Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
- 1914.
- - Что необычного в любви, какую испытывает герой этого стихотворения к родине?
Начало стихотворения со своим радостным признанием («Край любимый!»), изобильной торжественной метафористикой («скирды солнца», «в зеленях твоих стозвонных»), ярко выраженным желанием слиться с любимой природой («я хотел бы затеряться…») естественно и просто говорит о любви к родине; таких откровений немало в русской поэзии. Однако, уже и в таком начале - особое, есенинское звучание слова, песенность, искренность и задушевность интонации.
Отличает раннего Есенина уподобление природы религиозном понятиям и церковным атрибутам: «риза кашки», «и вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки» Риза - это облачение священника при богослужении, четки нитка бус для счета молитв и поклонов. Обилие религиозных образов у раннего Есенина можно объяснить прежде всего биографически: дед его был старообрядским начетчиком; в родном Константинове, в доме детства, часто собирались «слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи», как вспоминал сам Есенин; бабка водила его по монастырям. …С 1909 по 1912 год Есенин получил образование в учительской школе села Спас-Клепики, где основными предметами были закон Божий и церковнославянский язык. Может быть, отчасти, поэтому Русь в ранних стихах Есенина - богомольная, смиренная. « Смиренный инок», «странник» - таким часто предстает лирический герой Есенина в это время. Странники когда-то рассказали юному Есенину много интересного, и не случайно у него появилось стремление увидеть другие земли, иных людей. Страстная жажда нового, поиск истины делали тесными привычные и отчасти косные условия деревни, незаурядность натуры требовала новых впечатлений, испытания себя в необычной обстановке. Судьба Есенина - вырваться из деревни и постоянно возвращаться в нее, тосковать о ней, о доме, о родных. Интересно, что этот порыв в иную землю, странничество совпали с поэтической идеей русского символизма об ином мире, об отторжении от мира внешнего, косного.
Родина, которую любил, которую покидал и к которой возвращался, которую помнил Есенин, предстает зачастую как родная природа. Используя религиозные образы в своей поэзии, Есенин «обожествлял» природу, обнаруживал в ней скрытый духовный смысл. Не случайно свой единственный дореволюционный поэтический сборник 1916 года он озаглавил «Радуница» - так называется день поминовения усопших в первую послепасхальную неделю. Представления о вечной жизни природы и человека, о скоротечности земной жизни лежат и в основе приведенного нами стихотворения. Заключительный вывод его кажется, на первый взгляд, неожиданным, неоправданным всей предыдущей радостно-умилительной картиной родной природы: если вокруг так хорошо, то зачем это все покидать? Однако, с самого начала поэтического творчества Есенина радость приятия земной красоты нераздельна у него с острым чувством печали, тоски, предчувствием краткости жизненного пути. Много, слишком много «сердца» в его отношении к родине: «сердцу снятся», «затаил я в сердце мысли». Русская мужская судьба - доля беспокойная; открытость, какая-то размашистость чувства, удальство (от радости он готов «душу вынуть») чреваты трагедией. И видимо, не случайно любовь к родине пробуждает в сердце мысли о том, чтоб «скорей ее покинуть».
В начале своей литературной карьеры Есенин выступал со стихами, разряженный в чрезвычайно нарядный костюм. По воспоминаниям Михаила Бабенчикова, «Есенин сам ощущал нарочитую „экзотику“ своего вида
и, желая скрыть свое смущение от меня, задиристо кинул: „Что, не похож я на мужика?“». Тем не менее именно в таком «ненатуральном» одеянии он завоевал славу «крестьянского поэта» и покорил Петроград.
Это произошло в эпоху, когда тема деревни практически ушла из поэзии: после отмены крепостного права поэты стали меньше жить в деревнях и меньше знать крестьянскую жизнь. Образ мужика стал мифологизироваться: от выходца из деревни стали ждать новой, религиозной правды. На волне этих ожиданий в общественной жизни России появился Распутин, а в литературной — сначала Николай Клюев, а затем и Есенин.
«Он, с одной стороны, был этот самый русский мужик, несший религиозную правду. С другой стороны, Есенин говорил на символистском языке, потому что до этого жил в Москве, о чем он никому не рассказывал в Петрограде, и освоил поэтическую модернистскую грамоту. Это и создало его популярность: говорящий на модернистском языке, пользующийся изощренными модернистскими метафорами человек с крестьянским или с псевдокрестьянским сознанием».
Олег Лекманов
Рассмотрим стихотворение Есенина 1914 года:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.По меже на переметке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы, кроткие монашки.Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Читая первую строфу, городской читатель, с одной стороны, все понимает, а с другой — испытывает легкий дискомфорт, на который Есенин и рассчитывает. Например, слово «зеленя» — одновременно и незнакомое, и в то же время интуитивно понятное. Вторая черта тонкой работы Есенина — это ненавязчивые религиозные вкрапления. Зеленя «стозвонные», то есть напоминают церковные колокольни.
«Дальше более прямо: И вызванивают в четки / Ивы, кроткие монашки . Деревья становятся монашками. Пространство, окружающее поэта — лес, поле, — становится средоточием религиозной жизни, которая ему ведома. Он различает в ивах монашек — а вы, городские читатели (это не говорится, но, видимо, подразумевается), не различаете».
Олег Лекманов
При этом строки С тихой тайной для кого-то / Затаил я в сердце мысли абсолютно модернистские: их можно было бы легко встретить у Александра Блока или Андрея Белого. В последних строках происходит проекция собственной судьбы на судьбу Христа, но без трагизма, свойственного модернистам.
По работе Есенина с черновиками видно, что изначально в этих стихах религиозные метафоры были более явными, однако затем поэт их сгладил. Зачем?
«Чтобы этот религиозный пантеизм, которым полны все его ранние стихи, усваивался читателем без напряжения, не как нравоучение, а как откровение нового Ивана-царевича, который обладает загадкой, которую всем вам еще только предстоит решить».
Олег Лекманов
«Край любимый!...»
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
«Гой ты, Русь, ...»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
«Закружилась листва золотая...»
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
Другие статьи в литературном дневнике:
- 24.10.2012. ***
- 10.10.2012. Есенин С. А.
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было написано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведения — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике, с элементом философского осмысления собственного существования.
Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, тихий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:
С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.
Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «кроткие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».
Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счастье. Она присутствует в последней строфе:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и умиротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссонансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.
Стихотворение стоит в ряду лучших произведений Есенина о русской природе и родине — стихотворений «Сыплет черемуха снегом», «В том краю, где желтая крапива…», «Я снова здесь, в семье родной», «О красном вечере задумалась дорога…».
Здесь искали:
- край любимый сердцу снятся анализ
- анализ стихотворения есенина
- анализ стихотворения край любимый сердцу снятся
Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся»
Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей.
Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.
Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом. В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни.
Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор отмечает: «Все встречаю, все приемлю». Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».
Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов. «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
- Сочинение по картине Васнецова «Северный край» Виктор Михайлович Васнецов – художник-живописец, чьи картины неизменно оставляли свой след в моем сердце. Но больше всего меня затронула его.
- Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными.
- Анализ стихотворения С.Есенина «Черный человек» С.Есенин часто думал о смерти, что в полной мере отобразилось в его творчестве. Конечно, он не описывал трагичный уход, но.
- Анализ стихотворения Есенина «Белая береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех.
- Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой» Основной темой стихотворения является неожиданное чувство, полностью изменившее мироощущение героя, а сюжет охватывает практически всю жизнь поэта, совмещая разные времена.
- Анализ стихотворения Есенина «Сорокоуст» Поэма «Сорокоуст», по утверждению некоторых мемуаристов и по дошедшему письму Есенина к Е. И. Лившиц от 11 августа 1920 г.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся»
Тема Родины - одна из главнейших тем поэзии Сергея Есенина. Первое восприятие Родины для поэта появляется ещё в юности, когда он живёт в Константинове, - русская природа, её скромная, но такая родная красота. Есенин очень правдоподобно и живописно описывает родные края: широкие поля, темные леса, рощи, березы. Я думаю, что это удается ему потому, что он всё своё детство и юность провел в селе Константинове, видел эти пейзажи, видел крестьянский быт. В 1914 году поэт пишет стихотворение Край любимый. , которое начинается так:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Эти строки показывают особую любовь Есенина к Родине, а также доказывают тот факт, что автор принимает свою Родину такой, какая она есть. Стихи у Есенина абсолютно разнообразны и по состоянию души автора, и по цветовой гамме. Здесь природа описана спокойно, безмятежно. В стихотворении Край любимый. цвет летний, солнечный, глубокий зелёный. Также в произведении присутствуют христианские мотивы. (. И вызванивают в четки ивы - кроткие монашки. , . Риза кашки.) Также присутствуют и диалектные слова, которых в стихотворениях Есенина всегда в изобилии, ведь он сам родился в деревне, впитал это с молоком матери, привык к этим словам, которые для него родные и понятные.
Более новые статьи:
Главное меню
Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»
Лирическая поэзия истинного патриота Сергей Есенина наполнена нежностью и любовью к родным землям. «Край любимый!» – восклицательным признанием начинается стихотворение 1914 года. А дальше поэт погружает читателя в сладостный сон своих воспоминаний о краях, где прошло детство.
В целом произведение можно обозначить как творение пейзажной лирики с патриотическим налетом, завершающееся философским выводом. В последней строфе автор говорит о своем смирении перед судьбой: «все приемлю». Некоторый диссонанс угадывается в финальных строках: печальные слова, пророческие для Есенина, о скоротечности времени, быстром завершении жизни. Предшествуют же этому живописные отрывки образов Родины.
Поэт показывает природу очень близкой, живой с помощью олицетворений, метких метафор. Деревья у него предстают в облике скромных монашек, болотная местность «курит» в дыму. С изумительной подробностью он ваяет растительный мир: резеда, кашка, ивы. Солнечный диск сравнивает Есенин с желтым соломенным стогом сена; его отражение на водной глади является ему во снах. Грезит поэт о тихом покое в деревенской зелени, находясь вдали – в городе Москве. Тяжело переживается им разлука с крестьянским раздольным миром. И в стихе «Край любимый!» старается он вернуть утраченные, согревающие сердце картины.
Размер стихотворного произведения – хорей. Это наделяет поэзию плавностью повествования. Эпитеты пронизаны ощущением спокойствия: «тихой», «затаил». Кажется, читать строчки нужно неспешно и шепотом, чтобы не разбить идеальную мечту о рае на родной земле. Но автор сам невольно просыпается в конце повествования, ударяясь о суровую реальность конечности жизни.
Любовь к родине и глубокая философия гармонично слились в стихотворении. Умиротворение от счастливых воспоминаний о безграничных просторах родного края граничит с готовностью, даже дерзким вызовом отречься от всего земного. Сергей Есенин снова открыл читателю новую немыслимой красоты грань окружающей нас живой природы. «Край любимый!» – это прощание с картинами из прошлого, горькая ностальгия по уходящему и вера в то, что так и должно быть, раз так устроено Богом.
«Край любимый! Сердцу снятся…» С.Есенин
«Край любимый! Сердцу снятся…» Сергей Есенин
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»
Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей. Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся…», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.
Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом . В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни. Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор отмечает: «Все встречаю, все приемлю». Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».
Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов . «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.
Слушать стихотворение Есенина Край любимый
Темы соседних сочинений
Картинка к сочинению анализ стихотворения Край любимый
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было написано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведения — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике, с элементом философского осмысления собственного существования.
Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, тихий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:
С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.
Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «кроткие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».
Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счастье. Она присутствует в последней строфе:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и умиротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссонансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.
Стихотворение стоит в ряду лучших произведений Есенина о русской природе и родине — стихотворений «Сыплет черемуха снегом», «В том краю, где желтая крапива…», «Я снова здесь, в семье родной», «О красном вечере задумалась дорога…».