Черносотенные партии. Черносотенные партии начала XX века: программа, лидеры, представители Террор против «чёрной сотни»

«Черносотенец» сегодня ассоциируется у большинства людей с образом здоровенного, неграмотного мужика, для которого нет большей радости, чем побить студента, интеллигента или еврея, в общем «прогрессивную часть человечества». Усилия леволиберальной, а затем и советской пропаганды не пропали зря. А ведь еще в «Малом толковом словаре русского языка» П. Е. Стояна (Пг., 1915) напротив слов черносотенец или черносотенник стояло — «русский монархист, консерватор, союзник ».

«Чёрная сотня» - исконно русский социальный термин, употребляемый в летописях и документах с XII века. В допетровской Руси чёрными назывались те сословия, которые несли «тягло», т. е. платили налоги. В тогдашнем черносотенстве не было ничего зазорного. Напротив, Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Козьмы Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков.

В этом историческом смысле термин «чёрная сотня» к XVIII веку вышел из употребления. Но на рубеже XIX-XX веков он начинает иронически применяться к разным монархическим группировкам и прежде всего к созданному в 1905 году Союзу русского народа (еше часть черносотенного движения возникла из народного движения за трезвость).

Главный пункт программы Союза русского народа гласил: «Убежденно исповедуя, что благо родины — в самодержавном единения Царя с народом, Союз отмечает, что современный бюрократический строй, заслонивший светлую личность русского Царя от народа и присвоивший себе часть прав, составлявших исконную принадлежность русской самодержавной власти, привел отечество наше к тяжелым бедствиям и потому подлежит коренному изменению... путем учреждения Государственной Думы, как органа, являющего из себя создание непосредственной связи между державною волею Царя и правосознанием народа».

В п. 5 говорится о народности русской и ее положении в России: «Русской народности, собирательнице земли Русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве.

Примечание 1. Союз не делает различия между великороссами, белороссами и малороссами.

Примечание 2. Все учреждения государства Российского объединяются в прочном стремлении к неуклонному поддержанию величия России и преимущественных прав русской народности, но на строгих началах законности, дабы множество инородцев, живущих в нашем отечестве, считали за честь и благо принадлежать к составу Российской империи и не тяготились бы своей зависимостью».

Впрочем, для евреев вступление в Союз было невозможно «даже в том случае, если они примут христианство» (п. 15, прим. 2).

Заметим, что черносотенцы никогда не призывали к убийству кого бы то ни было — ни по политическим, ни по религиозным мотивом. Приписываемые им погромы фальшивка большевистской (и вообще левой) агитации (достаточно сказать, что основные погромы прошли в то время, когда черносотенных организаций фактически не существовало, в в 1906 г. было три погрома, но все в Царстве Польском, где черносотенцы не имели серьезного влияния). Однако они вели непримиримую борьбу с Революцией и, в частности, этот организованный отпор не позволил смуте 1905-1907 годов разнести вдребезги Российское государство. Обыкновенно считается, что с 1905 и по 1909 год ежедневно от рук революционеров погибало от 12 до 18 человек чиновников, жандармов, офицеров, гражданских лиц. По данным, которые приводил в своей книге «Борьба за правду» присяжный поверенный П. Ф. Булацель (расстрелян чекистами в 1919 году), только с февраля 1905 по ноябрь 1906 года были убиты и тяжело ранены 32 706 человек из простого народа, не считая государственных служащих и военных. Вот «обычный» для того времени террористический акт: 14 мая 1906 г. днем на Соборной площади в Севастополе от взрыва бомбы погибает 8 человек, из них 2 детей, не менее 40 получают тяжелые ранения. Дума в лице социалистов и кадетов потребовала амнистии террористу.

Не случайно, революция 17-го года уже готовилась как обычный заговор — левые не забыли полученный урок народного сопротивления.

Шествие Московского отделения Союза русского народа по Красной площад и

Революционеры, в свою очередь, отвечали черносотенцам лютой ненавистью и бешеным террором. В частности, В.И. Ленин из своего женевского далека требовал в октябре 1905 года: "Отряды революционной армии должны тотчас же изучить, кто, где и как составляет чёрные сотни, а затем не ограничиваться одной проповедью (это полезно, но этого одного мало), а выступать и вооружённой силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры и т. д. и т. д."

И большевистские боевики старались вовсю. Только в марте 1908 года в в городе Бахмаче Черниговской губернии была брошена бомба в дом председателя местного Союза русского народа, в городе Нежине был подожжён дом председателя союза, причём погибла вся семья, в селе Домьяны убит председатель отдела, в Нежине убиты два председателя отделов.

Кто же были те люди, которые составляли лицо черносотенного движения, кого призывал избивать и взрывать Ильич?

Частью это были те же рабочие, об улучшении жизни которых будто бы так заботились большевики. В Киеве был создан Союз русских рабочих под председательством рабочего Клеоника Цитовича (расстрелян чекистами в 1919 году), который объединял в своих рядах свыше 3000 человек. В Екатеринославе на заводе Брянского общества был создан отдел, в котором состояло свыше 4000 человек. По поручению Петербургского комитета РСДРП (б) было осуществлено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где собирались рабочие Невского судостроительного завода, состоявшие членами Союза русского народа. Сначала большевистские боевики бросили две бомбы, а затем расстреляли из револьверов выбежавших из чайной людей. Были убиты двое и ранены 15 рабочих.

В "Чёрные сотни" также массово вступали мещане и прочие городские обыватели. Только в течение зимы и весны 1905 г. черносотенные организации возникли более чем в 60 городах, а до конца 1907 года открылось почти 3000 отделений Союза русского народа. По подсчетам Департамента полиции, черносотенцев насчитывалось около 500 тысяч человек. Сами же черносотенцы числили в своих рядах до трех миллионов единомышленников. По-видимому, это была самая массовая организация русского народа за всю его историю. Для сравнения: октябристы числили в своих рядах около 80 тысяч человек, кадеты — до 70 тысяч; эсеры — около 50 тысяч; социал-демократы (всех толков и течений) — около 30 тысяч человек.

Верхушку же черносотенного движения составляли без преувеличения лучшие люди России, которыми гордится русская наука и культура. Вот несколько фамилий навскидку. Товарищем (то есть заместителем) председателя Главного совета Союза русского народа был выдающийся филолог своего времени академик Соболевский. В черносотенные организации входили 32 епископа, среди них будущий патриарх Тихон и митрополит Антоний Храповицкий, который в юные годы был близок с Достоевским и явился прототипом образа Алеши Карамазова.

Св. Иоанн Кронштадтский и его заявление о вступлении в Союз русского народа

В списке членов черносотенных организаций найдем также создателя первого в России оркестра народных инструментов Андреева, одного из крупнейших медиков профессора Боткина, великую актрису Савину, известного всему миру византиниста академика Кондакова, талантливых поэтов Константина Случевского и Михаила Кузмина, превосходных живописцев Константина Маковского и Николая Рериха, выдающегося книгоиздателя Сытина, историка Иловайского, по книгам которого училась вся Россия, знаменитого ученого Мичурина, командира крейсера «Варяг» Руднева, а также вдову Достоевского, Анну Григорьевну. Рисунок Хоругви Русской Монархической партии была выполнена иконописцем Гурьяновым и знаменитым художником В. М. Васнецовым.

Знак Союза русского народа

Назвать этих людей подонками общества едва ли возможно.

Сдается, что и сам Федор Михайлович, доживи он до этого времени, подался бы в черносотенцы. Ведь стал же он на сторону мясников, поколотивших студентов, которые явились в Охотный ряд с революционными лозунгами. Простая истина: чем чаще экстремисты получают по физиономии, тем спокойнее живется обычным гражданам.

Союз Русского Народа, массовая патриотическая организация. Возникла в октябре 1905 году в Петербурге для борьбы с революционным движением, иудейским и либерально-масонским подпольем. Основатель Союза - врач А. И. Дубровин (председатель Главного Совета). Союз объединил наиболее сознательную, национально мыслящую часть русского народа - горожан, помещиков, интеллигенцию.

В патриотической деятельности “Союза Русского Народа” принимали участие выдающиеся общественные и государственные деятели, ученые, писатели, люди искусства. Среди них сам царь Николай II , свв. Иоанн Кронштадтский и будущий патр. Тихон , архим. Антоний (Храповицкий), протоиер. Иоанн Восторгов , протоиер. Михаил Алабовский, архим. Почаевской лавры Виталий (Максименко), архим. М. Гневушев; государственные деятели (министры, члены Государственного Совета и Государственной Думы)...

Союз Русского Народа (Степанов, 2008)

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА (СРН), крупнейшая черносотенная организация, созданная в н. XX в. для борьбы с революцией под лозунгом «Православие, Самодержавие, Русская Народность».

СРН был создан в октябре - ноябре 1905 в самый разгар революции. Вдохновителем его создания был иг. Воскресенского миссионерского монастыря близ ст. Любань под С.-Петербургом Арсений (Алексеев), который в своих воспоминаниях о событиях окт. 1905, непосредственно предшествовавших учреждению СРН, подчеркивал, что Союз был создан по прямому и недвусмысленному повелению Божией Матери. Первый казначей СРН купец И. И. Баранов в показаниях Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства заявил, что первое организационное собрание состоялось 22 окт. 1905 в праздник Казанской иконы Божией Матери (память освобождения Москвы от поляков в 1612) у него на квартире...

Черносотенцы (КПС, 1988)

ЧЕРНОСОТЕНЦЫ - участники боевых организаций крайне монархического толка в России в 1905-1907 годы, так называемых «черных сотен» *, созданных при поддержке правительства и осуществлявших в контакте с полицией погромы и бандитские нападения на революционных рабочих, демократическую интеллигенцию и их организации. Особое распространение получили в годы столыпинской реакции (1908-1912). Название стало нарицательным для характеристики представителей крайне реакционных течений и организаций.

Краткий политический словарь. М., 1988, с. 457.

Союз Русского Народа (Орлов, 2012)

«СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА» - массовая организация черносотенцев, объединявшая представителей консервативных кругов (помещиков, мелкой городской буржуазии, духовенства, деклассированных городских элементов, части интеллигенции, рабочих и крестьян). Основан в октябре 1905 г. А. И. Дубровиным (пред. Главного совета), В. М. Пуришкевичем, В. А. Грингмутом и др. Союзу покровительствовал Николай II. Программа союза была нацелена на защиту существовавшего в России строя: укрепление самодержавия и его единение с народом на базе совещательного органа (Земский собор); сохранение единой и неделимой России; неприкосновенность частной собственности, в том числе помещичьего землевладения; сохранение господствующего положения русских и Русской православной церкви; великодержавный шовинизм, антисемитизм и т. п...

Вестник Русского Собрания

«Вестник Русского Собрания», еженедельный журнал, орган Русского собрания (PC). Первый номер вышел 27 января 1906. Редактором-издателем журнала первоначально был потомственный почетный гражданин. А.К. Пурышев, член Совета и казначей PC. Журнал издавался еженедельно, кроме летних месяцев, и содержал в основном информацию о текущей деятельности PC. В целях повышения эффективности журнала Совет PC 4 янв. 1907 просил возглавить его нового председателя Совета, известного публициста кн. М. Л. Шаховского. Со 2 февраля 1907. (№ 4) князь стал новым редактором-издателем журнала.

Астраханская Народно-Монархическая Партия

Астраханская Народно-Монархическая Партия (АНМП), одна из самых многочисленных и активных региональных черносотенных организаций. Партия была организована 13 ноября 1905. В программе ее цели определялись так: «1) Не допустить Россию до распадения. 2) Оберечь Царя. 3) Прекратить смуту. 4) Поддерживать в народе искони присущие ему чувства: преданности Престолу и святой Православной Церкви и не допускать глумления над ними. 5) Поддерживать в народе сознание высокого значения военной службы.

Уфимское царско-народное русское общество

Уфимское царско-народное русское общество, монархическая организация. Возникла 11 февр. 1906. Политическая программа была принята по аналогии с Астраханской Народно-монархической партией и Казанским Царско-народным обществом: «В единении Царя самодержавного с народом свободным - сила и величие единой неделимой России». На учредительном собрании общества была послана верноподданная телеграмма, в которой монархисты просили Императора сохранить свое Самодержавие, не исключать из свода законов Богом освященные слова: «Монарх неограниченный».

Уфимское патриотическое общество рабочих

Уфимское патриотическое общество рабочих и др. служащих железнодорожных мастерских на станции «Уфа», монархическая организация. Возникла на волне политической активности в окт. 1905 для противодействия революционерам, организовавшим забастовку в Уфимских железнодорожных мастерских. Рабочие-патриоты, насильно отстраненные на несколько недель от работы, вскоре сумели объединиться и в дек. 1905 совместно с властями сорвали попытку боевиков с помощью оружия захватить контроль над мастерскими. 1 янв. 1906 Уфимский губернатор А. С.

Первоначально слова «чёрная сотня», «черносотенцы» звучали почти как оскорбительные прозвища. Так в начале XX века окрестили людей консервативных, крайне правых взглядов. Но потом сами черносотенцы переосмыслили эти слова. Они стали напоминать всем, что в XVI- XVII веках чёрной сотней называли городское простонародье.

«Да, мы черносотенцы! Чёрная сотня Кузьмы Минина спасла Россию!» - говорили они теперь с гордостью. Для интеллигенции, разумеется, слово «черносотенец» по-прежнему звучало как оскорбление.

Зарождение черносотенства

Первая черносотенная организация - Русское Собрание - возникла в январе 1901 года. Это был немногочисленный литературно-аристократиче­ский кружок во главе с князем Дмитрием Голицыным . Кружок ставил перед собой в основном культурные задачи: изучение русской народной жизни, сохранение чистоты русской народной речи и т.п.

Сначала власти даже собирались запретить эту организацию, подозревая крамолу, но потом изменили своё отношение к ней. Министр внутренних дел Вячеслав Плеве стал покровителем и почётным членом общества.

Наиболее здоровым черносотенцы считали общество допетровской Руси. Они видели в нём своеобразный идеал единения и гармонии всех сословий. Что же нарушило эту социальную гармонию? Привнесение чужого, иноземного влияния начиная с Петра I. Роковую роль сыграло знаменитое «окно, прорубленное в Европу». Один из вождей черносотенства журналист Владимир Грингмут замечал, что Пётр приказал России «забыть самобытные русские предания, броситься в погоню за европейскими обычаями и учреждениями безо всякого разбора, не отличая в них драгоценного золота от обманчивой мишуры».


В результате между царём и народом выросло «средостение» - чиновничество со своими интересами, чуждыми народу. В программе возникшей позднее самой известной черносотенной организации - «Союза русского народа» (СРН) - говорилось: «“Союз русского народа” признаёт, что современный чиновничий строй, осуществляемый в громаднейшем большинстве случаев безбожными, нечестивыми недоучками и переучками, заслонил светлый образ Царя от народа».

Против чиновничества боролась и интеллигенция. Но черносотенцы считали, что интеллигенты сами хотят встать «между государем и народом», подменить народные интересы своими. Одна из прокламаций столичного СРН в 1905 году призывала: «Крестьяне, мещане и люди рабочие! Послушайте, что умышляет господчина. В городских думах и земствах сидят господа, а в больших городах адвокаты, профессора, студенты, учителя, погорелые помещики, одворянившиеся купцы и прочие господа, называющие себя интеллигенцией… Не признавайте её властью и правительством, разнесите в клочья, помните, что в государстве вы сила, вас сто миллионов, а интеллигенции и пяти не будет. Довольно терпеть эту интеллигентную шваль…».

Столь же критически черносотенцы относились и к буржуазии. В 1907 году в газете черносотенцев «Русское знамя » отмечалось: «Наша доморощенная буржуазия не национальна, и родилась-то она у нас с испорченной сердцевиною. Русская буржуазия, не имея свежести самобытной, заразилась гнилью Запада… Наша буржуазия всегда останется такою же чуждою народу, какою является она в настоящее время».

Выход для общества черносотенцы видели в возращении к «исконным началам: Самодержавию, Православию, Народности». Власть государя должна выражать интересы не отдельных сословий, считали они, а всей нации в целом. Для этого она должна быть свободна от всевозможных «конституций и парламентов».

Что же касается православия, то главное несчастье церкви черносотенцы видели в её подчинении государству. Духовенство слилось с чиновничеством, церковь превратилась в придаток государства. Корень этого зла тоже уходит в Петровские реформы, считали они. Многие черносотенцы выступали за восстановление на Руси патриаршества, как это было в допетровскую эпоху.

Наконец, своей важнейшей задачей черносотенцы считали ограждение русского народа от всевозможных «инородных влияний». Они выдвигали лозунг «Россия - для русских!». Самым опасным из «инородных влияний» черносотенцы считали еврейское. Они выступали в конечном итоге за поголовное выселение евреев из России в «собственное государство».

Первые черносотенные организации оставались небольшими салонными кружками, перелом в развитии движения произошёл в 1905 году.

После царского манифеста от 17 октября 1905 года, даровавшего свободы, по всей стране покатилась волна демонстраций. Революционеры праздновали свою первую победу и призывали добиваться большего. Это сопровождалось символическим уничтожением атрибутов монархии. Демонстранты жгли портреты Николая II, разбивали его бюсты, собирали деньги на «похороны царя».

Конечно, всё это глубоко задело монархические чувства части населения. Особенно враждебные толки вызывало присутствие среди революционеров евреев и других «инородцев».

Например, в Киеве после появления царского манифеста революционная толпа захватила здание городской думы, разорвала в зале заседаний портреты Николая II и его предков. Какой-то студент вышел на думский балкон с портретом царя. Он сделал в полотне отверстие, просунул туда голову и кричал толпе: «Теперь я - государь!». С балкона думы выступали революционные ораторы. Журналист Василий Шульгин вспоминал: «Случилось это случайно или нарочно - никто никогда не узнал… Но во время разгара речей о «свержении» царская корона, укреплённая на думском балконе, вдруг сорвалась или была сорвана и на глазах у десятитысячной толпы грохнулась о грязную мостовую. Металл жалобно зазвенел о камни… И толпа ахнула. По ней зловещим шёпотом пробежали слова: “Жиды сбросили царскую корону…”».

В тот же день сразу у многих людей появилась идея ответить на революционные выступления стихийными «патриотическими демонстрациями». Как вспоминал В. Шульгин, в редакцию газеты «Киевлянин» 18 октября 1905 года пришли четверо читателей: рабочий, ремесленник, торговец, чиновник. Он так передавал разговор в редакции:

«- Какое они имеют право! - вдруг страшно рассердился лавочник. - Ты красной тряпке поклоняешься - ну и чёрт с тобой! А я трёхцветной поклоняюсь. И отцы и деды поклонялись. Какое ты имеешь право мне запрещать?

Господин редактор, мы хотим тоже, как они, демонстрацию, манифестацию… Только они с красными, а мы с трёхцветными…

Возьмём портрет государя императора и пойдём по всему городу… Вот что мы хотим… Отслужим молебен и крестным ходом пойдём…

Они с красными флагами, а мы с хоругвями…

Они портреты царские рвут, а мы их, так сказать, всенародно восстановим…».

На «патриотические шествия» повсюду решено было собираться у стен храмов Начинались они церковными службами. На такие демонстрации по всей стране вышли сотни тысяч людей. Они несли российские флаги, иконы, портреты царя. Праздновали отчасти манифест 17 октября, отчасти годовщину вступления на престол Николая II (21 октября). Кое-кто выкрикивал, что надо бить смутьянов - студентов и евреев.

Начавшись с простого шествия, события развивались по нарастающей. Некоторые участники демонстрации останавливали прохожих и требовали от них снимать шапки перед портретом государя. С тех, кто не хотел обнажить голову, шапки сбивали. Конечно, это вызывало ответное возмущение, и в демонстрантов часто летели камни. В Иваново-Вознесенске большевик В. Морозов в ответ на требование снять шапку обозвал Николая II сволочью, выстрелил в портрет и застрелил двух демонстрантов. Самого его за это сильно избили, арестовали и приговорили к каторге.


Стреляли в черносотенцев и в других городах; например, в Одессе в демонстрантов бросали бомбы, причём подорвался и погиб один из бросавших, анархист Яков Брейтман. Порой вспыхивали уличные схватки между революционерами и черносотенцами. Такие происшествия почти везде перерастали в погромы, направленные против «интеллигентов и инородцев», главным образом евреев.

Кое-где демонстранты просто разбивали камнями витрины магазинов и окна домов, принадлежащих евреям. Но чаще всего это сопровождалось и грабежом: толпа врывалась в дома, выбрасывала на улицу имущество. Любая попытка самозащиты вызывала возмущение толпы и влекла за собой многочисленные жертвы.

Говорили, что покарать «крамольников» разрешил сам царь. В Томске имел место следующий характерный случай. Шествие приблизилось к магазину, и один из демонстрантов громко спросил у царского портрета: «Разрешаете громить, Ваше величество?». «Разрешаю», - отвечал человек, нёсший портрет…

В. Шульгин так описывал картину погрома:

«Это была улица, по которой прошёлся “погром”.

Что это? Почему она белая?…

Пух… Пух из перин.

Страшная улица… Обезображенные жалкие еврейские халупы… Все окна выбиты… Местами выбиты и рамы… Точно ослепшие все эти лачуги. Между ними, безглазыми, в пуху и в грязи - вся жалкая рухлядь этих домов, перекалеченная, переломанная… Стулья, диваны, матрацы, кровати, занавески, тряпьё… полувдавленные в грязь, разбитые тарелки… - всё, что было в этих хибарках, искромсанное, затоптанное ногами…».

В течение двух недель после манифеста уличные беспорядки произошли более чем в ста городах. По данным историка С. Степанова, погибло 1622, ранено было 3544 человека. В число жертв попали как евреи, так и русские «смутьяны» - студенты, интеллигенты. Из тех погибших и раненых, чья национальность известна, евреи составляли 50%, русские и другие славяне - около 44%.

«Союз русского народа»

В октябре 1905 года черносотенное движение впервые переросло в массовое и распространилось по всей стране. В ноябре возникла самая крупная черносотенная организация - «Союз русского народа» (СРН). Вышел первый номер её газеты «Русское знамя».

Союзник».

Социальную основу этих организаций составляли разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, крестьяне, рабочие, мещане, ремесленники, казаки, полицейские чины, выступавшие за сохранение незыблемости самодержавия на основании уваровской формулы «Православие, Самодержавие, Народность» . Период особой активности черносотенцев пришёлся на -1914 годы .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Истоки идеологии черносотенства берут своё начало в славянофильском течении. Многие её положения переплетались с официальной монархической доктриной, платформой националистов , а в некоторых случаях с октябристской программой. Черносотенцы противопоставляли себя марксизму и не признавали материалистического понимания истории [ ] .

    В сфере экономики черносотенцы выступали за многоукладность . Часть черносотенных экономистов предлагала отказаться от товарного обеспечения рубля .

    Часть черносотенных идей - как программы организаций, так и обсуждаемые черносотенной прессой темы, - предполагала консервативное общественное устройство (имели место значительные споры по вопросу о допустимости парламентаризма и вообще представительных учреждений в самодержавной монархии), и некоторое обуздание «эксцессов» капитализма, а также укрепление общественной солидарности, формы прямой демократии .

    История

    Черносотенцы
    • Черносотенцы возводят своё происхождение к низовому нижегородскому ополчению Смутного времени , предводимого Кузьмой Мининым , которые «стояли за дом пресвятой Богородицы и православную христианскую веру, ополчались против разорителей земли русской ради спасения веры отцовской и отечества от погибели» (В России XIV-XVII веков «чёрными» назывались земельные наделы чёрносошных крестьян и тяглого городского населения. В исторических источниках «чёрные» земли противопоставляются «белым» землям, которые находились во владении феодалов и церкви).
    • Черносотенное движение выступило в начале XX века под лозунгами защиты Российской империи и её традиционных ценностей «православия, самодержавия, народности».

    Первой организацией черносотенного толка стало «Русское собрание », созданное в 1900 году .

    Существенным источником финансирования черносотенных союзов были частные пожертвования и сбор.

    По мнению ряда учёных, участие известных деятелей в черносотенных организациях было впоследствии существенно преувеличено. Так, доктор философских наук, профессор Сергей Лебедев считает, что

    Современные правые… любят увеличивать этот и без того длинный список за счёт тех деятелей русской культуры, которые формально не состояли в черносотенных союзах, но не скрывали свои правые взгляды. К ним относятся, в частности, великий Д. И. Менделеев , художник В. М. Васнецов , философ В. В. Розанов …

    «Чёрная Сотня» 1905-1917 годов - это несколько крупных и мелких монархических организаций: «Союз русского народа », «Союз Михаила Архангела », «Русская монархическая партия », «Союз русских людей », «Союз борьбы с крамолой», «Совет объединённого дворянства », «Русское собрание » и другие.

    Черносотенное движение в разное время публиковало газеты «Русское знамя», «Земщина», «Почаевский листок», «Колокол», «Гроза», «Вече». Черносотенные идеи проповедовались также в крупных газетах «Московские ведомости », «Киевлянин », «Гражданин», «Свет».

    Среди лидеров черносотенного движения выделялись Александр Дубровин , Владимир Пуришкевич , Николай Марков , князь М. К. Шаховской.

    Роль в погромах

    Члены «Чёрной сотни» проводили рейды (с неофициального одобрения правительства) против различных революционных групп и погромы , в том числе против евреев .

    Исследователь «чёрной сотни» историк Максим Размолодин, считает, что этот вопрос является дискуссионным и требует дальнейшего изучения .

    Черносотенные организации начали своё формирование не до , а после первой, самой сильной волны погромов. Доктор исторических наук историк черносотенного движения Сергей Степанов пишет, что в последующий период орудием черносотенного террора стали боевые дружины «Союза русского народа» и других крайне правых организаций . Максим Размолодин утверждает, что по мере разворачивания деятельности черносотенных организаций волна погромов начала спадать, на что указывали многие видные деятели данного движения и признавали политические противники .

    Черносотенные организации наиболее активно действовали в регионах со смешанным населением (на территории современных Украины, Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости »), где было сосредоточенно более половины всех членов Союза русского народа и других черносотенных организаций. После организации черносотенного движения было зафиксировано всего два крупных погрома. Оба они произошли в 1906 году на территории Польши , где русские черносотенцы не имели влияния . Лидеры черносотенного движения и уставы организаций декларировали законопослушный характер движения и осуждали погромы. В частности, председатель Союза русского народа А. И. Дубровин в специальном заявлении в 1906 году определил погромы как преступление. Хотя борьба с «еврейским засильем» была одной из основ движения, но его лидеры разъясняли, что она должна вестись не насилием, а экономическими и идеологическими методами, то есть преимущественно усилением дискриминации евреев. Размолодин утверждает, что черносотенными газетами, при общей антисемитской направленности, не было опубликовано ни одно­го прямого призыва к еврейскому погрому .

    Тем не менее, Сергей Степанов утверждает, что программные документы и реальная деятельность сильно различались между собой . Существуют факты, свидетельствующие об активной пропаганде черносотенцами антиреволюционного насилия. Дж. Д. Клиер и Шломо Ламброзо приводят слова М. Дубровина, произнесённые перед 300 членами одесской организации СРН:

    Истребление бунтовщиков - святое русское дело. Вы знаете, кто они, и где их искать… Смерть бунтовщикам и евреям! .

    Террор против «чёрной сотни»

    Радикальными социалистическими партиями была развёрнута кампания террора против «чёрной сотни». Лидер социал-демократов В. И. Ленин писал в 1905 году:

    Отряды революционной армии должны тотчас же изучить, кто, где и как составляет чёрные сотни, а затем не ограничиваться одной проповедью (это полезно, но этого одного мало), а выступать и вооружённой силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры и т. д. и т. п.

    По поручению Петербургского комитета РСДРП было осуществлено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где собирались рабочие Невского судостроительного завода , состоявшие членами Союза русского народа . Сначала большевистскими боевиками были брошены две бомбы, а затем выбегавших из чайной расстреливали из револьверов. Большевиками были убиты двое и ранены пятнадцать человек .

    Революционные организации осуществили множество террористических актов против членов правых партий, преимущественно против председателей местных отделов Союза русского народа. Так, по сведениям департамента полиции, только в марте 1908 года в одной Черниговской губернии в городе Бахмаче была брошена бомба в дом председателя местного союза СРН, в городе Нежине был подожжён дом председателя союза, причём погибла вся семья, в селе Домьяны убит председатель отдела, в Нежине убиты два председателя отделов .

    Ослабление и конец черносотенного движения

    Несмотря на массовую поддержку среди городских мещан и сочувствие русского православного духовенства и влиятельных аристократов, русское радикальное правое движение с самого своего появления на российской общественной сцене оставалось недоразвитым по следующим причинам:

    • Черносотенное движение не сумело убедить российское общество в своей способности предложить положительную программу по тогдашним запросам к политической идеологии; объяснение всех проблем и бед общества подрывной деятельностью евреев казалось чрезмерно односторонним даже для тех, кто не симпатизировал евреям;
    • Черносотенное движение не сумело предложить действенной альтернативы либеральным и революционным, радикально-левым идеям, завоевавшим широкие круги интеллигенции в России;
    • Непрерывные расколы и внутренние распри в черносотенном движении, сопровождавшиеся многочисленными скандалами и взаимными обвинениями (в том числе, в тяжких уголовных преступлениях) подрывали общественное доверие к движению в целом; например, известнейший деятель правого движения о. Иоанн Восторгов обвинялся правыми же политическими конкурентами в отравлении правого политического деятеля П. А. Крушевана , убийстве собственной жены из желания стать архиереем, раскрадывании сумм монархических организаций;
    • Сформировалось устойчивое общественное мнение о том, что черносотенное движение тайно финансируется из секретных сумм Министерства внутренних дел, а все конфликты в движении имеют причиной борьбу за доступ отдельных лиц к этим суммам;
    • Неблагоприятное воздействие на общественное мнение о черносотенцах оказало участие последних в убийствах депутатов Думы М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса ; а также выдвинутые бывшим премьер-министром графом С. Ю. Витте обвинения в попытке его убийства путём взрыва дома;
    • Деятельность депутатов правой фракции в III Государственной думе , прежде всего В. М. Пуришкевича и Н. Е. Маркова 2-го , носила провокационный, эпатажный характер и сопровождалась многочисленными скандалами, не способствовавшими формированию уважения к данным политическим деятелям; деятельность А. Н. Хвостова в качестве министра внутренних дел закончилась громким скандалом, связанным с его предполагаемой попыткой организовать убийство Г. Е. Распутина и последующей быстрой отставкой.

    Несмотря на определённые политические успехи, после Русской революции 1905 года черносотенное движение не смогло стать монолитной политической силой и найти союзников в многоэтническом, многоукладном российском обществе. Зато черносотенцы сумели настроить против себя не только влиятельные радикальные левые и либеральные центристские круги, но и часть своих потенциальных союзников среди сторонников идей российского имперского национализма.

    Определённую конкуренцию с черносотенным движением составил Всероссийский национальный союз и связанная с ним фракция националистов в III Думе. В 1909 году произошло слияние фракции умеренно-правых с национальной фракцией. Новая русская национальная фракция (в просторечии «националисты»), в отличие от правых, сумели поставить себя таким образом, что их голоса совместно с октябристами образовывали проправительственное большинство Думы, в то время как в голосах правых правительство потребности не имело. Незначимость голосов своей фракции при голосовании правые депутаты компенсировали агрессивным, провокационным поведением, что ещё более превращало членов фракции в политических изгоев.

    Примечания

    1. Шарова В. Л. Праворадикальная идеология в России: истоки и преемственность // Политико-философский ежегодник. - М. : Институт философии РАН, 2008. - Вып. 1 . - С. 121 .
    2. С.Степанов «Чёрная сотня»
    3. Черносотенцы - статья из Большой советской энциклопедии .
    4. С. А. Степанов. «Чёрная сотня. Что они сделали для величия России?» // М.: Яуза-пресс, 2013
    5. Бизюкин С. С. Экономические воззрения правомонархического (черносотенного) движения в России в начале XX века // Взгляд из третьего тысячелетия: Сборник рефератов. Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина - Рязань, 2003.
    6. Информация об организации на сайте «Хронос»
    7. Идеология правого радикализма начала XX-го века
    8. Куликов С. В. Император Николай II в годы Первой мировой войны. СПб. 2000. С. 285
    9. Сибирская торговая газета. № 83. 12 апреля 1907 год. Тюмень
    10. Black Hundreds
    11. Black Hundreds
    12. Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов» (неопр.) . Сайт «Хронос». Дата обращения 11 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.
    13. Черносотенный террор 1905-1907 гг.
    14. Lambrozo S., Klier J.D. Pogroms: Anti-Jewish Violence in Modern Russian History . - Cambridge University Press , 1992. - P. 224. - ISBN 978-0-521-40532-4 .
    15. Ср.: The Times, October 9, 1906 ; В своей монографии Дж. Д. Клиер и Шломо Ламброзо ссылаются на номер Times за следующий день, 10 октября, в котором опубликовано окончание статьи «Russia». Имя Дубровина корреспондент лондонской «Times » вновь упоминает в статье «Русская чёрная сотня » от 8 марта 1911 года.
    16. Ленин. Задачи отрядов революционной армии
    17. Первая боевая организация большевиков. 1905-1907 гг. - М., 1934. - С. 221.
    18. Циркуляр Департамента полиции от 8 марта 1908 г. // Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - начало XX вв.): Сборник документов. - М.: АИРО-XXI, 2001. -

    Черносотенцами назывались члены российских патриотических организаций 1905-17 г., которые придерживались позиций монархизма, антисемитизма и Эти организации применяли террор к бунтовщикам. Черносотенные партии в участвовали в разгонах митингов, демонстраций, собраний. Организации поддерживали правительство, осуществляли еврейские погромы.

    Разобраться в этом движении на первый взгляд довольно сложно. В состав черносотенных партий входили представители организаций, которые далеко не всегда действовали совместно. Однако если остановиться на самом главном, можно заметить, что у черносотенцев были общие идеи и направления развития. Вкратце представим основные черносотенные партии России и их лидеров.

    Основные организации и лидеры

    "Русское собрание", созданное в можно считать первой в нашей стране монархической организацией. Мы не будем учитывать ее предшественницу, "Русскую дружину" (эта подпольная организация просуществовала недолго). Однако главной силой движения черносотенцев стал "Союз русского народа", возникший в 1905 г.

    Его возглавлял Дубровин. Пуришкевич в 1908 г. разошелся во взглядах с ним и вышел из СРН. Он создал свою собственную организацию, "Союз Михаила Архангела". В СРН в 1912 году произошел второй раскол. Конфронтация на сей раз возникла между Марковым и Дубровиным. Из Союза теперь вышел Дубровин. Он образовал ультраправый Дубровинский "Союз русского народа". На первый план, таким образом, вышли 3 лидера монархистов: Марков (СРН), Пуришкевич (СМА) и Дубровин (ВДСРН).

    Основные черносотенные партии - это перечисленные выше. Можно также отметить "Русский монархический союз". Однако представителями этой партии были православное духовенство и дворяне, поэтому это объединение было небольшим и не представлявшим значительного интереса. К тому же через некоторое время партия раскололась. Часть организации отошла к Пуришкевичу.

    Происхождение слова "черносотенцы"

    Слово "черносотенцы" происходит от древнерусского слова означающего посадское тяглое население, делившееся на военно-административные единицы (сотни). Представители интересующего нас движения были членами русских монархических, правохристианских и антисемитских организаций. "Черная сотня" - термин, который стал широко употребляться для обозначения ультраправых антисемитов и политиков. Представители этого движения выдвигали в противовес демократическим единоличной, абсолютной власти. Они считали, что у России есть 3 врага, с которыми необходимо бороться. Это инакомыслящий, интеллигент и инородец.

    Черносотенцы и трезвенничество

    Частично черносотенные партии сформировалась из по борьбе с пьянством. Эти организации никогда не отрицали трезвенничество. При этом считалось, что потребление пива в умеренных количествах - альтернатива отравлениям водкой. Часть ячеек черносотенцев даже была оформлена в виде обществ трезвости, чтения для народа, чайных и даже пивных.

    Черносотенцы и крестьянство

    Черносотенцы - партия, программа действий которой не была должным образом разработана, за исключением призыва бить евреев, интеллигентов, либералов и революционеров. Поэтому крестьянство, практически не соприкасавшееся с этими категориями, осталось почти не затронутым этими организациями.

    Погромы интеллигенции и евреев

    Черносотенные партии делали основную ставку на разжигание этнической и национальной вражды. Результатом этого стали погромы, прокатившиеся по России. Нужно сказать, что погромы начались еще до развертывания движения черносотенцев. Интеллигенция далеко не всегда избегала удара, который был нацелен на "врагов России". Ее представителей запросто могли избивать и даже убивать на улицах, нередко наравне с евреями. Не спасало даже то, что существенная часть организаторов движения черносотенцев состояла из консервативных интеллигентов.

    Не все погромы, вопреки популярному мнению, подготовили именно черносотенные партии. В 1905-07 годах эти организации были еще довольно малочисленными. Однако черносотенцы очень активно действовали в районах, население которых было смешанным (в Белоруссии, на Украине и в 15-ти губерниях так называемой "черты еврейской оседлости"). В этих регионах находилось более половины всех представителей "Союза русского народа", а также других подобных организаций. Волна погромов по мере развития деятельности черносотенцев стала скорее спадать. Многие видные деятели этих партий указывали на это.

    Финансирование организаций, издание газет

    Важным источником финансирования союзов черносотенцев были субсидии правительства. Средства выделялись из фондов МВД для того, чтобы контролировать политику этих объединений. Черносотенные партии вместе с тем проводили также сбор пожертвований частных лиц.

    В разное время эти организации издавали газеты "Почаевский листок", "Русское знамя", "Гроза", "Колокол", "Вече". Черносотенные партии начала XX века продвигали свои идеи и в таких крупных газетах, как "Киевлянин", "Московские ведомости", "Свет", "Гражданин".

    Съезд в Москве

    Организации провели съезд в Москве в октябре 1906 года. На нем избрали Главную управу и объединили всех черносотенцев, создав "Объединенный русский народ". Однако их слияния фактически не произошло. Организация уже спустя год прекратила существование.

    Нужно сказать, что конструктивные идеи черносотенцев (как темы, обсуждаемые прессой, так и программы организаций) предполагали создание консервативного общества. По вопросу о необходимости парламентаризма и представительных учреждений вообще велись значительные споры. Черносотенцы - партия, программа которой была намечена лишь в общих чертах. Поэтому, а также по ряду других причин эти организации оказались нежизнеспособными.

    Черносотенные партии: программа

    Теория "официальной народности" была в основе программы этих организаций. Она была выдвинута С.С. Уваровым, министром просвещения, еще в 1-й половине 19 века. Эта теория опиралась на формулу "православие, самодержавие, народность". Самодержавие и православие представлялись исконно русскими началами. Последний элемент формулы, "народность", понимался как приверженность народа к первым двум. Черносотенные партии и организации придерживались неограниченного самодержавия в вопросах внутреннего устройства страны. Даже Государственную Думу, появившуюся во время революции 1905-07 гг., они считали совещательным органом при царе. Проведение в стране реформ они воспринимали как бесперспективное и невозможное начинание. Одновременно в программах этих организаций (к примеру, СРН) объявлялась свобода печати, слова, вероисповедания, союзов, собраний, неприкосновенность личности и т. д.

    Что касается аграрной программы, она была бескомпромиссной. Черносотенцы не желали идти на уступки. Их не устраивал вариант частичной конфискации земель помещиков. Они предлагали продать крестьянам принадлежащие государству пустующие земли, а также развивать системы кредита и аренды.

    Убийство кадетов

    Черносотенные партии начала XX века во время революции (1905-07 гг.) поддерживали в большинстве своем проводимую правительством политику. Они убили двух членов ЦК партии кадетов - Г.Б. Иоллоса и М.Я. Герценштейна. И тот, и другой являлись их политическими противниками: они были либералами, евреями и бывшими депутатами Госдумы. Особенный гнев черносотенцев вызывал профессор Герценштейн, который высказывался по аграрному вопросу. Его убили 18 июля 1906 г. в Териоки. Участники "Союза русского народа" были осуждены по этому делу. Это А. Половнев, Н. Юскевич-Красковский, Е. Ларичкин и С. Александров. Трех первых приговорили за соучастие и дали по 6 лет, а Александров получил 6 месяцев за то, что не донес о готовящемся преступлении. Александр Казанцев, исполнитель этого убийства, был сам убит к тому времени, поэтому не предстал перед судом.

    Черносотенцы теряют влияние

    Черносотенцы - партия, которой после революции не удалось стать единой политической силой, несмотря на некоторые успехи. Ее представители не смогли найти достаточного количества союзников в многоукладном, многоэтническом русском обществе. Зато члены этого движения настроили против себя радикальные левые партии и либеральные центристские круги, которые были влиятельными в то время. Даже часть потенциальных союзников в лице сторонников имперского национализма также восстала против них.

    Напуганные эпизодическим насилием и радикальной риторикой черносотенцев, державники, которые находились у власти, в этническом национализме усмотрели чуть ли не главную угрозу государству. Они смогли убедить Николая II, симпатизировавшего "союзникам", а также придворные круги в необходимости отвернуться от этого движения. Это еще больше ослабило черносотенцев на политической арене накануне событий 1917 года. Первая мировая война также способствовала ослаблению этого движения. На нее добровольцами отправились многие активисты и рядовые члены черносотенных организаций. Интересующее нас движение в революции 1917 года не играло значительной роли. Черносотенцы - партия, остатки которой были беспощадно уничтожены после победы большевиков, которые видели в национализме угрозу советскому строю.

    Запрет организаций и судьба их членов

    Черносотенные организации после февральской революции были запрещены. Они сохранялись лишь частично на подпольном положении. Многие видные лидеры в период Гражданской войны примкнули к движению белых. Оказавшись в эмиграции, они критиковали деятельность русских эмигрантов. Некоторые видные представители этого движения примкнули со временем к националистическим организациям.