ребенка есть большие проблемы с чтением. Тренажёр свободно доступен в формате pdf для скачивания, состоит из 36 шагов-уроков, с подробными методическими рекомендациями.

)
6 часть. Еще чуть-чуть больше, чем азы (1 стр., 2 стр.)

Хотят ли дети научиться иностранному языку?

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил Крокодилович.

К.И.Чуковский, «Крокодил»

Может быть, это странно, но я до сих пор помню, как и когда я написала первое английское слово. Я помню, где это было, в какой комнате, что было в этот день до этого и что потом, кому я его показала, и что мне сказали в ответ. Мне было восемь лет, это было слово «a ball», и, хотя я и списывала его с учебника, оно было таким очевидным, мне было настолько ясно, почему оно так пишется и что обозначает само слово и каждая буква, что было полное ощущение того, что я сама пишу по-английски.

На этом детском ощущении чуда и чего-то странного, казавшегося недосягаемым, я и строю обучение чтению малышей. Подарками часто бывают в буквальном смысле взвизги восторга. Если занятия проходят у меня дома, где моим маленьким ученикам позволено громкое выражение навалившихся на них чувств, в кабинет иногда заглядывают узнать, все ли в порядке и жив ли еще ребенок, только что истошно кричавший. Честное слово, так бывает.

Умение самостоятельно написать слово на иностранном языке у детей неизменно вызывает восторг и удивление. Я могу сравнить это с восторгом от умения плавать или просто вытворять в воде разные штуки, когда ребенок ежеминутно кричит взрослому: «Смотри!». Не меньшее удивление, даже какое-то недоверие, вызывает и умение прочитать иностранные слова. Поверьте, только ради того, чтобы понаблюдать такие сцены, стоит набраться терпения и обучить малыша этой науке самостоятельно.

Дети разных возрастов страстно относятся к иностранному языку. Думаю, всем хорошо известны детские попытки создать «шифрованный» , «свой» язык. Например, в нашем городе популярен такой его вариант: «куякухокудикулакукбакубукушке», или: «якухокудикулакукбакубукушкеку». Многие дети в совершенстве им владеют, изъясняются быстро и понимают друг друга без помех. Сидят в маршрутке, болтают о своем на этом языке, и никто из взрослых не может ничего понять.

Не менее известны попытки создать несуществующий доселе язык. Авторы мультфильма «Котенок по имени Гав» создали целую серию о том, как котенок и щенок придумывают свой тайный несуществующий язык, который они к тому же сами не понимают.

Многие дети просто делают вид, что разговаривают друг с другом на иностранном языке, пытаясь имитировать его фонетику и мелодику, и получают от этого огромное удовольствие.

Почти все дети очень довольны, когда начинают изучать иностранный язык. Они чувствуют в этом неповторимую магию и очарование. Ребенок уже по своей детской природе тянется к иностранному языку, можно смело начинать занятия.

Планы идеальные и планы реальные

Довольно часто приходится слышать, как родители малышей рассуждают о том, как хорошо было бы, чтобы их ребенок с раннего детства овладел иностранным языком, и лучше даже не одним. Первым в ряду желаемых иностранных языков, как правило, стоит английский. «Нужно говорить по-английски с ребенком с детства!» «Мы найдем ему друзей, говорящих по-английски, он будет с ними играть, и английский будет ему, как родной!» «Мы наймем репетитора, и ребенок будет с двух лет общаться с ним на английском!» Это действительно блестящие решения: языковая среда или ее имитация - самый надежный путь к языку, и повезло тем детям, родители которых среди ежедневной суеты сумели хотя бы в какой-то степени воплотить свои планы относительно иностранного языка в жизнь. Не то чтобы из этих детей обязательно вырастали полиглоты или билингвы, просто для них владение иностранным языком на определенном уровне - это такая же очевидность, как умение читать и писать. Недостаток этих планов об «английском языке с двух лет» только в том, что, к сожалению, они очень часто остаются нереализованными или реализованными не совсем так, как виделось родителям.

В определенный момент многие родители приходят к мысли о том, что неплохо было бы просто немного позаниматься с ребенком английским: чтобы подготовить его к школе, где высокие требования к языку, или, наоборот, чтобы компенсировать то, что недодает школа. Родители на каком-то уровне владеют языком и могут многое дать ребенку, но не знают, как подступиться к этим занятиям, с чего начать и к чему идти. Речь уже не идет о свободном владении языком, родители просто хотят познакомить ребенка с азами.

Этот цикл статей - не о возможных идеальных путях обучения детей иностранному языку. Он адресован тем родителям, которые хотели бы сами позаниматься с ребенком иностранным языком, чтобы научить его азам, преследуя скромные, но реальные цели. Глазами многих родителей научить ребенка азам языка означает научить его чтению на языке. В этом цикле статей я постараюсь рассказать, какому алгоритму действий я обычно следую при обучении чтению на английском языке малышей шести - девяти лет и, соответственно, какие советы я обычно даю родителям, которые хотят самостоятельно научить малышей немного читать на английском.

Мне кажется правильным сначала сказать о том, с чего лучше не начинать и с чего почему-то очень часто начинают обучение чтению, а то и обучение языку вообще.

Во многих «неязыковых» школах, в которых английский в начальной школе является факультативом или дополнительным предметом, детей в первый год учат в первую очередь английскому алфавиту, а попутно и некоторому количеству слов и нескольким фразам. Дети проходят весь алфавит букву за буквой в течение года, заполняют прописи, выполняют различные упражнения, не начиная при этом читать и писать. Чтение и письмо мыслится какой-то дальней целью.

По моим наблюдениям, очень часто весь этот год как бы проходит сквозь пальцы: буквы путаются, дети забывают название буквы практически сразу же после того, как ее «прошли», не знают, как эта буква читается, и не могут читать знакомые слова. Иначе говоря, этот год, посвященный изучению алфавита, приносит минимум реальных плодов, и дети все никак не могут приступить к самостоятельному чтению и письму. Для детей английский язык превращается, в лучшем случае, в абстракцию.

Большинство детей из тех классов, учитель которых идет по этому пути, охладевает к языку. Они прочно хранят в памяти несколько слов и могут с уверенностью сказать, что та или иная буква из английского алфавита, могут аккуратно написать буквы, но вот «какая из них какая» они в точности сказать не могут.

По этому же пути идут многие родители. Занятия с ребенком языком часто строятся на обучении каллиграфически писать буквы английского алфавита. Это немало. Но часто после этого этапа родители пытаются пожинать плоды: показывать на букву и спрашивать, как она называется, а также начинать обучение чтению.

А вот здесь многих ожидает загвоздка . Часто оказывается, что ребенок не удерживает в памяти названия букв, «пары» для «больших» и «маленьких» букв, и уж тем более не представляет, как читаются буквы. К этому времени ребенок уже оказывается порядком измучен всеми этими непонятно зачем существующими значками. Не понимает, к чему все это, если на английском он читать не может, и новый этап обучения чтению начать сложно именно из-за того, что ваш ученик как-то скептически к этому относится. Магия иностранного языка разрушена. Чаще, правда, родители останавливаются на середине алфавита. Как-то само получается, что или занятия прекращаются, или родители находят другой «ход».

Этот путь может быть и очень эффективным, если вы знаете все тонкости и препятствия, но я обычно рассказываю о нем как о таком пути, с которого как раз лучше не начинать - хотя бы из-за того, что он долгий и может утомить ребенка ожиданием очевидных результатов.

Интерес ребенка - вещь хрупкая и непостоянная , мне кажется, им лучше не рисковать. Куда как лучше, когда ребенок не пишет букву за буквой в долгом ожидании того момента, когда же он сможет читать, а время от времени приходит в умиление от того, что он сумел. Для них это так важно - что-нибудь суметь.