Миф о деревянном коне краткое содержание. Бойтесь данайцев, дары приносящих: миф о троянском коне

Сегодня многим известна знаменитая легенда о Трое и троянском коне, а сам троянский конь давно стал именем нарицательным и наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус...
Несмотря на то, что подлинность существования Трои подтвердили поиски и раскопки знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822-1890 гг.), в миф о Троянском коне трудно поверить (я и сам, честно говоря, до сих пор не могу понять, как троянцы попались на такую уловку - прим. автора сайта ).
Но, тем не менее, это уже история, а первыми источниками, которые рассказали об этом легендарном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позже Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история также переплелась с вымыслом.
Единственным источником для нас может служить лишь поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечал греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта надо относиться весьма осторожно.

Сегодня достоверно известно, что большое военное сражение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), расположенном на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 годами до нашей эры (по другим данным, около 1240 года до н.э.).
Причиной этой войны стало похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. В ответ на призыв Менелая известные греческие герои пришли ему на помощь. По «Илиаде», освобождать похищенную Парисом Елену отправилось войско греков под предводительством микенского царя Агамемнона - брата Менелая.
Участие в этой войне принимали и боги: Афина и Гера - на стороне греков, Афродита, Артемида и Аполлон, Арес - на стороне троянцев.
Попытка возвращения Елены путем переговоров потерпела неудачу, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Хотя троянцев было в десять раз меньше, Троя оставалась неприступной...
Город Троя, на месте которого сегодня находится турецкое местечко Гиссарлык, был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Возможно, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.


Троя была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, поэтому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который располагался на берегу Геллеспонта.
Троянцы же иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, которые были вытащены на берег.
Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, число кораблей и воинов преувеличены.
Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, так как их достаточно легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек...
Скорее всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их, как уже было сказано ранее, Агамемнон, царь «многозлатых Микен», а во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.
Гомер называет ахейцев «копьеборными», поэтому нет сомнений в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. Воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение : поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит.
Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Воины же низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воинами Трои.
Благодаря описаниям Гомера можно представить обстановку, в которой проходило это единоборство.
Противники располагались недалеко друг от друга: боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей.
Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность.
Лишившийся меча вождь укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие...
Подготавливаясь к бою, колесницы и пехота размещались в определенном порядке: боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, «чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил».

Прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, за боевыми колесницами выстраивались пешие воины, которые были вооружены копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле».
Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих».
Первые удары пехота наносила копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, однако стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.
Однозначно, в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя в то время еще не применялся, но уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.
Такой бой длился до наступления ночи, а если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если же соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, которое находилось в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря - рва, заостренных кольев и стены с башнями).
Стража, которая состояла, как правило, из нескольких отрядов, размещалась позади рва. С целью захвата пленных и выяснения намерений противника, ночью в лагерь врага высылалась разведка, а также проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся...
Примерно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на десятый год войны (!) стали разворачиваться основные события...
Как-то раз троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы начали штурмовать стену с башнями, но вскоре были отброшены.
Позже им все же удалось разбить камнями ворота и ворваться в укрепленный лагерь ахейцев, где завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших - непобедимый Ахилл, который посорился с Агамемноном...
Видя, что теснимые троянцами ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Ахейские воины выстроились в несколько шеренг и сумели отразить атаку троянцев, а контратакой - «ударами острых мечей и пик двуконечных» - отбросили их...
Нападение троянцев было отбито, но сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои, а доспехи Ахилла достались врагу. Позже Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разгневанный гибелью друга, вновь вступил в сражение.
Впоследствии он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.
На этом завершается «Илиада» Гомера.
По более поздним мифам, позже на помощь троянцам пришли амазонки во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Однако вскоре и они погибли от руки Ахилла.
А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном, одна из которых попала в единственное уязвимое место - пятку Ахилла, другая - в грудь.
Доспехи и оружие погибшего Ахилла достались Одиссею, который был признан храбрейшим из ахейцев...
После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою им не взять. За этими героями немедленно было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам.
В итоге, Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса, а Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по предсказанию, попав в город, сделали бы его неприступным.
Позже Одиссей и Диомед пробрались в Трою и похитили из храма Афины палладий, который защищал город от врагов, однако, несмотря на это, мощные оборонительные стены Трои оставались неприступными...
И тогда хитроумный Одиссей придумал необыкновенную военную хитрость...
Длительное время, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей изложил свой дерзкий план, согласно которому надо было построить огромного деревянного коня, внутри которого должны были разместиться самые искусные и смелые воины.
Все же остальное ахейское войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос. Как только троянцы увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята и, наверняка, затащат деревянного коня в Трою.
Ночью же ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота.
И тогда - последний штурм ненавистного города!
Три дня стучали топоры в ревностно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы» 1 . Для постройки коня греки срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи ), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея.
Троянцы, ликуя от происходящего, вышли из осажденного было города и с любопытством ходили по опустевшему берегу, а затем с удивлением окружили огромного деревянного коня, который возвышался над кустами прибрежных ракит.
Кто-то из них советовал бросить коня в море, кто-то - сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.
В самый разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» - вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и из конского чрева послышался еле слышимый медный звон.

Однако Лаокоона никто не слушал, а все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, который стоял в окружении придворной знати рядом с деревянным конем.
Пленник назвался Синоном и объяснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам - это было условием благополучного возвращения домой.
Синон убедил троянцев в том, что деревянный конь являлся посвятительным даром богине Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если бы троянцы уничтожили коня. Однако, если поставить этого коня в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота...
Не успел Синон произнести эти слова, как со стороны моря раздался полный ужаса крик: из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона и двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно мгновение несчастные испустили дух…
Теперь уже ни у кого не было колебаний в правдивости слов Синона и, соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы деревянный конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось даже разобрать часть крепостной стены, но коня все таки поставили на указанном Синоном месте...
Ночью, пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К этому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и захватило город, в результате чего Троя была разграблена и уничтожена…
Сколько же греческих воинов разместилось в троянском коне?
Согласно «Малой Илиаде» в нём сидело 50 лучших воинов, по Стесихору -100 воинов, по другим - 20, по Цецу - 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем 5 ...
Но почему причиной гибели Трои стал именно конь?
Этим вопросом задавались еще в древности, а многие авторы пытались найти целесообразное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников...
Сейчас же принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, которую применили ахейцы при взятии Трои.
Под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы, а из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях.
По существу, это конец героического века, а под стенами Трои нет ни победителей, ни побежденных: герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей...

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.
Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное с исторической точки зрения событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию.
Только спустя несколько столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории, а разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом и многие государства перестанут существовать…
Результаты последних археологических экспедиций пока еще не позволяют убедительно восстановить сценарий Троянской войны, но их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против большого государства, которое находилось на западном берегу Малой Азии и мешало грекам обрести власть над этим регионом.
Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана…

Источники информации:
1. сайт Википедия
2. Большой энциклопедический словарь
3.«Великие тайны прошлого» (Verlag Das Beste GmbH)
4. Курушин М. «100 великих военных тайн»
5. Гигин «Мифы»

Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Если европейцы до Эпохи великих географических открытий были знакомы лишь с античными мифами, но затем постепенно они узнавали о наличии мифологии у жителей Африки, Америки, Океании, Австралии. В Библии прослеживаются отголоски мифологической эпохи у семитских народов. У арабов до принятия ислама существовала своя мифология. Таким образом мы говорим об имманентности мифологии человеческому сознанию. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.

По версиям сторонников теории палеоконтактов, мифы - это история, реально происходившие события. Современным примером такого значения слова «миф» является «культ карго». Поэтому они предлагают религии и науке по-новому взглянуть на мифологию. В качестве примеров они приводят описания странных явлений, например из Библии, и дают им новые объяснения, используя современные знания о науке, терминологию.

Миф о троянском коне

Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу гречанку Елену из города Спарта. Её муж, царь Спарты Менелай со своим братом Агамемноном собрал войско греков и пошел на Трою.

Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской . На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи ), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея (либо конь был сделан из клёна ).

Жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes! ). Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь », употребляемое в значении: тайный, коварный замысел.

Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей

Мифологическое сознание

Для мифологического сознания все, что существует – одушевлено. Мифологическое пространство – это пространство души.

Мифологическое сознание характеризуется противостоянием рациональности, непосредственностью, неотрефлектированностью мировосприятия, что, с одной стороны, делает миф уязвимым для рациональной критики, с другой же - выводит его из пространства таковой (отсюда устойчивость мифологических представлений и трудность борьбы с ними; для рационального переубеждения человек уже должен допустить, что мифологическое объяснение происходящего не является единственно возможным и может оказаться недостоверным). Мифологемы устойчивы во времени и в разных культурных и социальных условиях дают разные манифестации. Мифу противостоит как научная рациональность, так и рациональность богословская, присущая теистическим религиям. Поэтому нельзя отождествлять миф и религию, хотя, например, некоторые формы религиозности (т.наз. "народная религиозность") из сферы теологически отрефлектированной религии переходят в область мифологии и вторичного мифологического осмысления догматов, ритуалов, иных религиозных практик.

Отсюда проистекает актуальность мифологического сознания для любой культурной эпохи, меняется лишь степень его социальной престижности и сфера широкого распространения. Постоянной областью реализации мифологического сознания является повседневность, где бытование старых и генерирование новых мифов является постоянным и интенсивным. Эта мифология выражается в современном форльклоре (городской фольклор, связанный с городской мифологией, псевдорелигиозный фольклор, отображающий мифологическую интерпретацию религии, профессиональный фольклор, связанный с профессиональной мифологией и т.д.). Бытовая мифология существует по весьма старым мифомагическим принципам, например, смешения каузальной и пространственно-временной смежности (отсюда происходит масса суеверных практик-примет, "счастливых", "несчастливых" и проч.). Страхи, включая массовые, также обусловлены не рациональным анализом их возможных причин, а мифологическим осмыслением происходящего и актуализацией мифологем (напр., мифологемы катастрофы). Мифологическому сознанию следует приписать и обязательный поиск обывателем лично ответственного за что-либо происходящее, равно как и преувеличение роли участия в событиях, имеющих характер системной динамики, какой-либо личности. Здесь проявляется и чисто мифологическая установка одушевлять и персонифицировать окружающее.

20 февраля 2014

Фразеологизмы играют важную роль в современном языке, поскольку они позволяют передать смысл того или иного предложения более ярким метафоричным языком. Например, многие слышали такое словосочетание, как троянский конь. Значение фразеологизма понятно далеко не всем, поскольку истоки его смысла лежат еще в мифе.

Исторические корни современного языка

Как известно, большинство афоризмов имеет исторические корни. Что-то связано с мифологией, что-то с историей, но в любом случае знать свои корни и корни своего языка просто необходимо. Это позволяет видеть современный язык сквозь прошлое, за счет чего происходит его обогащение. Так, выражение «троянский конь» пришло к нам еще из эпохи Троянской войны.

Троя: причины распрей между троянцами и греками

Историятроянскогоконяполна загадок, и чтобы понять ее, нужно немного рассказать о самом городе Троя. Народное сказание говорит о том, что будущая война за город разгорелась из конфликта Париса и Менелая из-за прекрасной Елены, которая была женой последнего. Согласно легенде Парис ее обольстил, и она решила уплыть вместе с ним. Такой поступок Менелай расценил как похищение и решил, что это достаточный повод для объявления войны. Однако Троя была хорошо и надежно укреплена, поэтому захватить город грекам долгое время не удавалось. Они, впрочем, ограничивались тем, что опустошали окрестности и предпринимали походы на близлежащие города. Согласно легенде, греки хотели завладеть Троей, но физическими силами справиться не могли. Тогда Одиссею приходит в голову интересная мысль: он предложил соорудить огромного деревянного коня.

Хитрость Одиссея

Легенда говорит о том, что троянцы с немалым удивлением наблюдали за тем, как греки возводили деревянного коня. Греки же сочинили историю, что будто бы созданный ими троянский конь сможет защитить город от греческих набегов. Именно поэтому сегодня крылатое выражение «троянский конь» означает подарок, дар, который был преподнесен с целью обмана. Но троянцы поверили в эту историю и даже захотели ввести коня в город. Но были и противники этого решения, которые призывали бросить конструкцию в воду или сжечь ее. Однако вскоре в городе появился жрец, который рассказал, что греки создали коня в честь богини Афины, чтобы искупить грех многолетнего кровопролития. Якобы после этого из моря выползли два змея, которые задушили жреца и его сыновей. Троянцы посчитали, что все эти события - предзнаменования свыше, и решили вкатить коня в город.

Начало падения Трои

Согласно археологическим и историческим подтверждениям все-таки на самом деле существовал троянский конь. Значение фразеологизма, однако, не понять, если не вдуматься в суть легенды. Итак, коня ввезли в город. И в ночь после этого скоропалительного решения Синон выпустил из полости коня спрятавшихся воинов, которые быстро перебили спящую стражу и открыли городские ворота. Народ, который крепко спал после празднеств, даже не оказал сопротивления. Несколько троянцев ворвались во дворец, чтобы спасти царя. Но великан Неоптолем все же смог разбить парадную дверь топором и убил царя Приама. Так закончилась великая история великой Трои.

До сих пор не определили, сколько воинов находилось в троянском коне. В одних источниках говорится о том, что там прятались 50 человек, в других речь ведется о 20-23 воинах. Но суть от этого не меняется: продуманная конструкция в виде коня просто не вызвала каких-либо сомнений у троянцев, что и стало причиной их гибели. Сейчас принято считать, что миф о троянском коне - это аллегория военной хитрости, которая когда-то была применена ахейцами.

Символы и аллегории

Примечательно, но конь как существо издревле является символом рождения и смерти. Так, ахейцы создавали свою лошадь из еловых веток, при этом полость конструкции оставалась пустой. Многие исследователи сходятся во мнении, что это символ рождения нового. То есть получалось, что троянский конь принес смерть защитникам города и в то же время стал символом рождения чего-то нового для многих народов.

Кстати, примерно в это же время в Средиземноморье происходят события, очень важные для истории. Началось великое переселение народов, когда из северных стран на Балканы двинулись различные племена - дорийцы, варвары. Именно это привело к уничтожению древней микенской цивилизации. Греция сможет возродиться спустя несколько столетий, при этом разрушения, которые пришлись на это государство, быль столь масштабными, что вся додорийская история просто осталась в легендах.

Что означает троянский конь?

Сегодня очень часто мы употребляем такой фразеологизм, как "троянский конь". Это крылатое выражение уже давно стало нарицательным. Так мы называем какие-то подарки, которые преподносятся с целью обмануть или погубить. Многие исследователи задавались вопросом о том, почему именно конь стал причиной крушения Трои. Но можно отметить одно: ахейцы знали, как заинтересовать троянцев. Они понимали, что для снятия осады с города нужно удивить местных жителей чем-то особенным, чтобы они доверились и открыли ворота.

Конечно, преподнесение троянского коня как дара богов сыграло решающую роль, поскольку в те времена пренебрегать священным даром считалось оскорблением божества. А, как известно, шутить с разгневанными богами очень и очень опасно. Так и получилось, что грамотная надпись на деревянной статуе (напомним, на боку коня было написано, что это подарок богини Афины) привела к тому, что троянцам пришлось забрать этот сомнительный подарок в свой город.

Достояние Трои

Итак, троянский конь (значение фразеологизма мы уже описали) стал главной причиной краха Троянского царства. Из истории известно, что Троя славилась своими лошадьми, именно в этот город съезжались торговцы со всего мира, именно на этот город чаще всего совершались набеги. Например, в одной легенде говорится о том, что троянский царь Дардан владел табуном великолепных коней, которые произошли от бога северного ветра Борея. Да и вообще, лошадь всегда считалась самым близким к человеку животным: ее брали на войну, ее использовали в земледельческих трудах. Поэтому появление перед городскими воротами Трои именно лошади местные жители и не могли не оценить как дар богов. Таким образом, не зная, кто такой троянский конь, значение фразеологизма понять не так легко.

И поэтому совсем не случайно, что Троя, которая держала оборону в течение 10 лет, пала именно по вине коня. Конечно, всему виной и хитрость ахейцев, которые смогли найти слабое место и выбрали для этого своеобразного магического перевозчика в лице деревянного коня. Примечательно, что по археологическим данным Троя была всего лишь небольшой крепостью. Но при этом с целью захватить ее отправлялись целые армии из сотен кораблей.

Современная трактовка

Сегодня этим понятием в переносном смысле обозначается и вредоносная программа, которую распространяют сами люди. Причем название свое вирус получил в честь мифологического троянского коня, поскольку большинство вирусных программ действуют аналогичным образом: они маскируются под безвредные и даже полезные программы и приложения, которые пользователь запускает на своем компьютере. При всей простоте вируса его сложность заключается в том, что трудно распознать в нем его предназначение. Например, самые примитивные модификации могут стереть полностью содержимое диска при загрузке, а некоторые программы умеют встраиваться в определенные приложения на ПК.

Фразеологизмы играют важную роль в современном языке, поскольку они позволяют передать смысл того или иного предложения более ярким метафоричным языком. Например, многие слышали такое словосочетание, как Значение фразеологизма понятно далеко не всем, поскольку истоки его смысла лежат еще в мифе.

Исторические корни современного языка

Как известно, большинство афоризмов имеет исторические корни. Что-то связано с мифологией, что-то с историей, но в любом случае знать свои корни и корни своего языка просто необходимо. Это позволяет видеть современный язык сквозь прошлое, за счет чего происходит его обогащение. Так, выражение «троянский конь» пришло к нам еще из эпохи Троянской войны.

Троя: причины распрей между троянцами и греками

Историятроянскогоконяполна загадок, и чтобы понять ее, нужно немного рассказать о самом городе Троя. Народное сказание говорит о том, что будущая война за город разгорелась из конфликта Париса и Менелая из-за прекрасной Елены, которая была женой последнего. Согласно легенде Парис ее обольстил, и она решила уплыть вместе с ним. Такой поступок Менелай расценил как похищение и решил, что это достаточный повод для объявления войны. Однако Троя была хорошо и надежно укреплена, поэтому захватить город грекам долгое время не удавалось. Они, впрочем, ограничивались тем, что опустошали окрестности и предпринимали походы на близлежащие города. Согласно легенде, греки хотели завладеть Троей, но физическими силами справиться не могли. Тогда Одиссею приходит в голову интересная мысль: он предложил соорудить огромного деревянного коня.

Хитрость Одиссея

Легенда говорит о том, что троянцы с немалым удивлением наблюдали за тем, как греки возводили деревянного коня. Греки же сочинили историю, что будто бы созданный ими троянский конь сможет защитить город от греческих набегов. Именно поэтому сегодня крылатое выражение «троянский конь» означает подарок, дар, который был преподнесен с целью обмана. Но троянцы поверили в эту историю и даже захотели ввести коня в город. Но были и противники этого решения, которые призывали бросить конструкцию в воду или сжечь ее. Однако вскоре в городе появился жрец, который рассказал, что греки создали коня в честь богини Афины, чтобы искупить грех многолетнего кровопролития. Якобы после этого из моря выползли два змея, которые задушили жреца и его сыновей. Троянцы посчитали, что все эти события - предзнаменования свыше, и решили вкатить коня в город.

Начало падения Трои

Согласно археологическим и историческим подтверждениям все-таки на самом деле существовал троянский конь. Значение фразеологизма, однако, не понять, если не вдуматься в суть легенды. Итак, коня ввезли в город. И в ночь после этого скоропалительного решения Синон выпустил из полости коня спрятавшихся воинов, которые быстро перебили спящую стражу и открыли городские ворота. Народ, который крепко спал после празднеств, даже не оказал сопротивления. Несколько троянцев ворвались во дворец, чтобы спасти царя. Но великан Неоптолем все же смог разбить парадную дверь топором и убил царя Приама. Так закончилась великая история великой Трои.

До сих пор не определили, сколько воинов находилось в троянском коне. В одних источниках говорится о том, что там прятались 50 человек, в других речь ведется о 20-23 воинах. Но суть от этого не меняется: продуманная конструкция в виде коня просто не вызвала каких-либо сомнений у троянцев, что и стало причиной их гибели. Сейчас принято считать, что миф о троянском коне - это аллегория которая когда-то была применена ахейцами.

Символы и аллегории

Примечательно, но конь как существо издревле является символом рождения и смерти. Так, ахейцы создавали свою лошадь из еловых веток, при этом полость конструкции оставалась пустой. Многие исследователи сходятся во мнении, что это символ рождения нового. То есть получалось, что троянский конь принес смерть защитникам города и в то же время стал символом рождения чего-то нового для многих народов.

Кстати, примерно в это же время в Средиземноморье происходят события, очень важные для истории. Началось великое переселение народов, когда из северных стран на Балканы двинулись различные племена - дорийцы, варвары. Именно это привело к уничтожению древней микенской цивилизации. Греция сможет возродиться спустя несколько столетий, при этом разрушения, которые пришлись на это государство, быль столь масштабными, что вся додорийская история просто осталась в легендах.

конь?

Сегодня очень часто мы употребляем такой фразеологизм, как "троянский конь". уже давно стало нарицательным. Так мы называем какие-то подарки, которые преподносятся с целью обмануть или погубить. Многие исследователи задавались вопросом о том, почему именно конь стал причиной крушения Трои. Но можно отметить одно: ахейцы знали, как заинтересовать троянцев. Они понимали, что для снятия осады с города нужно удивить местных жителей чем-то особенным, чтобы они доверились и открыли ворота.

Конечно, преподнесение троянского коня как дара богов сыграло решающую роль, поскольку в те времена пренебрегать священным даром считалось оскорблением божества. А, как известно, шутить с разгневанными богами очень и очень опасно. Так и получилось, что грамотная надпись на деревянной статуе (напомним, на боку коня было написано, что это подарок богини Афины) привела к тому, что троянцам пришлось забрать этот сомнительный подарок в свой город.

Достояние Трои

Итак, троянский конь (значение фразеологизма мы уже описали) стал главной причиной краха Троянского царства. Из истории известно, что Троя славилась своими лошадьми, именно в этот город съезжались торговцы со всего мира, именно на этот город чаще всего совершались набеги. Например, в одной легенде говорится о том, что троянский царь Дардан владел табуном великолепных коней, которые произошли от бога северного ветра Борея. Да и вообще, лошадь всегда считалась самым близким к человеку животным: ее брали на войну, ее использовали в земледельческих трудах. Поэтому появление перед городскими воротами Трои именно лошади местные жители и не могли не оценить как дар богов. Таким образом, не зная, кто такой троянский конь, значение фразеологизма понять не так легко.

И поэтому совсем не случайно, что Троя, которая держала оборону в течение 10 лет, пала именно по вине коня. Конечно, всему виной и хитрость ахейцев, которые смогли найти слабое место и выбрали для этого своеобразного магического перевозчика в лице деревянного коня. Примечательно, что по археологическим данным Троя была всего лишь небольшой крепостью. Но при этом с целью захватить ее отправлялись целые армии из сотен кораблей.

Современная трактовка

Сегодня этим понятием в переносном смысле обозначается и вредоносная программа, которую распространяют сами люди. Причем название свое вирус получил в честь мифологического троянского коня, поскольку большинство вирусных программ действуют аналогичным образом: они маскируются под безвредные и даже полезные программы и приложения, которые пользователь запускает на своем компьютере. При всей простоте вируса его сложность заключается в том, что трудно распознать в нем его предназначение. Например, самые примитивные модификации могут стереть полностью содержимое диска при загрузке, а некоторые программы умеют встраиваться в определенные приложения на ПК.

Существование Трои было подтверждено благодаря раскопкам знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822–1890) еще в позапрошлом веке. Эти раскопки полностью подтверждают события, которые произошли в конце XIII – начале XII веков до нашей эры и даже сегодня находят все новые и новые подробности Троянской войны и связанных с ней обстоятельств.

Согласно сегодняшней исторической точки зрения, военный конфликт союза ахейских государств с городом Троя (Илион), некогда стоявшем на берегу Эгейского моря, произошел между 1190 и 1180 (по другим источникам, около 1240 года до н.э.) годами до нашей эры.

Первыми произведениями, повествующими о троянской войне стали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», а несколько позже Троянская война была описана в «Энеиде» Вергилия и других произведениях, но при описании этих событий всегда плотно переплеталась история и вымысел, что не позволяет с полной уверенностью сказать, так ли развивались реальные события.

Однако если обратиться к выше описанным произведениям, то можно увидеть, что поводом к войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь.

Факты «Илиады» преувеличены

В «Илиаде» сообщается, что освободить похищенную Елену отправилась армия греков, во главе с микенским царем Агамемноном – братом Менелая. Переговоры о добровольном освобождении похищенной ничем не закончились и тогда греки начали длительную осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера – на стороне греков, Артемида, Афродита, Арес и Аполлон – на стороне троянцев. Троянцев было в десять раз меньше, однако Троя оставалась неприступной.

Так как самым подробным источником, рассказывающим о той войне, считается поэма Гомера «Илиада», обратимся к ней, хотя греческий историк Фукидид говорил, что в этом произведение значение войны значительно преувеличены, а многие факты искажены, поэтому к достоверности событий в «Илиаде» стоит относиться весьма осторожно.



Согласно «Илиаде» город Троя располагался в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Скорее всего, троянцы мешали торговле греков, что и заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, на стороне которой находились многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы. Но мощные оборонительные стены Трои оставались неприступными.

Видя, что военные действия зашли в тупик хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Длительное время в тайне о то всех Одиссей беседовал с Эпеем самым искусным плотником в ахейском лагере, а к вечеру собрав всех вождей, представил свой коварный план. Согласно плану нужно было соорудить большого деревянного коня, внутри которого мог бы поместиться с десяток самых смелых и искусных воинов. Остальное войско должно было сесть на корабли и отойти от троянского берега, а затем укрыться за островом Тендос.

Как только троянцы поймут, что враг покинул побережье, они решат, что осада города закончилась, и захотят затащить деревянного коня в город. Под покровом ночи ахейские корабли вернуться, а войны, спрятавшиеся внутри коня, выйдут наружу и откроют крепостные ворота и тогда город падет.

Три дня потребовалось ахейским плотникам, чтобы претворить замысел в жизнь. На четвертый день троянцы обнаружили, что лагерь врага пуст, за горизонтом исчезают паруса неприятельских кораблей, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоит огромный деревянный конь.



Обрадовавшись, троянцы тут же обступили чудного коня и стали решать, что с ним делать. Одни говорили, что его надо утопить в море, другие предлагали сжечь, но многие хотели затащить его в город и оставить на главной площади Трои как символ окончания кровавой войны.

Пророчество жреца Лаокоона

Местный жрец из храма Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями вскричал:

Бойтесь данайцев, дары приносящих!

Выхватил копье из рук ближайшего война, и метнул в брюхо троянского коня. Однако Лаокоона никто не слушал, так как все внимание толпы уже было приковано к юноше, который вел пленного ахейца. Подойдя к царю Приаму пленника заставили назваться. Тот сказал, что зовут его Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.

Пленник убедил троянский народ, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…

Стоило пленнику рассказать все вышеописанное царю как, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и влажных тел и утащили их в морские пучины. Видя это, уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А значит надо поскорее установить деревянного коня рядом с храмом Афины.



Разобрав часть крепостных ворот, троянцы втащили коня в город и стали праздновать. Воины находящиеся внутри троянского коня дождались глубокой ночи и отрыли ворота города. Греческая армия, получив сигнал Синона вернулось, и с легкостью захватила город. В итоге Троя была разграблена и уничтожена.

Так как «Илиада» Гомера полна вымысла и метафор, то сегодня троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города. Одни историки считают, что возможно троянским конем была башня на колесах, сделанная в форме коня и оббитая конскими шкурами.

Другие предполагают, что греки проникли в город по подземному ходу, на дверях которых был изображен конь, а кто-то говорит, что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников…

Троянский конь - символ рождения и смерти

Возможно, что троянский конь несет в себе более глубокий смысл, ведь за годы войны под стенами Трои гибнет большая часть героев, и ахейцы, и троянцы. А те, кто выживают в войне, погибают по дороге домой. Одни как царь Агамемнон, дома найдут смерть от рук близких, другие будут изгнаны и проведут жизнь в скитаниях.

По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Символически конь связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая, что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе размещаются вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего то нового.



И действительно примерно в то же самое время случилось еще одно важное событие, одно из самых больших переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью искоренил древнюю микенскую цивилизацию.

Лишь спустя несколько столетий Греция возродиться и только тогда можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом, а многие государства перестанут существовать.

Последние археологические экспедиции пока еще не позволяют полностью восстановить сценарий Троянской войны. Однако их результаты не исключают возможности, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии выступающая препонам для обретения власти греками над этим регионом.

Остается надеяться, что истинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана, а вместе с ней раскрыта история троянского коня.