Бальзак "Гобсек": подробный анализ повести и главного героя. Анализ «Гобсека» Бальзака Почему бальзак назвал повесть гобсек

Повесть «Гобсек» была написана в 1830 году. Позднее, в 1835 году Бальзак отредактировал ее и включил в состав «Человеческой комедии», связав с романом «Отец Горио» с помощью так называемого «переходящего персонажа».

Так, красавица графиня Анастази де Ресто, одна из должниц ростовщика Гобсека, оказывается дочерью разорившегося фабриканта- «вермишельщика» Горио.

И в повести, и в романе Бальзак обращается к изначальным свойствам человеческой психологии — скупости («Гобсек»), беззаветной отцовской любви к детям («Отец Горио»).

Бальзак — исследователь психологии, мастер детали, знаток социальной жизни разных пластов человеческого общества свого времени. Гобсек — не «модель скупца», но живой зримый человек, ростовщик эпохи Реставрации. Наслаждение этому накопителю доставляет не просто обладание деньгами, но тайная власть над людьми, которую и дают деньги.

Постепенно здравое умение приобретать капитал и умножать его превращается в болезненную страсть, которая лишает Гобсека человеческих черт и убивает его сначала морально, а потом и физически.

Запасы очень дорогих паштетов из гусиной печени гниют, отравляя воздух квартиры смрадом, — и это образ гниения человека. Искушенный читатель сразу увидит родство героя Бальзака с Плюшкиным из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.

Добродетель и порок — взаимосвязаны. Отец Горио — любящий отец-буржуа, способен выражать свою привязанность к дочерям только с помощью денег и дорогих подарков. Развратив их чрезмерной благосклонностью и всепрощением, он сам становится виновником их эгоизма и собственной смерти в одиночестве. Однако не менее — и даже более! — виновно и общество, предлагающее в качестве совершенных моделей преуспевания предательство, цинизм, умение приспосабливаться и льстить. Жалость, сочувствие, искренняя любовь — не модны и не уместны в этом мире. Однако в некоторых персонажах сочетаются и трезвый расчет, и способность любить, и раскаяние. Так, виконтесса де Босеан дает своему дальнему родственнику Растиньяку дельный совет — преуспеть, завязав интрижку с богатой женщиной. Однако сама решает оставить свет, когда ее возлюбленный находит себе выгодную невесту.

Сам Растиньяк — распространенный в обществе и литературе того времени тип: Бальзак неоднократно избирает для своих романов сюжет о молодом провинциале, решившем завоевать Париж. Этот молодой человек честолюбив, полон решимости, готов расстаться с романтическими иллюзиями — но, тем не менее, способен искренне привязаться к Дельфине и почувствовать жалость к ее несчастному жалкому отцу, даже тратит на его похороны свои последние деньги. Пока в обществе существуют тенденции достигать успеха, «шагая по головам», «Человеческая комедия» Бальзака не утратит своего значения.

Сочинение

Трудная тема… Как определить, где ценности мысленные, где ценности настоящие? Скажем, золото - мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой - ростовщик. Золото - ценность мысленная, так как оно абсолютно не нужно никому: его нельзя есть, оно не пригодно для изготовление топора или мотыги. Один философ, который ныне не в моде, предлагал из него сделать унитазы. И философ утверждал, что делать эту полезную вещь из золота уже начали. Тем не менее - попробуйте без золота или его бумажных суррогатов прожить в этом мире. Деньги тоже не будешь есть, но и без них не будешь сыт. Итак, золото - это мысленная или настоящая жизненная ценность?

Очевидно, имелось в виду, что я сразу буду говорить о высоких человеческих качествах.

Например, верность и признательность. Но читаю о жизни графини де Ресто. Она предала мужа с Максимом, который не кто иной, как альфонс. Ради этого подонка она сделала чуть ли не нищим виконта де Ресто… Из другой части «Человеческой комедии» мы узнаем, что она покинула на произвол судьбы старого отца, как только он отдал свое имущество дочуркам-наследницам. Давайте, в конце концов, решим, супружеская верность - настоящая ценность или нет? Прибавим туда же материнские чувства… и дочкины!
И возвратимся к раздумьям о золоте, или деньгам. Вся история, изложенная в повести Бальзака, - это история поисков денег, их значение в жизни людей. По отношению к деньгам можно оценивать персонажей. Гобсек, например, не кто иной, как жрец давнего языческого культа. Ему не нужны ни золотое одеяние, ни золотая тиара, ни адамантовый жезл - за ним так до сих пор никем не превзойденная сила Золотого Теленка, он лишь раздает и собирает золото, которое накапливается у него тем более, чем больше он его раздает. Клиентура Гобсека (а это, так сказать, цвет Франции) есть бараны в стойле, которые будут заколоты, когда последний клок золотого руна будет срезан с них ловкими руками Великого Жреца.

Тем не менее все они молятся золоту, делая из него наибольшую ценность, общий эквивалент всего, что только есть в их жизни. Рассказчик в повести - адвокат Дервиль. Хорошо сделал автор, который перевел ответственность за оценивание ситуации на героя. Когда что не так, то о нем пусть волк траву ест. Но…

Имея дело с деньгами и ростовщиком, адвокат не может поверить, что все в мире опирается на деньги. Есть что-то такое, чего не купишь за золото или серебро. Профессиональная добросовестность Дервиля вне сомнений, люди радушно доверяют ему свои деньги и судьбы. Тем не менее… Смотря сейчас вокруг себя, я ставлю себе нехороший вопрос; может, золоту просто еще не дали настоящей цены?

Правда, есть интимные чувства, которые тяжело пересчитать на деньги. Например, любовь Фанни к Дервилю. Но же мы видим, как Аластази, влезши в новый долг, покупает себе еще немного любви Максима де Трая. Итак, купить можно? И дело только в сумме?

Или автор умышленно ставит нас в ситуации, когда мы своими силами должны решить, чего в своей жизни мы не продадим? И или есть еще такое, чего мы не продали за стеклянное ожерелье, как индейцы продали остров Манхеттен?

Другие сочинения по этому произведению

Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек» Деньги и человек в повести О. де Бальзака «Гобсек» Трагедия Гобсека Роман Бальзака «Гобсек» Человеческая комедия характеристика образа Жана-Эстера ван Гобсека Главная тема произведения Бальзака «Гобсек» Неоднозначность образа Гобсека в одноименной повести Оноре Бальзака Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги Оноре де Бальзак «Гобсек» Повесть (1830-1835) Реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (По повести О. Бальзака “Гобсек”) Гобсек скряга или философ (сочинение миниатюра по повести О де Бальзака "Гобсек") Тема нравственной стойкости человека в повести О. де Бальзака «Гобсек» Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде") В чем трагедия Гобсека Что потерял и что обрел Гобсек (по повести О. Бальзака «Гобсек»)

«Огромность» фигуры Гобсека строится не только на сравнениях. Прошлое скромного ростовщика заставит умереть от зависти любого искателя приключений; его познания, интересы и связи с миром просто не поддаются учету - он поистине вездесущ и всемогущ. Перед нами типичный романтический герой: он живет в мире абсолютных величин и соизмеряет себя с богами - никак не меньше; ему все ведомо, он все постиг, хотя и бесконечно одинок в окружающей толпе, без которой он, впрочем, прекрасно обходится. Время, как и мелкие бытовые неурядицы, не властно над ним - только роковые начала, страсть способны определять такую натуру.

Страсть Гобсека - власть и золото, а поскольку это кумиры многих эпох, и уж тем более буржуазной, то романтически обрисованный ростовщик прекрасно вписался в реалистическую в целом картину человеческих отношений, созданную Бальзаком. К тому же от целого ряда достижений Гобсека (в основном вымышленных) не отказался бы и сам автор «Человеческой комедии»; многие из горьких истин об окружающем мире, которыми ростовщик делится с Дервилем, явно восходят к идеям и афоризмам Бальзака. Таким образом, столь неоднозначный герой оказывается еще и в чем-то близок автору. Теперь рассмотрим сказанное более подробно и доказательно.

Те сведения, которые сообщает о прошлом Гобсека Дервиль, больше подходят для мира историй «Тысячи и одной ночи», чем для повествования о старике, обитающем в небогатом парижском квартале и занятом весь день возней с ценными бумагами и выжиманием денег у клиентов. Зато сам Бальзак, как известно, был наделен богатым воображением и часто давал волю своей фантазии во вполне обыденных обстоятельствах: вспомним его трости, перстень Бедук, веру в необыкновенность и величие своей судьбы, постоянные проекты сказочного обогащения...

«Мать пристроила его юнгой на корабль, - рассказывает Дервиль о прошлом Гобсека, - и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лба хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей, голодных дней, попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитого богатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасали мгновенные и, может быть, жестокие действия, оправданные необходимостью» .

Здесь много характерных романтических преувеличений, которые в дальнейшем будут повторены и умножены, однако Бальзак остается верен себе: продолжая свой рассказ, Дервиль среди знакомцев Гобсека называет как подлинных (Лалли, Сюффрен, Гастингс, Типпо-Саиб), так и вымышленных исторических деятелей - персонажей «Человеческой комедии» (Кергаруэт, де Понтадюэр). Так тонкими и малозаметными нитями писатель переплетает создание собственной фантазии с реальной жизнью.

Далее выясняется, что Гобсек вел дела с окружением известного индийского раджи, жил среди пиратов и знал самых знаменитых из них; он также отыскивал легендарный индейский клад в окрестностях Буэнос-Айреса и «имел отношение ко всем перипетиям войны за независимость Соединенных Штатов». Такой послужной список смог бы украсить биографию персонажа авантюрно-приключенческого романа. Перечень экзотических стран и занятий Гобсека также заставляет вспомнить произведения писателей-романтиков: стремясь уйти от прозы быта и скучной повседневности, они охотно отправляли своих героев в дальние страны на поиски опасных приключений.

Как это все соотносится с реалистическим, социально осмысленным портретом современной Бальзаку Франции в том же произведении? Бальзак творил в эпоху, когда кумирами публики были герои Байрона, Вальтера Скотта, Виктора Гюго. Реализму еще предстояло завоевать и упрочить свои позиции в мировой литературе, и Бальзак был одним из тех, кто много сделал для утверждения в литературе новых подходов к изображению мира и человека. При этом, что вполне естественно в переходную эпоху, Бальзак сам находился под влиянием эстетики романтизма в литературе и соответствующего типа поведения в жизни.

Ничего удивительного, что образ ростовщика строится писателем одновременно по реалистическим и романтическим канонам. Исследователи подметили: Бальзак тяготеет к чрезмерности в своих описаниях, нагромождая качества одно на другое; это приводит к очевидным преувеличениям, но совершенно не противоречит поэтике романтизма. Так, упомянутое описание личности Гобсека позволяет Дервилю подытожить в разговоре с графом де Ресто: «...я глубоко уверен, что ни одна душа человеческая не получила такой жестокой закалки в испытаниях, как он» .

Не менее высокого мнения о себе и сам персонаж. Он без стеснения заявляет Дервилю: «Я появляюсь как возмездие, как укор совести... Я люблю пачкать грязными башмаками ковры у богатых людей - не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости» . Возникает ощущение, будто Гобсек считает себя орудием Провидения, свобразным мечом в руках Судьбы. Однако тут же выясняется, что он метит гораздо выше.

«Я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти»,- утверждает Гобсек и в подтверждение этому описывает свои взаимоотношения с теми, кто оказался в его власти.

«Разве не любопытно заглянуть в самые сокровенные изгибы человеческого сердца? Разве не любопытно проникнуть в чужую жизнь и увидеть ее без прикрас, во всей неприкрытой наготе?... У меня взор, как у Господа Бога: я читаю в сердцах. От меня ничто не укроется» .

Это уже очень напоминает соперничество с Творцом, которое манило самого Бальзака при создании его грандиозной эпопеи. Гобсек стал одним из тех героев, которым создавший их автор позволил осуществить некоторые свои заветные мечты.

Во-первых, Гобсек богат, а это всегда оставалось страстной, но недосягаемой мечтой писателя. Во-вторых, он постиг суть окружающего мира, механизмы и законы, им управляющие, и поставил их себе на службу. То, как Гобсек понимает и интерпретирует мировые истины, заставляет вспомнить программное выступление самого Бальзака, предпосланное им всей «Человеческой комедии».

«Вы молоды, кровь у вас играет, а в голове от этого туман. Вы глядите на горящие головни в камине и видите в огоньках женские лица, а я вижу только угли. Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну что же, сберегите свои иллюзии, если сможете. Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни... То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считают пороком, за Азорскими островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны... Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот инстинкт именуется личным интересом.

Я путешествовал, видел, что по всей земле есть равнины и горы. Равнины надоедают, горы утомляют; словом, в каком месте жить - это значения не имеет. А что касается нравов,- человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так уж лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили» . Таков манифест Гобсека, с которым он выступает перед Дервилем во время их первой беседы с глазу на глаз. А теперь обратимся к «Предисловию к "Человеческой комедии"». Бальзак сразу заявляет, что идею эпопеи ему подсказало сравнение человечества и животного мира. Ссылаясь на теорию Жоффруа Сент-Илера о единстве организмов, на близкие к этой идее высказывания других ученых последних столетий, Бальзак сам формулирует «замечательный закон», лежащий, по его мнению, в основе единства организмов: «каждый для себя».

И далее: «Создатель пользовался одним и тем же образцом для всех живых существ. Живое существо - это основа; получающая свою внешнюю форму, или, говоря точнее, отличительные признаки своей формы, в той среде, где ему назначено развиваться...

Проникнувшись этой системой еще задолго до того, как она возбудила споры, я понял, что в этом отношении Общество подобно Природе. Ведь Общество создает из человека соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире. Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, торговцем, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, хотя и труднее уловимо, как и то, что отличает друг от друга волка, льва, осла, ворона, акулу, тюленя, овцу и т. д.» .

Итак, выводы Бальзака и его героя сводятся к следующему: миром движет борьба за существование, которая в зависимости от социальных, национально-культурных, географических и т. п. условий рождает социальные человеческие виды, подобные видам в животном мире.

Сходен и сам путь познания, который предпочитают автор и его герой: это проникновение в суть некоей абсолютной мировой истины, позволяющее во многом интуитивно понять тайные пружины управления обществом. Недаром Бальзак еще до упоминания о повлиявших на него произведениях известных естествоиспытателей говорит об «удивительных произведениях писателей-мистиков» (Сведенборга, Сен-Мартена и др.), взгляды которых, как известно, он во многом разделял.

Гобсек утверждает, что он заменил «научную вашу любознательность, своего рода поединок, в котором человек всегда бывает повержен... проникновением во все побудительные причины, которые движут человечеством» . Дервиль признается, что старый ростовщик обладал удивительным, необыкновенным взглядом, «по которому можно было подумать, что он обладает даром ясновидения» . Позже он удивляется прозорливости Гобсека, на четыре года вперед предугадавшего судьбу графини де Ресто.

Это стремление к абсолютному знанию, достигаемому интуитивным путем, также сближает Бальзака с литературой романтизма. Как известно, писатели-романтики в своем понимании мира и человека исходили из так называемого двоемирия, предполагающего параллельное существование мира повседневности (которым зачастую и ограничивается кругозор обыкновенных людей), и высшего мира, где вершатся судьбы людей и сокрыты тайные механизмы всего происходящего с ними.

Проникнуть в этот другой, высший мир могут лишь избранные личности, глубже и тоньше других воспринимающие окружающую действительность, - поэты, художники, ясновидящие, ученые. Думается, не случайно Гобсек, начиная разговор о своих развлечениях, вдруг называет себя поэтом:

«- А по-вашему, только тот поэт, кто печатает свои стихи? - спросил он, пожав плечами и презрительно сощурившись.

«Поэзия? В такой голове?» - удивился я, так как еще ничего не знал тогда о его жизни» .

Странный ростовщик действительно обладал воображением, достойным своего создателя: «я понимал, что если у него есть миллионы в банке, то в мыслях он мог владеть всеми странами, которые исколесил, обшарил, взвесил, оценил, ограбил» .

Ранее уже упоминалось о романтических сторонах образа Гобсека: его таинственном и полном приключений прошлом, его претензиях на обладание абсолютной истиной, которые автор не только не корректирует, но и изображает с определенным сочувствием. К этому можно прибавить присущий ростовщику дар проникновения в души людей и способность предвидеть их судьбу, а также широкое использование романтических контрастов и преувеличений при характеристике особенностей его личности и поведения.

Как нам уже известно, Гобсек успел объездить почти весь мир, он знает о жизни и о людях все. Он обладатель необыкновенного взгляда ясновидящего, отлично владеет пистолетом и шпагой, наделен большой физической силой (вспомним, как он отбросил в сторону старшего сына графа де Ресто в сцене у смертного ложа графа), мгновенно переходит от дикой, животной радости при виде редких бриллиантов к мраморной учтивости в разговоре с должником. Дервиль считает, что «в нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное. Если я умру, оставив малолетних детей, он будет их опекуном» .

Тяжелая тема… Как определить, где ценности выдуманные, где ценности настоящие? Что имеем в виду? Скажем, золото – мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой – ростовщик. Золото – ценность выдуманная, так как оно абсолютно не нужно человеку: его нельзя есть, оно не пригодно для изготовления топора или мотыги. Один философ, который ныне не в моде, предлагал из него делать унитазы. И хотя философ не в моде, делать эту полезную вещь из золота уже начали. Тем не менее – попробуйте без золота или его бумажных суррогатов прожить в мире. Деньги тоже не будешь есть, но и без них не будешь сытый. Итак, золото – это выдуманная или настоящая жизненная ценность?

Очевидно, имелось в виду, что я сразу буду говорить о возвышенных человеческих качествах. Например, верность и признательность. Но читаю о жизни графини де Ресто… Она предала мужа с Максимом, который ни кто иной, как альфонс. Ради этого подонка, она сделала почти нищим виконта де Ресто… В другой части «Человеческой комедии» мы узнаем, что она оставила на произвол судьбы старого отца, как только он отдал свое имущество дочуркам-наследницам. Давайте, в конце концов, решим, супружеская верность – настоящая ценность или нет? Добавим туда же материнские чувства… и дочерние!

И возвратимся к размышлениям о золоте, или деньгам. Вся история, изложенная в повести Бальзака, – это история поисков денег, их значение в жизни людей. По отношению к деньгам можно оценивать персонажей. Гобсек, например, ни кто иной, как жрец древнего языческого культа. Ему не нужны ни золотое одеяние, ни золотая тиара - у него и так до сих пор никем не превзойденная сила Золотого Теленка, он лишь раздает и собирает золото, которое накапливается у него тем больше, чем больше он его раздает. Клиентура Гобсека (а это, так сказать, свет Франции) является лишь баранами в жертвеннике, которые будут заколоты, когда последний клок золотой руды будет срезан с них ловкими руками Великого Жреца.

Тем не менее, все они молятся золоту, делая из него самую большую ценность, общий эквивалент всего, что только есть в их жизни. Рассказчик в повести – адвокат Дервиль. Хорошо сделал автор, что перевел ответственность за оценивание ситуации на героя. Если что не так, то о нем – пусть волк траву ест. Но…

Имея дело с деньгами и ростовщиком, адвокат не может поверить, что все в мире упирается в деньги. Есть что-то такое, чего не купишь за золото или серебро. Профессиональная добросовестность Дервиля вне сомнений, люди радушно доверяют ему свои деньги и судьбы. Тем не менее… Смотря сейчас вокруг себя, я ставлю себе нехороший вопрос: может, золоту просто еще не дали настоящей цены? Правда, есть особые чувства, которые тяжело оценить деньгами. Например, любовь Фанни к Дервилю. Мы видим, как Анастази, влезая в новый долг, покупает себе еще немного любви Максима де Трая. Итак, купить можно? И дело только в цене?

Или автор умышленно ставит нас в ситуации, когда мы сами для себя должны решить, чего в своей жизни мы не продадим? Есть ли что-то такое, чего мы не продали бы за стеклянное ожерелье, как индейцы продали остров Манхеттен?

Романы и повести Бальзака охватывают все разнообразие тогдашней французской жизни. Выдуманные Бальзаком персонажи, ситуации, события оказывают впечатление чрезвычайно убедительной картины. Повесть «Гобсек» он посвятил барону Баршу де Пеноэн, своему давнему товарищу. Бальзак неслучайно писал о том, что «общество – настоящий историк, а он, писатель, только его секретарь». Историю Гобсека рассказывает адвокат Дервиль. В центре повести – необыкновенный образ, представитель французской буржуазии, ростовщик Гобсек. Писатель описывает своего героя так: «Волосы у ростовщика были совсем прямые, всегда опрятно причесанные, с сильной сединой. Глазки, желтые, как у куницы, были почти без ресниц и боялись света. Острый нос, на кончике отмеченный оспой, вскидывался как буравчик, а губы были тонкие… Разговаривал он всегда тихим, кротким голосом и никогда не сердился».

Гобсек – жестокий капиталист. Имея миллионы, Гобсек живет в заброшенной комнате. Он безжалостно эксплуатирует клиентов. Гобсек, как тот паук, заманивает людей к себе, а потом забирает у них все имущество. Жертвам потом тяжело выкупить свои вещи. Гобсек старый, но на всем экономит. После смерти Гобсека осталось много денег, испорченных продуктов и других ценностей. Комната была захламлена мебелью, серебряными изделиями, лампами, картинами, вазами, книгами, гравюрами… Серебро Гобсек не продал, так как отказался взять на себя затраты, связанные с доставкой. Он «впал в детство и показывал то непостижимое упорство, которое развивается у старых людей, одержимых сильной страстью, которая переживает их ум».

За всю жизнь Гобсек так и не воспользовался накопленным богатством. Из-за таких, как Гобсек, ломаются судьбы многих людей. Эта повесть учит тому, что деньги – это не главное. Наибольшая ценность – твое доброе сердце.

Тяжелая тема… Как определить, где ценности выдуманные, где ценности настоящие? Что имеем в виду? Скажем, золото – мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой – ростовщик. Золото – ценность выдуманная, так как оно абсолютно не нужно человеку: его нельзя есть, оно не пригодно для изготовления топора или мотыги. Один философ, который ныне не в моде, предлагал из него делать унитазы. И хотя философ не в моде, делать эту полезную вещь из золота уже начали. Тем не менее – попробуйте без золота или его бумажных суррогатов прожить в мире. Деньги тоже не будешь есть, но и без них не будешь сытый. Итак, золото – это выдуманная или настоящая жизненная ценность?
Очевидно, имелось в виду, что я сразу буду говорить о возвышенных человеческих качествах. Например, верность и признательность. Но читаю о жизни графини де Ресто… Она предала мужа с Максимом, который ни кто иной, как альфонс. Ради этого подонка, она сделала почти нищим виконта де Ресто… В другой части “Человеческой комедии” мы узнаем, что она оставила на произвол судьбы старого отца, как только он отдал свое имущество дочуркам-наследницам. Давайте, в конце концов, решим, супружеская верность – настоящая ценность или нет? Добавим туда же материнские чувства… и дочерние!
И возвратимся к размышлениям о золоте, или деньгам. Вся история, изложенная в повести Бальзака, – это история поисков денег, их значение в жизни людей. По отношению к деньгам можно оценивать персонажей. Гобсек, например, ни кто иной, как жрец древнего языческого культа. Ему не нужны ни золотое одеяние, ни золотая тиара – у него и так до сих пор никем не превзойденная сила Золотого Теленка, он лишь раздает и собирает золото, которое накапливается у него тем больше, чем больше он его раздает. Клиентура Гобсека (а это, так сказать, свет Франции) является лишь баранами в жертвеннике, которые будут заколоты, когда последний клок золотой руды будет срезан с них ловкими руками Великого Жреца.
Тем не менее, все они молятся золоту, делая из него самую большую ценность, общий эквивалент всего, что только есть в их жизни. Рассказчик в повести – адвокат Дервиль. Хорошо сделал автор, что перевел ответственность за оценивание ситуации на героя. Если что не так, то о нем – пусть волк траву ест. Но…Имея дело с деньгами и ростовщиком, адвокат не может поверить, что все в мире упирается в деньги. Есть что-то такое, чего не купишь за золото или серебро. Профессиональная добросовестность Дервиля вне сомнений, люди радушно доверяют ему свои деньги и судьбы. Тем не менее… Смотря сейчас вокруг себя, я ставлю себе нехороший вопрос: может, золоту просто еще не дали настоящей цены? Правда, есть особые чувства, которые тяжело оценить деньгами. Например, любовь Фанни к Дервилю. Мы видим, как Анастази, влезая в новый долг, покупает себе еще немного любви Максима де Трая. Итак, купить можно? И дело только в цене?
Или автор умышленно ставит нас в ситуации, когда мы сами для себя должны решить, чего в своей жизни мы не продадим? Есть ли что-то такое, чего мы не продали бы за стеклянное ожерелье, как индейцы продали остров Манхеттен?
Романы и повести Бальзака охватывают все разнообразие тогдашней французской жизни. Выдуманные Бальзаком персонажи, ситуации, события оказывают впечатление чрезвычайно убедительной картины. Повесть “Гобсек” он посвятил барону Баршу де Пеноэн, своему давнему товарищу. Бальзак неслучайно писал о том, что “общество – настоящий историк, а он, писатель, только его секретарь”. Историю Гобсека рассказывает адвокат Дервиль. В центре повести – необыкновенный образ, представитель французской буржуазии, ростовщик Гобсек. Писатель описывает своего героя так: “Волосы у ростовщика были совсем прямые, всегда опрятно причесанные, с сильной сединой. Глазки, желтые, как у куницы, были почти без ресниц и боялись света. Острый нос, на кончике отмеченный оспой, вскидывался как буравчик, а губы были тонкие… Разговаривал он всегда тихим, кротким голосом и никогда не сердился”.
Гобсек – жестокий капиталист. Имея миллионы, Гобсек живет в заброшенной комнате. Он безжалостно эксплуатирует клиентов. Гобсек, как тот паук, заманивает людей к себе, а потом забирает у них все имущество. Жертвам потом тяжело выкупить свои вещи. Гобсек старый, но на всем экономит. После смерти Гобсека осталось много денег, испорченных продуктов и других ценностей. Комната была захламлена мебелью, серебряными изделиями, лампами, картинами, вазами, книгами, гравюрами… Серебро Гобсек не продал, так как отказался взять на себя затраты, связанные с доставкой. Он “впал в детство и показывал то непостижимое упорство, которое развивается у старых людей, одержимых сильной страстью, которая переживает их ум”.
За всю жизнь Гобсек так и не воспользовался накопленным богатством. Из-за таких, как Гобсек, ломаются судьбы многих людей. Эта повесть учит тому, что деньги – это не главное. Наибольшая ценность – твое доброе сердце.

Сочинение по литературе на тему: Проблема жизненных ценностей в произведении О Бальзака “Гобсек”

Другие сочинения:

  1. Гобсек – личность, судя по всему, отрицательная. Ростовщик, бывший корсар. Человек с каменным сердцем, играющий судьбами людей. Такими не рождаются – такими становятся. Человек рождается со всеми человеческими достоинствами и недостатками, и жизни теряет многие из них. В зависимости от Read More ......
  2. Повесть “Гобсек” есть очень важным звеном идейно-тематического стрежня всей “Человеческой комедии”. Повесть “Гобсек” извне комедийнее, чем другие произведения Бальзака: относительно охвата жизненного материала, зато и более симптоматичная, показательная, “наглядная”. Она содержит в себе сконцентрированную характеристику скупости, и не только реалистически-бытовую, Read More ......
  3. Повесть “Гобсек”, написанную в 1830 году, можно считать изначальным зерном, из которого вырастает вся гигантская “Человеческая комедия” Бальзака. Образ Гобсека – один из ярких человеческих типов, встречающихся не только в творчестве Бальзака, но и в современной жизни. Одно из убеждений Read More ......
  4. Роман “Последний шуан, или Бретань в 1799 году” (в следующих изданиях Бальзак назвал его короче – “Шуаны”) вышел в свет в марте 1829 г. Это произведение Бальзак выпустил под своим настоящим именем. Он сумел передать в этом романе и воздух Read More ......
  5. “Человеческая комедия” Бальзака, в которую входит и повесть Гобсек”, до сих пор не утратила своей актуальности. Возможно, потому, что люди с тех пор мало изменились. Доброта, чуткость, преданность, чистота по-прежнему противостоят злу, зависти, жестокости, алчности. Если оставить в стороне экономические Read More ......
  6. Опыт убеждает, что очень непростым есть осмысления образа главного героя повести, так как, понять “Романтические и реалистические черты неоднозначного образа “философа и скряги” Гобсека” очень сложно. Объединение черт романтизма и реализма в “художественной системе” Бальзака вообще и в повести “Гобсек” Read More ......
  7. 1. Тема власти денег в мире и в душе человека. 2. Накопление и расточительство. 3. Нравственная деградация личности. Смерть ожидает тебя – так истрать, не жалея, богатства; Но не окончена жизнь: побереги-ка добро. Мудр только тот человек, кто, постигнув и Read More ......
  8. Образ бальзаковского героя из одноименной повести “Гобсек” раскрывает и анализирует один из персонажей повести адвокат Дервиль. Сказ ведется от его имени, чтобы читатель воспринимал образ Гобсека как типичное, обобщающее явление, которое не исчезло, к сожалению, и в XXI столетии. Перед Read More ......
Проблема жизненных ценностей в произведении О Бальзака “Гобсек”