Буквы мы произносим видим слышим пишем. Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим написанными, т.е буквы – это обозначение звуков

«Звуки [С]-[З], [Сь]-[Зь]. Буквы С-З»

Конспект подгруппового логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе

Составитель:

Вокина Анна Александровна,

учитель-логопед,

МБДОУ № 32 г. Пскова

Цель: дифференциация звуков С-З, Сь-Зь в словах.

Задачи:

1) образовательные:

  • закреплять понятия «звук», «слог», «слово»;
  • дифференцировать понятия «звук» – «буква»;
  • упражнять детей в дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
  • формировать у детей умение давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков;
  • закреплять произношение дифференцируемых звуков в составе слов;
  • совершенствовать умение определять место звука в слове, соотносить его с соответствующей буквой;
  • формировать навыки слогового синтеза слов;
  • упражнять в употреблении простых распространенных предложений;
  • закреплять представления детей о новогоднем празднике;

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление, память;
  • способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок, общей и мелкой моторики;

3) воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.

Оборудование: письмо от зайчика, дуб, сундук, заяц, утка, яйцо, опорная схема для характеристики звуков, буквы С и З, тарелки с манкой для каждого ребенка, сюжетная картина «Зимний лес ночью», написанные на небольших листках самоклеющейся бумаги буквы С и З, индивидуальные таблицы с картинками, под которыми написаны деформированные слова (слова без последнего слога), буквы разного размера, составляющие слово «СКАЗКА», ноутбук, отрывок из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».

Ход занятия:

  1. I . Организационный момент

В группу вносят письмо.

– Ребята, почтальон принес письмо. Отгадайте, от кого оно:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

И в серой шубке летом. (Заяц.)

– Послушайте, что пишет заяц. (Логопед открывает письмо и читает его.)

– Вы, ребята, помогите,

Снегурочку от злого Кощея спасите!

– Дело в том, что Кощей Бессмертный украл Снегурочку. Захотел для своей нечисти Новый год устроить. Он знает, что Снегурочка только к добрым людям приходит. Вот он и спрятал ее в своем подземелье. Как же быть, ребята? (Ответы детей.)

– Если мы найдем яйцо и разобьем его, то сможем освободить Снегурочку. Но сначала надо найти дерево, на котором висит сундук, зайца и утку.

Дети подходят к дубу, на котором висит «сундук» (фотография настоящего сундука).

– А вот и дуб. Но сундук висит высоко. Чтобы его достать, надо выполнить задания.

  1. II . Актуализация опорных знаний
  1. Произнесение звуков с наблюдением за артикуляцией

– Давайте вспомним, что мы знаем о звуках. (Звуки мы слышим и произносим.)

– Какой первый звук в слове «сундук»? (В слове «сундук» первый звук С.)

– Возьмите зеркала. Произнесите звук С. Что делают губы? (Губы растягиваются в улыбке.)

– Где находится кончик языка? (Кончик языка внизу, упирается в нижние зубы.)

– На что похож язык? (Язык похож на горочку.)

– Давайте покажем ладошкой горочку. Воздушная струя идет по середине языка. Какая она, теплая или холодная? (Холодная.)

– Горлышко работает? (Нет.)

– Проверим.

– Какой первый звук в слове «заяц»? (В слове «заяц» первый звук З.)

– Посмотрите в зеркала и произнесите звук З. Звук З мы произносим так же, как и звук С, только в чем отличие? (Работает горлышко.)

– Проверим.

– Ребята, какой праздник отмечают зимой? (Зимой отмечают
Новый год.)

– А в Новый год Дед Мороз и Снегурочка готовят для детей много сюрпризов. Какой первый звук в слове «сюрприз»? (В слове сюрприз первый звук Сь.)

– Какой первый звук в слове «зима»? (В слове «зима» первый звук Зь.)

– А вы помните, что звуки Сь и Зь произносятся так же, как звуки С и З, только спинка языка поднимается выше (показывают с помощью рук.)

  1. Сравнительная характеристика звуков С-Сь, З-Зь

Логопед приглашает детей подойти к мольберту, на котором висят опорные схемы для характеристики звуков.

– Дайте характеристику звука С. (Звук С – согласный, твердый, глухой.)

– Выберите обозначение для звука С (Дети выбирают синий квадрат без колокольчика.)

– Дайте характеристику звука З. (Звук З – согласный, твердый, звонкий.)

– Как мы обозначим звук З? (Дети выбирают синий квадрат с колокольчиком.)

– Чем похожи звуки С и З? (Они оба согласные и твердые.)

– Чем эти звуки отличаются? (Звук С – глухой, а звук З – звонкий.)

– Молодцы. А теперь выберите обозначение для звуков Сь и Зь и скажите, чем похожи звуки Сь и Зь и чем они отличаются. (Ответы детей.)

В этот момент логопед незаметно достает спрятанный возле дуба настоящий сундук.

– Сундук мы нашли, но его никак не открыть. Тогда поиграем в игру «Наоборот».

III . Основная часть

  1. Игра «Наоборот»

Сейчас я буду называть слова, а вы меняйте звук С на звук З и наоборот, чтобы получились новые слова:

– А теперь измените звук Зь на звук Сь и наоборот:

зев – сев

Симушка – зимушка

Дети открывают сундук и достают из него зайца.

– Нашли зайца, теперь кого нужно найти? (Утку.)

  1. Соотнесение звуков с буквами

Логопед предлагает детям сесть за столы.

– Мы сейчас говорили о звуках, а теперь вспомните, что такое буквы. (Буквы мы видим, пишем и читаем.)

– Ребята, какой буквой обозначают звуки С и Сь? (Звуки С и Сь обозначают буквой С.)

Логопед вывешивает на доску одновременно две буквы: С и З.

– Где находится буква С? (Буква С находится в левом верхнем углу.)

– Из скольких частей состоит буква С? (Буква С состоит из одной части.)

– Правильно, буква С состоит из одного полуовала.

– В какую сторону смотрит буква С? (Буква С смотрит вправо.)

– На что похожа буква С? (Ответы детей.)

– Какой буквой обозначают звуки З и Зь? (Звуки З и Зь обозначают буквой З.)

– В каком углу находится буква З? (Буква З в правом верхнем углу.)

– Из скольких элементов состоит буква З? (Буква З состоит из двух элементов.)

– Правильно, буква З состоит из двух полукругов.

– В какую сторону она смотрит? (В левую сторону.)

– А на что похожа буква З? (Ответы детей.)

  1. Дети пишут буквы С и З пальчиком по манке

–Метель рассыпала снежок. Напишите на снегу буквы С и З. В какую сторону смотрит буква С? (Буква С смотрит вправо).

– В какую сторону смотрит буква З? (Буква З смотрит влево.)

Дети пишут пальчиком по манке буквы С и З.

Раздается звук «кряканье утки».

– Кто это? (Утка)

– Где она? (Дети осматриваются и находят утку на подоконнике.)

– Утка прилетела, но как же нам достать яйцо? (Ответы детей.)

– Наверное, нужно выполнить еще задание. А утка пусть пока здесь посидит, посмотрит на вас. (Логопед сажает утку на гнездо.)

  1. Игра «Дополни слово нужным слогом»

Логопед раздает каждому ребенку таблицу. В таблице по две картинки, под которыми написаны деформированные слова (слова без последнего слога).

– Ребята, Кощей Бессмертный со злости откусил в каждом слове последний слог, чтобы вы не догадались, какие слова были написаны. Сможем исправить проделки Кощея? (Ответы детей.)

– Прочитайте слог в правом верхнем углу? (ЗЫ)

– А теперь будьте очень внимательны. Посмотрите на свои картинки, прочитайте начало слова и подберите нужный слог СЫ или ЗЫ. (Дети отклеивают слоги СЫ и ЗЫ и приклеивают их к нужному слову.)

После этого каждый ребенок читает получившиеся пары слов (косы – козы, усы – вазы, осы – тазы, бусы – розы, ананасы – арбузы).

Снова раздается кряканье утки.

– Давайте проверим, нашли ли мы яйцо? (Дети снимают с гнезда утку и обнаруживают в гнезде яйцо, пробуют его разбить – не получается.)

– Кто же поможет нам разбить яйцо, может быть, снеговик? Вставайте скорей в кружок, будем лепить снеговика.

  1. Физкультминутка
  1. Работа с сюжетной картиной

Логопед приглашает детей подойти к доске, на которую вывешивает сюжетную картину.

– А вот и наш Снеговик. Он поможет нам разбить яйцо и спасти Снегурочку, но и вам нужно постараться.

– Посмотрите на эту картину и подумайте, в каких словах нужно писать букву С, а в каких – букву З. Но сначала давайте вспомним, что если мы в слове мы слышим звук С или Сь, то в этом слове напишем букву С, а если в слове слышим звук З или Зь, то напишем букву З. А сейчас вы называйте слова и приклеивайте на эту картинку нужную букву С или З. (Дети самостоятельно находят на сюжетной картине картинки, в названии которых есть звуки С, Сь, З, Зь, и приклеивают на картинку соответствующую букву С или З. На сюжетной картине изображен зимний лес ночью: снег, месяц, звезды, снеговик, лиса, белка, заяц, совы, санки, сосна, березы.)

  1. Определение места звука в слове и соотнесение его с соответствующей буквой

– Ребята, посмотрите еще раз на картину. В каких словах мы напишем букву С в начале слова? (Дети смотрят на картину и называют слова: «снег», «санки», «совы», «снеговик».)

– Назовите слова, в которых напишем букву З в начале слова («заяц», «зима», «звезды»), в середине? («березы»)

– В каком слове напишем две буквы З? («звезды»)

– А в слове «лиса» где нужно писать букву С: в начале, в середине или в конце слова?

– В каком слове напишем букву С в самом конце? («лес»)

  1. IV . Заключительная часть
  1. Составление слова «СКАЗКА» из букв разного размера

Слышится звук бьющегося яйца, и логопед сообщает детям, что теперь можно попробовать разбить яйцо. Дети «разбивают» (открывают) яйцо, внутри которого находятся буквы разного размера.

– Ребята, посмотрите, в яйце какое-то слово, но оно рассыпалось. Как же мы сможем его прочитать? (Ответы детей.)

Дети раскладывают буквы по высоте, от самой высокой к самой низкой и читают получившееся слово «СКАЗКА».

Логопед приглашает детей подойти к волшебному экрану (ноутбуку), громко произнести волшебное слово «СКАЗКА» и посмотреть, смогли ли они победить Кощея и освободить Снегурочку.

Логопед включает ноутбук, и дети видят музыкальный фрагмент из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити» об освобождении Снегурочки. В конце фрагмента Снегурочка говорит: «Я спаслась из Кощеева плена, и теперь Новый год к нам придет непременно!».

  1. Подведение итогов

– Ребята, смогли мы победить Кощея и освободить Снегурочку? (Ответы детей.)

– А что мы для этого делали? Какие задания выполняли? (Ответы детей.)

– Что вам больше всего понравилось? (Логопед выслушивает каждого ребенка.)

  1. Организованное окончание занятия

Памятка родителям .

Звук мы слышим и произносим .

Звуки речи на письме обозначаются буквами.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Сначала нужно различать звуки на слух (выделять звук среди других звуков,

находить звук в слове) , а потом учиться обозначать звук буквой.

2. Звуки бывают гласные и согласные.

Звуки, которые можно петь и при произнесении которых воздух изо рта выходит свободно, не встречает преград, называются гласными. Звуки, которые нельзя петь и при произнесении которых воздух во рту встречает на своем пути преграду в виде языка, губ или зубов, называются согласные.

3. Гласные звуки и буквы.

Гласные звуки мы можем петь. Мы обозначаем их красным квадратом.

В русском языке 6 гласных звуков: [а],[о],[у],[и],[э],[ы]. На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами, в русском алфавите их 10 – а,о,у,и,ы,э,я,е,ю ё.

Запомните: нет гласных звуков «я», «ю», «е», «ё». Это гласные буквы, которые

состоят из звуков: я-[й][а], ю-[й][у], е-[й][э], ё-[й][о]. Если есть задание придумать

слово с гласным звуком, подбирайте только те слова, в которых звук стоит под

ударением. Например: нельзя на звук «о» придумать слово «огурец», т.к. пишем «о», а слышим «а».

4. Согласные звуки и буквы.

В русском языке 36 согласных звука: [б/б’], [в/в’], [г/г’],[д/д’], [ж], [з/з’],[й], [к/к’], [л/л’],[м/м’], [н/н’], [п/п’],[р/р’], [с/с’], [т/т’],[ф/ф’], [х/х’], [ц],[ч], [ш], [щ]. На письме согласные звуки обозначаются согласными буквами, их в русском алфавите 20 – б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч,ш, щ. Звук Й принято называть полугласной.

- Согласные звуки бывают мягкими и твердыми (добрыми и сердитыми).

Твердые согласные звуки мы обозначаем синим кружком, а мягкие –

зеленым кружком. Если есть задание придумать слова на согласный звук,

не забывайте, что помимо твердого звука есть еще и мягкий.

Например: лось – в начале слова стоит звук Л (твердый);

лимон – в начале слова стоит звук Ль (мягкий).

Запомните: после твердого звука мы пишем буквы а, о, у, э, ы; после мягких согласных мы пишем гласные и, я, ю, е, ё.

- Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

При произнесении звонких согласных ([в] ,[з] [ж], [б], [г],[д], [л], ],[р]), горлышко «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «з»).

При произнесении глухих согласных([к],[п], [с], [т],[ф], [х], [ц],[ч], [ш], [щ]) горлышко не «дрожит» (положите ладонь на горло и произнесите звук «с»).

Запомните: в конце слова звонкие согласные оглушаются.

Например: в слове «ёж» пишем «ж», а слышим «ш».

5 . Подбирайте только те слова, которые пишутся и произносятся одинаково.

Комплекс артикуляционной гимнастики при стёртой

дизартрии

1. Заборчик

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное

положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя

челюсть не должна выдвигаться вперед.

2. Трубочка

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

3. Заборчик-трубочка

Насчет «раз-два» чередовать упражнение «Заборчик» и упражнение «Трубочка».

4. Толстячок

1) Надувание обеих щек одновременно.

2) Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной

щеки в другую).

5. Худышка

Втягивание щек в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

6. Накажем непослушный язычок.

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до

корня, постепенно высовывая и снова втягивая.

7. Причешем язычок

Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между

зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

8. Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из

одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

9. Качели

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за

нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под

счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже

с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так

поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы работал

только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Артикуляционная гимнастика.

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы

артикуляционный аппарат ребенка – язык, губы, челюсти –

также работал правильно и четко. В формировании и развитии движений

органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

Что необходимо знать!

1. Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день.

2. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4. Артикуляционные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.

5. Не заставляйте ребенка выполнять все упражнения сразу, лучше хорошо сделать 2-3 и передохнуть.

6. Внимательно читайте инструкцию к выполнению каждого упражнения.

7. Поощряйте ребенка, даже если сделать правильно не получилось.

В помощь родителям правила выполнения домашнего задания.

1. Тетрадь с заданием логопеда выдается в пятницу.

2. Получив тетрадь, ознакомьтесь с заданием.

3. Если возникли вопросы, обратитесь за разъяснениями к логопеду.

4. Убедитесь, что предыдущие домашние задания были выполнены вами верно.

Если нет – доделайте эти задания (или переделайте).

5. Внимательно причитайте новое задание логопеда. Постарайтесь понять, на что направлено задание (активизация словаря (лексическая тема), повторение предлогов (грамматический строй), работа над фразой и связной речью ребенка (построение предложений) и т.д.)

6. Подберите наглядный материал (картинки и пр.), который должен быть доступен для ребенка (он знает что это, может назвать)

7. Обсудите с ребенком выбор материала, помогите ему вырезать картинки, наклеить их.

8. Поговорите с ребенком по поводу данной лексической темы: задайте вопросы, вспомните примеры из жизни, покажите (по возможности), продемонстрируйте, как это работает, как перемещается, для чего используется и т.д.

– Из каких частей состоит предмет? Чем отличается (если сравнение возможно) от других, изученных предметов?

Что может делать этот предмет (или что можно сделать с ним)?

– Подберите возможные глаголы (слова-действия).

– Какой он? Подберите возможные прилагательные (слова-признаки).

9. Помогите ребенку овладеть грамматической формой: правильно согласовывать слова во фразе и в предложении, правильно употреблять предложно-падежные конструкции, обращайте внимание на окончание слов в предложении, употребление слов в нужном числе и роде и т.п.

10. Помогите ребенку строить и совершенствовать свою фразу и связную речь в целом. Больше читайте ребенку произведений художественной литературы, пейте колыбельные песни, исправляйте речевые ошибки.

11. Ошибки нужно исправлять тактично, это должна быть помощь ребенку в овладении новым (в данном случае родным языком). При этом не стоит наказывать детей за ошибки.

Постарайтесь заинтересовать ребенка, подобрать такой мотив, такой ключик, чтобы ребенок сам захотел узнать новое, выполнить задание.

12. Лучше, если инициатива будет исходить от ребенка, а взрослый должен помогать, направлять деятельность ребенка.

13.Приносите тетрадь вовремя (не позднее понедельника следующей недели),

отдавайте тетрадь в руки воспитателю.

Анализ любого предложения:

1. Почему это предложение? (Это предложение, потому что слова в нем дружат.)

2. Сколько слов в предложении? (В предложении….слов.)

3. Назови слово предмет, задай вопрос (Кто это? Или что это?) Как обозначим (карточкой желтого цвета)

5. Назови слово-действие, задай вопрос (Что делает?) Как обозначим (карточка коричневого цвета).

6. Назови слово-признак, задай вопрос (какой?, какая?, какое? или какие?). Как обозначим? (карточкой белого цвета).

7. Придумай по данной схеме свое предложение.

Схема №2

1. Правильно произнеси звук [у-у-у].

2. Какой это звук (гласный или согласный), почему? (Звук [У] гласный, потому что его можно петь).

3. Что происходит с ротиком или губками, когда мы его произносим? (Когда мы произносим звук [У] губы вытягиваются трубочкой).

3. Как обозначаем звук? (Звук [У] обозначаем красным квадратом).

Схема №3

Характеристика согласного звука:

1. Правильно произнеси звук.

2. Какой это звук – гласный или согласный, почему? (Он согласный, потому что его нельзя петь).

3. Как проходит воздушная струя, когда мы произносим этот звук? (Воздушная струя встречает преграду). Какую преграду?

4. Это твердый или мягкий звук (квадратом какого цвета обозначаем)?

5. Глухой или звонкий?

Схема №4

Звуко-слоговой анализ слова:

1. Назови 1-й звук, какой это звук (гласный или согласный), почему?

2. Квадратиком какого цвета обозначаем и почему (гласный звук – красный, твердый согласный – синим, мягкий согласный – зеленым)?

3. Нарисовать квадратами последовательность звуков в слове, характеризуя каждый звук.

4. Сколько в слове звуков?

5. Сколько в слове гласных звуков (назови их), сколько согласных?

6. Сколько в слове слогов? (прохлопай в ладоши).

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов!

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышаютречевую активность ребёнка.

Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилитсяконтроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыкомписьма.

Советы:

– Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок пра вильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу илинаучите его помогать себе второй рукой.

– Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно

Иг ровые задания.

1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой. 2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди. 3. “Замок”. Переплетите пальцы, сожмите ладони. 4. “Солнечные лучи”. Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 5. “Ножницы”. Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе. 6. “Пальчики здороваются”. Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно). 7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно. 8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно. 9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе. 10. Имитируйте игру на пианино. 11. “Человечки бегают” с помощью указательного и среднего пальцев. 12. “Футбол”. Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. 13. Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони. 14. Разотрите ладони (вверх-вниз). 15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами. 16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними. 17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения. Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков.

Речевое развитие ребенка.

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития.

Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2-3 мес. На смену крику приходит гуление . Гуление – произнесение гласных звуков, близких к а, ы , у, возможно в сочетании с согласным г . Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

6-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов:»дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом .

9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. Появляются несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двухсложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д. Количество слов к двум годам увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется, бурно развивается воображение.

К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

Вы познакомились с этапами развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызвать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Начиная заниматься с ребенком дома, родители должны помнить:

Только интересные занятия, поданные в игре, будут эффектными. Нельзя просто приказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить». Занятия должны быть живыми и интересными.

Не забывайте, что ребенка нужно похвалить, и выдать после занятия маленький приз.

Очень важно научить малыша контролировать свою и чужую речь

Занятия должны быть короткими, продолжительностью не более 15 минут.

Предложите ребенку поговорить по секрету, т.е. шепотом, поскольку при этом работа артикуляционного аппарата усиливается.

И еще один совет, при отработке звуков или при выполнении артикуляционной гимнастики обязательно выполняйте это перед зеркалом.

Как говорит ваш ребенок.

Каждый родитель задается вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?» Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

Понимание речи;

Оценка речи по звучанию;

Фонематический слух;

Звуко-буквенный анализ и синтез слова;

Связная речь;

Лексико-грамматический строй речи;

Темп речи.

Понимание речи включает в себя понимание инструкций, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.

Связная речь подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного количества слов.

Оценка речи по звучанию предполагает определение внятности речи ребенка, правильности произносимых им звуков.

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак звука. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-”том”, рак-”лак”, лук-”люк”, жук-”щук”)

Звуко-буквенный синтез слов – умение по звукам составить слово.

Звуко-буквенный анализ – умение выделять звуки на фоне слова.

Лексико-грамматический строй речи. Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

Темп речи. Говорит ли ребенок либо слишком медленно, либо слишком быстро.

(младший дошкольный возраст)

Делайте!

Не делайте!

Радуйтесь вашему сыну и дочке

Не перебивайте ребенка

Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном

Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов

Слушайте ребенка внимательно

Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен

Устанавливайте четкие и определенные требования к ребенку

Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: « Она синяя»

Памятка для родителей.

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. Каждый язык представляет собой сложную систему. Элементами этой системы являются звуки, слова, предложения, которые тесно связаны между собой.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением, однако в отличии от последних сам по себе он не имеет никакого значения. Звуки выполняют в языке важную смысло- различительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.

Звуки бывают гласные и согласные .

Гласные звуки мы произносим только голосом, их можно петь и тянуть.

Согласные звуки – в их произношении участвуют губы, зубы или язык.

Согласные звуки делятся на:

ПАРНЫЕ

Звонкие

Глухие

НЕПАРНЫЕ

Только звонкие

Только глухие

Согласные бывают твёрдыми и мягкими, кроме:

Ц, Ж, Ш – всегда твёрдые

Ч, Щ, Й – всегда мягкие

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим:

дуб [ п ], проб ка [ п ].

Согласные звуки перед гласными А, О, У, Ы, Э звучат твёрдо: п ол, м ак, л ук, д ым.

В конце слова и перед другими согласными тоже твёрдо: кот , п лит ка .

Согласные перед гласными звукамиЯ, Е, Ё, Ю звучат мягко: м яч, п ень, м ёд, л юк.

В конце слова, если говорим мягко, пишется мягкий знак: медведь , кровать . Мягкий знак – это буква, звука не обозначает.

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.

Ударение всегда падает на гласный звук: трава , о зеро, ра к.

Слово состоит из слогов.

Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки – буквы.

Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этих звуков :

[ л ] – звук, «эль» - буква

[ р ] – звук, «эр» - буква

О букве говорите – буква обозначает звук.

Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем и читаем.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например, родная страна, очень интересный.

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение. Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание .

Итак, предложение состоит из слов. В предложении слова стоят рядом и они «дружат».

Предлог – «маленькое слово». Все слова в предложении и предлоги пишутся отдельно. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук речи - то, что мы слышим и произносим.

Буква - это знак, обозначающий звук или несколько звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

В русском языке шесть гласных звуков: [А, У, О, И, Э, Ы].

При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды, выходит свободно. Гласным звуком мы можем позвать того, кто находится далеко от нас.

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять

А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам, Я, Ю, Е, Ё (йотированные), которые обозначают два звука: (Я - [ЙА], Ю - [ЙУ], Е - [ЙЭ], Ё - [ЙО])

В начале слова (яма, ель, ёж, юла);

После гласного звука (маяк, каюта, поёт, тает);

После мягкого и твердого знаков (семья, подъезд).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

Я - [А]. Ю - [У], Е - [Э], Ё - [О] (ключ - буква ю обозначает звук [у] и мягкость согласного звука [л"], мяч - буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного звука [м"]).

Согласные звуки - звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, язык, зубы).

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяется ладошкой, приложенной к горлышку:

· глухие согласные звуки - голосовые связки не работают ("горлышко не дрожит") состоят из шума: К, П, С, Т, Ф, X и их мягкие пары, Ц, Ч, Ш, Щ;

· звонкие согласные звуки - голосовые связки работают ("горлышко дрожит") состоят из голоса и шума: Б, В, Г, Д, Л, М, Н, Р, 3 и их мягкие пары, Ж, Й.

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими : Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, 3, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ;

· всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц

· всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

При определении наличия или отсутствия звука в слове, места звука в слове, следует использовать прием интонационного выделения голосом заданного звука.

Например: "Есть ли в слове "сон" звук О? Послушай внимательно как я произнесу это слово: сООО н. Какой первый звук в слове "сон"? Послушай, как я произнесу это слово: ССС он. А теперь послушай, как звучит последний звук в слове "сон" и назови его: соННН. Теперь назови все звуки в слове "сон" по порядку: с, о, н. Сколько всего звуков в этом слове?"

Уважаемые родители! Во время занятий с ребенком будьте терпеливы, тактичны и внимательны! Не проявляйте излишней настойчивости, но учите ребенка доводить начатое дело до конца. Хвалите и поощряйте его за правильные ответы, а в случае ошибок подбадривайте, и верьте в то, что у Вас всё получится!

Желаю удачи!

алёна корнейчук
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки и буквы»

ЗВУКИ И БУКВЫ .

Цели : Познакомить : - с понятием звуки и буквы ; - дать понятие гласный звук , согласный звук ; - с обозначением звуков на письме .

Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется?

(Наша речь) .

Из чего состоит наша речь? (из слов)

А слова? (из звуков )

Звуки мы произносим и слышим.

А буквы мы видим , пишем и читаем.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки . Гласные звуки разные , но очень дружные, все они любят петь. Голоса их звучат красиво и звонко. Давайте вместе споем эти звуки ! - АУОИЭЫ.

Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных Голос зовет, голос поет. Звук получается гласный .

Гласные звуки всегда обозначаются красным цветом.

Игровое упражнение «Назови картинки»

(Карточка с картинками : утка, игла, очки, автобус)

Согласные звуки .

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Согласные звуки петь не умеют , не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей) .

Если согласный звук твердый , то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Посмотрите, есть согласные звуки , у которых в наряде есть и синий и зеленый цвет. Что это значит, как вы думаете, ребята? (предположения детей) .

Это значит, что звуков два : и, твердый, и мягкий. Таких звуков много , посмотрите (педагог показывает звуки на доске ) .

Но есть звуки , которые или только твердые и мягкой подружки у него нет. Или наоборот, только мягкий звук , а твердой подружки нет.

Давайте назовем только твердые звуки (воспитатель показывает, и все хором называют звуки ) - [ж][ш][ц].

А теперь назовем только мягкие звуки - [ч’][щ’][й’] .

Посмотрите, у мягких звуков есть справа вверху вот такая запятая. Она указывает на то, что звук мягкий . Это запятая называется апостроф.

Игровое упражнение «Назови картинки» Какие слова начинаются с твердого, а какие с мягкого звука ?

(Карточки- картинки : рубашка, ремень, белка, барабан, лампочка, лист)

Педагог уточняет у детей, чем отличаются гласные звуки от согласных ?

(когда мы произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы, а согласные встречают на своем пути преграду).

Физкультминутка У детей карточки с буквами . Бегают врассыпную, по сигналу – разделиться на 3 команды : гласные, твердые согласные и мягкие согласные. Три домика : синий, зеленый, красный.

Напомнить, что гласные звуки обозначаем красным цветом, а согласные – синим или зеленым цветом.

Игровое упражнение «Найди картинку» Обведи картинки, названия которых начинаются на гласный звук красным цветом , а на согласный - синим.

(Карточки с картинками : топор, ручка, окно, полотенце, лук)

Обведи картинки, названия которых заканчиваются на гласный звук красным цветом , а на согласный - синим.

(Карточки с картинками :игла, мяч, утка, зонт)

Ребята, мы все можем услышать звук , а можно ли его увидеть?

Звуки обозначаются на письме буквой . И на следующем занятии мы с вами начнем знакомиться с буквами .

Публикации по теме:

Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» - гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Закрепление звука [К]-[К’], буквы К. Работа над предложением» Цель: Закрепление звука К (КЬ, буквы К. Работа над предложением Образовательные задачи: 1. Продолжать учить дифференцировать твердый звук.

Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши» Тема: Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Цель: познакомить с твердым согласным звуком ш, с правописанием сочетания ши;.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з"] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

МДОУ детский сад № 32 г. Рыбинска. План – конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки Г – К, буквы.

Сценарий НОД по обучению грамоте: «Звуки [к] - [к], буква «К»» в подготовительной группе. Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте: «Звуки [к] – [к], буква «К»» в подготовительной группе Цель:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’]. Буква С» 1. Коррекционно-образовательные цели. Закреплять навыки различения и произношения звуков С, СЬ в слогах, словах, предложениях; упражнять.

Урок обучения грамоте «Согласные звуки [з’], [з]. Буквы З, з» Урок обучения грамоте