Рациональное мышление – это что такое? Методы, принципы и формы. Может ли человек быть рациональным

МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК БЫТЬ РАЦИОНАЛЬНЫМ?

Публикация 1941 г.

Я привык думать о себе как о Рационалисте; и Рационалист, я полагаю, это тот, кто желает, чтобы люди были разумными. Но в наши дни рациональность подвергается множеству жестких нападок, так что трудно понять, что имеется в виду, когда говорят о рациональности, или же в тех случаях, когда смысл ясен, встает вопрос о том, может ли человек быть рациональным. Вопрос определения рациональности имеет две стороны - теоретическую и практическую: «что такое рациональное мнение?» и «что такое рациональное поведение?» Прагматизм подчеркивает иррациональность мнения, а психоанализ подчеркивает иррациональность поведения. Обе теории привели множество людей к тому мнению, что не существует такой вещи, как идеал рациональности, которому могут в целом соответствовать мнение и поведение. Из этого, по всей видимости, следует, что если вы и я придерживаемся разных точек зрения, бесполезно апеллировать к аргументу или решению беспристрастного человека; нам ничего не остается, как довести спор до конца методами риторики, рекламы или войны в соответствии со степенью нашей финансовой или военной силы. Я убежден, что подобный взгляд очень опасен и в будущем фатален для цивилизации. Поэтому я постараюсь показать, что идеал рациональности остается незатронутым идеями, которые рассматриваются как роковые для этого идеала, и что он сохраняет всю ту важность, которую имел до сих пор, когда его рассматривали как руководящий принцип мысли и жизни.

Начнем с рациональности в мнениях: я определяю ее просто как привычку принимать в расчет все соответствующие свидетельства при выработке определенного мнения. Там, где уверенность недостижима, рациональный человек придаст наибольшее значение наиболее возможному мнению, в то же время удерживая другие, имеющие ощутимую вероятность, в своем уме как гипотезу, которую будущие свидетельства могут подтвердить как более предпочтительную. Это, конечно, предполагает, что во многих случаях факты и вероятности можно установить объективным методом, например методом, который приведет двух любых внимательных людей к одинаковому результату. Это часто подвергается сомнению. Многие говорят, что единственная функция интеллекта - способствовать удовлетворению индивидуальных желаний и нужд. Комитет по изданию учебников «Плебс» в «Основах психологии» пишет: «Интеллект, прежде всего, является инструментом пристрастности. Его функция состоит в том, чтобы гарантировать, что те действия, которые благотворны для индивида или человеческого рода, должны выполняться, а те действия, которые менее благотворны, должны запрещаться». (Курсив оригинала.)

«Марксистская вера полностью отличается от религиозной веры;последняя основывается только на желании и традиции; первая основывается на научном анализе объективной реальности». Это представляется противоречащим тому, что они говорят об интеллекте, если только они на самом деле не имеют в виду, что интеллект не принимал участия в их обращении в марксистскую веру. В любом случае, поскольку они признают, что возможен «научный анализ объективной реальности», они должны признать, что можно иметь мнения, рациональные в объективном смысле.

Более эрудированных авторов, тех, кто отстаивает иррационалистскуто точку зрения, таких, как философы-прагматисты, не так легко опровергнуть. Они утверждают, что не существует такой вещи, как объективный факт, которому должны соответствовать наши мнения, если они считаются истинными. Для них мнения - только орудия в борьбе за существование, и те из них, которые помогают человеку выжить, будут называться «истинными». Этот взгляд преобладал в Японии в VI в. н. э., когда буддизм впервые достиг этой страны. Правительство, сомневаясь в истинности новой религии, приказало одному из придворных принять ее экспериментально; если он преуспеет более чем остальные, религию примут как универсальную. Этот метод (модифицированный для нашего времени) отстаивается прагматистами по отношению ко всем религиозным спорам; но я еще не слышал от кого-либо заявления, что он обратился в иудейскую веру, хотя кажется, что она ведет к процветанию быстрее, чем какая-либо другая.

Несмотря на такое определение «истины», в повседневной жизни прагматизм всегда руководствуется совершенно иными принципами для менее утонченных вопросов, возникающих в практических делах. Прагматист-присяжный в случае убийства будет обдумывать случившееся точно так же, как и любой другой человек; тогда как если бы он придерживался своих принципов, то должен был бы решать, кого более выгодно будет повесить. Этот человек, по определению, будет виновным в убийстве, поскольку вера в его виновность будет более полезной, и, следовательно, более «истинной», чем вера в вину какого-либо другого человека. Боюсь, что такой практический прагматизм иногда встречается; я слышал о «подтасовках» в Америке и в России, которые соответствуют этому описанию. Но в таких случаях делается все, чтобы скрыть этот факт, и если эти усилия проваливаются, то случается скандал. Такое укрывательство показывает, что даже полицейские верят в объективную истину в судебном расследовании. Именно такого рода объективную истину - весьма мирскую и прозаичную, - стремятся найти ученые. Именно такого Рода истину люди также ищут найти в религии до тех пор, пока надеются найти ее. Только когда люди оставляют надежду доказать, что религия является истиной в прямом смысле, они берутся за труд до, казать, что это «истина» в некоем новомодном смысле. Можно открыто заявить, что иррационализм, т. е. неверие в объективные факты, почти всегда вырастает из желания доказать нечто, для чего не существует подтверждающих свидетельств, или отрицать нечто, что хорошо подтверждается. Но вера в объективные факты всегда сохраняется в отношении частных практических вопросов, таких как инвестиции или наём слуг. И если действительно можно было бы повсюду проверить истинность наших убеждений, это была бы проверка во всех областях, ведущая к агностицизму везде, где бы она ни была проведена.

Вышеупомянутые соображения, конечно, весьма неадекватны по отношению к теме. Решение проблемы объективности факта затруднено туманными рассуждениями философов, которые я попытаюсь проанализировать в дальнейшем более радикальным способом. Сейчас же я должен предположить, что существуют факты, что некоторые факты познаваемы, и относительно некоторых других фактов может быть установлена степень вероятности по отношению к фактам, которые могут быть познаны. Однако, наши убеждения часто противоречат факту; даже когда мы только считаем, что нечто вероятно, основывается на соответствующих свидетельствах, может быть так, что мы должны полагать это невероятным на основании тех же самых свидетельств. Следовательно, теоретическая часть рациональности состоит в обосновании наших убеждений скорее на соответствующих свидетельствах, чем на желаниях, предубеждениях, традициях. Таким образом, рациональным будет либо беспристрастный человек, либо ученый.

Некоторые думают, что психоанализ показал невозможность рациональных убеждений, выявив странное и почти безумное происхождение нежно лелеемых убеждений многих людей. Я весьма уважаю психоанализ, и я верю в то, что он может быть чрезвычайно полезен. Но общественное мнение потеряло из виду цель, которая, в основном, вдохновляла Фрейда и его последователей. Их метод изначально является терапевтическим, это способ лечения истерии и различных видов умопомешательства. Во время войны психоанализ доказал, что он один из самых важных способов лечения неврозов, полученных на войне. Книга Риверса «Инстинкт и бессознательное», которая во многом базируется на опыте лечения контуженых пациентов, дает блестящий анализ болезненных проявлений страха, когда этому страху нельзя прямо потворствовать. Эти проявления, конечно, в основном неинтеллектуальны; они включают в себя различные виды параличей, все типы, по-видимому, физических болезней. Но в настоящей статье мы это не будем обсуждать; сосредоточимся на интеллектуальных отклонениях. Установлено, что многие галлюцинации сумасшедших являются результатом инстинктивных препятствий и могут быть вылечены чисто психическими средствами, например путем доведения до сознания пациента фактов, которые были подавлены в его памяти. Этот вид лечения и мировоззрение, внушающее его, предполагают идеал здравомыслия, от которого пациент отклонился и к которому он должен быть возвращен путем осознания всех относящихся к делу фактов, включая и те, которые он более всего желает забыть. Это прямо противоположно тем ленивым уступкам иррациональности, на которые иногда подстрекают те, кто знает только, что психоанализ показал преобладание иррациональной веры, и кто забывает или игнорирует то, что его цель - ослабить это преобладание определенным методом медицинского лечения. Весьма похожий метод может исцелить иррациональность тех, кто не считаются сумасшедшими, при условии, что они будут подвержены лечению специалистом, свободным от их иллюзий. Президенты, Кабинет министров и Выдающиеся Личности, однако, редко выполняют это условие и, следовательно, остаются неизлеченными.

До сих пор мы рассматривали только теоретическую сторону рациональности. Практическая сторона, к которой мы сейчас обратимся, более сложна. Различия во мнениях на практические вопросы проистекают из двух источников: во-первых, различия между желаниями спорщиков; во-вторых, различия в их оценках средств реализации своих желаний. Различия второго сорта на самом деле теоретические и лишь косвенным образом - практические. Например, некоторые авторитетные люди утверждают, что первая линия нашей обороны должна комплектоваться из линкоров, другие - что из аэропланов. Здесь нет различий относительно предлагаемой цели, а именно национальной безопасности, различие только в средствах. Рассуждение, следовательно, может быть построено чисто научным способом, поскольку несогласие, вызывающее диспут, касается только фактов настоящих или будущих, определенных или вероятных. Ко всем этим случаям применим тот тип рациональности, который я назвал теоретическим, несмотря на то, что решается практический вопрос.

Однако в подобных случаях существуют осложнения, которые очень важны для практики. Человек, желающий действовать определенным образом, будет убеждать себя в том, что, действуя таким образом, он достигает некоей цели, которую считает благой, даже в том случае, когда если бы у него не было такого желания, он не видел оснований для подобного убеждения. И он будет судить о фактах и возможностях несколько иным образом, чем человек с противоположными желаниями. Азартные игроки, как всем известно, преисполнены иррациональной веры в системы, которые в конечном итоге должны привести их к выигрышу. Люди, интересующиеся политикой, убеждают себя, что лидеры их партии никогда не будут повинны в мошеннических трюках, практикуемых другими политиками. Человек, любящий управлять, думает, что для населения хорошо, если его рассматривают как стадо овец; человек, который любит табак, говорит, что он успокаивает нервы; человек, любящий алкоголь, говорит, что он стимулирует остроумие. Пристрастия, вызванные такими причинами, фальсифицируют человеческие суждения о реальности таким способом, которого очень сложно избежать. Даже научная статья о воздействии алкоголя на нервную систему будет в целом выдавать автора, на основании внутренней логики, в том, является ли он трезвенником; в любом случае у него будет тенденция видеть факты в таком свете, который оправдывает его собственную практику. В политике и религии такие соображения становятся очень важными.

Большинство людей думает, что в формировании своих политических мнений они руководствуются желанием общественного блага; но в девяти случаях из десяти политические взгляды человека могут быть предсказаны на основании его образа жизни. Это приводит некоторых людей к убеждению, а многих и к убеждению, выражающемуся в практических действиях, что в таких случаях невозможно быть объективным и что возможно только «перетягивание каната» между классами с противоположными интересами.

Однако именно в таких случаях психоанализ отчасти полезен, поскольку он позволяет людям осознать те интересы, которые до сих пор были неосознанны. Он предоставляет методы для самонаблюдения, т. е. возможность увидеть себя со стороны, и основание для предположения, что этот взгляд на самих себя со стороны менее несправедлив, чем мы склонны думать. В сочетании с обучением научному мировоззрению этот метод может, если ему широко обучать, дать возможность людям стать бесконечно более рациональными, чем в настоящем, в отношении их убеждений о реальности и о возможных последствиях любого предлагаемого действия. И если люди едины во взглядах на эти проблемы, расхождения, которые сохранятся, почти несомненно можно будет урегулировать дружелюбно.

Остается, однако, вопрос, который нельзя решить чисто интеллектуальными методами. Желания одного человека невозможно полностью гармонизировать с желаниями другого. Два конкурента на бирже могут быть в полном согласии относительно последствий того или иного действия, но это не вызовет гармонии в практической деятельности, поскольку каждый хочет разбогатеть за счет другого. Тем не менее даже здесь рациональность способна предотвратить большую часть вредных последствий, которые в противном случае реализуются. Мы называем человека иррациональным, когда он действует по страсти, когда он отрезает себе нос, чтобы изуродовать лицо. Он иррационален, ибо забывает, что, потакая желанию, которое ему довелось пережить наиболее сильно в этот момент, он помешает исполнению других желаний, которые в дальнейшем будут более важны для него. Если бы люди были рациональны, они бы выдерживали более правильный взгляд на свой собственный интерес, чем они делают это сейчас; и если бы все люди исходили из осознанного собственного интереса, мир был бы раем по сравнению с тем, что он есть сейчас, я не утверждаю, что нет ничего лучше, чем собственный интерес в качестве мотива действия; но я утверждаю, что собственный интерес, как и альтруизм, лучше, когда он осознан, чем когда он не осознан. В упорядоченном обществе человек очень редко бывает заинтересован делать что-либо слишком вредное для других. Чем менее рационален человек, тем чаще он не понимает, насколько то, что оскорбляет других, оскорбляет и его, потому что ненависть и зависть ослепляют его. Следовательно, хотя я и не утверждаю, что осознанный собственный интерес является высшей моралью, я утверждаю, что если он становится всеобщим, он делает мир неизмеримо лучше, чем он есть.

Рациональность на практике может быть определена как привычка помнить и учитывать все наши соответствующие желания, а не только то, что оказывается наиболее сильным в данный момент. Как и в случае рациональности во мнениях, это вопрос о степени. Несомненно, полная рациональность - недостижимый идеал, но поскольку мы продолжаем относить некоторых людей к сумасшедшим, ясно, что мы думаем о некоторых людях, как о более рациональных, чем другие. Я верю, что всякий прочный прогресс в мире состоит в возрастании рациональности, как практической, так и теоретической. Проповедовать альтруистическую мораль кажется мне чем-то бесполезным, потому что она будет взывать только к тем, кто уже имеет альтруистические желания. Но проповедовать рациональность - это нечто иное, так как рациональность помогает нам осознать наши собственные желания в целом, какими бы они ни были. Человек рационален в той пропорции, в какой его интеллект формирует и контролирует его желания. Я полагаю, что контроль над нашими действиями со стороны интеллекта и есть, в конечном счете, то самое важное, что делает еще возможной общественную жизнь по мере того, как наука все увеличивает количество находящихся в нашем распоряжении средств для нанесения вреда друг другу. Образование, пресса, политика, религия - словом, все великие силы мира - сегодня на стороне иррациональности; они в руках людей, которые льстят Его Величеству Народу, Дабы сбить его с толку. Средство спасения не в каком-либо героическом свершении, но в усилиях индивидов, направленных к более здравомыслящему и сбалансированному взгляду на наши отношения с соседями и к миру. Именно ко все более широко распространяющемуся интеллекту должны мы обращаться для решения всех проблем, от которых страдает наш мир.


Представляется правомерным общее деление типов личности на РАЦИОНАЛЬНЫЙ и ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ, предложенное Юнгом.

Так Мыслительный и Эмоциональный типы личности опираются на Сознание - командный модуль, «работающий» по определенному алгоритму, сообразующемуся с существующим мироустройством. Именноработа Сознания обеспечивает постоянное поддержание человека «в рамках дозволенного». Принадлежность к одному из этих типов говорит, чтореализация замысла, задаваемая ДП, при формировании и изменении ФП, в воспринимаемом нами мире, не нарушает присущего сознанию алгоритма управления человеческим организмом. Т.е. условия применения существующего алгоритма включают и поступающие изменения к имеющейся, “зашитой” в нем (конкретном сознании) информации. Точнее - возможность обработки этих изменений, в рамках существующего алгоритма - существует.

Эти типы отнесем к Рациональным – опирающимся на определенные принципы, не изменяющиеся на протяжении жизни данного человека, и в значительной степени, соответствующие существующему мироустройству, в пределах возможного их осознания .

Рационализм – это понимание и осмысление как произошедшего, так и грядущего, хотя и в различной степени у различных людей – умение «видеть» и анализировать жизненный путь. Рациональный подход к окружающему и себе самому заключается в «работе» с объектами, в качестве которых могут выступать и заимствованные извне идеи. Сознание выстраивает объекты, в том числе и существующие в обществе идеи, в определенную картину, отражающую некоторую целостность, соответствующую устройству конкретного сознания, т.е. в заданной системе координат. При этом, направленность сознания на окружающее, помещает в неё и сам воспринимающий субъект. Направленность же на собственную внутреннюю сущность, наоборот, подстраивает окружающие объекты под воспринимающего их субъекта, в том числе, его идейную направленность. Но, в обоих случаях, создается, в той или иной мере, завершенная картина, подобно кадру или слепку с происходящего. В этом заключается определенная статичность в оценке происходящего, поскольку изменение объектов или субъекта «должно соответствовать» существующемуалгоритму в заданной системе координат.

Сознание может опираться, как интеллектуальную, так и на эмоциональнуюобласти, которые «работают» параллельно и последовательно, одновременно. Последовательность отражает взаимообмен сигналами, с качественно отличными параметрами – из области мышления и интеллекта, и из области чувствования и эмоций. Таким образом происходит формирование умозаключений, как логически развивающихся реализаций чего-либо (при ведущей роли интеллекта), и суждений, как оценочных категорий произошедших реализаций сравнительно с уже известным (при ведущей роли чувствования).

Интуитивный и Ощущающий типы личности в большей степени подвержены изменениям в зависимости от вновь поступающей информации, т.е. происходит «выход» за границы возможности использовать существующий в настоящее время алгоритм Сознания данной личности. В Сознании происходит перестройка и поиск нового оптимального алгоритма, учитывающего данные изменения, т.е. алгоритм меняется в соответствии с новыми граничными условиями (в случае интуитивного восприятия) и происходит перераспределение по значимости во входящей информации (при ведущей роли ощущений). Эти типы отнесем к ИрРациональным – находящимся в постоянном поискепринципов, наиболее полно соответствующих текущему мироустройству для данного конкретного человека, а неизменность алгоритма работы Сознания возможна только придостаточно высокой стабильности в окружающем мире и внутреннего состояния человеческого организма.

ИрРационализм – это, в первую очередь, изменение принципов «предвиденья» происходящего и «ощущения» грядущего, развитое в различной степени у различных людей. Но общим объединяющим фактором является превалирование параметров личностных жизненных процессов над параметрами форм конкретных объектов или самого субъекта. Т.е. сознание работает с объектами в заданнойпоследовательности. И характеристики процесса, в котором фигурирует тот или иной объект, является определяющим для восприятияпараметров объекта. Для ощущающего типа определяющим является процесс изменений физических параметров собственно субъекта и окружающего мира, для интуитивного же – это процесс изменения сознания, т.е. изменения (обычно недоступные личному восприятию) параметров «считывания» с происходящего. Именно для лучшего понимания в рамках заданного процесса, система координат весьма подвижна, так же, как и алгоритм «работы» сознания. Сознание ориентировано на процессы взаимодействия объектов и процессы жизнедеятельности конкретного воспринимающего субъекта.

Изменения, происходящие с интуитивным типом связаны с «заданностью» процесса изменения структуры сознания личности и соответствующего алгоритма, для обеспечения сбалансированного существованияданной личности «в завтрашнем дне».

Изменения же ощущающего типа, опираются на «подстраивание» алгоритма под «завтрашнее»развитие процессов в окружающем мире,с той же целью.

Сферы проявления процессов, отражающих последовательность становления и развития конкретной личности, и области её взаимодействия с окружающим, формируют дополнительные различия, существующие между людьми.

Рациональный тип личности можно сравнить с кораблём, стоящем на донном якоре, а ИрРациональный - на плавучем. Отсюда и способы маневрирования при изменении «погодных» условий у них различны. Причем, как тот, так и другой, могут быть, в большей или меньшей степени, разумны или не разумны.

В терминах теории и практики

– рациональный, более абстрактен в своем теоретизировании (и для обеспечения сущностного единства этого процесса требуется фиксация системы координат, к которой и «привязываются» абстракции);

Иррациональный более конкретен и практически направленный (он использует подбор системы координат, в которой, по его мнению, сущностное единство не нарушается и наиболее наглядно для восприятия)

С позиций рационализма поведение иррационалиста – это разумность второго сорта, приводящая его в критические ситуации. И наоборот, иррационалисту не понятно, как можно ставить какие-либо «разумные» идеи выше реально воспринимаемого. Отношения этих двух типов обычно строятся на основе переноса личной проекции на партнера, что становиться при дальнейшем общении источником возникающих недоразумений и обид в личных отношениях, и причиной невозможности достижения консенсуса в социуме.

В целом, рациональный тип опирается на анализ и синтез поступающей информации с последующим прогнозированием событий, а иррациональный - на предчувствие и заданность происходящего. Чистых «рационалов» и «иррационалов» в природе не существует – это только характеристика преобладающей тенденции, присущей конкретной личности.

В социальной направленности существенно также объектно-субъектное разделение, характеризующее – какая роль - ведущая или ведомаясвойственна конкретной личности в обшестве.

Вопрос «полета мысли» занимает великие умы со времен глубокой древности. Однако и по сей день ни мудрейшие из философов, ни умнейшие из ученых не могут утверждать, что «понимают мышление». Уровень изученности сознания можно сравнить со степенью знаний о мировом океане. Нам примерно понятна поверхность, но почти ничего не известно о глубине. Говорить об этом можно бесконечно, но здесь мы затронем лишь два метода мышления:

  • рациональное;
  • иррациональное.

Многие люди часто действуют на эмоциях, не обдумывая ни последствий, ни собственных решений. Это происходит из-за слишком «горячей крови» или банального нежелания. Если это точно не про вас, то можно сказать, что вы рациональный человек. Под этим не подразумевается методичность в действиях или другие особенные факторы. Рациональное мышление - это лишь способность обдумывать свои решения и поступать согласно логике.

Структура рационального мышления

Можно выделить три основные формы рационального мышления:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Понятие мы можем представить как наименование какого-либо объекта или действия. Мы просто указываем на сам предмет обсуждения, презентуя его для слушателей. Например, говорим «птица», «полет». Далее мы приводим суждение. Мы связываем объекты вместе. Иными словами, объясняем значение приведенных ранее понятий. Получается утверждение: «Птица летает».

В итоге нам предстоят умозаключения. Здесь объединяются суждения, и на основе их анализа строятся новые выводы. Мы рассудили, что птица летает, и знаем, что у нее есть крылья. Нам также известно, что у человека крыльев нет. Значит, наше умозаключение состоит в утверждении о том, что птица летает благодаря крыльям.

На этих формах стоит основа рационального мышления. Для более ясной картины необходимо взглянуть на это немного с другой стороны.

Рациональное мышление в стоицизме

В житейских ситуациях рациональное мышление часто означает необходимость «включить голову». Абстрагироваться от эмоций и проанализировать ситуацию спокойно. Однако такому мышлению требуется определенное время. Без прочной привычки трудно сразу же начать рассуждения. Особенно в моменты эмоционального потрясения. Эмоции переливаются через край, кровь бьет по вискам и мозг отказывается рационально работать.

Это проблему осознавали с древнейших времен. Вспомним, например, стоицизм. Когда человека называют «стоик», то в воображении он представляется истинно невозмутимым и твердым, как скала. Он держится особняком от мелких житейских проблем, не обращает на них внимания и не переживает. Это верно, но лишь отчасти. Стоицизм покрывает множество аспектов жизни, но здесь мы поговорим только об одной из центральных частей - сохранении разума в трудных ситуациях.

Пример стоического мышления

Марк Аврелий - великий римский император. Последний из «пяти хороших императоров». Большую часть своего правления провел на границах империи, защищая ее от врагов. Прошел через две крупные войны. Несмотря на множество проблем, он достойно руководил империей и не терял разума в самых трудных ситуациях. В этом ему помогал стоицизм. отлично проиллюстрировал тему рационализма в своих «Размышлениях»:

От Аполлония независимость и спокойствие перед игрой случая; чтобы и на миг не глядеть ни на что, кроме разума, и всегда быть одинаковым - при острой боли или потеряв ребенка, или в долгой болезни.

Как же можно быть спокойным в таких ужасных ситуациях? Подробнее посмотрим на цитату. Важный момент - «спокойствие перед игрой случая». Он фактически отвечает на наш вопрос. Все происходящее вокруг - цепь событий, судьба, если угодно. Мы, как люди, не можем эти события контролировать, так зачем из-за них волноваться? Мы можем лишь контролировать себя и свое отношения к этим событиям. Если что-то плохое все равно может случиться или уже случилось, то не разумнее ли сохранять рациональное мышление, а не поддаваться эмоциям?

Если же говорить именно о том, чтобы прекратить волноваться (а значит, действовать неразумно) в рутинной жизни, то необходима подготовка. То есть нужно быть готовым к любым превратностям судьбы. Тогда и «сюрприза» не будет, а значит, и эмоции останутся под контролем.

С утра говорить себе наперед: встречусь с суетным, с неблагодарным, дерзким, с хитрецом, с алчным, необщественным. Все это произошло с ними по неведению добра и зла.

Из многих философских направлений именно стоицизм наиболее применим в житейской жизни. С его помощью мы можем научиться контролю над разумом и принятию взвешенных решений в трудных ситуациях. А ведь это и есть основа рационального мышления.

«У того парня - чуйка на деньги». Что еще за «чуйка»? Ну, он на уровне интуиции понимает, как можно заработать. После прочтения предыдущей главы мы мыслим рационально, и такое объяснение нас не устраивает. Разберемся сами.

Саму интуицию можно понять как неосознанное руководство фактами. В этом и заключается основное отличие от рационализма. Иррациональное мышление охватывает поверхность, едва заглядывая глубже. Разум не пускается в витиеватые рассуждения. Делается это неосознанно, и потому человеку часто кажется, что он действует «по наитию». Такое мышление часто называют чувством. Именно эмоции, а не логика, становятся движущей силой мысли.

Мы часто думаем, что человек совершает какие-то действия без причин и логики. Такой человек клеймится «иррациональным». Однако ничего не происходит просто, и на все есть свои причины. Просто у «иррационального человека» мышление действует поверхностно, в экспресс-режиме. Из-за этого рассуждение и логика могут искажаться. Но так как делается это неосознанно, то и понять эти трюки сознания не всегда удается.

Недостатки рационального мышления

Приверженность принципам рационального мышления может сыграть с человеком злую шутку. Вот, например, ситуация. Вы видите пирог, который выглядит весьма вкусным. Но не пробуете его. Почему? А, вы пробовали его раньше, и вкус показался отвратительным. Это рациональное мышление. Вы выдвигаете понятие - «пирог». Ваше суждение о пироге заключается в том, что он «выглядит вкусным». Однако умозаключение подсказывает вам другой факт: такой пирог вы уже ели, и он не был так хорош. Но если в тот злополучный раз повар был пьян или его не было вовсе, а готовил некомпетентный новичок? Но вы этого не знаете и этим, возможно, лишаете себя вкуснейшей трапезы.

Какой же вывод из этой дурацкой истории? Мораль в том, что рациональное мышление ограничено рамками имеющейся информации. Ведь не секрет, что человеческий мозг отвергает все новое и неизвестное, такой он консерватор. Получается, когда человек мыслит рационально, то мозг использует только ту информацию, которая имеется. Он не хочет учитывать факт наличия чего-то неизвестного нам. Он на самом деле еще тот хитрец.

Плюсы рационального мышления

Но не зря же о рациональности говорят столько хорошего. Разумеется, во многих жизненных ситуациях формы рационального мышления оказываются наиболее подходящими. Вы можете рассуждать и предусмотреть разные исходы развития событий, что приносит огромную пользу. Рациональное мышление - это то, что помогает избежать состояния аффекта, излишнего воздействия эмоций. А в таком состоянии можно натворить ужасных дел. В общем, трудно переоценить пользу рационализма в жизни.

Стоит, однако, иногда давать внутреннему огню разгореться. Постоянное сдерживание эмоций может привести к тому, что они напором пробьют дверь своей тюрьмы и разольются повсюду. Вот тогда действительно придет дисбаланс, и мало кто будет этому рад. Оно, конечно, приведет к переосмыслению, что очень важно, но способ крайне жесткий. Есть множество не таких болезненных и не менее эффективных путей. Главное - знать, где можно выпустить первобытного зверя наружу, а где лучше остаться цивилизованным. Если придет это понимание, то жизнь станет чуть легче и немного понятнее.

Итог

В конечном счете мы поняли, что мышление хоть и бывает разным, но каждое имеет свои плюсы и минусы. Рациональное мышление - это не панацея от всех проблем, но и жизнь, ведомая лишь эмоциями, несет в себе массу проблем. Рационализм - лед, иррационализм - огонь. Выбрав только первое, рискуешь стать «холодным» и заморозить «внутреннего себя». Если выбор пал только на огонь - сгоришь сам и обожжешь близких людей. Мудрое решение - научиться умело комбинировать эти формы или найти баланс.

Возможно, у вас хорошо развита интуиция; она проявляется в том, что в определенный момент возникает ощущение, какое решение нужно принять. Или, возможно, вам присущи более рациональные способности. И перед тем, как что-то сделать, вы все тщательно взвешиваете. Существуют конкретные признаки каждого типа, и вы сможете узнать, что характерно именно для вас.

Нельзя сказать, что лицо имеет исключительно черты одного типа. Это означает, что каждый человек в определенные моменты полагается на интуицию, и, так же, каждый из нас перед принятием решения обдумывает свои проблемы и дела.

Но нельзя отрицать факт, что некоторые люди ведут себя более импульсивно, чем другие. Они больше опираются на интуицию и предчувствия, в то время как другие более осторожны, все обдумывают, перед тем, как сделать шаг.

Такие способы поведения и принятия решений часто связаны с типом личности. Но интересно будет узнать, что возложение на интуицию, например, отнюдь не является иррациональным характеристикой. Эксперты уверяют, что на самом деле, мы принимаем много решений, учитывая именно на интуицию и ощущения. Но это не означает, что это происходит спонтанно. Ниже мы объясним почему.

Интуитивное мышление

Догадки, предчувствия … Мы все знаем, как это бывает. Возникает внезапное чувство, которое говорит нам какой путь лучше выбрать. Например, что-то подсказывает, что не стоит ждать ничего хорошего от определенного человека и лучше избегать общения с ней.

Мы часто не считаем такие предчувствия умными, потому что они происходят из собственных эмоций и чувств, а не является продуктом работы мозга, что сделало бы их логичными и обоснованными. Но это не правда. Предчувствие самом деле очень быстрыми ценностными суждениями, которые опираются на особенности нашей личности и предыдущий опыт.

Все, что происходит в нашей жизни, мы запоминаем и храним в памяти вместе с чувствами, которые сопровождали эти события. В результате, когда мы встречаемся с определенным стимулом, возникает внезапное чувство, которое говорит: “Делай это, иди этим путем, выбери человека, стоит рискнуть, или лучше отказаться от задуманного” Эти выводы мы делаем на основе событий и решений, сделанных в прошлом. Они также связаны с личностью человека.

Сложный механизм интуиции отображается в внезапных чувствах, которые порождает разум, и мы сами не понимаем почему. Есть люди, которые не игнорируют их, а действуют, руководствуясь ими. Они прислушиваются, как говорится, своего инстинкта.

Но при этом следует быть осторожными. Надо помнить, что возложение на интуицию не всегда является лучшим решением, поскольку такие ощущения являются очень быстрыми и нам трудно не ошибиться. Итак, интуиция срабатывает не всегда. Люди, которые принадлежат к другому типу, является более осторожными и, несмотря на свои “предчувствия”, игнорируют их, а больше полагаются на разум. Такой тип личности является намного более рациональным.

Рациональное мышление

Рациональное мышление полагается на сознательную информацию: то, что существует вокруг, на вещи, которые можно увидеть и почувствовать на ощупь, на информацию, которую можно прочитать или сравнить подобное.

Люди рационального типа принимают решения медленнее и осторожнее. Это не означает, что они имеют худшие возможности, а свидетельствует об их вдумчивость и, возможно, неуверенность. Но иногда это хорошо, потому что, прежде чем принять решение, такие личности подвергают их “контроля качества”. Люди этого типа также боятся делать ошибки и всегда тщательно ищут правильный ответ и лучшее решение.

Следовательно, этот тип личности осторожный, но иногда мы имеем не так много времени, чтобы принять решение. Кроме того, иногда нет возможности получить всю необходимую нам информацию, прежде чем что-то решить.

Например, нельзя знать всего о человеке, чтобы решить, стоит ли она того, чтобы в нее влюбиться. Это происходит независимо от разума, поэтому на самом деле большинство людей действуют интуитивно. Эмоции всегда имеют больше власти, чем разумные рассуждения. Людям свойственно руководствоваться эмоциями в значительной степени.

В этом вопросе, как и в большинстве других, лучше всего – это придерживаться равновесия. Не торопитесь слишком, принимая решение, но чрезмерная осторожность тоже не будет лучшим выходом. Неуверенность часто порождается через некоторые типы экзистенциального страдания. Итак, безусловно, лучше поддерживать баланс с обеих сторон.

Согласны ли вы с этим? Что вы думаете о своей личности? К какому типу вы себя причисляете: интуитивного или рационального?

И найдя человека рационального, Вебер не говорит о том, что человек есть человек разумный или рациональный. Он утверждает только, что «современный человек, дитя европейской культуры» - рационален.

Он не вообще рационален и не в силу определенного закона, например, закона постепенной рационализации культуры. Он рационален, как результат констелляции факторов .

Веберовский человек страдает той рациональностью (или переживает ее как судьбу), которую сам Вебер называет формальной. Формальная рациональность как рациональность «ни для чего» (мне нужно самое нужно ), рациональность сама по себе, взятая как самоцель может быть понята в противопоставлении рациональности материальной, рациональности для чего-то (мне нужно что-то для …)

Формальная рациональность – это то, что, по Веберу, отличает традиционное общество от современного. В подобном взгляде, по словам Гайденко, явно виден марксов след

И увидев современного человека как рационального, Вебер именно это, именного такого человека, будет вынужден объяснить, в частности в своем исследовании о влиянии протестантской этики на становление современного западного капитализма.

Современное капиталистическое общество. О понятии капитализма.

Об этом уже говорилось применительно к человеку; то же самое можно увидеть и в рассуждениях Вебера о капитализме, - Вебер не обсуждает каков капитализм в сущности.

Возьмем «Протестантскую этику…». Там Вебер вводит «капитализм» (1) как

идеальный тип, (2) как найденный в действительности и (3) не предполагается, что не может быть другого.

В «Протестантской этике» вводится понятие современного капитализма, которое проясняется в противопоставлении «капитализму традиционному» . (И, к слову сказать, в «Протестантской этике» задана именно такая дихотомия, лежащая как раз в рамке проблемы модернизации.)

А в дальнейшем действительно окажется, что капитализм может быть еще каким-нибудь. Так, позднее, в предисловии к «Социологии религии», Вебер будет говорить еще об авантюристическом капитализме, вводя ось «авантюристический-западный» под углом к оси «современный-традиционный», задавая тем самым континуумы «капитализмов».

В предисловии к «Социологии религий», обсуждая судьбу Запада, Вебер дает понятие капитализма

«Капиталистическим» мы здесь будем называть такое ве­дение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства.

Решающим для всех этих типов приобретательства является учет капитала в денежной форме, будь то в виде современной бухгалтерской отчет­ности, будь то в форме самого примитивного и поверх­ностного подсчета.

То есть акцент делается на калькуляцию прибыли. Далее Вебер пишет, что «Для определения понятия важно лишь то, что хозяй­ственная деятельность действительно ориентирована на сопоставление дохода и издержек в денежном выраже­нии, как бы примитивно это ни совершалось. ». Но указанный капитал – доходы и издержки (пусть и высчитанные в деньгах), это уже не совсем капитал Маркса. У Маркса капитал – это само движущаяся стоимость, капитал у Вебера – это стоимость между двумя людьми .

Маркс делает все, чтобы избавиться от людей. Он вводит капитал, как «регулирующую структуру общественного устройства» 27 и всякие человеческие отношения выводит в производные. Вебер делает все, чтобы вернуть человека, впрчем, мне сейчас тяжело сказать, можно ли избавиться от человека, пытаясь построить идеальный тип капитализма.