Подстили научного стиля речи и их особенности. Научный стиль и его подстили

Подстили научного стиля

Научный стиль реализуется в нескольких подстилях, а вот об их количестве в науке ещё ведутся споры. Однако существование трёх подстилей общепризнанно: это собственно научный (академический), учебно-научный и научно-популярный подстили .

Различия между ними особенно отчётливо проявляется в следующих моментах:

· в специфике адресата;

· в объёме общих фоновых знаний у субъекта речи и адресата;

· в использовании в тексте терминологии.

Так, общение в рамках академического подстиля предполагает, что у субъекта речи и адресата имеется значительный объём общих научных знаний, поэтому терминология в научной статье, в выступлении на научной конференции и т. д., как правило, используется без дефиниций. В текстах научно-учебного подстиля термины вводятся постепенно, с дефинициями, с учётом значительной разницы в объёме научных знаний у обучающего и обучаемого. По такому принципу, например, осуществляется изложение материала в учебнике. И, наконец, в научно-популярных произведениях терминология используется скупо, а значение используемых терминов объясняется в максимально доступной форме, поскольку в роли адресата может выступать практически каждый человек, обладающий любым, даже минимальным, объёмом фоновых знаний о предмете речи.

Система подстилей научного стиля и их основных жанров представлена в таблице 8.3.

Таблица 8.3

Подстили научного стиля Адресат Основные жанры
Первичные Вторичные
Собственно научный (академический) Учёные, преподаватели, аспиранты Монография Диссертация Научная статья Научный доклад Научное сообщение Научный комментарий текста Автореферат диссертации Отзыв на диссертацию Отзыв на дипломную работу Научное обозрение
Научная дискуссия Дипломная работа Научная рецензия Тезисы
Научно- учебный Учащиеся, студенты Учебник Учебное пособие Учебная лекция Методические указания Методические рекомендации Реферат Конспект Конспект лекции Отчёт по лабораторной работе Отчёт по учебной практике
Производственно-технический Промышленные и сельскохозяйственные работники. Ремесленники; лица, занятые домашним трудом Учебник Учебное пособие Инструкция Памятка
Научно- справочный Энциклопедия Словарь Грамматика Аннотация Патентное описание Статья в каталоге Справочник
Научно- популярный Лица любого возраста и образовательного уровня Повесть Статья Очерк Заметка


Наиболее ярко стилеобразующие черты выражены в собственно научном подстиле (об этом свидетельствует и его название); наименее в научно-популярном. Дело в том, что читателя научно-популярного текста нужно привлечь, заинтересовать не только предметом речи, но и авторской манерой изложения научной информации. Именно поэтому научно-популярные произведения должны быть написаны в доступной, занимательной форме, в них широко используются разнообразные выразительные и разговорные языковые средства. Хотя это и противоречит самой сути научного стиля, однако придаёт тексту черты публицистичности и даже художественности. Признанным мастером в этой области является писатель-натуралист В. Песков, очерки которого о природных явлениях, особенно о животных (например, цикл очерков «Окно в природу»), с неизменным успехом публикуются уже около 50 лет. Его научно-популярные тексты даже изучаются в школах и вузах как образцы этого жанра.

На каком основании, на Ваш взгляд, можно выделить производственно-технический подстиль научного стиля?

Читаете ли Вы научно-популярную литературу? По какой отрасли знания? С какой целью?

8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства

Главная сфера его функционирования - наука.

Возникновение и развитие научного стиля было связано с эволюцией разных областей научного знания. Сначала, в древности, стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Например, научные труды Пифагора и Платона отличались особым эмоциональным восприятием явлений. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, который распространил свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться устойчивая научная терминология. Впоследствии она пополнилась за счет латыни, ставшей интернациональным языком европейского средневековья.

В эпоху Возрождения ученые стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Известно, что слишком «художественный» характер изложения материала в работах Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало строго логичное повествование Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII в., когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Формирование научного стиля сделало шаг вперед во второй половине XVIII в. благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников, но окончательно научный стиль сложился в России только во второй половине XIX в.

Сегодня научный стиль существует в разных областях науки (точные, естественные, гуманитарные науки), в области техники и производства, в области преподавания, в научной, учебной и справочной литературе.

Существуют разные по функциям научные тексты:

 тексты, фиксирующие знания;

 тексты, расширяющие и изменяющие знания.

Разнообразие коммуникативных функций привело к формированию подстилей научного стиля:

    собственно научный (академический);

    учебно-научный ;

    научно-популярный (научно-публицистический);

    иногда выделяют и научно-информативный (научно-деловой).

    Собственно научный (академический) подстиль.

Адресат текста - ученый, специалист, он примерно равен адресанту по уровню специальных знаний, поэтому для данного подстиля характерно строго академическое, информативное изложения материала. Цель этого подстиля - выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.

Наиболее важные жанры научного подстиля:

    письменные:

 монография (книга, представляющая собой фундаментальный научный труд, посвященный решению какой-либо новой теоретической проблемы);

 научная статья (отличается от монографии меньшим объемом, менее многоаспектным содержанием, менее сложной композицией);

 тезисы (краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений);

 диссертация.

    устный жанр - научный доклад.

! В современном русском языке собственно научный подстиль - ядро научного стиля!

    Научно-информативный (научно-деловой) подстиль

Созданные в этом подстиле тексты выполняют функции переработки, краткого пересказа и юридической защиты научных публикаций.

Научно-информативный подстиль реализуется в следующих жанрах:

    аннотация;

  1. библиографические и

Те лингвисты, которые не выделяют научно-информативный подстиль, относят аннотацию и реферат к жанрам собственно научного подстиля.

    Учебно-научный подстиль

Адресат - лицо, обучаемое адресантом, будущий специалист. Цель - описать для него факты и закономерности, необходимые для овладения учебным материалом.

Основные жанры учебно-научного подстиля:

    письменные:

 учебник;

 учебное пособие;

 реферат;

    устный жанр - лекция.

Язык, используемый в учебно-научном подстиле, должен быть понятным для обучающегося, а изложение материала - конкретным и убедительным. Конечно, используются термины, но они вводятся постепенно, раскрываются и объясняются по ходу развития научного повествования. Синтаксис менее сложен, чем в собственно научном подстиле, произведения не так объемны.

    Научно-популярный (научно-публицистический) подстиль

Адресат - любой человек, неспециалист, интересующийся тем или иным научным фактом. Цель - дать представление об определенной области науки, об определенных научных фактах, заинтересовать читателя, популяризировать знания. Здесь сохраняются общие особенности научного стиля (обилие терминов и абстрактных понятий, наличие вводных слов, причастных и деепричастных оборотов и т. д.). Но тексты научно-популярного подстиля должны представлять научные сведения доступно и увлекательно.

Особенности научно-популярного подстиля:

 в этом подстиле встречаются характерные для публицистического и художественного стиля выразительные средства (эпитеты, сравнения (они, пожалуй, особенно частотны), перифразы, олицетворения) (напр.: Вселенная задает загадки; черные дыры пожирают все );

 устойчивые сочетания слов, часто эмоционально и экспрессивно окрашенные (напр.: наши меньшие братья, представители иной цивилизации );

 градация (напр.: Снова споры, поиски, находки);

 риторические вопросы, адресованные читателю (это самая распространенная стилистическая фигура в научно-популярном подстиле) (напр.: Откуда же произошло это название? Почему меняется скорость ветра? );

 образность и эмоциональность изложения; субъективные авторские оценки, в которых фигурируют личные местоимения «вы» и «мы»; глаголы повелительного наклонения первого лица;

 возможна форма диалога, призванная приблизить читателя к обсуждаемой научной проблеме;

 доступность достигается прежде всего за счет последовательности и конкретности изложения материала; вводимое в популярное изложение понятие конкретизируется с помощью уточнения времени и места действия, подробно рассматривается источник сообщения;

 чтобы облегчить восприятие информации, значение терминов, как правило, объясняется; это обычно делается с помощью следующие приемов:

Рассматривается этимология термина или понятия (напр.: Название «цефеиды» происходит от звезды Дельта Цефея - одной из наиболее типичных для данного класса небесных тел );

Приводятся примеры (напр.: Камень - это мертвая часть природы: булыжник мостовой, простая глина, известняк тротуаров, драгоценный камень в витрине магазина, железная руда на заводе и соль в солонке );

Называются характерные признаки понятия (напр.: …бериллий, легчайший металл земли… );

Специальное понятие расшифровывается как бы между прочим, в скобках (напр.: В данном случае флексия (окончание) значима, поскольку… );

Употребляются другие общепринятые обозначения понятия (напр.: Железный колчедан - один из самых распространенных минералов в земной коре. Он широко встречается и на равнине, и в горах; его сверкающие, золотистые кристаллы имеются почти в каждой коллекции. Его научное название «пирит» происходит от греческого слова «пюр» (огонь) - потому ли, что он искрится на солнце, или потому, что ударом стали о его кусок можно высекать яркие искры… В истории человечества он имеет большое значение, так как содержит до 50 % серы, почему нередко его называют серым колчеданом );

 часто используются элементы разговорного стиля, прежде всего разговорная лексика и фразеология (напр.: зациклиться, прихворнуть, мудреный, нехитрый, худо-бедно, ломать голову, не по зубам ), которая способствует имитации непринужденной, персонально адресованной неофициальной речи и вносит в речь экспрессивность и образность;

 абстрактные данные в этом подстиле должны подтверждаться фактическими данными - цифрами, таблицами, графиками, рисунками, формулами, схемами.

Основные жанры:

    научно-популярная монография;

Структура этих текстов примерно аналогична строению собственно научной монографии и статьи, но речевое оформление своеобразно.

Научный стиль реализуется в нескольких подстилях, а вот об их количестве в науке ещё ведутся споры. Однако существование трёх подстилей общепризнанно: это собственно научный (академический), учебно-научный и научно-популярный подстили. Различия между ними особенно отчётливо проявляется в следующих моментах:

    в специфике адресата;

    в объёме общих фоновых знаний у субъекта речи и адресата;

    в использовании в научном тексте терминологии.

Так, общение в рамках академического подстиля предполагает, что у субъекта речи и адресата имеется значительный объём общих научных знаний, поэтому терминология в научной статье, в выступлении на научной конференции и т. д., как правило, используется без дефиниций. В текстах научно-учебного подстиля термины вводятся постепенно, с дефинициями, с учётом значительной разницы в объёме научных знаний у обучающего и обучаемого. По такому принципу, например, осуществляется изложение материала в учебнике. И, наконец, в научно-популярных произведениях терминология используется скупо, а значение термина объясняется в максимально доступной форме, поскольку в роли адресата может выступать практически каждый человек, обладающий любым, даже минимальным, объёмом фоновых знаний о предмете речи.

Система подстилей научного стиля и их основных жанров представлена в следующей таблице:

Таблица 1.1

Подстили и жанры научного стиля

Подстили

Адресат

Основные жанры

Первичные

Вторичные

С обственно

научный

(академический)

преподаватели,

аспиранты

Монография

Диссертация

Научная статья

Научный доклад

Научное сообщение

Научная дискуссия

Дипломная работа

Дипломный проект

Отзыв на диссертацию

Отзыв на дипломную работу

Научное обозрение

Научная рецензия

Научно-

учебный

Учащиеся,

студенты

Учебное пособие

Учебная лекция

Методические указания

Конспект

Конспект лекции

Отчёт по лабораторной работе

Отчёт по учебной практике

Производственно-технический

Промышленные и сельскохозяйственные работники; ремесленники; лица, занятые домашним трудом

Учебное пособие

Инструкция

Научно-

справочный

Лица любого возраста и образовательного уровня

Энциклопедия

Грамматика

Аннотация

Патентное описание

Статья в каталоге

Справочник

Научно-

популярный

Напомним, что к первичным жанрам относятся тексты, в основе которых лежит творческая, исследовательская работа по изучению того или иного объекта действительности, а ко вторичным  тексты, представляющие собой результат переработки, обобщения, оценки и т. другого, исходного, первичного текста. Дипломная работа (дипломный проект), как мы видим, является первичным жанром.

Наиболее отчётливо стилеобразующие черты научного текста выражены в собственно научном подстиле (об этом свидетельствует и его название); наименее в научно-популярном. Дело в том, что читателя научно-популярного текста нужно привлечь, заинтересовать не только предметом речи, но и авторской манерой изложения научной информации. Именно поэтому научно-популярные произведения должны быть написаны в доступной, занимательной форме, в них широко используются разнообразные выразительные и разговорные языковые средства. Хотя это и противоречит самой сути научного стиля, однако придаёт тексту черты публицистичности и даже художественности.

В тексте дипломной работы (дипломного проекта) черты научно-популярного стиля выглядят чужеродными и поэтому являются недопустимыми.

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля: подстиля:

Собственно-научный. Адресат этого стиля -- учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)». Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т.д.

Пример: «Ботаника -- наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова „ботане“, что значит „зелень, трава, растение“. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)». Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно»,то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

Раздел 3. Научный стиль речи

Научный стиль существует уже века. В России истоки формирования научного стиля относятся к первой трети ХVIII столетия. Именно тогда начала складываться русская научная терминология. Во второй половине ХVIII в., благодаря работам М.В.Ломоносова и его учеников, формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно язык науки сложился во второй половине ХIX в.

Цель науки - устанавливать закономерности. Поэтому научное мышление характеризуется обобщенностью и отвлеченностью. Кроме того, особенность движения мысли в научной прозе проявляется в том, что суждения и умозаключения следуют одно за другим в строгой логической последовательности. Еще В.Г. Белинский обратил внимание на особенность научной речи: " Философ говорит силлогизмами, поэт - образами и картинами... Один д о к а з ы в а е т, другой п о к а з ы в а е т, и оба убеждают, только один - логическими доводами, другой - картинами." Важнейшие требования, предъявляемые к научному тексту, - точность (однозначность), объективность и строгость изложения. Таким образом,стилеобразующими чертами научного стиля выступают: отвлеченность и обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, объективность.

Подстили научной речи. Научный стиль не является однородным, он допускает разделение на подстили . В зависимости от того,какую цель ставит перед собой автор и кому адресован текст, выделяются разные подстили.

Собственно научный . Его адресат - ученые, коллеги автора, а цель - сообщить новое знание о природе, человеке, обществе. Поэтому отличительной чертой собственно научного подстиля является строго академическое изложение с подчеркнуто информативной направленностью. В этом подстиле ценятся точность информации, убедительность аргументации, логичность и последовательность изложения. Основные жанры собственно научного подстиля- монография, диссертация, статья в научном журнале, доклад.

Учебно-научный .Он адресован учащимся, цель - усвоение научной картины мира. Адресованное будущим специалистам, такое обучающее изложение содержит много примеров, иллюстраций, пояснений и т. д. Информация подается последовательно - от простого к сложному, каждый новый термин объясняется. Кжанрам этого подстиля относятся учебник, лекция .



Научно- популярный. Его адресат - широкие слои населения, цель - популяризация научных знаний, ознакомление читателя с теми или иными сведениями. Это общение между специалистами и неспециалистами. Поэтому научные данные преподносятся в доступной и занимательной форме. Автор научно-популярного текста не перегружает его научными терминами,он стремится рассказать просто о сложных явлениях и проблемах, поэтому в текстах часто встречаются эмоционально-образные элементы,сравнения, метафоры, эпитеты и т.д. Жанры - книга, статья в научно-популярном журнале, лекция.

Научно - информативный. Его цель- кратко изложить основные идеи, которые содержатся в первичном научном тексте.Жанры этого подстиля - автореферат, аннотация, конспект, рецензия, отзыв, реферат, тезисы. Следовательно, научно-информативные жанры являются текстамивторичными , поскольку они создаются на основе переработки других текстов (первичных).

Пе р в и ч н ы е т е к с т ы
Диссертация (лат. dissertatio - рассуждение, исследование) - научная работа, исследование, представляемое на соискание ученой степени и публично защищаемое соискателем.
Монография (греч. monos - один + grapfo- пишу) - научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему,ограниченный круг вопросов и обычно принадлежащий одному автору.
Статья - научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале.

В т о р и ч н ы е т е к с т ы
Аннотация (лат. annotatio - примечание, пометка) - краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая ее содержание, идейную направленность, назначение. Обязательным является библиографическое описание (автор, название, место и время издания). Аннотации пишутся для того, чтобы помочь читателю определить, стоит ли читать данное произведение. Это своеобразный ориентир в мире научной прозы. В аннотации, в отличие от рецензии, не должно быть оценочных слов.
Рецензия (лат. recensio - осмотр, обследование) - отзыв о научной работе или каком-либо произведении перед публикацией. Автор рецензии комментирует основные положения научной работы, выражает собственное отношение к поставленной проблеме и ее решению. В рецензии дается аргументированная оценка и делаются выводы о значимости работы.
Конспект - (лат. conspectus - обзор) - это краткое письменное изложение прочитанного научного произведения (лекции, речи и т.п.). Чтобы лучше усвоить прочитанное, к написанию конспекта следует подходить аналитически, "пропускать через себя" содержание.Нужно уметь выделять главное и отличать его от второстепенного.
Реферат - (лат. referre - докладывать, сообщать) - изложение содержания научной работы,монографии, статьи или ряда статей; обзор литературы по определенной теме. Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы. В реферате не рекомендуется часто прибегать к цитированию, а также высказывать оценочные суждения. Реферат обычно содержит иллюстративный материал.
Тезисы - (греч. thesis - положение) - кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.д.

Основной языковой навык, которым должны владеть авторы вторичных текстов, - это умение передать чужую речь. Не копирование и цитирование, что является распространенной ошибкой, а способность передать содержание первичного текста своими словами, лежит в основе грамотно написанных конспекта, реферата и т.д.

Выделяются следующие методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложение и аналогия.

Дедукция (лат. deductio - выведение) - это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным положениям и законам. Дедуктивное рассуждение состоит из трех этапов. Сначала, на первом этапе, выдвигается тезис (общее положение) или гипотеза (предположение). На втором этапе доказывается или опровергается истинность выдвинутого тезиса, приводятся различные аргументы, факты и примеры, которые свидетельствуют об истинности или ложности тезиса. Третий этап - завершающий, он содержит выводы.

Индукция (лат. inductio - наведение) - это движение мысли от частного к общему, развитие мысли от единичных или частных фактов к обобщению, к общему правилу. Композиция индуктивного метода трехчастна. Во вступлении определяется цель исследования. В основной части излагаются накопленные факты, которые при этом подвергаются анализу. И,наконец, на основе всего изложенного делаются выводы, устанавливаются закономерности.

Проблемный метод предполагает активизацию мыслительной деятельности путем постановки проблемных вопросов. В широком смысле проблемная ситуация - это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься. Проблемное изложение вполне можно рассматривать как разновидность индуктивного метода рассуждения. Автор формулирует проблему и затем предлагает различные пути ее решения, подвергая способы решения подробному анализу. Читатели или слушатели, следуя за логикой изложения, рассматривают факты с разных сторон, выделяют существенное и второстепенное, абстрагируют и обобщают.

Аналогия - (от греч. analogia - соответствие) сходство между предметами и явлениями. Метод аналогии заключается в том, что на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Умозаключения по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер, поэтому многие считают аналогию менее приемлемой для научного стиля речи. Однако аналогия является весьма действенным способом наглядного объяснения тех или иных положений, поэтому особенно важно ее применение в учебно-научной литературе.