Кто первым пытался прорубить окно в европу. Alma Mater Инженерных Войск

Происхождение

Образное выражение, описывающие Санкт-Петербург как «окно в Европу» впервые употребил итальянский знаток искусств и путешественник Франческо Альгароте в 1759 году в своём сочинении «Письма о России» (итал. Lettere sulla Russia ) . Выражение приобрело широкую известность после того, как его в 1833 году использовал А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник »:

Пушкин в примечании к поэме ссылается на фразу Альгаротти фр. Pétersbourg est la fenêtre par laquelle la Russie regarde en Europe - «Петербург - это окно, через которое Россия смотрит в Европу».

Современное использование

Иногда словосочетание «Окно в Европу» используется как неформальное название города Санкт-Петербург .

См. также

Напишите отзыв о статье "В Европу прорубить окно"

Примечания

Отрывок, характеризующий В Европу прорубить окно

– Всё! Пошли дальше!.. – вдруг, будто очнувшись, воскликнула малышка.
На этот раз мы не пошли по так услужливо предлагаемой нам дорожке, а решили двигаться «своим путём», исследуя мир своими же силами, которых, как оказалось, у нас было не так уж и мало.
Мы двинулись к прозрачному, светящемуся золотом, горизонтальному «тоннелю», которых здесь было великое множество, и по которым постоянно, туда-сюда плавно двигались сущности.
– Это что, вроде земного поезда? – засмеявшись забавному сравнению, спросила я.
– Нет, не так это просто... – ответила Стелла. – Я в нём была, это как бы «поезд времени», если хочешь так его называть...
– Но ведь времени здесь нет? – удивилась я.
– Так-то оно так, но это разные места обитания сущностей... Тех, которые умерли тысячи лет назад, и тех, которые пришли только сейчас. Мне это бабушка показала. Это там я нашла Гарольда... Хочешь посмотреть?
Ну, конечно же, я хотела! И, казалось, ничто на свете не могло бы меня остановить! Эти потрясающие «шаги в неизвестное» будоражили моё и так уже слишком живое воображение и не давали спокойно жить, пока я, уже почти падая от усталости, но дико довольная увиденным, не возвращалась в своё «забытое» физическое тело, и не валилась спать, стараясь отдохнуть хотя бы час, чтобы зарядить свои окончательно «севшие» жизненные «батареи»...
Так, не останавливаясь, мы снова преспокойно продолжали своё маленькое путешествие, теперь уже покойно «плывя», повиснув в мягком, проникающем в каждую клеточку, убаюкивающем душу «тоннеле», с наслаждением наблюдая дивное перетекание друг через друга кем-то создаваемых, ослепительно красочных (наподобие Стеллиного) и очень разных «миров», которые то уплотнялись, то исчезали, оставляя за собой развевающиеся хвосты сверкающих дивными цветами радуг...
Неожиданно вся эта нежнейшая красота рассыпалась на сверкающие кусочки, и нам во всем своём великолепии открылся блистающий, умытый звёздной росой, грандиозный по своей красоте, мир...
У нас от неожиданности захватило дух...
– Ой, красоти-и-ще како-о-е!.. Ма-а-амочка моя!.. – выдохнула малышка.
У меня тоже от щемящего восторга перехватило дыхание и, вместо слов, вдруг захотелось плакать...
– А кто же здесь живёт?.. – Стелла дёрнула меня за руку. – Ну, как ты думаешь, кто здесь живёт?..
Я понятия не имела, кем могут быть счастливые обитатели подобного мира, но мне вдруг очень захотелось это узнать.
– Пошли! – решительно сказала я и потянула Стеллу за собой.
Нам открылся дивный пейзаж... Он был очень похож на земной и, в то же время, резко отличался. Вроде бы перед нами было настоящее изумрудно зелёное «земное» поле, поросшее сочной, очень высокой шелковистой травой, но в то же время я понимала, что это не земля, а что-то очень на неё похожее, но чересчур уж идеальное... ненастоящее. И на этом, слишком красивом, человеческими ступнями не тронутом, поле, будто красные капли крови, рассыпавшись по всей долине, насколько охватывал глаз, алели невиданные маки... Их огромные яркие чашечки тяжело колыхались, не выдерживая веса игриво садившихся на цветы, большущих, переливающихся хаосом сумасшедших красок, бриллиантовых бабочек... Странное фиолетовое небо полыхало дымкой золотистых облаков, время от времени освещаясь яркими лучами голубого солнца... Это был удивительно красивый, созданный чьей-то буйной фантазией и слепящий миллионами незнакомых оттенков, фантастический мир... А по этому миру шёл человек... Это была малюсенькая, хрупкая девочка, издали чем-то очень похожая на Стеллу. Мы буквально застыли, боясь нечаянно чем-то её спугнуть, но девочка, не обращая на нас никакого внимания, спокойно шла по зелёному полю, почти полностью скрывшись в сочной траве... а над её пушистой головкой клубился прозрачный, мерцающий звёздами, фиолетовый туман, создавая над ней дивный движущийся ореол. Её длинные, блестящие, фиолетовые волосы «вспыхивали» золотом, ласково перебираемые лёгким ветерком, который, играясь, время от времени шаловливо целовал её нежные, бледные щёчки. Малютка казалась очень необычной, и абсолютно спокойной...
– Заговорим? – тихо спросила Стелла.
В тот момент девочка почти поравнялась с нами и, как будто очнувшись от каких-то своих далёких грёз, удивлённо подняла на нас свои странные, очень большие и раскосые... фиолетовые глаза. Она была необыкновенно красива какой-то чужой, дикой, неземной красотой и выглядела очень одинокой...

Первый Император Всероссийский Петр I является одной из самых противоречивых личностей в истории. О нем ходит много легенд, мнения на его счет очень неоднозначные. Они разнятся не только у его современников, но и у историков многих поколений. Но ни одному правителю не удалось настолько перевернуть историю России, как Петру I.

Пребывая в восторге от Европы, Император, вернувшись в Россию, стал перекраивать обычаи страны на европейский лад: переделывалось все то, что можно было хоть как-то подстроить под европейскую жизнь. Прежде всего, преобразования коснулись бытовых устоев России. Стоит отметить принудительное бритье бород и запрет на ношение русских одежд.

Петр собственноручно остриг бороды своим приближенным, а с 1705 года борода стала роскошью, которую мог позволить себе далеко не каждый человек: Петр издал указ «О ношении немецкого платья, о сбривании бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии» ; именно в этом году установились специальные тарифы. Теперь борода обкладывалась специальной пошлиной: например, бояре и чиновники за ее ношение должны были платить 600 рублей ежегодно! Баснословные деньги для того времени.

Нам сегодня сложно понять и даже представить, какой шок испытывало население от такого указа. Это было настоящее непозволительное новшество для России 18 века, оскорбляющее достоинство народа. Борода считалась признаком благородства, взаимосвязью с Иисусом Христом. Церковь отказывалась крестить безбородых, что вообще приравнивалось к катастрофе. Многие мужчины заканчивали жизнь самоубийством.

С русскими одеждами обстояла примерно такая же ситуация. Всех, кто осмеливался нарушить указ, ожидала каторга. Торговать русским платьем со временем также стало очень неприбыльно: Петр ввел огромные пошлины на торговлю подобного рода. Но для чего Император проводил такие суровые реформы?

Помимо этической стороны, здесь есть и простая финансовая закономерность. Петру нужна была активная, постоянная прибыль: в стране строился легендарный морской флот, который требовал большое количество денег. Велась война, подразумевающая много затрат. Впрочем, абсолютно все нововведения Императора требовали больших денег. Далеко не каждый человек стремился распрощаться со своей бородой: проще было заплатить, чем ходить с «босым рылом». Именно так Петр получал необходимую прибыль в казну. И практически на все в стране была наложена пошлина. Мосты, домашний скот и даже бани – за все это нужно было платить.

Строительство «окна в Европу», главного портового города России Санкт-Петербурга, тоже имело свои «подводные камни». «Петра творение» поражает сегодня своей уникальной красотой всех своих посетителей, но не стоит забывать, что русскому народу возведение северной столицы далось не так просто.

Тысячи крестьян в принудительном порядке отправлялось на строительство нового города. Из-за влажного климата рабочие заболевали, люди гибли от сложной работы, которой действительно было много, потому что Император требовал построить город как можно скорее. Из деревень забирали молодых мужчин всевозможных специальностей (плотников, кузнецов), которые больше никогда не возвращались к своим семьям: такая работа часто становилась пожизненной или смертельной.

Для населения России 18 века Петр был скорее отрицательным персонажем, чем героем. Об этом свидетельствуют многие цитаты его современников. «Какой он царь, он вор, а не царь», – возмущался купец по поводу высоких пошлин. «Какой же это царь, он же антихрист, а не царь»,– говорил крестьянин после церковной реформы. И таких примеров можно приводить множество. Народ возмущался, он не понимал своего Императора, не соглашался, но при этом ничего не делал.

Консерваторская Русь не могла принять и по достоинству оценить все старания Петра I. На сегодняшний день можно сказать, что царь-реформатор многое делал на пользу своей страны, которую он любил всем сердцем. Но зачастую очередная реформа сопровождалась большими жертвами, а Петр как будто и не замечал, что его подданные страдают.

Первого морского порта Русского государства .

Происхождение

Образное выражение, описывающие Санкт-Петербург как «окно в Европу» впервые употребил итальянский знаток искусств и путешественник Франческо Альгароте в 1759 году в своём сочинении «Письма о России» (итал. Lettere sulla Russia ) . Выражение приобрело широкую известность после того, как его в 1833 году использовал А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник »:

Пушкин в примечании к поэме ссылается на фразу Альгаротти фр. Pétersbourg est la fenêtre par laquelle la Russie regarde en Europe - «Петербург - это окно, через которое Россия смотрит в Европу».

Современное использование

Иногда словосочетание «Окно в Европу» используется как неформальное название города Санкт-Петербург .

См. также

Напишите отзыв о статье "В Европу прорубить окно"

Примечания

Отрывок, характеризующий В Европу прорубить окно

– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.
– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.

Петра 1 имеет большое значение для истории нашей страны. Именно он вывел Россию к морям, именно он сделал ее Империей и великой державой с великим флотом. Он не останавливался после неудач, а делал все, чтобы их преодолеть. И у него это получилось.

Внешняя политика Петра 1

Как известно, Петр 1 начал свое царствование вместе со своим братом, причем при их малолетстве регентствовала царевна Софья. Стрелецкие бунты сильно повлияли на молодого царя. И когда он стал единолично править, он избавился от всех стрелецких заговорщиков. Начал Петр 1 с Азовских походов. Их целью было не только продолжение войны с Крымом, но и получение земель Азовского и Черного морей. Первый поход окончился неудачей, однако уже второй дал победные результаты: был взят Азов, и началось строительство флота. После этого успеха царь понял, что ему необходима помощь иностранных специалистов, поэтому он принимает решение отправлять молодых дворян на учебу за пределы России, а вскоре и сам совершает «поход».

Великое посольство

Вторым успехом стало Великое посольство, в которое Петр 1 отправился под видом и именем обычного урядника полка. Стоит отметить, что это путешествие стало первым в истории нашей страны, когда правитель выехал за границы своего государства. Итак, итогом Великого посольства стало обучение кораблестроению дворян, покупка корабельного оборудования, а также посольству удалось завербовать иностранных специалистов. Внешняя политика Петра 1 предполагала и выход к северным морям, однако, изначально противостоять сильной и могучей Швеции было тяжело. Конечно же, речь идет о Северной войне.

Петр, вернувшись из своего путешествия, организовал Северный союз против шведского короля. Война, длившаяся 21 год, началась очень печально для русской армии: поражение под Нарвой дало ясно понять молодому царю, что стране необходимы серьезные перемены во всех сферах жизни. Царь немедленно приступает к реформам, и уже через два года у него в распоряжении есть армия западного образца. Это помогает взять ему несколько крепостей, которые открывают выход к желанному морю. Но Петр не останавливается. Внутренняя и внешняя политика Петра 1 в то время была слишком жесткой для населения страны: тяжелые и высокие налоги, большой спрос с сельского хозяйства, насильственные преобразования - все это держало страну в страхе. Во время Северной войны Петр принимает еще один победный поход - Прусский. После этого Турция вмешивается в войну. Но это не останавливает царя, и он доводит дело до конца: громкая победа над могучей Швецией, закрепление в Балтийском море, основание Российской империи и принятие титула императора, становление флота - все это выводит страну на новый уровень.

Внешняя политика Петра 1 была началом формирования в России государства с европейскими порядками. Она позволила частично преодолеть отсталость от западных держав и сформировать сильную империю. Итоги внешней политики Петра 1, впрочем, как и вся его деятельность, имели большое значения для будущего нашей страны, теперь уже Великой Российской империи.