Отчет по практике: Фольклорные традиции Вологодчины. Отчет по практике: Народное творчество

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №14 « Ивушка»
города Зеленокумска Советского района».
Отчёт по самообразованию
Тема:«Роль устного народного творчества
в развитии речи детей»
воспитателя Лапаевой Татьяны Александровны
2017 год.
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
В 2016-2017 учебном году мною была продолжена тема по самообразованию, начатая в 2015-2016 учебном году «Роль устного народного творчества в развитии речи детей». Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Актуальность. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.
Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила следующую цель:
«Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей на основе устного народного творчества»
Основными задачами моего направления являются:
1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах и методической литературы;
2.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
3.Приобщить детей к русскому фольклору
4.Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру
5.Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи.
6. Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
В своей работе использовала следующие дидактические пособия:
настольный театр;
пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок;
кукольный театр;
иллюстрационный материал по сказкам;
иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.
На первом этапе своей работы по теме самообразования я сделала
1.Анализ диагностики с целью выявления знаний детей по русскому фольклору.
2.Изучала передовой педагогический опыт и литературу по данной теме.
3.Разработала перспективный план по приобщению детей к устному народному творчеству.
4.Изучила влияние устного народного творчества на развитие речи ребёнка.
Поэтому на втором этапе своей работы по теме самообразования я стала изучать, собирать, а затем самостоятельно создавать необходимый материал для дальнейшей работы, для применения полученных знаний на практике.
Собрала картотеку пальчиковых игр на основе устного народного творчества.
Собрала картотеку загадок, закличек, пестушек, потешек, которые успешно применяла как на занятиях, так и в разных режимных моментах.
В результате проведённой работы к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей выросла речевая активность, обогатился словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.
Очень важна работа, проводимая с родителями. Рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Оформила для них папки – передвижки на тему:
-«Родители - книга – ребенок»,
-«Устное народное творчество в развитии речи детей»,
-«Растим говоруна»,
подготовила консультацию на тему «Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Русские народные сказки в развитии речи ребёнка четвертого года жизни», буклеты «Положи своё сердце у чтения» и многое другое.
Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт, его всестороннее развитие. Ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, в этом мне очень помогла литература, взятая из интернета:
«Дошкольник: образование и развитие, особенности общения. Младший дошкольный возраст: 3-4 года» издательство Просвещение 10.2015г.;
«ФГОС об игре как особом виде деятельности дошкольника» - издательство Учитель сентябрь 2015г.;
«Речевое развитие дошкольников в приобщении к художественной литературе» издательство Учитель 02.2016г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2016-2017 учебный год
Этапы работы посамообразованию Деятельность
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
2. Планирование работы по самообразованию. Планирование работы по следующим разделам:
-изучение методической литературы;
-работа с детьми;
-работа с семьёй;
-самореализация.
3. Теоретическое изучение проблемы. Изучение литературы по теме:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985
4. Практическая деятельность Досуг «Вечер загадок по русским народным сказкам» «Сказки бабушки Загадушки».
Инсценировка русской народной сказки «Теремок», «Заюшкина избушка».
Развлечение «Широкая Масленица»
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет», «Не забывайте народные игры».
Итоговое открытое занятие с элементами фольклора «В поисках весны»
Мастер- класс для воспитателей по изученной теме «Девичьи посиделки».
Отчёт по теме самообразования.
5. Подведение итогов самообразования. В результате работы по теме самообразования
- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
-обогатилась устная речь, фантазия и воображение;
-у родителей расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.
Вывод: В своей педагогической деятельности, я планирую продолжать работу реализации принципа «от простого к сложному». Непосредственно образовательную деятельность с детьми проводить в необычной обстановке, ввести интеграцию во все виды деятельности с детьми по различным направлениям воспитательной работы. В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества, а также развивать речь детей через театрализованные игры.

План

1. Устное народное творчество

1.1 Народно поэтическое творчество

1.2 Народная музыка

2. Характеристика календарных праздников

Литература

1. Устное народное творчество

Художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художеств, творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе обществ, трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художеств, освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художеств, сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отд. мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отд. произведениях.

Коллективность народного творчество, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех видов народное творчество, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам народного творчества принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно - обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народное творчество непосредственно передаются из поколения в поколение.

Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа.С социальным развитием человечества, формированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Народное творчество также образует особый пласт мировой художественной культуры. В нём выделяются различные по социальному содержанию слои, связанные с классовой дифференциацией общества, но к началу капиталистического периода народное творчество повсеместно определяется как коллективное традиционное искусство трудящихся масс деревни, а затем и города. Ограниченная связь с коренными принципами мировоззрения народа, поэтическая цельность отношения к миру, непрестанная шлифовка обусловливают высокий художеств, уровень народного искусства. К тому же народное творчество выработало особые формы специализации, преемственности мастерства и обучения ему.

Народное творчество различных, зачастую далеко отстоящих друг от друга народов обладает множеством общих черт и мотивов, возникших в сходных условиях или унаследованных из общего источника. Вместе с тем народное творчество веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа. Оно сохранило свою животворную трудовую основу, осталось кладезем национальной культуры, выразителем народного самосознания. Это определило силу и плодотворность воздействия народное творчество на всё мировое искусство, о чём свидетельствуют произведения Ф. Рабле и У. Шекспира, А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова, П. Брейгеля и Ф. Гойи, М. И. Глинки и М. П. Мусоргского. Народное творчество сохранило ценные свидетельства революционных настроений народа, его борьбы за своё счастье.

В условиях капитализма, попав в сферу буржуазных общественно-экономических отношений, народное творчество развивается крайне неравномерно. Многие его ветви деградируют, полностью исчезают или находятся под угрозой вытеснения; другие теряют свои ценные черты, индустриализируясь или приспособляясь к требованиям рынка. В 19 в. рост национального самосознания, демократического и национального - освободительного, движения, развитие романтизма пробуждают интерес к народному творчеству. В конце 19-20 вв. усиливается влияние фольклора на мировую культуру, восстанавливаются некоторые утраченные отрасли народного творчества, организуются музеи и общества его охраны. Вместе с тем государство и частное меценатство зачастую подчиняет Народное творчество коммерческим целям, интересам «индустрии туризма», для чего культивирует в нём наиболее архаичные черты и религиозно-патриархальные пережитки.

В социалистическом обществе созданы условия для сохранения и развития народного творчества; наследуя и утверждая национальные народные традиции, оно проникается идеями социализма, пафосом отражения новой, преображённой действительности; народное творчество пользуется стоматической поддержкой государства и обществ, организации, его мастерам присуждаются премии и почётные звания. Создана сеть народного искусства учреждений - институтов и музеев, изучающих опыт народное творчество и способствующих его развитию. Многие традиционные жанры народного творчества отмирают, но другие находят новое место в жизни. Рождаются и новые формы художеств, культуры народных масс. Интенсивно развивается художественная самодеятельность (хоры, хореографические коллективы, народные театры и т. д.), имеющая другую природу, чем народное творчество, но отчасти использующая его наследие. Созданные за мн. века высокие образцы народного творчества сохраняют значение вечно живого культурного наследия, сокровищницы художеств, опыта народных масс.

1.1 Народное поэтическое творчество

Народное поэтическое творчество - массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и другие названия - народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозных - мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества, выражавшего интересы разных общественных групп и слоев. Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых народных масс. С появлением письменности возникла литература, исторически связанная с устным народным творчеством

Коллективность устного народного творчества (означающая не только выражение мыслей и чувств коллектива, но, прежде всего - процесс коллективного создания и распространения) обусловливает вариативность, т. е. изменчивость текстов в процессе их бытования. При этом изменения могли быть весьма различными - от незначительных стилистические вариаций до существенной переработки замысла. В запоминании, а также в варьировании текстов значительную роль играют своеобразные стереотипные формулы - т. н. общие места, связанные с определёнными сюжетными ситуациями, переходящие из текста в текст (например, в былинах - формула седлания коня и т. п.).

В процессе бытования жанры словесного народного творчества переживают «продуктивный» и «непродуктивный» периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано, в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей - крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в народном творчестве неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве.

Коллективность словесного народного творчества не означает его обезличенности: талантливые мастера активно влияли не только на создание, но и на распространение, совершенствование или приспособление текстов к потребностям коллектива. В условиях разделения труда возникли своеобразные профессии исполнителей произведений народного творчества. В некоторых странах Ближнего Востока и Средней Азии, на Кавказе сложились переходные формы словесного народного творчества: произведения, созданные определёнными лицами, распространялись изустно, но текст при этом относительно мало менялся, имя автора обычно было известно и часто вводилось в текст (например, Токтогул Сатылганов в Киргизии, Саят-Нова в Армении).

Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного Н. т. обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существ, изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса . В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады . Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т. д.).

Несмотря на яркую национальную окраску произведений словесного народного творчества разных народов, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны. Например, около двух третей сюжетов сказок европейских народов имеют параллели в сказках других народов, что вызвано или развитием из одного источника, или культурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве общих закономерностей социального развития.

Вплоть до позднефеодальной эпохи и периода капитализма словесное народное творчество развивалось относительно независимо от письменной литературы. Позже литературные произведения активнее, чем прежде, проникают в народную среду (например, «Узник» и «Чёрная шаль» А. С. Пушкина, «Коробейники» Н. А. Некрасова; см. также об этом в ст. Вольная русская поэзия, Лубочная литература). С другой стороны, творчество народных сказителей приобретает некоторые черты литературы (индивидуализация характеров, психологизм и т. п.). В социалистическом обществе доступность образования обеспечивает равную возможность раскрытия дарований и творческой профессионализации наиболее одарённых людей. Разнообразные формы массовой словесно-художественной культуры (творчество песенников, частушечников, сочинение интермедий и сатирических сценок и т. п.) развиваются в тесном контакте с профессиональным социалистическим искусством; среди них определённую роль продолжают играть и традиционные формы словесного народного творчества Многовековое бытование обеспечило непреходящую художеств, ценность и длительное существование таких песен, сказок, преданий и т.д., которые наиболее ярко отражают особенности духовного склада народа, его идеалы, надежды, художеств, вкусы, быт. Этим обусловлено и глубокое воздействие словесного народного творчества на развитие литературы. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова - в фольклоре». О записи народного творчества, его изучении и методологических принципах изучения

1.2 Народная музыка

Музыкальный фольклор - вокальное (преим. песенное), бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальное народное творчество существует главным образом благодаря исполнительному искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь , гусляр, скоморох, ашуг, акын, кюйши, бахши, гусан, хафиз, олонхосут, жонглёр, менестрель, шпильман и древние истоки народной музыки, как и других искусств, уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют большие или малые древние и трансформированные произведений, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют т. н. традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального народного творчества - песни , эпические сказания , танцевальные мелодии , плясовые припевки , инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания). У скотоводческих народов песни были связаны с приручением коня, загоном скота и т. д. Позднее наибольшее развитие в фольклоре всех народов получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпические песен или инструментам наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальной импровизации - вокальные и инструментальные

В различных жанрах народной музыки сложились разнообразные типы мелоса - от речитативного до богато орнаментального (лирические песни ближнего - и среднего - восточных музыкальных культур), ритмики , ладозвукорядных систем (от примитивных узкообъёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»). Разнообразны также формы строф, куплета (парные, симметричные, асимметричные и др.), произведения в целом. Музыкальное народное творчество существует в одноголосной (сольной), антифонной ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны - от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с др. культурами в более крупные фольклорно-этнографической общности.

Фиксацией народной музыки (в 20 в. при помощи звукозаписывающей техники) занимается особая научная дисциплина - музыкальная этнография , а исследованием её - этномузыковедение (музыкальная фольклористика).

На основе народной музыки возникли практически все национально профессиональные школы, каждая из которых содержит образцы различного использования фольклорного наследия - от простейших обработок народные мелодий до индивидуального творчества, свободно претворяющего фольклорное музыкального мышление, законы, специфические для той или иной народных музыкальной традиции. В современной музыкальной практике народное творчество является оплодотворяющей силой как для профессионально, так и для различных форм самодеятельного искусства.

2. Характеристика календарных праздников

С момента появления человека на земле он постоянно соприкасается с окружающим миром и осваивает его. Веками создаются и развиваются трудовые навыки, которые приобретают особенно важное значение в эпоху земледелия. Именно тогда «ритм жизни оказался еще в большей зависимости от чередования времен года и производственных циклов, урожай - в прямой зависимости от капризов природы, от воздействия природных стихий».

От способности земледельца предугадать погоду, чтобы вовремя посеять, сохранить и убрать урожай, зависела не только его жизнь, но и жизнь всего его рода. Поэтому исследователи считают, что годовой цикл изначально сложился на приметах погоды . Сохранилось большое количество примет в виде пословиц, поговорок и присловий, а также прямых указаний на сроки различных земледельческих занятий. Некоторые приметы являются общими для всех областей России. Другие, а их большинство, отражают лишь местные климатические особенности.

Второй еще менее надежный способ узнавания погоды и видов на урожай - гадание . Хотя, в отличие от примет, гадания основаны исключительно на суевериях - и в них «есть некий известный психологический эффект: благоприятное гадание повышает… психическую энергию, уверенность в себе, уверенность в успехе, а неблагоприятное, напротив, может подействовать на психику угнетающе; потому можно считать, что благоприятное гадание помогает желаемому «сбыться».

Но человек не ограничивался лишь созерцанием мира природы и предугадыванием в нем определенных процессов, оказывающих положительное или отрицательное влияние на земную жизнь. Он издавна стремился активно воздействовать на природу, в том числе и посредством многочисленных магических ритуалов.

Эти обряды должны были повторяться из года в год без каких-либо изменений в словах, мелодии и телодвижениях. Только при этом условии окружающий мир оставался бы неизменен, а, следовательно, и урожай - не хуже прошлогоднего.

Тысячелетиями складывался народный земледельческий календарь , в котором нашли свое отражение практический опыт хлебопашца, его метеорологические и астрономические наблюдения, а также и суеверные обычаи, возникшие вследствие своеобразного понимания им причинно-следственных связей в явлениях природы". В календаре отмечались сроки начала и конца работ в поле и в доме, выделялись дни обязательных культовых ритуалов.

«Пища и потомство ,- писал знаменитый английский этнограф Дж. Фрэзер,- вот чем люди стремились обеспечить себя, совершая магические обряды, призванные регулировать времена года и управлять ими ». Главную цель земледельца - прокормить семью - проще было достичь при большом числе домочадцев-помощников. Вот почему в русской деревне на протяжении долгого времени преобладала большая семья, в которой, по мере своих сил, трудились все, от мала до велика. Основная же тяжесть крестьянской работы ложилась на плечи хозяина и его старших сыновей. От благополучия отдельной семьи зависела в конечном счете жизнь всей крестьянской общины. Поэтому в земледельческих обычаях и праздниках в течение всего годового цикла столь важны семейно-брачные мотивы.

Особое место в жизни земледельца занимает солнце . «Солнце ,- указывал А. В. Луначарский, это бог, который дает и тепло, и свет, и пищу, который каждые сутки ведет борьбу с ночью и, кроме того, каждый год ведет борьбу с зимой. Зима лишает его лучей, лишает оплодотворяющей силы. Стало быть, в течение зимы бог побежден, бог страдает. Зимою происходит схождение солнца под землю, в подземное царство, смерть солнца, а весною происходит возрождение. Каждый год весною солнце воскресает, бог возвращается в лучезарном сиянии. Однако этого бога нельзя. Мыслить как всемогущего бога. Нет, он не всемогущий, он борется с тьмою и холодом, и то он, то враг побеждает. Можно плакать, когда он побежден, и радоваться, когда он победил ». Поэтому в народном календаре большую роль играли четыре астрономические даты, связанные с фазами движения земли вокруг солнца: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Зимнее солнцестояние (25 декабря) отмечалось как «поворот» солнца на лето, как день, после которого дневное время начинает постепенно, но неизбежно прибывать, а ночь укорачиваться. 25 декабря - праздник возрождения солнца, начало борьбы тепла и холода, света и тьмы. В летнее солнцестояние (22 июня) солнце достигает высшей точки на небе. Самый длинный день и самая короткая ночь - время наиболее бурного цветения всей растительности. После летнего солнцестояния солнце начинает клониться к земле, день, за днем уступая силам тьмы. Даты весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября) знаменовали собою приход весны и осени.

Все основные циклы крестьянских обычаев и праздников, приурочиваемые к четырем моментам солнечного года, принято делить на зимние, весенние, летние и осенние. Конечно, эта классификация в известной степени условна. Например, обычно незаметен переход весны в лето. Кроме того, время прихода весны в разные климатические зоны неодинаково. Встреча весны растянута в народном календаре от самого начала марта (на юге) и до конца марта - начала апреля (на севере и в Сибири). И так же растянуты сроки проведения основных крестьянских работ - вспашки полей, первого выгона скота, сева, сенокоса, сбора урожая. Наконец, в ряде случаев сами праздники отмечаются как бы в межсезонье. Так, масленица по времени - праздник зимний, а по содержанию - весенний.

Календарные обряды могли быть приурочены к началу каких-либо земледельческих работ или как самостоятельные празднества растягивались в ряде случаев на несколько дней. Зимние святки праздновались в течение двух недель (с 25 декабря по 6 января), неделю отмечались масленица (обычно вторая половина февраля - первая половина марта) и семик «зеленые святки» (чаще всего в июне).

До сих пор рассматривалась дохристианская основа народного календаря. Но в нем нашла свое отражение и многовековая борьба христианства с язычеством. Православная церковь действовала не только строгими запретами и наказаниями приверженцев дедовских обычаев. Она стремилась преобразовать языческую сущность празднеств, вводя церковный месяцеслов или святцы (в которых в календарном порядке были расположены дни поминовения христианских святых или события из истории церкви), совпадающие с датами основных языческих праздников. Но в этой борьбе победила не церковь, а традиционное дохристианское мировоззрение. Отвергнув отвлеченность христианского учения, крестьянство создало свое «бытовое православие». И библейские святые и библейские события получили в нем характерную для крестьянского мировосприятия конкретность. Образы христианских святых взяли на себя функции божеств плодородия, помощников в труде земледельца. Даже их имена подвергались в народе бытовому переосмыслению. К ним прикреплялись различные прозвища, отражающие многолетние наблюдения за состоянием погоды в эти дни, особенности сезонного труда. Так, 1 марта - день мученицы Евдокии имел несколько прозвищ: Авдотья Весновка, Авдотья (Евдокия) Плющиха (снег «плющит»), Евдокия Замочи Подол или Авдотья Подмочи Порог (снег начинает таять), Авдотья Каплюж-ница (начало капели). 8 мая - день апостола Иоанна Богослова имел название Иван Пшеничник (с этого дня сеяли пшеницу).

Таким образом в устной традиции возникли производственно-бытовые «святцы» (преобразованный народный календарь), в которых причудливо смешались языческие и христианские элементы. Церковный месяцеслов значительно увеличил число праздничных дат, ввел два типа празднеств: стабильные, или «непереходящие» и нестабильные, или «переходящие». Первые строго прикреплены к определенным числам месяца, вторые из года в год меняют свое место в календаре. Все «переходящие» праздники приходятся главным образом на весну - начало лета и связаны с пасхой, день празднования которой вычисляется по восточному лунному календарю.

В результате наложения церковного календаря на годовой цикл дохристианских праздников, некоторые из них утратили свое прежнее название, сохранив при этом свой исконный смысл. Например, целый ряд обычаев, приуроченных к великому посту,- «средокрестье» , «вербное воскресенье », «чистый четверг », пасхальная обрядность . Другие праздники несмотря ни на что сохранили свое прежнее название (масленица, семик). Православие также вытеснило из народной памяти всю языческую мифологию, заменив имена языческих богов именами христианских святых. Церкви удалось ввести в народные календарные обряды христианскую символику. К «древним приемам магического воздействия и предметам, которым приписывалась особая сила, присоединились заимствованные из церковного культа (молитвенные формулы, крест, просфоры, «святая» вода и прочее)»1. В народный календарь вошли и отдельные христианские обряды, например купание в проруби на крещение.

Судьба календарных праздников и обрядов была различной. Святочные , масленичные обряды уже в середине XIX века принимают характер своеобразного народного гулянья с песнями, играми, плясками, в котором участвуют все сельские жители, независимо от возраста и имущественного положения, но главная роль принадлежит молодежи. Обряды, сопровождавшие конкретные трудовые процессы (сев, сбор урожая), вплоть до 20-х годов XX века сохранили свой религиозно-магический смысл. Понимая важность трудовых обрядов в жизни крестьянства, духовенство освещает их своим участием. Так, перед самым севом священники окропляли святой водой поля, семена, женщины катали по полю тучного священника или дьякона, считая, что от этого посев будет тучным и спорым.

При помощи заклинаний - одного из древнейших фольклорных жанров люди стремились заручиться поддержкой сверхъестественных сил природы (весны, мороза), коляды или масленицы, а в более позднее время бога. Подобная чисто практическая суть песен оказала влияние на их поэтику. Они обычно невелики по объему (10 15 строк), несложны по напеву и просты в средствах поэтической выразительности2. Заклинания обращены (чаще в императивной форме, реже в форме просьбы или мольбы) к олицетворенному образу коляде, масленице, весне - и перечисляют желаемое. Основная композиционная форма заклинаний - монолог, в некоторых веснянках встречается форма диалога: хор как бы обменивается репликами с весной. Из всего богатого арсенала поэтических средств песенного фольклора в заклинаниях используется лишь метафора в виде олицетворения и гипербола при описании желаемого («из колоса - осмина, из полузерна - пирог»). Часто встречаются в этих песнях уменьшительно-ласкательные суффиксы при обращении к природным явлениям, хлебу, животным, что лишний раз подчеркивает единение человека с природой, его любовь к ней.

«Чисто» заклинательных песен в русском календарном фольклоре немного (подблюдные песни, веснянки, некоторые масленичные и жнивные песни). Чаще элементы заклинания выступают в песнях в единстве с другими поэтическими мотивами.

С заклинаниями генетически связаны величальные песни , исполняемые при обходах дворов зимой (колядки, овсени и виноградия) или весной - летом (вьюнишные, егорьевские песни). Они также призывали в дом богатый урожай, счастье, здоровье и благополучие, но в них, в отличие от заклинаний, и исполнителей и слушателей привлекала красота слова и мелодии. Главный персонаж величальных песен - человек, которого славят и которому высказывают разные пожелания: любой, самый бедный крестьянин, становился «князем», «красным солнышком», дом его превращался в «терем», «дворец», так же идеализировалась и его семья. Две основные части величальных песен - величание и пожелание - используют наиболее яркие и красочные, во всем русском фольклоре, художественные средства: различные символы богатства и счастья, украшающие эпитеты, чуть ли не все виды метафор и гиперболы.

Величальным песням присущ характер описаний, но в народном календаре существовал и особый тип песен-описаний, которые «были приурочены к определенным моментам обряда, как бы комментировали их и в то же время организовывали все обрядовое действо, скрепляли отдельные его части, указывали их последовательность ». Считается, что песни-описания - наиболее поздний тип обрядовой поэзии. Об этом свидетельствует и большое сходство их поэтики с поэтикой необрядовых лирических песен.


Литература

1. Большая советская энциклопедия. Т. 17. – М. 1974

2. Большая российская энциклопедия. Т.1. – М. 2004.

3. Круглый год. М. «Правда», 1991

4. Обрядовая поэзия. М. «Современник», 1989.

5. Русское народное поэтическое творчество. М., 1978.

оксана бухарина
Опыт работы педагога по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка»

"Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников "

Опыт работы .

Произведения народного фольклора бесценны . В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. Чем раньше соприкасается с ним ребёнок , тем лучше.

Работу по данной теме я начала два года назад. Прежде чем начать мы изучили методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников, и приступили к работе .

Для всякой успешной работы необходима системность и последовательность. Чтобы спланировать работу , нужно было выявить начальный уровень знаний детей. В начале учебного года мы провели мониторинг с целью определить у детей наличие интереса к данной теме . Мониторинг был проведен по следующим вопросам :

1. Уровень развития речи детей .

2. Знание детьми малых фольклорных форм.

3. Понимание детьми содержание произведения устного народного творчества .

4. Использование фольклора в повседневной разговорной речи .

Во время проведения мы использовали мониторинга следующие методы :

Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

Беседа с детьми.

Словесные игры.

Хотелось бы отметить, что не смотря на то, что на момент начала работы детям исполнилось 3года, у них уже имелся достаточный уровень знаний. Однако по показателям начальной диагностики выяснилось, что 70% детей имеют низкий уровень развития речи ,67% детей мало используют в своей речи фольклор или не используют его вообще. Только 40% детей понимают содержание произведений устного народного творчества . По результатам мониторинга была составлена таблица, где отражены знания детей по теме на момент начала работы (см. приложение) . На основании мониторинга была составлена дальнейшая перспектива работы .

Начинали работу с совместной деятельности детей в режимных моментах. Были составлены комплексы утренней гимнастики на основе фольклора, а также комплексы закаливающей гимнастики после дневного сна для детей 2й младшей группы, которые были основаны на фольклорных потешках и небылицах и применяются каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, а также для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями. Использовались такие упражнения «Руки к солнцу поднимаем» , «Выросли деревья» , «Бабочки летят» и т. д. а также пальчиковые игры «Будут пальчики вставать» , «Шла кукушка мимо леса» и т. д. (см. приложение) . Выполняя зарядку дети не только выполняли физические упражнения,устраняли вялость, сонливость, но и проговаривали стишки, потешки, песенки за педагогом . Что способствовало развитию речи детей , умение соотносить речь и движения.

Выполняя гигиенические процедуры мы не только заботились, о здоровье детей, но и способствовали интересу к устному народному творчеству . Когда мы мыли ручки мы приговаривали «Ой лады, лады не боимся мы воды» , «Кран откройся, нос умойся. и т. д. Эти казалось бы маленькие стишки,таят в себе огромный пласт средств русского языка и предоставляют детям возможности ознакомления с богатой языковой культурой русского народа .

Заметив, что детям нравится такая форма работы и что есть положительные результаты (дети стали внимательнее, дисциплинированнее, стараются проговаривать многие слова за педагогом ) мы продолжили работу в этом направлении .

Использовали фольклор в таких режимных моментах,как одевание на прогулку, обед, при укладывании детей спать.

Но не сразу у всех всё получалось, узнавая сказку дети только называли её персонажей. Мало использовали в играх знакомые потешки и песенки, что значительно замедляло развитие словаря , делая их речь невыразительной. Такие дети, как Марк, Андрей Л., Алёна, Ангелина, Ярослав, Давид не были активны, просто лишь выполняли указания взрослого, не чувствовали уверенности в себе. Мы поставили перед собой цель раскрепостить детей, познакомить с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей. Мы выразительно читали произведения, чтобы детям было более интересно инсценировали их, например читали сказку «Заюшкина избушка» потом я просила детей показать какой заинька рассказать о нём, потом какая лиса, рассказать о ней (конечно нам в этой работе очень помогали иллюстрации к сказкам) дети видели картинку, слушали эмоциональную речь педагога и старались повторить также. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и тогда чтобы раскрепостить детей мы стали использовать настольные театры : «Теремок» , «Маша и медведь» , «Репка» , «Курочка ряба» , «Заюшкина избушка» , «Гуси-лебеди» . К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер. Для драматизации знакомых потешек, песенок, сказок предложила использовать уголок ряжения. Это в дальнейшем поможет детям развивать свой эстетический вкус, вживаться в какой-то определённый образ.

Для развития у детей умения внимательно слушать,запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте мы используем специальные упражнения, проблемные ситуации типа : Вы с этим согласны?» Например читая отрывок из сказки «Волк исемеро козлят» , я спрашиваю : «Вы согласны что эта песня принадлежит волку?» или показываю иллюстрацию к сказке «Заюшкина избушка» Вы согласны, что это лиса из сказки? Почему вы так решили? Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети проговаривают текст, тем самым развивают свою речь .

Чтобы дети лучше вникали в смысл потешек, мы познакомили их с предметами обихода, которые часто употребляются в фольклоре : глиняный горшок, печка, кочерга, ухват, чугунок, ведро, корыто. Для этого были проведены занятия «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» , «Хозяйкины помощники» . «Весёлые ложки» , были прочитаны сказки : «Репка» , «Волк и семеро козлят» , «Колобок» , «Три медведя» , «Маша и медведь» , «Кот, лиса и петух» , «Курочка Ряба» . Одной из эффективных форм работы с детьми были различные досуги и развлечения , например : «Путешествие в сказку» , «Хорошее настроение» , «В гостях у бабушки» и т. д. Детям очень нравится участвовать в них.

Проанализировав методическую литературу, нами были отобраны дидактические игры : «Чудесный сундучок» , «Кто спрятался?» , «Похвали Лису» . Эти игры по своим дидактическим задачам соответствуют возрасту детей. (см. Приложение)

Систематизировав всю работу , мы выделили следующие педагогические принципы по данной теме :

1. Принцип системности и наглядности.

В связи с тем что в содержании программы по ознакомлению с устным народным творчеством для всех возрастных групп включается повторение многих потешек, песенок, стихотворений , сказок педагогу необходимо помнить о важнейших принципах построения работы .

Итак, принцип систематичности и последовательности требует правильного определения объёма знаний и усложнения произведений на каждом возрастном этапе. Нужно выбрать наиболее эффективные педагогические методы и приёмы для конкретных условий. Знакомя детей с устным народным творчеством , следует показать всю красоту и многообразие песенок, стихов, потешек, сказок, чтобы дети получили конкретные сведения в соответствии со своими возрастными возможностями.

2. Принцип развивающего обучения .

Большое значение при ознакомлении детей с устным народным творчеством имеет опора на этот принцип, т. к. важно вызвать радость познания, поддержать активную заинтересованность. При этом необходимо правильно выделить наиболее значимые сведения не только с точки зрения эстетического умственного развития детей , но и игровой деятельности.

3. Принцип перспективности.

Позволяет подготовить детей к усвоению более сложного материала. На реализацию принципа перспективности направлено тематическое планирование обучающей и игровой деятельности, которое помогает найти оптимальные пути включения сведений об устном народном творчестве в воспитательно-образовательный процесс, подготовить детей к их восприятию, обеспечить преемственные связи в работе во всех возрастных этапах.

4. Принцип наглядности.

Особенности психического развития детей младшего возраста требуют широкого использования этого принципа. Поэтому воспитатель широко использует игрушки, картинки, иллюстрации, фланелеграф, музыку и другой материал.

Эти принципы помогли нам в работе они значительно облегчили проведение непосредственно образовательной деятельности.

Проведение непосредственно образовательной деятельности потребовало очень большой подготовки в плане оборудования и дидактических материалов. На основе фольклора была составлена картотека по русским народным играм : «Огуречик- огуречик » , «У медведя во бору» , «Лиса и цыплята» , «Зайка беленький» , «Дед Мороз» , и т. д. эти игры часто применяем на прогулках, занятиях по физкультуре. Играя в игру «Огуречик- огуречик » дети знакомились с устным народным творчеством , активизировали речь, повторяя потешку за педагогом полностью , с помощью фольклорного произведения развивались игровые действия детей (имитация персонажей потешки) . Такая игра, как «У медведя во бору» позволяет познакомить детей с русской народной игрой ; выучить текст, произносить слова хором в одном темпе. Развивать у детей выдержку , навык коллективного движения в определенном темпе. Все народные игры были подобранны именно с целью развития и обогащения речи детей .

На основе изученного материала были подготовлены и проведены консультации для педагогов и родителей , отражающие актуальные вопросы развития речи ребёнка в ДОУ и семье : «Роль потешки в жизни ребёнка » , «Речь и общение» , «Как читать детям потешки» , «О загадках» , «Физкультминутки на основе фольклора» (см. приложение) Мы считаем, что это очень поможет педагогам в работе с детьми , а родителям даст навыки как правильно рассказывать детям потешки, петь песенки, читать сказки.

Был создан и пошит уголок ряженья, он стал любимым местом для игр детей. Мы сделали театр на фланелеграфе, с его помощью были показаны детям их любимые сказки : «Три медведя» , «Гуси-лебеди» , «Заюшкина избушка» , «Репка» , «Курочка Ряба» . Педагог не только сам разыгрывал сказки, но и предлагал детям самостоятельно придумать сюжет или действие персонажей. Конечно, это не могло не понравиться детям, они с удовольствием разыгрывали отрывки из сказки или придумывали что-нибудь своё.

Моя работа «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка » не была бы столь полной, если бы не было единых партнёрских отношений с родителями. Постоянно обновлялись материалы родительского уголка. В них родители могли найти советы и рекомендации. Этой теме было уделено большое внимание на родительских собраниях, была рассказана важность устного народного творчества в развитии речи ребёнка . Совместно с родителями проводили досуги : «В гостях у бабушки» , «Путешествие в сказку» , «Хорошее настроение» . Наши мамы с удовольствием принимали участие в них : учили роли, творчески относились к изготовлению костюмов. А также они предложили помощь в изготовлении настольных театров : «Маша и медведь» , «Теремок» , «Гуси-лебеди» , «Заюшкина избушка» , «Репка» , «Курочка Ряба» . Совместно с родителями в группе была собрана библиотека русских народных сказок . Только в тесном сотрудничестве с родителями мы добились хороших результатов.

Для того, чтобы оценить результаты проделанной работы , был проведен мониторинг на конец года. Анализируя полученные данные можно отметить, что в результате проделанной работы прослеживается стойкое улучшение знаний детей по устному народному творчеству . Динамика развития такова :

На конец года 60% детей повысили свой уровень развития речи . 40% детей стали использовать в своей речи фольклор

75% детей понимают содержание фольклоных произведений. По результатам мониторинга была составлена таблица опроса детей на конец года. (см. приложение) .На основе проделанной работы были подведены итоги и сделаны выводы :

К концу года у детей уже был достаточно большой запас знаний потешек, песенок, дразнилок, считалок. Дети были знакомы, уже со многими сказками научились выразительно пересказывать отрывки любимых произведений. Посредством загадок, мы поставили перед собой задачу формирования и расширения словаря детей. Было принято решение и дальше работать с детьми по развитию речи . Т. к. ознакомление детей с фольклором и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка , его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие , учит определенным нравственным нормам и правилам поведения, а также заинтересовывает его, тем самым незаметно учит его правильной русской речи .

Мы создали перспективу на новый учебный год для продолжения и углубления нашей работы . (См. приложение)

Из проделанной нами работы мы сделали выводы : к народной культуре следует приучать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития . Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка , его речи . Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы , обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Ранний период жизни ребёнка он во всём зависит от взрослых, воспитывающих детей. Прекрасно если родители и педагог наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растёт, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду?

Народное поэтическое слово , образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистый ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь жизненной силой. И передаёт народное слово прошлое , поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылицы, поговорки, басенки!

Волгоградский государственный педагогический университет

Кафедра литературы

ФОЛЬКЛОРНАЯ ПРАКТИКА

Составитель: А.Х. Гольденберг, доктор

филологических наук, профессор кафедры литературы

Волгоград 2012

Введение…………………………………………………………………….

Пояснительная записка……………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………..

Пояснительная записка

Русский фольклор – наука об устном народном поэтическом творчестве русского народа – является обязательной учебной дисциплиной в системе профессиональной подготовки учителя-словесника.

Изучение фольклора играет важную роль в понимании исторических корней словесного искусства, его образной системы, жанровых традиций и национальной специфики. Без знания фольклора невозможно изучение поэтики русской литературы, усвоение теории и истории словесного творчества. Практические знания и навыки собирания фольклора необходимы будущему учителю-словеснику для успешной педагогической деятельности в условиях утраты подлинных традиций народной культуры и возрастающего влияния на учащихся различных форм массовой культуры, нередко выступающих под маской фольклорных. Собирание фольклора родного края может стать основой совместной деятельности учителя и его учеников по изучению и сохранению местных культурных традиций, воспитанию чувства патриотизма.

Фольклорная практика завершает изучение курса «Устное народное поэтическое творчество». Она проводится летом после окончания 1-го курса. Продолжительность практики для студентов стационара – 2 недели, ОЗО – 1 неделя. По итогам практики ставится зачет .

Задачи практики:

    учебная – углубление и расширение знаний об устном народном творчестве;

    профессиональная – приобретение навыков собирательской работы, умение оценивать и систематизировать собранный материал с точки зрения будущей профессии;

    научная - обследование фольклорного репертуара определенной

местности, развитие у студентов интереса к научно-

исследовательской работе по изучению традиций народной

культуры, современных форм бытования фольклора.

Фольклорная практика является не только продолжением учебного процесса в полевых условиях. Она призвана сыграть важную роль в изучении студентами бытования различных жанров устного народного творчества, как традиционных, так и современных. Практика позволяет увидеть фольклорные тексты в органичной для них культурно-бытовой среде и оценить их как явления народной культуры.

В процессе прохождения практики студенты должны непосредственно познакомиться с фольклорным богатством родного края, услышать живое исполнение песенных и прозаических произведений устного народного творчества, закрепить знания по классификации и анализу фольклорных текстов, приобретенные ими на занятиях по основному курсу. Практика также является подготовкой студентов к краеведческой работе в школе, обогащает их новыми жизненными впечатлениями, опытом общения с людьми.

Проведение практики предполагает три этапа работы: подготовительный, полевой и заключительный.

Подготовительный этап

Подготовка к практике осуществляется в процессе изучения курса «Устное народное творчество» в первом семестре и во время специальных занятий, проводимых руководителями практики перед выездом на практику или во время нее. Особое внимание студентов обращается на специфику отдельных фольклорных жанров и выработку умения давать верные жанровые определения. В планах семинарских занятий предусмотрены вопросы и практические задания по анализу конкретных фольклорных текстов с точки зрения их жанрового своеобразия. При составлении словаря терминов по фольклору от студентов требуется давать предельно точные определения жанров, выделяя их основные жанровые признаки.

В лекционном курсе предусмотрена тема «Основные принципы работы фольклориста-собирателя». В рамках ее изучения формулируются основные принципы научного собирания фольклора,

излагается методика собирательской работы. К экзамену студентам рекомендуется сделать пробные записи фольклорных текстов, используя в качестве информантов родных, соседей, знакомых и т.д.

В ходе подготовки к практике студенты должны познакомиться с вопросниками, методическими пособиями, потренироваться в ручной и магнитофонной записи устных текстов, внимательно изучить правила оформления записанных материалов.

Полевой этап

Практика может осуществляться в двух формах: групповой и индивидуальной. В первом случае ее программу определяет руководитель группы, во втором – студент получает индивидуальное задание, в котором учитываются специфика местности, степень изученности фольклорного репертуара данного района, условия собирания. Однако принципы собирательской работы остаются едиными для любой формы практики.

Запись фольклора можно производить везде: в селе, в городе, в своем районе, во дворе своего дома, в летнем детском или молодежном лагере, в детском саду или школе. Информантами (исполнителями и знатоками фольклорных текстов) могут быть люди любого возраста.

Общие принципы собирательской работы

    Сбор информации до записи.

Сразу после приезда на место руководитель группы должен представиться местным властям и объяснить цели и задачи фольклорной практики. По возможности необходимо получить от них первичную информацию об известных исполнителях и знатоках фольклорных произведений. В это же время студенты методом народного опроса выявляют потенциальных информантов. Большую помощь в этом им могут оказать учителя и учащиеся местной школы, работники культуры.

При сборе информации необходимо выяснить следующие вопросы:

Кто известен здесь как песельник или песельница;

Какие песенные группы существуют в населенном пункте;

Кто любит петь на свадьбах;

Кто хорошо знает свадебный обряд (есть ли профессиональные свахи);

Кто исполняет роль ряженых на свадьбах или других праздниках;

Кто из старожилов хорошо знает историю населенного пункта, местные предания и легенды;

Есть ли здесь известные частушечники или частушечницы;

Музыканты (гармонист, балалаечник, гитарист);

Существуют ли местные (отличные от официальных) названия улиц, рощ, лесов, оврагов, болот, озер и т.д.

II. Сбор информации во время записи.

Во время записи необходимо спрашивать исполнителей о других знатоках данного жанра или текста, живущих в данной местности, об известных исполнителях, которых уже нет в живых и от которых был воспринят записанный сегодня репертуар.

III. Этика собирательской работы.

Уважительное отношение к каждому информанту;

Необходимое условие работы - установить с ним доверительные отношения;

Терпеливо и доступно объяснять цели и задачи своей работы, избегать давления, стремления получить результат любой ценой;

Выбирать для беседы и записи время, свободное от хозяйственных дел, наиболее удобное не для собирателя, а для информанта;

Не злоупотреблять временем и физическими возможностями исполнителя;

Не превращать разговор с информантом в протокольный опрос, найти индивидуальный подход к нему, стимулирующий желание рассказать о себе, о своей жизни, о роли в ней фольклора.

IV. Принципы записи фольклорных текстов .

    Непосредственную запись фольклора лучше начинать с просьбы к исполнителям рассказать или спеть их самые любимые произведения.

    Запись должна производиться только в момент исполнения , а не по памяти.

    Нельзя прерывать информанта во время исполнения. Все вопросы по тексту задаются после исполнения. Можно прочесть свою запись исполнителю для уточнений и исправлений.

    Запись должна быть точной, слово в слово , включая частицы и междометия.

    В диалектных словах и словах, отличающихся своим произношением от литературной нормы, следует фиксировать ударения .

    Записывать надо не только сам текст, но и реплики исполнителя, фиксирующие отношение к произведению или его героям, уровень понимания текста.

    Следует записывать весь репертуар исполнителя, а не только редкие тексты. В том числе и варианты произведений книжного происхождения.

    Каждый текст необходимо паспортизировать.

V. Правила оформления текстов после записи.

    Полный черновой текст сверяется с магнитофонной записью (если она имеется).

    Текст переписывается набело без сокращений в тетради №2 «Беловой отчет» . Записи в ней производятся только на лицевой стороне каждого листа. Объем записанных текстов должен быть не менее 400 строчек на стационаре, 200 - на ОЗО.

    К тексту могут быть приложены примечания исполнителя или комментарии собирателя по следующим пунктам:

Как исполнитель сам определяет жанр произведения;

От кого и где перенял;

Когда и в каких бытовых обстоятельствах обычно исполняется

произведение;

Записано как воспоминание или активно бытует.

5. Паспорт каждого текста оформляется по единому образцу:

Фамилия, имя, отчество исполнителя . Иванов Петр Сергеевич

Год рождения . 1947

Профессия (если пенсионер, кем раньше работал). Тракторист

Место записи (хутор/село/поселок/город, район, область).

Хутор Кружилин Даниловского р-на Волгоградской обл.

Фамилия, имя, отчество собирателя . Петрова Мария Ивановна

Примечание

Если в беловой тетради идет подряд несколько текстов, записанных от одного исполнителя, можно дать для них общий паспорт с указанием, к каким текстам он относится. В этих случаях паспорт предваряет первый текст и имеет, например, такое заглавие: Паспорт к №№ 3-7 .

Заключительный этап.

На основе полевых записей оформляется беловой отчет о фольклорной практике. Он представляет собой тетрадь с пронумерованными страницами, в которой все переписанные набело тексты имеют сплошную нумерацию, паспорт и, если есть, примечания и комментарии. Все записи производятся только на лицевой стороне каждого листа. После записей составляются две итоговые таблицы: по жанрам и по исполнителям.

Примеры заполнения таблиц.

Таблица 1.

Жанр!! №№ текстов!! №№ страниц!! Кол-во исполнителей

Частушка!! 3-8, 12-15, 27 !! 2-4, 8, 14 !! 3

Анекдот!! 9, 22 !! 6, 12 !! 2

Таблица 2.

ФИО исполнителя!! Жанры!! №№ текстов!! №№ страниц

Петрова С.И. !! лирическая песня, !! 2,3, 16, 21, !! 2, 9, 13, 19,

Частушка, быличка!! 23 !! 20

Заключает беловую тетрадь текстовой отчет , в котором дается общая характеристика населенного пункта с точки зрения бытования в нем фольклорных традиций, разнообразия репертуара, преобладания тех или иных фольклорных жанров. Отчет может содержать творческие портреты наиболее талантливых исполнителей, рисунки собирателей и фотодокументы.

К беловому отчету прилагается картотека . Студент производит картографирование каждой записи по жанрово-сюжетному принципу.

Жанрово-сюжетная карточка

Год записи Жанр

Номер текста, Название текста

номер и страница тетради Содержание текста

Ф.И.О. исполнителя,

его возраст, Полный текст для малых жанров и

образование, частушек.

профессия. Первые строки с последующим

Место записи кратким пересказом и приведением цитат

Дата записи для остальных песенных жанров.

Ф.И.О. собирателя Пересказ сюжета для прозаических

Былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, и многое другое. Устное народное творчество придает яркость и выразительность. К примеру, с помощью пословиц, фразеологизмов можно тактично намекнуть человеку на его ошибки, при этом не обидев его.

Фольклорные произведения анонимны. Они не имеют конкретного автора. Это то, что создано коллективом людей. Устное народное творчество отражает их быт, традиции, нравы, представления о жизни. Каждая народность имеет свой фольклор, имеющий свои особенности и характер.

Устное народное творчество повлияло на деятельность многих поэтов, писателей и других деятелей искусств. Так, некоторые специалисты считают, что некоторые сказки Шарля Перро, выпущенные в сборнике "Сказки моей матушки гусыни", являются фольклором. А писатель их просто обработал и представил читателю в новом свете. Поэтому они и являются литературными сказками. В русской в своем творчестве активно использовали фольклор А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, А.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Конечно, фольклорные произведения дошли до сегодняшнего дня, в определенной степени утратив свою первозданность. Но смысл при этом остался тот же - донести до последующего традиции и обычаи своего народа.

Видео по теме

Полезный совет

Активно используйте устное народное творчество в воспитании и развитии детей. Оно способствует их интеллектуальному, нравственному развитию.

Источники:

  • Фольклор - Россия.
  • Шарль Перро. Доклад о творчестве писателя.

Частушка – это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка – за другой. Поются (проговариваются) они на одном дыхании, в быстром ритме. Считается, что и само слово образовалось от глагола частить или прилагательного частый. Как правило, один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так – по кругу. Под частушку обычно пляшут. Данный жанр относится к области русского народного творчества.

Инструкция

Относительно появления частушки в мнения ученых расходятся. По мнению одних, частушка бытовала в народе еще на рубеже 17-18 вв. Ее носителями были бродячие артисты. Противники этой точки зрения утверждают, что частушка в качестве особой песенной формы появилась в конце 19 века.

Трудно сказать, кто из ученых прав, но в знаменитом толковом словаре Владимира Даля слова «частушка» нет. Большинство все же к тому, что частушка как жанр, как словесно-музыкальная , впервые упоминается в 1889 году Глебом Успенским в очерке «Новые народные песни».

Удивительным образом частушки возникли практически в одно время в разных областях России. В каждой местности народ придал задорным песенкам свой неповторимый колорит. Иногда суть, в звучании или теме слышался в самом названии: саратовские страдания, волжские матанечки, рязанские ихохошки, вятские нескладушки, уральские тараторки и т.д. В разных краях эти песенки называли по-разному – погудка, коротушка, припевка, цыганочка, собирушка, топтушка и т.д., но во всех случаях речь шла именно о частушке.

Частушка исполняется под разные народные музыкальные инструменты, но чаще всего под гармонь и балалайку. Однако музыкальное сопровождение – не главное при исполнении частушки, иные народы поют ее и вовсе без аккомпанемента.

Структура частушки незатейлива, хотя и не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Можно заметить, что в ней органично сочетаются традиция и новаторство.

Традиция заключается в строго определенном объеме (как правило, 4 строки в частушке обычной, 2 – в страданиях), в наличии цельного набора устоявшихся и ставших привычными зачинов и припевов, неизменность оборотов и образов, рифмование четных строк (редко парная зарифмованность).

Новизну в частушку привносят по-разному в разных уголках России. Каждая частушка несет в себе , секрет. Где-то опускают первую строку зачина, предоставляя «слово» гармони или балалайке. Иные исполнители, напротив, наполняют словами даже проигрыш или музыкальную паузу. Вариантов масса, неожиданности могут всплыть в любое время. Все они имеют право на жизнь, ведь это творчество.

Каким бы несерьезным жанром ни считали частушку иные критики, у нее не отнять двух положительных составляющих:

Частушки отражают историю народа, по их содержанию можно судить о событиях с точки зрения простых людей. Частушки – это настроение масс. Они полны живых откликов на происходящие события или отдельные жизненные ситуации. По ним вполне можно проследить историю ;

Частушка несет в себе массу позитива (даже саратовские страдания). Она может быть грустной, но при этом оптимистические нотки в ней непременно присутствуют, частица юмора обязательно есть (часто – подтрунивание над самим собой).
Известны случаи: в состояниях депрессии и стресса стоит людям пропеть несколько частушечных куплетов, как душевная боль уходит, а сердечные раны заживают. Возможно, это происходит от того, что человек просто прокричится, приплясывая, - выпустит пар. А возможно, так проявляется сила коллективного народного искусства. Пусть даже такого немудреного, как частушка.

Частушка – желанный в любой компании в наше время. Она, как прежде, популярна и любима массами. Она не растеряла своего смысла – возможности высказаться, подшутить над собой и над другими, высмеять ситуацию или человека (лентяя, чиновника, пьяницу). Частушка всегда идет в ногу со временем. Она никогда не исчерпает себя.

Видео по теме

Совет 3: О чем сказка Салтыкова Щедрина "Премудрый пескарь"

Писательское творчество сатирика Салтыкова-Щедрина на всех этапах было направлено на то, чтобы открыть современникам глаза на невежество, тупость, бюрократизм и беззаконие процветающие в России того времени.

Сказки для «детей изрядного возраста»

В самые тяжелые годы реакции и строгой цензуры, которые создавали просто невыносимые условия для продолжения его литературной деятельности, Салтыков-Щедрин нашел блестящий выход из сложившейся ситуации. Именно в то время он начал писать свои произведения в форме сказок, которые позволили ему продолжить бичевание пороков российского общества вопреки неистовству цензуры.

Сказки стали для сатирика своеобразной экономной формой, позволявшей продолжить темы своего прошлого . Скрывая истинный смысл написанного от цензуры, писатель использовал эзопов язык, гротеск, гиперболу и антитезу. В сказках для « изрядного возраста» Салтыков-Щедрин, как и прежде, говорил о тяжелой судьбе народа и высмеивал его угнетателей. Бюрократы, градоначальники-помпадуры и другие нелицеприятные персонажи предстают в сказках в образах животных – орла, волка, медведя и др.

«Жил - дрожал, и умирал – дрожал»


Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» писалось через «и» - «пискарь».
Одним из таких произведений является ставшая хрестоматийной сказка «Премудрый пискарь», написанная Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Сюжет сказки, повествующий о жизни самого обычного пескаря, известен любому образованному человеку. Имея трусливый характер, пескарь ведет замкнутый образ жизни, старается не высовываться из своей норы, вздрагивает от каждого шороха и мелькнувшей тени. Так он и живет до самой своей смерти, и только в конце жизни к нему приходит осознание никчемности столь жалкого его существования. Перед смертью в его сознании возникают вопросы, касающиеся всей его жизни: «Кого он пожалел, кому помог, что сделал хорошего и полезного?». Ответы на эти вопросы наталкивают пескаря на довольно печальные выводы: что никто его не знает, никому он не нужен и вряд ли кто-то вообще о нем вспомнит.

В этом сюжете сатирик в карикатурной форме четко отражает нравы современной мещанской России. Образ пескаря вобрал в себя все нелицеприятные качества трусливого, замкнутого в себе обывателя, постоянно трясущегося за свою шкуру. «Жил - дрожал, и умирал – дрожал» – такова мораль этой сатирической сказки.


Выражение «премудрый пескарь» использовалось как нарицательное, в частности, В. И. Лениным в борьбе с либералами, бывшими «левыми октябристами», перешедшими к поддержке право-либеральной модели конституционной демократии.

Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно сложно, некоторые люди так и не могут понять глубокого смысла, вкладываемого писателем в свои произведения. Мысли, которые изложены в сказках этого талантливого сатирика, и сейчас актуальны в России, погрязшей в череде социальных проблем.

Источники:

  • Премудрый пискарь