Тренажер задание 12 огэ русский язык.

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мамина ладошка коснётся твоих волос,(1) потреплет их игриво,(2) и вот ушли все неприятности и огорчения, (3) как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. Самое дорогое сокровище,(4) самая большая ценность в нашей жизни – руки нашей мамы!

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, (1) они очутились на заброшенной вырубке. Это и был малинник: запах малины, (2) жара и шмелиное жужжание...

Когда наелись малины, (3) повернули назад и по дороге решили зайти в старый парк.

Одна из аллей шла в самый глухой угол парка. Там стояла бывшая барская контора, (4) которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, (1) но все отказались самым решительным образом. Венька не мог даже предположить, (2) что ещё кого-то в классе не любят так же, (3) как его самого.

Очень хорошо зная, (4) как тяжело быть одному, (5) Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, (1) а в некоторых местах была порезана, (2) и оттуда торчала вата. Медвежонок

по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

Я решил съездить на дачу, (3) которая была практически заброшена, (4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. Перерыв там всёвверх дном, (5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он сидел передо мной такой шоколадный, (1) и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтыйстеклянный, (2) а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, (3) потому чтоМишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, (4) как будто он уже заранее сдаётся...

6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Ты видишь, (1) как девочка любит Катю: она её из рук почти не выпускает, (2) и ложится спать, (3) и ест вместе с ней, (4) а мы с тобой день и ночь скучаем на тумбочке.

7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Мы, (1) какдрова, (2) таскали на телегу стеклянные пирамиды, (3) циркули, (4) банки со змеями и лягушками.

Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий, (5) Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила: – Деньги-то ещё остались. Чего бы ещё купить?

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

«Золотые дни» не вечны, (1) на смену им приходят «суровые дни», (2) когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, (3) а если он и есть, (4) то у него другая прекрасная дама – скосичками, (5) с капризно надутыми губами, (6) с кляксой на платье...

89 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда у него, (1) у Ваньки, (2) будет собственный сын, (3) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. Он внимательно изучит, (4) в чём будут ходить друзья сына, (5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, (6) как у Пети Комиссарова: скромную, (7) с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, (1) а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. Глаза у него светлые, (2) а волосы тёмные, (3) как по заказу…

Сделав всё, (4) что нужно, (5) для заполнения Митиной страницы, (6) Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, (7) чтобы полюбоваться делом рук своих.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, (1) и я, (2) уединившись в библиотечных кулисах, (3) множил, (4) вдохновлённый похвалой, (5) свои образцы.

Благоговейная тишина, (6) запахи книг оказывали на меня магическое действие. На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, (7) зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении!

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

И скоро началось то, (1) чего я опасался. Снежинки вдруг закружились в таком танце, (2) что через несколько минут началась настоящая пурга, (3) вскоре перешедшая в большой буран. Узенькую дорожку, (4) которая вела в наше село, (5) то и дело засыпало снегом, (6) а потом она и совсем пропала.

13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Извиняться тебе перед ней придётся, (1) и так, (2) чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. Мы сейчас идём к ней, (3) ты извиняешься и даришь ей цветы, (4) а иначе миру между нами не бывать.

Миром с дедом внук дорожил, (5) и поэтому он понял, (6) что не миновать ему ни извинения, (7) ни цветов.

14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Нет, (1) она не изменилась. Почти не изменилась. Во всяком случае, (2) она не хуже, (3) но и не лучше прежнего. Немного выросла по сравнению с прошлым годом, (4) но во всём остальном особенных перемен в ней нет.

15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью

В те дни, (1) о которых я рассказываю, (2) он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. Впрочем, (3) Лёшкины дразнилки были беззлобные, (4) а по-настоящему злился он, (5) если к нему лезли под руку во время важной работы. Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, (6) а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.

16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, (1) мама Вика, (2) сын Митя и дочь Ника. Дети были послушными, (3) но они очень не любили ложиться спать. Каждый вечер был скандал:

– Дети, (4) ложитесь спать! Уже поздно… – сердился папа Витя.

– Ну, (5) папа, (6) ещё полчасика можно мы поиграем?

17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Повздыхав, (1) зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило, (2) по которому мама должна прийти сама вместе с тобой, (3) захватив при этом паспорт, (4) мы вылетели на волю, (5) снова ликуя и толкаясь.

18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной с вязью.

Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, (1) а Вовка, (2) такая у него была почётная обязанность, (3) передвигал флажки на карте под руководством учительницы.

Наши били фрицев, (4) флажки двигались каждый день, (5) расширяя фронт атак, (6) и в тот день скакнули далеко вперёд.

19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью .

Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, (1) что смерть минует меня. Это была земля моей матери, (2) родная земля, (3) и она хранила меня с материнской верностью.

Один, (4) только один раз земля не уберегла меня...

Я очнулся втелеге, (5) на сене. Я не почувствовал боли, (6) меня мучила нечеловеческая жажда.

20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Наиля посмотрела на меня пристально, (1) покачала головой. Она не могла понять, (2) а я не мог объяснить ей, (3) что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые.

Запятые в сложном предложении

Русский язык 9 класс |

Вопрос № 1

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед:
- Мы любим тебя,(13) мы любим тебя!

Введите ответ:

Вопрос № 2

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

"Ваш вид мне не нравится!" - говорила мама,(1) и,(2) вытягиваясь на носках,(3) как во время гимнастики,(4) она ощупывала чей-нибудь лоб.

Введите ответ:

Вопрос № 3

Она никогда не давала громкого свистка,(1) никогда не напоминала вслух о правилах жизни,(2) но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям,(3) потому что эти решения были справедливы. Если мама задерживалась,(4) Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными,(5) словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда,(6) который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти.

Введите ответ:

Вопрос № 4

Поесть не очень стыдно,(1) когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет,(2) он будет с ней дружить,(3) а подачек ему не надо.

Введите ответ:

Вопрос № 5

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я для тебя всего только лисица,(1) точно такая же,(2) как сто тысяч других лисиц. Но,(3) если ты меня приручишь,(4) мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете,(5) и я буду для тебя один в целом свете...

Введите ответ:

Вопрос № 6

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде,(4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании.

Введите ответ:

Вопрос № 7

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

Введите ответ:

Вопрос № 8

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур,(1) а в крайних домах,(2) расположенных ближе к лесу,(3) птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе,(4) кто это разбойничает ночами.

Задание 12 из ОГЭ по русскому языку направлено на проверку знаний в теории сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Ученик должен показать, что он понимает, чем они отличаются в зависимости от имеющихся союзов, может сделать пунктуационный анализ, имеет представления о сочинительных союзах и их функциях.

В задании будет указано, что школьник должен выбрать варианты, в которых правильно расставлены запятые между частями сложного предложения, соединенного сочинительной/подчинительной связью.

Как выполнять и чему стоит уделить особое внимание

Прежде всего, надо внимательно прочитать текст и определить грамматические основы. Затем установить границы предложений. Понять, каким образом связаны их части (сочинительный или подчинительный союз). Главное - не путать сложносочиненные предложения с однородными членами.

В теории все кажется достаточно сложным, но, это лишь страхи. Чтобы легко сдать испытания по этому предмету, надо в первую очередь как следует изучить теорию. Применяя теоретические знания на практике, можно не бояться ошибок. За каждый правильный ответ школьнику дается один балл.

Кроме теста, при прохождении которого котором нужно выбрать правильные варианты, придется написать изложение и сочинение. При их проверке оценивается грамотность. Потому сильная теоретическая подготовка - отличная база для успешного решения всего задания.

Знать свой язык – это правильно и патриотично

Не стоит думать, что эти знания пригодятся вам только лишь при прохождении испытаний. Это важно и для будущего, ведь при поступлении в высшее учебное заведение, при дальнейшей работе и просто в жизни ценятся люди, грамотно разговаривающие и пишущие на родном языке. Смешно считать, что математик, химик или программист может обойтись без грамматики и пунктуации. Конечно, можно заполнить свою жизнь формулами, но, с их помощью невозможно написать письмо или общаться в социальных сетях.

Начинайте уже сейчас

Не упустите свой шанс подготовиться без проблем, выбирайте задание 12 ЕГЭ по русскому языку и решайте его в спокойной обстановке. Для удобства школьников в сети выложены все варианты тестовых заданий для плодотворной работы.

Будьте готовы, что во время экзамена вы будете находиться в немного других условиях, более нервных и непривычных. Потому уделите самостоятельной работе большое внимание, и успех обеспечен. Удачи вам, хороших баллов!

ОБЗ – 2017г.

Задание № 12

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Сейчас я понимаю, (1) что это был пёс-чудак. Странный, (2) необычный и, (3) можно сказать, (4) выдающийся. Если бы он родился человеком, (5) то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». Но тогда, (6) в детстве, (7) его несуразные выходки, (8) наивная ребячливость, (9) несовместимая с грозным званием сторожевого пса, (10) сентиментальность меня порою доводили до бешенства.

2.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он помогает их переводить, (1) ему доверили важное и почти опасное дело, (2) и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, (3) потому что он с Машей, (4) которую в зоопарке все знали.

3.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Поесть да, (1) поесть не очень стыдно, (2) когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет, (3) он будет с ней дружить, (4) а подачек ему не надо.

4.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я для тебя всего только лисица, (1) точно такая же, (2) как сто тысяч других лисиц. Но, (3) если ты меня приручишь, (4) мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете, (5) и я буду для тебя один в целом свете...

5.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

А вота!.. крикнул Санька и, (1) не глядя, (2) рванул поперёк все деньги, (3) все бумажки, (4) что были в кулаке. Он видел, (5) как растерялись детдомовские.

6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Как будто все Санькины чувства: и превосходство, (1) и злость, (2) и презрение, (3) и отчаянность, (4) что уже были в нём, (5) всё это вдруг передалось детдомовским, (6) а Санька остался ни с чем.

7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В 1922 году, (1) когда ему было 14 лет, (2) Лев Ландау успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет сразу на два отделения математическое и естественное. Его очень интересовала химия, (3) но вскоре он ушёл с естественного отделения, (4) поняв, (5) что физика и математика ему больше по душе.

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Скучная у меня жизнь, (1) но, (2) если ты меня приручишь, (3) моя жизнь изменится, (4) солнцем озарится, (5) продолжал Лис. Твои шаги я стану различать среди тысяч других.

9. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Тут мама одну руку вскинула, (1) что-то тихонько замурлыкала, (2) какую-то мелодию, (3) и давай руками размахивать.

Ладно, (4) ладно! рассмеялся я. Расскажи лучше, (5) как же они на пальцах танцуют.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

А потом, (1) когда кошки выздоровели, (2) началась игра. Я смастерил массу игрушек, (3) и с британскими кошками мы повторили все трюки, (4) которые выполняли их московские «коллеги», (5) и даже сумели создать много нового и интересного.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

На топчане полулежал Вася, (1) прикрыв глаза левой рукой. На груди его покоилась скрипка, (2) длинная палочка-смычок была зажата в правой руке. Я тихонько приоткрыл дверь, (3) шагнул в караулку и сел на порог, (4) не отрываясь глядя на руку, (5) в которой зажата была гладкая палочка.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Долго сидел я, (1) слизывая крупные слёзы, (2) катившиеся на губы. Не было сил подняться и уйти. Скрипки не было слышно, (3) и свет в Васиной избушке не горел. Я осторожно подошёл поближе, (4) заглянул в окно. Чуть мерцая, (5) топилась в избушке прогоревшая железная печка.

13. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

По одну сторону дорожки кусты калины, (1) которые были для нас тёмными зарослями обителью диких ирокезов. А на другом конце, (2) у сараев, (3) стояли шиферные вигвамы могикан. Когда-то тут была большая рябина, (4) но она подгнила и упала. Мы обедали на кухне, (5) как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.

14. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанного сочинительной связью.

Ещё недавно наша улица была деревянной, (1) а теперь от неё осталось два домика, (2) окружённых девятиэтажными коробками.

Я прошёлся по комнатам, (3) вышел во двор. От крыльца до сарая тянется дорожка, (4) по которой я сделал первые в жизни шаги.

15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Загорелся спор, (1) и неожиданно студенты поняли, (2) что прав Ландау! Лицо у Льва было серьёзное и сосредоточенное, (3) у Петра Петровича взволнованное и несколько обескураженное. Ландау написал вывод и положил мел. Лукин улыбнулся и, (4) наклонив голову, (5) громко сказал:

Поздравляю, (6) молодой человек. Вы нашли оригинальное решение.

16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, (1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, (2) подпёртая чурбаком, (3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде, (4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании…

17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я увидел выступление Чарли Чаплина и в один миг понял, (1) что хочу быть именно клоуном. Каждый раз, (2) когда я ложился спать и закрывал глаза, (3) передо мной появлялась огромная цирковая арена.

18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Она ела без всякого интереса, (1) как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, (2) чем хлеб, (3) холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... Она ела для того, (4) чтобы не умереть. Она ждала кого-то с моря, (5) и ей нужно было жить.

19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, (1) прячась за спины прохожих, (2) проводила его до дома. Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. Даже не заметив свою учительницу, (3) он пронёсся мимо, (4) а Женечка поспешила за ним.

20. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В коротком антракте войны, (1) в глухом лесу, (2) где пахло гарью, (3) звенела и росла мелодия Чайковского, (4) и от её томительного напева, (5) казалось, (6) разорвётся, (7) не выдержит сердце.

21. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Ему казалось, (1) что эта могучая, (2) свободно льющаяся из души музыканта импровизация вдруг оборвётся тревожным, (3) болезненным вопросом, (4) который откроет новую рану в душе слепого.

22. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Казалось, (1) будто удар разразился над толпою, (2) и каждое сердце дрожало, (3) как будто он касался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк, (4) но толпа хранила гробовое молчание.

23. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Все мы ожидали, (1) что лейтенант молча уберёт снимок. Возможно, (2) так бы и случилось, (3) если бы не настойчивый Лёвушкин. Взъерошив и без того лохматую голову, (4) он нерешительно попросил:

А можно посмотреть?

Яровой, (5) ни слова не говоря, (6) протянул фотографию.

24. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Лёвушкин, (1) а за ним следом и ещё двое подошли к нарам. Яровой никогда не показывал никому из нас ни своих фотографий, (2) ни своих писем, (3) и то, (4) что сейчас он долго и пристально рассматривает какой-то снимок, (5) заинтересовало всех.

25. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок, (1) удостоверилась, (2) что они подлинные, (3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

Мальчик, (4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно, (5) чтобы я слышала.

26. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Вот он там стоял, (1) у самого прилавка, (2) платил деньги, (3) а сам так часто-часто на меня оглядывался, (4) и улыбка не сходила с его лица. А я ведь тогда таращился на красивые цветные коробки, (5) всё собирался спросить отца, (6) почему он не купит себе трубку, (7) и так и не спросил.

27. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я стоял, (1) как тогда, (2) до войны, (3) у самого порога, (4) и было на душе у меня пусто, (5) будто я ночью иду по пустой дороге.

28. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я тоже когда-то собирал, (1) мы приносили их домой целыми сотнями. Аккуратненькие, (2) лакированные, (3) они загромождали ящики, (4) всем мешали, (5) и долго ещё выметали их из-под шкафов и кроватей.

29. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Хороший был диван мягкий, (1) просторный, (2) какой-то удивительно удобный. После обеда на нём всегда отдыхала бабушка. Я укрывал её старым пальто, (3) которое только для этого и служило, (4) и давал в руки чьи-нибудь мемуары…

30. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Замечательный человек, (1) встретившийся мне, (2) был Игнатий Дмитриевич Рождественский, (3) сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу, (4) и поразил нас учитель с первого взгляда чрезмерной близорукостью.

31. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Однажды на уроке русского языка учитель рассказывал о слове «яр» целый час и, (1) когда наступила перемена, (2) изумлённо поглядел на часы, (3) потом махнул рукой: «Диктант напишем завтра».

32. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

А теперь давай корзинку, (1) ты её едва тащишь. Я провожу тебя, (2) и мы поговорим о чём-нибудь другом.

Корзина действительно была тяжёлая, (3) и Дагни, (4) вздохнув, (5) протянула её Григу.

Когда среди деревьев показался дом лесника, (6) Григ сказал:

Ну, (7) теперь ты добежишь сама, (8) Дагни.

33. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила школу, (1) отец отвёз её погостить к своей сестре в город. Однажды Дагни с тётушкой отправилась на концерт. Был тёплый июнь, (2) стояли белые ночи, (3) и концерты проходили в городском парке под открытым небом. Несмотря на вечер, (4) ни дирижёр, (5) ни оркестранты не включили лампочек над пультами.

34. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными сочинительной связью.

Вместе с ними ты по передовой лазил, (1) вместе горе хлебал, (2) а тут ты вдруг пошёл к начальнику в связные. Воевать я, (3) что ли, (4) не умею, (5) или я хуже других?

35. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мы поужинали, (1) и, (2) когда мальчик задремал, (3) Холин рассказал мне об Иване.

Понимаешь, (4) мы не раз уговаривали его поехать в суворовское училище.

36. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Как только начинался спектакль, (1) зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков, (2) и лучи эти всё время перелетали, (3) как маленькие огненные птицы, (4) с одного лица на другое в зависимости от того, (5) кто из актёров в это время говорил.

37. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Какие изумительные были костюмы, (1) а музыку исполнял огромный оркестр, (2) наверное, (3) человек сто музыкантов. А сам театр! Мраморные колонны, (4) пол, (5) по которому страшно ходить, (6) потому что он похож на стеклянный…

38. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Она как лакмусовая бумажка, (1) как проявитель какой-то особенный. Валега вот читает по складам, (2) в делении путается, (3) не знает, (4) сколько семью восемь.

39.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Пешеходов не задерживается среди взрослых, (1) его лучшие приятели и слушатели ребятня. Эти засыпают вопросами, (2) на которые он отвечает с великой охотой. Более того, (3) он ждёт этих вопросов и, (4) отвечая на них, (5) испытывает удивительное чувство, (6) знакомое лишь засыхающему дереву, (7) когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.

40. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Мальчик напряг слух, (1) но услышал лишь вой ветра, (2) который дул из пустоты. Он хотел крикнуть и позвать мать. Ему необходимо было разорвать своё одиночество, (3) такое длинное и бесконечное одиночество, (4) которым он так гордился вчера.

Знаки препинания в сложном предложении

Формулировка задания:

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Наверное,(1) сказалось давнее и природное свойство русских людей - сопереживать и сострадать чужому горю; это прекрасное качество русского народа,(2) ныне почти утерянное и разбазаренное в его массовом эгоизме. Тогда это качество было ещё живо,(3) и оно не раз согревало людские души... Подумайте: ведь эти солдаты-добровольцы из сталинградского гарнизона понимали,(4) что,(5) спасая Нину,(6) каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!

Правильный ответ: 3

Комментарий: 4. Запятая на месте цифры 1 выделяет вводное слово, запятая не месте цифры 2 выделяет причастный оборот, 3 - запятая на месте сочинительной связи, заптыми на месте цифр 5 и 6 выделяется деепричастный оборот.

Что нужно знать:
Вспомним, что сложные предложения бывают трёх типов: сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное. Каждый тип сложного имеет свои правила постановки знаков между частями предложения. Вспомним эти правила.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (ССП)

ССП - это предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, так как предложения в составе ССП не зависят друг от друга, равноправны.

Основное правило: запятая ставится между частями сложного предложения, соединёнными сочинительными союзами, то есть в ССП.

Вспомним типы сочинительных союзов, чтобы легко находить их в предложениях.

Типы сочинительных союзов

Тип союзов

Примеры

Соединительные

и

да (в значении И)

ни…, ни

Разделительные

или

либо

то…, то

не то…., не то

а то

не то

Противительные

а

но

зато

однако

да (в значении НО)

Присоединительные

да

да и

тоже

также

Пояснительные

то есть

а именно

Нужно помнить, что бывают так называемые двойные союзы, которые характеризуются тем, что первая часть союза стоит в первой час и предложения, а вторая- во второй:

не только…, но и

как…, так и

не столько…, сколько

Трудные случаи постановки запятой между частями ССП

Бывают случаи, когда запятая между частями ССП не ставится. Запомните эти случаи.

    Перед союзами И, ДА (в значении И), ИЛИ, ЛИБО запятая не ставится в ССП, если есть общий второстепенный член и он находится в самом начале предложения (то есть данный второстепенный член относится и к первому, и ко второму простому предложению)

Например: Осенью дни стали короче и заметно похолодало. (Здесь нет запятой перед И, хотя это два простых в со ставе сложного. В начале предложения есть общий второстепенный член: осенью)

    Если два предложения являются главными по отношению к общему придаточному.

Например: Когда Светлана готовилась к экзамену, она перечитала всю необходимую литературу и ей пришлось в очередной раз вспомнить теорию. (В данном предложении есть общее придаточное когда Светлана готовилась к экзамену. Поэтому запятой пред союзом И нет, хотя далее идут два предложения. Основы: она перечитала и пришлось вспомнить.)

    Если два простых предложения в составе ССП - это назывные предложения.

Например: Хриплый стон и скрежет ярый.

    Если оба простых в составе ССП - это либо два вопросительных, либо два восклицательных, либо два побудительных предложения.

Например: Когда необходимо выполнить работу и каков примерно её объём?

    Если оба простых - неопределённо-личные предложения, причём действие совершается одним и тем же предметом.

Например: Учащимся долго объясняли их права на экзаменах и после объяснения раздали материал.

    Если два простых - это безличные предложения, но в составе сказуемых имеются слова-синонимы.

Например: Не нужно попусту тратить время или же следует распределять его рационально. (Здесь слова -синонимы не нужно и следует).

Знаки препинания в сложноподчинённых
предложениях (СПП)

СПП - это предложение, в котором есть главное предложение и придаточное, то есть зависящее от главного, причём в предложении моет быть несколько придаточных.

Соединяются придаточные с главными подчинительными союзами и союзными словами(то есть частями речи, которые выполняют роль союзов, оставаясь при этом членами предложения).

Вспомним эти союзы, чтобы зрительно находить их в предложении, а значит, видеть те запятые, которые соединяют части предложения, связанные подчинительной связью (именно так требуется по заданию).

Типы подчинительных союзов

Типы подчинительных союзов

Примеры

Изъяснительные

чтобы, будто, что, как

Временные

когда, как только, как, лишь, лишь только, между тем как, едва лишь, пока

Причинные

Оттого что, потому что, ибо, из-за того что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что

Сравнительные

как будто, словно, будто бы, словно бы, словно как, как, точно

Следствия

так как

Условные

если, если бы, когда, когда бы, коли, коль, ежели, ежели бы, раз

Уступительные

хотя, хоть, хотя бы, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, даром что

Основное правило постановки запятой между частями СПП: если предложение СПП, то между частями ставится запятая перед подчинительным союзом.

Однако не всё так просто. Есть несколько очень важных исключений, которые необходимо запомнить.

Трудные случаи постановки запятой между частями СПП

Запятая между частями ССП не ставится в следующих случаях:

    Если перед подчинительным союзом или союзным словом есть отрицание с частицей НЕ.

Например: Старайся представить не как ты провалишься на экзамене, а как сможешь показать все свои знания.

    Если придаточное предложение в своём составе имеет только одно союзное слово.

Например: Она сердилась на него, но сама не понимала за что . (выделенная часть предложения - придаточное, состоящее из одного союзного слова, поэтому нет запятой).

    Не ставится запятая перед вторым простым предложением, если пред ним стоят слова а именно, в частности, особенно, а также, то есть и подобные.

Например: Путешествие придётся прервать в сезон дождей, а именно когда наступит сентябрь.

Запомните!

Существуют особые правила постановки запятой при сложных подчинительном союзах:

ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, потому что, вместо того чтобы, для того чтобы, несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, перед тем как, после того как, с тех пор как и других.

Правило: Запятая внутри данных союзов при отсутствии перечисленных ниже условий НЕ ставится, и никогда не ставится, если союзы стоят в начале предложения .

Например: Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно много заниматься. Нужно много заниматься, для того чтобы хорошо сдать экзамен.

Запятая делит союз на две части, если:

    Перед союзом есть отрицание с НЕ

Например: Он так повёл себя не потому, что хотел отмстить.

    Если перед союзом есть ограничительные частицы (например, в особенности, только и другие.

Например: Нужно ли доказывать свою правоту только для того, чтобы вызвать его внимание?

    Наличие вводного слова перед союзом.

Например: Всё это мне хотелось особенно запомнить, может быть, потому, что я больше это не смогу увидеть.

    Если первая часть союза включена в ряд однородных членов.

Например: Ему было стыдно и за себя, и за друзей, и оттого, что все почувствовали его неуверенность.


Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Часто в предложении бывает несколько придаточных. Как же нужно ставить знаки препинания в этом случае? Рассмотрим данные правила.

    Если в СПП несколько придаточных и между ними нет союзов, то запятая ставится.

Например: Мне казалось, что все вокруг смотрели на меня с удивлением, что в их глазах было сожаление.

    Если два однородных придаточных соединены соединительным или разделительным союзом, то запятая между ними не ставится.

Например: Учитель объяснил, как нужно выполнять данное задание и как не ошибиться при постановке знаков препинания.

Правила постановки знаков препинания в СПП при стыке союзов смотрите


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)

Необходимо чётко разграничивать БСП по значению: в одних БСП простые не зависят друг от друга (как в ССП), а других - зависят (как в СПП, их легко переделать в сложноподчинённые предложения), просто между частями данных предложений нет союзов .

Поэтому и правила постановки знаков препинания в таких предложениях разные.

Знаки препинания в БСП, в которых простые предложения не зависят друг от друга

    Основной знак препинания - ЗАПЯТАЯ. В таких предложениях нет осложняющих конструкций внутри простых.

Например: Спектакль закончился, театр опустел.

    Если хотя бы одно предложение осложнено чем-то, то между простыми ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ .

Например: Спектакль, вызвавший такие бурные овации, закончился; театр опустел.

Знаки препинания в БСП, в которых простые предложения зависят друг от друга

Ставится ТИРЕ (выражается значение противопоставления или следствия):

    Если предложения противопоставлены по смыслу (в таких случаях легко поставить союзы А, ЗАТО, НО, ОДНАКО, ДА в значении НО )

Например: Стоял июль - погода же была прохладной.

    Во второй части предложения содержится быстрая смена событий, происходит что-то неожиданное.

Например: Он заплакал - все засмеялись.

    Первая часть имеет обстоятельственные значения времени, условия или причины (легко можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК ).

Например: Лес рубят - щепки летят.

    Во втором предложении содержится значение следствия (можно вставить слово ПОЭТОМУ ).

Например: Похвала приятна - как её не желать?

    Во втором предложении содержится сравнение (легко вставить сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО ).

Например: Посмотрит - рублём одарит.

    Второе предложение - присоединительное в предложении есть или можно вставить слова ЭТО,ТАК,ТАКОВ и другие).

Например: Приказ надо выполнять - так он был воспитан.

Ставится ДВОЕТОЧИЕ (выражается значение пояснения или причины):

    Во втором предложении - пояснение, раскрытие содержания первого (можно вставить А ИМЕННО ).

Например: Дети были наказаны: им не разрешалось гулять в этот день.

    Во втором предложении дополняется содержание первого (легко можно вставить слово ЧТО или такие слова: И УВИДЕЛ,ЧТО...; И УСЛЫШАЛ, ЧТО...; И ПОНЯЛ, ЧТО.. .)

Например: Он выглянул в окно: всё было белым от первого снега.

    Во втором предложении содержится причина (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО ).

Таковы правила постановки знаков препинания в сложном предложении. Их много, нужно все запомнить, не забыть исключения из правил. Так что выполнение задания № 12 предполагает серьёзную теоретическую подготовку.

В данной статье я дала правила постановки не только запятой в сложном предложении, хотя в задании нужно найти именно запятые. Просто данные предложения мы часто употребляем в сочинениях, изложениях, и нужно знать, как правильно ставить знаки препинания в сложном предложении вообще. Пусть уж лучше все правила будут в одном месте - так легче вам вспоминать их, когда возникнут сложности.

АЛГОРИТМ выполнения задания № 12

    Внимательно прочитайте задание, вдумайтесь в него, чётко представьте, какие именно знаки препинания вы будете искать, при каком предложении: ССП, СПП или БСП.

    Если это БСП, то значит, что между простыми не должно быть союзов вообще. Не перепутайте с простыми предложениями с однородными членами. В БСП обязательно должно быть несколько грамматических основ.

    Если это ССП, то ищите сочинительные союзы (вспомните их, в данной статье есть таблица). Здесь тоже легко перепутать простые предложения с однородными членами, так как однородные члены тоже отделяются сочинительными союзами. Всегда ищите грамматические основы. В сложном их должно быть не менее двух.

    Несколько проще найти СПП, так как подчинительные союзы соединяют только простые предложения в сложном. Но здесь есть другие трудности.

Во-первых, придаточное может стоять перед главным, а вы обычно ищите запятую перед подчини тельным союзом. Поэтому внимательно смотрите на всё предложение, ищите подчинительные союзы, вспомните их. В данной статье есть таблица с этими союзами.

Во-вторых, придаточное может стоять в середине главного. Значит, что запятых будет уже две, а не одна.

В-третьих, будьте внимательны, когда в предложении несколько придаточных. Особенно если они однородные. Не забудьте про запятую после второго придаточного предложения.

    Наконец, помните, что вы должны найти запятые только при сложном предложении. Никакие другие по другим правилам не записывайте в ответе.

Желаю успехов!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна