Что означает авторитарный.

«Для авторитарного характера существуют два пола - сильные и бессильные. Сила автоматически вызывает его любовь и готовность подчиниться… Бессильные люди и организации автоматически вызывают его презрение… Человек другого типа ужасается самой мысли напасть на слабого, но авторитарная личность ощущает тем большую ярость, чем беспомощнее его жертва» (Э. Фромм).

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Авторитарный характер" в других словарях:

    АВТОРИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР - См. авторитарная личность … Толковый словарь по психологии

    В Викицитатнике есть страница по теме Характер Характер (общий термин; от греч … Википедия

    характер авторитарный - термин Э. Фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей и стремление самой стать властью и подчинять других. Также свойственна любовь к ограничивающим… … Большая психологическая энциклопедия

    Совокупность устойчивых свойств психики человека, выражающих способы его поведения и эмоционального реагирования. В структуре личности наиболее полно отражает её целостность. Тесно связан с темпераментом, нервной и эндокринной системой, что… … Биологический энциклопедический словарь

    АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ - политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. А.р. это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Предположительно существующий особый тип личности (личностный синдром, или социальный характер), отличающийся специфич. конфигурацией базисных установок и влечений, делающих человека особым образом предрасположенным к конформизму,… … Энциклопедия культурологии

    Основаны на понятии “нац. характера”, обычно используемого для описания устойчивых личностных особенностей, характерных для членов той или иной нац. (или этнич.) группы; при этом исследуются доминирующие в группе паттерны внешнего… … Энциклопедия культурологии

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    - (нем. Entfremdung, англ. alienation) 1) отношения между субъектом и к. л. его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства, что ведет к обеднению природы субъекта и изменению, извращению, перерождению природы отчужденной … Философская энциклопедия

Очень часто встречаясь с молодыми людьми, мы видим в них лишь хорошее. А, создав через какое-то время семью, мы начинаем прозревать. И сила и настойчивость в возлюбленном нам теперь кажутся диктаторством и самодурством, прежние положительные черты его характера становятся отрицательными.

Конечно, проходит период романтических отношений, и мы начинаем оценивать нашего мужчину реально, так как его видят окружающие. И вот мы с удивлением для себя обнаруживаем, что нам в мужья достался авторитарный человек…

Наверняка Вы немного знакомы с общей психологией, Вы могли изучать её в школе, в техникуме или вузе. Но даже если нет, то каждый человек сам себе психолог. Ведь мы слышим много всяких историй, мнений, мы сами размышляем об ошибках и самых лучших достижениях в нашей жизни. Поэтому не нужно отчаиваться, что теперь Ваша семейная жизнь будет похожа на поединок, где муж и жена являются противоборствующими сторонами. Для начала давайте все же разберемся, кто такой авторитарный человек.

Характеристика авторитарного человека

Чаще всего этим людям присущи такие черты, как:

  • склонность в какому-либо проявлению власти,
  • справедливость,
  • прямолинейность,
  • высокая требовательность к другим (может быть, и к себе),
  • уверенность в своей правоте,
  • вспыльчивость,
  • некая агрессивность,
  • иногда сердитость и обидчивость.

Еще важно заметить, что если Ваш авторитарный муж не работает каким-либо начальником, то его стремление к власти может плохо сказываться на домашних, или же он увлечется историей. Только спорить с ним об исторических событиях бесполезно - он всегда прав, он всегда знает лучше Вас. С таким человеком лучше вообще ни по каким вопросам не спорить .

Особенности общения с авторитарным человеком

Раз мы уже подошли к тому, как же вести себя с авторитарным человеком, то вот несколько правил, или советов :

  1. общаться с таким человеком лучше, когда он в хорошем настроении и немного расслаблен;
  2. хорошо сделать ему комплимент или похвалить его, сказать что-то приятное;
  3. во время разговора его не следует перебивать (это его может обидеть, разозлить), нужно внимательно его слушать;
  4. важно соглашаться с ним, когда он говорит;
  5. лучше не шутить над ним, он обычно плохо понимает даже добрые шутки над собой, не говоря уже о шутках с ироничным подтекстом;
  6. всегда выполняйте то, что пообещали ему;
  7. лучше не трогать без спроса его вещи, это может быть ему неприятно;
  8. никогда не льстите ему и не обманывайте, он сразу распознает нечестное в ваших глазах и словах;
  9. если он в чем-то обвиняет или подозревает вас, лучше не переходить в атаку и защищаться на повышенных тонах, а уверенно сказать, что Вы не виноваты, и переключить разговор на интересную ему тему;
  10. если Вы знаете, что он не разрешит Вам что-то, а Вам это нужно, попробуйте задобрить его своим поведением, словами.

Конечно, это далеко не все советы по правильной линии поведения с авторитарным человеком.

Нельзя продумать каждую ситуацию и пути выхода из неё. Любой человек ведет себя в иных условиях иначе, даже так, как ему обычно несвойственно.

Помните, что самое главное в вашем муже то, что сознательно или бессознательно, но он стремится к власти . А её можно достичь либо став правителем (монархом), либо воином. В ваших руках суметь поддержать его стремления, и сделать вашу семейную жизнь счастливой.

Из авторитарных людей выходят отличные заботливые родители . Однако авторитет родителя может задавливать ребенка, особенно в период подросткового созревания. Наверняка у Вас или у Ваших подруг найдутся примеры таких родителей и их воспитания.

Конечно, не всегда женщина согласна на вторую роль, на роль в какой-то степени подчиненной. Она, кстати, тоже может обладать сильным характером или также быть авторитарным человеком. Двум таким людям в семье ужиться довольно-таки сложно. Однако это не говорит о том, что нужно расходиться, нет!

Просто постарайтесь найти совместный компромисс. И все-таки, давайте не забывать пословицу о том, что мужчина - это голова, а женщина - шея.

Специально для LadySpecial. ru - Марго

Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости.

А. Солженицын. Архипелаг Гулаг

Бесконтрольная власть развращает людей.

Этель Лилиан Войнич. Овод

Авторитарность как качество личности – стремление стать единоличным лидером и максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, организовать вокруг себя четкую иерархическую структуру, основанную на строгом выполнении его требований и приказов.

Однажды Конфуций проезжал неподалёку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал её рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её: - Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой? - Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свёкор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб мой сын. - Отчего же не покинете эти места? - спросил Конфуций. - Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина. - Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. - Жестокая власть - свирепее тигра.

Авторитарность в противоположность демократичности – это монополия власти, максимальное подавление инициативы, использование мер принуждения. Авторитарный лидер стремится активизировать подчиненных административными методами, беря на вооружение железную дисциплину и требовательность, угрозы наказания и Его Величество Страх. Властная и холодная авторитарность превращает людей в пассивных исполнителей. Она уничтожает всякую доброжелательность в коллективе, взаимопонимание и взаимоуважение между лидером и его подчиненными. Как правило, авторитарному лидеру присущи агрессивность, завышенная самооценка и притязательность, стереотипность мышления, стремление к доминированию. Он нетерпим к возражениям и критике. Оказывая всестороннее давление на людей, авторитарность металлическим голосом произносит угрозы и ультиматумы.

Авторитарный начальник или член семьи считает своё мнение абсолютной истиной, аксиомой и, нисколько не сомневаясь, навязывает его внешнему миру: «Как я сказал, и точка». Глубинная причина такого поведения – невротическая компенсация чувства неполноценности. Сильный, уверенный в себе человек не любит принуждение. В его арсенале преобладают убеждение и объяснение. Тяга к доминированию и начальствованию, глухота к инакомыслию заставляют авторитарного человека рваться к власти. Только там он найдет отдушину для проявления своего качества. Достигнув власти, авторитарная личность умеет всех «построить», заставить «шагать в ногу», держать «в кулаке». Типичный путь для авторитарности – получить офицерское звание и дослужиться до полковника или генерала, занять место спортивного тренера, кресло начальника. Если этого не случается, авторитарность отрывается на членах семьи или на собаке.

Когда авторитарный руководитель предъявляет высокие требования к себе, проявляет энергичность, воодушевленность и энтузиазм, такой человек, несмотря на жесткость руководства, вызывает у людей невольное уважение. Видя его дисциплинированность, собранность, высочайшую концентрацию на решении поставленных задач, люди тоже становятся дисциплинированными и не ропщут, что для них установлена планка высоких требований. Негодование и протестные настроения возникают, когда авторитарный руководитель необязателен, неорганизован, расхлябан, нетребователен к себе. Иными словами, авторитарность руководства – это не обязательно жирный минус. Множество эффективных руководителей – авторитарные личности и нередко этим гордятся, поскольку их производство процветает.

Беда авторитарности в том, что она обрушивает на людей систему наказаний, не завоевав предварительно их уважение и сердца. Владимир Тарасов пишет: «Не завоевав сердце, нельзя наказывать. Если сердце не завоевано, значит, вы не входите в центр притя­жения подчиненных вам лиц. Приближение к вам для них не ценно. Удаление от вас - не печально, и если вы все же выносите приговор, то это обнаруживает, что вы плохо понимаете происходящее вокруг вас, неадекватно воспринимаете ситуацию. Это только наносит ущерб вашему авторитету. Поскольку непростительно для руково­дителя. А простительно лишь для безнадежного новичка. Не завоевав сердце, можно наказывать лишь в случае, если нарушен закон, установленный не вами, а вашими предшественни­ками. Но и здесь заложен риск: ведь и ваши предшественники могли не пользоваться авторитетом. В любом случае надо знать меру. Чрезмерное наказание выглядит как месть слабого человека. Лучшая реакция на нарушение - реакция силы, реакция безраз­личия: да, я вижу, что вы нарушаете, и к этому вопросу мы, несомненно, вернемся недели через две. Может быть, у вас и есть свои резоны для нарушения, но мы вернемся к этому позже. И уж, конечно, в интонации никакого добродушного оттенка: ах, баловник, ну погодите, уж доберусь до вас! И никакой злобы: я злопамятен, берегитесь! Только безразличие машины, которая, когда основатель­но разберется, может и наказать. Но может и понять. А может, что менее вероятно, даже простить. Завоевав сердце, нельзя не наказывать. Если не наказывать, подчиненный, побуждаемый естественным желанием приблизиться к центру притяжения, забудет о мере. Он потеряет главное качество подчиненного - готовность выполнить приказ, еще ничего не зная о его содержании. Не наказываемый подчиненный будет стремиться выполнять лишь те приказы, которые способствуют его продвижению в центр, и уклоняться от выполнения иных. Вслед за ним и другие подчиненные будут рыться в ваших приказах, как в дешевых товарах на распродаже, выбирая для выполнения наиболее для себя подхо­дящие. Наказан лишь тот, кто почувствовал себя наказанным, а не тот, когонаказали».

У Гоголя в «Ревизоре» есть персонаж Держиморда, а у Чехова Унтер Пришибеев – типичные носители авторитарности. Держиморда не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами - и правому и виноватому. Унтер Пришибеев в суде доказывает «справедливость» авторитарности и удивляется, почему судьи не разделяют его мнения: « — Позвольте, вы ведь не урядник, не староста, — разве это ваше дело народ разгонять? — Не его! Не его! — слышатся голоса из разных углов камеры. — Житья от него нету, вашескородие! Пятнадцать лет от него терпим! Как пришел со службы, так с той поры хоть из села беги. Замучил всех! — Именно так, вашескородие! — говорит свидетель староста. — Всем миром жалимся. Жить с ним никак невозможно! С образами ли ходим, свадьба ли, или, положим, случай какой, везде он кричит, шумит, все порядки вводит. Ребятам уши дерет, за бабами подглядывает, чтоб чего не вышло, словно свекор какой… Намеднись по избам ходил, приказывал, чтоб песней не пели и чтоб огней не жгли. Закона, говорит, такого нет, чтоб песни петь. — Погодите, вы еще успеете дать приказание, — говорит мировой, — а теперь пусть Пришибеев продолжает. Продолжайте, Пришибеев! — Слушаю-с! — хрипит унтер. — Вы, высокородие, изволите говорить, не мое это дело народ разгонять… Хорошо-с… А ежели беспорядки? Нешто можно дозволять, чтобы народ безобразил? Где это в законе написано, чтоб народу волю давать? Я не могу дозволять-с. Ежели я не стану их разгонять да взыскивать, то кто же станет? Никто порядков настоящих не знает, во всем селе только я один, можно сказать, ваше высокородие, знаю, как обходиться с людями простого звания, и, ваше высокородие, я могу все понимать…

Я не мужик, я унтер-офицер, отставной каптенармус, в Варшаве служил, в штабе-с, а после того, изволите знать, как в чистую вышел, был в пожарных-с, а после того по слабости болезни ушел из пожарных и два года в мужской классической прогимназии в швейцарах служил… Все порядки знаю-с. А мужик простой человек, он ничего не понимает и должен меня слушать, потому — для его же пользы. . Бывало, в Варшаве или когда в швейцарах был в мужской классической прогимназии, то как заслышу какие неподходящие слова, то гляжу на улицу, не видать ли жандарма: «Поди, говорю, сюда, кавалер», — и все ему докладываю. А тут в деревне кому скажешь?.. Взяло меня зло. Обидно стало, что нынешний народ забылся в своеволии и неповиновении, я размахнулся и… конечно, не то чтобы сильно, а так, правильно, полегоньку, чтоб не смел про ваше высокородие такие слова говорить… За старшину урядник вступился. Я, стало быть, и урядника… И пошло… Погорячился, ваше высокородие, ну, да ведь без того нельзя, чтоб не побить. Ежели глупого человека не побьешь, то на твоей же душе грех. Особливо ежели за дело… ежели беспорядок… -Но поймите, что это не ваше дело! — Чего-с? как же это не мое? Чудно-с… Люди безобразят, и не мое дело! Что ж мне хвалить их, что ли? Они вот жалятся вам, что я песни петь запрещаю… Да что хорошего в песнях-то? Вместо того, чтоб делом каким заниматься, они песни… А еще тоже моду взяли вечера с огнем сидеть. Нужно спать ложиться, а у них разговоры да смехи… — Довольно! — говорит судья и начинает допрашивать свидетелей. Унтер Пришибеев поднимает очки на лоб и с удивлением глядит на мирового, который, очевидно, не на его стороне. Его выпученные глаза блестят, нос становится ярко-красным. Глядит он на мирового, на свидетелей и никак не может понять, отчего это мировой так взволнован и отчего из всех углов камеры слышится то ропот, то сдержанный смех. Непонятен ему и приговор: на месяц под арест! — За что?! — говорит он, разводя в недоумении руками. — По какому закону? И для него ясно, что мир изменился и что жить на свете уже никак невозможно. Мрачные, унылые мысли овладевают им. Но выйдя из камеры и увидев мужиков, которые толпятся и говорят о чем-то, он по привычке, с которой уже совладать не может, вытягивает руки по швам и кричит хриплым, сердитым голосом: — Наррод, расходись! Не толпись! По домам!»

Петр Ковалев 2013 год

Авторитаризм свойственен не только мужчинам. Некоторые матроны умудряются так «затюкать» своих мужей, что те на любой шорох оглядываются с опаской. И все же сильный пол на ниве диктатуры преуспел больше. Так как жить с авторитарным мужем ?

Есть только два пути: либо смириться, поддаться и полюбить свою скромную роль в этой семейной пьесе, либо научиться управлять супругом исподтишка, выдавая свои решения за его собственные.

В современном мире, где цветет феминизм и полным ходом идет борьба за равноправие, весьма трудно согласиться на вторые роли в семье.

За какие-то сто лет женщины стали гордые, уверенные в себе, с самооценкой, высотой с Эверест. Они не позволят тирану местного разлива хлопать кулаком по столу и вещать, как им жить.

Второй вариант – тонкое манипулирование – больше подходит нынешним леди , не лишенным мудрости и хитрости и искушенным в психологии. При этом не нужно себя винить: в данном случае умеренная манипуляция – способ спасти брак.

Иначе придется жить в постоянным ссорах и склоках (и чем это кончится – подумать страшно, вспомните хоть фильм «Война Роузов»).

Зачем выходить замуж за тирана?

Самое забавное, что на первых свиданиях такой человек производит приятное впечатление. Он решительный, самодостаточный, сильный, уверенный в себе. И девушка, которая, на самом деле, не хочет ничего решать, вдруг оказывается окутанной его заботой.

Он берет даму за ручку и ведет, куда сам решит, а она улыбается и поддается. Кажется, они оба нашли свой идеал?

Но спустя пару лет брака гормональный всплеск стихает, и наружу выпячиваются все отрицательные черты.

И вот уже возлюбленный видится упрямым, несклоняемым, бескомпромиссным, равнодушным мужчиной. Да и вы вдруг из послушной девы превращаетесь в сварливую жену, которой резко захотелось принимать решения.

Есть еще один путь – вернуться назад. Вспомнить, за что полюбили человека, и какой вы были сами. Так ли важно вам все контролировать?

Восточные женщины знают в этом толк: они добровольно отдают бразды правления в руки супругов, а сами наслаждаются материнством, хозяйством и возможностью ничего не решать.

Как наладить отношения с авторитарным человеком

Во-первых, никаких споров . Муж все равно будет прав, хоть вы 50 аргументов ему приведите. А вот посуда во время дискуссии может пострадать.

Во-вторых, поймите, что это свойства характера – стремление к власти, желание управлять, тяга к справедливости, уверенность в правоте. Изменить их почти невозможно: либо любите, что слепили, либо уходите, не оглядываясь .

Лучше всего, если такой человек занимает руководящий пост – тогда ему есть, где себя проявить, и он не станет тиранить домочадцев.

Если карьерный рост пока не складывается, попробуйте отвлечь его историческими передачами или компьютерными стратегиями. Пока супруг будет чувствовать себя древним императором, вы спокойно приготовите ужин без его ценных указаний.

Чтобы вечер не начинался со скандала, делайте мужу комплименты, хвалите его, обильно поливайте бальзамом его душу. В разговорах подчеркивайте, как уважаете его мнение, как хорошо он во всем разбирается.

Мужчина, которому не нужно ничего доказывать, – вполне спокойное и терпимое существо. Конфликт начинается, когда некто покушается на его репутацию, способности и знания.

Не провоцируйте супруга на агрессию . Лучше просто соглашайтесь (все равно завтра он передумает, или вы найдете способ повлиять на решение без споров).

Жить с авторитарным мужем, действительно, сложно. Ведь он считает, что разбирается во всем лучше супруги – даже в вопросах грудного вскармливания и первого прикорма. Однако, и на таких тиранов найдется управа: уважаемый авторитет.

Мужчины-деспоты пропускают мимо ушей все, что говорят жены, зато доверяют врачам и товарищам своего пола .

Апеллируйте к ним, а еще лучше – сводите супруга с собой на консультацию. Пусть врач сам популярно объяснит, почему пустышка – это не стыдно, памперс – не вредно, а ГВ – полезно.

Так уж заведено в нашей стране: если что-то не складывается, мы виним либо деспотичных родителей, которые в детстве что-то запрещали и куда-то не пускали, либо нынешних партнеров. А если покопаться в истинных причинах, выявится и отсутствие силы воли, и лень, и страх, и .

Часто женщина говорит «Я бы хотела работать, строить карьеру, да муж не пускает. Кричит, чтобы дома сидела. Ревнует». Станем на минуту психологами и тут же поймем: никуда она не хочет, а авторитарный муж – лишь прикрытие, оправдание для самой себя.

Если женщина и впрямь о чем-то мечтает, она обязательно найдет подход к своему супругу. Сохранить семью и построить карьеру – вполне возможно.

Авторитаризм (от фр. autoritarisme – влияние) – стремление подчинить себе других людей или оказаться в невротической зависимости от них. "Отчетливые формы этого механизма можно найти в стремлении к подчинению или господству или – если использовать другую формулировку – в мазохистских и садистских тенденциях, существующих в той или иной степени и у невротиков, и у здоровых людей" . И садистские, и мазохистские тенденции вызываются неспособностью индивида к самостоятельному существованию, его потребностью в симбиотической связи для преодоления одиночества.

Наиболее частые формы проявления мазохистских тенденций – это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности. Анализ людей, испытывающих подобные чувства, показывает, что, хотя сознательно они на это жалуются, хотят от этих чувств избавиться, в их подсознании существует какая-то сила, заставляющая их чувствовать себя неполноценными или незначительными. Эти люди, как подмечает Фромм, постоянно проявляют отчетливо выраженную зависимость от внешних сил: от других людей, от каких-либо организаций, от природы. Они стремятся не утверждать себя, не делать то, чего им хочется самим, а подчиняться действительным или воображаемым приказам этих внешних сил. Часто они попросту не способны испытывать чувство "Я хочу", чувство собственного "Я".

Э. Фромм говорил об "авторитарном характере", когда речь шла не о невротиках, а о нормальных людях. Этот термин, по его мнению, вполне оправдан, потому что садомазохистская личность характеризуется особым отношением к власти. Такой человек восхищается властью и хочет подчиниться ей, но в то же самое время он хочет сам стать властью, чтобы другие подчинялись ему. Есть еще одна причина, но которой Фромм считал рассматриваемый термин правомочным. Фашистские системы называют себя авторитарными в силу доминирующей роли власти в их общественно-политической структуре. Термин "авторитарный характер" включает в себя и тот факт, что подобный склад характера определяет "человеческую базу" фашизма.

Наиболее специфической чертой "авторитарного характера" является отношение к власти и силе. Для него существуют, так сказать, два пола: сильные и бессильные. Сила автоматически вызывает его любовь и готовность подчиниться, независимо от того, кто ее проявил. Сила привлекает его не ради тех ценностей, которые за ней стоят, а сама по себе, уже просто потому, что она сила. Подобно тому, как сила автоматически вызывает его "любовь", бессильные люди и организации непроизвольно вызывают его презрение. При одном лишь виде слабого человек с авторитарным характером испытывает желание напасть, подавить, унизить его. Человек другого типа ужасается при самой идее напасть на слабого, но авторитарная личность ощущает тем большую ярость, чем беспомощнее ее жертва.

У авторитарного характера есть одна особенность, которая вводила в заблуждение многих исследователей, – тенденция сопротивляться власти и отвергать любое влияние "сверху". Иногда это сопротивление затемняет всю картину, так как тенденция подчинения становится незаметной. Такой человек постоянно бунтует против любой власти, даже против той, которая действует в его интересах и совершенно не применяет репрессивных мер. Иногда отношение к власти раздваивается: люди могут бороться против одной системы власти, особенно если они разочарованы недостаточной силой этой системы, и в то же время (или позже) подчиняться другой системе, которая за счет своей бо́льшей мощи или бо́льших обещаний может удовлетворить их мазохистские влечения.

Наконец, существует такой тип, в котором мятежные тенденции совершенно подавлены и проявляются только при ослаблении сознательного контроля (они могут быть узнаны лишь впоследствии по той ненависти, которая поднимается против этой власти и в случае ее ослабления или крушения). Относительно людей, у которых мятежность преобладает, можно легко ошибиться, решив, что структура их характера прямо противоположна характеру мазохистского типа. Кажется, что протест против любой власти основан на крайней независимости, которая выглядит так, будто внутренняя сила и целостность толкают авторитарные личности на борьбу с любыми силами, ограничивающими их свободу.

Однако борьба авторитарного характера против власти является, по сути дела, бравадой, попыткой утвердить себя, преодолеть чувство собственного бессилия, но мечта подчиниться (осознанная или нет) при этом сохраняется. Человек с авторитарным характером никогда не бывает "революционером". Э. Фромм назвал его "бунтовщиком". Множество людей, да и политических движений, изумляют не очень внимательного наблюдателя кажущейся необъяснимостью перехода от "радикализма" к крайнему авторитаризму. Психологически эти люди – типичные бунтовщики.

Отношение человека, обладающего авторитарным характером, к жизни, вся его философия определяются его эмоциональными стремлениями. Такой человек любит условия, ограничивающие его свободу, он с удовольствием подчиняется судьбе. Определение же судьбы зависит от социального положения. Для солдата судьба может означать волю или прихоть начальника, которую он "рад стараться" выполнить, для мелкого предпринимателя – экономические законы; кризисы же или процветание – это не общественные явления, которые могут быть изменены человеческой деятельностью, а обнаружения высшей цели, которой приходится подчиняться. У тех, кто находится на вершине пирамиды, тоже есть своя "судьба". Различие лишь в масштабе власти и силы, которым подчиняется индивид, а не в чувстве подчиненности, как таковом. Как неумолимая судьба воспринимаются не только силы, непосредственно определяющие личную жизнь человека, но и силы, от которых зависит жизнь вообще. По воле судьбы происходят войны, но воле судьбы одна часть человечества должна управлять другой. Так же суждено, что никогда не уменьшится страдание на этом свете.

Судьба может рационализироваться. В философии это "предназначение человека", "естественный закон"; в религии – "воля Господня"; в этике – долг; но для авторитарной личности это всегда высшая внешняя власть, которой можно только подчиняться.

Авторитарная личность преклоняется перед прошлым: что было – будет вечно; хотеть чего-то такого, чего не было раньше, работать во имя нового – это или безумие, или преступление. Чудо творчества – а творчество всегда чудо – не вмещается в понятия такой личности.

Общая черта любого авторитарного мышления состоит в убеждении, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека, вне его интересов и желаний. Единственно возможное счастье состоит в подчинении этим силам. В писаниях Гитлера мы находим проявление такого же духа. Авторитарная личность может обладать и активностью, и смелостью, и верой, но эти качества имеют для нее совсем не тот смысл, какой имеют для человека, не стремящегося к подчинению.

в этом высшая добродетель и заслуга такого человека, а не в том, чтобы попытаться прекратить страдания или по крайней мере уменьшить их. Не изменять судьбу, а подчиняться ей – таков девиз авторитарного характера.

Авторитарный человек верит власти, пока эта власть сильна и может повелевать. Ведь такая вера коренится в конечном счете в его сомнениях и является попыткой компенсировать их. Однако если понимать под верой твердое убеждение в осуществимости некоторой цели, в данный момент существующей лишь в виде возможности, то такой веры у него нет. По своей сути авторитарная философия является нигилистической и релятивистской (понимающей все как нечто относительное), несмотря на видимость ее активности и на то, что она часто и рьяно заявляет о своей победе над релятивизмом. Вырастая на крайнем отчаянии, на полнейшем отсутствии веры, эта философия ведет к нигилизму и отрицанию жизни.

В авторитарной философии нет понятия равенства. Человек с авторитарным характером может иногда воспользоваться словом "равенство" в обычном разговоре (или ради своей выгоды), но для него это слово не имеет никакого реального смысла, поскольку относится к понятию, которое он не может осмыслить. Мир для него состоит из людей, имеющих или не имеющих силу и власть, т.е. низших и высших. Садомазохистские стремления приводят такого человека к тому, что он способен только к господству или подчинению. Он не может испытывать солидарности. Любые различия, будь то пол или раса, для него обязательно являются признаками превосходства или неполноценности. Различие, которое не имело бы такого смысла, для него просто невообразимо.

Приведенное описание садомазохистского стремления и авторитарного характера относится к наиболее резко выраженным формам "бегства от свободы" путем симбиотического отношения к объекту поклонения или господства. Лишь отдельные индивиды либо социальные группы могут рассматриваться как типично садомазохистские, но садомазохистские побуждения, как считал Фромм, существуют практически у всех.

Концепция "авторитарной личности" была поддержана немецкими философами М. Хоркхаймером, Т. Адорно и немецко-американским философом и социологом Г. Маркузе. Она оказала огромное воздействие на развитие всей западной культуры.

Сразу же после окончания Второй мировой войны Адорно становится руководителем крупного эмпирического исследования по изучению корней авторитаризма. Оно началось в Западной Германии, а закончилось в США. Исследователь указал на опасное сползание человеческого миропонимания в сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь одной привычкой. Т. Адорно выявил весьма симптоматичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт, как конвенциональность, покорность власти, деструктивизм и цинизм. Ученый отметил, что комплекс власти непосредственно связан с определенными аспектами этноцентризма. Индивид, воспринимающий все в таких категориях, как "сильный – слабый", скорее всего перенесет эту схему на соотношение "собственная группа – чужая группа", т.е. будет различать "вышестоящие" и "неполноценные" расы. А самый дешевый с психологической точки зрения трюк, позволяющий получить чувство превосходства, – это притязание на принадлежность к особой "расе" .

  • Фромм Э. Догмат о Христе. С. 292.
  • Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001. С. 62.