Биография олдоса хаксли.

Старого художника, которого считали мёртвым, "открыли" вновь. Для него организуется почетный банкет. Рассказ вошел в сборник "Тревоги смертных. Пять рассказов" ("Mortal Coils: Five Stories") (1922).

Эта небольшая по объёму, блестяще написанная книга классика английской литературы Олдоса Хаксли (1894−1963) включает не только путевые очерки писателя, побывавшего в Италии и Голландии, но и содержит множество наблюдений философского и культурологического свойства.

Книга Олдоса Хаксли "Возвращение в дивный новый мир" была впервые опубликована в далеком 1958 году - и тем интереснее читается она в наши дни: ведь в этой работе великий английский писатель и философ, в своей полемичной манере, провел параллели между западной цивилизацией буржуазного "золотого века" 1950-х и антиутопическим тоталитарным "потребительским раем", описанным в его самом известном художественном...

История семнадцатилетнего Себастьяна Барнака и троих людей, перевернувших его жизнь. Дядюшка Юстас, гедонист и бонвиван, научит юношу со вкусом наслаждаться земными радостями. Красивая и загадочная зрелая женщина Вероника Твейл станет его первой любовью. А другому дядюшке, мистику и искателю высшей истины Бруно, предстоит открыть Себастьяну, что в мире есть вещи куда важнее повседневной реальности...

Любовный треугольник... Кажется, довольно банальная история. Но это не тот случай. Сюжет романа действительно довольно прост: у знаменитого ученого есть божественной красоты жена. И молодой талантливый ученик. Конечно же, между учеником и "богиней" вспыхивает страсть. Ни к чему хорошему это привести не может.

Самые неоднозначные и популярные произведения знаменитого Олдоса Хаксли. Работы, ставшие своеобразным интеллектуальным манифестом для поклонников психоделической культуры бурных шестидесятых. Ими восхищались Карлос Кастанеда и Тимоти Лири, Кен Кизи и Джим Моррисон. Они повлияли на умы сотен тысяч "сердитых молодых людей", искавших новый смысл бытия. Их смысл и суть - поиски идеальных путей расширения сознания.

"Желтый Кром" - история молодого поэта Дэниса Стоуна, приезжающего к своим друзьям в загородное поместье. Первый роман Олдоса Хаксли, с иронией и грустью описывающего в нем повседневную жизнь, обычаи и манеры английского света и полусвета начала прошлого века.

Всем, кто страдает различными нарушениями зрения, но желает сам избавиться от них и уберечь детей, эта книга станет ценным подспорьем и руководством к действию. В ней знаменитый английский писатель Олдос Хаксли живо и увлекательно повествует о том, как боролся с надвигающейся слепотой, следуя методам американского офтальмолога доктора У.Г.Бейтса. В книге приводится таблица, при помощи которой можно делать упражнения для исправления зрения.

Изысканный, злой и безупречно точный роман нравов, восходящий к творчеству даже не Уайльда, но - Теккерея. Роман, автор которого как хирургическим скальпелем препарирует быт и нравы английского высшего света эпохи "прекрасных двадцатых". Роман, исполненный юмора и сарказма, однако поднимающийся порой до уровня высокой трагедии.

Написанные в 1952 г. "Луденские бесы" явились большой неожиданностью для почитателей всемирно известного английского писателя Олдоса Хаксли.
Впервые у Хаксли это не художественная проза, а "нон-фикшн", - исторические хроники о знаменитом массовом сексуальном помешательстве монахинь из монастыря Ангелов во французском местечке Луден. Этот сюжет не раз использовался кинематографистами. На русский язык "Луденские бесы" переводятся впервые.

Как по отцовской, так и по материнской линиям Хаксли принадлежал к британской культурной элите, давшей целый ряд выдающихся учёных, писателей, художников. Его отец - писатель Леонард Хаксли, дед по отцовской линии - биолог Томас Генри Хаксли (в России его имя обычно пишется как Гексли); по материнской линии Хаксли приходится правнуком историку и педагогу Томасу Арнолду и внучатым племянником писателю Мэтью Арнолду. Братья Хаксли Джулиан и Эндрю были знаменитыми биологами.

В хорошо оборудованной лаборатории отца Хаксли начал самообразование, которое потом продолжил в школе Hillside, где его первой учительницей стала его мать. Когда Олдосу было 13 лет - мать умерла.

Три года спустя, в возрасте 16 лет он перенес кератит, что привело к тому, что почти 18 месяцев он был лишен зрения. Благодаря тому, что он пользовался специальными очками и один его глаз стал видеть, Олдос мог читать, он также освоил шрифт Брайля. Несмотря на проблемы со зрением, Хаксли продолжал занятия в Оксфорде, в колледже Балиол (1913-1915), и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1916 году.

В связи с тем, что далее он не мог заниматься наукой или пойти на фронт - а в то время шла мировая война - Хаксли обратился к литературе. Он работал в военном министерстве в Лондоне в 1917 году, и какое-то время преподавал в Итон и Рептон колледжах.

Первый сборник стихов появился в 1916 году, за ним последовало еще два издания в 1920 году.

В 1919-1920 годах Хаксли состоит в редакции «Атенея» под началом Мидлтон Муррея, мужа Кэтрин Мэнсфилд. Он пишет биографические статьи, статьи об архитектуре и живописи, театральные, музыкальные обзоры, равно как и рецензии на художественные книги.

В 1920-21 Хаксли работал театральным критиком для «Вестминстер Газет» и библиотекарем в книжном клубе Челси. Его первый роман «Желтый Кром» - остроумная критика общества - появился в 1921 году. Стиль Хаксли, сочетающий блестящие диалоги, социальную критику и цинизм, создал ему репутацию одного из самых модных литературных деятелей десятилетия. Он был другом леди Оттолин Моррел, входил в Блумсберийский кружок, который включал таких писателей, как Вирджиния Вулф, Клив Белл, Литтон Стрэчи и Э. М. Форстер. За восемь лет он опубликовал дюжину книг, включая «Контрапункт» (1928), роман, в котором персонажи, списанные с Д. Лоренса, Муррея, Мэнсфилд и самого автора, сравниваются с инструментами оркестра, и каждый играет особую роль в жизни, как ее видит Хаксли.

Он долго подыскивал название для нового романа - имел обыкновение придумывать названия к уже законченным вещам, а не наоборот.

В 20-е годы Хаксли сдружился с Д. Г. Лоренсом, вместе они совершают путешествие по Италии и Франции. Большую часть 20- годов Хаксли провел в Италии. В 30-е годы он переезжает в Санэри, что возле Тулона, и там пишет «О дивный новый мир», мрачную картину высокотехнологичного общества будущего. В этой книге он переворачивает с ног на голову теорию научного оптимизма Герберта Уэллса. Развитие науки и культурные изменения - массовое производство, которое произвело революцию в промышленности, путешествие на самолетах, романтизированное Чарлзом Линбергом и Амелией Эрхарт, бихевиористская психология и опыты в генетике - в то время занимали умы людей и вдохновляли. Роман был своеобразным ответом широкому кругу читателей, в первый же год В Англии и США разошлось более 28 тысяч копий книги, и на протяжении всего 20 века она оставалась в лидерах по продажам.

В 30-е года Хаксли принимал активное участие в деятельности «Союза обета мира». В 1937 году, в возрасте сорока трех лет, вместе с гуру Джералдом Гердом, он переезжает в США, надеясь, что климат Калифорнии улучшит его ухудшающееся зрение. Здесь начинается философский период его творчества, для которого было было характерно более подробное рассмотрение человеческой сущности, интерес к различным мистическим учениям («The Perennial Philosophy», «Через много лет» («After Many a Summer...»), «Time must have a stop»). Хаксли знакомится в с Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti), их (как и их жён) связывает крепкая дружба. Бывший скептик и бывший теософ верили теперь, что единственная дорога к миру и духовной истине должна быть субъективной - личностной.

Хаксли пишет множество эссе а также сценарии для фильмов в соавторстве с Кристофером Ишервудом. Некоторые из его сценариев так никогда и не были сняты. Лучшим считается сценарий для голливудского фильма «Гордость и предубеждение» (1940). Он берется написать такие сценарии как «Сага о Форсайтах», «Мадам Кюри». Вместе с Джоном Хаусманом и Робертом Стивенсоном он работает над фильмом «Джейн Эйр», главные роли в котором исполнили Орсон Уэллс и Джоан Фонтана.

В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, проводимым Хамфри Осмондом (Humphry Osmond). Целью этого эксперимента было исследование влияния мескалина на человеческое сознание. Впоследствии в переписке с Осмондом было употреблено впервые слово «психоделика» для описания влияния мескалина. Эссе «Двери восприятия» («The Doors of Perception») и «Небо и ад» («Heaven and Hell») описывают наблюдения и ход эксперимента, который вплоть до своей смерти автор повторял около десяти раз. Эффект от действия психотропных субстанций сказывается не только на его творчестве. Так в последнем своем романе «Остров» он описал положительную утопию, которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир».

В 1961 году он знакомится с Альбертом Хоффманом - изобретателем ЛСД.

Незадолго до смерти в пожаре в его собственном доме сгорели все его рукописи. Хаксли умер в 1963 г. в Лос-Анджелесе от рака горла. Когда смерть была неизбежна, жена Олдоса сделала ему инъекцию ЛСД, которая позволила ему умереть спокойно, избежав судорог и удушья.

Олдос Хаксли ввел в обиход термин «футурология».

Олдос Леонард Хаксли (Гексли) (1894-1963) - английский писатель. Брат биолога и философа Джулиана Сорелла Хаксли.

На его счету интеллектуальные романы «Желтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928) - об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии «О дивный новый мир» (1932), «Обезьяна и сущность» (1948) - сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни «общества потребления». Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман «Гений и богиня», 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман «Остров», 1962).

Олдос Леонард Хаксли родился в городе Годалмин, графство Суррей, в зажиточной семье среднего сословия. По линии матери он был родственником Мэтью Арнольда, великого гуманиста, а его отец, Леонард Хаксли, писал биографии и стихи, занимался редакторской деятельностью. С 1908 по 1913 Олдос обучался в колледже Итон, в графстве Беркшир. Когда ему было 14, его мать умерла. В возрасте 16 лет он перенес кератит, что привело к тому, что почти 18 месяцев он был лишен зрения. Благодаря тому, что он пользовался специальными очками и один его глаз стал видеть, Олдос мог читать, он также освоил шрифт Брайля. Несмотря на проблемы со зрением, Хаксли продолжал занятия в Оксфорде, в колледже Балиол (1913-1915), и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1916 году.

В связи с тем, что далее он не мог заниматься наукой или пойти на фронт - а в то время шла мировая война - Хаксли обратился к литературе. Он работал в военном министерстве в Лондоне в 1917 году, и какое-то время преподавал в Итон и Рептон колледжах.

Первый сборник стихов появился в 1916 году, за ним последовало еще два издания в 1920 году. В 1919-1920 годах Хаксли состоит в редакции "Атенея" под началом Мидлтон Муррея, мужа Кэтрин Мэнсфилд. Он пишет биографические статьи, статьи об архитектуре и живописи, театральные, музыкальные обзоры и рецензии на художественные книги.

В 1920-21 Хаксли работает театральным критиком для "Вестминстер Газет" и библиотекарем в книжном клубе Челси. Его первый роман "Желтый Кром" - остроумная критика общества - появился в 1921 году. Стиль Хаксли, сочетающий блестящие диалоги, социальную критику и цинизм, создал ему репутацию одного из самых модных литературных деятелей десятилетия. Он был другом леди Оттолин Моррел, входил в Блумсберийский кружок, который включал таких писателей, как Вирджиния Вулф, Клив Белл, Литтон Стрэчи и Э.М. Форстер. За восемь лет он опубликовал дюжину книг, включая "Контрапункт" (1928), роман, в котором персонажи, списанные с Д. Лоренса, Муррея, Мэнсфилд и самого автора, сравниваются с инструментами оркестра, и каждый играет свою особую роль в жизни, как ее видит Хаксли.

Позже эти ранние произведения Хаксли, в основном его комментарии к событиям, которым он стал свидетелем, подверглись критике, так как герои его показаны однобоко, и, как сам Хаксли определял природу своего эссеистического таланта, он пытался сказать "почти всё почти обо всём". В книге "Делай что хочешь" (1929) он предсказывает, что пролетариат Карла Маркса станет "буржуазией с масляными, а не чернильными пальцами", говорит о том, что "в наше время монотеизм потерял ценность, которую некогда завоевали ему обстоятельства. Ему не хватает установки на политику, он вреден для человека". В эссе "Мода на любовь" он защищает доктрину Лоренса о "естественной любви", но отвергает "сексуальный импульс, который тратит себя бесцельно".

В 20-е годы Хаксли сдружился с Д.Г. Лоренсом, вместе они совершают путешествие по Италии и Франции. Большую часть 20-х годов Хаксли провел в Италии. В 30-е годы он переезжает в Санэри, что возле Тулона, и там пишет "О дивный новый мир" - мрачную картину высокотехнологичного общества будущего. В этой книге он переворачивает с ног на голову теорию научного оптимизма Герберта Уэллса. Развитие науки и культурные изменения - массовое производство, которое произвело революцию в промышленности, путешествия на самолетах, романтизированные Чарлзом Линдбергом и Амелией Эрхарт, бихевиористская психология и опыты в генетике - в то время занимали умы людей и воодушевляли. Работая над романом, Хаксли читал, в том числе и книгу этнографа Маргарет Мид "Время в Самоа" (1928). Роман был своеобразным ответом широкому кругу читателей, в первый же год В Англии и США разошлось более 28 тысяч копий, и на протяжении всего 20 века книга оставалась в лидерах по продажам.

В 30-е года Хаксли принимал активное участие в деятельности "Союза обета мира". В 1937 году, вместе с гуру Джералдом Гердом, он переезжает в США, надеясь, что климат Калифорнии улучшит его ухудшающееся зрение. С этого момента Хаксли перестает писать художественную прозу и сосредотачивается на написании эссе, которые, как ему кажется, лучше всего могут выразить его идеи. Он пишет также сценарии для фильмов в соавторстве с Кристофером Ишервудом. Некоторые из его сценариев так никогда и не были сняты. Лучшим считается сценарий для голливудского фильма "Гордость и предубеждение" (1940). Он берется написать такие сценарии как "Сага о Форсайтах", "Мадам Кюри". Вместе с Джоном Хаусманом и Робертом Стивенсоном он работает над фильмом "Джейн Эйр", главные роли в котором исполнили Орсон Уэллс и Джоан Фонтана.

В 1954 году Хаксли публикует исследование о влиянии на сознание мескалина "Врата восприятия", книга, которая завоевала ему немалое уважение в среде калифорнийских хиппи. Он стал употреблять ЛСД, заинтересовался индийской философией. В 1961 году на него обрушилось бедствие - в пожаре сгорел его дом, архив и почти все рукописи, кроме разве что рукописи книги "Остров".

Хаксли женился дважды. В 1919 году он женился на бельгийке Марии Нис, которая умерла в 1956 году, от этого брака у Хаксли родился сын. В 1956 году он женился на Лауре Арчера, скрипачке и психотерапевте.

Как эссеиста, Хаксли больше всего занимали вопросы влияния науки и технологии. Его скептицизм вызывал противоречивые чувства у читателей. Оказавшись однажды в философском тупике, он обратился к мистицизму и восточным учениям. Одной из самых интересных идей Хаксли было воспитание амфибии, человека, который мог бы жить в разном природном окружении. В конце жизни Хаксли как-то заметил: "Звучит странно, но обдумывая проблемы существования человечества и пытаясь найти смысл жизни, я пришел к мысли, что есть только один ответ на все вопросы - "Старайся быть немного добрее" - вот и всё".

Хаксли умер в Лос-Анджелесе 22 ноября 1963 года. В новостях известие о его смерти было оттенено убийством президента Кеннеди.

Английская литература

Олдос Леонард Хаксли

Биография

ХАКСЛИ (Гексли) Олдос Леонард

26 июля 1894, Годалминг, графство Суррей - 22 ноября 1963, Лос-Анджелес, английский писатель. Брат Дж. С. Хаксли. Интеллектуальные романы «Желтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928) - об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии «О дивный новый мир» (1932), «Обезьяна и сущность» (1948) - сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни «общества потребления». Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман «Гений и богиня», 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман «Остров», 1962).

Из семьи естествоиспытателей

Внук выдающегося биолога Т. Г. Хаксли (Гексли), питомец Итона, учился затем в Бейллиоле, одном из наиболее престижных колледжей Оксфордского университета. В отличие от своего старшего брата Джулиана, который стал видным биологом, а в 1946−48 возглавлял ЮНЕСКО, Олдос отказался от поприща естествоиспытателя, традиционного для его семьи. Однако в его произведениях постоянно возникают мотивы, родственные философской проблематике, которую сделало особенно актуальной развитие естественных наук и новых технологий в 20 в.

Плохое зрение не позволило ему принять участие в Первой мировой войне, на которую он стремился попасть добровольцем. В книгах Хаксли, появившихся по ее окончании, романах «Желтый Кром» (1921) и «Шутовской хоровод» (1923) тем не менее выразилось то же самое чувство социальной и духовной катастрофы, которое было вынесено из окопов его сверстниками, воевавшими по обе стороны фронта, и определило тональность литературы «потерянного поколения».

Своим путем

Еще в годы войны он написал стихотворение в прозе «Карусель», где главенствует метафора убыстряющегося движения по кругу, который заставляет вращаться сидящий у пульта машинист-олигофрен. Однако отчаяние и безверие, выражаемые с помощью такой символики, присущи лишь раннему творчеству Хаксли, когда он видел свое призвание в поэзии. Как прозаик он нашел себя, обратившись к поэтике трагифарса, чуждой писателям «потерянного поколения». Подобно им, глубоко пессимистически воспринимая современную историю, Хаксли воплотил свое видение в формах смехового искусства с подчеркнутыми элементами острого гротеска, памфлета, шаржа.

Позиция Хаксли типична для литературы, рожденной травмирующим опытом Первой мировой войны, но выражена художественными средствами, придающими уникальность его свидетельству о состоянии радикального кризиса веры и духовного шока, переживаемого миром в эту эпоху. Сюжеты двух его первых романов строятся на мотиве розыгрыша, который граничит с циничным и жестоким шутовством. Практически лишенные строго выстроенной фабулы, представляющие собой цепочку как бы произвольно выхваченных эпизодов будничности первых послевоенных лет, «Желтый Кром» и в особенности «Шутовской хоровод» (названный по строке из К. Марло - «шутовская процессия уродцев, схожих с козлоногими сатирами») представляют собой синтез бурлескного и драматического начала. Впоследствии он станет непременным отличительным знаком повествования Хаксли, к какой бы проблематике он ни обращался.

Сложный и беспощадный мир Хаксли

В его прозе действительность показана как амальгама самых разнородных характеристик. В сознании персонажей болезненные воспоминания о войне и ожидания новых сокрушительных потрясений смешиваются с жизнелюбием, проявляющимся в вызывающе пошлых формах, и с ничтожными карьерными амбициями. В мире, изображенном Хаксли, печаль и подавленность неотделимы от мелочности и моральной апатии, намечающиеся драмы увенчиваются развязками, достойными буффонады, а фарс пронизан мизантропическими настроениями. Внешне совершенно хаотичная картина приобретает целостность благодаря использованию поэтики монтажа. Хаксли явился одним из ее пионеров в литературе 20 века.

Она особенно виртуозно применена в романе «Контрапункт» (1928), содержащем выразительный «коллективный портрет» лондонского интеллектуального мира в послевоенную пору, показываемого с язвительностью, не пощадившей и таких близких автору людей, как Д. Г. Лоуренс. Окрепшее убеждение Хаксли в том, что его эпоха знаменует собой анемию духа, эклектику в культуре и банкротство либеральных идеалов, которым продолжают поклоняться только по инерции, передано в романе многочисленными сценами, дающими ощутить душевную опустошенность и нравственную апатию, ставшие метой времени.

В обществе, пленником которого осознает себя герой книги - писатель, задумавший роман об окружающей его среде и решивший назвать книгу «Бестиарий», преобладает страх перед горькими истинами о жизни, лишенной гармоничности и осмысленности. Понимание реальной природы вещей подменено произвольными фантазиями о мире, и эти химеры, принимаемые за истину, непоправимо деформируют сознание людей, понятия и принципы, на которых строятся их отношения. Среда, описанная Хаксли, находится во власти иллюзий и стереотипов, порождающих фантастические представления о реальности, которые приводят то к жалкому аморализму, то, напротив, к почитанию давно омертвевших этических табу. Неизбежной расплатой за этот убогий маскарад становится ощущение беспомощности в столкновениях с реальной жизнью.

Центральная коллизия романов Хаксли определяется несостоятельностью ригористичного или, наоборот, циничного сознания его персонажей, когда оно подвергнуто испытанию повседневностью, ниспровергающей - то в комических, то в жестоких формах - фикции, которыми ее пытались подменить. Композиция повествования как контрапункта, позаимствованная, по всей вероятности, из квартетов Бетховена и впоследствии с некоторыми вариациями используемая в большинстве произведений Хаксли, призвана, говоря словами героя «Контрапункта», передать «перемены настроений, резкие переходы… комическое, неожиданно проскальзывающее среди потрясающей трагической торжественности». Подобный тип повествования идеально отвечал и философским воззрениям Хаксли, для которого реальность никогда не составляла целого, но была примечательна как раз совмещенностью антагонистичных тенденций и особенностями его художественного мышления.

В жанре антиутопии

Присущий ему интерес к чисто философской и социологической проблематике наиболее последовательно воплотился в антиутопии «О дивный новый мир» (1932), насыщенной узнаваемыми звуками Шекспира («Буря») и Свифта (Академия в Лагадо из «Путешествия Гулливера»). Книга Хаксли, явившаяся прямым продолжением эксперимента Е. И. Замятина, предпринятого в романе «Мы», предстает как произведение, давшее начало жанровой традиции, которая получила большое развитие в антиутопиях Дж. Оруэлла и других прозаиков 1940−50-х годов. Под пером Хаксли возникла гнетущая картина общества восторжествовавшей технократии, для которой прогресс синонимичен полному отказу от духовного многообразия и подавлению всего индивидуального во имя социальной стабильности, материального благополучия и стандарта, несовместимого с мыслью о свободе. Действие, перенесенное на много столетий вперед, в Америку «эры Форда», насыщено прямыми отголосками тревог, вызываемых у Хаксли усиливающейся обезличенностью, которую он воспринимал как прямое порождение его эпохи с ее расшатанными этическими нормами, создающими богатую питательную среду для тоталитарных режимов.

Поздние произведения

Неприятие общества, считающего допустимым и оправданным моральный релятивизм и готового смириться с духовной нивелировкой, постоянно чувствуется и на страницах романа «Слепой в Газе» (1936), где впервые появляется тема поисков надежной этической доктрины за пределами миропонимания, типичного для европейской интеллектуальной традиции. Это важнейшая тема поздних произведений Хаксли: как беллетристических (роман «И после многих весен», 1939; утопия «Остров», 1962), так и написанных в жанре моралистического трактата («Врата восприятия», 1954). Хаксли с годами все более тяготел к учению об истинных и иллюзорных ценностях бытия, сформулированному философами Древней Индии, и к стоицизму буддийского толка. Отчетливее выявилась по преимуществу моралистическая природа его прозы, поверхностно толковавшейся как явление сатиры. Вынужденный по состоянию здоровья в 1937 навсегда покинуть Англию, переселившись в Калифорнию, где происходит действие ряда его произведений последнего периода, он под конец писательского пути и в творческом отношении оказался близок скорее эстетике интеллектуального романа французского и немецкого типа, чем классической английской традиции романа нравов и социальной среды.

Олдос Леонард Хаксли (1894−1963) – известный английский писатель, родился 26 июля в Англии, Великобритания, в семье знаменитых ученых (естествоиспытателей) и принадлежал к британской научной и культурной элите. Его отец, Леонид Хаксли, был писателем, его дед, Т. Г. Хаксли (Гексли) был выдающимся биологом, а брат Джулиан не только успешным биологом, но и возглавлял ЮНЕСКО. р>

Сам Хаксли естественными науками не увлекался, но, благодаря своим знаниям в этой области, в своих произведениях поднимал философские вопросы актуальности и развития естественных наук в двадцатом веке. р>

Детство Олдоса было омрачено ранней смертью матери. Она умерла, когда мальчику было всего13 лет. Воспаление глаз привело к практически полной потере зрения. Хаксли был освобожден от военной службы (по причине плохого зрения). Это мучило Хаксли и отразилось в его романах - «Желтый Кром», 1921 год, «Шутовской хоровод», 1923 год. От них просто веяло чувством духовной катастрофы и безысходности. р>

В поздних своих произведениях писатель обращается к обществу, которое постепенно утрачивает моральные ценности и готово смириться с духовной деградацией. Это отображено в произведениях «О дивный новый мир» (антиутопия), «Возвращение в дивный новый мир». В 1937 году, по состоянию здоровья и по политическим убеждениям, Хаксли с сыном и супругой навсегда покидает Англию и переселяется в Лос-Анджелес, в Калифорнию вместе со своим учителем и наставником Джеральдом Гердом. В 1938 году он начинает общаться с Джидду Кришнамурти и под его влиянием занимается мистикой и изучает учения мудрецов. Хотя, мистическая тема ему была близка и до этого. Вспомним, его мистические трактаты «Между миром и монастырем» 1903 года и «Тайны Царства Небесного» 1910 года. Но поздний Хаксли – это все более моралистическая нотка во всех произведениях и жажда изучить и разделить истинные и иллюзорные ценности бытия. В поиске ответов на свои вопросы он обращается к учениям философов Древней Индии, интересуется философией стоицизма. р>

В 1953 Хаксли принимает участие в эксперименте Хамфри Осмонда по изучению влияния мескалина на человеческое сознание. Под влиянием мескалина и ЛСД пишет романы "Врата восприятия" (1954) и "Небеса и преисподняя" (1956). р>

В 1956 году женился на Лоре Арчера, писательнице. Умер писатель в 1963 в Лос-Анджелесе от рака горла. р>

Биография

Как по отцовской, так и по материнской линиям Хаксли принадлежал к британской культурной элите, давшей целый ряд выдающихся учёных, писателей, художников. Его отец - писатель Леонард Хаксли, дед по отцовской линии - биолог Томас Генри Хаксли ; по материнской линии Хаксли приходится правнуком историку и педагогу Томасу Арнолду и внучатым племянником писателю Мэтью Арнолду . Брат Хаксли Джулиан и единокровный брат Эндрю были знаменитыми биологами.

Мать Хаксли умерла, когда Олдосу было 13 лет. Три года спустя он заболел глазным воспалением и впоследствии его зрение значительно ухудшилось. В связи с этим он был освобожден от военной службы в период Первой мировой войны .

В его романах речь идет о потере человечности обществом в процессе технологического прогресса (антиутопия «О дивный новый мир! », есть ещё книга «Возвращение в прекрасный новый мир» (1958 Brave New World Revisited) написанная через 20 лет после первой (в ней Хаксли описывает противоположное первой книге состояние и развивает мысль о том, что на самом деле все будет значительно хуже и страшнее, чем в первой). Также он затрагивал пацифистские темы.

Накопленные познания просматриваются в его последующих романах «The Perennial Philosophy», наиболее четко в Через много лет («After Many a Summer…») и также в произведении «Time must have a stop».

Впоследствии в переписке с Осмондом было употреблено впервые слово «психоделика » для описания влияния мескалина .

Эссе «Двери восприятия» («The Doors of Perception») и «Рай и ад» («Heaven and Hell») описывают наблюдения и ход эксперимента, который вплоть до своей смерти автор повторял около десяти раз. «Двери восприятия» стал культовым текстом для многих радикальных интеллектуалов 60-х и дал название знаменитой группе «The Doors »

Эффект от действия психотропных субстанций сказывается не только на его творчестве. Так в последнем своем романе «Остров» («Island») он описал положительную утопию , которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир » (Brave New World ).

Хаксли умер в 1963 г. в Лос-Анджелесе от рака горла. Перед смертью он попросил сделать ему внутримышечную инъекцию ЛСД - 100 мкг. Несмотря на предостережения врачей, жена выполнила его просьбу. Незадолго до его смерти в пожаре в его собственном доме сгорели все его рукописи.

Библиография

  • «Жёлтый Кром», Crome Yellow -
  • «Шутовской хоровод», Antic Hay -
  • «Эти бесплодные листья» Those Barren Leaves -
  • «Контрапункт», Point Counter Point -
  • «Слепец в Газе», Eyeless in Gaza , -
  • «Через много лет», After Many a Summer Dies the Swan -
  • «Time Must Have a Stop», -
  • «Двери Восприятия», The Doors of Perception -
  • «Гений и богиня» -
  • «Возвращение в прекрасный новый мир», Brave New World Revisited -
  • «Рай и ад», Heaven and Hell -
  • «Остров», Island -

Ссылки

  • Хаксли, Олдос Леонард в библиотеке Максима Мошкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "О. Хаксли" в других словарях:

    Фамилия. Встречается также написание Гексли. Известные носители: Хаксли, Томас Генри (англ. Thomas Henry Huxley, 1825 1895) английский зоолог и эволюционист, пропагандист дарвинизма. В русскоязычной литературе его фамилия часто… … Википедия

    Хаксли (Huxley) Олдос Леонард (26.7.1894, Годалминг, Суррей, ≈ 22.11.1963, Лос Анджелес, штат Калифорния, США), английский писатель. Внук биолога дарвиниста Т. Г. Гексли. Окончив Оксфордский университет (1921), занялся профессиональной… …

    ХАКСЛИ (Huxley) Томас Генри (1825 95), английский биолог (в прежнем написании по русски Гексли). Популяризатор теории эволюции ДАРВИНА и научного метода в исследованиях. Его работы включают: «Зоологические доказательства относительно места… … Научно-технический энциклопедический словарь

    ХАКСЛИ (Гексли) Олдос (1894 1963) английский писатель. Брат Дж. С. Хаксли. Интеллектуальные романы Желтый Кром (1921), Шутовской хоровод (1923) и Контрапункт (1928) об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии О дивный новый… …

    - (Гексли) (Huxley) Олдос (1894 1963), английский писатель. Интеллектуальные романы Жёлтый Кром (1921), Шутовской хоровод (1923) и Контрапункт (1928) об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии О дивный новый мир (1932) и… … Современная энциклопедия

    - (1887 1975) английский биолог, философ. Внук Т. Г. Гексли, брат О. Хаксли. Основные труды по общим вопросам эволюции, экспериментальной эмбриологии, этике. Один из создателей современной синтетической теории эволюции … Большой Энциклопедический словарь

    Хаксли (Huxley) Джулиан Сорелл (22.6.1887, Лондон, ≈ 14.2.1975), английский биолог, член Лондонского королевского общества (1938). Окончил Оксфордский университет (1909). В 1909≈13 и 1918≈25 преподавал зоологию в ряде колледжей в Оксфорде. В… … Большая советская энциклопедия

    Хаксли, Олдос - ХАКСЛИ (Гексли) (Huxley) Олдос (1894 1963), английский писатель. Интеллектуальные романы “Жёлтый Кром” (1921), “Шутовской хоровод” (1923) и “Контрапункт” (1928) об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии “О дивный новый… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ХАКСЛИ Т. Г., смотри Гексли Т.Г … Современная энциклопедия