Принципы романтизма в поэме мцыри. "Мцыри" как романтическая поэма

В поэме Лермонтова "Мцыри" как романтический герой показан юноша, сбежавший из монастыря. Автор развивает в своем произведении идеи протеста и мужества. Михаил Юрьевич практически полностью исключил из своего творения любовный мотив, который играл большую роль в его поэме "Исповедь". Этот мотив в "Мцыри" отразился только в мимолетной встрече главного героя с грузинкой, произошедшей у горного потока.

Побеждая порыв своего молодого сердца, Мцыри ради идеала свободы отказывается от личного счастья. В поэме патриотическая идея неразрывно связана с темой свободы. Это наблюдается и в творчестве поэтов-декабристов. Михаил Юрьевич эти понятия не разделяет. В его произведении в "пламенную страсть" сливаются жажда воли и любовь к Отчизне. Очень привлекателен Мцыри как романтический герой. План анализа этого персонажа должен включать в себя его отношение к монастырю. Об этом мы сейчас и поговорим.

Отношение Мцыри к монастырю

Монастырь для нашего героя является тюрьмой. Ему кажутся душными кельи, а стены - глухими и сумрачными. Стражи-монахи представляются главному герою жалкими и трусливыми, а сам он - узником и рабом. Порывом к свободе обусловлено его стремление узнать, для чего мы родились на свет, "для воли иль тюрьмы". Для юноши волей оказываются несколько дней, проведенных им в мире после побега из монастыря. Вне глухих стен он жил полной жизнью, а не прозябал. Герой называет время. Именно в дни, проведенные на свободе, раскрывается в полной мере образ Мцыри. Как романтический герой он проявляет себя за стенами монастыря.

Патриотизм главного героя

Меньше всего свободолюбивый патриотизм главного героя похож на любовь к дорогим могилам и красивым родным пейзажам, хотя Мцыри и тоскует о них. Он истинно любит свою Отчизну, желает сражаться за обретение ею свободы. С несомненной симпатией Михаил Юрьевич воспевает эти юношеские мечты. Произведение не раскрывает стремлений главного героя до конца, однако в намеках они вполне ощутимы. Юноша вспоминает о знакомых и своем отце главным образом как о воинах. Этому герою не случайно снятся битвы, в которых он оказывается победителем. Недаром в мир битв и тревог влекут его мечты.

Характер главного героя

Мцыри как романтический герой показан храбрым и мужественным. Сам он убежден, что "в краю отцов" мог бы быть одним из "удальцов". И хотя изведать упоение сражением этому герою было не суждено, он настоящий воин по складу своего характера. Еще с юных лет Мцыри отличался суровой сдержанностью. Гордясь этим, герой говорит, что никогда не знал слез. Только во время побега юноша дает слезам волю, так как их не видит никто. Волю главного героя закалило одиночество в монастырских стенах. Не случайно именно в грозовую ночь Мцыри решился на побег: боязливых монахов пугал разгул стихии, но только не этого юношу. К грозе у него возникало лишь чувство братства.

Стойкость и мужественность юноши

Стойкость и мужественность Мцыри проявляется с наибольшей силой в эпизоде битвы с барсом. Могила его не пугала, так как он понимал, что возвращение в монастырь будет продолжением страданий. Созданный автором трагический финал показывает, что дух героя не ослабевает из-за приближения смерти. Его вольнолюбивый патриотизм перед ее лицом не исчезает. Мцыри не заставляют раскаяться увещевания монаха. Он говорит, что променял бы вновь вечность и рай на несколько минут, проведенных среди близких. Нет вины Мцыри в том, что обстоятельства нельзя было преодолеть, и он не смог попасть в ряды бойцов. Герой напрасно пытался спорить со своей судьбой. Он оказался побежден, но внутренне не сломлен. Мцыри является положительным героем русской литературы. Его цельность, мужественность, смелость были укором бездеятельным и боязливым представителям дворянского общества, современного Лермонтову.

Роль пейзажа в раскрытии характера

Кавказский пейзаж служит для раскрытия образа юноши из поэмы "Мцыри". Как романтический герой, презирая окружение, он ощущает родство лишь с природой. Выросший в стенах монастыря, он сравнивает себя с тепличным листком. Вырвавшись на свободу, он поднимает свою голову вместе с цветами на восходе. Будучи дитем природы, Мцыри припадает к земле и, подобно герою сказок, узнает тайну вещего щебетания птиц, загадки их песен. Ему понятна дума жаждущих встречи разъединенных скал, спор с камнями потока. Обострен взор юноши: он замечает, как шерсть барса отливает серебром, как блестит чешуя змеи, видит бледную полосу между землей и небом и зубцы далеких гор. Мцыри как романтический герой поэмы думает, что сквозь синеву неба он мог бы разглядеть полет ангелов.

Традиции романтизма и новые черты поэмы Лермонтова

Безусловно, поэма Михаила Юрьевича продолжает традиции романтизма. Об этом говорит, в частности, центральный образ произведения. Полный пламенных страстей Мцыри как романтический герой, одинокий и сумрачный, в рассказе-исповеди раскрывает свою душу. В этом Михаил Юрьевич следовал традиции. Все это типично для романтизма. Тем не менее Лермонтов, который писал свою поэму в годы, когда работал над реалистическим произведением "Герой нашего времени", в "Мцыри" внес черты, не свойственные более ранним его поэмам. Действительно, прошлое героев "Боярина Орши" и "Исповеди" остается неизвестным нам. Мы не знаем, какие социальные условия повлияли на становление их характеров. А в произведении "Мцыри" мы находим строки о том, что детство и отрочество главного героя были несчастливыми. Это помогает нам глубже понять его мысли и переживания. Следует отметить и то, что форма исповеди, столь характерная для поэм в стиле романтизма, связана с желанием "рассказать душу", то есть максимально глубоко раскрыть ее. Такая детализация переживаний, психологизм произведения естественны для Лермонтова, поскольку он создавал одновременно и социально-психологический роман.

Сочетание в исповеди многочисленных метафор, имеющих романтический характер (образы пламени, огня), с поэтически скупой и точной речью вступления, свойственной реализму, весьма выразительно. Поэма начинается строками: "Однажды русский генерал..." Произведение, романтическое по своей форме, свидетельствовало о том, что в творчестве Лермонтова становились все более отчетливыми реалистические тенденции.

Новаторство Лермонтова

Итак, мы раскрыли тему "Мцыри как романтический герой". Лермонтов вошел в отечественную литературу как продолжатель поэтов-декабристов и традиций Пушкина. Однако он внес и новое в развитие русского художественного слова.

Белинский говорил о том, что можно вести речь о так называемом лермонтовском элементе. Критик пояснял, что под ним подразумевается прежде всего "самобытная живая мысль". Безусловно, она ощущается и в создании такого образа, как Мцыри. Как романтический герой, кратко этот юноша был охарактеризован нами. Вы увидели, что в произведении имеются и некоторые реалистичные черты.

Рассматривая поэму Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение, имеет смысл вспомнить прежде всего основные черты, свойственные любому романическому произведению. Во-первых, это перенесение внимания на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. Во-вторых, это реализация в тексте главного принципа романтизма: изображение необычного героя в необычных обстоятельствах. В-третьих, делая главной задачей передачу романтического бунта героя, автор часто небрежно обращается с фактами, вообще мало уделяет внимания окружающему миру.

Пейзаж «Мцыри» как элемент романтической поэмы

В «Мцыри» выполняются все из перечисленных условий. Для своего произведения Лермонтов выбирает экзотическое место действия: монастырь на Кавказе. Благодаря этому он может построить романтический контраст: душные, тесные стены монастыря, в которых томится Мцыри – и величественная природа Кавказа, виднеющиеся вдали горы, непроходимые леса, струящиеся горные потоки. Причудливость, нестандартность пейзажа – вот чем наполнена каждая строка: «Я видел горные хребты,/ Причудливые, как мечты».

Перед нами вырисовывается загадочная картина, к тому же Кавказ как для Лермонтова, так и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.

Необычный герой «Мцыри»

Сам герой, описанный Лермонтовым, также необычен. Проанализировав его, можно доказать, что поэма «Мцыри» романтическая.

О жизни Мцыри рассказывается очень мало. Это как раз и является чертой романтического произведения: окутать героя тайной. Как он рос и воспитывался – все это остается за рамками повествования. Не дано даже подробного описания внешности Мцыри. Зато очень подробно изображаются три кульминационных дня, когда герой получает наконец-таки желанную свободу. Это важно, поскольку именно в этот момент Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырем).

Сама природа его бунта не до конца ясна и объяснена. Как говорит сам Мцыри, он «знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть». И страсть эта была – побег. Но откуда мог юноша, которому на момент повествования вряд ли есть двадцать лет, узнать о жизни на воле? Привезенный в монастырь совсем ребенком, он практически не помнит прежней жизни, и его стремление к свободе идет не от рационального – воспоминаний, желания вернуть прошлое, а от иррационального. То есть, от глубинного желания вольной жизни без всяких запретов свойственного именно романтическому герою.

Романтизму как направлению свойственно четкое разделение мира на две стороны, на черное и белое, на правильное и неправильное. Этот же максимализм отображается и в герое произведения Лермонтова. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе. И, оставаясь до конца верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь. Убивают его не полученные в схватке с барсом раны, а жажда свободы, выраженная в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму».

Здесь же, в стремлении Мцыри вырваться прочь из монастырских стен, реализуется еще одна черта романтизма: желание человека сменить неестественную среду на естественную. В монастыре Лермонтов (а вслед за ним и его герой) видел среду не естественную для человека. «Вернулся я к тюрьме моей» – вот как о нем отзывается Мцыри. И это темница не только для одного Мцыри, нет, образ можно рассматривать шире, как темницу земного бытия для вольного человеческого духа. В конце поэмы герой разрывает связывавшие его оковы и обретает свободу, но уже не в этом, а в ином мире. Смерть героя, отметим, также весьма характерна для романизма.

Композиционное построение поэмы

Черты романтизма в поэме «Мцыри» проявляются и в композиционном построении поэмы: повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри, и в виде лирической исповеди героя. Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме. В нем Мцыри раскрывается как бесстрашный боец, как настоящий герой, достойный своих диких и неустрашимых предков. Пусть побег Мцыри не увенчался успехом, но выбранный автором кульминационный момент говорит об обратном: его героя уже ничто не в силах сломить. Он победил, и победа его – победа романтика.

Исходя из проведенного анализа, мы можем однозначно рассматривать «Мцыри» как романтическую поэму. В ней изображен нестандартный герой в нестандартных обстоятельствах, и все произведение в целом строится на изображении романтических переживаний Мцыри. А сильный, мятежный и страстный образ героя, созданного Лермонтовым, неизменно находит отклик у читателей.

Факты, описанные в данной статье, будут полезны ученикам 8 классов при написании сочинения на тему ««Мцыри» как романтическая поэма».

Тест по произведению

Урок литературы в 8 классе 23.01.12.

Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Литературный конфликт.

Задачи урока:

1) образов-е :

  1. знания : знакомство с особенностями лермонт-го ром-зма; литерат-ым конфликтом в ром-ом произвед-ии
  2. умения и компетенции : обучение анализу худ-го текста, умению находить в образе черты ром-го героя.

2 ) общеучебные : умение формулировать устный ответ по теме и на основе осмысления прочитанного анализировать и обобщать.

3) воспитательная задача : формирование мировоззренческой позиции, осмысление понятий внутренний мир, душа, духовность, конфликт личности ; обогащение эмоционального диапазона, умение сострадать, сопереживать.

Оборудование:

  1. текст поэмы
  2. мультимедиапроектор
  3. ноутбук
  4. экран

Ход урока

I Оргмомент.

II Вступление. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы снова обратимся к образу Мцыри. Но рассмотрим его с позиции романтический традиций и новаторства.

Любое эпическое (и лиро-эпическое) произведение характеризуется наличием конфликта. В том числе и в романтическом произведении.

Конфликт – что означает это понятие ? (столкновение личности и общества, противоречие во взглядах, позициях)

Слайд 1 Обратимся к эпиграфу нашего урока (прочитать: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура…!») О ком эти слова? (О Мцыри )

Что такое душа? (внутренний мир человека, его переживания, чувства ). Попробуем увязать эти 2 понятия: внутренний мир героя и конфликт, понять, как они взаимосвязаны в лермонтовском произведении

Назовите основные, опорные понятия сегодняшнего урока (внутренний мир героя, литературный конфликт) слайд 2

III Работа по теме урока

Лермонтов не даёт нам подробного описания жизни Мцыри в монастыре. Почему? (потому что жизнь была скучной, однообразной, в молитвах и постах, без ярких впечатлений ) слайд 3

Символом чего явился для Мцыри монастырь? (он стал «пленом», «тюрьмой», символом неволи, заточения «с кельями душными»)

Но как уже в детстве проявилась «огненная душа» мальчика? (он вынослив, « без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетел», «он дик», недоверчив, «он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал»)

Можно ли утверждать, что потом он жил в постоянном конфликте с обществом монахов, окруживших его заботой и лаской? (нет, потому что они полюбили его, хотели ввести его в своё братство, искали его, выхаживали, а он привык к ним)

Мцыри после привык, смирился, но смирилась ли его душа ? (Нет. Потом, после побега, он в своей исповеди скажет: « Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы»

«Тогда, пустых не тратя слёз,

В душе я клятву произнёс :

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной»)

Так что было скрыто с детства в «огненной душе» Мцыри? Какой «одной, но пламенной страсти» он посвятил свою жизнь? (желанию быть свободным , сбежать в тот мир «тревог и битв, где в тучах//прячутся скалы, //где люди вольны, как орлы»; «…Я цель одну //– пройти в родимую страну// – имел в душе»)

Получил он эту свободу. В чём воплотилась она? (в буйной могучей природе, с которой он слился; в красоте молодой грузинки, воспоминаниях детства, возможности сразиться, испытать свою силу:

Он видел « пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом…»

«Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты …»

«Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз ,

Седой, незыблемый Кавказ …»

«И вспомнил я наш мирный дом

И пред вечерним очагом

Рассказы долгие о том,

Как жили люди прежних дней,

Когда был мир ещё пышней.»

«Кругом меня цвёл Божий сад…»

Таким образом, мы видим, что другой мир Мцыри воспринимает с восторгом, воодушевлением. Но принял ли его этот мир его так, как он хотел? (не совсем.Сначала он встретил его грозой, не давал проходу в чаще – и Мцыри заблудился, потом испытывал голодом, жаждой и наконец, сражением с барсом

«Мне стало страшно ; на краю

Грозящей бездны я лежал,

Где выл, крутясь, сердиты й вал;

Туда вели ступени скал;

Но лишь злой дух по ним шагал…»

« Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом…»

«…Я был чужой

Для них навек, как зверь степной…»

«…палил меня

Огонь безжалостного дня.»)

Противопоставлял ли Мцыри себя этому миру? Или он хотел стать частью его? (Природа сродни самому Мцыри: прекрасна, сильна, величественна. Он «рукою молнию ловил», «обняться с бурей был бы рад», сравнивает себя со зверем)

След-но, не здесь находится основа литературного конфликта!

Вернёмся к внутреннему миру Мцыри, его душе. Что узнал о себе Мцыри, попав на свободу? (что он способен на сильные чувства, бесстрашен, целеустремлён. Но ему не суждено найти дорогу к далёкой родине:

«Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!»

«…понять не мог я долго, что опять

Вернулся я к тюрьме моей…»

«И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда »

Почему? В чём трагедия Мцыри?

(«На мне печать свою тюрьма оставила …» Реальность оказалась сильнее.)

4) Вывод

Так, значит, основной конфликт произведения – противоречие между душевными порывами, устремлениями, идеалами героя и реальностью. Слайд 4

А к чему стремился Мцыри? (к свободе ) Что значила для него свобода?(родина – в конечном итоге) Слайд 5

Почему Мцыри погибает? (для него нет жизни без родины и без свободы, тем более, когда он уже вкусил всю сладость её)

IV Обобщающая беседа

Прочитаем продолжение высказывания В. Белинского:

«Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности » Слайд 6

Что роднит Лермонтова с его героем?

(Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.)

Он хотел служить родине, но в условиях постоянного бездействия, апатии, в которых находилась Россия 30-х годов, это было невозможно. Своим произведением он призывал отказаться от такой жизни. Тогдашняя Россия представлялась ему в образе тюрьмы, заточения. Его Мцыри умирает непобеждённым, потому что он во имя своей идеи принял эту смерть, прожив короткую, но свободную жизнь.

Вам знакомы и другие произведения Лермонтова. В каких ещё поэтических образах воплощал он эти же мысли? («Парус», Слайд 7 «Демон», «Тучи», «Воздушный корабль»). Так по-новому переосмысливается Лермонтовым литературный конфликт. Это является определённым новаторским штрихом к традиционному пониманию конфликта. Романтического героя поэт возводит на новую ступень.

Так в чём заключается главный конфликт произведения?

(в столкновении между идеалами героя и действительностью)

V Рефлексия

1)- Продолжите высказывание:

Главная черта Мцыри -…

(письменно)

2)Зачитывание ответов (2-3 работы).

3)- Впечатления от урока? (можно предложить зачитать некоторые отзывы о произведении, о Мцыри)

VI Объяснение д/з. Нацеливание на работу на след. уроке

Будем расширять свои знания о чертах романтического произведения на примере произведения Лермонтова, познакомимся с другими приёмами создания романтических образов. Для этого нам понадобятся ваши знания таких приёмов, как олицетворение, сравнение, метафоры. Постарайтесь найти по одному примеру в тексте поэмы

(Для «слабых учеников» : карточки с текстами из поэмы и вопросами, помогающими раскрыть метафору, найти олицетворения, сравнения)

VII Итоги урока. Оценивание.

1. Найди в главе 6 описание горных хребтов. С чем сравниваются они? Какое сравнение подобрал поэт для описания Кавказа?

2. Перечитай главу 11. Как Лермонтов передаёт звуки, которые слышит Мцыри?

3. Найди описание барса. Какими эпитетами воспользовался поэт, чтобы показать его величественную красоту и мощь?

Эпиграф к уроку: Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура…! В.Г.Белинский

конфликт – столкновение Внутренний мир – душа, чувства, переживания

Жизнь в монастыре Однообразие Нет ярких впечатлений Отказ от радостей земного бытия Добровольное заточение Мечты Мцыри Разнообразие жизненных впечатлений Свобода, воля Родной край, семья, друзья Служение идеалу

конфликт мечты реальность

свобода = родина

« Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии его собственной личности.» (В.Г.Белинский)


Поэма Михаила Лермонтова «Мцыри» напоминает мне исповедь души в последние минуты жизни. Когда человек выливает все свои переживания, страдания и грусть за всю прожитую жизнь. Казалось бы, здесь нет ничего красивого, тем более романтичного, но это не так.

Вся исповедь молодого послушника монастыря пропитана романтизмом. То как он описывает природу, за которой всегда тоскует, родные места, за минутные пребывание, где он бы отказался и от рая, и от вечности. Своих родных сестер и отца. Все насыщенно любовью и грустью одновременно. Даже в сцене, где он борется с барсом, есть страсть. А насколько нежно и трепетно он описывал грузинку, которая спускалась к реке по воду. Она ему даже снилась.

Все три дня, которые он был вне монастыря, стали самыми свободными и красочными. Хоть бедному послушнику пришлось много пережить, но, то, что он видел, не с чем не сравнится. Именно это и придает, казалось бы, трагичной поэме романтического настроя. В этой поэме автор показал, что как хорошо к человеку ни относись и не ухаживай за ним, все равно счастья в стенах он не найдет. Ему нужна свобода, чистое небо, пение птиц, журчание реки и возможность дышать полной грудью. Вот это романтично и прекрасно.

«Мцыри» — поэма романтическая. В ней необычно все: обстановка, в которой происходит действие, само действие и, конечно, герой.

Герой поэмы — Мцыри, неслужащий монах. Шес-тилетним мальчиком попадает он в монастырь, где и проходит вся его жизнь, вдали от дома, от близких, от мирских удовольствий. Так Лермонтов создает ис-ключительные обстоятельства, в которых живет его герой. Душные кельи, постоянное одиночество — все это хорошо знакомо Мцыри. Необычно не только то, что местом действия поэт выбрал монастырь, но и то, где этот монастырь находится. Лермонтов рисует Гру-зию, цветущую «в тени своих садов». Величественные горы и окружающий их лес — картина действительно романтическая.

Сбежавшему из монастыря Мцыри открывается мир во всей его полноте и красе. Он наконец попадает в «чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Воображение Героя поражают пышные поля, обрамленные лесами холмы, «грудь темных скал», горные хребты, курящиеся «в час утренней зари». Мастерски созданный Лермонтовым романтический пейзаж помогает лучше постичь чувства героя, после долгих лет заключения увидевшего эту красоту.

С огромной тоской вспоминает Мцыри свое отечество: аул, возвращающиеся с пастбищ табуны, убеленных сединой важных старейшин, блеск кинжалов, горную речку. Поэтично нарисованная картина кавказского быта также говорит о романтизме поэмы. Лермонтов, хорошо знающий Кавказ, создает в поэме образ молодой грузинки и «обряжает» ее, христианку по вере, в чадру. Ведь так она выглядит куда более загадочно и романтично.

Во многом способствует созданию романтической обстановки и введение в поэму боя с барсом. Лермонтов заимствовал этот эпизод из грузинского фольклора. Победа Мцыри, конечно, гиперболизирована, но описание битвы выглядит в общем контексте произведения очень органично.

Герой поэмы, полный пламенных страстей, обнажает свою душу исповеди. Исповедь Мцыри - это большая часть поэмы, и именно она способствует созданию такого яркого романтического образа. Используя форму откровения, поэт стремится глубже «рассказать душу» героя, и поэма приобретает необыкновенную психологичность. Лермонтов детально изображает все переживания Мцыри. Для этого он щедро использует многочисленные художественные приемы.

За несколько глотков свободы герой готов отдать две жизни в монастыре. Покой и тишина не могут заменить ему красоту мира и разрушенные юношеские мечты. Он одинок и стремится к жизни, полный «тревог и битв», стремится познать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы». Тюрьма для Мцыри не только монастырь, но и весь тот уклад спокойной и размеренной жизни, который несовместим с пред-ставлениями о ней пылкого и страстного юноши. Стремясь к своей цели, герой мужественно превозмо-гает многие трудности. Он переносит страдание голо-да, смело бросается в бой со зверем, пробирается сквозь колючий терновник. В трудную минуту Мцы-ри не ищет людской помощи. Он считает себя чужим для всех. «И если б хоть минутный крик мне изме-нил — клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык», — признается герой.

Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух» что за ис-полинская натура у этого мцыри!» — писал он. Кри-тик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отра-жением в поэзии тени его собственной личности».

Поэма заканчивается, как и положено романтиче-скому произведению: Мцыри находится на пороге смерти. Он завещает похоронить себя там, откуда ви-ден Кавказ. Герой не раскаивается в содеянном и не отступает от своих мечтаний.

М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Однако, по словам Белинского, он внес в национальную литературу не-что особенное, оригинальное, так называемый «лер-монтовский элемент». «Все дышит самобытною и творческою мыслью», — писал критик о его поэзии.