Конспект занятия на тему: «Часы — какими они бывают. Мы всегда шагаем так

Организационный момент

Здравствуйте!

На вас надеюсь я, друзья.

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

Я думаю, что урок будет интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательным и старательным.

Посчитай-ка

Соседи числа 11,13,8,7

Используя пример составь пример используя переместительное свойство

(ламинированные листы)

Соедини примеры с одинаковым ответом

2+4= 3+4= 8+2= 7+2= 4+5=

4+3= 4+2= 2+7= 2+8= 5+4=

Реши примеры

(2+6)-4= 7-(6+1)=

12-(2+8)= 11-(4+5)=

(10+2)-2= 8-4-2=

Повторение

Какие часы ты знаешь? Какими пользуются часами сейчас?

Механические, кварцевые, солнечные, водяные, огненные

Что вы узнали о минуте? Что можно сделать за минуту?

Как выглядит минутная стрелка?

2. Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке мы откроем новое знание. А что? Поможет это предложение. (Флипчарт) Что- то с ним произошло, наверно, был сильный ветер, все слова смешались, посмотрите внимательно, постарайтесь расставить слова на свои места. Кто может исправить у доски?

Делу - время, а потехе - час. (час, делу -, время, потехе -, а).

Молодцы! Это пословица. Как вы понимаете эту пословицу? Отгадайте загадку. (Слайд 3)

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы) !

Я напрасно не стучу,
Когда надо, разбужу.(будильник)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
(Стрелки часов)

3. Целевая установка

На уроке мы о чем будем говорить? О времени. О часах.

Мы научимся на уроке определять время по часам.

4. Знакомство с новым материалом

От одной цифры до другой проходит 5 минут.Давайте посчитаем что произойдет если мы пройдем круг.

5,10,15,20,25,30,35,40,45,50,55,60.

Когда минутная стрелка проходит один круг –получается один час.

Показ на модели часов. Коллективная работа

Цель: определить сколько времени на часах

11,10 часов,8 часов,3 часа,2 часа

(Г)Соедини циферблат с электронными часами

10ч.10мин 6 ч.10 мин 8.00 мин 2 ч.00мин

Тренировочные упражнения

Показать 12 часов

Исследование

На моделях часов покажи время и слелай вывод

Первая группа

3 часа 30 минут

Половина четвертого

Вторая группа

6часов 30 минут

Половина четвертого

Третья группа

5 часов 30 минут

Половина шестого

Четвертая группа

2 часа 30 минут

Половина третьего

Пятая группа

1 час 30 минут

Половина второго

Вывод: время одно тоже

Логическая задача

а.) Наступило время ответить на загадку, которую мы с вами услышали в начале урока о девочке, которая не знала, успеет ли она в кино или нет. Повторное чтение и разбор задачи.

«Приглашаем учащихся на кукольное представление. Продолжительность представления 60…Начало представления в 11 …»

МБОУ « Войсковицкая СОШ №2»

Гатчинский район Ленинградская область

Конспект урока математики

2 класс, 1 четверть

программа «Школа России»

Тема: « Час. Минута »

Учитель: Улякова Ольга Васильевна

ТЕМА УРОКА « Час. Минута. »

Цель:

Познакомить с единицами измерения времени - часом и минутой;

Учить узнавать время по часам;

Задачи урока:

Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;

Развивать логическое мышление, речь, внимание, познавательные и математические способности;

Воспитывать бережное отношение ко времени;

Показать важность ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля;

Развивать умение работать в паре и умение проверять свою самостоятельную работу;

Способствовать развитию умения планировать свою деятельность;

Расширять знания детей об истории родного города.

Развитие универсальных учебных действий:

Предметные результаты: Познакомить учащихся с единицами измерения времени: часом, минутой; продолжить работу над формированием умения решать выражения вида 30 + 5, 35 – 5, 35 - 30; прививать интерес к предмету Усвоить единицы измерения времени «час, минута»; решать простые и составные задачи; выработать каллиграфическое написание цифр,

Метапредметные результаты : Усвоить единицы измерения времени «час, минута»; решать простые и составные задачи; выработать каллиграфическое написание цифр, совершенствовать навыки чтения; расширить знания детей о Коннетабле - солнечных часах Гатчины.

Регулятивные: Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.

Коммуникативные : Участвовать в диалоге на уроке, воспринимать объяснения и инструкции учителя, планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управлять поведением партнёра, контролировать себя и партнера при работе в паре.

Личностные: Оценивать результаты выполненной работы. Развивать внимание. Воспитывать аккуратность, умение экономить своё и чужое время.

Оборудование :

Учебник М.И.Моро. Математика 2 класс ФГОС, М. «Просвещение», 2014г

Математическая таблица «Время»,

Часы настенные, ручные и каминные часы, будильник.

Карточки с цифрами «3» и «5»

Макеты часов.

Дидактический материал для самостоятельной работы.

Этапы урока

Результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

Личностные:

самооценка готовности к уроку

Метапредметные: организация рабочего места

Ситуация оценки готовности детей к уроку.

Оценивают свою готовность, настрой на работу

Прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, готовы к работе? Кто готов, прошу тихо сесть.

Личностные:

совершенство -

вать каллиграфию написания цифр,

оценивать результаты выполненной работы

Оказание индивидуальной помощи учащимся, у которых имелись неточности в написании данных цифр.

Прописывают цифры,

оценивают

результат.

Учатся вести диалог.

На доске: 3 5 3 5 на другой строчке 35 53 35

– Начинаем урок с каллиграфической минутки. Пропишите в ваших тетрадях строчку цифр 3 и 5 и строчку чисел 35 и 53 .

Пишем красиво каждую цифру. Подчеркните самые красивые цифры. Оцените себя.

Вы ничего не заметили при написании цифр? Ответ ученика: «На первой строчке записаны однозначные числа, а на второй- двузначные.» Другой ответ: « У цифр 3 и 5 есть сходство в написании, они схожи полуовалами.»

Правильно. Спасибо за наблюдательность.

Повторение состава числа, которое необходимо в дальнейшей работе.

Актуализация знаний о составе числа.

А какова роль цифры 5 в числе 35 ? ..в числе 53?

Ответ ученика: «Цифра 5 в первом числе- это единицы, а во втором- это число десятков.»

Запишите первое число в тетрадь, представьте его в виде суммы разрядных слагаемых

А роль цифры 3 в числе 53 ?

Ответ ученика: «Цифра 3 - это число единиц.»

Три клеточки вправо - представьте число 35 в виде суммы разрядных слагаемых.

Запись в тетради:

35=30+5 53=50+3

3.Актуализация знаний

Личностные: умение видеть и признавать свои ошибки

Предметные: совершенствование вычислительных навыков

Организует умение выполнять задание на слух. Закрепляет совершенство быстроты устного счета

Воспринимают задание, выполняют, предъявляют результат.

Актуализируют свои знания в приемах вычисления.

Оценивают свою работу

А сейчас устный счет. Математический диктант.

- Пишем по пять ответов на строчке, не забыли?

1) Чему равна сумма чисел 5 и 8? (13)

2) К 20 прибавьте 4 (24)

3) Из 80 вычтите 50 (30)

4) Я задумала число, из этого числа вычла 5 и получила 30. Какое число я задумала? (35)

5)Найдите сумму чисел 13 и 6 (19)

6)Из 48 вычтите сумму чисел 20 и 20 (8)

7)Сколько нужно вычесть из 77, чтобы осталось 7? (70)

8)Какое число прибавили к 8 ,если получили 15? (7)

9) Я задумала число, к этому числу прибавила 50 и получила 53.Какое число я задумала? (3)

10) Чему равна разность чисел 83 и 30? (53)

Чтение ответов цепочкой, неправильный ответ- учащиеся зачеркивают число.

Оценивание смайликами: учащиеся оценивают себя.

4 .Постановка учебной задачи.

Личностные: умение формулировать цель, проблему, тему урока.

Предметные: понятие величины «время», «час», «минута»

Организует и управляет ситуацией целеполагания

Выделяют незнакомые понятия

Определяют цель урока.

Послушайте загадки о величинах, с которыми мы познакомимся сегодня.

-Что летит быстрее мысли и не имеет ни начала, ни конца?

Ответ ученика: «Время»

- Без ног, а ходят, без рук, а показывают»

Почти коллективный ответ учеников: «Часы.»

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та что выше, каждый час.

Почти коллективный ответ учеников: «Стрелки.»

Верно, а кто из вас догадался, какова тема урока?

-Сегодня мы будем говорить о времени.

Только о времени? Может кто-то хочет уточнить?

- Мы будем говорить о часах.

Чем же мы будем заниматься на уроке? Какова цель нашего урока?

-Наверное,речь пойдет о времени и о часах.

Давайте откроем учебник на стр.31 и проверим, а правильно ли мы определили цель нашего урока?

Коллективное чтение темы урока.

Видите, мы пропустили важное слово «минута»

А цена одной минуты бывает очень велика! Сегодня я вам постараюсь это доказать, а пока отдохнем одну минутку…

Физ. минутка для рук.

Организует и проводит

«физминутку» по определенным командам

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.

«Делай так, делай так, а вот так--не делай!….»

Учитель выполняет упражнения, а учащиеся повторяют, потом –звучит команда: «А вот так не делай…» и останавливается на мгновение…а ребята уже это движение сделали, им смешно…и опять выполняют следующее движение… «Делай так..»

5.Первичное усвоение новых знаний

Личностные: умение удерживать учебную задачу

Метапредметные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения

Расширять свои познания в краеведении.

Предметные: Понятие «час», «минута», умение применять знания в жизненной ситуации

Демонстрирует настенные, каминные, наручные часы и будильник.

Какие бывают часы?

(настенные, наручные, будильник…)

Расширение знаний учащихся.

А эти часы как называются?

Ответа учащихся нет. Потом один мальчик говорит: «Это дорогие часы»…Все смеются.

А вы зря смеетесь. Дима прав. Вот послушайте.

Раньше дворцы и замки отапливали с помощью камина. Вечерами перед камином собиралась вся семья. Детям читали сказки,бабушки,наверное, вышивали. А на камине стояли вот такие часы, чтобы все присутствующие могли видеть точное время…

Всегда ли часы выглядели так, как мы привыкли их видеть? А какие бывают ещё часы?

Работа по таблице « Время».

Бой каких часов вы ждете каждый год с нетерпением и почему?

Ответ: «Дед Мороз приносит подарки под елку…»

Другой ученик: «Эти часы в Москве.»…

Когда ребята говорят о солнечных часах…..делаю паузу и спрашиваю:

А знаете ли вы, что в нашем городе есть СОЛНЕЧНЫЕ часы?

Тишина….дети не знают об этом ничего….

Демонстрация фотографии Коннетабля с воздуха.

Сразу вопросы детей: « А что это?»

А вот послушайте…Вы помните, что Царь жил в Гатчинском дворце?

Так вот идея постройки солнечных часов возникла у во время путешествия по Европе. В гостях у французского принца в его резиденции Павел увидел 32-метровый обелиск, а вокруг была площадь, обнесенная каменными плитами. На плитах были нанесены деления импровизированных часов, стрелкой для которых и была тень от обелиска.

Солнечные часы так понравились царю, что по приезду домой, он решил построить такие же в Гатчине. Строительством часов занимался местный мастер- строитель Кирьян Пластилин. Строительство солнечных часов было завершено в 1793 году. Гатчинцы гордились такой достопримечательностью города, но в мае 1881году во время грозы, молния попала в Коннетабль и обелиск был до основания разрушен.На городской сходке было принято решение –восстановить Коннетабль. На восстановление памятника ушло 5 лет, но теперь на верхушке уже был воздвигнут шар, в центре которого установили шпиль громоотвода

Запишем в тетради:

32 м, 1793 г., 1881 г., 5 лет

Памятник этот стоит и по сей день,а это фотография – вид СОЛНЕЧНЫХ часов с воздуха.

Хороши солнечные часы, но чем они не совершенны?

А какие часы самые точные и совершенные на сегодняшний день?

Ответа детей нет

Да, вопрос трудный. Дома постарайтесь найти ответ на этот вопрос в Интернете или спросите ответ у родителей

6. Первичная проверка понимания

Познавательные: умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Задает вопросы по содержанию темы, организует проверку понимания.

Выполняют задания.

Контроль за достижением результата.

Работа с макетом часов.

К доске приглашаются 3 ученицы с моделями часов, на них установлено разное время.

Ребята, кто умеет определять время по часам?

Который час на первых часах,у Вики? А на часах Насти?

Какое время показывают часы Даши?

Ответы учащихся…

Кто знает, сколько времени проходит, когда часовая стрелка проходит от одной цифры к другой?

Ответ ученика: « Один час.»

Сколько времени пройдет, пока минутная стрелка пройдет от одной маленькой черточки до другой?

Ответ: « Одна минута.»

Сколько маленьких черточек на циферблате?

А когда минутная стрелка пройдет полный круг? Сколько времени пройдет?

Так сколько в 1 часе минут?

Ответ: « Я знаю---пройдет час.»

Молодец, верно. Давайте так и запишем в тетради:

1 час=60 мин.

Но в часах есть еще одна стрелочка…Как она называется?

А кто знает,сколько секунд в одной минуте?

Ответ: «Я знаю, в минуте-60 секунд. У нас дома есть маленькие песочные часы, я их завтра принесу-покажу.»

1мин.= 60 сек. Делаем запись в тетради.

Принеси Леня, мы ребятам их обязательно покажем и с их помощью на скорость будем решать примеры- кто больше решит и без ошибок, тот и получит «пятерку»

А сейчас посмотрите в учебник,найдите задание №2---стр.31! Определите время на макетах часов.

Учащиеся называют время на макетах часов.

Задание №2---под цифрой 2.

Ответ ученицы: «На 5 минут.» «На 20 минут..»,а дальше ответ с ошибкой….взаимопомощь.

А мы сейчас попросим поработать секундную стрелочку на наших настенных часах, чтобы проверить, сколько мы успеем решить примеров за одну минуту….

Работаем в проверочных тетрадях, первый столбик..

Один ученик следит за временем

Взаимопроверка. Результат: смайлики.

Физ. минутка

Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Организует и проводит «физминутку» с командами.

Выполняют упр.для снятия усталости и напряжения, упр. на внимание.

«Дюрасел» Упражнение на скорость.

Мы- игрушечные зайчики с обычной батарейкой…

Спокойное выполнение упражнений.

А теперь вставили батарейку «Дюрасел»

Быстрое выполнение этих же упражнений

Закрепление.

Личностные: умение выбирать действия по достижению цели

Метапредметные: приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

Предметные: умение применять знания на практике

Организует самостоятельную

работу учащихся.

Знакомятся с заданием. Выполняют, опираясь на алгоритм действий, данный в задании.

Дифференцированная работа

1)Решение задачи

Мальчики играли в шахматы. Первая партия заняла 30 мин, а на вторую они затратили на 10 мин. меньше. Сколько времени заняла вторая партия?

Можете сразу ответить на вопрос задачи?

Ответ: «Да, можем. Надо из 30 вычесть 10…»

Уточните, почему «минус»?

Ответ: « В задаче сказано….на 10 минут меньше, значит - минус…»

Запись решения задачи.

Измените вопрос задачи так, чтобы задачу нельзя было решить одним действием.

Устное решение задачи.

Информация о домашнем задании. Инструктаж его выполнения

Метапредметные: анализ своих знаний и оценивание своих возможностей

Направляет учащихся на дифференцированный подход к выбору заданий

Выбирают задания по своим возможностям и желанию

Домашнее задание: №1 на стр. 31 - обязательно запишите это число, а завтра мы сравним и узнаем, кто же быстрее всех считает.

Второе задание: найти информацию о самых ТОЧНЫХ часах – по желанию и задание для самых любознательных – найти пословицы о ВРЕМЕНИ, записать их в тетрадь по литературному чтении.

А вот задание в тренировочных тетрадочках для всех---стр.3,1-й столбик.

Подведение итогов занятия. Оценивание.

Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные: умение сравнивать, делать выводы

Предметные: применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Создает ситуацию для осмысления всей работы на уроке. Оценивает учащихся.

Высказываются. Оценивают свою работу.

Пока шел урок, останавливалась ли стрелки на часах?

Ответ ученика: «Нет, часы идут и днем и ночью, мы же батарейку не вынимали, значит часы –не останавливались…» Смотрит на меня…

Верно подмечено,батарейку мы не трогали.

Русский народ любит придумывать пословицы и поговорки обо всем,что видит….Как думаете, а о часах и о времени есть пословицы и поговорки?

Тишина…Одна рука: «Делу –время, потехе- час», -мы это писали вчера на минутке чистописания…

Верно, молодец, хорошая память. Повторим вслух.

А дома поискать в литературе или в Интернете пословицы и поговорки о времени и о часах. Записать их в тетрадь по чтению.

- Время бежит, время летит, пора подводить итоги урока.

Пора оценить наши достижения.

Сегодня мы познакомились…

Узнали …

Решали …

Кому на уроке было трудно? Что не понятно?..

Значит время на уроке мы провели с пользой и не потеряли его.

Спасибо ребята, урок окончен.

2.Каллиграфическая минутка.

Тема: Единицы времени. Час. Минута.

Цели: познакомить с новой величиной; формировать представление о единицах времени- часе и минуте; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать умения наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: часы песочные, электронные, карманные, наручные .

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас.

Пожелаем вам удачи-

За работу, в добрый час!

2.Актуализация знаний.

* Логическая разминка.

Случай странный, случай редкий:

Цифры в ссоре! Вот те на!

Со своей стоять соседкой не желает ни одна!

Труд не легкий, труд не малый:

Сделай так, чтоб на листке

Цифра каждая стояла от соседок вдалеке.

Цифры от 1 до 8 разместить в кругах так, чтобы ни одну цифру нельзя было соединить прямой линией от круга до круга с ее соседками в порядковом ряду. Две цифры уже поставлены.

Найдите сумму всех чисел по кругу (7+4+6+2+5+3=27)

Найдите сумму чисел по вертикали.

Найдите сумму чисел по горизонтали.

Какие из полученных сумм можно заменить суммой разрядных слагаемых?

Какие получатся фигура, если мысленно соединить цифры:

3,7,4.8,3 (четырехугольник)

3,7,4,6,2,5,3 (шестиугольник)

5,1,6,5 (треугольник)

2.Индивидуальная работа по карточкам.

*. Устный счет.

Сосчитайте, ответы показывайте с помощью веера.

*Сумму чисел 5и6 уменьшить на 8 (3)

*К разности чисел 13и5 прибавьте 4 (12)

*Из 12 вычтите разность чисел14 и 7 (5)

*К 20 прибавить разность чисел 11 и 6 (25)

*Из 48 вычесть сумму чисел 20 и 20 (8)

3.Самоопределение к деятельности .

Назовите величины, которые вы знаете. (длина, масса, объем)

Соедините каждую величину с единицами, в которых измеряют.

ВЕЛИЧИНЫ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Длина сантиметр

Объем час

Метр

Литр

Минута

Дециметр

Миллиметр

Какие единицы измерения остались? (час, минута)

Что они измеряют? (время)

Сформулируйте тему урока.

4. Работа по теме.

* Знакомство с единицами времени.

Посмотрите, Математик снова у нас в гостях. Что это он нам принес? (будильник)

И еще какой-то листик с записью. Давайте прочтем, что здесь написано.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та, что выше, каждый час.

О чем здесь идет речь? (о стрелках часов)

Что за коротышка бегает по кругу? (часовая стрелка)

Почему ее сестрица, что повыше, бегает быстрее? (это минутная стрелка)

Как двигается часовая стрелка? (от одной цифры к другой, от одной большой черточки до другой большой черточки)

Что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? (от одной маленькой черточки до другой маленькой черточки)

Сколько таких маленьких черточек? Сосчитайте. (60)

Как называют расстояние от одной маленькой черточки до другой маленькой черточки? (минута)

А весь круг, который она проходит? (час)

Так сколько в часе минут?

Запись на доске, а дети в тетрадях. 1 ч= 60мин

*Работа по учебнику.

Откройте учебник на с.31 Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы Математика?

Сколько в часе минут?

Как движется часовая стрелка? А минутная?

Чтение правила на с.31.

5.Практическая работа, знакомство с разновидностями часов.

Часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть сейчас.

Кто знает, какие часы существовали раньше? (водяные, песочные,солнечные, огневые) ИКТ

Из одного отделения в другое песок пересыпается ровно за 1 минуту. Давайте проверим, до какого числа можно сосчитать за 1 минуту.

Измерять время с помощью песочных часов было неудобно, ведь их приходилось часто переворачивать. Но песочные часы используют и сейчас. Кто знает, где?

Еще существуют и электронные часы. Они сами показывают время цифрами. А мы с вами работали по механическим часам.

Кто знает, где находятся самые знаменитые механические часы? (На одной из башен Кремля- на Спасской башне.)

Покажите на модели часов часовую стрелку.

Покажите минутную.

Поставьте минутную на цифру 12, а часовую на цифру 1. Какое время показывают часы? (1час)

Обойдите минутной стрелкой 1 круг. Сколько времени прошло? (1час)

На какую цифру встанет часовая стрелка?(2)

Поставьте минутную стрелку на цифру 1.Сколько времени прошло? (5мин)

Назовите время. (2часа 5минут)

Минутная стрелка стоит на цифре 2. Сколько это минут?(10мин)

Передвиньте минутную стрелку еще на 5 минут. На какую цифру поставили стрелку? (3)

*№2 стр.31 устно

Стихотворение о значении времени. (уч-ся читает отрывок и показывает на модели часов время) ИКТ

6.Физминутка.

ИКТ

7.Закрепление.

Задача 3 стр.31

Из каких частей состоит задача? Найдите условие. Какой вопрос у задачи? Измените вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

Краткая запись задачи на доске.1 ученик у доски, а остальные самостоятельно. Проверка.

Дайте ответ к задаче.

Какие еще варианты вопроса могут быть? (На сколько минут вторая партия была короче, чем первая. На сколько минут первая партия была длиннее второй?)

№ 5 самостоятельно с дальнейшей проверкой по образцу на доске.

Задача 4. Прочитайте задачу (хором, а затем 1ученик)

Разбор задачи и запись краткой записи.

Те, кто знает,как решать решает самостоятельно, а остальным оказывается индивидуальная помощь.

Составьте задачи обратные данной. Если есть время записываем и решаем.

8. Итог.

Что нового узнали на уроке?

Чему учились?

9.Д/З : р.т.

Открытый урок

по математике

во 2 «В» классе

Тема: Единицы времени.

Час. Минута.

Учитель: Дзобаева И. В.

Владикавказ 2013г.


МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»
Открытый урок по математике
Час. Минута.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Бовкун О.В.

Открытый урок по математике
Тема: Час. Минута. Определение времени по часам.
Цель урока: Познакомить детей с новой величиной.
Задачи: 1. Образовательная: формировать представление
о единицах времени: час, минута; учить опреде­
лять время по часам.
2. Развивающая: совершенствовать
вычислительные навыки, умение решать задачи;
развивать умение наблюдать, сравнивать,
делать выводы.
3. Воспитательная: воспитывать бережное
отношение ко времени, любознательность,
пытливость и усидчивость.
Оборудование: Магнитофон с записью боя курантов,
математические веера, модели часов,
мультимедийная установка.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и задачи
Игры, шутки­всё для вас.
Пожелать хочу удачи­

За работу, в добрый час!
Встали ровно, подравнялись. Ребята, у нас на уроке гости ­ поприветствуем
их. Урок математики.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час
Того не надо по утрам
Будить по десять раз
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
­ Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы будем говорить о времени, учиться определять время
по часам, познакомимся с различными видами часов и будем решать задачи на
определение времени.
А начнём наш урок с зарядки для ума­ устного счёта.
3. УСТНЫЙ СЧЁТ
(некоторые ребята получают карточки с индивидуальными заданиями).
Приготовили математические веера.
­ Покажите число, в котором 1 дес. и 5 ед.
­ Какое число надо прибавить к 8,чтобы получилось 12
­ Какое число надо вычесть из 15, чтобы получилось 6
­ Чему равно произведение 2 и 5
­ 14 разделить на 2
­ 20 разделить пополам

­ Суслик съедает за лето 6 кг зерна, сколько зерна за
лето съедят два суслика?
­ У Светы было 10 конфет, половину она отдала брату.
Сколько конфет осталось у Светы? Как решали?
­ Двое мальчиков играли в шашки 4 часа.
Сколько часов играл в шашки каждый мальчик?
Молодцы, поработали дружно и хорошо справились с заданием.
4. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
­ Ребята, а для чего нужны часы?
(Чтобы определять время)
­ Зачем нам нужно знать время?
(Чтобы не опаздывать, вовремя приходить на
работу, в школу).
­ Как люди определяли время раньше?
Существует очень много различных видов часов. Какие часы вы знаете?
(Песочные. настольные, механические)
Молодцы, но вы назвали не все виды часов. Я сейчас расскажу вам о часах,
про которые вы даже и не слышали…

А) РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ЧАСАХ
Сейчас о часах расскажу вам рассказ
О тех. что придуманы были до нас
Когда­то часов электронных не ведали
По солнцу вставали, по солнцу ­обедали
Капризней часов не знавали в природе
Но всё ж опоздания были не в моде…(СЛАЙД)
­ Ребята, а как вы думаете, всегда ли по солнечным часам можно было
определять время?(Нет, в дождливую погоду ­ нельзя).
Да и поэтому люди изобрели ещё одни часы (СЛАЙД)

­ Как вы думаете, что это за часы? (цветочные)
­ А как по ним можно определить время?
Правильно,некоторые часы раскрываются и закрываются всегда в одно и то
же время (СЛАЙД)
Например: МАК ­открывается в 6 ч утра, а закрывается в 16.
ОДУВАНЧИК ­в 7 утра,а закрывается в 15 ч
МАТЬ_И _МАЧЕХА­в 9 ч утра, а закрывается в 18.
Запомните эти данные, а весной,когда мы пойдём на экскурсию, то
обязательно понаблюдаем за цветочными часами.
­ Ребята, а какой цветок раскрывается раньше всех?
­ Позже всех?
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ: Одуванчик раскрывается в 7 часов, а мать­ и –мачеха в 9
часов.Насколько раньше раскрывается одуванчик, чем, мать ­и – мачеха?
­ Как считали?
РЕШИМ ЕЩЁ ОДНУ ЗАДАЧУ:
МАК раскрывается в 6 часов утра, а закрывается в 16 часов.
Сколько времени он радует нас своей красотой?
Как решали?
Шли годы ­ часы появились иные.
КЛЕПСИДРОЮ звались часы водяные (СЛАЙД)
Раньше водяные часы представляли собой сосуд из которого через небольшое
отверстие постоянно вытекала вода. Отверстие было таких размеров, что вся
вода вытекала ровно за час. Потом нужно было снова наполнять сосуд водой.
Согласитесь, такие часы были неудобны.
(СЛАЙД ОГНЕННЫХ ЧАСОВ)
Хитрый будильник придуман в Китае
Тонкая нить равномерно сгорает

Падает шар и гремя, и звеня
Сони боялись часов, как огня!
(СЛАЙД ПЕСОЧНЫХ ЧАСОВ)
­ А это какие часы?
И вот появляются более точные
Их называют часами песочными
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок…
­Как вы понимаете эту фразу? (значит человек тратил напрасно своё время).
А среди вас есть такие?
А мы своё время займём ФИЗМИНУТКОЙ

Физкультминутка «Часы»
Тик­так, тик­так­
Все часы идут вот так:
Тик­так.
(Наклоните голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час:
Тик­так, тик­так, тик­так
(Раскачивайтесь в такт маятника)
Налево ­ раз, направо ­ раз.
Мы тоже можем так,
(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому
плечу, потом ­ к левому, как часики)
Тик­так, тик­так.
Тихо сели.
Чтобы песку пересыпаться из одной части в другую­ проходит одна минута.
­Ребята, а вы задумывались, сколько стоит одна минута? Об этом нам
расскажет……….

­ А вы знаете, что на заводе по изготовлению холодильников за 1 минуту
выходит один новый холодильник.
­ На кондитерской фабрике за одну минуту выпускают 78 килограммов
конфет.
­ Каждую минуту с конвейера автомобильного завода
сходит один новенький автомобиль.
­ А в нашем классе Дима Пахомов за одну минуту читает более 100 слов.
Спасибо за полезную информацию.
Вот почему люди стараются экономить каждую минуту, Ведь каждая
сэкономленная минута­это хлеб, молоко, новые книги.
А у нас на уроке ­новые знания!
­ Что можете сделать за одну минуту вы?
Предлагаю вам за одну минуту решить примеры.Сами примеры списывать не
надо ­вы записываете только одни ответы.
35+10 15­5
14+9 25­10
28+6 40:2
74+8 2*4
56+12 16:8
80­40 10:2
67­12 5*2
28­18 60:2
Кто решит примеры­ тихо встанет. Проверяем (СЛАЙД)
­Кто решил все примеры за одну минуту и сделал это правильно? (Поставить
отметки первым кто встал и решил правильно)
б) РАБОТА С МОДЕЛЯМИ ЧАСОВ
Рождались открытия ­ со временем споря
маятник сделал часами часы (СЛАЙД МЕХАНИЧЕСКИХ ЧАСОВ)
­ А теперь мы с вами будем определять время по часам.
­ А кто из вас уже умеет определять время?

­ Молодцы.
В парах рассмотрите модели часов и расскажите об их устройстве….
­ Почему одна стрелка большая, а другая маленькая?
(большая минутная, маленькая­ часовая)
Часовая стрелка за час двигается от одного числа до другого (показ на
макете). А минутная от одной чёрточки до другой и это расстояние
называется МИНУТОЙ. Время, за которое она проходит весь круг называется
ЧАСОМ.
­ Сосчитайте, сколько чёрточек от одного числа до
другого? 5
­ А сколько всего таких чёрточек? 60
­ Сколько же в часе минут? 60
Давайте запишем это в своих тетрадях:
1 ч = 60 мин
Ребята, а какие часы есть у вас дома?
Сейчас, чаще всего, используются более современные
часы, без стрелок­ электронные (СЛАЙД)

­ А кто из вас назовёт главные часы нашей страны?
­ Где они находятся?
­ Где вы их могли видеть? (СЛАЙД)
Давайте встанем и послушаем бой кремлёвских курантов.
В) ИГРА «ЧТО ЗДЕСЬ НАПИСАНО?»
А теперь другое задание, на доске записаны примеры, каждому ряду нужно
решить примеры своего столбика и расшифровать слово:
1 ряд: 2 ряд: 3 ряд:
48­40= 86­80= 75­50=
2*5= 2*4= 2*2=

41­20= 20+15= 35+15=
58+10= 18:2= 12:2=
21­р,68­о,10­т,8­у 8­е,9­ь,6­д,35­н 50­ч,6­ь,25­н,4­о
­ Какое слово получилось у 1­го ряда? 2­го? 3­го?
­ Что означают эти слова? (части суток)
­ Какой ещё части не хватает? (вечера)
Молодцы, вы успешно справились и с этим заданием.
ФИЗМИНУТКА
Вы присядьте столько Раз ­ сколько времени на часах у нас (5 часов утра, а
как назовём вечернее время?)
Наклонились столько раз, сколько времени у нас (4 часа утра, а вечернее
время?)
Мы подпрыгнем столько раз,посмотрев, который час (7 часов, а вечернее
время?) Тихо сели.
Г) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
А теперь закрепим изученный материал и поработаем с учебником на с.42
­ Прочитайте про себя новый материал
­ Сколько в сутках часов?
­ Когда начинаются сутки?
­ Сколько в часе минут?
А теперь определим время по часам, выполнив задание под номером 1
(устно)
Задание № 2­устно
­ Внимательно посмотрите на макеты часов в задании №3 и ответьте на
вопрос: «Который час?»
5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ТПО с.22 №1,2­ дорисовать на часах стрелки. Задание всем понятно?
5. ИТОГ УРОКА (СТОЯ)

­Перечислите единицы времени о которых мы говорили на уроке.
­Умеете ли вы ценить время?
Русский народ придумал много пословиц и поговорок о бережном отношении
ко времени. Какие пословицы знаете вы? (СЛАЙД)
Для многих из вас наш урок не прошёл даром.
Что нового для себя вы сегодня узнали?
О чём вы можете рассказать родителям, придя домой?
РЕЛАКСАЦИЯ
Закройте глаза… Поставьте перед собой две ладошки. В левую мысленно
положите те знания, с которыми вы пришли на урок. В правую­то, что нового
вы сегодня узнали…А теперь сложите ладони и скажите ДА!
Мы добавили в свой багаж новые знания.
Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои часы и минуты
добрыми делами. Урок окончен. Благодарю за работу (СЛАЙД).


Конспект урока математики на тему: «Час, минута. Определение времени по часам»
Место урока в теме: №5 в теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».
Цели:
1. Сформировать представление о единицах времени (час, минута), соотношении между ними, учить определять время по часам.
2. Развивать умения ориентироваться во времени, оценивать работу себя и своих товарищей.
3. Воспитывать уважение друг к другу во время работы в паре.
Тип урока: комбинированный урок.
Технология: элементы технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения, использование ИКТ.
Методы обучения: словесный, демонстрационный, практический, постановка проблемного вопроса, упражнения.
Форма: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник, тетрадь, текст «Это интересно» , карточки с выражениями для счета; модель циферблата, презентация учителя.
Карта урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся УУД Примечание
1.Организационный этап
Проверка готовности учащихся к уроку, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха
Ну – ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Учащиеся готовы к уроку 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка проблемного вопроса
- Сегодня на уроке мы откроем новое знание. А какое? Поможет нам это предложение. Что- то с ним произошло, наверно, был сильный ветер, все слова смешались, посмотрите внимательно, постарайтесь расставить слова на свои места.
Делу - время, а потехе - час. (час, делу -, время, потехе -, а).
- Молодцы! Это пословица. Как вы понимаете эту пословицу?
Отгадайте загадку
Что всегда идет,А с места не сойдёт?
Целевая установка
- На уроке о чём мы будем говорить?
- Чему будем учиться?.Учащиеся исправляют предложение, объясняют смысл пословицы.
Отгадывают загадку. (Часы)
-О времени. О часах.
-Определять время по часам. Познавательные УУД
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
самостоятельно формулировать цели урока после
предварительного обсуждения;
Слайд
Слайд
Слайд
3. Актуализация знаний
Устный счёт
Задача 1
Длина лепестка розы 6 см, а лепестка тюльпана 8 см. На сколько см лепесток тюльпана длиннее лепестка розы?
Задача 2
На салат купили 7 кг огурцов, а помидоров на 3 кг меньше. Сколько кг весит вся покупка?
Задача 3
В бидоне было 15л молока, когда из части молока приготовили творог, то в бидоне осталось 8 л. Сколько л молока ушло на творог?
-Что измеряют в см, дм, м, км? Каким прибором?
-Что измеряют в кг? Каким прибором?
- Что измеряют в литрах?
Учащиеся поднимают (по хлопку учителя)ответ задачи на цифровом веере. И объясняют решение задачи.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
-Длину. Линейкой.
-Массу. Весами
-Объём.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Слайд
Слайд
Слайд
4. Первичное усвоение новых знаний
-Вспомните поговорку,которую мы собрали в начале урока.
-С помощью какого прибора измеряется время?
- Вы знаете, как были изобретены часы, а как выглядели первые часы? Я предлагаю вам познавательный текст. Он лежит у вас на парте. Прочитайте его, и тогда вы сможете ответить на мои вопросы. (Приложение.).
- Итак, какие часы были первыми?
- Почему люди отказались от этих часов?
- Какие часы появились позже?
- Молодцы, читали внимательно.
- Послушайте следующую загадку.
Две сестрицы друг за другомПробегают круг за кругом.Коротышка только раз,Та, что выше, - каждый час.
- О чем это загадка? Если дети затрудняются, подсказка (Слайд)Давайте рассмотрим модель часов.– А где находятся эти часы?
– Как выглядят часы?
– Числа на часах называются циферблат
В ней используются две стрелки: маленькая
- Как называется она?.- А как называется большая?
- Время, за которое длинная стрелка часов проходит расстояние от одной маленькой черточки до другой называется?
- Давайте сосчитаем на ваших моделях, сколько маленьких черточек от одного числа до другого?
– Посчитаем, сколько минут потребуется большой стрелке, чтобы совершить путь по кругу?
(Показываю на макете и считаем через 5.)
- А сколько всего этих чёрточек? Время, за которое минутная стрелка проходит весь круг, называется час.
– Маленькая стрелка какое расстояние в это время пройдёт?
–Значит какой вывод мы можем сделать, вспомнив то, о чём сейчас говорили?
. Работа с учебником Моро.
– А теперь проверим по учебнику правильность нашего вывода, страница 27. Прочитайте правило про себя.
– Правильный вывод мы сделали?
– Прочитайте правило в учебнике вслух.
-Запишите в тетрадях число, классная работа и вывод из учебника.
-Делу время, а потехе- час.
-Часов.
Учащиеся читают текст «Это интересно»
-Солнечные
- Ночью, в пасмурную погоду плохо или совсем не видно
-Водяные и песочные
-Часовая.
-Минутная
Работа учащихся с моделями часов
-На Спасской башне
-На них есть стрелки и цифры
--Минутная
-Минутой
-5
Учащиеся на макете передвигают стрелки и считают через 5
-60
-1 час
– В одном часе – 60 минут
Сверка учащимися своего вывода с эталоном в учебнике.
-Да, правильный
Учащиеся записывают в тетрадях:1ч = 60 мин
Познавательные УУД
Развиваем умения:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- делать выводы на основе обобщения умозаключений Слайд
Слайд
5. Первичная проверка понимания
Тренировочные упражнения
а) Поставь стрелки часов по заданному времени
- Перед вами лежит модель часов. Покажите на часах путем передвижения стрелок:
- 4 часа
- 6 часов 30 минут
- 8 часов 15 минут (или 15 минут девятого)
- 2 часа 45 минут (без пятнадцати три)
б) Определение времени по часам;(слайды)
в) работа по учебнику: задача №3 стр.27
Учащиеся работают в парах с моделями часов
(показывают путём передвижения стрелок на моделях часов)
Учащиеся устно отвечают
-Один ученик у доски, остальные в тетрадях. Коммуникативные УДД
– доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
Личностные:-придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
Слайды
6.Первичное закрепление
-Я буду показывать время на модели часов, а вы записывать в тетрадь.
«Это интересно»
- Я думаю, ребята, вам интересно будет узнать, что можно сделать за 1 минуту:
За 1 минуту в нашей стране выпускают:
1 трактор4 автомобиля12 телевизоров1500 пар обуви
- Минута - небольшое время. Когда мы говорим о какой-нибудь лёгкой работе, говорят: «Минутное дело».
- Для врачей - это спасённая жизнь, для учёных открытие нового, да и пожарные, и сапёры совсем по-другому относятся к минутам.
- А сейчас посмотрим, сколько примеров вы сможете решить за 1 минуту. У вас есть карточки с примерами, по моей команде начинаете все одновременно, а время покажут нам песочные часы. Вы подпишете свои работы, а я их потом проверю и оценю. -Все учащиеся записывают в тетрадь, а 1 ученик у доски и все сверяются с эталоном(записью на доске).
Учащиеся решают примеры на карточках Познавательные УУД
Развиваем умения:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Слайд
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
-Запишите домашнее задание:
с.31 № 4, №5.К задаче №4 составить две обратные, вспомните, как их составлять?(Слабым ученикам карточка-опора).
Записывают домашнее задание.
-Взять за неизвестное то, что было известно или то, что мы нашли. 8. Рефлексия (подведение итоговурока)
- Молодцы: (перечисляю имена ребят, которые успели больше всех).
- Минута - это совсем не маленькая единица измерения времени, если ее использовать разумно. Подведём итог.
- Ребята, а с какой пословицы мы начали урок?
- Чему учились?
- Где нам пригодится новое умение?
-
- С каким настроением вы уйдёте с урока? Нарисуйте солнышко, если считаете, что у вас всё получилось, солнышко с тучкой, если считаете, что некоторые моменты урока вам были непонятны и тучку, если вы ничего не поняли.
-Делу –время, а потехе – час.
-Определять время по часам.
-. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
Рисуют на обратной стороне карточек с примерами. Регулятивные УУД:
в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.