К интеллектуальным чувствам относится. Интеллектуальные чувства - реферат

Петровская Татьяна Ивановна,
учитель-дефектолог,
ГБОУ ЦПМСС Выборгского района

«Сначала в каждом предмете ребенок замечает только самые выдающиеся признаки, затем воспитатель указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок постепенно внимательнее всматривается в предмет и мало-помалу уже самостоятельно открывает в нем признак за признаком. При этом более всего нужно стараться не сразу указывать не те или иные признаки, а лишь побуждать дитя открывать их».

Е.Н. Водовозова

(Умственное и нравственное воспитание детей от первого

проявления сознания до школьного возраста)

В учебнике по психологии, чувства определяются, как устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности. Чувства порождаются объективной действительностью, но при этом они субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. Чувство всегда направлено на объект.

Различают следующие виды высших чувств:

  • моральные (нравственные, этические), которые формируются в процессе воспитания;
  • эстетические, в их основе лежит способность к восприятию гармонии и красоты;
  • интеллектуальные, они проявляются в процессе познавательной деятельности;
  • практические (праксические), порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью;

Более подробно я хотела бы остановиться на развитии интеллектуальных чувств у дошкольников, так как моя работа направлена на достижение этой цели.

Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач.

Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересом к возникающей проблеме, сомнением в достоверности предположения или полученного ответа, уверенностью в точности вывода и, наконец, радостью и уверенностью в результате изысканий.

К интеллектуальным чувствам относятся:

Чувство нового возникает при поиске нового.

Чувство удивления возникает тогда, когда ребенок встречается с чем-то новым, неизвестным, необычным. Удивление, вызываемое неожиданностью, заставляет внимательно рассматривать предметы и побуждает к познанию явлений.

Чувство догадки - всегда связано с построением гипотез, исследуемые явления не раскрылись в полном виде, но уже имеются предположения.

Чувство сомнения - является очень важным, оно возникает тогда, когда выдвинутые предположения сталкиваются с противоречащими фактами и это побуждает к проверке добытой информации.

Чувство уверенности рождается при правильности установленных в процессе мышления связей и отношений между вещами.

Чувство удовлетворения вызывается результативной работой, правильно выполненным заданием.

Интеллектуальные чувства - чувства, вызываемые мыслительной деятельностью. Мы знаем, что развитие активной мыслительной деятельности дошкольников происходит через умственное воспитание.

Развитие интеллектуальных чувств дошкольника связано со становлением познавательной деятельности, особенно при решении новых и трудных задач. Коррекционные и обучающие занятия, дидактические игры, обогащают ребенка новыми знаниями, заставляют напрягать свои умственные силы для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольника различные интеллектуальные чувства. Маленькие открытия ребенка, при узнавании нового, сопровождаются радостью и положительными эмоциями, удивлением перед неизвестным, уверенностью или сомнением в своих суждениях, любопытством и любознательностью - все эти интеллектуальные чувства являются необходимой составной частью мыслительной деятельности. Окружающий мир ставит перед детьми многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить.

Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильно организованной деятельности. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте это место, безусловно, занимает игра.

Игра - лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей, реализации замыслов, желаний, стремлений ребенка.

В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать.

Игра - самостоятельный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть самостоятельно, или выбирает партнеров. Я работаю с детьми с различными индивидуально - типологическими особенностями развития, поэтому чаще являюсь выбранным партнером или инициатором, чем сам ребенок. Тут важно не «заиграться», главное в том, чтобы ребенок старался действовать сам, не дожидался помощи взрослого и не боялся своего неправильного решения. На мой взгляд, задача взрослого - подтолкнуть ребенка, в хорошем смысле этого слова, вселить в его действия уверенность, дать ему самому ошибиться.

Желательно, что бы ребенок не только усваивал конкретные знания в той или иной области, но и пытался добывать их самостоятельно, и умел применить в определенной жизненной, творческой и учебной ситуации. Не торопите ребенка сделать «правильно» как кем- то задумано, не давайте прямых указаний и не спешите научить его, пусть он попытается добиться истины. Копирование и подражание взрослым уже не является ведущим мотивом деятельности ребенка.

Большая роль в моих занятиях отведена дидактической игре, так как онапредставляет большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Детям приходится решать умственные задачи, в занимательной игровой форме, самим находить решения, преодолевая при этом определённые трудности. Надо сделать так, чтобы ребёнок воспринимал умственную задачу, как практическую, игровую (сравнивал признаки предметов, устанавливал сходство и различие, обобщал, делал выводы, умозаключения). Все это повышает его умственную активность.

Немаловажное значение я отдаю играм с природным, рукотворным и строительным материалом. Эти игры интересны и мальчикам и девочкам, дают детям возможность установить свойства и особенности чего - либо на собственном опыте.

Наибольшую радость доставляет человеку работа творческого мышления. Макс фон Лауэ, знаменитый немецкий физик и Нобелевский лауреат, писал, что «понимание того, как сложнейшие разнообразные явления математически сводятся к таким простым и гармонически прекрасным уравнениям Максвелла, является одним из сильнейших переживаний, доступных человеку». А в автобиографии великого натуралиста Чарлза Дарвина есть такие строки: «Я обнаружил, правда, бессознательно и постепенно, что удовольствие, доставляемое работой мысли, несравненно выше того, которое доставляют какое-либо техническое умение или спорт».

«Главным моим наслаждением в течение всей жизни была научная работа».

Отвлеченная и, как многим кажется, мало связанная с реальными проблемами жизни игра в шахматы тоже становится источником удовольствия. Высокое мастерство игры позволяет оценивать не только спортивную, но и эстетическую сторону шахмат. Красота в шахматах - это красота мысли. Но там, где появляется понятие «красота», непременно должно присутствовать чувство. Красиво - это всегда чувственная оценка, разумные ее обоснования приходят потом.

Мыслительные процессы и служат в данном случае источником чувств. Красивая мысль - вполне оправданное словосочетание. Красота логических построений геометрии, красота замысла в опытах Пастера или в современной генетике нисколько не ниже красоты художественных произведений - так считают многие ученые. Удовольствие от красивой мысли во всяком случае не меньше, хотя возбуждаемые при этом чувства все же не одинаковы.

Но вправе ли мы вообще сравнивать их? Где взять шкалу сопоставления? Один физиолог решительно заявил: «Излишне доказывать, что наслаждение от созерцания картины великого живописца несопоставимо с удовольствием от поглощения шашлыка». В этой фразе есть логическая ошибка: тот, кто объявляет два объекта несопоставимыми, уже фактически провел сопоставление. Видимо, ученый хотел сказать, что наслаждение от живописи не тождественно наслаждению от пищи. Это вполне справедливо.

Но нечто общее в этих двух видах наслаждения все же можно обнаружить. П. И. Чайковский не постеснялся сравнить наслаждение от хорошей музыки с удовольствием, которое испытывает человек в теплой ванне.

Достижения нейрофизиологии последних десятилетий позволяют высказать конкретное предположение: во всех случаях наслаждения происходит возбуждение так называемых «центров приятного» в промежуточном мозге. Это возбуждение не изолированное. В разных ситуациях на него накладываются различные «нейронные узоры возбуждения» в коре головного мозга, связанные с второсигнальными раздражителями. Именно потому наслаждение имеет множество тончайших оттенков. Ос-ионной же чувственный тон, который придает всем этим разнообразнейшим и, конечно, не тождественным переливаниям качество наслаждения (а не страдания), молит иметь одинаковую нейрофизиологическую природу и один физиологический источник.

Определение интеллектуальных чувств связывается с процессом познания, возникают они в процессе обучения или научной и творческой деятельности. Любые открытия науки и техники сопровождаются интеллектуальными эмоциями. Еще Владимир Ильич Ленин отмечал, что без человеческих эмоций невозможен процесс поиска истины. Нельзя отрицать, что чувства играют первостепенную роль в изучении человеком окружающей среды. Не зря многие ученые на вопрос о том, как им удалось достигнуть успеха в своей области знания, без тени сомнения отвечали, что научное познание - это не только труд и напряжение, но и великая страсть к работе.

В чем смысл интеллектуальных чувств?

Суть данных эмоций заключается в выражении отношения человека к процессу познания. Психологи утверждают, что мысли и эмоции тесно связаны друг с другом, развиваются в комплексе. Предназначение интеллектуальных чувств - стимулировать и регулировать человека. Познавательная деятельность человека должна порождать эмоциональную отдачу, переживания, которые будут основой для оценки результатов и самого процесса познания. Самый часто используемый метод развития таких чувств - интеллектуальные игры.

Самые распространенные чувства - удивление, любознательность, сомнения, тяга к истине и так далее. Взаимосвязь познавательной деятельности и эмоций доказывается одним простым примером интеллектуальных чувств: когда мы испытываем удивление, то стараемся во что бы то ни стало прийти к разрешению возникшего противоречия, ситуации, за которой последовало чувство удивления.

Еще Эйнштейн говорил о том, что самая яркая и прекрасная эмоция - это ощущение неразгаданной тайны. Именно эти чувства - основа любого подлинного знания. Именно в процессе познания и исследований человек ищет истину, выдвигает гипотезы, опровергает предположения и ищет лучшие пути развития и решения проблем. Каждый человек в своих стремлениях может заблудиться и вновь выбраться на правильную дорожку.

Нередко поиски истины могут сопровождаться сомнениями, когда в сознании человека существуют сразу несколько путей решения проблемы, которые конкурируют между собой. Завершается процесс познания чаще всего чувством уверенности в правильности решения проблемы.

В реализации творческого потенциала у человека возникают эстетические чувства, которые характеризуются отображением в искусстве чего-то прекрасного или ужасного, трагического или счастливого, изящного или грубого. Каждая эмоция сопровождается оценкой. Эстетические чувства - продукт культурного развития человека. Уровень развитости и содержательности этих чувств - первостепенный показатель направленности и социальной зрелости человека.

Базируется познавательная деятельность на следующих видах , эстетические и интеллектуальные. Высшие чувства отражают стабильность и не предполагают слепого следования сиюминутным желаниям и временным эмоциональным переживаниям. В этом заключается суть человеческого характера, которая отличает нас от животных, ведь у них такие чувства отсутствуют.

Методы нравственного воспитания

Воспитание и формирование личности ребенка осуществляется в тесной взаимосвязи с принципами и идеалами существующего общества. Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, которые базируются на этих целях и идеалах общества. Самым популярным методом являются интеллектуальные игры.

Задача воспитателя - с детства заложить ребенку начала гуманизма, именно поэтому и способы воспитания должны основываться на гуманности. Например, воспитание коллективизма в ребенке предполагает организацию ежедневного времяпрепровождения ребенка таким образом, чтобы развить желание и умение у подрастающего поколения трудиться совместно, учитывать желания и чувства других детей. Вместе играть, заботиться о родителях и друзьях, сообща выполнять работу и так далее. Или воспитание любви к Родине основывается на том, чтобы привить ребенку чувство патриотизма, связать окружающую действительность с воспитательной работой.

Формирование личности ребенка

Главную роль в процессе познавательной деятельности детей играют мотивы, которые побуждают ребенка действовать в соответствии с принятой моделью поведения. Эти мотивы должны быть нравственными. Например, желание помочь ближнему в трудной ситуации, оказать помощь старикам и заступиться за младших. Их основа - альтруизм, безвозмездное выполнение определенных действий, без выгоды для себя самого. Также мотивы могут быть и эгоистичными, например, попытки завладеть лучшими игрушками для себя самого, предлагать помощь только за определенное вознаграждение, дружить с более сильными сверстниками в ущерб слабым и так далее. И если маленькие дети дошкольного возраста еще слабо осознают происходящее и тут рано говорить о нравственном воспитании, то начиная с младшего школьного возраста мотивы поведения и поступков свидетельствуют об определенном уровне воспитанности и нравственной направленности личности.

Какие бывают интеллектуальные ощущения?

Данный тип эмоций насчитывает немалое количество вариаций. К интеллектуальным чувствам относят: чувство ясности или сомнения, удивления, недоумения, догадки и уверенности.

Чувство ясности

Такое интеллектуально чувство, как чувство ясности, человек испытывает в тот момент, когда понятия и суждения представляются нам отчетливо и не сопровождаются сомнениями. Каждый человек чувствует себя некомфортно и беспокойно, когда мысли, витающие в голове по поводу познания определенного явления, путаются и не складываются в одну конкретную картинку. И в то же время человек испытывает приятнейшее чувство удовлетворенности, когда мысли в голове упорядочены, свободны и имеют свою логическую последовательность. Пусть эта логика понятна только нам, главное, что ощущается легкость мышления и спокойствие.

Чувство удивления

Когда мы имеем дело с теми явлениями и событиями, которые являются для нас новыми и неизведанными, если происходит то, что пока не поддается нашему уму - мы испытываем чувство глубокого удивления. Если говорить о процессе познания, то удивление - это приятное чувство, которое носит радостный характер. Декарт отмечал, что, когда человек следит за событиями, он испытывает удовольствие от того, что новые и не изученные явления возбуждают у человека чувство удовольствия. Это и есть интеллектуальная радость. Ведь процесс познания только впереди. Интеллектуальные чувства человека побуждают нас к началу познавательной деятельности.

Чувство недоумения

Нередко в процессе познания того или иного явления на определенных этапах человек сталкивается с трудностями, когда полученные факты никак не вписываются в уже известные и установленные связи. Чувство недоумения побуждает интерес к дальнейшему процессу исследования, является источником азарта.

Догадки

В процессе познавательной деятельности мы нередко сталкиваемся с таким чувством, как догадки. Когда исследуемые явления еще не изучены до конца, но полученных знаний уже достаточно для того, чтобы строить предположения по поводу дальнейшего познания. Психологи связывают чувство догадки с этапом построения гипотез в исследовательской деятельности.

Чувство уверенности

Обычно возникает на этапе завершения познавательной деятельности, когда правильность полученных результатов не вызывает никаких сомнений. А связи между элементами изучаемого явления логичны, обоснованы и подтверждаются не только догадками, но и реальными случаями из практики.

Чувство сомнения

Чувство, которое возникает только тогда, когда предположения конкурируют с возникающими обоснованными противоречиями. Данные эмоции побуждают к бурной исследовательской деятельности и всесторонней проверке изучаемых фактов. Как говорил Павлов, для того чтобы результаты научной деятельности были плодотворными, нужно постоянно проверять себя и сомневаться в добытых фактах.

Часто можно слышать, что в науке нет места эмоциям, но это в корне неверно. Человек, чья исследовательская деятельность сопровождается глубокими интеллектуальными переживаниями, достигает гораздо больших результатов, ведь он «горит» своей работой и вкладывает в нее все силы.

1. Интеллектуальные чувства

2. Чувства и внутренние ощущения

3. Различение эмоции и чувства

Библиографический список

опыт чувство эмоция ощущение

1. Интеллектуальные чувства

Теория чувств имеет преимущество, что она отводит место интеллектуальным чувствам. Термин "интеллектуальное чувство" не имеет строго определенного значения. В работе "Психология чувств" Рибо объединяет под этим названием только удивление, изумление, любопытство, сомнение. Другие авторы добавляют к этому списку общее чувство, возникающее от движения нашей мысли, от ее успешности или бесплодности. Но следует идти значительно дальше и включить в интеллектуальные чувства все те элементы мышления, которые Джеме называет переходными и которые не репрезентируют предметное содержание: сходство, импликацию, совпадение, уверенность, возможность, те тысячи отношений, которые мы выражаем словами: но, если, и, почему, после, до, а также мысли, выражаемые словами: будущее, прошлое, условный, отрицание, утверждение и т. п.

Вильям Джеме очень хорошо все это видел: "Если только такие явления, как чувства, существуют вообще, то насколько несомненно, что in rerum natura существуют отношения между объектами, настолько же и даже более несомненно, что существуют чувства, которыми эти отношения познаются. Нет союза или предлога и даже наречия, приставочной формы или перемены в человеческой речи, не выражающих того или другого оттенка тех отношений, которые мы в данный момент действительно чувствуем существующими между более крупными элементами нашего мышления. Нам следовало бы говорить о чувстве и, чувстве если, чувстве но и чувстве через."

Весьма курьезно, что эти столь проницательные замечания Джемса, заключающие в своей сущности плодотворную идею для психологии мышления, разделили судьбу затерявшегося письма.

В работе "Association of ideas ", остро полемизирующей с ассоцианизмом, возрождается идея Джемса и попытался развить ее в биологическом аспекте. Всякое интеллектуальное чувство рассматривается там как соответствующее адаптивным реакциям или установкам организма.

Остается, однако, один трудный вопрос: почему интеллектуальные чувства кажутся нам объективными, тогда как прочие чувства и эмоции - "нашими собственными состояниями"?

Но так ли это? Ведь многие интеллектуальные чувства, такие как уверенность, сомнение, утверждение и отрицание, логическое заключение и т. п., в зависимости от обстоятельств, от направления наших интересов в данный момент, могут казаться нам как объективными, так и субъективными. С другой стороны, действительно ли прочие чувства всегда субъективны? Мы знаем, как легко они объективируются. Эстетические переживания объективируются в прекрасном, отвращение- в отталкивающем и т. д. Мы говорим, что событие (объективное) является печальным, радостным, позорным, комическим или неприятным. Когда мы утверждаем, что работа неприятна, мы помещаем это "неприятно" то в работе, то в себе, в зависимости от контекста наших мыслей.

Субъективность или объективность познаваемого содержания всегда является результатом вторичного процесса, зависящего от приобретенного опыта. Изначально состояния нашего сознания не бывают ни объективными, ни субъективными. Теми или другими они становятся постепенно, по мере необходимости приспособления к физическому или социальному окружению.

2. Чувства и внутренние ощущения

Рассмотренная выше функциональная концепция позволяет нам выяснить отличие чувств от внутренних, или органических, ощущений, в частности ощущений голода, жажды, усталости, а также синестезии. Часто такое различение не проводится, и люди говорят о "чувстве" усталости или голода.

По моему мнению, ощущения голода, жажды, усталости (к ним можно добавить, пожалуй, ощущение боли) сами по себе значимости не имеют; они суть явления, получающие значимость только от тех установок, тенденций и движений, которые они инстинктивно вызывают, и именно такие инстинктивные реакции делают их значимыми для поведения индивида. Но эти инстинктивные реакции являются ничем иным, как основанием чувств: чувств приятного или неприятного, желания, нужды.

Таким образом, внутренние ощущения являются состояниями, явно отличающимися от чувств, которые суть установки. Внутренние ощущения информируют нас об определенных состояниях нашего организма так же, как внешние ощущения информируют нас о состоянии окружающей среды. Но жизненное значение органических ощущений мы можем определять только благодаря существованию чувств.

Чувства выражают некоторым образом отношение между определенным объектом или ситуацией и нашим благосостоянием (можно сказать также, что они выражают нашу установку к ситуации или объекту). Физиологической основой такого отношения является сама установка. Чувство - это осознание такой установки. В противоположность этому ощущения презентируют только объекты, по отношению к которым мы принимаем установку Объект, презентируемый внутренними ощущениями, такими как ощущения голода, жажды, усталости - это наше собственное тело. Но именно через отношение к своему собственному состоянию наше тело способно принять определенную установку. Понятно, что между внутренними ощущениями и чувствами существует весьма интимная связь, поскольку как те, так и другие имеют свой источник в теле. Это не мешает нам, однако, отчетливо различать их с функциональной точки зрения. Они противостоят друг другу так, как реакция противостоит вызвавшему ее объекту.

Макдауголл Уильям, англо-американский психолог, первоначально занимался биологией и медициной, под влиянием "Принципов психологии" У. Джемса обратился к изучению психологии сначала в Кембридже, затем в Геттингене у Г. Мюллера. Лектор в университетском колледже в Лондоне и в Оксфорде. Профессор в Гарварде и в университете Дьюка в США. Основой психической жизни считал устремление - "горме" (греч. - стремление, порыв), отчего психология У. Макдауголла часто называется сгормической". "Горме" трактуется как устремление к биологически значимой цели, обусловленное, по У. Макдауголлу, особого рода предрасположениями - врожденными инстинктами либо приобретенными склонностями. Эмоциональные переживания рассматриваются как субъективные корреляты этих предрасположений. Эмоциональная сфера в процессе своего развития у человека получает иерархическое строение. Ведущими становятся сначала несколько основных эмоциональных образований (sentiments ), а затем, при сложившемся уже характере - одно центральное, называемое Макдауголлом эготическим (от "эго", греч. - "я"). Размышления над клиническим феноменом "множественной" личности натолкнули У. Макдауголла на разработку метапснхологической концепции личности, исходящей из идей монадологии Г. Лейбница. Согласно этому, каждая личность представляет систему "потенциально мыслящих и стремящихся монад" ("Я"), сходящихся на некоторой "высшей" монаде - "> а мости", которая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.

3. Различение эмоции и чувства

Термины "эмоция" и "чувство" до сих пор употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся. После многолетней систематической работы над тем, чтобы сделать представления по этим вопросам более ясными, психологи почувствовали, что имеют возможность предложить схему, которая им кажется исчерпывающей, последовательной и в принципе верной, хотя еще сильно нуждающейся в поправке и в доработке деталей.

Предлагаемая схема основана на эволюционных и сравнительных данных и находится в согласии с фактами, которые обнаруживаются в переживаниях и поведении человека. Она исходит из принципов волюнтаристической, или гормическои, психологии, т. е. психологии, которая в качестве основной особенности всей жизни животного считает его способность к активному достижению целей средствами пластичного поведения - на основе устремлений (striving ), выражающихся в таких движениях тела, которые приспосабливаются к деталям складывающихся ситуаций способом, называемым по общему согласию интеллектуальным.

Способность стремиться к определенным результатам, способность преследовать цели, возобновлять и поддерживать действия, обеспечивающие полезные для организма или вида эффекты, должна быть признана - фундаментальной категорией психологии. "Развилась" ли такая способность к процессе эволюции из форм, лишенных всяких ее зачатков, может ли быть она объяснена в понятиях физики и химии, как это пытаются показать представители гештальтпсихологии, - вопросы будущего. Психология не должна ждать утвердительных ответов на эти вопросы для того, чтобы признать устремления такой формой активности, которая пронизывает и характеризует всю жизнь животного.

Разумно предположить, что первичными формами устремлений животного были поиск пищи и избегание вредного и что из этих двух примитивных форм устремлений дифференцировались и развились все другие их разновидности.

Исходя из этих предположений, можно утверждать, во-первых, что все те переживания, которые мы называем чувствами и эмоциями, связаны с проявлениями устремлений организма, вызываемыми либо воздействиями извне, либо метаболическими процессами внутри организма, либо, чаще всего, обоими путями; во-вторых, что в общих чертах мы можем надежно разграничить чувства, с одной стороны, и эмоции - с другой, на основе их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они сопровождают и определяют, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно различаются.

Существуют две первичные и фундаментальные формы чувства - удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием и знаком успеха как полного, так и частичного, страдание - следствием и знаком неуспеха и фрустрации. Возможно, что примитивные удовольствие и страдание были альтернативами, практически (хотя, пожалуй, и не абсолютно) друг друга взаимоисключающими. Но с развитием познавательных функций организм начинает, во-первых, одновременно схватывать разные аспекты объектов и ситуаций, во-вторых, испытывать удовольствия и страдания, вызываемые предвосхищением или воспоминанием.

Первое делает возможной одновременную актуализацию различных побуждений (impulses ), видоизменяющих друг друга вследствие соперничества или содействия. Второе создает возможность соединения фактического успеха с предвосхищением неуспеха, фактической фрустрации с предвосхищением успеха. Соответственно этому усложняются и виды чувств.

Организму, достигшему этого уровня развития познавательных функций, не приходится уже больше колебаться между простым удо вольст вием и простым страданием. Помимо этих простых и примитивных крайностей он способен испытывать целый ряд чувств, являющихся в некотором смысле сочетанием или смесью удовольствия и страдания; он переживает такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. По мере усложнения душевных структур взрослый человек познает "сладкую печаль", радости, отмеченные страданием,. "необычное сплетение грусти и веселья",. мрачные минуты его неудач осветляются лучами надежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются сознанием тщетности человеческих стремлений, недолговечности и зыбкости всех достижений. Словом, взрослый человек, наученный "смотреть вперед и назад и тосковать по отсутствующем)", больше не способен на простые чувства ребенка. С развитием сил познания его желания становятся сложными и разнообразными, а простое чередование удовольствия и страдания уступает место нескончаемому передвижению по диапазону сложных чувств. Такие сложные чувства в обыденной речи называются эмоциями. Придерживаясь предложенной Шандом терминологии, мы везде называли их "эмоциями, производными из желания".

Научные исследования станут значительно более ясными и точными, если мы перестанем называть такие сложные чувства общим термином "эмоция". Трудность разграничения сложных чувств и собственно эмоций, как и существующая тенденция смешивать их, обусловлены тем, что почти все устремления в развитой психике окрашены как собственно эмоциями, так и сложными чувствами, или "производными эмоциями", смешанными в одну сложную целостность.

Рассмотрим теперь собственно эмоции.. Как только первичные устремления дифференцируются на побуждения, направленные на более специфические цели и вызываемые более специфическими объектами или ситуациями, - каждое такое специализированное побуждение получает свое выражение. в виде комплекса телесных приспособлений, которые облегчают и поддерживают соответствующую телесную активность. Не принимая полностью теории Джемса - Ланге, мы, однако, должны предположить, что каждая такая система телесных приспособлений отражается в переживаниях организма, придавая тем самым каждому специализированному устремлению своеобразное отличительное качество - качество одной из первичных эмоций. Когда же психическое развитие достигает уровня, на котором в игру одновременно вступают, противодействуя или сотрудничая, два или более специализированных побуждения, эти первичные качества сливаются в сложные образования, называемые нами вторичными или смешанными эмоциями; такими сложными качествами являются смущение, стыд, благоговение, почтение, позор.

Попытаемся сопоставить сложные чувства, или "производные эмоции", и собственно эмоции, первичные и смешанные, учитывая что все конкретные эмоциональные переживания в развитой психике являются образованиями, в которых подлинные и производные эмоции, абстрактно нами разделенные, смешаны.

1. Сложные чувства, так же как и простые, возникают в зависимости от успешности или неуспешности осуществления наших устремлений. Они влияют на дальнейшую судьбу побуждений, от которых они сами произошли, усиливая их и поддерживая, когда баланс чувственного тона находится на стороне удовольствия, или задерживая их и отклоняя, когда баланс чувств на стороне страдания.

С другой стороны, подлинные эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них не зависят; они возникают вместе с актуализацией соответствующих побуждений и продолжают окрашивать в особый тон переживания каждого из устремлений, придавая свое специфическое качество всему образованию, независимо от величины успеха или неуспеха, как действительного, так и предвосхищаемого. Они не оказывают прямого влияния на изменение силы устремлений. Являясь качеством субъективного переживания, они лишь свидетельствуют о природе телесных приспособлений, органически связанных с каждым фундаментальным видом устремлений. В развитой психике, однако, они косвенным путем влияют на протекание произвольных действий: открывая самосознающему организму природу действующих побуждений, они создают некоторую возможность контроля и управления ими.

2. Сложные чувства, кроме того, зависят от развития познавательных функций и по отношению к этому процессу вторичны. Можно, пожалуй, утверждать, что они присущи только человеку, хотя простейшие их формы доступны, вероятно, и высшим животным. С другой стороны, следует думать, что подлинные эмоции появляются на значительно более ранних этапах эволюционного развития. На протяжении большей части процесса эволюции они выступают просто как побочный продукт импульсивных устремлений животного, и только у человека они становятся важным источником самопознания и, следовательно, самоуправления.

3 Указанные сложные чувства (такие как надежда, тревога, раскаяние) не представляют собой отдельно существующих явлений и не происходит из каких-либо особых установок организма. Каждое из названий, употребляемое нами для описания такого рода чувств, обозначает, пожалуй, просто плохо очерченную часть широкого диапазона, который в целом может обнаружиться в процессе удовлетворения любого сильного желания, независимо от его природы и происхождения. По мере того как субъект, движимый желанием, перемещается по этому диапазону сложных чувств, каждая из частей, обозначаемых тем или иным названием, переживается отдельно и постепенно переходит в соседнее качество.

С другой стороны, всякое подлинное первичное эмоциональное качество возникает при актуализации соответствующей целенаправленной установки, являющейся неотъемлемым свойством психической структуры организма; следовательно, каждое из этих качеств переживается только в связи со специфическим побуждением или желанием. Далее, поскольку в игру одновременно могут вступить или более таких установок, порождая содействующие друг другу или же противоречащие желания, то точно так же могут одновременно появиться и смешаться или слиться друг с другом в различных пропорциях соответствующие первичные эмоциональные качества. Проиллюстрируем эти противоположные особенности примерами. Надеждой мы называем сложное чувство, возникающее у нас при действии любого сильного желания и при предвосхищении успеха; в случае появления новых затруднений надежда уступает место тревоге или отчаянию, но ни в коем случае нельзя сказать, что она смешивается с отчаянием, порождая тревогу; скорее всего, по мере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство, коренящееся в нашем желании, изменяется незаметными градациями от надежды к тревоге и далее - к отчаянию. Противоположный случай можно проиллюстрировать эмоцией, которую мы называем любопытством или интересом, и ее отношением к эмоции, которую мы называем страхом. Некоторая степень эмоционального качества, называемого интересом, всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучше освоить какой-либо объект; интерес, не связанный с таким побуждением, просто невозможен Процесс исследования ведет к проникновению в природу объекта, а это, в свою очередь, может вызвать страх - качество, всегда сопровождающее побуждение избежать объект, или желание от него удалиться. Но с появлением этого нового побуждения и характерного для него эмоционального качества интерес вовсе не обязательно вытесняется или задерживается; побуждение к исследованию может сохраниться наряду с побуждением удалиться, и в этом случае мы переживаем эмоциональное качество, которое обнаруживается сходство как с интересом, так и со страхом.

Библиографический список

1. Архипкина О. С. Реконструкция субъективного семантического пространства, означающего эмоциональные состояния. - Вести. Моск. ун-та. Сер. Психология. 2008, № 2.

2. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 2009.

3. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М., 2010.

4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 2009.

5. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 2008

  1. Чувство времени и его роль при выполнении штрафных бросков

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Мышлению. В спортивных играх необходимы специальные интеллектуальные качества: быстрота и объем зрительного... в расширении и углублении сферы моральных, эстетических и интеллектуальных чувств . Настроение старшеклассников характеризуется большей устойчивостью...

  2. Интеллектуальные , эстетические и нравственные чувства

    Контрольная работа >> Психология

    ... Чувства Интеллектуальные чувства Эстетические чувства Нравственные чувства Взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость сложных чувств ... человека в пределах его жизни. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к...

  3. Чувства и эмоции (1)

    Контрольная работа >> Психология

    Существование интеллектуальных чувств является доказательством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового, которое...

В психологии принято выделять следующие виды чувств:

  1. Низшие чувства
  2. Высшие чувства
  3. Нравственные чувства
  4. Эстетические чувства
  5. Интеллектуальные чувства
  6. Социальные чувства

Определение 1

Чувством называют переживаемое в разнообразной форме личное эмоциональное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям.

В психологии выделяют следующие основные виды:

Низшие чувства

Связаны с удовлетворением базовых физиологических потребностей человека. Например, чувство сытости или жажды, безопасности или покоя.

Высшие чувства

Проявляют внутренний мир человека. Они связаны с удовлетворением социальных потребностей человека. Они составляют основу всех видов жизнедеятельности человека, облегчая или затрудняя общественную деятельность.

Высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и социальные чувства.

Нравственные

Проявляют отношение человека к людям, к Отечеству, к своей семье, к себе. К этим чувствам причисляют любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство. Разнообразие нравственных чувств отображает яркость человеческих взаимоотношений. Данные чувства управляют поведением человека.

Эстетические чувства

Представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства. Так, например, музыка формирует в человеке музыкальные чувства. Сюда относятся следующие чувства: юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния.

Интеллектуальные чувства

Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.

Социальные чувства

Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром. Сюда относятся такие распространенные чувства как: справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность.

Рассмотрим некоторые из них подробнее:

    Страсть – это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти.

    Ненависть – это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий.

    Юмор связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке. За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное.

    Ирония сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства.

    Цинизм , это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека.

    Сарказм проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.