Что такое красота и почему ее. Николай Заболоцкий — Некрасивая девочка: Стих

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

с углублённым изучением отдельных предметов

Что такое красота и почему её обожествляют люди?

Выполнила учитель музыки и МХК

МОУ СОШ №10

С углублённым изучением отдельных предметов

Евдокимова М.В.

г.о. Жуковский 2015

«…Что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

(Н.Заболоцкий)

Что такое красота? Мы часто, увидев что-то, восклицаем: «Прекрасно!» Что же такое красота? О ней много написано, ею восхищались во все времена. Может это привлекательная внешность, может душа, может природа или любовь?

Вот об этом мы часто размышляем с моими учениками на уроках музыки и мировой художественной культуры.

За многовековым «вопрошанием» человечества: «Что есть Прекрасное?», «Как познать Как приобщиться к Красоте?»… - глубокая духовная потребность в Реальности бытия.

Я – УЧИТЕЛЬ с многолетним стажем, на своих уроках мы поём красивые песни, слушаем красивую музыку, смотрим красивые картины, и вообще, говорим о красоте .

Как же почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира?

Мы с ребятами выходим на красоту через произведения искусства.

Я – УЧИТЕЛЬ. А что такое работа учителя?Подвиг во имя будущего, растянутый в десятки лет. Полная самоотдача, самопожертвование, неизмеримая ничем душевная щедрость, любовь… Вернее ЛЮБОВЬ и КРАСОТА! Именно так, с большой буквы, если ты, конечно, настоящий учитель.

Именно в школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Наше школьное воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и отвлечённого мышления, но слишком мало развивает духовные функции: воображение, наблюдательность, чуткость и находчивость, наконец, - духопонимание, человеколюбие и т.п., всё то, что в богатой мере даётся искусством и красотой.

Говоря о красоте, мы заполняем наши души любовью, счастьем. Я стараюсь, чтобы дети уходили с моих уроков счастливые, красивые духовно, со светлыми мыслями, с хорошим настроением, всегда с вопросом: « А почему во все времена красоту обожествляли люди?»

Красота – не только в природе и в человеческой личности. Она – в поэтическом слове о них.

В прекрасном мы видим некий духовный отблеск. Красота есть гармония, и в этом разгадка её всеобщности. Гармония во всём: во внешности, в душе, в природе.

Красивым» люди всегда восхищались, боготворили. Символом красоты, гармонии и грации издревле считают Мадонну, Богоматерь. В ней воплощён образ женщины-матери. На протяжении всей истории человечества женщину воспевали поэты, изображали художники, ей посвящали музыку и песни композиторы.

Одна из моих тем уроков «Женский образ в искусстве». Тема проходит через уроки музыки и мировой художественной культуры с 1 по 11 классы. И здесь говорим о красоте, слушаем красоту, видим её, поём о ней.

Идя на работу, на урок, мы снова будем говорить о прекрасном, о красоте, петь красивые песни, слушать чудесную музыку.

Вспомним и другое назначение музыки – очистительное, что она должна заставить сердце ребёнка вострепетать к благу.

На уроках музыки я обращаю особое внимание на внутреннее сознательное сосредоточение и вникание в смысл гармонии, на развитие в ребёнке чувства ритма и цельности.

Мы говорим о том, что помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление о нравственной , духовной красоте. Это категория применима к людям, независимо от их возраста и пола, и определяет отношение к мудрости, честности,порядочности человека.

На мой взгляд, красота - это гармония. Гармония во всём: во внешности, в душе, в природе, в слове. Красота присутствует везде, но не все её видят, не все обращают на неё внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим нечто прекрасное и в нашей однотонной жизни, ведь «Красота спасёт мир», произносим мы вслед за Ф.М. Достоевским.

Порой мы слышим о том, что красота – это единственная сила, способная покорять пространство и время, вдохновляя музыкантов, художников и поэтов, что никто не может устоять перед её загадочным притяжением.

В поисках совершенства каждый человек проводит всю жизнь. И в этом поиске он тянется к прекрасному, потому что только «красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (М. Сервантес)

Я учу своих учеников видеть красоту и находить её во всём, даже в малом.

С 1995 года в этот день в мире особенно приветствуется всё красивое, прекрасное, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Поэтому во многих городах и странах именно 9 сентября повсеместно проводятся конкурсы красоты.

Красота, точнее, мода на определённый тип красоты, как и всё на земле, подвержена изменениям. Возможно, это одна из причин, по которой никто до сего дня не смог дать всеобъемлющее понятие красоты.

Для обычного человека красота – то, на что хочется смотреть и смотреть, будь это необычных красок закат над морем, Миланский собор, устремлённый в небо, произведение искусства, цветок или женское лицо.

Возможно пройдёт ещё несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единому определению красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.

Задача и роль эстетического воспитания заключается в формировании такой личности, которая по своим эстетическим способностям была бы органично вписана в неувядаемую красоту мира, выступающую неотъемлемым условием осуществления морального выбора человека в обществе.

Истинная красота растёт из любви и страданий. Истинной красотой является только та, которая увеличивает любовь и жажду красоты вечной. Перед нами простая формула красоты в человеке: «Люби – и раскроешь красоту в себе и в других».

Когда поёт душа?

Когда её не душат.

Когда за слово каждое не отдерут за уши,

Когда она летит от края и до края,

Свободна и вольна, от счастья замирая.

Тогда она живёт, творит, не умирает…

Е. Победимская

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого

Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.

Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.

Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.

Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.

Заявленное мероприятие – «Встреча-знакомство в ПСТГУ: О женской красоте» – оказалось искренним и глубоким разговором священника Александра Ильяшенко с первокурсниками православного вуза.

В начале беседы отец Александр поднял тему, очень важную в контексте православного понимания «женской красоты»:

«Есть такое псевдосмирение – думать о себе хорошо как бы не по-христиански. Когда ко мне в первый раз приходит молодая девушка, я практически всегда задаю вопрос: “Скажи, пожалуйста, на раз-два-три, какова твоя самооценка – плохая ты или хорошая?” – И 90% мне говорят: “Плохая”. Я говорю: “Спасибо, ты мою статистику не испортила”. Ответ типичный и совершенно неправильный. И за совершенно типичные неправильные ответы типичная оценка – кол с минусом. А чтобы дать правильный ответ, надо чуть-чуть порассуждать.

Человек – вершина творения Божьего, правильно? Человек по образу и подобию Божию создан, так? Так. Значит, душа каждого человека бесконечно прекрасна, так? Значит, как же можно говорить, что ты плохая? Наоборот, хорошая, даже очень хорошая. Но грешная. Вот правильный ответ: хорошая, но грешная. Понятно? Иногда так неуверенно кивают головой. “Повтори, пожалуйста”. – “Ну, мне неудобно…” – “Хорошо, тогда скажи: отец Александр, Вы сказали, что я… И моими словами повтори”. Хорошо, повторила. “Ладно, а если ты хорошая, то тогда почему ты такая грешная, скажи, пожалуйста?”»

Человек должен знать, что у него есть перспектива

«Человек всегда должен видеть перспективу. Грех – это не норма, это какая-то шелуха, короста. Допустим, на щеке вскочил нарыв. Щека твоя? Твоя. Нарыв, вроде, твой? Твой. Но это не ты, это не норма. Пройдет – и всё будет нормально. Так и грех. Ты грешный? Грешный. Грех твой? Твой. Но грех – это не ты. Господь греха не сотворил. Грех – это какой-то мираж, это то, что видно, но, на самом деле, этого нет. Потому что в мире реально существует только то, что сотворил Бог. Грех – это некая псевдореальность. Мы все в нее погружены, все мы – грешные люди. Но это то, чего не должно быть.

Если человек кается, то Господь имеет власть изгнать этот грех в небытие, откуда он каким-то образом произошел. Это некая тайна, но с грехом можно радикально справиться с Божьей помощью. И если ты понимаешь, что ты хороший, но грех – это твоя болезнь, это не норма, если ты приложишь усилия, то с Божьей помощью ты справишься с любым грехом. Человек должен знать, что у него есть перспектива.

Второе, женская красота, что это такое? К красоте можно относиться субъективно. Один относится так, другой относится этак. Но, на самом деле, есть некая объективная, Богом сотворенная сущность. Мы к ней сейчас подойдем через некоторое время.

Очень многие девушки недовольны своей внешностью. Я спрашиваю: “Слушай, ты насчет своей внешности комплексуешь?” – “Да”. Я говорю: “Ну и отлично, хорошо. Давай теперь тоже будем рассуждать”.

Теорема о женской красоте

На этот счет я даже некую теорему доказал.
Всё, что мы видим, сотворил Господь. Так, как Господь сотворил, невозможно лучше придумать. Господь сотворил видимый мир, невидимый мир, животный мир, человека. Теперь давайте посмотрим: в животном мире самцы привлекательней самок. Первый, кто приходит в голову, – это лев. Царственный зверь, огромная грива. Или олень с огромными рогами, селезень, возьмите, петушок, даже воробушек. Воробьиха серенькая, а воробушек – с галстучком черным. В животном мире Господь сотворил так, как Он считал нужным. А у людей не так. Не зря же женский пол называют прекрасным, правильно? Значит, женский пол прекрасный? Возражений нет? Нет. Хорошо. Раз женский пол прекрасный, значит, все женщины прекрасны, правильно? Значит, каждая женщина прекрасна. То есть каждая женщина прекрасна . Значит, Катенька, Машенька, Олечка – они прекрасны. Правильно? Теорема доказана.

Это Господь так сотворил, а я всего лишь некую цепочку рассуждений предлагаю.

Мужской и женский взгляд на женскую красоту

Но опять-таки человек должен знать свои сильные стороны, на что он должен внутри себя опираться. То, что Господь ему объективно даровал. Но у нас, к сожалению, к этой важнейшей категории относятся очень и очень неправильно и даже соблазнительно. Потому что есть мужской и женский взгляд на женскую красоту. Ну вот, если мы хотим узнать мужской взгляд, можно спросить у лучших. Александр Сергеевич Пушкин:

Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.

Вот крокодил, да? Как барышник, который покупает лошадь на базаре, обсуждает стати, да еще с приятелями. Это мужской взгляд, повторяю, лучшего представителя. Если спросить у какого-нибудь портового рабочего, то уши завянут заранее. Это я вам представляю, понятно, и книжки читаю, и сам как-то смотрю и вижу, но тут недавно меня Господь умудрил. Я думаю, а чего я размышляю, как бы девушкам рассказывать, что это такое? А вот спрошу у них в самих. Я в исключительном положении нахожусь. Вот она стоит, и я стою. Говорю: “Ну-ка скажи мне, пожалуйста, что такое, по-твоему, женская красота?” – “Ну, внешнее – это не главное… Доброта, скромность, еще какие-то качества”. Одна ответила просто гениально: “Женская красота – это свет изнутри”.

Вы все, конечно, знаете эти слова, только к ним относятся, как к каким-то цветам красноречия, и это неправда. Так вот: “Есть женщины в русских селеньях”, – это констатация факта. “Пройдет – словно солнце осветит! Посмотрит – рублем одарит!” – это констатация факта. Речь идет о внутренней женской красоте. Это нечто, Богом сотворенное, и нечто невыразимо прекрасное. Причем Господь сотворил её так, что действительно, посмотрит – рублем одарит. Вот так Господь устроил природу, нас с вами устроил.

Только одна мне стала говорить: “Да, это какая-то гармония внешнего и внутреннего…” Но оказалось, что она танцовщица ночного клуба. Я ей говорю: “Ну чего ты там делаешь? Почему?” – “Ну, вот деньги надо…” Слава Богу, больше там не танцует. Она работает где-то в больнице.

Целомудрие – это что-то сверхъестественно прекрасное

Конечно, слава Богу, что человек – существо темпераментное, слава Богу, что мы – не деревяшки. Было б очень скучно, если бы мы были без эмоций. И иногда эмоции захватывают так, что человек совершенно здоровый, совершенно нормальный, а ведет себя как сумасшедший. Никакая медицина ничего не заметит, поставит твердую норму – всё нормально, а ведет себя человек – ну просто неуправляемый. Как объяснить, что так вести себя нельзя? Ведь девушка по природе должна быть целомудренная, правильно? И мужчина должен быть целомудренный. Но эта добродетель, как любой дар Божий, – это что-то сверхъестественно прекрасное.

Так вот, целомудрие в большей степени присуще женской природе, нежели мужской. Конечно, “целомудренный мужчина” и “нецеломудренный юноша” – это вполне возможные словосочетания, но практически редкие. А вот “целомудренная девушка” – это у всех на слуху. Так вот, если человек начинает неправильно себя вести, полезно для нашей прекрасной половины знать, как на такое поведение смотрят с мужской точки зрения. В Библии – это книга всеобъемлющая – я наткнулся на слова великого царя Соломона. Вы знаете, что библейский язык символический, очень многозначный, слово употребляется не в буквальном смысле, а в него вкладывается гораздо больше, чем просто звучит.

Я буду цитировать царя Соломона и комментировать. Так вот, говоря о женской красоте, он говорит: “Что золотое кольцо”, – то есть женскую красоту он сравнивает с золотым кольцом. Теперь остановимся. Золото, понятно, – драгоценный металл. Он идет не только на царские украшения, но употребляется для того, чтоб украсить храм, для того, чтоб воздать честь Божеству, такое высокое у него достоинство. А кольцо – простая форма, казалось бы, но это символ совершенства. Ничего не прибавишь, не убавишь. Значит, речь идет о драгоценном совершенстве. “Что золотое кольцо”, – а дальше гениальный переход. Вот потому Соломон премудрый и великий. “Что золотое кольцо в носу у свиньи”, – это нелепость, невозможно себе представить, ненормально. Как это может быть: такая совершенная драгоценность в свином рыле, которое роется в нечистотах? Ни формы, ни материала не видно.

“Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная” . Есть строгое поведение, есть нормальное поведение, есть вольное поведение. Так вот, в мужских глазах это вольное поведение описывает царь Соломон. Конечно, можно им пользоваться. Слово “пользователь” – очень хорошее слово “юзер” вошло в употребление. Пользователи женской красоты, женской неопытности, легкомыслия, – пожалуйста, охотников полно. И при этом этот охотник не испытывает уважение и даже благодарность. Потому что нельзя вести себя безрассудно.

Можно всё, если не задумываться над последствиями

Сейчас я немножечко отвлекусь, есть такой замечательный анекдот, я понял, что его можно несколько расширительно толковать в применении к нашей теме. Могут спросить: почему себя нельзя вести так, как сейчас принято, не как традиционно в XIX-м, XVII-м веке и раньше? Я отвечу сразу: можно, пожалуйста. Можно всё.

Анекдот такой: “Скажите, пожалуйста, грибы есть можно?” – “Можно”. – “Любые грибы можно есть?” – “Да, конечно, любые грибы можно есть”. – “Правда?” – “Но надо иметь в виду, что некоторые грибы едят один раз в жизни”.

В этом смысле, если не задумываться над последствиями, можно всё. Но если ты задумываешься над последствиями, тогда ты должен себя ограничивать. И этим, собственно, взрослый человек отличается от молодого. Молодые люди могут быть в таком пике обучаемости, талантов, память прекрасно работает, и они могут превосходить взрослого на сто очков вперед. Но у них нет того, что дается с годами – нет жизненного опыта, нет умения или навыка оценивать последствия своих поступков.

Если задумываться о том, что будет из того, что я сделаю так, так и так, вот тогда вы увидите, что не зря написаны заповеди Божии, не зря такие строгие ограничения. Потому что они проистекают из человеческой природы. Вот так же, как правила уличного движения, они написаны кровью. Можно их нарушать, но 30 тысяч человек гибнет на дорогах нашей страны каждый год, потому что люди не соблюдают правила уличного движения – водители и пешеходы. Вот так и заповеди Божии дарованы нам как правила, которые нас оберегают от нашей собственной неосторожности. Это не занудство: не делай этого, лиши себя такой-то радости, такой-то радости. Нет. Не делай этого, иначе тебе будет плохо – ты будешь страдать.

Столько настоящего горя, настоящего страдания мы видим, и поразительно, как глубоко человечески оправданы все предписания, которые так бережно и так твердо хранит Церковь. Не для того, чтобы загнать жизнь в угол и превратить её во что-то серое и обыденное, а чтобы уберечь, чтобы не ранить душу грехом, который душу страшно уродует».

Затем отец Александр напомнил сюжет повести “Портрет Дориана Грея” Оскара Уайлда. И рассказал похожую историю:

«Как-то лет десять-пятнадцать назад на исповедь подходит девушка, высокая, стройная, как оказалось, – кандидат в мастера по художественной гимнастике. На лбу шрамы, на щеках шрамы, на груди шрамы, на глазах темные очки. “Что произошло?” – “Да вот”, – говорит, – “на Новый год пустили петарду, а она полетела мне в лицо”. Просто так ничего не бывает. Вот я “Портрет Дориана Грея” читал и спрашиваю: “А чем ты занимаешься?” – “Работаю моделью”. – “И в одежке снимаешься?” – “И в одежке снимаюсь”. – “И без одежки снимаешься?” – “И без одежки снимаюсь”. Говорю: “Ты понимаешь, сколько ты сделала со своей душой, если Господь тебе явно показал, как ты свою душу искалечила, изуродовала?”

Грех – это страшная катастрофа, которая может изувечить человеческую жизнь, человека молодого, радостного, который смотрит с надеждой в будущее, превращает в израненное, болезненное существо – и самооценка занижена, и грехи давят, потому что искалеченная душа не может жить так же радостно, так же благодарно и благодатно, как душа, которая не повреждена тяжелым грехом.

У нас в народе есть антидуховное присловие: не согрешишь – не покаешься. Нужно к этим словам относиться наоборот: нужно каяться так, чтобы не грешить. Склонность к греху есть в каждой душе, первородный грех сказывается на каждом из нас. Это нужно совершенно твердо осознавать. И слава Богу, что Господь избавляет тебя от тяжких грехов. Слава Богу. Нужно знать, что каждый человек, к сожалению, может оступиться. И нужно каяться так, чтобы, действительно, в минуту жизни трудную не согрешить.

Кто из вас без греха…

В заключение – о том, что всё совсем не так просто, и, на самом деле, всё по милости Божией, я вам приведу всем, конечно, известный евангельский рассказ о грешнице, которую простил Господь. Слова, которые Он произнес: “Кто из вас без греха – первый кинь в нее камень”, –вспоминаются очень легко. Господь простит, и никто камнями кидаться не будет. Этот знакомый рассказ я чуть-чуть прокомментирую.

Как вы помните, Спаситель сидел во дворе храма на скамеечке, вокруг него были слушатели, и Он их учил Царствию Божию. И вдруг, представьте себе (я, например, себя в такой кондиции представить не могу), идет толпа – мужики с камнями, волокут женщину, которую застукали, так сказать, на месте преступления, и вот они готовы в нее кидать эти камни. Я, конечно, иногда выхожу из себя, но не могу себе представить, чтоб я был в таком состоянии, чтобы кинуть в женщину камень. Вот какая толпа – как будто зло сгустилось – приближается, оттесняет слушателей, окружает Спасителя, чтоб не убежал, ставят её перед Ним и говорят: “Учитель, мы её взяли в прелюбодеянии. И таковых закон Моисея повелевает побивать камнями. Что Ты скажешь?”

Спаситель опустил голову и ничего не отвечает. А что ответить? Представьте себе любого из нас, допустим, меня, я сижу на Его месте, и мне задали этот вопрос, вот что бы я ответил? Я скажу: “Ну, ребята, вы чего, спятили что ли? Отпустите её”. Но они же пришли к Спасителю, чтоб Его убивать. Они ж загнали Его в ловушку. Хотели загнать. Они привели её для того, чтоб Его увидеть. И, услышав такой ответ, они б сказали: “Отлично! Значит, Ты хочешь, чтоб у нас была безотцовщина, чтоб наши девки гуляли направо и налево, чтоб жить, как в окружающих народах. Значит, Ты сам такой. Всё, пойдем с нами – мы забьем Тебя камнями”. Они ради этого и пришли. Всё это вычислить совсем нетрудно.

Он мог бы сказать: “Чего вы у Меня спрашиваете? В законе написано? Написано. Так и поступайте”. Но это же значит подписать ей смертный приговор. И они на этом не успокоятся, скажут: “Отлично, молодец, правильно. А теперь вот Тебе камень, пойдем с нами – и Ты первый в нее кинешь, белоручкой не останешься”. Значит, смерть либо физическая, либо нравственная. И вот что сказать, что ответить?

Спаситель сидит, опустив голову. Но только эти бандиты, я не знаю, как их назвать, видят, что Он абсолютно их не боится. Во всем облике такое величие, такое мужество, что они понимают, что Он молчит не потому, что не знает, что сказать, а потому, что не хочет с ними говорить. Почему? А потому что толпа в таком состоянии не способна ничего воспринимать, когда такая агрессия через край. И вот они напирают на него: “Учитель, скажи!” Он молчит совершенно бестрепетно, бесстрашно, совершенно спокойно.

И тогда в толпе происходит перелом – толпа, оставаясь такой же агрессивной, становится способной воспринимать обращенные к ней слова. И вот тогда Спаситель поднимает Свой лик, обводит толпу взором, который трудно описать, столько в нем любви, света, кротости, взор, который проникает в самые темные закоулки каждой души: “Что же ты? Сколько у тебя грехов на душе? Что ты пришел сюда убивать? Что ты пришел делать?” И каждому-каждому Господь заглядывает в глаза. И толпа стихает.

Вот тогда Он произносит свои знаменитые слова: “Кто из вас без греха – первый кинь в нее камень”. И снова опускает голову, чтобы не смущать, не давить, снова сидит, опустив голову, так же спокойно, так же величественно, так же бесстрашно. И им становится стыдно. И вот один за одним они стали выкидывать камни и расходиться. Спаситель сидит, по-прежнему, опустив голову.

И осталась эта женщина одна. Казалось бы, ей бы смыться скорей, привести себя в порядок, одеться как-то и забиться куда-нибудь в уголок подальше, чтоб её никто не трогал. Но она стоит и не может уйти, пока Он ей не скажет. И Спаситель поднимает голову и говорит: “Ну что, женщина, где твои обвинители? Никто тебя не обидел? И я тебя не осуждаю. Иди и впредь не греши”. Так вот, эти слова “Кто без греха – первый кинет камень” – цена жизни этой женщины. И, на самом деле, цена Жизни, потому что Спаситель отвечал за её спасение, и другой на Его месте бы погиб. Так что мы со всей серьезностью должны относиться к тому, что с особой милостью Господь нам заповедовал.

Я хотел бы привести еще одну цитату, еще один мужской взгляд на женскую красоту. Это апостол Пётр. Как вы знаете, апостол Пётр – простой рыбак, и так до конца жизни остался неграмотным. Для контраста вообразите себе, что вы говорите о женской красоте с рыбаком – уши завянут… Так вот, апостол Пётр, обращаясь к женщине, говорит: “Да будет украшением вашим…” – пожалуйста, нужно одеваться и нарядно, и со вкусом, и красиво, и чтобы шло, понятно. – “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос…” – правильно, Господь даровал волосы, они очень красивы, особенно женские, правда. Но это внешнее. Не внешнее плетение волос, не золотые украшения и нарядность в одежде, это всё – внешнее. А вот дальше совершенно потрясающее определение, что такое женская красота, по сути, – “Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом”.

Господь создал такую сокровенную внутреннюю красоту, которая перед Ним Самим драгоценна, не только перед людьми. Господь устроил так, что, действительно, ты иногда посмотришь и думаешь: Господи, какую ж Ты красоту сотворил потрясающую».


Отцу Александру студенты задали много вопросов, и если бы не позднее время, встреча бы затянулась надолго.

“У меня есть книжка “Как найти семейное счастье”. Так вот, я, может быть, выскажу несколько спорную вещь, но я молодым мужьям такой вопрос задаю: “Скажи, пожалуйста, кто в семье главный?” – “Ну, конечно, муж”. Говорю: “Нет, брат, ты ошибаешься. В семье главный – совет и любовь. Мужчина и женщина пред Господом равны – равноценные личности”. И вообще, еще раз, скажите мне, пожалуйста, кто персонально высшее творение Божье?

– Человек.

Персонально. Не обобщенно, а персонально.

– Адам и Ева. Каждый человек.

Ошибаетесь. Божья Матерь, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Правильно? Значит, выше Её нет никого ни на земле, ни на небе. Значит, нечего выпендриваться и надувать щеки, что мы такие-сякие. Конечно, должно быть единоначалие, кто-то должен принимать решения. Но принимать решения – это не значит, что ты самодур. Так вот, если ты в жене чувствуешь равную пред Богом личность, значит, всё должно быть в семье по обоюдному согласию. А если в семье совет и любовь, где двое или трое собрались, значит, Господь в семье главный, если этот мир духовный в семье поддерживается обоими супругами.

Конечно, трудно быть правым. Трудно. Объяснить человеку, не обидев его, не оскорбив, не унизив, не раздражив, что правда-то у тебя – это совсем непросто. Нужно очень напрячься, чтобы человек тебя воспринял. А где трудно, там трудно – еще мудрость такая. Мы хотим расслабиться, раз-два – и чтобы вся задача была решена. Она просто так не решается, это нам так кажется. И в результате, от того, что кажется, получается скандал. А если ты подумаешь, как донести – значит, донесешь.

Вы, наверное, многие занимаетесь пением и знаете, что, на самом-то деле, не один музыкальный слух, а три: первый – услышать, второй – воспринять, а третий – передать. Вот тогда ты сможешь воспроизвести сложное музыкальное произведение и донести до слушателей то, что хочешь выразить. Но для этого ты на клавишах должен хорошо играть. У меня такая дежурная шуточка есть, когда кто-то хорошо сыграет, я подхожу и говорю: “Ой, как ты хорошо на клавиши нажимаешь, научи меня, пожалуйста”. Кто музыкой занимается, тот знает, что это постоянный труд, огромный, продолжительный, многолетний, ежедневный труд. Но так же донести до человека – это тоже труд. Ты должен донести до него свою правильную мысль правильно, чтоб он её воспринял, а не отторгнул».

– Отец Александр, какие качества Вы можете отметить в мужчинах, главные с точки зрения мужчины как будущего отца семейства и главы семьи? Как они воспитываются?

«Вопрос очень хороший. Можно сказать, что настоящего мужчину воспитать гораздо труднее, чем хорошую прекрасную девушку. Это действительно так. Многие девушки не могут выйти замуж, потому что нет достойного жениха, потому что или бабники, или пьяницы, или еще какие-то непонятно. Но воспитывать надо, как раньше воспитывали, конечно, делая поправки на современную жизнь. Я просто пример приведу.

Когда-то давно, без малого 20 лет, подходит ко мне мужичок, ростом с меня, поплотнее только. “Я, – говорит, – человека убил”. – “Как?!!”

Дело было в Магнитогорске, где-то 50-е годы, он шел поздно вечером по улице, и видит – там чуть не десять парней волокут куда-то девушку. “Ну и, – говорит – я вступился. Ясное дело – они на меня. Я побежал. Они – за мной. Но я бежал быстро. Они растерялись. Ну, они не знали, что я чемпион города по боксу и стал укладывать одного за одним. Вот один оказался хлипкий”. Я уже не помню, что я ему сказал, помню, что я был ошеломлен, конечно. И даже я не спросил, что с ним правосудие сделало, к сожалению, не догадался. Вот реакция нормального мужчины. Так и должно быть.

Другая история, совсем недавно, слава Богу, там все живы, шел человек тоже поздно вечером и видит – два парня к девушке пристали. Он их обоих уложил, а на девушке со временем женился. Он в МВД служит, был в штатском тогда.

Так что воспитать такие рыцарские качества в мужчинах очень трудно, потому что сейчас современное законодательство против таких проявлений. Если сейчас бы разбирали это дело с Магнитогорском: значит, они тебя трогали? Нет. Они чего-нибудь сделали? Нет. Они тебе чего-нибудь сказали? Нет. За что ж ты их стал бить?

Вся наша жизнь перевернута. И в этой перевернутой жизни очень трудно находить правильные решения. Но есть такое слово “благородство”, выпавшее из нашего лексикона. Нужно помнить, что человек – существо благородное в самом лучшем, полном смысле этого слова. И надо учиться и из литературы, и из жития святых, и молиться, стараться воспитывать в себе такие благородные качества».

– В чем, по-Вашему, истинное счастье?

«Очень хороший вопрос. Конечно, трудный. Но, собственно, вы, наверно, знаете, счастье – соучастие в Божественном замысле. Господь каждому человеку желает спасения. И если ты спасаешься, в монастыре ли, в семье ли, если ты стараешься исполнять заповеди Божьи, ты стараешься искать, находить, выполнять волю Божью, значит, ты будешь счастлив.

Апостол Павел дал потрясающее определение: плод духовных усилий есть любовь, на первом месте, в христианском понимании, на втором – радость. То есть интересно, на втором – радость. Если человек радостный, значит, это критерий. Насколько ты хорошо любишь или нет – это трудно оценить, а если ты радостный – это критерий. Если у тебя на душе светло и радостно, значит, всё хорошо. Если тоска – значит, какой-то грех бередит в твоей душе. Любовь, радость, мир. Причем мир с Богом, мир с самим собой и мир с окружающими».

– Как обрести смирение?

Вот так мы к Господу и обращаемся. Ты попросил – Господь еще быстрей, чем человек, среагирует. Ты хочешь смирения – Господь тебе протянет. Научись принимать. А ты попросил и думаешь, что никто тебя не слышал, никто на твою просьбу не отреагировал, и начинаешь реагировать совершенно неправильно. Так вот, просишь – будь уверен, что Господь даст тебе смирение. А смирение – это сила преодолевать свои слабости. Человек должен быть сильнее своих слабостей. Смиренный человек – это сильный человек, который преодолевает любую свою слабость».

– Что такое истинная любовь? Как Вы её видите?

Как пример истинной любви и верности отец Александр рассказал историю его дядюшки и его супруги. История их знакомства была романтичной: они оба были студентами Московской Консерватории, были вместе на концерте и полюбили друг друга с первого взгляда. Это было в 1938 году, у них родилась дочка, а в 1941 году началась война. В 1942 году дядюшка был отправлен на фронт, он сам решил это, хотя и мог добиться отсрочки или освобождения от призыва на фронт. Виделись они после этого только один раз, когда молодая жена каким-то невероятным способом смогла попасть к мужу на передовую, когда фронт проходил недалеко от Москвы. Это была очень короткая встреча. А через некоторое время с фронта пришла похоронка. Несмотря на то, что тетушка была молода, очень красива и талантлива, она больше не вышла замуж, растила дочку одна и осталась верна своей любви, верна своему мужу и после его смерти.

Сохранились письма дядюшки с фронта своей жене, которые свидетельствуют об удивительной красоте и глубине их чувств: «Слов нет, очень тяжело друг без друга, но ведь пока мы живы – это наше, нашу любовь ничто не может отнять от нас, а лишь изменить ее форму. Пока мы живы, мы можем и должны уже сейчас перекинуть мостик (пускай мысленно, пускай без всяких реальных оснований) от нынешнего безвременья к лучшему будущему… Пускай не будет моих писем, пускай меня самого не будет – я всегда с тобой, ибо если есть какая-то неумирающая частица, то тем более она есть в любви, которая есть та же жизнь, но только в ее лучшем и чистом виде». Было ему всего лишь 24 года.



– Расскажите, пожалуйста, о соотношении понятий любовь и страсть.

«К сожалению, богатый и могучий русский язык в нескольких понятиях оказывается удивительно беден. У греков для слова “любовь” есть три глагола, а у нас только один: “люблю картошку” и “люблю жену” – одно и то же слово. Поэтому понятно, что речь идет о высшем проявлении, которое Церковью понимается.

А страсть – это, на самом деле, слабость. Это нечто в тебе, что сильней тебя самого. Апостол Павел а Послании к Римлянам говорил: «Бедный я человек – то, что хочу хорошее, не делаю, а что не хочу плохое, то делаю». Когда нечто в тебе подчиняет тебя самого, когда не ты собой командуешь, а нечто.

Одна моя прихожанка написала статью с очень замечательным названием “Играй, гормон”. Когда в тебе гормон играет так, что ты не можешь ему сопротивляться, не можешь противостать этому самому пусть психофизическому, любому какому-то кипению, которое в тебе происходит, значит, это и есть страсть, и ты слабее неких пусть сильных, пусть естественных, но проявлений своей натуры, которая должна быть в подчинении у тебя самого. Ты командуешь, а не твои проявления руководят тобой».

– Что делать девушке, если её преследует молодой человек?

«На самом деле, это серьезные проблемы, не надо смеяться, потому что действительно это жизненная, совсем непростая ситуация. Поставить себя на место этой девушки – совсем не до смеха.

У нас есть психологические особенности. Известно, что интересно дразнить того, кто реагирует, а если не реагирует, то и дразнить неинтересно. Вот так и здесь: если не будешь никак, очень четко и корректно, и определенно реагировать, то и, в конце концов, надоест ему бесплодно бегать. Не заводиться, не злиться, не обижаться, а при этом очень-очень сильно молиться, чтоб Господь дал силы выдерживать этот стресс».

И хотя вопросов было еще много, пришло время закончить встречу. К тому же тему женской красоты, брака, верности, благородства невозможно исчерпать за один вечер. Но отец Александр так глубоко и интересно вел беседу, что наверняка многие молодые люди и девушки по-настоящему задумались об этих важных вопросах.



Подготовила Тамара Амелина

Видео Виктора Аромштама
Фото Александра Филиппова

"Что есть КРАСОТА и почему её обожествляют люди? " Я точно знаю – однозначного ответа на этот вопрос нет. Дать определение красоте невозможно. Красота – понятие объёмное, очень многообразное и индивидуальное. Для каждого оно своё, личное. Достаточно вспомнить произведения знаменитых поэтов и писателей, картины разных художников, разных времён и эпох. Все они воспевали и изображали красоту природы, людей, чувств. Но делали они это по-разному, каждый по-своему.
Для меня красота – это то, что радует глаз, что вдохновляет, делает меня добрее, благороднее, более понимающим людей и окружающий мир. Красота – это незабываемые строчки стихов, завораживающие звуки мелодий, впечатляющие картины живописцев. Мы живём на очень красивой планете, где много замечательных мест и уголков, где природа неповторима и величественна, а люди красивы и добры. Я оглядываюсь вокруг и вижу бескрайние поля с колосящейся пшеницей, зелёные луга, покрытые пёстрыми полевыми цветами, высокие горы, синее небо, яркое солнце. Слышу пение птиц и журчание ручейков. Разве это не красота? Люди тоже должны соответствовать и быть красивы. Но часто понятие красоты искажается. Ещё А. П. Чехов говорил: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Не надо об этом забывать, так как, встречая красивого человека, мы часто видим только оболочку. И не задумываемся, а что под ней? Встречается много людей с красивой внешностью, которым нечем похвастаться внутри. Красивый человек – прежде всего человек с богатым внутренним миром. От него исходят позитив, тепло, свет. Ему не чужды доброта, бескорыстие, искренность. Он умеет любить и прощать. С таким человеком интересно, с ним хочется общаться вновь и вновь. У. Шекспир писал: "Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застёжки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение".
Ещё я бы хотел сказать о женской красоте. У каждого своё понятие женской привлекательности: красота – понятие более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений. Примером тому является картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Портрет Джоконды всегда вызывал споры. Она, может быть, и некрасива (это моё субъективное мнение) , но загадочный и манящий взгляд, таинственная улыбка делают Джоконду неотразимой, очаровательной и очень привлекательной. Поэтому не надо забывать – внешняя красота не так важна. Достаточно быть обаятельной, светиться изнутри, источать тепло, доброту, быть духовно богатой, уметь любить. Так что же такое красота? Я думаю, это то, что вдохновляет на творчество, созидание и подвиги. Где истинная красота, там любовь, там жизнь, там нет места злу и разрушению. Красота преображает человека, делает его более нравственным и гуманным. В заключении я хочу привести высказывание И. С. Тургенева: "...Не в одних словах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия".

«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел . А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство . Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать . Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».

Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.