Здания построенные при павле 1. Архитектурная судьба Павла I

Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх...
Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной...

А.С.Пушкин

М ихайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга.
Это не только исторический и архитектурный памятник. Это мистический замок-дворец императора Павла I, ставший предсказателем его смерти. Вокруг него вьются легенды и предания прошлых веков и даже сейчас в замке все еще много мистического и необъяснимого.

В некоторых исторических источниках утверждается, что название связано с явлением архангела Михаила или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок (возможно в память об этом у моста стоит маленький солдатик в нише). Именно так ранее объяснялось решение государя, сразу же после начала строительства называть замок "Михайловским".

Дворец строили аврально... Павел спешил, отнимая строительные и отделочные материалы у других объектов. И вот вам первая легенда. В фундамент были заложены не только монеты (как положено на удачу). Павел лично заложил еще и памятные кирпичи из яшмы.

О строительстве замка-дворца и его истории в павловские времена и после него у меня есть отдельный пост...

8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года. Убийство императора состоялось через 40 дней после новоселья...

В нише у моста стоят на посту и днем и ночью стойкие оловянные солдатики. Даже тень видна императора.

Некоторые считают, что это подпоручик Киже, этакий поручик Ржевский времен Павла I. Он принесет удачу, если вы попадете в его голову монеткой. Тогда он ругнется...

Слушайте внимательно, то место куда он Вас пошлет и есть для вас земля обетованная... (шутка).

Подпоручик не единственный мистический страж Михайловского замка.

Говорят призрак убитого императора Павла до сих пор ходит ночами по темным коридорам.
Это уже не шутка. Его силуэт видели сразу после его смерти, затем в годы революционных перемен. Даже в пору советского антирелигиозного махрового атеизма, призрак регулярно заставлял стучать зубами от страха.

Дух убитого императора пугает и религиозных людей и атеистов. Обычно он приходит ровно в полночь. Павел стучит, смотрит в окно, дергает шторами, скрипит паркетом... даже подмигивает, вселившись в свой же портрет. Некоторые видят свет от сияния свечи, которую дух Павла несет перед собой.
Ночами здесь очень часто громко хлопают двери (даже если все окна закрыты). А особенно удачливые и впечатлительные даже слышат приглушенный звук игры на флажолете - старинном музыкальном инструменте, слушать который император любил еще при жизни...

Существует поверье, что каждый год в день своей смерти Павел стоит у окна своей спальни и смотрит вниз. Считает прохожих... а душу 48-го, забирает с собой... впрочем, в панику впадать не стоит, это всего лишь легенда. И душу он может забрать только если на небе яркая Луна.

Внимание! Что бы не навлечь на себя гнев привидения, нужно при встрече опустить голову и произнести: «Спокойной ночи, Ваше Императорское Величество!». Император сразу исчезнет... в противном случае, возможны неприятности.

Шалит и портрет императора... кому интересно, смотрите видео в посте под ссылкой ниже.

Кроме того, согласно легенд в подземельях Михайловского замка спрятан ларец с великими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, включая "Грааль". Это легенда основана не на пустом месте! Я о ней уже подробно писал, поэтому не буду повторяться.

Во время Великой Отечественной войны, руководству города от военных поступили сведения от погибшего монаха о потайном помещении под подвалами замка где находится серебряный ларец с христианскими реликвиями и неким мистическим предметом, позволявшим перемещаться во времени и заглядывать в грядущее.

После войны во дворце работала комиссия по аномальным явлениям. Являлось ли причиной желание найти ларец или частые жалобы на привидения, выяснить уже невозможно. Но комиссия состоявшая из советских ученых-атеистов насчитала в замке более 17 необъяснимых фактов и ночных необъяснимых свечений (приведений). Материалы были засекречены - пугать религиозное население и веселить коммунистов никто не собирался.

В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко.

Удивительно, но при проведении ремонта в нем был найден старинный плафон (огромная картина на потолок) с главного зала Екатерининского дворца. Ранее плафон считался утерянным. Сейчас он на своем историческом месте. Плафон был свернут в громадный рулон, который тихо лежал у углу заваленный разным старинным хламом. А ведь там проходили инвентаризации весь советский период! Писал об этом подробный пост на Майле, со временем перенесу.


Из светских легенд - якобы цвет стен был выбран таким в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).

Но пора перейти к главное легенде и к трагедии замка - убийству Павла I

Жестокое убийство императора Павла I в Михайловском замке породило множество легенд. По свидетельствам, за несколько дней до убийства к Павлу являлся дух Петра I, который предупреждал своего внука о грозящей ему опасности. Говорили и о том, что в день самого убийства Павел увидел в одном из зеркал отражение самого себя со сломанной шеей.

В день гибели Павел был весел. Но за завтраком вдруг погрустнел, затем резко встал и произнес "Чему быть, того не миновать!"

Некоторые исследователи считают, что Павел знал о скорой гибели и пытался ее избежать во дворце. Есть легенда, что иеросхимонах Авель назвал Павлу примерную дату его смерти. Павел верил предсказателям и именно этому старцу, потому что он точно предсказал дату смерти его матери - Екатерины Великой. Якобы Павел спросил его о своей смерти и услышал в ответ - "Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем".
Надпись эта была измененным текстом псалма Давида (Пс. 92:6):

ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ

Эту надпись с медными буквами, по распоряжению Павла строители привезли от Исаакиевской церкви, а для Исаакия его "сперли" у Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Возможно святостью теста Павел хотел снять с себя "проклятье" предсказания. А возможно просто отдал себя в руки Бога.

В надписи 47 букв, и Павел I был убит именно на 47 году жизни.

Когда заговорщики пришли убивать Павла он мог воспользоваться тайных ходом, который был в его спальне. Времени для этого было достаточно. Но почему-то Павел не захотел... о том что он прятался от заговорщиков в камине, вполне возможно, выдумки убийц.

Из Михайловского замка был прорыт подземных ход в Воронцовский дворец. 3,5 км! Это был по тем временам самый длинный подземный ход в России, а возможно и в мире. Некоторые историки считают что именно по нему заговорщики и вошли во дворец.

Вот план помещений замка. Как было совершено убийство писать не буду, Гуггл об этом расскажет не хуже меня.

Добиться от него отречения от престола заговорщикам не получилось и...

Как известно, император скончался от апокалипсического удара... табакеркой по голове (черный юмор тех времен).

Не все знают, что Павел (впервые для России) вместо изображения своего профиля приказал чеканить на серебряном рубле надпись:

"НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЯНИ ТВОЕМУ ."

К религии император относился всерьез.

Исследователи вообще считают цифру 4 магической для Павла. Общий срок царствования Павла - 4 года, 4 месяца и 4 дня. Михайловский замок (его главное и любимое детище) строился 4 года. И лишь 40 дней императору удалось в нем прожить.


Гравюра Утвайта по рисунку Филиппото.

Павел пытался сделать замок неприступным. Возможно он предвидел будущие потрясения (по некоторым сведениям ему предсказали будущее всех Романовых) и Павел хотел защитить потомков, построить для них защищенный дом-крепость. Которую бы охраняли и солдаты и пушки и сам Господь Бог.

Со всех сторон дворец был окружен водой - с севера и востока реками Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналами Церковный и Вознесенский. Во дворец можно было попасть только по трем подъемным мостам, очень жестко охранявшимся. Кроме штыков, Павла защищали и орудия и потайные ходы и многочисленные тайные комнаты замка.

Но все это Павлу это не помогло. Пророчество старца сбылось... а его замок, вместо защитника самодержавия в России, превратился в мистическое "грязное" место - никто более не отважился доверить замку свою жизнь, ведь он не смог защитить даже своего создателя, императора Павла.

Так случилось, что Павел I умер на том же месте, где и родился. Здание Михайловского замка он возвел на месте деревянного Летнего дворца, где 1 октября (20 сентября) 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила его на свет...

Образ призрака активно использовался старшими кадетами Николаевского Инженерного училища, обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших.
Известность призраку Павла принёс рассказ Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке».

В советское время были жалобы на хлопанье дверей, шаги, непроизвольно открывающие окна в замке в ночное время (что вело к срабатыванию сигнализации). В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании (что просто удивительно для того времени).

Исследование заключалось в подробном опросе сотрудников, съёмке помещений на плёночный фотоаппарат, измерении магнитного поля и даже исследование помещений местом "рамки" или "лозоходством". Выводы исследования держатся в секрете.

Они уже давно встретились - прадед с правнуком... уверен им было о чем рассказать друг другу. Будь жив Павел, история России точно сложилась бы по другому. И не факт что была бы менее великой, Павел готовился в союзе с Наполеоном взять Индию. По крайней мере, войны с Наполеоном уж точно удалось бы избежать, но явно пришлось бы вместе с Наполеоном воевать с Англией и захватывать Индию. Даже не знаю что лучше.

Некоторые фото и инфа (С) Википедия и др. интернет





Михайловский (Инженерный) замок – одно из самых необычных мест Санкт-Петербурга, с которым связано множество легенд и преданий. На этом месте, в Летнем дворце Елизаветы Петровны, Павел Первый появился на свет. Здесь же, в своей спальне в Михайловском замке он был убит. Говорят, что его призрак до сих пор бродит в этих стенах.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, фасад со стороны Мойки

Прежде на месте Михайловского замка стоял Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, возведенный архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771) в 1741-1744 годах. Здесь 20 сентября 1754 родился будущий император Павел. Со временем Елизавета стала реже бывать в Летнем дворце, отдавая предпочтение . Дворец постепенно ветшал. Сначала он был передан Григорию Орлову, потом Григорию Потемкину.

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Худ. Л.Ф. Бонштедт (по рисунку М. И. Махаева, 1753), 1847

Легенда о начале строительства Михайловского замка

В 1796 году Летний дворец был сломан и на его месте началось строительство замка. Существует несколько легенд, почему было выбрано именно это место. Согласно одной из них, император, будучи человеком мистически настроенным и обладавшим определенным даром предвидения, пожелал умереть там, где был рожден. Согласно другой легенде, солдату, стоящему на карауле, явился архангел Михаил. М.И.Пыляев в своем сочинении «Старый Петербург» так описывает это явление (орфография сохранена):

Однажды солдату, стоявшему в карауле при Летнем дворце, явился в сиянии юноша и сказал оторопевшему часовому, что он, архангел Михаил, приказывает ему идти к императору и сказать, чтобы на месте этого старого Летнего дворца был построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат донес о бывшем ему видении по начальству, и когда об этом доложили императору, он ответил: «Мне уже известно желание архангела Михаила; воля его будет исполнена». Вслед за этим он распорядился о постройке нового дворца, при котором должна быть построена и церковь во имя архистратига Михаила, и самый дворец было приказано называть Михайловским замком.

28 ноября 1796 года, в первый месяц своего восшествия на престол, император Павел издал указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Руководил строительством Винченцо Бренна (1745-1820), архитектором был Василий Иванович Баженов (1737 или 1738 – 1799). Павел набросал несколько рисунков будущего дворца.

Строительство Михайловского замка

Церемония торжественной закладки состоялась 26 февраля 1797 года. На закладном камне была высечена надпись: «В лето 1797-е, месяца февраля в 26 день, в начале царствования государя императора и всея России самодержца Павла Перваго, положено основание зданию Михайловского замка его императорским величеством и супругою его государынею императрицею Мариею Феодоровною» .

Строительство велось с большой поспешностью, с тем, чтобы вчерне замок был готов в этом же, 1797 году. Работы не прекращались ни днем, ни ночью. В темное время суток строительная площадка освещалась светом факелов и костров. Ежедневно на строительстве было занято от 2500 до 6000 человек, не считая надзирателей и мастеров. Было выделено 791.200 рублей единовременно и по 1.173.871,10 рублей в течение трех лет.

Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года

Ощущалась нехватка строительных материалов. Были разобраны каменные галереи дворца в Пелле. Кроме того, мрамор и камни строящегося в то время Исаакиевского собора также пошли на возведение Михайловского замка. По этому поводу известный в то время автор острот А.Д.Копьев написал об Исаакии:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный:
Основа его мраморна,
А верх его кирпичный.

Внешний вид

Освящение Михайловского замка и церкви при нем состоялось 8 ноября 1800 года. Замок отличался великолепием. Он напоминал палаццо эпохи Возрождения. Его окружали рвы с перекинутыми через них подъемными мостами. Фасады были украшены мраморными статуями, позже перенесенными в Зимний дворец. В плане замок был четырехугольным, внутри было три двора: главный – восьмиугольный, выходящий к Фонтанке – пятиугольный, в сторону Царицына луга (Марсова поля) – треугольный. В главный двор через Воскресенские ворота дозволялось въезжать лишь членам императорской фамилии и посланникам.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, фасад со стороны Фонтанки и Главный фасад

На главном карнизе выбита надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней» . По легенде, императору было предсказано, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи. Так оно и случилось – император погиб на 47-м году жизни.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, Воскресенские ворота

Памятник Петру I

Прежде Михайловский замок окружала стена. Со стороны Большой Садовой улицы к замку вели три липовые и березовые аллеи, посаженные еще при жизни . Перед замком был разбит большой плац — Коннетабльский. Здесь же, у Михайловского замка был установлен памятник Петру Первому . Внизу подпись: «Прадеду правнук 1800 г.» .

У этого памятника долгая история. Первоначальная его идея принадлежала Анне Иоанновне. Предполагалось поставить его на Васильевском острове, в том месте, где сейчас находится университет. Отлит он был литейщиком Мартилли по проекту Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Во времена Екатерины Великой памятник находился под навесом на берегу Невы у Исаакиевского моста.

Если внимательно присмотреться к памятнику, то можно увидеть странность – одна из ног лошади человечья. При этом на многочисленных картинах и литографиях ноги у лошади изображены нормальными. Барельефы на постаменте затерты до блеска — считается, что это приносит удачу.

Сырость в Михайловском замке

Отделка парадных покоев была великолепна, однако, по свидетельству современников, в замке было множество переходов, лестниц, проходов, что создавало большие неудобства. Кроме того, ввиду той поспешности, с которой велись работы, в Михайловском замке ощущалась сильная сырость. Так, Пыляев отмечает:

По рассказам современников, следы разрушающей сырости в большой зале, в которой висели картины, не смотря на постоянный огонь в каминах, виднелись в виде полос льда сверху до низу по углам и потолку. Настолько был сыр дворец, что в первый раз, когда император дал в нем бал, в комнатах стоял такой туман от зажженных восковых свечей, что везде была густая мгла, и тысячи свечей мерцали, как тусклые фонари на улице. Гостей можно было с большим трудом различить в конце каждой из зал; они как тени двигались в потемках. Все дамские наряды и уборы отсырели, и в полутьме казались одного цвета. Дворец для всех был крайне неудобен, беспрестанно было нужно проходить по коридорам, в которых дул сквозной ветер.

Павел буквально влюбился в свой замок. Когда императрица Мария Федоровна преподнесла ему в дар сервиз с видами Михайловского замка, он прослезился. Однако император прожил здесь совсем недолго – всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был убит заговорщиками, в своей спальне в Михайловском замке.

(Из книги: К.Валишевский, Сын Великой Екатерины. Император Павел I. Издание Т-ва А.С.Суворина — «Новое Время»)

План Бель-этажа Михайловского замка, по рис. Бренны

Замок после смерти Павла и в наше время

После смерти Павла с Михайловского замка были сняты почти все украшения. Внутренняя отделка была сохранена только в Тронном зале и в Круглой комнате, в некоторых помещениях на потолках сохранялись живописные плафоны. Внутри разместились различные учреждения: жандармский полуэскадрон лейб-гвардии, институт слепых, комитет по благотворительной части, канцелярия министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла России территория вокруг замка была перепланирована, засыпаны рвы, убраны подъемные мосты. В 1822 году он был переименован в Инженерный замок. В 1823 году здесь разместилось Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет).

Петербург при Павле I

В 1797 году Павел I учредил депо карт, где впервые были подготовлены Атласы Санкт-Петербурга, которые дают яркое представление о Петербурге, его географии и застройке конца 18 века. Павел с большим интересом относился к топографически точным изображениям Петербурга и окрестностей. Следует отметить широкое развитие искусства видовой гравюры и акварели.

По воспоминаниям современников первое, что запоминалось в Петербурге времени Павла I. были полосатые караульные будки и шлагбаумы. Прежде всего, они были поставлены на заставах для контроля за въездом и выездом из города жителей и гостей, а также ввозом и вывозом товаров. Эта мера необходима была для взимания налогов, с одной стороны, а с другой - для предотвращения какой-либо контрабанды из революционной Франции. Борьбой с революционной заразой являлись и распоряжения императора в отношении одежды и моды: запрет на ношение фраков и круглых шляп, стремление всех одеть в униформу.

Будучи педантом и живя по расписанию, Павел I регламентировал жизнь двора и всех подданных: домашние обеды, спектакли в театрах, балы должны были начинаться в определенное время и заканчиваться ранее полуночи. Главное: не должно было быть пустого времяпрепровождения, неоправданной праздности и излишнего щегольства. К новым порядкам жизни в Петербурге трудно было привыкнуть, это вызывало недовольство и насмешку. Это являлось неким фоном, на котором развивалась своеобразная и неповторимая культурная жизнь Петербурга.


Ж.Л. Монье. Портрет
президента Академии художеств
графа А.С. Строганова
Главной постройкой этого времени был Михайловский замок. Но строительство бурлило и в других районах города. В Воронцовском дворце, который был отдан Павлом I как верховным магистром Мальтийского ордена капитулу ордена Святого Иоанна Иерусалимского, архитектор Кваренги построил Мальтийскую капеллу, пленяющую строгой изысканностью архитектурной отделки. Маленький шедевр великого зодчего.

Именно в эпоху Павла I. выделились новые имена архитекторов. Так А. Порто построил два весьма строгих здания: Монетный двор на территории Петропавловской крепости и Медико-хирургическую академию на Выборгской стороне, которые по сей день используются по своему первоначальному назначению. В сфере гражданской архитектуры активно работали талантливые архитекторы Ф.Демерцов и Ф.Волков, они строили корпуса учебных заведений, военные казармы, госпитали, церкви. Характерно, что именно гражданская архитектура превалировала в короткое царствование Павла I.

Что касается решения серьезных градостроительных задач, то особо следует подчеркнуть, что именно в этот период было задумано строительство Казанского собора на Невском проспекте и Академией художеств, во главе которой в это время стоял граф А.С. Строганов, был объявлен конкурс на лучший проект. В 1800 году было начато строительство собора по проекту А. Воронихина.

При Павле I было поставлено три монумента: статуя Петра Великого, обелиск «Румянцева победам» по проекту Бренны на Марсовом поле и сменивший его памятник А.В.Суворову в образе бога войны Марса, заказанный императором Павлом скульптору М.Козловскому, но поставленный уже после гибели императора.

В середине XVIII в. преобладающим архитектурным стилем было барокко. Крупнейшим российским архиетктором этого времени был выходец из Италии Бартоломео Растрелли. Он построил Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, дворец Строганова в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе.

Во второй половине XVIII в. классицизм возобладал и в архитектуре. На смену пышным постройкам барокко пришли подчеркнуто лаконичные здания, строго симметричные, лишенные второстепенных деталей. В стиле классицизма строились и столичные дворцы, и дома провинциальных помещиков.

Крупнейшими архитекторами второй половины XVIII в. были В.И. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.

Знаменитейшее произведение Баженова - Пашков дом в Москве (старое здание Российской Государственной библиотеки). Он же разработал проект Михайловского замка в Петербурге. Крупнейшие проекты Баженова - Большой Кремлевский дворец и дворец в усадьбе Царицыно - не осуществились.

Творческая судьба М.Ф. Казакова была более счастливой. По его проектам построены здание Московского Университета, Сената в Кремле, Голицынская (1-я Градская) больница в Москве, Благородное собрание, целый ряд усадеб и церквей.

Вторая половина XVIII в. - период расцвета русской живописи, прежде всего портретной. Подъем портретного искусства был вызван стремлением знати увековечить себя на полотнах художников. Крупнейшими портретистами XVIII в. были Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.

Наряду с портретом в русской живописи XVIII в. появились пейзаж и жанровые сцены. Писались и картины на исторические темы, например, избрание на царство Михаила Романова, Александр Невский на Чудском озере и т.п.

Выдающимся мастером скульптуры был Ф.И. Шубин, создавший целю галерею скульптурных портретов государственных деятелей и полководцев России. Но самую знаменитую скульптуру России создал француз Э. Фальконе - автор "Медного всадника".

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVIII-XIX ВЕКОВ

1. Правление Павла I

К концу XVIII в. во внутренней политике России накопилось множество нерешенных проблем, главными из которых были крепостное право и отсутствие какого бы то ни было ограничения царской власти представительными органами или законом. Единственной гарантией против превращения монархии в деспотию являлась личность просвещенного монарха - Екатерины II. В последние годы жизни императрица много работала над новым законодательством, стремясь закрепить в законе гражданские права подданных и сформулировать полномочия монарха, что уже явилось бы некоторым ограничением самодержавной власти. Однако под влиянием Французской революции Екатерина медлила с воплощением задуманных реформ, опасаясь потрясений в России. Осуществить свои планы она не успела.

В 1796 г., после смерти Екатерины II, русский престол занял Павел I. Воспитанный в просветительских идеалах, он с годами совершенно разочаровался в них под влиянием конфликта с матерью. Павел романтизировал средневековое рыцарство, считая его образцом чести и благородства. Если эпоха Просвещения выдвинула принципы естественных прав и общественного договора, то Павел считал долгом подданных беспрекословно подчиняться монарху, который повелевает ими как отец - детьми. Ненавидя мать, Павел считал все сделанное ею вредным и заслуживающим уничтожения.

Придя к власти, Павел постарался разрушить созданную Екатериной систему власти. Он восстановил упраздненные в ходе губернской реформы коллегии, уничтожил сословное самоуправление в городах и губерниях (городские думы и губернские дворянские собрания), ограничил права уездных дворянских собраний. Жалованные грамоты дворянству и городам были отменены. Рассматривая дворянство как рыцарское сословие, главное дело которого - служба монарху, Павел настойчиво ограничивал сословные привилегии для неслужащих дворян. Дворянство лишилось даже свободы от телесных наказаний.

Павлу было свойственно мелочное вмешательство в частную жизнь подданных: он лично определял, какой следует носить покрой платья, когда обедать, какие танцы танцевать и т.п. Конечно, Павлу было в этом отношении далеко до Петра I, но за прошедшие десятилетия дворянство привыкло к гораздо большей свободе. То, что в начале XVIII в. воспринималось как тяжелая, но неизбежная повинность, в конце столетия выглядело недопустимым попранием прав. К тому же политика Павла была противоречивой и непоследовательной. Царь был раздражителен, нередко без серьезной вины подвергал придворных и офицеров аресту, ссылке, заключению в крепость. Никто в окружении Павла не мог быть уверен в завтрашнем дне. Все это крайне раздражало дворян.

Дворянство было недовольно и политикой Павла I по крестьянскому вопросу. Впервые при Павле крепостные приносили присягу новому императору наряду с вольными. Этим подчеркивалось, что они в первую очередь подданные не барина, а царя. Было запрещено продавать крестьян с аукционов. Весной 1797 г. вышел указ об ограничении барщины тремя днями в неделю. Правда, манифест носил, главным образом, рекомендательный характер и, как правило, не выполнялся.

Однако это все же была первая попытка государственной власти ограничить эксплуатацию крестьян. Все это еще не позволяет говорить о политике Павла как антидворянской. Царь стремился подчеркнуть, что монарх - покровитель и защитник всех подданных, независимо от сословной принадлежности. По словам В.О. Ключевского "Павел превращал равенство прав в общее бесправие". Наряду с попытками несколько ограничить крепостной гнет, Павел совершил немало шагов, укреплявших крепостное право. Он широко раздавал помещикам государственных крестьян, вновь разрешил заводчикам-недворянам покупать крестьян для работы на мануфактурах.

Насмешки вызывала необычайная любовь Павла к муштре и параду. Царь восхищался порядками Пруссии и пытался переделать русскую армию по прусскому образцу, причем начал с введения прусского военного мундира и обучения войск прусскому парадному шагу. В армии это расценили как насмешку над боевым опытом екатерининских времен, тем более, что многие боевые генералы прежнего царствования были уволены в отставку.

Наконец, крайнее недовольство вызвал внешнеполитический поворот, совершенный Павлом в 1800 г., - заключение союза с Наполеоном. Дело было не только в том, что Первого консула в России считали узурпатором законной королевской власти. Разрыв с Англией был невыгоден русскому дворянству и купечеству, поскольку именно эта страна была главным потребителем русского льна, леса и хлеба и поставщиком промышленных товаров на русский рынок.

Все это привело к дворцовому перевороту 11-12 марта 1801 г. В заговоре приняли участие многие высокопоставленные сановники. О подготовке переворота знал и наследник престола Александр. С его молчаливого согласия заговорщики (генерал - губернатор Петербурга граф Пален, генерал Л.Л. Беннигсен, последний фаворит Екатерины Платон Зубов с братьями и др.) ворвались в покои императора в Михайловском замке, куда Павел переехал из Зимнего дворца, считая его недостаточно безопасным. Царь был убит. Официальная версия гласила, что он скончался от апоплексического удара. На трон вступил Александр I.

Коронация:

Предшественник:

Екатерина II

Преемник:

Александр I

Рождение:

Похоронена:

Петропавловский собор

Династия:

Романовы

Генерал-адмирал

Екатерина II

1. Наталья Алексеевна (Вильгельмина Гессенская)
2. Мария Фёдоровна (Доротея Вюртембергская)

(от Натальи Алексеевны): детей не было (от Марии Федоровны) сыновья: Александр I, Константин Павлович, Николай I, Михаил Павлович дочери: Александра Павловна, Елена Павловна, Мария Павловна, Екатерина Павловна, Ольга Павловна, Анна Павловна

Автограф:

Отношения с Екатериной II

Внутренняя политика

Внешняя политика

Мальтийский орден

Заговор и смерть

Версии рождения Павла I

Воинские звания и титулы

Павел I в искусстве

Литература

Кинематограф

Памятники Павлу I

Павел I (Павел Петрович ; 20 сентября (1 октября) 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург - 11 (23) марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург) - император Всероссийский с 6 ноября 1796 года, из династии Романовых, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.

Детство, образование и воспитание

Павел родился 18 сентября (1 октября) 1754 года в Петербурге, в Летнем дворце Елизаветы Петровны. Впоследствии этот замок был разрушен, а на его месте построен Михайловский дворец, в котором Павел был убит 10 (23) марта 1801 года.

20 сентября 1754 года на девятом году замужества, у Её Императорского Высочества Великой Княгини Екатерины Алексеевны наконец-то появился первенец. При родах присутствовала Императрица Елизавета Петровна, Великий Князь Петр и братья Шуваловы. Обмытого и окропленного святой водой новорожденного младенца Елизавета Петровна тот час же взяла на руки и вынесла в зал, показать придворным будущего наследника. Императрица крестила младенца и велела дать ему имя Павел. Екатерина, как и Петр III, были полностью отстранены от воспитания сына.

Из-за превратностей беспощадной политической борьбы Павел был по сути лишён любви близких ему людей. Конечно, это отразилось на психике ребёнка и на его восприятии мира. Но, следует отдать должное Императрице Елизавете Петровне, она приказала окружить его лучшими, по её представлениям, учителями.

Первым воспитателем стал дипломат Ф. Д. Бехтеев, который был одержим духом всяческих уставов, четких приказаний, военной дисциплиной, сравнимой с муштрой. Это создало в представлении впечатлительного мальчика, что все так и происходит в повседневной жизни. И он ни о чём не думал кроме солдатских маршей и боев между батальонами. Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Он стал печатать небольшую газету, в которой рассказывал обо всех, даже самых незначительных поступках Павла.

Рождение Павла нашло отражение во множестве од, написанных тогдашними стихотворцами.

В 1760 году Елизавета Петровна назначила внуку нового учителя. Им стал, по её выбору, граф Никита Иванович Панин. Это был сорокадвухлетний человек, занимавший при дворе весьма заметное место. Обладая обширными познаниями, он перед этим был несколько лет на дипломатической карьере в Дании и Швеции, где сформировалось его мировоззрение. Имея весьма тесные контакты с масонами, он набрался от них идей Просвещения и даже стал сторонником конституционной монархии. Его брат Петр Иванович был великим поместным мастером масонского ордена в России.

Первая настороженность к новому учителю вскоре изгладилась, и Павел довольно быстро привязался к нему. Панин открыл юному Павлу русскую и западноевропейскую литературу. Юноша весьма охотно занимался чтением, и уже в ближайший год прочел довольно много книг. Он хорошо был знаком с Сумароковым, Ломоносовым, Державиным, Расином, Корнелем, Мольером, Вертером, Сервантесом, Вольтером и Руссо. Прекрасно владел латынью, французским и немецким языками, любил математику.

Его психическое развитие шло без каких-либо отклонений. Один из младших наставников Павла, Порошин, вел дневник, в котором день за днем отмечал все поступки маленького Павла. В нём не отмечены никакие отклонения в психическом развитии личности будущего императора, о которых так любили впоследствии рассуждать многочисленные ненавистники Павла Петровича.

23 февраля 1765 года Порошин записал: «Читал я Его Высочеству Вертотову историю об ордене мальтийских кавалеров. Изволил он, потом, забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером Мальтийским».

Уже в юные годы Павла стала занимать идея рыцарства, идея чести и славы. А в представленной в 20-летнем возрасте матери военной доктрине, которая была к тому времени уже Императрицей Всероссийской, он отказывался от ведения наступательной войны, объяснял свою идею необходимостью соблюдать принцип разумной достаточности, при этом все усилия Империи должны быть направлены на создание внутреннего порядка.

Духовником и наставником Царевича был один из лучших русских проповедников и богословов архимандрит, а впоследствии митрополит Московский Платон (Левшин). Благодаря его пастырскому труду и наставлениям в законе Божием, Павел Петрович на всю оставшуюся короткую жизнь сделался глубоко верующим, истинным православным человеком. В Гатчине до самой революции 1917 года сохраняли коврик, протертый коленями Павла Петровича во время его долгих ночных молитв.

Таким образом, мы можем заметить, что в детские, отроческие и юношеские годы Павел получил блестящее образование, имел широкий кругозор и уже тогда пришёл к рыцарским идеалам, свято уверовал в Бога. Все это отражается в его дальнейшей политике, в его идеях и поступках.

Отношения с Екатериной II

Сразу после рождения Павел был отселён от матери. Екатерина могла видеть его очень редко и только с разрешения императрицы. Когда Павлу было восемь лет, его мать, Екатерина, опираясь на гвардию, провела переворот, в ходе которого отец Павла, император Пётр III, был убит. На престол должен был взойти Павел.

Екатерина II отстранила Павла от вмешательства в решение каких-либо государственных дел, он, в свою очередь, осуждал весь образ её жизни и не принимал той политики, которую она проводила.

Павел считал, что эта политика опирается на славолюбие и притворство, мечтал о водворении в России под эгидой самодержавия строго законного управления, ограничения прав дворянства, введения строжайшей, по прусскому образцу, дисциплины в армии. В 1780-е увлёкся масонством.

Всё время обострявшиеся взаимоотношения Павла с матерью, которую он подозревал в соучастии в убийстве своего отца - Петра III, привели к тому, что Екатерина II подарила сыну в 1783 году Гатчинское имение (то есть «отселила» его от столицы). Здесь Павел завёл обычаи, резко отличные от петербургских. Но за неимением каких-либо иных забот сосредоточил все свои усилия на создании «гатчинской армии»: нескольких батальонов, отданных под его командование. Офицеры в полной форме, парики, тесные мундиры, безупречный строй, наказания шпицрутенами за малейшие упущения и запрет штатских привычек.

В 1794 году императрица решила устранить своего сына от престола и передать его старшему внуку Александру Павловичу, но встретила противодействие со стороны высших государственных сановников. Смерть Екатерины II 6 ноября 1796 года открыла Павлу дорогу на трон.

Внутренняя политика

Своё царствование Павел начал с изменения всех порядков екатерининского правления. Во время своей коронации Павел объявил ряд указов. В частности, Павел отменил петровский указ о назначении самим императором своего преемника на престоле и установил чёткую систему престолонаследия. С того момента престол мог быть наследован только по мужской линии, после смерти императора он переходил к старшему сыну или следующему по старшинству брату, если детей не было. Женщина могла занимать престол только при пресечении мужской линии. Этим указом Павел исключал дворцовые перевороты, когда императоры свергались и возводились силой гвардии, причиной чему было отсутствие чёткой системы престолонаследия (что, впрочем, не помешало дворцовому перевороту 12 марта 1801 года, в ходе которого он сам был убит). Также сообразно этому указу женщина не могла занимать русский престол, что исключало возможность появления временщиков (которые в XVIII веке сопутствовали императрицам) или повторения ситуации, подобной той, когда Екатерина II не передала Павлу престол после его совершеннолетия.

Павлом была восстановлена система коллегий, предпринимались попытки стабилизировать финансовое положение страны (в том числе знаменитая акция по переплавке дворцовых сервизов в монеты).

Манифестом о трёхдневной барщине запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням, праздникам и более трёх дней в неделю (на местах указ почти не исполнялся).

Существенно сузил права дворянского сословия по сравнению с теми, что были пожалованы Екатериной II, а порядки, заведённые в Гатчине, были перенесены на всю российскую армию. Жесточайшая дисциплина, непредсказуемость поведения императора привели к массовым увольнениям дворян из армии, особенно офицерского состава гвардии (из 182 офицеров, служивших в Конногвардейском полку в 1786, к 1801 не уволились только двое). Также были уволены все числившиеся в штате офицеры, не явившиеся по указу в военную коллегию для подтверждения своей службы.

Павел I затеял военную, как впрочем и другие реформы, не только из собственной прихоти. Российская армия была не на пике формы, страдала дисциплина в полках, звания раздавались незаслуженно: в частности, дворянские дети с рождения были приписаны к тому или иному полку. Многие, имея чин и получая жалование, не служили совсем (по всей видимости, таких офицеров и увольняли из штата). За нерадивость и расхлябанность, грубое обращение с солдатами, император лично срывал эполеты с офицеров и генералов и отправлял их в Сибирь. Павел I преследовал воровство генералов и казнокрадство в армии. А телесные наказания приписывал исполнять и сам Суворов в своей Науке побеждать (Кто солдат не бережёт - палочки, кто себя не бережёт - тому палочки тоже), так же сторонник строжайшей дисциплины, но не бессмысленной муштры. Как реформатор, он решил следовать примеру Петра Великого: взял за основу модель современной европейской армии - прусской. Военная реформа не была остановлена и после смерти Павла.

В правление Павла I возвысились лично преданные императору Аракчеев, Кутайсов, Обольянинов.

Опасаясь распространения в России идей Французской революции, Павел I запретил выезд молодых людей за границу на учёбу, был полностью запрещен импорт книг, вплоть до нот, закрыты частные типографии. Регламентация жизни доходила до того, что устанавливалось время, когда в домах полагалось тушить огни. Специальными указами некоторые слова русского языка изымались из официального употребления и заменялись на другие. Так, среди изъятых были имеющие политическую окраску слова «гражданин» и «отечество» (заменённые на «обыватель» и «государство» соответственно), но ряд лингвистических указов Павла был не столь прозрачен - например, слово «отряд» менялось на «деташемент» или «команда», «выполнить» на «исполнить», а «врач» на «лекарь».

Внешняя политика

Внешняя политика Павла отличалась непоследовательностью. В 1798 году Россия вступила в антифранцузскую коалицию c Великобританией, Австрией, Турцией, Королевством обеих Сицилий. По настоянию союзников главнокомандующим русскими войсками был назначен опальный А. В. Суворов. В его ведение также передавались и австрийские войска. Под руководством Суворова Северная Италия была освобождена от французского господства. В сентябре 1799 года русская армия совершила знаменитый переход Суворова через Альпы. Однако уже в октябре того же года Россия разорвала союз с Австрией из-за невыполнения Австрийцами союзнических обязательств, а русские войска были отозваны из Европы.

Мальтийский орден

После того как летом 1798 года Мальта без боя сдалась французам, Мальтийский орден остался без великого магистра и без места. За помощью рыцари ордена обратились к российскому императору и Защитнику Ордена с 1797 г. Павлу I.

16 декабря 1798 года Павел I был избран великим магистром Мальтийского ордена, в связи с чем к его императорскому титулу были добавлены слова «… и Великий магистр Ордена св. Иоанна Иерусалимского». В России был учрежден Орден Святого Иоанна Иерусалимского. Российский орден Святого Иоанна Иерусалимского и Мальтийский Орден были частично интегрированы. На Российском гербе появилось изображение Мальтийского креста.

Незадолго перед убийством Павел послал в поход на Индию войско Донское - 22 507 человек. Поход был отменён сразу после гибели Павла указом императора Александра I.

Заговор и смерть

Павел I был зверски забит и задушен офицерами в собственной спальне ночью 11 марта 1801 года в Михайловском замке. В заговоре участвовали Аграмаков, Н. П. Панин, вице-канцлер, Л. Л. Беннингсен, командир Изюмского легкоконного полка,П. А. Зубов (фаворит Екатерины), Пален, генерал-губернатор Петербурга, командиры гвардейских полков: Семеновского - Н. И. Депрерадович, Кавалергардского - Ф. П. Уваров, Преображенского - П. А. Талызин, а по некоторым данным - флигель-адъютант императора, граф Пётр Васильевич Голенищев-Кутузов, сразу же после переворота назначенный командиром Кавалергардского полка.

Изначально планировалось свержение Павла и воцарение английского регента. Возможно, донос царю написал В. П. Мещерский, в прошлом шеф Санкт-Петербургского полка, квартировавшего в Смоленске, возможно - генерал-прокурор П. Х. Обольянинов. В любом случае заговор был раскрыт, были вызваны Линденер и Аракчеев, но это лишь ускорило исполнение заговора. По одной версии, Павел был убит Николаем Зубовым (зять Суворова, старший брат Платона Зубова), который ударил его золотой табакеркой (при дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок»). Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые, наваливаясь на императора и друг друга, не знали в точности, что происходит. Приняв одного из убийц за своего сына Константина, Павел закричал: «Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?» Это были его последние слова.

Отпевание и погребение состоялось 23 марта, в Великую субботу; совершено всеми членами Святейшего Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым).

Версии рождения Павла I

В связи с тем, что Павел появился на свет почти десять лет спустя после свадьбы Петра и Екатерины, когда многие уже были уверены в бесплодности этого брака (а также под влиянием свободной личной жизни императрицы в будущем) ходили упорные слухи о том, что настоящим отцом Павла I был не Пётр III, а первый фаворит великой княгини Екатерины Алексеевны, граф Сергей Васильевич Салтыков.

Исторический анекдот

Сами Романовы относились к этой легенде
(о том, что Павел I не был сыном Петра III)
с большим юмором. Есть мемуарная запись о
том, как Александр III, узнав о ней,
перекрестился: «Слава Богу, мы русские!».
А услышав от историков опровержение, снова
перекрестился: «Слава Богу, мы законные!».

В мемуарах Екатерины II содержится косвенное указание на это. В тех же мемуарах можно найти скрытое указание на то, как отчаявшаяся императрица Елизавета Петровна, чтобы династия не угасла, велела жене своего наследника произвести на свет ребёнка, без разницы, кто будет его генетическим отцом. В связи с этим, после данного указания приставленные к Екатерине придворные начали поощрять её адюльтер. Тем не менее, Екатерина в своих воспоминаниях достаточно лукава - там же она объясняет, что многолетний брак не приносил потомства, поскольку Петр имел некое препятствие, которое после ультиматума, поставленного ей Елизаветой, было устранено её друзьями, совершившими над Петром насильственную хирургическую операцию, в связи с чем он все-таки оказался способным зачать ребёнка. Отцовство других детей Екатерины, рождённых при жизни мужа также сомнительно: великая княжна Анна Петровна (род. 1757) скорее всего была дочерью Понятовского, а Алексей Бобринский (род. 1762) был сыном Г.Орлова и был рожден тайком. Более фольклорной и находящейся в русле традиционных представлений о «подменённом младенце» является история о том, что Екатерина Алексеевна будто бы родила мёртвого ребёнка (или девочку) и он был заменён неким «чухонским» младенцем. Указывали даже, кем выросла эта девочка, «настоящая дочь Екатерины» - графиней Александрой Браницкой.

Семья

Павел I был дважды женат:

  • 1-я жена: (c 10 октября 1773, Санкт-Петербург) Наталья Алексеевна (1755-1776), урожд. принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза Гессен-Дармштадтская, дочь Людвига IX, ландграфа Гессен-Дармштадтского. Умерла при родах с младенцем.
  • 2-я жена: (с 7 октября 1776, Санкт-Петербург) Мария Фёдоровна (1759-1828), урожд. принцесса София Доротея Вюртембергская, дочь Фридриха II Евгения, герцога Вюртембергского. Имели 10 детей:
    • Александр I (1777-1825), российский император
    • Константин Павлович (1779-1831), великий князь.
    • Александра Павловна (1783-1801)
    • Елена Павловна (1784-1803)
    • Мария Павловна (1786-1859)
    • Екатерина Павловна (1788-1819)
    • Ольга Павловна (1792-1795)
    • Анна Павловна (1795-1865)
    • Николай I (1796-1855), российский император
    • Михаил Павлович (1798-1849), великий князь.

Внебрачные дети:

  • Великий, Семён Афанасьевич
  • Инзов, Иван Никитич (согласно одной из версий)
  • Марфа Павловна Мусина-Юрьева

Воинские звания и титулы

Полковник Лейб-Кирасирского полка (4 июля 1762) (Российская Императорская гвардия) генерал-адмирал (20 декабря 1762) (Российский императорский флот)

Павел I в искусстве

Литература

  • Шедевром русской литературы является повесть Ю. Н. Тынянова «Подпоручик Киже» , основанная на анекдоте, но живо передающая обстановку эпохи царствования императора Павла I.
  • Александр Дюма - «Учитель фехтования». / Пер. с фр. под ред. О. В. Моисеенко. - Правда, 1984 г.
  • Дмитрий Cергеевич Мережковский - «Павел I» («драма для чтения», первая часть трилогии «Царство зверя»), повествующая о заговоре и убийстве императора, где сам Павел предстает деспотом и тираном, а его убийцы - радетелями за благо России.

Кинематограф

  • «Поручик Киже» (1934) - Михаил Яншин.
  • «Cуворов» (1940) - фильм Всеволода Пудовкина с Аполлоном Ячницким в роли Павла.
  • «Корабли штурмуют бастионы» (1953) - Павел Павленко
  • «Багратион» (1985), в роли - Арнис Лицитис
  • «Асса» (1987) - фильм Сергея Соловьёва с Дмитрием Долининым в роли Павла.
  • «Шаги императора» (1990) - Александр Филиппенко.
  • «Графиня Шереметева» (1994), в роли - Юрий Веркун.
  • «Бедный, бедный Павел» (2003) - фильм Виталия Мельникова с Виктором Сухоруковым в главной роли.
  • «Золотой век» (2003) - Александр Баширов
  • «Адъютанты любви» (2005), в роли - Авангард Леонтьев.
  • «Фаворит» (2005), в роли - Вадим Сквирский.
  • «Мальтийский крест» (2007), в роли - Николай Лещуков.

Памятники Павлу I

На территории Российской империи Императору Павлу I было установлено не менее шести памятников:

  • Выборг . В начале 1800-х годов в парке Монрепо, его тогдашним владельцем бароном Людвигом Николаи в благодарность Павлу I , была поставлена высокая гранитная колонна с пояснительной надписью на латыни. Памятник благополучно сохранился.
  • Гатчина . На плацу перед Большим Гатчинским дворцом находится памятник Павлу I работы И. Витали, представляющий собой бронзовую статую Императора на гранитном постаменте. Открыт 1 августа 1851 г. Памятник благополучно сохранился.
  • Грузино, Новгородская область . на территории своей усадьбы А. А. Аракчеевым был установлен чугунный бюст Павла I на чугунном постаменте. до настоящего времени памятник не сохранился.
  • Митава . В 1797 году у дороги в свою усадьбу Зоргенфрей помещик фон Дризен поставил невысокий каменный обелиск в память Павла I, с надписью на немецком языке. Судьба памятника после 1915 года неизвестна.
  • Павловск . На плацу перед Павловским дворцом находится памятник Павлу I работы И. Витали, представляющий собой чугунную статую Императора на постаменте из кирпича, обложенного цинковыми листами. Открыт 29 июня 1872 г. Памятник благополучно сохранился.
  • Спасо-Вифановский монастырь . В память о посещении в 1797 году монастыря Императором Павлом I и его супругой Императрицей Марией Феодоровной, на его территории был сооружён обелиск из белого мрамора, украшенный мраморной доской с пояснительной надписью. Обелиск был установлен в открытой беседке, поддерживаемой шестью колоннами, возле покоев митрополита Платона. В годы советской власти и памятник и монастырь были уничтожены.
  • Санкт-Петербург . Во дворе Михайловского замка в 2003 году был установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. П. Наливайко. Открыт 27 мая 2003 года.