Смертная казнь через повешение девушек. Способы казни в разные времена (16 фото)

История с казнью любимого дядюшки северокорейского диктатора Ким Чен Ына, скормленного собакам, оказалась уткой. Так широко разошедшаяся по СМИ душераздирающая история - всего лишь шутка анонимного китайского комика , опубликованная в его микроблоге. Хотелось бы, чтобы и все остальные истории нечеловечески ужасных казней тоже оказались всего лишь плодами больного воображения, чьим-то ночным кошмаром и страшилкой для впечатлительных детей, но все они действительно имели место в прошлом, встречаются в настоящем и, видимо, ещё долго будут сопровождать гуманное человечество в будущем. По мотивам корейского ажиотажа Disgusting Men рассказывает о самых известных, изобретательных и эффектных способах казнить человека. Уберите от экрана нервнобольных, несовершеннолетних детей, беременных женщин, а также лиц с расстройством пищеварения.

Острый восточный вопрос

Пожалуй, одной из самых известных во всём мире является «бамбуковая казнь». Не сохранилось ни одного документального свидетельства её применения, так что, может быть, эта легендарная казнь всего лишь чей-то вымысел, но от этого он не теряет своей изящности.

Наблюдательные азиаты заметили, что молодой бамбук обладает удивительной способностью к быстрому росту, в благоприятных условиях порой прибавляя почти по метру длины в сутки. Кто-то из находчивых выдумщиков догадался, что это свойство бамбука полезно не только для милых панд, обожающих грызть молодые побеги растения, но может сослужить хорошую службу и палачам - в тех случаях, когда требуется хорошенько проучить приговорённого.

Суть казни такова: молодые побеги бамбука, обладающие достаточной твёрдостью, заостряются ножом и обильно поливаются для ускорения роста. Несчастная обездвиженная жертва растягивается на земле над этими побегами. Всё остальное делает матушка природа, нужно только дать ей немного времени. Острейшие бамбуковые стволы вопьются в кожу, причиняя нестерпимую боль, вызывая страшные мучения, будут протыкать внутренние органы человека всё глубже и глубже, и, в конце концов, пронзят тело насквозь. Смерть медленна и мучительна, но зато в гармонии с природой.

Бык Фаларида

Тысячи туристов ежедневно приходят посмотреть на огромную статую быка в Нью-Йорке, которая олицетворяет финансовое процветание и агрессивный оптимизм воротил с Уолл-стрит, а вот в древней Сицилии от статуи быка старались держаться подальше, потому как символизировала она совсем иное: боль, ужас и быструю смерть.

Так называемый «Бык Фаларида» - это страшное орудие казни, высшее технологическое достижение VI века до нашей эры и в то же время предмет искусства для небольшого круга ценителей. Этот бык был создан афинским мастером Периллом специально по заказу Фаларида, правителя местечка Агригенто (и поныне существующий город на острове Сицилия). Тиран захватил власть обманом: прикрывшись организацией строительства храма Зевса для всей общины, он стянул в город мастеров-чужеземцев и рабов и с их помощью в ночь праздника Тесмофории перебил большую часть мужчин, став единоличным правителем города. Фаларид решил, что единственный способ упрочить свою власть - это запугать тех, кто остался в живых, для чего и заказал пресловутого быка.

Орудие убийства представляло собой полое медное изваяние быка в натуральную величину с дверцей в боку. Через эту дверцу палачи бросали приговоренного к смерти внутрь быка, затем разводили под быком огонь, и жертва погибала, зажаренная заживо. Единственным отверстием были ноздри и рот быка, устроенные таким образом, что вопли казнимого походили на бычье мычание.

Первой жертвой изобретения стал сам его создатель Перилл, брошенный туда по приказу заказчика за алчность. Неизвестно сколько несчастных было зажарено внутри быка, но ряд античных источников гласит, что последней жертвой стал сам Фаларид, свергнутый восставшими гражданами Агригенто. Теперь этот бык покоится где-то на дне Средиземного моря, туда ему и дорога.

Выхода нет?

Идея использовать различных животных для казни человека, оспаривая расхожую фразу «человек - царь природы», приходила людям с самого начала времён. Вершины зрелищности добились древние римляне, устраивавшие травлю приговорённых к смертной казни на арене Колизея. Тысячи зрителей приходили посмотреть, как экзотические хищники рвут на части обречённых рабов под рёв трибун и аплодисменты императора. Но достать кого-нибудь наподобие льва, тигра или крокодила удавалось не всегда: в Средние века вполне обходились обыкновенными крысами. Может быть, не так зрелищно, но точно не менее эффективно.

Техника казни проста: приговорённого раздевают и накрепко привязывают к столу, на грудь или живот ставится клетка с крысами, сверху на клетку насыпают горящие угли. Инстинкт самосохранения заставляет крыс двигаться в нужном направлении в сторону прохладных 36,6 градусов Цельсия. Истязание длилось порой целый день; бывало, обезумевшие животные прогрызали обречённых мучеников насквозь.

Ни в чём не повинных животных вообще широко применяли для осуществления казней: в Индии приговорённых топтали слонами, на Руси несчастных разрывали при помощи крепких коней, разбегающихся в разные стороны, викинги бросали своих врагов в ямы с множеством ядовитых змей. По крайней мере, в отличие от людей, братья наши меньшие не испытывают угрызений совести, и работают совершенно бесплатно.

Жизнь насекомых

Раздражение и нелюбовь человека к разного рода паучкам, муравьям, комарикам и прочей плотоядной мелюзге имеет под собой вполне понятные основания, в том числе и исторические. Древние люди, жившие в гармонии с природой (см. параграф про бамбук), умели применять насекомых себе во благо. Никого не удивляют вьетнамцы, за обе щёки уплетающие личинок. А вот, например, южноамериканские индейцы применяли муравьёв в хирургических целях. Рана стягивается, зажимается пальцами, а сверху сажают муравья. Тот впивается челюстями в края раны, после чего тело муравья отрывают от головы так, чтобы челюсти продолжали сжимать кожу.

В Южной Америке обитают муравьи-легионеры, они кочуют по джунглям огромными колоннами, пожирая всё на своём пути. Однажды кому-то пришло в голову, что их можно превратить и в орудие мучительной казни. Оставалось лишь связать провинившегося и оставить у них на пути, чтобы жертва могла поразмыслить о своём проступке в ожидании колонны голодных легионеров, или просто бросить человека в муравейник, чтобы ускорить процесс. Не пройдёт и часа, как несчастный умрёт от болевого шока и будет обглодан до костей в течение суток.

В Сибири муравьи не такие кровожадные, и коренные жители решали вопрос с насекомыми-палачами по-другому. Если вы хоть раз бывали летом за полярным кругом или за Уралом в бескрайней тайге, то вы уже знакомы с комарами, гнусом, мошкарой и мокрецом - всё это маленькие летающие кровопийцы, обитающие в этих краях в несметных количествах. Неплохая альтернатива кусачим легионерам. Сибирские аборигены заводили провинившегося поглубже в тайгу, раздевали и связывали. Тысячи миниатюрных дракул тотчас же принимались за дело. Человек умирает в течение пары суток - если не от потери крови, то от токсического шока, вызванного аллергией на множественные укусы. Дихлофос и прочие фумигаторы придумали значительно позже, так что у жертвы не оставалось никаких шансов.

Лин-Чи

Китайцы ещё со времён династии Цинь известны дьявольской выдумкой в наказании преступников. Вершиной этой мысли и стала «Лин-Чи», «смерть от тысячи порезов». Пожалуй, это самый мучительный способ казни из всех известных.

Его суть заключалась в очень медленном умерщвлении приговорённого путём аккуратного отрезания кусочков его тела. Легенда гласит, что в особо важных случаях такая казнь могла продолжаться до года, когда палач действовал в зловещем союзе с лекарем и тюремщиками, которые следили за сохранением жизни жертвы. Но документально зафиксирован «упрощённый» вариант Лин-Чи, применявшийся вплоть до начала XX века. Жертву накачивали опиумом, чтобы предотвратить быструю смерть от болевого шока, привязывали к столбу при большом стечении народа и начинали процесс: палач острым ножом отрезал от тела приговорённого небольшие части, стараясь не задеть жизненно важные органы. Такая казнь продолжалась часами и приносила жертве невыносимые страдания.

Без сучка

Вопреки распространённому мнению гильотина вовсе не является изобретением французского доктора Жозефа Гильотена: такая машина и до XVIII века использовалась в Шотландии и Ирландии. Заслуга доброго доктора Гильотена состоит в том, что он дал технологии жизнь в широких народных массах, руководствуясь самыми гуманными соображениями. В 1789 году на заседании Учредительного собрания на заре Великой французской революции Гильотен предложил использовать для обезглавливания осуждённых механизм, который, как он считал, не будет причинять боли. Помимо ускорения процесса казни и ее «гуманизации», гильотина должна была сыграть важную социальную роль: в то время казни через обезглавливание подвергались только высшие слои населения; третье сословие и «прочую чернь», как и прежде, вешали, жгли и четвертовали. Гильотен же предложил уравнять всех перед законом и привнести толику справедливости во французское сообщество приговорённых к смерти. Идея встретила горячее одобрение, и уже в 1792 году на Гревской площади в Париже при большом стечении публики состоялась первая казнь обыкновенного вора с использованием гильотины. Гильотина, действительно уравняла все слои населения: не удалось сносить головы и королю Франции Людовику XVI и его супруге Марии-Антуанетте, они были казнены при помощи гильотины в 1793 году с разницей всего в несколько месяцев.

Конструкция гильотины была куда проще первого изобретённого велосипеда. Главной деталью для отрубания головы являлся тяжёлый косой нож весом до 100 килограмм, подвешенный между специальных направляющих на высоте 2-3 метров. Приговорённого укладывали на скамейку и зажимали шею специальными досками с выемкой. После чего палач открывал защёлку, удерживавшую нож, и он с размаху падал на шею жертвы. Отсечённая голова падала в специальный мешок. В то время бытовало мнение, что отрубленная голова ещё могла что-то видеть и понимать на протяжении нескольких секунд, поэтому палач поднимал её на вытянутой руке, чтобы жертва в последний миг могла увидеть беснующуюся толпу.

Этот способ казни оказался столь удачным, что конструкция с незначительными усовершенствованиями просуществовала вплоть до отмены смертной казни во Франции в 1981 году.

Наследие инквизиции

Уж кто-кто, а эти ребята отсутствием фантазии не страдали. Половина, а то и больше известных ныне пыточных приспособлений или устройств для казни человека были изобретены именно непорочными поборниками чистоты христианской веры. Самый известный способ - сожжение на костре - опробовали на себе тысячи «еретиков», в том числе и знаменитый Джордано Бруно. Но всё вовсе не ограничивалось страстью к пиромании, были казни и оригинальнее. Большинство пыточных приспособлений инквизиторов осталось в Средневековье, но некоторые из них продолжили применяться и много позже.

Например, испанские инквизиторы придумали «гарроту». Первоначально гаррота представляла из себя простую паку с петлей, затягивая которую, палач умерщвлял жертву. С течением времени устройство трансформировалось в металлический обруч, затягивавшийся с помощью специального винта. Перед казнью осуждённого привязывали к стулу либо столбу, на шею надевалась гаррота, и в течение 10 минут человек умирал от мучительной асфиксии. Позднее появилась усовершенствованная «каталонская гаррота», оснащенная винтом с остриём, которое при затягивании постепенно вкручивалось в затылок осуждённого и дробило шейные позвонки. Такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее. В 1828 году король Испании Фердинанд VII запретил казнь через повешение и ввёл гарроту в качестве единственного законного способа казни для уголовных преступников. Это приспособление приобрело большую популярность и вместе с конкистадорами перешагнуло через Атлантический океан. Так при помощи гарроты был казнён последний император империи Инков Атауальпа. Гаррота также применялась в США до изобретения Томасом Эдисоном электрического стула.

Дьявольский ветер

Расстрел как способ казни преступников - совершенно обычный метод, применявшийся во многих странах во все времена, приобретая особенный расцвет во время войн, революций и массовых репрессий. Быстро, безболезненно, экономично. Но известен и другой способ умерщвления с помощью огнестрельного оружия.

Во время расцвета империи, «над которой никогда не заходит солнце», британцы решили не экономить на порохе и стали расстреливать людей… из пушек! Такой экзотический способ начали применять для казни участников восстания сипаев в колониальной Индии в середине XIX века. Жертв массово привязывали к жерлам пушек, и по команде офицера артиллеристы дружно выстреливали увеличенным пороховым зарядом без ядра. Знаменитый русский художник Василий Верещагин, запечатлевший процесс казни в масле, живописал следующую картину:

Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела.

Именно расчленение и уродование тела и были причинами применения британцами этой казни к участникам восстания в назидание всем остальным. Увечья устрашали индусов: религиозные обычаи не позволяли им предстать после смерти перед высшим судом в неполном, истерзанном виде - без головы, без рук и без ног. К тому же хоронили убитых в общих могилах без разделения на касты, что не позволяло благородным брахманам вырваться из сансары и достичь нирваны.

Йо-хо-хо! Протащить его под килем!

Пираты отличались буйным и необузданным нравом, но грабить корабли хотя бы без подобия дисциплины очень сложно, поэтому нарушение пиратского кодекса жестоко каралось. Налакавшись рома, Джон Сильвер любил отправить прогуляться по доске на корм акулам какого-нибудь особо зарвавшегося негодяя или бросить на необитаемом острове парочку своих провинившихся собратьев по оружию. Но рано или поздно и такие развлечения наскучивают и приходится выдумывать что-то новенькое. Неизвестно, кому первому пришла в голову мысль протянуть матроса с помощью верёвок под килем, но идея так полюбилась морякам, что использовалась и в военном флоте многих государств вплоть до середины XIX века.

Килевание заключалось в протаскивании человека при помощи канатов с борта на борт или с кормы на нос под днищем корабля. Даже если моряк был хорошим ныряльщиком и мог задержать дыхание на достаточно долгий срок, чтобы выжить, его кожа во время трения о днище корабля, покрытое ракушками и различными наростами, оказывалась израненной до такой степени, что смерть от кровопотери и сепсиса была гарантирована. Так что чтите пиратский кодекс, иначе смерть.

Пир на костях

Умели совместить «приятное с полезным» и татаро-монголы, обожавшие устраивать победные застолья, разместив пиршественные столы на спинах пленённых врагов. В начале 1223 года татары вторглись в Крым и разграбили его, был захвачен город Судак (Сурож). Совет южнорусских князей принял решение выступить против монголов, пока те не набрали достаточно сил. В походе приняло участие более 20 князей со своими дружинами. Татары предложили русским избежать сражения и выступить вместе против половцев, но русские категорически отказались, отрезав головы татарским послам.

Цивилизованные степняки уже в XIII веке были хорошо знакомы с дипломатическим этикетом, а потому очень сильно расстроились, когда узнали, что послы, пытавшиеся уговорить русских вместе выступить против половцев, были просто-напросто перебиты князьями. Это закрыло путь к мирным переговорам. В итоге 31 мая 1223 года состоялась знаменитая битва на реке Калке, закончившаяся одним из самых тяжелых поражений русских войск за всю их историю. Из-за несогласованности действий, отсутствия общего командования и предательства половцев, татары одержали победу и обманом захватили в плен русских князей.

Татары изсекоша люди вся, а князей покладша под доски, и седоша верху их обедати, и тако князи изедохнушася.

По летописным данным погибло девять из десяти воинов отправившихся в поход. Среди них было 12 князей, включая князей Киева и Чернигова. Эта история добавила в копилку обиходных фраз: выражение «пир на костях», ставшее очень популярным наряду с пушкинским «пиром во время чумы».

За пределами этого материала мы оставили зверства фашистов, гулаговских нквдэшников и японских «исследователей» из «Отряда 731». Откровенные садисты и нечеловеческие звери в человеческом обличье придумали и придумают ещё сотню-другую оригинальных способов лишить человека жизни, за всеми не поспеешь. Ах да, чуть не забыли! Все трюки выполнены профессионалами. Не пытайтесь повторить.

Кореец R, проживающий в Японии, приговорен к смертной казни через повешение за убийство и изнасилование двух женщин. Фильм начинается с исполнения смертного приговора, но оно не увенчалось успехом: каким-то образом приговорённый к смерти выживает. У свидетелей и исполнителей приговора (Прокурор, его секретарь, представители тюремной администрации, служащие тюрьмы, священник и врач — в дальнейшем я буду их называть просто «палачами») начинаются длительные дебаты насчёт того, как определить дальнейшую судьбу выжившего преступника. У всех, разумеется, были разные взгляды по этому поводу. Ситуацию усложнял тот факт, что очнувшийся после повешения R абсолютно потерял память. В итоге «палачи» пришли к выводу о том, что необходимо сначала восстановить память R, а потом снова его повесить…

Как известно, в Японии и по сей день существует смертная казнь как высшая мера наказания для особо опасных преступников. В данном фильме режиссёр размышляет на тему того, есть ли грань между законной казнью, которую назначает народ в лице государства, и незаконным убийством, которое совершает преступник. Кто должен платить за это убийство, санкционированное государством? А как же вероятность того, что человек, которого только что повесили, на самом деле никого не убивал? Должно ли в этом случае государство проявлять такое же раскаяние за совершенное им преступное деяние, которое должен проявлять преступник перед казнью?

Помимо противоречивого вопроса о природе смертной казни, режиссёр затрагивает одну очень острую проблему послевоенного японского общества: проблема дискриминации Zainichi Koreans (???) — этнической группы корейцев, иммигрировавших до 1945 года в Японию и в дальнейшем ставших её гражданами. Якобы восстанавливая память R, «палачи», чьё представление о корейцах выстроено на глупых стереотипах, определили детство R бедным и несчастным, ведь, по их мнению, наверняка в его семье не было денег, а его отец и братья беспробудно пили. Да и вообще, у R просто не было шансов на счастливую жизнь, ведь он кореец — представитель «низшей расы». Ненависть, с которой японцы относятся к мигрантам, напоминает нам об отношениях между осуждающими и осужденными. «Палачи» решают, что к убийствам R склоняли его плотские желания, но, воспроизводя моменты убийства, «палачи» сами раскрывают свою истинную сущность и собственные темные фантазии. Оказалось, что представители закона были больше одержимы идеями преступления, чем любой другой преступник. Создаётся абсурдная ситуация, когда потенциальным преступникам даются полномочия совершать правосудие над другими преступниками, которые уже совершили незаконное деяние.

Неожиданное появление сестры R, которая внушает своему брату о том, что он являлся ярым националистом, тоже имеет смысл показать определенный стереотип, что корейцам вследствие собственной бедности и зародившейся от этого злобы ничего не остаётся, кроме как мстить японцам (например, насиловать и убивать их женщин) и всячески портить им жизни.

Посредством критики социально-экономических и социально-культурный барьеров между людьми разных национальностей, режиссёр осуждает глупые предрассудки, возникающие в обществе.

Таким образом, режиссёр создал величайшую картину, которую можно охарактеризовать как злобную сатиру об обществе, которое, само того не замечая, создаёт благоприятную атмосферу для процветания преступности, а в некоторых ситуациях само становится убийцей, не задумываясь о преступности собственных действий.

Самыми популярными видами казни в Средневековье были обезглавливание и повешение. Причем применялись они к людям разных сословий.Обезглавливание применялось в качестве наказания знатных людей, а виселица была уделом безродных бедняков. Так почему же аристократии рубили голову, а простонародье вешали?

Обезглавливание - удел королей и дворян

Этот вид смертной казни применялся повсеместно на протяжении многих тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось «благородным» или «почетным». Отрубали голову в основном аристократам. Когда представитель знатно рода клал голову на плаху, он проявлял смирение.

Обезглавливание мечом, топором или секирой считалось наименее мучительной смертью. Быстрая кончина позволяла избежать прилюдной агонии, что было важно представителям благородных семейств. Толпа, жаждущая зрелищ, не должна была видеть низкие предсмертные проявления.

Также считалось, что аристократы, будучи смелыми и самоотверженными воинами, подготовлены именно к смерти от холодного оружия.

Многое в этом деле зависело от умений палача. Поэтому часто сам осужденный или его родственники платили большие деньги, чтобы он сделал свое дело с одного удара.

Обезглавливание приводит к моментальной смерти, а значит, избавляет от неистовых мучений. Приговор в исполнение приводился быстро. Осужденный клал голову на бревно, которое должно было быть не более шести дюймов толщиной. Это значительно упрощало казнь.

Аристократический оттенок этого вида наказания нашел свое отражение и в книгах, посвященных эпохе Средневековья, увековечив тем самым его избирательность. В книге «История мастера» (автор Кирилл Синельников) есть цитата: «…казнь благородная - отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание - это удел королей и дворян».

Повешение

Если к лишению головы приговаривали дворян, то на виселицу попадали преступники-простолюдины.

Повешение - самая распространенная в мире казнь. Этот вид наказания с древних времен считается позорным. И объяснений тому несколько. Во-первых, считалось, что при повешении душа не может выйти из тела, как бы оставаясь у него в заложниках. Таких покойников называли «заложными».

Во-вторых, умирать на виселице было мучительно и больно. Смерть не наступает моментально, человек испытывает физические страдания и несколько секунд остается в сознании, прекрасно осознавая приближение конца. Все его мучения и проявления агонии при этом наблюдают сотни зевак. В 90% случаев в момент удушения расслабляются все мышцы тела, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря.

У многих народов повешение считалось нечистой смертью. Никому не хотелось, чтобы после казни его тело болталось на виду у всех. Поругание выставлением напоказ - обязательная часть этого вида наказаний. Многие считали, что такая смерть - самое худшее, что может случиться, и уготована она только предателям. Люди вспоминали Иуду, который повесился на осине.

Приговоренный к виселице должен был иметь три веревки: первые две толщиной в мизинец (тортузы) были снабжены петлей и предназначались для непосредственного удушения. Третья называлась «жетоном» или «броском» - она служила для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал палач, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного.

Исключения из правил

Несмотря на четкое разграничение по принадлежности к тому или иному сословию, бывали исключения из устоявшихся правил. Например, если знатный дворянин насиловал девушку, которую ему поручили на попечительство, то он лишался своего дворянства и всех привилегий, связанных с титулом. Если во время задержания он оказывал сопротивление, то его ждала виселица.

Среди военных к повешению приговаривались дезертиры и предатели. Для офицеров такая смерть была настолько унизительной, что часто они совершали самоубийство, не дожидаясь исполнения назначенного судом наказания.

Исключение составляли случаи государственной измены, при которых дворянин лишался всех привилегий и мог быть казнен как простолюдин.

Самыми популярными видами казни в Средневековье были обезглавливание и повешение. Причем применялись они к людям разных сословий.Обезглавливание применялось в качестве наказания знатных людей, а виселица была уделом безродных бедняков. Так почему же аристократии рубили голову, а простонародье вешали?

Обезглавливание - удел королей и дворян

Этот вид смертной казни применялся повсеместно на протяжении многих тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось «благородным» или «почетным». Отрубали голову в основном аристократам. Когда представитель знатно рода клал голову на плаху, он проявлял смирение.

Обезглавливание мечом, топором или секирой считалось наименее мучительной смертью. Быстрая кончина позволяла избежать прилюдной агонии, что было важно представителям благородных семейств. Толпа, жаждущая зрелищ, не должна была видеть низкие предсмертные проявления.

Также считалось, что аристократы, будучи смелыми и самоотверженными воинами, подготовлены именно к смерти от холодного оружия.

Многое в этом деле зависело от умений палача. Поэтому часто сам осужденный или его родственники платили большие деньги, чтобы он сделал свое дело с одного удара.

Обезглавливание приводит к моментальной смерти, а значит, избавляет от неистовых мучений. Приговор в исполнение приводился быстро. Осужденный клал голову на бревно, которое должно было быть не более шести дюймов толщиной. Это значительно упрощало казнь.

Аристократический оттенок этого вида наказания нашел свое отражение и в книгах, посвященных эпохе Средневековья, увековечив тем самым его избирательность. В книге «История мастера» (автор Кирилл Синельников) есть цитата: «…казнь благородная - отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание - это удел королей и дворян».

Повешение

Если к лишению головы приговаривали дворян, то на виселицу попадали преступники-простолюдины.

Повешение - самая распространенная в мире казнь. Этот вид наказания с древних времен считается позорным. И объяснений тому несколько. Во-первых, считалось, что при повешении душа не может выйти из тела, как бы оставаясь у него в заложниках. Таких покойников называли «заложными».

Во-вторых, умирать на виселице было мучительно и больно. Смерть не наступает моментально, человек испытывает физические страдания и несколько секунд остается в сознании, прекрасно осознавая приближение конца. Все его мучения и проявления агонии при этом наблюдают сотни зевак. В 90% случаев в момент удушения расслабляются все мышцы тела, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря.

У многих народов повешение считалось нечистой смертью. Никому не хотелось, чтобы после казни его тело болталось на виду у всех. Поругание выставлением напоказ - обязательная часть этого вида наказаний. Многие считали, что такая смерть - самое худшее, что может случиться, и уготована она только предателям. Люди вспоминали Иуду, который повесился на осине.

Приговоренный к виселице должен был иметь три веревки: первые две толщиной в мизинец (тортузы) были снабжены петлей и предназначались для непосредственного удушения. Третья называлась «жетоном» или «броском» - она служила для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал палач, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного.

Исключения из правил

Несмотря на четкое разграничение по принадлежности к тому или иному сословию, бывали исключения из устоявшихся правил. Например, если знатный дворянин насиловал девушку, которую ему поручили на попечительство, то он лишался своего дворянства и всех привилегий, связанных с титулом. Если во время задержания он оказывал сопротивление, то его ждала виселица.

Среди военных к повешению приговаривались дезертиры и предатели. Для офицеров такая смерть была настолько унизительной, что часто они совершали самоубийство, не дожидаясь исполнения назначенного судом наказания.

Исключение составляли случаи государственной измены, при которых дворянин лишался всех привилегий и мог быть казнен как простолюдин.

Из-за необратимых повреждений коры головного мозга . Сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания . Со второй половины XIX века во многих странах при смертной казни применяется тип повешения, при котором тело осуждённого не просто лишается опоры и повисает на верёвке, а падает с большой высоты (несколько метров) через люк. В таком случае смерть наступает не от асфиксии через несколько минут, а от разрыва шейных позвонков и спинного мозга практически мгновенно. При таком повешении необходимо рассчитывать длину верёвки в зависимости от веса осуждённого так, чтобы голова не отделилась от тела (в Великобритании существовала «официальная таблица падений » (англ. Official Table of Drops ) для расчетов длины веревки). Отделение головы от тела имело место, в частности, при казни Барзана Ибрагима аль-Тикрити .

История

Впервые убийство через повешение использовали древние кельты , принося человеческие жертвоприношения воздушному богу Езусу . О казни через повешение упоминает Сервантес (XVII век).

В России повешение практиковалось в имперский период (напр., казнь декабристов , «столыпинские галстуки» и т. д.) и противоборствующими сторонами в годы гражданской войны.

Поздне́е повешение практиковалось в короткий период военного времени и первых послевоенных годов в отношении военных преступников и сотрудничавших с нацистами лиц (в частности, через повешение были казнены генералы Власов , Краснов , Шкуро , полковник Гирей-Султан Клыч , атаман Семёнов , фигуранты Краснодарского процесса и др.) - смотри Указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев...». На Нюрнбергском процессе к смертной казни через повешение были приговорены 12 высших руководителей Третьего Рейха .

На оккупированных территориях казнь через повешение практиковали немецкие власти в отношении партизан и подпольщиков. В Японии в году был повешен советский разведчик Рихард Зорге .

В некоторых странах центральной Европы (Германии, Австрии, Швейцарии и некоторых других) в Средние века и Новое время место для повешения называлось Галгенберг (Галгенхюгель, Галгенбюль).

Иногда в качестве синонима смертной казни через повешение используют выражение «столыпинский галстук» (высказывание депутата 2-й Государственной Думы от партии конституционных демократов Родичева Ф.И. Поводом к нему послужил доклад, который представил Думе председатель Совета министров Российской империи Пётр Столыпин).

В настоящее время повешение применяется как единственный или один из нескольких предусмотренных законом видов смертной казни в целом ряде стран, среди которых Япония , Иран , Ирак , Афганистан , обе Кореи, США .

Повешение в криминалистике

По способу наложения выделяют петли с одиночным, двойными и множественными оборотами, в свою очередь, многооборотные петли могут иметь параллельные, соприкасающиеся и взаимнопересекающиеся витки. Зачастую для удушения применяются материалы , которые оказались под рукой, например, части туалета, или же предметы, к которым погибший в силу своей профессии имел доступ: бинты, электропровод, поясные ремни, шарфы , чулки. По направлению волокон верёвки можно установить направление натяжения - в частности, если натяжение происходило в направлении, обратном тяжести тела, это заставляет сделать вывод о том, что имело место убийство . Необходимо также обратить внимание на узел - он может указывать на профессиональные навыки человека и иногда служит определяющим фактором при расследовании.

Основным признаком повешения является странгуляционная борозда, которая представляет собой отпечаток петли на шее и нередко повторяет строение материала, из которого была сделана петля. При повешении, как правило, странгуляционная борозда является незамкнутой, так как концы петли поднимаются к узлу при натяжении. По внешнему виду борозды различают: бледные, когда материал петли был мягкий и воздействие петли на шею было непродолжительным; и бурые, когда петля была жёсткой, и человек долгое время находился в петле.

Спасение повешенных

Спасти повешенного человека достаточно сложно. Сделать это можно только если шейные позвонки не имеют серьёзных повреждений, и если с момента повешения прошло не более 3-4 минут (крайне редко встречаются случаи спасения повешенного человека через полчаса после повешения).

Вначале необходимо быстро вынуть повешенного из петли. Как правило, разорвать петлю голыми руками крайне трудно, а порой и практически невозможно, поэтому петлю обычно разрезают. В бытовых условиях (при попытке самоубийства) берут острый нож, слегка приподнимают повесившегося за воротник или волосы и быстро режут петлю, направляя лезвие ножа от головы повешенного. Повешенного затем приподнимают, чтобы при падении он не ударился головой об пол.

Вынув повешенного из петли и уложив его на пол, определяют наличие пульса и дыхания. Если с момента повешения прошло не слишком много времени, то у повешенного с высокой долей вероятности сохранится дыхание и сердечная деятельность. В таком случае его просто прижимают к полу и ждут, когда пройдут судороги (это должно произойти самостоятельно через несколько минут).

Если с момента повешения прошло достаточно много времени, и у потерпевшего отсутствует дыхание и сердцебиение, приступают к сердечно-лёгочной реанимации , но при этом не запрокидывают голову повешенного, опасаясь повреждения шейных позвонков.

В обязательном порядке каждого человека, пережившего повешение, необходимо доставить в стационар, так как при повешении всегда сохраняется высокая опасность неблагоприятных осложнений.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Текст стандартной инструкции по организации повешения, разработанный в управлении исправительных учреждений американского штата Делавер (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Повешение" в других словарях:

    Казнь, самоповешение, галстук, виселица, петля Словарь русских синонимов. повешение виселица; петля (разг.); галстук (устар. ирон.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    ПОВЕШЕНИЕ, повешения, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. повесить (см. вешать во 2 знач. Смертная казнь через повешение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    1) один из квалифицированных способов смертной казни. В России было впервые законодательно предусмотрено в Соборном уложении 1649 г. Считалось позорящим наказанием. П. использовалось и как средство массового устрашения, поскольку тела повешенных… … Юридический словарь

    См. вешать 1. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПОВЕШЕНИЕ - ПОВЕШЕНИЕ, сдавление шеи петлей, затягиваемой тяжестью тела. Этот вид насильственной смерти, исключая смертную казнь через П., в громадном большинстве случаев встречается как самоубийство и очень редко как несчастный случай; иногда П.… … Большая медицинская энциклопедия

    Повешение - (англ. death by handing) в судебной медицине разновидность механической асфиксии, возникающей от сдавления шеи петлей, затягивающейся под действием тяжести собственного тела или его части. Материал и конструктивные особенности петли влияют на… … Энциклопедия права