Каким изображен старый мир в поэме 12. Изображение «старого мира» в поэме А

Старый и новый мир. «Окаянные дни» - так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И. А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мне­ния. В революции он видел переломный момент в жизни России, кото­рый влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарожде­ние нового мировоззрения.

Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года пишет одно из самых ярких своих произведений - поэму «Двенадцать», которая воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней жизни.

Изображение старого и нового мира в поэме создано автором в ка­кой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каж­дый образ, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происхо­дящего исторического события.

Старый мир символизируют несколько образов, показанных в на­смешливо-презрительном свете. Образ буржуя на перекрестке, упрятав­шего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а сейчас беспомощную перед лицом новой силы буржуазию.

Под образом писателя скрывается творческая интеллигенция, не принявшая революцию. «Погибла Россия!» - говорит писатель, и в его словах отразились мнения многих представителей данной социальной группы, видевших в происходящих событиях гибель своей страны.

Символически показана и церковь, лишившаяся былой власти. Ав­тор предоставляет нашему взору образ попа, идущего воровато, «сторо­ной - за сугроб», который в прежние времена «брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ». Теперь «товарищ поп» лишен и креста, и былого высокомерия.

Барыня в каракуле - символ светского дворянского общества:

Вот барыня в каракуле К другой подвернулась:

Уж мы плакали, плакали…

Поскользнулась И - бац - растянулась!

Этот эпизод, на мой взгляд, выразил мнение Блока о слабохарактер­ности и неприспособленности изнеженной аристократии к новой жизни.

Все вышеперечисленные образы показывают, что старый мир повер­жен, остались лишь жалкие тени от былого величия.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Совсем иное художественное воплощение в поэме получил новый мир. Основными его представителями являются двенадцать красноар­мейцев. Образ этого отряда, по моему мнению, - это отражение реаль­ного лица революции. «На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте эта­жи, нынче будут грабежи!», «Уж я ножичком полосну, полосну!» - по­добные строки, встречающиеся в поэме, говорят, на мой взгляд, скорее об анархии, чем о борьбе пролетариата за лучшую жизнь. В разговорах красноармейцев ни разу не встречаются возгласы типа: «Мы наш, мы новый мир построим!» Можно разглядеть лишь глубокое презрение и ненависть ко всему «старому».

Масштабность революции подчеркивают образы разбушевавшихся сил природы: разыгравшаяся вьюга, завивающийся воронкой снег, чер­ное небо. Особенно широко стихийную мощь происходящих событий символизирует ветер:

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

И наконец, одним из основных в поэме «Двенадцать» является об­раз Христа. Существование данного образа в поэме можно трактовать по-разному. Лично я считаю, что он символизирует «бога рабов», веду­щего за собой бывших рабов старого мира и благословляющего их на борьбу с угнетателями. Имя Иисуса Христа в поэме написано неверно. На мой взгляд, автор сделал это, чтобы подчеркнуть, что здесь имеется в виду не бог старого мира, а бог новой, рабочей России.

В целом о произведении можно сказать, что Блоку удалось создать в небольшой по объему поэме довольно внушительную картину жиз­ни, дающую представление о событиях тех лет в революционной Рос­сии и их идеологической направленности. Мастерски построенная композиция, своеобразно подобранные образы и символы по праву делают поэму «Двенадцать» одним из лучших произведений в творче­стве Александра Блока.

Каким изображён "Старый мир" в поэме 12? и получил лучший ответ

Ответ от Натурщица Малевича[гуру]
Со старым миром поэт знакомит нас в первой главе поэмы, являющейся своеобразным прологом. Блок выводит на сцену старушку, ругающую большевиков. По её мнению, они потратили огромное количество ткани, из которой вышло бы много портянок для раздетых и разутых, на никчемный плакат: «Вся власть учредительному собранию!» . Да и зачем ей этот плакат с лозунгом, ведь она его всё равно не поймёт.
Далее, вслед за старушкой, появляется «буржуй на перекрёстке» , от мороза упрятавший в воротник нос. Затем мы слышим, что кто-то «говорит вполголоса»:
- Предатели!
- Погибла Россия!
Далее появляется «товарищ поп» , отчего-то «невесёлый» . Затем «барыня в каракуле» , разговаривающая с другой, проститутки, обсуждающие на своём собрании, сколько с кого брать… И, наконец, бродяга, просящий хлеба. По сути дела, на этом описание старого мира заканчивается, но только внешне, так как за простым перечислением героев, во-первых, скрывается глубокий идейный смысл, во-вторых, отголоски этого же старого мира будут слышны на протяжении всей поэмы.
Итак, поэт не даёт нам обширного, пространного описания старого мира и его представителей в силу ограниченности объёма повествования, обусловленной стихотворным жанром. Но, в то же время, предельная сжатость образов позволяет ему подчеркнуть основную мысль – старый мир уже не существует как единое целое, его время прошло, на «обломках цивилизации» размещаются лишь отдельные её представители, да и те не самые яркие. Эту мысль поэт выделяет авторскими репликами: «А это кто?» , «А вот и долгожданный…» , «Вон барыня в каракуле» .
Блок вносит в повествование о представителях старого мира черты иронии, используя сниженную просторечную лексику: «брюхо» , «бац – растянулась» , «курица» . Поэт смеётся над прогнившим до основания обществом, потому что уверен, что за ним нет будущего. Символом старого мира в прологе выступает чёрный цвет, которому противопоставлен цвет белый – символ нового мира.
Уже во второй главе поэмы встречается упоминание о Катьке и Ваньке – ещё двух представителях старого мира. Причём девушка не была таковой изначально. Катька была возлюбленной красноармейца Петрухи, но, поддавшись искушениям буржуазного общества, стала падшей женщиной. Об этом мы узнаём из пятой главы, когда Петруха, ревнуя и злясь, рассказывает о её блудодеяниях с офицерами, юнкерами, а потом и с обычными солдатами.
Представителем отмирающего буржуазного общества, бесом-искусителем для Катьки является солдат Ванька. Но это опять-таки не лучший представитель старого мира. Его физиономия (даже не лицо) «дурацкая» , он «плечист» и «речист» , а это указывает на его развитость. Петруха это понимает, и поэтому обида его на Катьку из-за того, что она этого не разглядела, приводит к трагической развязке любовной линии повествования.
Итак, можно сделать вывод, что старый мир в поэме, несмотря на то, что отмирает, приносит людям, стремящимся к лучшей жизни, огромные страдания. И хотя эти люди пока ещё не видят, куда нужно стремиться, они осознают совершенно ясно, что сначала надо побороть старый мир. Эта идея борьбы нового со старым постоянно прослеживается в рефрене:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Святая Русь – это образ отживающего свой век старого общества. Призывами борьбы с ним исполнены следующие строки:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Если в первой главе старое общество представляли человеческие образы, то теперь образ буржуя и вовсе сменяется образом безродного, побитого пса, который, как мы увидим в двенадцатой главе – эпилоге, плетётся позади двенадцати красноармейцев – представителей нового мира. Такая развязка, по мысли Блока, была неминуема, потому что впереди апостолов нового мира появился «в белом венчике из роз» Иисус Христос – символ гармонии, чистоты, обновления. Это образ той светлой жизни, к которой, пусть ещё только подсознательно, стремятся люди.

Ответ от 3 ответа [гуру]

Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать». обнаруживается сломленность старого мира?

Современники поэта Александра Александровича Блока и более поздние исследователи его творчества, вновь и вновь обращаясь к поэме “Двенадцать”, задавались неизменным риторическим вопросом: “Как мог человек, воспитанный в духе дворянских традиций XIX столетия, посвятить поэму тем, кто насильственным, варварским способом эти традиции искореняет?” Подобное недоумение вполне объяснимо, ибо во время революции и после нее творческая интеллигенция повсеместно воспринималась как художественный проводник идей “буржуев и кулаков”. Да и сама революция по замыслу ее теоретиков и практиков в своей “программе минимум” должна была привести к установлению диктатуры пролетариата, что подразумевало вполне однозначное отношение ко всем остальным слоям населения. Так почему же поэт-символист Александр Блок воспел в своей поэме эту революцию? На самом деле ответ на этот вопрос Блок заложил в самой поэме “Двенадцать”. Музыку революции, которую слышит поэт, он пытается передать читателю посредством стихов. Блок говорил: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию”. Революция, по мнению Блока, прекрасна! Несмотря на охватившие страну ужас и хаос, все это суть очищение, через которое просто необходимо пройти России. И если смотреть на поэму сквозь призму подобного восприятия событий, то уже не покажется странным, что Блок столь воодушевленно описал в “Двенадцати” сломленность старого мира. Символ торжества мира нового дается читателю сразу, без какой-либо предварительной подготовки: От здания к зданию Протянут канат.

На канате - плакат: “Вся власть Учредительному собранию!”.

Это торжество есть свершившийся факт. Он уже не ставится под сомнение ироничной интонацией или каким-либо нелепым эпитетом. И уже ему, этому факту, твердо стоящему на ногах пролетарской свободы - не той, которая “заканчивается там, где начинается свобода другого”, а вседозволитель-ной и анархичной, - противопоставлены бьющиеся в предсмертных конвульсиях силуэты старого мира: Старушка, как курица, Кой-как переметнулась через сугроб.

Ох, Матушка-Заступница! - Ох, большевики загонят в гроб!..

А это кто? -Длинные волосы И говорит вполголоса: - Предатели! Погибла Россия! -

Должно быть, писатель - Вития...

Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: Уж мы плакали, плакали...

Поскользнулась И - бац - растянулась!..

Человеческие образы, символизирующие ломающийся на глазах старый мир, нелепы и комичны. Они, подобно куклам из “Театра абсурда”, которых бесцеремонно дергают за нитки, заставляя совершать различные телодвижения и произносить глупости искаженными голосами, наполняют собой пустоту мыльного пузыря, а их отраженные на радужной выпуклой поверхности лики вызывают лишь горькую усмешку: А вон и долгополый - Сторонкой - за сугроб...

Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед И крестом сияло Брюхо на народ?..

Александр Блок, как истинный гений символизма, одним незатейливым словосочетанием продемонстрировал разверзшуюся между противостоящими друг другу мирами бездонную пропасть. Именно “товарищ поп” есть символ антагонистичности старого и нового, их полной несовместимости и жесточайшей уродливости в случайных сочетаниях, не вызывающей при этом ни капли жалости.

Совокупность социально-нравственных ценностей в душах и умах красногвардейцев, устами которых Блок озвучивает настроения нового мира, соответствует представлениям о соотношении цели и средств для ее достижения. Если уж рушить старый мир, то жестоко, кощунственно и до основания: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь - В кондовую, В избяную, В толстозадую!..

Убийство “толстомордой Катьки”, у которой “керенки есть в чулке” и которая невесть чем занята в кабаке с Ванюшей, воспринимается отнюдь не как преступление, а напротив, как деяние, направленное на укрепление нового мира. Некоторое нравственное колебание Петруши, усомнившегося в праведности содеянного, вскоре, благодаря увещеваниям остальных одиннадцати, переходит в фазу абсолютной уверенности в верности того пути, который они себе избрали. Назад дороги нет: Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба - Гуляетнынче голытьба!..

Финал же поэмы ставит окончательную и жирную точку в конфликте старого и нового. Появление Иисуса Христа под кровавым знаменем революции, возглавляющего стройный марш двенадцати апостолов-революционеров, стало последним гвоздем в крышке гроба старого мира, окончательную и безоговорочную сломленность которого символически изобразил в своей поэме Александр Блок.

Конечно же, объективную оценку любым социально-политическим событиям может поставить только История. Слишком много воды должно утечь, прежде чем станет окончательно ясно, какая из двух противоборствующих сторон была наиболее близка к истине, какое из двух зол было для страны наименьшим. Вот уже почти столетие минуло с тех пор, как свершилась революция, однако единого мнения по этому поводу никогда не было и нет по сей день. Тем более нельзя найти ответ на вопрос: “Кто прав?” в поэме “Двенадцать”. Блок не ставил перед собой задачу заклеймить позором “буржуев” и воздвигнуть литературный памятник пролетариям всех стран, соединившимся в едином и страстном порыве. Он обозначил труднейшую для него и его современников, да и для всех, кто жил до него и будет жить после, проблему выбора: либо сгнить вместе с разлагающимися останками старого буржуазного общества, либо искрой сгореть в безжалостном пожаре революции.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

“Окаянные дни” – так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И.А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни Российской Федерации , который влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарождение нового мировоззрения.

Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года описывает одно из самых ярких своих произведений – поэму “Двенадцать”, которая воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней жизни.

Изображение старого и нового мира в поэме создано автором в какой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каждый образ в поэме, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происходящего исторического события.

Старый мир символизируют несколько образов, показанных в насмешливо-презрительном свете. Образ буржуя на перекрестке, упрятавшего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а в данный момент беспомощную перед лицом новой силы буржуазию.

Под образом писателя скрывается творческая интеллигенция, не принявшая революцию. “Погибла Россия!” – говорит писатель, и в его словах отразились мнения многих представителей данной социальной группы, видевших в происходящих событиях гибель своей страны.

Символически показана и церковь, лишившаяся былой власти. Автор предоставляет нашему взору образ попа, идущего воровато, “стороной – за сугроб”, который в прежние времена “брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ”. Теперь “товарищ поп” не имеет ни креста, ни былого высокомерия.

Барыня в каракуле – символ светского дворянского общества. Она говорит другой, что они “плакали, плакали”, поскользнулась и упала. Этот момент , на мой взгляд, выразил мнение Блока о слабохарактерности и неприспособленности изнеженной аристократии у новой жизни.

Поэма «Двенадцать» – поэма-отклик на свершившуюся революцию – по своему стилю отличается от других произведений поэта: в ней отчетливо прослеживается фольклорная основа, частушечный ритм, использование пословиц и элементов городского романса.

Основным принципом построения «Двенадцати» становится контраст. Черный ветер, белый снег, красный флаг – цветовая гамма варьируется в пределах трех цветов. Поэма отличается полифоничностью: она вмещает в себя множество интонация и точек зрения. Особую символичность приобретают образы поэмы: 12 красногвардейцев противопоставляются старому миру в образе «пса безродного »:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
А старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Старый мир представлен в поэме сатирически , хотя сатира в целом не свойственна поэту. Образы «прошлого» приобретают обобщающее значение; они обрисованы лишь одним-двумя штрихами – вития, барынька в каракуле, поп, у которого раньше «крестом сияло пузо на народ».

Противостоит миру старому мир новый, мир революции. Революция, по Блоку, – стихия, ветер «на всем белом свете », это, главным образом, разрушительная сила, представители которой идут «без имени святого ».

Многоплановым является образ, вынесенный в заглавие поэмы, – 12. Это и реальная деталь: в 1918 г. патруль состоял из 12 человек; и символ – 12 учеников Иисуса Христа, апостолов, в которых по ходу революционного действа превращаются красногвардейцы. Преображение это детально: например, походка героев из порывистого движения вразвалку превращается в державную поступь.

Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежно поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Еще один не менее интересный образ «Двенадцати» – это образ Христа. Сам А. Блок не давал точного ответа, почему в поэме возникает этот далекий от революции образ, что и породило множественные интерпретации. Так, Христа рассматривают как воплощение справедливости; как символ величия и святости эпохального события ; как символ новой эпохи и др.

Многогранен образ метели в поэме. Во-первых, метель – это разбушевавшаяся, неконтролируемая, «первобытная» стихия, коей и представлял себе поэт революцию: «Ветер! Ветер! На ногах не стоит человек ». Во-вторых, образ метели возникает и в некоторых стихотворениях автора, где метель становится символом смерти, уходом в «никуда» и «никогда». Вспомним стихотворение «Покойник спать ложится»: «Покойник спать ложится // На белую постель. // В окне легко кружится // Спокойная метель ». В-третьих, метель как символ промысла божьего, рока традиционен для русской классической литературы (пушкинские «Метель» и «Капитанская дочка») .

Интересна поэма и в плане системы своих эстетических принципов. «Двенадцать» – это не чистый символизм; рамки эстетики в поэме расширены: символические образы сочетаются с сатирическим обличением, пафос презрения к «былому» – к старому миру соединен с мечтой о России новой, очищенной и возрожденной.

Поэма «Двенадцать», написанная в 1918 г., по-прежнему остается загадочной и таинственной из-за множественности интерпретаций и многоплановости образов, что дает большие возможности для исследования произведения.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.