Омонимы и их употребление презентация. Презентация на тему "омонимы"

Слайд 2

Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? В.Лифшиц О КАКОМ ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ ПОЙДЁТ РЕЧЬ?

Слайд 3

5 примет омонимов:

1. Омонимы - это слова одной и той же части речи; 2. Омонимы одинаково звучат; 3. Омонимы одинаково пишутся; 4. Омонимы имеют разные лексические значения; 5. Омонимы не имеют в значении никакого сходства;

Слайд 4

Используя омонимы, ответьте, какие омонимичные слова употребляют для названия

1) Садовое растение и оружие для метания стрел 2) Кошелёк для денег и мелких бумаг и работник бумажной промышленности 3) Географический сборник карт и шёлковая, гладкая, блестящая ткань 4) Супружество и недоброкачественное изделие, дефект 5) Взятые взаймы деньги и обязанность (ЛУК) (БУМАЖНИК) (АТЛАС) (БРАК) (ДОЛГ)

Слайд 5

На загадку дай отгадку

Я все то, что есть на свете, Все народы на планете. Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины мир

Слайд 6

Я – жилище для зверька, Для сверчка и паучка. Есть еще и тезка мой: Редкостный зверек пушной. норка

Слайд 7

Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне, на елке, А называются … иголки

Слайд 8

Нас много в играх набирают, А иногда и на нос надевают. очки

Слайд 9

Древнее название города, а его омоним – название атмосферных осадков град Меня ищут как причину, оправдывающую какое- нибудь действие, а мой омоним – служебная часть речи предлог Верхняя ветвистая часть дерева и денежная единица некоторых европейских стран крона

Слайд 10

Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот и морское млекопитающее с ценным мехом котик Продукты, идущие в пищу животным, и задняя часть судна корма

Слайд 11

У ОМОНИМа имёнТри – такой уж важный он!

Слайд 12

Раз, конечно, «омофоны»,Два, без спора, «омоформы»,Три – «омографы» (их лишь Удареньем различишь)… Разобраться просто с ними:«Одинаковое имя»!

Слайд 13

Омофоны – слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Вена-вена, блок-Блок, даль-Даль, надежда-Надежда. Носорог - нос о рог, крынку – к рынку, окошке – о кошке.

Слайд 14

Омофоны: луг и лук –Одинаковый лишь звук;Труд и трут, рот и род,Туш и тушь, плот и плод –Написание разнится –Звук – один, различны лица!

Слайд 15

ЮНАЯ РЫБАЧКА

Вместо озера - пруд. Вместо удочки - прут. Так и знайте: сама Я поймаю сома!..

Слайд 17

ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ

Мы расскажем, как Тарас Отличился как-то раз: Собирал грибы в лесу, А поймал за хвост лису!..

Слайд 18

РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Промой под краном клюкву Раза три – И с сахарным песочком Разотри…

Слайд 19

ПОСЛЕ УЖИНА

Как понравились Вам раки? - Я не разглядел Во мраке…

Слайд 20

Омоформы- слова разных частей речи, которые одинаково пишутся и произносятся.

Слайд 21

Бойко пышет жаром ПЕЧЬ-Пироги пора нам ПЕЧЬ.Вьюга сникла, ветер СТИХ,До конца дописан СТИХ –В этом нет секрета:Омоформыэто! Только форму измени,Разбегутся прочь они:Пироги пеКУ в пеЧИ;Ветер ТИХ; СТИХИ учи, -Оморофм потерян след,Их в помине даже нет!Подивись со мною самЭтим "ОМО"-чудесам!

Слайд 22

ДЯДЮШКИН И ЕГО СОН

Мы с Толиком Сидим за столиком, А сто сторожат – Нас сторожат.

Слайд 23

ДОБРОЕ СЛОВО

Я встретил грибника за бором, Потом - Полкана за забором, А после - мальчика у дачи. И всем им пожелал удачи!

Слайд 24

ПРО ЦАРЯ ГОРОХА

На троне сидит Царь Горох, а к нему за казной Из банка приехал автобус - большой, заказной. Финальная сцена, похоже, выходит нема: Горох - на бобах, ведь казны у Гороха - нема...

Слайд 25

Омографы - одинаково пишущиеся слова, которые произносятся по-разному. Мука-мука, кружки-кружки, замок-замок. Пугало пугало сорок сорок.

Слайд 26

ДЕД НЕ ДРЕМЛЕТ...

Глядит, как смотрит внучка, А с ней и два внучка За тем, как лает Жучка На черного жучка...

Слайд 27

ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ

Стрепня любая - нелегка. Готовка - сложная наука. Но если есть у вас мука, То сделать блинчики - не мука...


Урок по теме

«СЛОВА-ОМОНИМЫ»

Группа № 5


Тема: Слова-омонимы

Цель деятельности учителя:

создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.

Этапы урока

Приёмы

Организационный момент

Актуализация знаний. Формулировка проблемы

Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.

Введение в тему

Определение темы и целей урока.

ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление

Открытие нового знания.

Работа в группах. Защита рисунков.

Применение нового знания. Включение в систему знаний.

Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Подведение итогов

Прием «Инсерт»

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору

Рефлексия

Закончи предложение


Планируемые результаты:

  • Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
  • Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
  • Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
  • Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.


Актуализация знаний

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

А у меня дома овсянка.

Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

И я люблю!- сказала Оля.

Она желтая, красивая такая!

И вкусная, особенно с молоком!

Как это вкусная? Как это с молоком?

Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

Да ты про что говоришь?

Как это про что? Про овсянку!

Про какую овсянку?

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?

Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

А потом ко мне мою овсянку кушать!


Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)

Вы знаете, как называются такие слова?

Можно ли эти слова назвать многозначными?

Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).

- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.


Сходства-отличия омонимов и многозначных слов

СХОДСТВО

ОТЛИЧИЕ

Многозначные Омонимы

Пишутся

одинаково

имеют абсолютно

общее в ЛЗ разные ЛЗ

(по форме, цвету,

характеру, действию)


Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .


Найдите омонимы. Нарисуйте их

Наш Ванюша во бору

Отрываясь от Земли

Накосил косой траву.

На большой ракете,

А своей косой Танюша

Взяли горсточку земли

Полюбилася Андрюше.

На память о планете.


Найдите омонимы.

  • горький лук – лук охотника;
  • кисть рябины – кисть для рисования:

Какая пара лишняя? Почему?


Найдите омонимы (Ключ)

  • горький лук – лук охотника;
  • подземный ключ – ключ от входной двери;
  • кисть рябины – кисть для рисования:
  • шуба из норки – мышиные норки

весёлые загадки

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.



весёлые загадки

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.



весёлые загадки

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.




Прием «Инсерт»

«V» - уже знал

« + » - новое

«?» - не понял, есть вопросы.


Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Сегодня я узнал…

- Что вызвало затруднение?

- Сегодня я научился…

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

- Для меня стало новым…

- Для меня было трудно…


Рефлексия

При подготовке модели урока

Было легко

Было трудно

Подбирать дидактические материалы

Формулировать цели урока в условиях ФГОС

Составлять задания к тексту

Разграничивать виды УУД к этапам урока

Разрабатывать структуру урока

Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.

Подбирать задания для мотивации и актуализации

Презентация по слайдам

Текст слайда: Омонимы и их виды Автор Камкина Ольга, ученица 5 класса Руководитель Сысова В. А., учитель русского языка и литературы


Текст слайда: В словарном составе русского языка наблюдается три типа отношений между словами: - омонимичные - синонимичные - антонимичные


Текст слайда: В основу исследования легли научные труды по омонимии академика В.В. Виноградова.


Текст слайда: Цель работы: на основе анализа лингвистической литературы дать представление о том, как в современной науке освещается явление омонимии


Текст слайда: Задачи исследования: проанализировать разные подходы в определении омонимии познакомиться с историей освещения данного вопроса


Текст слайда: Предмет исследования: лексико-лингвистический анализ категории слов. Объект исследования: явление омонимии. Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений; методы сплошной выборки, наблюдения и анализа.


Текст слайда: Омонимы- слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Греч. homos- одинаковый onyma- имя


Текст слайда: Омонимы омоформы омографы омоформы


Текст слайда: Омоформы- слова,совпадающие лишь в одной грамматической форме. три - числительное в И.п.(три друга) три – глагол 2 л.(три морковь на терке)

Слайд №10


Текст слайда: Омофоны- слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. луг лук плот плод

Слайд №11


Текст слайда: Омографы- слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, они имеют ударение на разных слогах. зАмок замОк Атлас атлАс

Слайд №12


Текст слайда: Причины появления омонимов (по мнению Д.Э. Розенталя, В.В. Виноградова). В результате заимствования иноязычных слов происходит совпадение в звучании и написании. брак-семейные отношения между мужчиной и женщиной brack(из нем.)-недостаток В результате образования новых слов из имеющихся в языке корней и аффиксов. городище- « место древнего поселения» городище- увеличительное от слова город

Слайд №13


Текст слайда: Омонимами становятся исконно русские слова, претерпевшие различные изменения в результате фонетических и морфологических процессов языка. Лук- старинное оружие Лук- огородное растение Источник появления омонимов- распад многозначного слова. Свет- вселенная Свет- рассвет, восход солнца

Слайд №14


Текст слайда: В 1972 году впервые явление омонимии признано и зафиксировано в Словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Слайд №15


Текст слайда: Функционирование омонимов в речи, как правило, не вызывает особых затруднений. Прежде всего, контекст уточняет смысловую структуру таких слов, исключая неуместное толкование. К тому же омонимы, принадлежат к разным сферам употребления. Намеренное столкновение омонимов всегда было незаменимым средством остроумной игры слов.

Слайд №16


Текст слайда: Результат исследования: Омонимия - это универсальная языковая категория; она возникает естественным путем в результате действия различных языковых закономерностей. Обычно говорящие ее не замечают, если не возникают определенные ситуации. Чаще всего омонимы появляются в результате процессов словообразования и семантического распада многозначности. Также омонимия может возникнуть в результате звуковых изменений. Возможно появление омонимов в результате иноязычного заимствования.

Слайд №17


Текст слайда: Спасибо за внимание!!! Ритм - null

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОМОНИМЫ Урок русского языка в 5 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Байкулова Н.В.МОУ «СОШ№21 им.П.А. Столыпина» г. Саратова

ЛЕКСИКА - изучает слово и его лексическое значение. -лексическое значение слов мы можем узнать в толковом словаре.

П..ртфель, сп..сибо, ж..ри, параш..т, ал..ея.

Текст Это несколько предложений, объединённых одной темой, связанных друг с другом по смыслу.

Норка вылезла из норки Нету норки, И пошла к знакомой норке. Может, норка В норку норкину Возле норки? Вошла, Нет нигде. Норку в норке Пропал и след. Не нашла. Норка – здесь, Если в норке А норки нет! А. Шибаев.

Омонимы Слова одной части речи, которые пишутся и произносятся одинаково. Образованы эти слова от разных корней, и значения их совершенно различны.

Лисички - Кто вы? - Мы лисички тоже. - Мы лисички, - Как, с одной-то лапкой? Дружные сестрички. - Нет, ещё со шляпкой. Ну а вы-то кто же?

Омонимы*- Слова одной части речи, которые пишутся и произносятся одинаково. Образованы эти слова от разных корней, и значения их совершенно различны. Коса - у девушки на голове; коса - орудие для покоса; коса - длинный мыс в водоёме или в водотоке (Куршская коса).

Омонимы Ручка - пишущая (гелевая, шариковая и т.д.); ручка - человеческая рука; ручка - дверная ручка. Кисть - связка верёвок; кисть - руки; кисть - ягод (кисть рябины); кисть - кисточка (для рисования).

Омонимы 1.Балка - часть сооружения, брус, опирающийся на что-нибудь в нескольких точках (на стены, устои); 2.Балка - длинный овраг; Киви - фрукт; киви - птица.

Омонимы Рысь - бег (напр. лошади); рысь - животное. Тройка - лошадей; тройка - отметка; тройка - судебный орган НКВД; тройка - костюм. Мир - вселенная; мир - отсутствие войны, вражды.

Омонимы Бабочка - насекомое; галстук-бабочка; нож-бабочка. Лук - растение; лук - оружие.

Омонимы Ключ - музыкальный знак; ключ - от двери; ключ - природный источник воды; ключ - гаечный ключ; ключ - информация, позволяющая расшифровать криптограмму или проверить цифровую подпись; ключ - подсказка, шпаргалка, ответ на задание.

омоформы * Омоформы - слова, совпадающие лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Например, числительное три и глагол три совпадают лишь в двух формах к трём(числит.) - мы трём (глагол)

Омофоны* Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. порог - порок - парок, луг - лук, плод - плот, туш - тушь, падёж* - падёшь, бал - балл, косный* - костный*, предать - придать, эмитировать *- имитировать*.

«Антонимы синонимы омонимы» - Глаз. Из железнодорожного. Ланиты. Цели и задачи урока. Скажу я слово ДАЛЕКО, а ты ответишь … Из подъемного. Щеки. Из какого крана нельзя напиться воды? Скажу тебе я слово ТРУС, ответишь ты … . Скажу я слово ВЫСОКО, а ты ответишь … Чело. Пальцы. Содержание. Храбрец. Губы. Лоб. Теперь начало я скажу – ну, отвечай …

«Преобразование графиков функций» - Построение графиков сложных функций. Закрепить построение графиков функций с использованием преобразований графиков элементарных функций. Сопоставить каждому графику функцию. Повторить виды преобразований графиков. Параллельный перенос. Рассмотрим примеры преобразований, объясним каждый вид преобразования.

«Графики функций и их свойства» - y = tg x. Докажите, что число? является периодом для функции y = sin2x. 5) Функция не ограничена ни снизу, ни сверху. Построить график функции y = - tg (x + ?/2). Опишите свойства функции y = ctgx. Работа устно: 7) e(f) – область значений функции. 1) d(f) – область определения функции. 4) Функция убывает на любом интервале вида (?k; ? + ?k).

«График функции Y X» - Из выше сказанного следует, что графиком функции y=(x - m)2 + п является парабола с вершиной в точке (m; п). Страница отображается по щелчку. Пример 3. Докажем, что графиком функции у = х2 + 6х + 8 является парабола, и построим график. Шаблон параболы у = х2. Графиком функции y=x2 + п является парабола с вершиной в точке (0; п).

«Построить график функции» - Растяжение графика y=cosx по оси y. Самостоятельная работа. Постройте график функции. Смещения графика y=sinx по вертикали. Смещение графика y=cosx по горизонтали. К содержанию. Чтобы продолжить нажмите на л. Кнопку мыши. Графики и функций y=m sinx+n и y=m cosx+n. Чтобы перейти к примерам задач щёлкните л. кнопкой мышки.

«Омонимы 5 класс» - Бабочка. Омоним. Коллекция бабочек. 2. перен. Нашла к. на камень, (посл. об упрямом нежелании уступить друг другу). Махать косой. Многозначное слово. Овсянка. Сливки. Люлька. Заплести, расплести косу. Точить косу. Пеночка. Галстук в виде короткого жесткого банта, по форме напоминающего бабочку. . Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка.