Пушкина "Станционный смотритель". Тест по повести А.Пушкина "Станционный смотритель" Она не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась не его могиле

30.11.2014 7214 703 тасеменова Г.С.

2 Тема произведения
А) Трагедия «маленького человека»
Б) Любовь истинная и ложная
В) Конфликт отцов и детей

3 Рассказывая о станционных смотрителях, автор
А) Осуждает их
Б) Сочувствует им.
В) Презирает их

4 Картинки, украшавшие жилище смотрителя, являются
А) Свидетельством набожности и религиозности хозяев
Б) Скромным украшением дома
В) Предзнаменованием трагических событий

5 «Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, с усиками» - это
А) И.П.Белкин
Б) Минский
В) Станционный смотритель
Г) А.С. Пушкин

6 Дуня села в кибитку рядом с гусаром, намереваясь
А) Проводить его до лекаря
Б) Убежать из дома
В) Доехать до церкви
Г) Прокатиться в его кибитке

7 Минский прогнал Самсона Вырина, потому что
А) Дал ему достаточно денег за Дуню.
Б) Сказал Дуне, будто отец умер.
В) Был грубым человеком.
Г) Боялся, что смотритель его зарежет.
Д) Смотрителя прогнал военный лакей, а не Минский.

8 Судьба Дуни в Петербурге сложилась
А) Счастливо
Б) Трагично
В) Неизвестно

9 Причина смерти смотрителя
А) спился от горя
Б) сердечный приступ
В) неизвестна

10 Как Дуня будет жить дальше, узнав о смерти отца?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11 В чём отличие сюжета данной повести от «Притчи о блудном сыне», от другой повести Пушкина «Метель»?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12 Ваше отношение к произведению Пушкина ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Вариант 1. Выполнил(а)

1. Какова основная тема повести «Станционный смотритель»? а) осуждение детей, забывающих своих родителей; б) изображение жизни «маленького человека»; в) реалистическое описание почтовой станции.

2. С какой целью автор вводит экспозицию в повествование? а) для подробного описания жизни на почтовых стан­циях; б) для реалистического изображения действительности; в) для раскрытия мировоззрения рассказчика, его ха­рактера.

3. Кого из героев русской литературы называют «ма­леньким человеком»? а) ребенка; б) второстепенный персонаж; в) человека, не имеющего высокого чина; г) типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости.

4. Какую символическую деталь вводит Пуш­кин в описание жилища станционного смотрителя? а) горшки с бальзамином; б) лубочные картинки, изображающие сцены из прит­чи о блудном сыне; в) кровать с пестрой занавеской.

5. Сопоставьте портреты Самсона Вырина из первой и второй частей повести. С какой целью Пуш­кин дважды описывает внешность героя? I часть: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, его длинный зеле­ный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах...» II часть: «Я смотрел на его седину, на глубокие мор­щины давно небритого лица, на сгорбленную спину...» а) для более яркого описания характера героя; б) для того чтобы показать, насколько сильно горе Вырина; в) создать ощущение достоверности.


Вариант 2. Выполнил(а) _____________________________________________________

1. Почему Вырин отпустил Дуню покататься с Мин­ским? а) проявил неосмотрительность; б) не мог предположить, что офицер за добро отплатит злом; в) хотел, чтобы Дуня уехала с офицером.

2. Пушкин показывает, что люди «порядочно­го общества» в моральном плане куда ниже Самсона Вырина, используя а) сюжет; б) прямую авторскую характеристику; в) художественную деталь.

3. Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия? а) отказ Вырина жаловаться; б) ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хоро­шо одетый молодой человек», который, увидев возвра­тившегося смотрителя, убежал; в) описание второй попытки смотрителя вернуть дочь.

5. Что является идейным замыслом повести и наи­более значимо для автора? а) изобразить семейную драму; б) показать трагическую судьбу мелкого чиновника; в) показать социальное неравенство, на котором стро­ятся отношения между людьми в обществе.

Вариант 3. Выполнил(а) ____________________________________________________

1. Счастлива ли Дуня? а) да, потому что она любит Минского; б) автор не дает прямого ответа; в) нет, так как благополучие не может быть свидетель­ством счастливой жизни.

2. Какой принцип положен в основу жизни людей «порядочного общества»? а) «цель оправдывает средства»; б) «чин чина почитай»; в) «добро всегда победит зло»; г) «на чужом несчастье своего счастья не построишь».

3. Почему Вырин не пошел жаловаться на Минс­кого? а) не хватило мужества; б) был очень добрым человеком и простил Минского; в) не знал, как это можно сделать; г) понимал бессмысленность такой попытки.

4. Что общего между повестями «Метель» и «Стан­ционный смотритель»? а) глубина характеристики героев; б) социальная проблематика; в) бытописание; г) сложный сюжет; д) образ рассказчика.

5. В чем основное значение повести «Станционный смотритель» для русской литературы? а) писатель заставляет задуматься о бесправии «ма­ленького человека»; б) показывает пробуждение гордости и человеческого достоинства в «маленьком человеке»; в) повесть открывает в русской литературе галерею образов под общим названием «маленький человек».


ЭТАЛОН.

Вариант 1: 1б; 2в; 3г; 4б; 5б.

Вариант 2: 1б; 2аб; 3б; 4б; 5в.

Вариант 3: 1б; 2б; 3г; 4д; 5в.

Тест по литературе Станционный смотритель (А.С. Пушкин) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встреч­ных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у поч­тового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вы­шла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пиво­варова. Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издер­жанных даром… «Эй, Ванька! полно тебе с кошкою возиться. Проводи­ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу».
При сих словах оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу…
— А проезжие вспоминают ли его?
— Да ноне мало проезжих; разве заседатель завернет, да тому не до мертвых. Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о ста­ром смотрителе и ходила к нему на могилу.
— Какая барыня? — спросил я с любопытством.
— Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладби­ще». А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром —
такая добрая барыня!..
Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым дерев­цом. Отроду не видал я такого печального кладбища.
— Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с мед­ным образом.
— И барыня приходила сюда? — спросил я.
— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и при­звала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!
И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите название цикла, в который входит повесть «Станцион­ный смотритель».

2. Как называется описание природы в литературном произведении («Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холод­ный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев».)?

3.
Отроду не видал я такого печального кладбища.

4. В данном фрагменте мальчик дважды повторяет фразу:
И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!..
Как называется такой прием?

5. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его мо­гилу барыня?

Задания с развернутым ответом

1.

2.

3.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как звали станционного смотрителя (укажите имя и фамилию)?

2. Как называется описание внешности героя в литературном про­изведении («Оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне…»)?

3. Как называется изобразительное средство?
Серенькие тучи покрывали небо …

4. Рассказчик и мальчик обмениваются репликами. Как называется такая форма речевого взаимодействия героев?

5. Рассказчик в приведенном фрагменте дважды упоминает истра­ченные семь рублей. Как называется такой прием?

Задания с развернутым ответом

1. Какую роль играют описания природы в данном фрагменте?

2. Каким предстает герой-рассказчик?

3. Сопоставьте фрагмент из повести «Станционный смотритель» и из романа «Дубровский» А.С. Пушкина. Какая тема их объеди­няет?

Фрагмент из романа Дубровский

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, раз­валившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камерди­нер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили мо­лодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:
«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянь­ка, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в жи­воте и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слы­хивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю­-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька
Орина Егоровна Бузырева… »

Владимир Дубровский несколько раз сряду перечитал сии до­вольно бестолковые строки с необыкновенным волнением. Он лишил­ся матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романи­чески был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями.
Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а поло­жение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи и дворни, угрожаемого каким-то бедствием и угасающего без помощи в мучениях телесных и душевных. Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться, полагая его в разъездах или хозяйственных заботах.
Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болез­ненное состояние отца потребует его присутствия. Товарищи, заметя его беспокойство, ушли. Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске — закурил трубку и погрузился в глубокие размышления.
Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге.
Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил воль­ных лошадей. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки…

Ответы на тест по литературе Станционный смотритель
1 вариант
1. Повести Белкина
2. пейзаж
3. эпитет
4. повтор
5. дочь
2 вариант
1. Самсон Вырин
2. портрет
3. эпитет
4. диалог
5. повтор

1. К какому эпическому жанру относится произведение «Станционный смотритель»?

1) рассказ

2) повесть
3) роман
4) поэма

2. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»
4) ни в какой цикл не вошло

3. В каком году произошла первая встреча рассказчика с героем?

1) 1812
2) 1815
3) 1816
4) 1820

4. Станционный смотритель – это чиновник

1) 1 класса
2) 3 класса
3) 9 класса
4) 14 класса

5. Укажите правильное толкование слова «шлафорк» в предложении:«…в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами».

2) домашний халат
3) рубашка
4) пальто

6. Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?

1) проблема одинокой старости
2) проблема позднего раскаяния
3) проблема дочерней неблагодарности
4) проблема экологии языка

7. Укажите имя дочери главного героя.

1) Наташа
2) Глаша
3) Дуня
4) Маша

8. Какого цвета были глаза у дочери героя?

1) голубые
2) зелёные
3) карие
4) в произведении об этом не говорится

9. Как расплатился гусар с лекарем?

1) Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
2) Вручил ему пятьдесят рублей.
3) Пригласил отобедать.
4) Ничем не расплатился.

10. Современник Пушкина писал: "Вскоре по выходе повестей Белкина я на минуту зашел к Александру Сергеевичу; они лежали у него на столе. Я и не подозревал, что автор их - он сам. "Какие это повести? И кто этот Белкин?" - спросил я, заглядывая в книгу. "Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно".
Повести были написаны: "Гробовщик" - 9 сентября , "Станционный смотритель" и предисловие к повестям - 14 сентября , "Барышня-крестьянка" - 20 сентября , "Выстрел" - 12 и 14 октября , "Метель" - 20 октября : тогда же Пушкин задумал объединить повести вымышленным образом Белкина и издать их анонимно.


1)1830 г.;
2)1833 г.;
3)1834 г.

11. Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?

1) Потому что это унылая и однообразная работа

2) Потому что им не хватает человеческого общения

3) Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей

1)Иван Белкин

2)Самсон Вырин

3)Петр Гринев

1)Трудолюбием

2)Смешливостью

3)Красотой

14. Как изменился Самсон Вырин за те несколько лет, которые его не видел рассказчик?

1)Он стал угрюм и неразговорчив

2)Он был все тот же, только немного постарел

3)Он был очень рад встрече, но казался уставшим от жизни

15. Как Дуня с приезжим офицером обманули ее отца, чтобы сбежать?

1)Офицер изобразил притворную горячку и, выздоровев, предложил подвести Дуню до церкви

2)Дуня притворилась больной, а он предложил отвезти ее в больницу

3)Он предложил свозить ее в город на ярмарку

Задание: найти в повести страдательные причастия настоящего времени

Тест с творческим заданием по повести «Станционный смотритель» для 7 класса

2 вариант

1. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву
2) в Саратов
3) в Петербург
4) в Новгород

2. Какого цвета были волосы у гусара?

1) светлые
2) каштановые
3) русые
4) чёрные

1) всемирный потоп
2) история блудного сына
3) воскрешение Иисуса Христа
4) история Давида

4. С какой целью так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?

1) Хотел показать интерьер дома смотрителя.
2) Это были необычные картинки известного художника.
3) Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
4) Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.

5. Узнай героя по описанию.«Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью».

1) станционный смотритель
2) гусар
3) рассказчик
4) лекарь

6. Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».

1) большая проезжая дорога
2) направление
3) совокупность средств для перемещения чего-либо
4) трактир

7. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».

1) Самсон Вырин
2) Владимир Дубровский
3) Пётр Гринев
4) Кирилла Петрович Троекуров

8. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?

1) резонёр
2) «маленький человек»
3) «лишний человек»
4) «благородный разбойник»

9. Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.

1) Нижельский
2) Минский
3) Лаевский
4) Погорельский
10. Эпиграфом к повестям "Гробовщик","Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка", "Выстрел", "Метель" стал отрывок:

1) из "Недоросля" ;
2) из "Горя от ума" ;
3) из "Сна в летнюю ночь" У. Шекспира.

11. Что сказал Минский Самсону, когда тот приехал в Петербург, чтобы найти дочь?

1) Чтобы он больше тут не показывался

2) Что он любит Дуню и никогда ее не бросит

3) Предложил ему подождать, когда Дуня вернется с прогулки

12. Как Самсону удалось увидеть дочь?

1) Он дождался ее в квартире Минского

2) Ему удалось прокрасться в квартиру Минского, после того, как тот выпроводил его

3) Он смог увидеть ее только издалека, потому что Минский был против его свидания с дочерью

1) На счастливую жену и мать

3) На женщину, терпящую жестокое обращение от мужа

14. Какую цифру Самсон назвал рассказчику, говоря о том, когда в последний раз видел свою дочь?

15. Что рассказчику рассказали о судьбе Самсона, когда он в третий раз был проездом в тех местах?

1) Что они с дочерью помирились, и она забрала его в Петербург

2) Она не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась не его могиле

3) Он иногда навещает свою дочь в Петербурге

Тест по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

7 класс

Начало формы

1. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

1) рассказ; 2) повесть; 3) роман; 4) поэма

2. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»
4) ни в какой цикл не вошло

3. В каком году произошла первая встреча рассказчика с героем?

1) 1812 ; 2) 1815; 3) 1816; 4) 1820

4. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».

1) Самсон Вырин; 2) Владимир Дубровский; 3) Пётр Гринев; 4) Кирилла Петрович Троекуров

5. Укажите имя дочери главного героя.

1) Наташа; 2) Глаша; 3) Дуня; 4) Маша

6. Какого цвета были глаза у дочери героя?

1) голубые; 2) зелёные; 3) карие; 4) в произведении об этом не говорится

7. Как расплатился гусар с лекарем?

1) Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
2) Вручил ему пятьдесят рублей.
3) Пригласил отобедать.
4) Ничем не расплатился.

8. Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.

1) Нижельский; 2) Минский; 3) Лаевский; 4) Погорельский

9. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву; 2) в Саратов; 3) в Петербург; 4) в Новгород

10. Какого цвета были волосы у гусара?

1) светлые; 2) каштановые; 3) русые; 4) чёрные

11. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?

1) всемирный потоп; 2) история блудного сына; 3) воскрешение Иисуса Христа; 4) история Давида

12. С какой целью А. С. Пушкин так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?

1) Хотел показать интерьер дома смотрителя.
2) Это были необычные картинки известного художника.
3) Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
4) Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.

13. Узнай героя по описанию.

«Проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью».

1) станционный смотритель; 2) гусар; 3) рассказчик; 4) лекарь

14. Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».

3) совокупность средств для перемещения чего-либо; 4) трактир

15. Укажите правильное толкование слова «шлафорк» в предложении:

«…в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами».

1) свитер; 2) домашний халат; 3) рубашка; 4) пальто

16. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?

1) резонёр; 2) «маленький человек»; 3) «лишний человек»; 4) «благородный разбойник»

17. Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?

1) проблема одинокой старости;

2) проблема позднего раскаяния;

3) проблема дочерней неблагодарности
4) проблема экологии языка Конец формы