Анализ стихотворения афанасия фета "ласточки пропали". Ломоносовский турнир Школьный анализ стихотворения А

ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

3

Ниже приведены два стихотворения, написанных в середине XIX века. Их авторы – поэты А.Фет и Н.Некрасов. Как можно полнее ответьте, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чем основные различия между ними. Определите автора каждого стихотворения и аргументируйте свой ответ.

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится.
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

Перед дождем

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

«Ласточки пропали…» – стихотворение А.Фета, «Перед дождем» – Н.Некрасова.

Многие участники конкурса красиво и точно сформулировали, чем похожи рассматриваемые стихотворения.

Темы обоих стихотворений схожи. Неприглядная осенняя погода, дождливая, навевающая тоску, создает общее настроение и определяет их одинаковый мрачноватый колорит. Ключевые слова – ветер (у Некрасова заунывный, у Фета – злой); сухой лист, грачи, галки и вороны, журавли создают наглядную картину, графическое оформление стихотворений. Звуковой фон – стоны и шепот, стук ветра, шорох листа и крики птиц. И даже конечная безысходность и опустошенность – в одном и другом стихотворениях. Одинаково количество строф, схожи эпитеты и олицетворения, природа не только оживает, но принимает реальные зловещие черты.

Полина Богачева,
11-й класс, СУНЦ МГУ, г. Москва

Стихотворения одинаково движутся: в обоих сначала взгляд обращается в небо («А вчера зарей // Все грачи летали // Да как сеть мелькали // Вон над той горой» – «Заунывный ветер гонит // Стаю туч на край небес»); затем опускается ниже – вторая строфа в обоих стихотворениях описывает падающие листья и холодный ветер. Затем снова вверх («Журавли летят» – «С криком в воздухе кружится // Стая галок и ворон»). Последняя строфа – взгляд вперед и скорее всего вдаль: лирический герой одного стихотворения смотрит на поле, другой – на проезжую таратайку.

Мария Шапиро,
11-й класс, школа № 57, г. Москва

Иногда начинает казаться, что они видят одну и ту же картину: «Лист сухой валится» – «За листком летит листок», «На дворе темно» – «Полумрак на все ложится», «Ночью ветер злится» – «Заунывный ветер гонит». Да, образы, казалось бы, одни и те же, но герои видят их по-разному.

Павел Говоров,
10-й класс, лицей № 1, г. Брянск

Но, наверное, еще интереснее различия. Юные авторы справедливо увидели разницу прежде всего в движении настроения. Другое отмеченное многими различие – в том, что стихи Фета кажутся более субъективными, чем некрасовские.

Главное различие состоит в том, что стихотворение Некрасова более взрослое и мрачное, чем стихотворение Фета.

Фет открыто говорит нам о своих чувствах – грусти, отчаянии, душевной тяжести, – и мы соглашаемся с ним, но, созерцая его печаль, не испытываем столь же сильных чувств. Некрасов же сразу рисует унылую, холодную картину – заунывный ветер, надломленную ель, крик воронья, бессердечный голос жандарма. Сам же автор прячется, скрывается, одновременно как бы подталкивая нас к тому, что он хотел показать.

Ольга Федотова,
8-й класс, школа № 654, г. Москва

Фет: описание природы, одноминутные, мгновенные впечатления: «Смотришь – через поле…». Главная тема – человек наедине с природой, взаимоотношения личных человеческих переживаний и состояния мира в этот момент. Некрасов: язык жестче, немного грубее, резче. Описывается все та же природа, но со стороны, нет отношения автора к происходящему. Появляются другие персонажи (ямщик и жандарм), чего у Фета быть не может, т.к. пропадет личное, индивидуальное единение с природой.

Вера Байковская,
10-й класс, школа № 1199, г. Москва

У Некрасова стихотворение живое, даже если начало грустноватое, скучное, использованы слова заунывный, надломленная, стонет, глухо и темный, то ко второму четверостишию оно начинает меняться, еле заметно, но уже проглядываются слова пестрый и рябой. Это четверостишие заканчивается оксюмороном сухой струей и набором довольно «прохладных» прилагательных и существительных. Дальше стихотворение только разовьется в «прохладную», «темную» сторону. «Полумрак на все ложится», «со всех сторон» в воздухе кружатся только крикливые сороки, галки да вороны, и только в последнем четверостишии появляется слабый всплеск эмоций – это крик жандарма ямщику.

В стихотворении Фета в 1-м пятистишии идут воспоминания, автору грустно без ласточек, грачей и солнечных дней.

Екатерина Нестерова,
7-й класс, школа № 1564, г. Москва

В 3-й строфе у Фета появляется надежда: «Лучше б снег да вьюгу // Встретить грудью рад!». Но заканчивается оно антитезой к этим строкам, и от этого безысходность в нем страшнее, чем в некрасовском.

Полина Богачева

Чувство безысходности создает глагол кружится, будто бессмысленно метаться по кругу, не находя выхода. Автор первого стихотворения использует метонимию: «Лист сухой валится». Лирическому герою тяжело сознавать, что от жизнерадостной, яркой зелени деревьев остался только ворох мертвых листьев. Лирический герой второго стихотворения также видит осенние листья, но они вызывают у него ощущение не только грусти, но и красоты: «На ручей, рябой и пестрый, // За листком летит листок..». Противоречивость душевного состояния героя подчеркнута аллитерацией: повторением р и мягкого л.

Лилия Айрапетян,
11-й класс, школа № 654, г. Москва

Некрасов узнается очень легко – только у него, никак уж не у Фета, пейзаж может закончиться упоминанием жандарма с нагайкой.

Но при этом у Фета есть лирический герой, наблюдающий природу, испытывающий грусть из-за прихода осени, т.е. человек наедине с природой – и больше ничего. Почти все действие стихотворения происходит над землей: «ласточки пропали» (т.е. пропали в небе), «грачи летали // Да как сеть мелькали // вон над той горой», «Лист сухой валится» (это тоже движение сверху вниз), «Ночью ветер злится», «Журавли летят», «Перекати-поле // Прыгает как мяч». Из-за такого обилия движения возникает чувство быстрых перемен – и действительно, ведь стихотворение о приходе осени, причем сначала есть напоминание о лете («Ласточки пропали» – значит, были), а затем – желание зимы: «Лучше б снег да вьюгу // Встретить грудью рад», т.е. есть начальная и конечная точки этого движения. Лирическому герою «тяжело – хоть плачь!» – и эта грусть передается всему видимому: журавли летят «словно как с испугу», «ветер злится». Все куда-то быстро уходит: а герой как будто остается на месте и провожает, смотрит вслед – «с вечера все спится», но если даже «выйдешь» – увидишь прыгающее прочь перекати-поле (и это ведь тоже примета осени). И хочется, чтобы уже скорее кончился этот переход: «Лучше б снег да вьюгу…» – т.е. стабильное состояние, зиму.

Стихотворение Некрасова с самого начала настраивает на другое – своим названием «Перед дождем». «Перед дождем» – значит не процесс, не движение времени, но зарисовка конкретного момента. Действительно, пейзаж Некрасова более образный, заставляет нарисовать вполне определенную картинку: «Ель надломленная стонет», «На ручей, рябой и пестрый, // За листком летит листок», не просто холодает или «ветер злится» – а «струей сухой и острой набегает холодок». Нет лирического героя, оценивающего происходящее, – есть беспристрастный наблюдатель, который видит к тому же не только природу и, очевидно, интересуется не столько ею, сколько сценкой, происходящей на ее фоне: «И “пошел!”» – привстав с нагайкой, // Ямщику жандарм кричит…». Сценка поставлена в сильное место – последнее четверостишие стихотворения. В принципе пейзажи в стихотворениях Некрасова никогда не встречаются сами по себе, но всегда связаны с размышлениями о народе и каких-либо социальных проблемах.

Виктория Данилова

Некрасов вводит в стихотворение просторечные выражения («таратайкой», «перед»), сближая поэзию с простым народным языком. Некрасов таким образом пытается найти и воссоздать поэзию в непоэтичную эпоху, поэтично описать «непоэтичный» «материал» («стая галок», «ямщику жандарм кричит»).

Антон Скулачев,

В первом стихотворении гораздо больше образов и сравнений («как сеть мелькали», «словно как с испугу», «прыгает как мяч»). Скорее всего это связано с тем, что все описанное в стихотворении мы видим глазами лирического героя. Перед нами субъективная картина. Поэтому и больше эмоциональная наполненность… Это лирический герой сравнивает стаю грачей с сетью, это он видит гору, благодаря ему возникают олицетворения вроде «ветер злится»; «с вечера все спится» – тоже его ощущения, и в его окно стучит ветер. Получается, что в целом стихотворение посвящено человеку, его чувствам и ожиданиям, а природа показана через его восприятие. Это позволяет предположить, что стихотворение принадлежит Фету, в лирике которого на первом месте стоит впечатление – оно чаще всего и является предметом изображения.

В стихотворении «Перед дождем» картина в высшей степени объективна. Правда, здесь есть некоторые олицетворения (ель стонет, лес шепчет), но они, как и эпитеты (темный лес), воспринимаются как постоянные.

Мария Шапиро

Участники конкурса не ограничились передачей впечатлений, в их работах есть серьезные наблюдения и над лексикой, и над синтаксисом, и над ритмикой и строфической организацией стихотворений.

В стихотворении Фета первая и вторая строфы отличаются относительно ровной и спокойной интонацией, отсутствуют восклицательные предложения и резкие синтаксические переносы (анжабеманы). Во второй части мы сталкиваемся с резкими анжабеманами («Словно как с испугу // Раскричавшись…»; «Выйдешь – поневоле // Тяжело…»; «Перекати-поле // Прыгает как мяч»). Все это – в совокупности с использованием синтаксического параллелизма («Выйдешь…», «Смотришь…»), а также повтора, нарочитость которого подчеркнута и усилена рифмой («поле» – «перекати-поле»), делает концовку исключительно выразительной. В образе перекати-поля воплощено переживание жизни как бесконечного и бесцельного блуждания по земле. Перекати-поле, как и лист, – это мертвые подобия птиц. Свободному, стремительному полету, символом которого является слово ласточки, противопоставляется пародия полета: «Прыгает как мяч». За образами снега и вьюги встает образ погибели, смерти: жизнь кажется неволей, принуждением, освобождение от которого чается в смерти, причем смерти добровольной.

Елена Ерзунова,
11-й класс, гимназия № 2, г. Саров

Стихотворения написаны одним размером – хореем, а строфическая организация у них разная: четверостишия у Некрасова и пятистишия у Фета. У Фета само звучание более музыкально: «через поле // перекати-поле // прыгает как мяч» – аллитерация, обилие п создает ощущение прыгающего мяча.

Виктория Данилова

В основном использованы простые глагольные рифмы, однако заметно, что в первом интереснее строфика – строфа содержит 5 строк, что создает необычное звучание. Мы ожидаем перекрестной рифмы, кажется, что окончание четвертой строфы совпадет со второй, и каждый раз этого не происходит. Можно предположить, что таким образом передано напряженное ожидание зимы, которая никак не наступает («Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад…») – через создание этого напряжения у читателя. .

Мария Шапиро

Жесткий, почти маршевый некрасовский хорей, четкие, правильные строфы – и фетовский смешанный, сложный размер со спондеями и нарушениями ритма.

Вера Байковская

Художественное пространство стихотворения Некрасова, несмотря на его законченность и цельность, открыто – в сердце читателя, в огромное пространство огромной страны, в перспективу судеб жандарма и ямщика, что выражено многоточием, венчающим стихотворение.

Стихотворение Фета «заражает» читателя своим настроением – и также оставляет перспективу и, несмотря на, казалось бы, четкую и законченную обрисовку чувств лирического героя, – музыкальную перспективу в его сердце.

Антон Скулачев,
11-й класс, школа № 1514, г. Москва

Продолжение следует

Н.А. ШАПИРО,
школа № 57
г. Москва

Опять осенний блеск денницы
Дрожит обманчивым огнем,
И уговор заводят птицы
Умчаться стаей за теплом.
И болью сладостно-суровой
Так радо сердце вновь заныть,
И в ночь краснеет лист кленовый,
Что, жизнь любя, не в силах жить.

А.Фет

Осенью

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

А.Фет

***

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.

А.Фет

Устало всё кругом: устал и цвет небес ,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что наконец свалился.
Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты,
О жизни говоря незримой, но знакомой…
О ночь осенняя, как всемогуща ты
Отказом от борьбы и смертною истомой!

Сентябрьская роза

За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетный сентября!

Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной —
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!

А.Фет

Вот и летние дни убавляются.
Где же лета лучи золотые?
Только серые брови сдвигаются,
Только зыблются кудри седые.

Нынче утром, судьбиною горькою
Истомленный, вздохнул я немножко:
Рано-рано румяною зорькою
На мгновенье зарделось окошко.

Но опять это небо ненастное
Безотрадно нависло над нами, —
Знать, опять, мое солнышко красное,
Залилось ты, вставая, слезами!

А.Фет

Осенняя роза

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

А.Фет

Осень

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.

А.Фет

Тополь

Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.

Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь тёплый юг.

А.Фет

Ласточки пропали,
А вчера зарей

Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

А.Фет

Непогода — осень — куришь,
Куришь — все как будто мало.
Хоть читал бы — только чтенье
Подвигается так вяло.

Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.

Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Все такая чертовщина!

Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
Будто вечер, засыпаю…

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

Школьный анализ стихотворения А. Фета "Ласточки пропали"

Открывая страницы сборника стихотворений русских поэтов, я всегда останавливаюсь на произведениях Афанасия Фета. Он пишет красивыми словами картины природы, которые его волнуют.

В стихотворении Афанасия Фета "Ласточки пропали" предстаёт картина увядающей природы. Произведение написано в 1884 году.

Здесь мы читаем сюжеты, которыми наполнена природа, и настроение автора.

Особенностью данного произведения является противопоставление лирического героя событиям, в которых он невольный участник. Автор с тоской принимает осень, ему неуютно в это время года.

Начинается произведение наблюдением, которое делает

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали...

В начале стихотворения Афанасий Фет пишет об утрате. Это передаётся за счёт лексики и композиции первых строф. Слово "пропали" говорит об утрате. И вместе с тем воспоминание автора о вчерашнем дне также говорит о том, что он тоскует об уходящем времени. Читателю предлагается погрузиться в эту историю и понаблюдать. Автор как будто делает жест, указывая на гору:

Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

Следующая строфа представляет события, которые замечает автор холодной осенью. Он пишет о сонной, холодной и злой осени, которая вместе с тем не даёт покоя.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Осень мрачная и печальная заставляет переживать, а неугомонный ветер лишает покоя. Афанасий Фет рассказывает о том, что и журавлям неуютно осенью. Испуганная стая покидает увядающую осень.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Афанасий Фет тоже готов к переменам, он ждёт прихода зимы, но вынужден переносить тяжёлую встречу поздней осени.

Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

Завершается произведение образом перекати-поля. Это растение, как и всё живое вокруг, куда-то спешит, хочет покинуть это место. Этот образ усиливает впечатление, и можно понять, что желание всё оставить и оказаться в другом месте является главной идеей произведения об осени.