На что похоже число 0. Метод ассоциаций по форме

Тема: «Число и цифра 0»

Цель: ознакомление с числом и цифрой 0.

Задачи:

1) образовательные:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Развить умение распознавания цифры в знаковой среде.
Научить правильно, писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.

2) развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

3) воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие:
- сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Методы урока: наглядный, частично – поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа .

Формы урока: индивидуальные, фронтальные, коллективные, в парах.

Ресурсы: мультимедийная доска, компьютер, презентация Power Point, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть.

Ход урока

1.Организационный момент.

Цель: Организовать внимание учащихся, обеспечить положительный настрой на урок.

Мы пришли все дружно в класс.

Математика у нас.

Вы к соседу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Пожелайте всем удачи,

Только так, а не иначе.

Давайте улыбнемся гостям. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Кто готов работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите смайлик.

2. Сообщение темы и цели урока.

Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала, опираясь на старые знания.
- Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать, и решать – мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому надо брать с собой друзей. Зачем? А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, выполнив задание.

Назови геометрические фигуры.

Как их можно назвать, одним словом?

Какие еще геометрические фигуры знаете?

Послушайте загадку. О ком она? На какую геометрическую фигуру похоже?

Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Кто же это? КОЛОБОК

- Как начинается сказка?

Колобок ушёл от бабушки и дедушки и отправился путешествовать.

Тропинка в гору нас ведёт, а горка непростая – числовая, поднимемся по числовой горке вверх и спустимся вниз. (Счёт прямой и обратный от 1 до 10)

2. Актуализация знаний.

Цель: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Кого встретил первым? (зайца)

А Заяц говорит:

Запомните все, что без устного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь-дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
А если не решишь мои задачи,
Не видать тебе удачи!

Ребята, надо быстро Колобка спасать,
Помочь от Зайчишки ему убежать.

Поможем Колобку решить Зайкины задачи.

Повторение состава чисел «Засели домики» (у доски)

А мы в это время будем решать задачи (веер цифр).

    Предыдущее число числу 4? (3)

    Последующее число числу 1? (2)

    Увеличьте 3 на 1 (4)

    Уменьшите 4 на 3 (1)

    Сумма чисел 1 и 4 (5)

    Уменьшаемое 3, вычитаемое 1, значение разности (2)

Васька - ловкий рыбачок-

Ловит рыбок на крючок.

Трёх поймал он на рассвете,

А одну в вечерний час.

Вы всех рыбок сосчитайте

И ответ сейчас же дайте (4)

Один, два, три, четыре, пять…

Можно три на завтрак дать.

Если три на завтрак дать,

Их уже не будет 5. (2)

По дорожке мышка шла,

Девять зернышек несла.

Четыре – птичке отдала,

Сколько в корзину убрала?(5)

Пять грибов росли у ели.

Два из них бельчата съели.

Ты скажи теперь, дружок,

Сколько будет всех грибов? (3)

Молодцы! Справились с Зайкиными задачами!

Волк:

С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше ты заданье мне реши.
Если ты решишь,
Дальше смело побежишь.

На доске:

Сколько шариков ?

Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

Два лопнули. Сколько осталось? Как записать выражением? 3-2=1

Лопнул ещё, сколько осталось?

Ноль – это сколько предметов?

Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на доске.

3. Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель: Сформировать представления о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся .

Назовите тему урока. (Число и цифра ноль)

Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)

На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.

Круглый ноль как КОЛОБОК такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Могу назвать его мячом

А хочешь, дыркой назовем,

А может бубликом, почти что кругленьким,

На обруч , на полную луну
,

На ноль похоже круглая Земля и солнце в вышине

Но как его не назовем,

Он называется ….нулем.

Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».

Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.

Колобок наш утомился,
На пеньке расположился.
Жарко стало вдруг ему,

Надо на него подуть.

4. Физминутка (на каз.яз)

5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель : Сформировать навыки написания цифры 0.

А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь.

Колобок наш испугался,
На пенёк скорей забрался.
Только начал песню петь,
Как медведь давай реветь.

Ты не пой мне, Колобок,
Не заговаривай зубок.
Лучше ты, дружок, спеши
Свою цифру напиши.

- Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

Я тетрадочку открою и наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.

-А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за 3 минуты
Всё решить, что есть в тетради.
Работа в парах П.с.45 №2

6. Физминутка.
Чашечка с чайничком,
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с дырочкой,
С дырочки пар. (Показ руками.)

- Ничего не заметили? (Мы только что смоделировали цифру 0 с помощью пальцев.)

Моделирование.
- Смоделируем эту цифру с помощью нитки.

7 . Усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель: Развитие умения распознавать цифру 0.

Работа по учебнику с.56

Помогите верблюжонку найти место для нуля.

Где место ноля на числовом отрезке?

На числовой линейке НОЛЬ всегда стоит впереди всех чисел.

Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами?

0 – это натуральное число? (нет) Почему? (Натуральные числа, которые получаются при счёте предметов.)

8. Обобщение усвоенного.

Цель: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Вас ждут «Весёлые вопросы» (хором).

Сколько пальцев на 1 руке?

Сколько яблок на дубе?

Сколько ног у человека? У змеи?

Сколько дедушек учится в нашем классе?

Самостоятельная работа.

Если мы выполним задание, лиса отпустит КОЛОБКА.

Карточки (проверка СЛАЙД)

9. Подведение итога. Рефлексия.

Цель: Обобщить изученный за урок материал, проверить уровень усвоения материала.

Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на «отлично». А как помогли ему в этом вы, ребята?

Думали, решали, рассуждали.

С каким числом вы познакомились?

Что же обозначает число ноль? (Ничего, нисколько.)

Оцени свою работу.
Зелёный нуль - всё получилось.
Жёлтый нуль – были небольшие затруднения.
Красный нуль - было трудно.

Молодцы! Спасибо за работу.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦИФРЫ 0. РОЛЬ НУЛЯ В МАТЕМАТИКЕ. 4

2. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЦИФРЕ 0. 5

3. НОЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10

ВВЕДЕНИЕ

Математика является одной из важнейших наук в жизни человека. Именно с ней мы встречаемся каждый день. Она развивает смекалку, интеллект, учит сравнивать, анализировать, принимать верные решения. Это одна из главных школьных наук.

На одном из уроков математики я узнала, что цифра - это ничего, по-другому - пустое место. Вот смешное стихотворение С. Маршака «Веселый счет» о нуле:

Цифра вроде буквы О - это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Могу назвать его мячом

А хочешь, дыркой назовем,

А может бубликом, почти что кругленьким,

Но как его не назовем,

Он называется.... нулем

В этом коротком стишке звучит проблема нехорошего отношения к цифре 0. Справедливо ли такое отношение к нулю? Действительно ли бесполезна и незначительна скромная цифра 0? Отвечая на эти вопросы, мы ставим целью исследования.

Итак, цель работы: исследование роли и значения цифры ноль в математике.

Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи:

    узнать, как появилась цифра 0 и что она означает;

    собрать интересные факты о ней;

    провести собственное исследование об отношении к цифре 0 у одноклассников;

    сделать на основе проведенной работы выводы и заинтересовать одноклассников математикой.

Объект исследования - цифра 0.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦИФРЫ 0. РОЛЬ НУЛЯ В МАТЕМАТИКЕ.

Начнем с истории появления цифры. Когда же появился ноль? Родиной нуля как цифры считают Индию. Сначала ее обозначали как точку, а потом уже как кружок, меньший чем другие цифры. До открытия нуля древние римляне пользовались римскими цифрами, где не было нуля.

Сначала на арабском языке ноль звучал как «сифр», что похоже по звуку на слово «цифра». А как слово «нуль» начали употреблять в Германии. В древней России знак 0 называют «ничем», «низачто».

Любопытно, что племя майя обозначали нулем и бесконечность. Счёт дней месяца в календаре майя начинался с нулевого дня. Раньше цифра 0 писалась с черточкой внутри знака, чтобы отличать ее от буквы О. Вот цифры племени майа.

Если мы посмотрим на изображение цифр, то увидим, что 0 — цифра без единого угла в начертании; 1 — содержит один угол; 2 — содержит два угла; 3 — содержит три угла.

Нуль стал основой современной математики. Хотя мы начинаем считать с единицы, математики и программисты считают с нуля.

Если вы прибавите или отнимите от любого числа нуль, число не изменится.

Цифра 0 означает ничего, когда она стоит отдельно от других чисел. Но без него нельзя написать десятки, сотни, тысячи. Если вы уберете скромный нолик от числа 10, и оно станет в десять раз меньше. Уберите всего лишь два ничего не значащих скромных нолика от сотни, и она превратится всего лишь в единицу. А вот какую бы цифру от нуля не убирали, слева или справа - ноль всегда остается самим собой!

Итак, несмотря на его ничтожное в сравнении с другими цифрами значение, только благодаря ему, создаются, как самые большие, так и самые маленькие числа.

Вывод, получается, что 0 - важная цифра!

2. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЦИФРЕ 0.

Следующий вопрос, который меня интересовал - какие интересные факты существуют?

Читая книги о цифрах, я узнала, что в центре города Будапешт (Венгрия) находится памятник нулю. Цифра 0 означает начало всех дорог по Венгрии. От этого памятника отменяется расстояние в стране. Нуль - это единственная цифра, которой поставлен памятник.

Гуляя по Москве можно увидеть бронзовый знак нулевого километра автодорог России.

Каждый день около памятника находится множество людей, которые хотят не только посмотреть, но и загадать желание. Нужно встать на нулевой километр, спиной к Воскресенским воротам, загадать желание и бросить монету через плечо.

Только цифра 0 пишется точно так же, как одна из букв - а именно, как буква О. Ноль без этой палочки был то ли цифрой, то ли буквой. Поэтому и стали иногда говорить «ноль без палочки».

Жест рукой, изображающий цифру 0, в англоговорящих странах имеет значение «все в порядке», «все нормально», «все отлично».

Не существует нулевого года. Так, например, 2 г. до н.э., 1 г. до н.э., потом сразу 1 г. н.э., 2 г. н.э.

В культуре племени Майя ноль существовал вполне реальный - в виде пустой раковины. В календаре Майя месяц начинался не с первого, а с нулевого дня «Ахау». Ноль понимался не как «дырка от бублика», а как знак бесконечности, «начало» и «первопричина».

Самое большое число - центильон. Он содержит после единицы 600 нулей.

Ноль — это единственная цифра, которая не может быть представлена римскими цифрами.

3. НОЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ.

Следующая часть исследования - опрос одноклассников о цифре 0.

Мы разработали анкету - опрос:

1. Знаете ли вы цифру 0:

А) да б) нет

3. Как вы располагаете цифры?

А) 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Б) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

А) да б) нет

7. Какое число получим?

Ответы на вопросы отражены в таблице. В опросе принимало участие 22 ученика.

1. Знаете ли вы цифру 0:

А) да б) нет

Да - 22 чел.

2. На какую букву похожа цифра 0?

Букву О-22 чел.

3. Как вы располагаете цифры?

А) 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Б) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

4. Знаете ли вы, что есть памятник нулю?

А) да б) нет

5. Какое получится число если мы справа от цифры 1 напишем цифру 0?

Цифра 10 - 22 чел.

6. Сколько углов содержит цифра 0?

Ни одного - 20 чел.

2 чел - несколько

7. Какое число получим?

Ответ 5 - 22 чел.

8. Есть ли страница с номером 0 в учебниках?

Да - 4 чел.

Нет - 18 чел.

9. Есть ли нулевой этаж в вашем доме?

Да - 3 чел.

Нет - 19 чел.

10. Для вас цифра 0 важная или нет?

Да - 13 чел.

Нет - 9 чел.

Вот фотографии, где рассказывается о цифре 0 и проводится опрос.

Исследование показало следующее:

    цифру 0 знают все одноклассники и все находят ее похожей на букву О;

    все правильно складывают и вычитают цифру 0;

    все понимают, что без цифры 0 не получится цифры 10;

    большая часть учеников счет ведут с цифры 1;

    только 7 из 22 учеников знают, что есть памятник нулю;

    20 учеников правильно ответили, что у цифры 0 нет углов;

    4 ученика из 22 думают, что есть страницы в книге с номером 0;

    19 учеников из 22 знают, что нет нулевого этажа;

    Для 13 учеников из 22 цифра 0 - важная цифра, для остальных 9 человек - нет.

На основе проведенного опроса я поняла, что не все ученики следят за цифрами, которые нас окружают, не все понимают важность значения цифр. После опроса я рассказала одноклассникам о происхождении цифры ноль, о памятнике цифре, другие интересные факты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, я пришла к выводу, что цифра 0 - это важная цифра. Без нее мы не напишем десятки, сотни, тысячи. Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр заключается в идее связать цифру с количеством углов в её написании. Без цифры ноль нельзя записать как самые большие, так и самые маленькие цифры. С цифрой 0 связаны важные правила в математике. Есть даже памятник цифре 0 и в каждой стране есть нулевой километр. Исследование - опрос, проведенный среди одноклассников показал, что с цифрой 0 они знакомы, но не глубоко понимают ее роль и значение в математике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по математике: 1 класс.-М.: ВАКО, 2014

    Калинина, Кац, Тилипман: Математика в твоих руках. 1-4 классы. ФГОС.- М.: ВАКО, 2016.

    Кессельман В.С. Удивительная история математики.- М.: ЭНАС-КНИГА, 2013

    Математика, которая мне нравится - Образовательный портал - http://hijos.ru/chislovoj-salon-krasoty/chislo-0/

    Портал для детей, родителей и учителей - http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/4714.html

    Фельдблюм Б. О самом важном в математике.- Ленинград.: Детская литература, 1969.

    Хвостин В. Математика. Как я понял тему. Тематические задания по математике. 1 класс. ФГОС. М.: МТО Инфо, 2016 г.

    Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). В 2-х частях ФГОС.- М.: РОСТкнига, 2013 г.

    Цифра 0. Материалы Wikipedia- https://ru.wikipedia.org

МКОУ «Ниж – Суетская средняя

общеобразовательная школа

имени Анатолия Карпенко»

Открытый урок

математики в 1 классе

по теме «Число 0»

Провела: Ильиных Т. И.

с. Нижняя Суетка

Тема: «Число и цифра 0»

Цель: введение числа 0 как характеристика пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке.

Задачи:
1) образовательные:
- создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль, характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умение писать цифру ноль; для закрепления умения учащихся - устанавливать отношения между числами, для развития умения - писать изученные цифры;
2) развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
3) воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие:
- сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
УУД:
познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта.
коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!

И прекрасна, и сильна

Математика – страна.

- Скажите, ребята, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
/ Учиться думать, решать, рассуждать/

2. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий

Чему учились на прошлом уроке?

/увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц/

С чего начнем урок?

А начнем мы наш урок с математической разминки.

Работа в паре /друг другу помогаем/

1. Игра «По местам» - Поставь цифры в порядке возрастания, убывания.

10 5 7 4 3 9 8 6 2 1 (поставить карточки на доске)

Проверка и оценка

Работает каждый сам

Выходят к доске по одному, если ошибка показывают с места правильный ответ.

2. Решение примеров. Игра »Паровозик».

Каждый вагончик везет примеры для вас. Читаем примеры по-разному громко, ответ – веером или числом

3.Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся .

Создание проблемной ситуации.

Ответьте, сколько цветочков у меня в руке? (3) Убираю по одному. А сейчас? (нисколько 0)

Сколько дедушек у нас в классе? (нисколько)

Сколько яблок может вырасти на сливе? (ни одного).

Сколько говорящих собак вы знаете?

Так как можно обозначить “ни сколько”, “ни одного”?

Какой цифрой обозначим?

Определение темы урока.

Назовите тему урока. (Число ноль)

Положите 3 треугольника. Рядом поставьте соответствующее число.

Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось?

Где место числа 2 в числовом ряду? (перед числом 3) Поставьте число 2.

Уменьши количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось? 1

Где место числа 1 в числовом ряду? Перед числом 2 поставь число 1(1 2 3)

Уменьши количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось?

Чему будем учиться на уроке? (, познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0

Число 0 показываю

На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Как получили ноль? 1-1 (на доске пример 1-1=0)

Покажите 0 кругов, 0 кругов.

Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».

Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.(слайд)

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель этапа: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 0.

Где в жизни мы встречаемся с числом 0?

Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз. (показать рисунок)

Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль? (10,100,500,2000)

А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок),то получим странные числа.

Вам они встречались?

(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)

Где место ноля на числовом отрезке?

Слайд
В народе говорят « Начнем с нуля».
-Когда так говорят?

Физ.минутка. («Солнце глянуло в кроватку….»)

Цель этапа: Смена вида деятельности

Какую задачу урока сейчас поставим?

5.Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель этапа : Сформировать навыки написания цифры 0.

- Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ. Положите с наклоном, сядьте прямо.

Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.

Справились с этой работой?

6.Обобщение усвоенного.

Цель этапа: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Работа с учебником. Стр.70

Прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить.

Ответили?(Да.)

Итак, сейчас очень важно выполнить какую работу?

Закрепить полученные знания. С помощью рисунков объяснить, как получить ноль?

Рассмотрите картинки ниже.

Что изображено? Прочитайте вопрос. Что такое равенство?

Работа в группе

Составьте рассказы по равенствам, опираясь на рисунок. 1 минута

Заслушивание ответов

Какое равенство подходит к картинке?

Рассмотрите следующий рисунок. Что было, что изменилось? (Было 3 листочка, 1 улетел) Сколько осталось?

Как записать? Стало листочков больше или меньше?

Сравните 2 и 3. и т.д.

Индивидуальная работа

Составить по рисунку рассказ и выполнить запись.

1 работает у доски. Проверка. Оценка

7.Подведение итогов

Какие задача мы ставили в начале урока?

Мы их выполнили?

Что означает число 0?

В математике эта цифра нужна?

Чего у нас в классе 0?

8. Рефлексия

Покажите ваши цветочки. У кого больше желтого? Зеленого?

А на «дереве успеха» покажите на какую веточку вы сегодня взобрались.

Учитель: Я вижу, что многие добрались до самой высокой веточки, а это значит, что урок состоялся не зря. И каждый из вас ещё больше полюбил самую точную науку математику.

За активную работу на уроке я хочу наградить ребят …

На что похожа цифра

ноль

Повернуть ее ты можешь,

Головой поставить вниз –

Цифра будет все такой же,

Правда ведь, скажи?

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

(С.Маршак)

Могу назвать его мячом,

А хочешь, дыркой назовем,

А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как его ни назовем,

Он называется нулем!

(Ф.Дагларджа)

Не похож он на пятак,

Не похож на бублик,

Круглый он, да не дурак,

С дыркой, да не бублик!

(З.Александрова)

Единица

Похожа единица на крючок,

А может, на обломленный сучок.

(Г.Виеру)

На длинной ножке,

Застыв до поры,

Отдыхает палочка

После игры.

(Ф.дагларджа)

Начинаем представленье

Детворе на удивленье!

Познакомимся, друзья:

Единица –это я!

Я умею делать стойку,

По канату я хожу,

За собою цифру двойку

На веревочке вожу.

(В.Данько)

Рисовал я единицу,

Получилась –ну и ну! –

Настоящая ракета

Для полета на Луну.

Как стрела помчусь я в небо,

Где ни разу до меня

Ни один мальчишка не был.

Самым первым буду я!

Стоит паренек –

На лоб козырек.

Никак не сидится;

Опять единица –

Не знает сын

Цифры один.

(В.Бакалдин)

Два

Скажи мне, -спросила ручка, -

Что значит эта закорючка?

Чернильная ты голова!

Ты ж написала цифру «два».

(В.Берестов)

Два похожа на гусенка

С длинной шеей,

Шеей тонкой.

(Г.Виеру)

Отвернитесь на минутку –

Превратится двойка

В утку.

А вот сидит лисица,

Лисице не сидится.

(Ф. Дагларджа)

Не птица это,

А едва

Чуть ли не прямо

Цифра два!

Вот –шея гибкая.

Вот –тело.

К воде склонилась голова.

Ты птицу нарисуй умело,

И это будет цифра –два.

(В.Бакалдин)

Два на ножке приседает

И головку наклоняет.

Так красиво шею гнет –

Прямо лебедем плывет.

(С.Маршак)

Вид ее –как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее –нет.

Три

Погляди на цифру 3 –

Точно ласточка, смотри.

(Г.Виеру)

Это –месяц другой,

Ниже месяц другой.

А теперь -

Посмотри:

Получилась цифра три!

(В.Бакалдин)

Мой старый боцман говорил:

На корабле всегда

Ты цифру ноль и цифру три

Отыщешь без труда.

Конечно, ноль –это штурвал,

Я это знаю сам.

А цифру три не нахожу,

Ну сколько б не искал.

Бежит кораблик по волне

И я за ним слежу,

Хочу найти в нем цифру три,

И вот –не нахожу.

Ко мне подходит мой отец:

На мачту посмотри:

Наполнил ветер паруса

И сделал цифру три.

(А.Тонких, Д.Стогова)

Четыре

Гляди, четыре –это стул,

Который я перевернул.

(Г.Виеру)

Делал Егорка

С мамой уборку.

Опрокинул стул

В квартире,

Стал похож он

На четыре.

(В.Бакалдин)

Вот четверки –силачи

Поднимают кирпичи,

Выжимают гири

Пуда на четыре.

(В.Данько)

Я для сестры рисую дом:

Труба, окошко, дверь с крыльцом,

И от трубы наискосок

Рисую крыши уголок.

Сестра обиделась:

Ну вот!

Ты что нарисовал?

Мне нужен был для куклы дом,

А дом четверкой стал.

(А.Тонких, Д.Стогова)

Пять

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

(С.Маршак)

Написать цифру пять,

Что крючок нарисовать.

Но у цифры, у крючка,

Леска больно коротка.

(В.Бакалдин)

На что похожа цифра 5?

На серп, конечно, как не знать.

(Г.Виеру)

Налитая,

Симпатичная,

Цифра

Самая отличная!

Это –фокусник –пятерка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнется –раз и два! –

Обернется цифрой два.

(В.Данько)

Шесть

На что похожа цифра шесть?

На трубку деда, так и есть.

(Г.Виеру)

Цифра шесть –дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружок.

(С.Маршак)

Один заметил:

«Нуль с хвостом».

Другой:

«С хвостом,

Но только кошка».

А третий

Помолчал немножко.

(Ф.Дагларджа)

Эта цифра –акробатка:

То шестерка, то девятка.

(В.Данько)

Рогалик

К бублику

Приклей.

Да только есть его не смей.

Не крендель это,

Чтобы есть.

А просто –

Цифра шесть!

(В.Бакалдин)

Семь

На крыше флаг. Смотрите все!

Ведь он похож на цифру семь!

(А.Тонких, Д.Стогова)

Семь –точно острая коса.

Коси, коса, пока остра.

(Г.Виеру)

Цифра семь! Цифра семь!

Цифра легкая совсем!

Я косу принесу

И срисую ту косу!

(В.Бакалдин)

Восемь

Тройка в зеркало смотрелась,

Все вертелась и вертелась,

Любовалась, любовалось,

Носом к зеркалу прижалась…

Посмотреть скорее просим:

Перед вами цифра восемь.

(А.Тонких, Д.Стогова)

Цифра восемь так вкусна:

Из двух бубликов она.

(Г.Виеру)

Нуль подставил спинку брату.

Тот забрался не спеша.

Стали новой цифрой братцы,

Не найти нам в ней конца.

Повернуть ее ты можешь,

Головой поставить вниз –

Цифра будет все такой же.

Ну, подумай? Напиши!

(В.Данько)

Цифру восемь, цифру восемь

На носу всегда мы носим,

Цифра восемь плюс крючки –

Получаются очки …

То ли нуль с другим

Нулем

Рядышком уснули,

То ли дедушка

Очки

Позабыл на стуле.

(Ф.Дагларджа)

К этой цифре ты привык.

Это цифра –снеговик.

Лишь зима сменяет осень,

Дети лепят цифру восемь!

Только к цифре ты, дружок,

Третий не лепи кружок.

(В.Бакалдин)

Девять

Я важней всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То другою окажусь.

(В.Данько)

Девять, как и шесть, -

Вглядись,

Только хвост не вверх,

А вниз.

(Г.Виеру)

Две девятки и дощечка –

Мы на санках мчимся к речке.

(А.Тонких, Д.Стогова)

Цифра шесть, как обезьянка,

Кувыркалась спозаранку.

Что за чудо приключилось:

Цифра девять получилась.

(В.Богачев)

Вот какая

Цифра есть –

Перевернутое шесть.

(Ф.Далгарджа)

Цифра шесть вниз головой

Стала цифрою другой.

Можете поверить –

Уже не шесть,

А –девять!

(В.Бакалдин)

Десять

Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав десять из него.

(В.Богачев)

Ноль встает за единицей –

Цифра 10 на странице.

(Г.Виеру)

За девятью идет десятка.

Ты это знаешь?

Молодец!

Сочти все пальцы по порядку –

И счету нашему конец.

С нулем

Гуляет единица.

Не может с ним

Наговорится.

(Ф.Дагларджа)


Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать и писать цифру 0.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Развить умение распознавания цифры в знаковой среде.
Научить правильно писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.

Развивающие (метапредметные):

Регулятивные:
Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 0.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Подвести под понятие цифры и числа 0.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Работать над использованием знаково-символичных средств.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Воспитательные (личностные):
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!

И прекрасна, и сильна
Математика – страна.
Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.

Чем мы занимаемся на уроках математики?

Чему вы уже научились?

Кто готов показать свои знания?

Девиз нашего урока: “Ум хорошо, а два лучше”

Как понимаете это высказывание?

2. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

А начнем мы наш урок с математической разминки.

  • счет от 2 до 9, от 8 до 4
  • назовите число, которое следует за числом 7, 4.
  • как получить последующее число?
  • на сколько каждое последующее число больше предыдущего?
  • назовите число, которое стоит перед числом 6, 10?
  • как получить предыдущее число?
  • на сколько каждое предыдущее число меньше последующего?
  • назовите соседей числа 5, 9.
  • прочитайте по-разному:
    7 + 3 = 10
    9 – 4=5
  • 5 яблок в корзине,
    В вазе – 4.
    У Саши одно.
    Сколько всего? (5+4+1=10)
  • Привела гусыня – мать
    Шесть детей на луг гулять.
    Все гусята, как клубочки,
    Три сынка, а сколько дочек? (6-3=3)
  • Трое ребят каталось с горки.
    Убежал домой Егорка,
    А потом ушел Вадим
    И Сережа вслед за ним.
    Сколько на горке осталось детей?
    Кто посчитал, отвечайте скорей! (3-3=0)

Ноль – это сколько предметов?

Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на доске.

3. Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся .

Назовите тему урока. (Число ноль)

Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)

На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Могу назвать его мячом
А хочешь, дыркой назовем,
А может бубликом, почти что кругленьким,
Но как его не назовем,
Он называется.... нулем.

Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его “сифр”. Спустя несколько веков ему дали название “нуль”, что означает “ничто”.

Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. (рисунок)

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель этапа: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 0.

Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль.

Где в жизни мы встречаемся с числом 0?

Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз. (показать рисунок)

Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль? (10, 100, 500, 2000)

А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок),то получим странные числа.

Вам они встречались?

(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)

Где место ноля на числовом отрезке?

Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами?

0 – это натуральное число? Почему?

Как вы думаете, если числа меньше 0? Посмотрите на термометр. Для чего он? Нуль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз. Вверх идут градусы тепла (выше 0), вниз – градусы холода (ниже 0, т. е. меньше 0). Такие числа называются отрицательными и при записи ставят перед ними знак “минус”

Физ. минутка. (“Солнце глянуло в кроватку.... ”)

Цель этапа: Смена вида деятельности

5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель этапа: Сформировать навыки написания цифры 0.

Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

А для чего нам нужно уметь её писать?

ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ. Положите с наклоном, сядьте прямо.

Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.

6. Обобщение усвоенного.

Цель этапа: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Работа с учебником. Стр. 70

Прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить.

Ответили?(Да.)

Рассмотрите картинки ниже.

Что изображено? Прочитайте вопрос. Что такое равенство? Какое равенство подходит к картинке?

Составьте рассказы по двум другим равенствам.

Рассмотрите следующий рисунок. Что было, что изменилось? (Было 3 листочка, 1 улетел) Сколько осталось?

Как записать? Стало листочков больше или меньше?

Сравните 2 и 3. и т. д.

В ТЕТРАДИ:

3-1=2 2-1=1 1-1=0
2< 3 1 < 2 0 <1

Физ. минутка. Цель этапа: Смена вида деятельности

Я буду задавать вопросы, а вы ответы будете показывать на пальчиках.

  • Сколько пальцев на 1 руке?
  • Сколько окон в классе?
  • Сколько яблок на дубе?
  • Сколько ног у человека? У змеи?
  • Сколько дедушек учится в нашем классе?
  • Сколько гостей к нам пришло на урок?

7. Самостоятельная работа.

Вас ждет ещё одно задание.

НЕЗНАЙКА записал числа в порядке увеличения:

Давайте, проверим правильно ли он сделал. А проверять будете в парах.

Разложите карточки с цифрами в порядке увеличения. Что это значит?

Сравните, что получилось у вас, а что у Незнайки.

Исправьте ошибки Незнайки.

Вы все справились с заданием, ошибок ни у кого не было?

А теперь прочитайте эти числа в порядке уменьшения. Что это значит?

8. Рефлексия учебной деятельности.

ИТОГ: Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Кому было трудно? Что?

А кому легко?

Кому интересно?

Кто расскажет дома об уроке?

Кто хочет получить домашнее задание? (раскрасить картинку с изображением 0)