Прочитайте. В каких словах пишется –чик, хотя произносится [щик]?
После каких согласных пишется буква ч в суффиксе -щик (-чик)?
В суффиксе существительных -щик (-чик) после букв д - т, з - с и ж пишется буква ч, а не щ,
1. Объясните употребление букв ч и щ в суффиксе -щик (-чик).
При списывании обозначьте орфограмму .
Образец рассуждения: слово смазчик образовано от глагола смазывать, перед суффиксом есть буква з, значит, в суффиксе надо писать букву ч.
Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчик, грузчик, подборщик (мехов), разведчик, съёмщик (дачи), смазчик, перебежчик.
2. Ч или щ? В скобках запишите слово, от которого образовано данное, существительное.
Буфет..ик, к..пиров..ик , экск..ватор..ик, п..репис..ик, с..ртиров..ик, ра..фасов..ик, стекол..ик, автомат..ик, лёт..ик, объезд..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик.
Какое из значений глагола копировать использовано при образовании выделенного существительного?
3. Замените глаголы однокоренными именами существительными с суффиксом -щик (-чик). Обозначите в этих существительных орфограмму , а в словосочетаниях - главные слова.
Пер..носить инфекц..ю, уп..ковывать книги, подносить п..троны, н..лаживать станки, переписывать население, разведывать недра, об..езжать лошадей.
В каком падеже стоит зависимое слово в данных и в записанных вами словосочетаниях? Почему они стоят в разных падежах?
Какое ещё значение имеет выделенное слово?
4. Прочитайте толкование лексического значения имён существительных, обозначающих лиц по роду занятий, по профессии, по специальности. Запишите эти существительные, обозначая в них орфограмму .
1. Шахтёр, работающий в забое. 2. Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов. 3. Лётчик, управляющий вертолётом. 4. Рабочий, работающий по погрузке й выгрузке. 5. Солдат, обслуживающий пулемёт. 6. Типографский рабочий, делающий переплёты у книг. 7. Железнодорожник, на обязанности которого лежит проверка цельности и смазка,колёс. 8. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. 9. Боец, наводящий орудие или пулемёт на цель. 10. Военнослужащий, обслуживающий ракеты. 11. Специалист по переводам с одного языка, на другой.
Прочитайте ответ на 8-й вопрос. Какие ещё значения ‘этого слова вам известны?
5. Спишите, поставьте пропущенные запятые.
1. Строит..ли соб..рались во множеств..: пл..лись неспешно рязанские пил щики да стекол щики чинно ш..гали тверские камен щики и печ ники проходили кровельщики б..тон щики кузнецы. (Л. Леонов.) 2. Ре..ко с..гналили шофёры покрикивали возчики, сновали агенты грузчики водники в форменных фура..ках. (А. Рыбаков.) 3. Сегодня вернё(т, ть)ся с лини.. смен щик. (А. Рыбаков.)
Составьте схему 2-го предложения.
6. Распределите слова по орфограммам на месте скобок.
Барабан(?)щик, камен(?)щик, стакан(?)чик, лимон(?)чик, ноч(?)ка, свеч(?)ка, поч(?)та, меч(?)та , свар(?)щик, сбор(?)щик, домен(?)щик, помощ(?)ник, объявление, под(?)ём, вып(?)ет, сквореч(?)ник.
7. Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корне слова.
ЦК ВЛКСМ, Коммунистическая партия Советского Союза, Советское правительство, революция, коммунизм, пионерский галстук.
Неоновое освещение, полированная мебель, приятная расцветка, книги в суперобложках, устлать пол, висят картины, повесить эстампы, мягкие складки портьер, радиоприёмник, телевизор, телефон, ряды кресел, помещение, телеграмма, трансляция по радио .
В какой форме стоит выделенное слово?
8. Сочинение. Пойдите в клуб (кинотеатр, театр, музей, на почту и т. д.). Внимательно осмотрите помещение. Каковы его размеры, назначение? Как расположены окна, двери? Какие предметы находятся в помещении? Как они расставлены? Какой пол? В какой цвет окрашены стены, потолок? Какие украшения находятся на стенах, на окнах? Как используется помещение? Какие из синонимов в рамках вы используете для описания помещения? Как вы. озаглавите своё сочинение? Какую основную мысль вы будете доказывать в нём? Составьте план и напишите деловое описание помещения.
На карте России почти нет тех мест, куда было бы невозможно добраться на поезде. Но одно дело быть пассажиром, а совсем другое - сотрудником РЖД. Обслуживать такую сложную и разветвленную по всей стране систему не просто сложно, а практически невозможно. И справедливости ради, хоть и не без сложностей, но специалисты с этой задачей все же справляются. Поэтому и учиться на железнодорожную профессию не только не зазорно, но и престижно.
Какие есть железнодорожные специальности?
Профессий в РЖД хватает. Это кажется, что устроиться можно только на машиниста или проводника. В действительности же профессия железнодорожного работника может быть предназначена для самых разных мест в РЖД. Есть вокзальные, станционные и путевые направления железнодорожных специальностей. Каждая из них важна и нужна. Какие-то из них осваиваются в стенах колледжей и техникумов, на какие-то придется учиться в высшем учебном заведении, а есть и такие профессии железнодорожных работников, которые не требуют наличия образования. Иначе говоря, работы здесь хватает всем и всегда.
Вокзальные профессии РЖД
Дежурный по станции – одна из самых ответственных железнодорожных профессий. Именно дежурный составляет расписание движения поездов, именно он буквально посекундно составляет время прибытия и отправления составов, контролируя вверенную ему станцию.
Диспетчер – непосредственный координатор всех действий машинистов и их уши. Работа диспетчера изнуряющая и малооплачиваемая, но очень и очень нужная.
Сервисный и обслуживающий персонал – это самый распространённый и масштабный по своему количеству список железнодорожных специальностей. И сюда можно отнести всех тех, кто занимается приготовлением пищи, стиркой, продажей билетов, безопасностью, медицинским обслуживанием, уборкой и упаковкой багажа.
Станционные профессии в РЖД
Путевые специалисты – обходчики и мастера – от этих железнодорожных работников зависит целостность полотен железной дороги, починка обнаруженных неисправностей. Если поезд движется по расписанию, то в этом есть вклад не только машиниста, но и путевых специалистов.
Электромонтер – этот специалист отвечает за работоспособность светофоров, стрелки, автостопы и работоспособность линий высокого напряжения. В списке железнодорожных специальностей РЖД - это не только одна из самых рисковых, но еще и одна из самых ответственных.
Электромеханики сигнализации, централизации и блокировки - занимаются обслуживанием системы СЦБ. В их ведомстве поиск причин неполадок и устранение поломок и неисправностей систем СЦБ. Это менее опасная профессия работника железнодорожного транспорта, но не менее ответственная.
Вагонники – обобщенное название тех, кто занимается осмотром и ремонтом составов. Именно эти работники осуществляют внешний и внутренний контроль состояния вагонов, и в случае обнаружения неполадок выдают задания по устранению неисправностей ремонтникам.
Путевые специальности в РЖД
Машинист – в будущем эта работа может и будет полностью передана во власть компьютеров, но это будущее наступит еще не скоро. А на сегодняшний день именно работа машиниста считается самой престижной среди списка всех железнодорожных профессий РЖД. Стать машинистом может только мужчина, женщинам в нашей стране данная профессия недоступна.
Помощник машиниста – дополнительные глаза, уши и руки машиниста. Именно помощники машиниста являются прямыми кандидатами на должность машиниста, а пока ждут своего часа, являются готовыми и умелыми заместителями.
Начальник поезда – важная по значению железнодорожная профессия, о которой, ввиду незнания, мало говорят среди пассажиров. На самом же деле, эта специальность в РЖД почти никогда не бывает вакантна. Отвечает начальник поезда за состояние и работу поезда, начиная от работы всей команды состава и заканчивая состоянием каждого купе каждого вагона поезда.
Проводник – самая летняя профессия у мечтающих о подработке в РЖД юношей и девушек. Проводник – визитная карточка каждого вагона, это ответственное лицо и среди всех профессий работников железнодорожного транспорта – главное связующее звено между пассажирами и РЖД.
Стоит сказать, что это лишь базис железнодорожных профессий, который явно имеет отношение к поездам. Но если подумать о том, насколько сложна сама по себе система РЖД, то становится понятно, что она не обходится практически без любого специалиста и почти любой специальности, которой обучают в вузах, колледжах и техникумах нашей страны.