Исследования африки зарубежными путешественниками таблица. Вводное слово учителя


Тема урока

Географическое положение и история исследования Африки

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате педагогического взаимодействия обучающиеся определят ФГП Африки, крайние точки материка, протяженность материка; оценят влияние ФГП на природу Африки; назовут имена исследователей и результаты их работы.

Познавательные: смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные: излагать свое мнение аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

В результате взаимодействия с учителем и учениками обучающиеся будут ориентироваться в межличностных отношениях.

Решаемые учебные проблемы

Как влияет ГП Африки на особенности природы материка?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Географическое положение, крайние точки

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийная презентация «Географическое положение и история исследования Африки», компьютер, проектор, экран

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    1. ЭТАП Актуализация знаний

Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Подводящий диалог

1) Вспомните, пожалуйста, какой географический объект называется материком?

2) Какие вы знаете материки? Покажите их на карте, классифицируя по величине.

3) Перед вами 2 группы материков (слайд 2)

1 группа: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

2 группа: Евразия, Северная Америка

Определите, по какому признаку произведено их деление? 4) Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

На свете немного найдется людей, которые не любят путешествовать. Разве не заманчиво отправиться в неведомую страну и посмотреть, как живут в ней люди? А как увлекательно поездить по странам и континентам, увидеть разнообразный климат, природу, разные обычаи у разных народов, услышать незнакомую речь. Одному путешествовать скучно. Поэтому мы отправляемся в путешествие все вместе. Нам предстоит увлекательное путешествие по Африке.

Деятельность учащихся

Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы:

1) Ответ - Материки – большие участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

2) Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

3) Ответ: Северные и южные материки.

4) Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?

Африка- это континент. А что означает слово «Африка»?

Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ.

Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка (таблица на слайде 5).

Южный материк Гондвана распался на 4 материка, одним из них является Африка. Значит, фамилия - Гондвана, имя-Африка.

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем, определяют, что географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле.

Из дополнительных источников информации (дополнительное домашнее задание) выясняют, что Африка – это имя материка, названа в честь берберского племени «афригини», проживающего на континенте.

Анализируют родословную материка

    3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Еще каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своей экспедиции.

Как вы думаете, что мы сегодня узнаем во время нашего путешествия? Ваши предположения? А теперь давайте проверим ваши версии

Деятельность учащихся

Формулирование цели урока

Цель : определение географического положения материка Африка, изучение истории исследования континента.

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Предлагает учащимся самим составить план изучения темы.

Каким источником информации необходимо пользоваться для того, чтобы достичь цели?

Деятельность учащихся

Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника, рисунки, карты атласа, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы. План урока:

1. ГП Африки

2. История исследования Африки

5. ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания .

Деятельность учителя

Нам с вами необходимо выяснить каковы особенности физико-географического положения материка Африка?

Для решения этого вопроса предлагаю вам принять участие в работе научно-исследовательских групп:

Направление работы 1 группа: рассмотрение размеров, крайних точек и широтного положения Африки;

2 группа – расположение материка относительно нулевого меридиана, положение Африки относительно материков и океанов;

3 группа – рассмотреть влияние ФГП на климат материка, сделать вывод о влиянии ФГП на природу Африки.

Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение?

Используя текст учебника, заполните таблицу «Исследователи Африки»

Имя исследователя

Время

(дата)

Результаты

исследования

Деятельность учащихся

    1. Работа в группах: обсуждают варианты составления рассказа, намечают план ответа.

    2. Читают текст, анализируют карты атласа и отвечают на вопросы

    3. Выступают с подготовленным рассказом

    4. Анализирую информацию, и отвечают на вопрос.

5. Читают текст и заполняют таблицу

6. ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Прочитайте письмо Незнайки (слайд), найдите ошибки в письме

Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка – самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Но, пока, все. Читайте, мои письма и будете знать, об Африке все!”.

Итак, сегодня на уроке мы лишь немного приоткрыли завесу в уникальнейший мир Африки. Африка - континент контрастов. Но у каждого из вас представление о ней разное. Предлагаю каждому написать «синквейн» к слову «Африка».

Деятельность учащихся

Исправляют ошибки в письме

Составляют «синквейн» к слову «Африка».

Пример: 1. Африка.

2. Большая, жаркая.

3. Развивается, добывает, поражает.

4. Прельщает туристов своей неизвестностью.

5. Пустыня.

7. ЭТАП Домашнее задание

пр. 20, рабочая тетрадь с. 54-58

Фиксирование домашнего задания.

Начальный этап исследования Африки (2-е тыс. до н.э. - до 6 в.).

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В 6 в. до н.э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет. В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк). В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки. Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.

Второй этап исследования Африки - арабские походы (7-14 вв.).

После завоевания Северной Африки (7 в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад. В одной из наиболее ранних географических сводок Ибн Хордадбеха в 9 в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну. В начале 12 в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты. Ибн Баттута в 1325-49, выйдя из Танжера, пересек северную и восточную Африку, посетил Египет. Позднее (1352-53) он прошел Западную Сахару, побывал в г. Тимбукту на реке Нигер и затем возвратился назад через Центральную Сахару. Оставленное им сочинение содержит ценные сведения о природе посещенных им стран и нравах населяющих их народов.

Третий этап исследования Африки - путешествия 15-17 вв.

В 1417-22 китайский флотоводец Чжэн Хэ в одном из своих многочисленных походов, пройдя Красным морем, обогнул полуостров Сомали и, двигаясь вдоль восточного побережья, достиг острова Занзибар. В 15-16 вв. изучение Африки было связано с поисками португальцами морского пути в Индию. В 1441 Н. Триштан достиг мыса Кап-Блан. Д. Диаш в 1445-46 гг. обогнул крайнюю западную точку Африки, которую назвал Зеленым мысом. В 1471 Фернандо По открыл остров, названный его именем. В 1488 Б. Диаш открыл крайнюю южную точку Африки, назвав ее мысом Бурь (впоследствии переименован в мыс Доброй Надежды); в 1500 неподалеку от этого мыса во время бури Б. Диаш погиб. На основании отчетов Б. Диаша маршрут в Индию разработал португальский мореплаватель Васко да Гама. В 1497-98 он, направляясь в Индию из Лиссабона, обогнул мыс Доброй Надежды и прошел вдоль восточного побережья до 3° 20" ю. ш. (город Малинди). В 1487-92 П. Ковильян совершил путешествие из Лиссабона через Средиземное море до устья Нила, а далее прошел вдоль юго-западного побережья Красного моря до г. Суакин. К концу 16 в. были установлены контуры континента. В 17 в. во внутренних районах Африки, к югу от экватора, португальскими путешественниками были открыты озера Тана (1613) и Ньяса (1616), исследованы истоки Голубого Нила и нижнее течение реки Конго. На западе континента французская экспедиция А. Брю в 17 в. исследовала реку Сенегал, английская - реку Гамбия.

Четвертый этап исследования Африки - экспедиции 18-20 вв.

С конца 18 в. стремление овладеть новыми богатыми источниками природных ресурсов стимулировало изучение Африки английскими, французскими и немецкими путешественниками. Экспедиции сосредотачиваются во внутренних областях континента. Англичане создают специальную «Ассоциацию для содействия открытия внутренних частей Африки», которая организовала ряд важных экспедиций. М. Парк в 1795-97 и 1805-06 изучал верховья реки Нигер, У. Аудни, Д. Денем и Х. Клаппертон в 1822-23 пересекли Сахару с севера на юг (от города Триполи до озера Чад) и доказали, что река Нигер не берет свое начало из этого озера. Переход через Сахару в 1827-28 совершил французский путешественник Р. Кайе. В 1830 английская экспедиция изучила низовья и устье реки Нигер (Р. Лендер и Д. Лендер).

В конце 18 - первой половине 19 в. начинается изучение Южной Африки, первым исследователем которой был английский путешественник Дж. Барроу. В 1835 Э. Смит обследовал реку Лимпопо, в 1868 С. Эрнскайн прошел по ее притоку Олифантс. Географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила проводила в 1847-48 русская экспедиция Е. П. Ковалевского, первого из русских путешественников, описавших Абиссинию. В середине 19 в. в бассейне Белого Нила работали французские (А. Ленан де Бельфона и Д"Арно) и немецкая экспедиции (Ф. Верне). Высшую точку материка вулкан Килиманджаро открыли в 1848-49 немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман. Английская экспедиция Дж. Спика и Р. Ф. Бертона в 1856-59 обнаружила озеро Танганьика. В 1858 озеро Виктория открыл Дж. Спик, позднее (1860-63) установивший совместно с Дж. Грантом, что из этого озера берет начало река Нил.

Большой вклад в исследование Африки внес шотландский путешественник Д. Ливингстон, в 1849 открывший озеро Нгами, первым из европейцев пересекший Южную Африку с запада на восток (1853-56), попутно обследовав значительную часть бассейна реки Замбези и открыв крупнейший в мире водопад Виктория (1855). В 1867-71 он изучил южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей и на его поиски отправился журналист Г. М. Стэнли, встретившийся с Ливингстоном в 1871 на озере Танганьика. Далее они вместе обследовали северную часть этого озера и выяснили, что оно не связано с Нилом. Еще одну экспедицию на поиски Ливингстона в 1873 возглавил английский моряк и путешественник В. Л. Камерон. Однако его помощь запоздала, т. к. к тому времени Ливингстон умер от лихорадки. Камерон продолжил путешествие и 1874 достиг озера Танганьика и открыл его сток - реку Лукуга.

Исследования Сахары провели немецкие путешественники Г. Рольфс, в 1865-67 первым из европейцев пересекший Африку от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), и Г. Нахтигаль, осуществивший в 1869-74 поход в район озера Чад. Он первым из европейцев достиг нагорья Вадаи и собрал обширный материал о природе и населении внутренних районов Центральной Африки. Позднее он опубликовал трехтомный труд «Сахара и Судан» (1879-89). Русский биолог, врач и путешественник А. В. Елисеев в 1881, будучи еще студентом, отправился в Египет, проехал вверх по Нилу до Сиута, а затем два месяца странствовал по Аравии. Три года спустя он вновь посетил Африку, из города Триполи он переехал в Алжир, прошел по Сахаре, побывал в Марокко; его перу принадлежит много географических сочинений, в т.ч. и об Африке.

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-78 совершил большое путешествие по Центральной Африке, во время которого провел географические и этнографические наблюдения, уточнил гидрографию истоков реки Белый Нил. В следующей экспедиции в 1879-86 он исследовал водораздел рек Нил и Конго; результаты своих наблюдений обобщил в книге «Путешествия по Африке (1877-78 и 1879-86)» (1949). В 1896-1900 трижды побывал в Эфиопии русский путешественник А. К. Булатович, провел съемку слабоизученных юго-западных и западных областей страны, первым из европейцев пересек горную область Каффа. Территорию современной Анголы и Мозамбика изучали португальцы А. А. Серпа Пинту (1877-79), который открыл истоки рек Кунене и Кубанго, Э. Бриту Капелу и Р. Ивенш (1877-79), пересекшие континент с запада на восток.

В результате географических исследований к концу 19 в. были изучены четыре великие африканские реки: Нил, Нигер, Конго и Замбези. В начале 20 в. выявлены огромные природные ресурсы африканского континента.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ АФРИКИ

Современные люди могут легко получать информацию о любом географическом объекте, будь о популярные отели или святые места в Африке, а также любой иной части света. Стоит лишь проявить интерес, и все данные станут известными, потому что к этому пришел долгий путь прогресса.

И все же люди всегда интересовались далекими землями, даже если о них лишь слышали или мечтали. Поэтому история исследования Африки очень длительная, ведь ее начало было положено задолго до нашей эры.

Историю африканских открытий и удивительных находок можно разделить на четыре этапа.

ü Первый начальный этап – II тысячелетие до н.э. – VI век н.э.

ü Второй этап арабских походов- VII–XIV вв. н. э.

ü Третий этап путешествий - XV–XVII вв.

ü Четвёртый этап экспедиций - XVIII–XX вв.

Первый этап исследований африканского континента начался в древности. Уже до второго тысячелетия до н. э. египтяне разведывали территории, граничащие с их государством.

Так, они оставили след в истории Африки как исследователи северной части материка. На востоке египтяне добрались до Суэцкого канала, на западе им стал известен залив Сидра. Путешественники изучали великую реку Нил, пройдя почти всё её течение на север, а также Аравийскую, Нубийскую и Ливийскую пустыни.

Финикийцы уже в VI веке до н. э. смогли водным путём обойти всю Африку. Столетием позже Ганнон из Карфагена объехал её в западном направлении до Зелёного мыса и южных берегов.

Европейские корабли также нередко показывались в африканских акваториях: с начала II века до н. э. испанские (из Кадиса) рыбаки бывали у Канарских островов, а в середине I века до н. э. моряки из Греции и Сирии проложили путь к острову Занзибар.

Второй этап исследований приурочен к стремительному расширению арабского мира. В VII веке арабы сумели захватить север Африки и свободно перемещались по Сахаре и Ливийской пустыне. Они же стали первыми исследователями озера Чад и рек Сенегал, Нигер и Белый Нил. В XII веке карта северной Африки, предоставленная Идриси, была самой точной на то время. В 1325–1349 годы Ибн Баттута, направляясь в Египет из Танжера, наблюдал культуру стран Африки на востоке и севере. Через три года он изучил Западную и Центральную Сахару, город Тимбукту. Результаты своего путешествия Ибн Батутта изложил в очень поучительном сочинении, которое по-

ведало всем об увиденной природе и людях неведомых стран.

Третий этап исследований начался с того, что китаец Чжэн Хэ в 1417–1422 годах осуществил несколько морских походов. Он пересёк Красное море, после чего обошёл полуостров Сомали. Пройдя вдоль восточноафриканского побережья, флотоводец прибыл к острову Занзибар.



Европейцы активно начали изучать берега Чёрного континента тогда, когда португальцы стали искать водный путь в Индию, огибая Африку. Первое такое путешествие Н. Триштана в 1441 году ознаменовалось открытием мыса Кап-Блан. После этого португальские мореплаватели постоянно проникали всё дальше на юг, вдоль западных африканских берегов, совершая всевозможные находки и открытия. История исследования Африканского континента шла полным ходом.

Португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш сумел обогнуть Зелёный мыс в 1446 году, который является крайней точкой материка на западе. Именем Фернандо По назван остров, открытый им в 1471 году. А 1488 стал годом, когда Б. Диаш добрался до самого юга Африки, эта точка была названа - мыс Бурь, однако современное её название - мыс Доброй Надежды.

Деятельность Б. Диаша стала очень результативной, на основании всех его отчётов о проведённых путешествиях Васко да Гама построил желаемый маршрут в богатую Индию, он же в 1497– 1498 гг. смог из Лиссабона, обогнув Африку, дойти до города Малинди на востоке.

Таким образом, в конце XVI века Африка на мировых картах уже приобрела свои современные очертания. Теперь исследователей ждали её внутренние неизведанные районы.

За XVII столетие португальские исследователи сделали такие открытия на материке: озёра Тана, Ньяса; реки Конго, Сенегал, Гамбия; исток Голубого Нила.

Четвёртый этап исследований Африки начался в связи с тем, что европейцы нуждались в дополнительных природных ресурсах, поэтому во внутренние регионы Африки свои экспедиции направляли Англия, Германия, Франция, Россия.

Английская ассоциация, созданная специально для совершения открытий во внутренних частях Африки, провела такие исследования:

М. Парк в конце XVIII – начале XIX вв. изучал р. Нигер.

Р. Лендер, Д. Лендер в 1830 году продолжили эту работу.

Д. Денем, У. Аудни, Х. Клаппертон поперёк пересекали в 1823 году пустыню Сахара, они же

доказали, что Нигер не вытекает из озера Чад.

В Сахаре побывал французский путешественник Р. Кайе. В 1828 г. он посетил легендарный город Тимбукту.

Экспедиции из России также исследовала африканские территории. В 1847–1848 годы русские исследователи пребывали в бассейне реки Белый Нил. Руководитель Е. П. Ковалевский впервые описал Абиссинию. Огромный вклад в исследования Восточной и Экваториальной Африке сделал знаменитый русский путешественник В. В. Юнкер. Он составил детальную карту огромного района Центральной Африки, создал две постоянные метеостанции в этом районе и организовал на них систематические наблюдения.

Открытие высшей точки континента, которой является вулкан Килиманджаро, принадлежит немцам И. Крапфу и И. Ребману (1848–1849 гг.).

Озеро Танганьика открыто англичанами Дж. Спиком и Р. Ф. Бертоном (1856–1859 гг.).

Дж. Спик открыл озеро, названное Викторией (1858 г.). А в 1860–1863 годах открыватель вместе с Дж. Грантом выяснили, что именно из этого озера и начинается река Нил.

В исследованиях Африки большую роль сыграл Д. Ливингстон. Он сделал массу открытий, например: водопад Виктория, озёра Бангвеулу и Нгами и др.

На конец XIX - начало XX в. стали полностью исследованные великие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Нигер, а также открыты огромные запасы природных ресурсов.

Общие сведения. Через центр африканского континента проходит экватор и нулевой (главный) меридиан. Самый теплый из материков; здесь расположена самая крупная пустыня мира. Самая длинная и одна из самых многоводных рек восточного ползал ария дренирует территорию Африки. Здесь обитают самые крупные животные, в частности, слоны, и проживают самые низкорослые люди - пигмеи.

Побережье Африки по сравнению с другими континентами менее изрезано. На африканском континенте расположен один из крупнейших разломов суши (Великий Африканский).

Африка занимает первое место в мире по добыче алмазов.

Африка - единственный материк, расположенный во всех четырех полушариях. Известно, что материки и океаны распределены по земному шару неравномерно. Суша в северном полушарии занимает 39%, а в южном полушарии - 19% от общей площади. Картограф ически можно изобразить земной шар так, чтобы на нем нашли отображение главным образом материки. В этом случае получаем так называемую «карту полушарий материков». На карте полушарий материков 53% занимает суша.

Географическое положение. Экватор делит Африку на две равные части. От Европы Африку отделяет Гибралтарский пролив, а от Азии - Суэцкий канал. Северное и западное побережья Африки омываются водами Атлантического океана, а северо-восточное и восточное побережья - водами Индийского океана. Протяженность береговой линии Африки равна 30 500 км.

Африка сужается с севера на юг. Ширина Африки на севере (между мысами Альмади и Рас-Хафун) - 7500 км, а на юге - 3000 км.

Из истории исследования. В древности Африканский материк именовали Ливийским. По мнению ученых, слово «Африка» вошло в обиход во II веке до н. э. По мнению французского ученого Гаффарела, на северо-западе (районы Туниса и Марокко) материка проживало племя древних берберов, известное под названием «афарик». Название этого племени и дало наименование африканскому континенту.

Африка является колыбелью цивилизации. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые предки человека появились на африканском континенте около 3-4 млн лет назад.

Факты свидетельствуют о том, что древние цивилизации возникли в низовьях Нила 6 тыс. лет назад. О расцвете культуры Древнего Египта свидетельствуют такие историко-архитектурные памятники, как пирамиды, возраст которых измеряется тысячелетиями. Египетские пирамиды - одно из семи чудес света.

Большой вклад в изучение традиций и обычаев народов Африки, ее природы и экономики внес знаменитый марокканский путешественник Ибн Баттута. Он посетил, начиная с 1325 и по 1349 гг., северное и восточное побережья Африки, бассейн Нила, западную часть Сахары, а также верхнее и среднее течения реки Нигер.

Начало завоеванию Африки и работорговле положили голландцы в XV веке.

Бартоломеу Диаш в 1487 году посетил и исследовал западное побережье африканского континента вплоть до мыса Доброй Надежды.

Васко да Гама обогнул африканский континент и 20 мая 1498 года прибыл в крупнейший порт Индии - в Калькутту. Таким образом, европейцами был открыт морской путь в Индию.

Первые географические сведения о природе внутренней Африки были собраны английским исследователем Давидом Ливингстоном. Он посетил пустыню Калахари, реку Замбези, верхнее течение реки Конго и озера Ньяса и Танганьику. Им было дано название Виктория одному из крупнейших водопадов на реке Замбези.

Внимание! Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter для уведомления администрации.