Слайд 2
Шёл я с сумкой за плечом, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? В.Лифшиц О КАКОМ ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ ПОЙДЁТ РЕЧЬ?
Слайд 3
5 примет омонимов:
1. Омонимы - это слова одной и той же части речи; 2. Омонимы одинаково звучат; 3. Омонимы одинаково пишутся; 4. Омонимы имеют разные лексические значения; 5. Омонимы не имеют в значении никакого сходства;
Слайд 4
Используя омонимы, ответьте, какие омонимичные слова употребляют для названия
1) Садовое растение и оружие для метания стрел 2) Кошелёк для денег и мелких бумаг и работник бумажной промышленности 3) Географический сборник карт и шёлковая, гладкая, блестящая ткань 4) Супружество и недоброкачественное изделие, дефект 5) Взятые взаймы деньги и обязанность (ЛУК) (БУМАЖНИК) (АТЛАС) (БРАК) (ДОЛГ)
Слайд 5
На загадку дай отгадку
Я все то, что есть на свете, Все народы на планете. Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины мир
Слайд 6
Я – жилище для зверька, Для сверчка и паучка. Есть еще и тезка мой: Редкостный зверек пушной. норка
Слайд 7
Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне, на елке, А называются … иголки
Слайд 8
Нас много в играх набирают, А иногда и на нос надевают. очки
Слайд 9
Древнее название города, а его омоним – название атмосферных осадков град Меня ищут как причину, оправдывающую какое- нибудь действие, а мой омоним – служебная часть речи предлог Верхняя ветвистая часть дерева и денежная единица некоторых европейских стран крона
Слайд 10
Уменьшительно-ласкательная форма существительного кот и морское млекопитающее с ценным мехом котик Продукты, идущие в пищу животным, и задняя часть судна корма
Слайд 11
У ОМОНИМа имёнТри – такой уж важный он!
Слайд 12
Раз, конечно, «омофоны»,Два, без спора, «омоформы»,Три – «омографы» (их лишь Удареньем различишь)… Разобраться просто с ними:«Одинаковое имя»!
Слайд 13
Омофоны – слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Вена-вена, блок-Блок, даль-Даль, надежда-Надежда. Носорог - нос о рог, крынку – к рынку, окошке – о кошке.
Слайд 14
Омофоны: луг и лук –Одинаковый лишь звук;Труд и трут, рот и род,Туш и тушь, плот и плод –Написание разнится –Звук – один, различны лица!
Слайд 15
ЮНАЯ РЫБАЧКА
Вместо озера - пруд. Вместо удочки - прут. Так и знайте: сама Я поймаю сома!..
Слайд 17
ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ
Мы расскажем, как Тарас Отличился как-то раз: Собирал грибы в лесу, А поймал за хвост лису!..
Слайд 18
РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Промой под краном клюкву Раза три – И с сахарным песочком Разотри…
Слайд 19
ПОСЛЕ УЖИНА
Как понравились Вам раки? - Я не разглядел Во мраке…
Слайд 20
Омоформы- слова разных частей речи, которые одинаково пишутся и произносятся.
Слайд 21
Бойко пышет жаром ПЕЧЬ-Пироги пора нам ПЕЧЬ.Вьюга сникла, ветер СТИХ,До конца дописан СТИХ –В этом нет секрета:Омоформыэто! Только форму измени,Разбегутся прочь они:Пироги пеКУ в пеЧИ;Ветер ТИХ; СТИХИ учи, -Оморофм потерян след,Их в помине даже нет!Подивись со мною самЭтим "ОМО"-чудесам!
Слайд 22
ДЯДЮШКИН И ЕГО СОН
Мы с Толиком Сидим за столиком, А сто сторожат – Нас сторожат.
Слайд 23
ДОБРОЕ СЛОВО
Я встретил грибника за бором, Потом - Полкана за забором, А после - мальчика у дачи. И всем им пожелал удачи!
Слайд 24
ПРО ЦАРЯ ГОРОХА
На троне сидит Царь Горох, а к нему за казной Из банка приехал автобус - большой, заказной. Финальная сцена, похоже, выходит нема: Горох - на бобах, ведь казны у Гороха - нема...
Слайд 25
Омографы - одинаково пишущиеся слова, которые произносятся по-разному. Мука-мука, кружки-кружки, замок-замок. Пугало пугало сорок сорок.
Слайд 26
ДЕД НЕ ДРЕМЛЕТ...
Глядит, как смотрит внучка, А с ней и два внучка За тем, как лает Жучка На черного жучка...
Слайд 27
ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ
Стрепня любая - нелегка. Готовка - сложная наука. Но если есть у вас мука, То сделать блинчики - не мука...
Урок по теме
«СЛОВА-ОМОНИМЫ»
Группа № 5
Тема: Слова-омонимы
Цель деятельности учителя:
создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и словарем.
Этапы урока
Приёмы
Организационный момент
Актуализация знаний. Формулировка проблемы
Инсценировка рассказа. Погружение в проблему. Составление схемы.
Введение в тему
Определение темы и целей урока.
ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Вопрос-размышление
Открытие нового знания.
Работа в группах. Защита рисунков.
Применение нового знания. Включение в систему знаний.
Самостоятельная работа. Проверка по эталону.
Подведение итогов
Прием «Инсерт»
Домашнее задание
Домашнее задание по выбору
Рефлексия
Закончи предложение
Планируемые результаты:
- Предметные : учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
- Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
- Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
- Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.
Актуализация знаний
Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:
А у меня дома овсянка.
Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.
И я люблю!- сказала Оля.
Она желтая, красивая такая!
И вкусная, особенно с молоком!
Как это вкусная? Как это с молоком?
Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком
Да ты про что говоришь?
Как это про что? Про овсянку!
Про какую овсянку?
Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
Каша песни пела?
Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
А потом ко мне мою овсянку кушать!
Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся)
Вы знаете, как называются такие слова?
Можно ли эти слова назвать многозначными?
Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160).
- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.
Сходства-отличия омонимов и многозначных слов
СХОДСТВО
ОТЛИЧИЕ
Многозначные Омонимы
Пишутся
одинаково
имеют абсолютно
общее в ЛЗ разные ЛЗ
(по форме, цвету,
характеру, действию)
Омо́нимы (др.-греч. ὁμός - одинаковый + ὄνομα - имя) - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .
Найдите омонимы. Нарисуйте их
Наш Ванюша во бору
Отрываясь от Земли
Накосил косой траву.
На большой ракете,
А своей косой Танюша
Взяли горсточку земли
Полюбилася Андрюше.
На память о планете.
Найдите омонимы.
- горький лук – лук охотника;
- кисть рябины – кисть для рисования:
Какая пара лишняя? Почему?
Найдите омонимы (Ключ)
- горький лук – лук охотника;
- подземный ключ – ключ от входной двери;
- кисть рябины – кисть для рисования:
- шуба из норки – мышиные норки
весёлые загадки
Загадка 1
Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской.
весёлые загадки
Загадка 2
Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
весёлые загадки
Загадка 3
Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Прием «Инсерт»
«V» - уже знал
« + » - новое
«?» - не понял, есть вопросы.
Рефлексия
- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?
- Сегодня я узнал…
- Что вызвало затруднение?
- Сегодня я научился…
- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?
- Для меня стало новым…
- Для меня было трудно…
Рефлексия
При подготовке модели урока
Было легко
Было трудно
Подбирать дидактические материалы
Формулировать цели урока в условиях ФГОС
Составлять задания к тексту
Разграничивать виды УУД к этапам урока
Разрабатывать структуру урока
Перестроиться с традиционного на современный подход к моделированию урока.
Подбирать задания для мотивации и актуализации
Презентация по слайдам
Текст слайда: Омонимы и их виды Автор Камкина Ольга, ученица 5 класса Руководитель Сысова В. А., учитель русского языка и литературы
Текст слайда: В словарном составе русского языка наблюдается три типа отношений между словами: - омонимичные - синонимичные - антонимичные
Текст слайда: В основу исследования легли научные труды по омонимии академика В.В. Виноградова.
Текст слайда: Цель работы: на основе анализа лингвистической литературы дать представление о том, как в современной науке освещается явление омонимии
Текст слайда: Задачи исследования: проанализировать разные подходы в определении омонимии познакомиться с историей освещения данного вопроса
Текст слайда: Предмет исследования: лексико-лингвистический анализ категории слов. Объект исследования: явление омонимии. Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений; методы сплошной выборки, наблюдения и анализа.
Текст слайда: Омонимы- слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Греч. homos- одинаковый onyma- имя
Текст слайда: Омонимы омоформы омографы омоформы
Текст слайда: Омоформы- слова,совпадающие лишь в одной грамматической форме. три - числительное в И.п.(три друга) три – глагол 2 л.(три морковь на терке)
Слайд №10
Текст слайда: Омофоны- слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. луг лук плот плод
Слайд №11
Текст слайда: Омографы- слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, они имеют ударение на разных слогах. зАмок замОк Атлас атлАс
Слайд №12
Текст слайда: Причины появления омонимов (по мнению Д.Э. Розенталя, В.В. Виноградова). В результате заимствования иноязычных слов происходит совпадение в звучании и написании. брак-семейные отношения между мужчиной и женщиной brack(из нем.)-недостаток В результате образования новых слов из имеющихся в языке корней и аффиксов. городище- « место древнего поселения» городище- увеличительное от слова город
Слайд №13
Текст слайда: Омонимами становятся исконно русские слова, претерпевшие различные изменения в результате фонетических и морфологических процессов языка. Лук- старинное оружие Лук- огородное растение Источник появления омонимов- распад многозначного слова. Свет- вселенная Свет- рассвет, восход солнца
Слайд №14
Текст слайда: В 1972 году впервые явление омонимии признано и зафиксировано в Словаре Сергея Ивановича Ожегова.
Слайд №15
Текст слайда: Функционирование омонимов в речи, как правило, не вызывает особых затруднений. Прежде всего, контекст уточняет смысловую структуру таких слов, исключая неуместное толкование. К тому же омонимы, принадлежат к разным сферам употребления. Намеренное столкновение омонимов всегда было незаменимым средством остроумной игры слов.
Слайд №16
Текст слайда: Результат исследования: Омонимия - это универсальная языковая категория; она возникает естественным путем в результате действия различных языковых закономерностей. Обычно говорящие ее не замечают, если не возникают определенные ситуации. Чаще всего омонимы появляются в результате процессов словообразования и семантического распада многозначности. Также омонимия может возникнуть в результате звуковых изменений. Возможно появление омонимов в результате иноязычного заимствования.
Слайд №17
Текст слайда: Спасибо за внимание!!! Ритм - null
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ОМОНИМЫ Урок русского языка в 5 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Байкулова Н.В.МОУ «СОШ№21 им.П.А. Столыпина» г. Саратова
ЛЕКСИКА - изучает слово и его лексическое значение. -лексическое значение слов мы можем узнать в толковом словаре.
П..ртфель, сп..сибо, ж..ри, параш..т, ал..ея.
Текст Это несколько предложений, объединённых одной темой, связанных друг с другом по смыслу.
Норка вылезла из норки Нету норки, И пошла к знакомой норке. Может, норка В норку норкину Возле норки? Вошла, Нет нигде. Норку в норке Пропал и след. Не нашла. Норка – здесь, Если в норке А норки нет! А. Шибаев.
Омонимы Слова одной части речи, которые пишутся и произносятся одинаково. Образованы эти слова от разных корней, и значения их совершенно различны.
Лисички - Кто вы? - Мы лисички тоже. - Мы лисички, - Как, с одной-то лапкой? Дружные сестрички. - Нет, ещё со шляпкой. Ну а вы-то кто же?
Омонимы*- Слова одной части речи, которые пишутся и произносятся одинаково. Образованы эти слова от разных корней, и значения их совершенно различны. Коса - у девушки на голове; коса - орудие для покоса; коса - длинный мыс в водоёме или в водотоке (Куршская коса).
Омонимы Ручка - пишущая (гелевая, шариковая и т.д.); ручка - человеческая рука; ручка - дверная ручка. Кисть - связка верёвок; кисть - руки; кисть - ягод (кисть рябины); кисть - кисточка (для рисования).
Омонимы 1.Балка - часть сооружения, брус, опирающийся на что-нибудь в нескольких точках (на стены, устои); 2.Балка - длинный овраг; Киви - фрукт; киви - птица.
Омонимы Рысь - бег (напр. лошади); рысь - животное. Тройка - лошадей; тройка - отметка; тройка - судебный орган НКВД; тройка - костюм. Мир - вселенная; мир - отсутствие войны, вражды.
Омонимы Бабочка - насекомое; галстук-бабочка; нож-бабочка. Лук - растение; лук - оружие.
Омонимы Ключ - музыкальный знак; ключ - от двери; ключ - природный источник воды; ключ - гаечный ключ; ключ - информация, позволяющая расшифровать криптограмму или проверить цифровую подпись; ключ - подсказка, шпаргалка, ответ на задание.
омоформы * Омоформы - слова, совпадающие лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Например, числительное три и глагол три совпадают лишь в двух формах к трём(числит.) - мы трём (глагол)
Омофоны* Омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. порог - порок - парок, луг - лук, плод - плот, туш - тушь, падёж* - падёшь, бал - балл, косный* - костный*, предать - придать, эмитировать *- имитировать*.
«Антонимы синонимы омонимы» - Глаз. Из железнодорожного. Ланиты. Цели и задачи урока. Скажу я слово ДАЛЕКО, а ты ответишь … Из подъемного. Щеки. Из какого крана нельзя напиться воды? Скажу тебе я слово ТРУС, ответишь ты … . Скажу я слово ВЫСОКО, а ты ответишь … Чело. Пальцы. Содержание. Храбрец. Губы. Лоб. Теперь начало я скажу – ну, отвечай …
«Преобразование графиков функций» - Построение графиков сложных функций. Закрепить построение графиков функций с использованием преобразований графиков элементарных функций. Сопоставить каждому графику функцию. Повторить виды преобразований графиков. Параллельный перенос. Рассмотрим примеры преобразований, объясним каждый вид преобразования.
«Графики функций и их свойства» - y = tg x. Докажите, что число? является периодом для функции y = sin2x. 5) Функция не ограничена ни снизу, ни сверху. Построить график функции y = - tg (x + ?/2). Опишите свойства функции y = ctgx. Работа устно: 7) e(f) – область значений функции. 1) d(f) – область определения функции. 4) Функция убывает на любом интервале вида (?k; ? + ?k).
«График функции Y X» - Из выше сказанного следует, что графиком функции y=(x - m)2 + п является парабола с вершиной в точке (m; п). Страница отображается по щелчку. Пример 3. Докажем, что графиком функции у = х2 + 6х + 8 является парабола, и построим график. Шаблон параболы у = х2. Графиком функции y=x2 + п является парабола с вершиной в точке (0; п).
«Построить график функции» - Растяжение графика y=cosx по оси y. Самостоятельная работа. Постройте график функции. Смещения графика y=sinx по вертикали. Смещение графика y=cosx по горизонтали. К содержанию. Чтобы продолжить нажмите на л. Кнопку мыши. Графики и функций y=m sinx+n и y=m cosx+n. Чтобы перейти к примерам задач щёлкните л. кнопкой мышки.
«Омонимы 5 класс» - Бабочка. Омоним. Коллекция бабочек. 2. перен. Нашла к. на камень, (посл. об упрямом нежелании уступить друг другу). Махать косой. Многозначное слово. Овсянка. Сливки. Люлька. Заплести, расплести косу. Точить косу. Пеночка. Галстук в виде короткого жесткого банта, по форме напоминающего бабочку. . Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка.