Как понять, кто я себе: друг или враг.

Заняться спортом, снизить потребление сладкого, начать медитировать, изучать иностранный язык, прочитать полезную книгу или посмотреть интеллектуальный фильм - у каждого из нас найдется список дел, которые надо сделать. Но… они не делаются.

То некогда, то лень, то бюджет не позволяет, то обнаруживаются более важные дела. Авторы книги «Начинай с малого» уверены: все люди могут добиваться целей, больших и маленьких, если научатся правильно их ставить. Вот три правила, которые помогут перестать откладывать полезные дела.

Правило 1. Взять обязательство

Представьте, что сейчас вечер среды. На работе был трудный день, и вы решили отдохнуть перед телевизором. На одном канале показывают фильм зрелищный, но примитивный. На другом - интеллектуальный, который вы давно собирались посмотреть. Что выберете?

Скорее всего, вы выберете интеллектуальный, но включите кассовую альтернативу. Ученые исследовали этот феномен с помощью студентов. Их разделили на две группы и попросили выбрать три разных фильма на три дня. Первая группа выбирала фильм в день просмотра, а вторая - все три фильма в первый день.


Хотите посмотреть интеллектуальный фильм? Запланируйте это заранее. -

В первой группе большинство все три дня смотрели кассовые фильмы. Во второй группе большинство только в первый день склонилось к этому варианту. В последующие дни студенты смотрели те фильмы, которые заранее - и это было интеллектуальное кино.

Мы склонны выбирать удовольствие сейчас, а полезное дело откладывать на завтра. Но завтра никогда не наступит, если его не запланировать.

Чтобы избавиться от этой проблемы, надо зафиксировать обязательство. Если вы понимаете, что будет сложно регулярно посещать спортзал или заниматься иностранным языком, потому что захочется пойти в клуб, а не спрягать глаголы, возьмите на себя обязательство. Оно может касаться (пробежать марафон за четыре часа) или выполнения наиболее проблематичных этапов на пути к ней (выходить на пробежку трижды в неделю).

Правило 2. Записать и огласить

Нам важно, чтобы в глазах окружающих наши слова не расходились с делом. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, чтобы выполнить обязательство - это записать его на видном месте и огласить перед друзьями и знакомыми.

Запись повышает вероятность исполнения обязательства, а его оглашение дает дополнительный толчок.

Может, именно поэтому мы приглашаем гостей на свадьбу, чтобы в их присутствии произнести обет, а не просто даем согласие вступить в брак с партнером. По статистике пары, вступающие в брак тайно, разводятся более чем в двенадцать раз чаще, чем те, чье бракосочетание проводилось в присутствии двухсот с лишним человек.


Обдумайте способы обнародовать свое обязательство: например, пообещайте публиковать в соцсетях ежедневный отчет. Это поможет не свернуть с намеченного пути.

Правило 3. Назначьте арбитра

Назначение арбитра - это признание, что в будущем возникнет искушение, перед которым трудно устоять. Наличие кого-то, кто будет следить за вашим поведением и судить, достигли ли вы цели, повышает вероятность выполнения обязательств.

Арбитра надо правильно выбрать. Во-первых, он должен быть справедливым. Не стоит назначать на эту роль человека, который порадуется вашей неудаче или станет с размахивать пирожными у вас перед носом, когда вы пытаетесь похудеть.


Во-вторых, нужно быть уверенным, что арбитр готов заставить вас действовать, то есть назначить наказание (или вручить награду). Многие подумают, что на эту роль идеально подойдет близкий человек. Это не так: скорее всего, он с пониманием отнесется к неприемлемому поведению («У тебя был очень тяжелый день!») и начнет потворствовать вашим слабостям

Лучшим арбитром станет коллега, которому вы доверяете, поскольку он не станет потакать вам, как спутник жизни.

Итак, взять обязательство, записать его и огласить, а затем назначить арбитра, который поможет достичь цели. Звучит не так уж сложно. Попробуйте, и делать полезные дела станет легче.

В отличие от большинства людей, я люблю ходить к врачам. Я с детства любила лечиться: мне нравились присущая докторам бодрость и уверенность, белые халаты и блестящие инструменты, внимательные расспросы - ведь спрашивали не только маму, но и меня. Со мной говорили серьезно, как с «большой», и в то же время ласково и ободряюще. В общем, поход в поликлинику я всю жизнь воспринимала как легкое приключение: волнительное, но со счастливым финалом. Однако несколько лет назад я вдруг почувствовала, что что-то изменилось. Несмотря на активное самолечение, у меня две недели сильно болело горло, и стало ясно: следует показаться специалисту. Но я не могла. Почему-то в этот раз мысль о врачах вызвала у меня смутное, но очень неприятное ощущение. Разум говорил, что это необходимо, но эмоции были активно против. И это при моей-то любви к медикам!

Прошел месяц, а я никак не могла заставить себя сходить к врачу. Горло по-прежнему болело, ночью особенно нестерпимо. Когда я пожаловалась на свое странное поведение маме, она неожиданно сказала: «Кажется, я знаю, почему ты не можешь убедить себя пойти к лору». И рассказала историю из моего раннего детства, когда лор пытался смазать мое больное горло, а я вырывалась и плакала, пока мы с мамой просто не выбежали из кабинета. Я слушала ее рассказ, и совершенно забытый (точнее, «вытесненный» из памяти) случай стал восстанавливаться со всеми подробностями, переживаниями, воспоминаниями. После этого разговора мне сразу стало легко. Получается, к другим врачам я с тех пор продолжала охотно ходить, но на отоларинголога в то давнее время моим бессознательным было наложено «проклятие». Я собралась с духом, еще раз напомнила себе, что тот эпизод был в далеком прошлом, а затем спокойно отправилась в поликлинику.

1. Проанализируйте прошлое

Итак, если нам трудно заставить себя что-то сделать, стоит подумать: нет ли тут неосознанных, но при этом стойких барьеров, воздвигнутых нашей эмоциональной памятью в далеком прошлом? Возможно, именно они влияют на поведение и блокируют сегодняшнюю мотивацию? Конечно, такие «раскопки» лучше проводить со специалистом, но иногда и самоанализ может оказаться вполне плодотворным.

Вспомнив и заново «проиграв» неприятный эпизод, вы сможете уменьшить уровень скрытой боли и обиды

Пример из моей практики. Клиент, молодой музыкант, потомок музыкальной династии, однажды поделился со мной вроде бы незначительной проблемой. Музыкальный архив его покойного деда, хранящийся в одной из комнат московской квартиры, до сих пор не разобран. В течение нескольких месяцев он делал попытки начать это нелегкое дело, но всякий раз с досадой откладывал его. «Что-то внутри мешает мне заняться в общем-то довольно интересным и важным для меня изучением наследства деда», - так он сформулировал эту проблему.

Мы стали исследовать это «внутреннее препятствие», пока не вышли на травмирующее и поэтому вытесненное воспоминание из дошкольного детства моего клиента. Как выяснилось, однажды он по недоразумению взял с рабочего стола своего деда (а дед был тогда жив и здоров) стопку нотных листов и разрисовал их красками. Дед пришел в ярость: это было его новое сочинение - и довольно жестоко наказал внука. С тех пор все бумаги деда стали для малыша запретными, помеченными грифом «не прикасайся!». За долгие годы этот эпизод «выветрился» из памяти героя, перейдя в бессознательный, но мощно эмоционально заряженный пласт «непроработанных» воспоминаний. В результате наших совместных усилий этот неприятный эпизод был восстановлен, «проигран», что позволило уменьшить уровень его скрытой боли и обиды. Вскоре молодой человек приступил к разбору архива - «внутреннее препятствие» утратило энергию и силу.


2. Проведите предварительную подготовку

Не будем забывать: предвкушение порождает желание. Иногда мы не приступаем к, казалось бы, необходимым делам просто потому, что не готовы. Голова занята другим. Для всякого серьезного дела надо внутренне «созреть». Набраться сил, оценить и найти ресурсы, определить сроки, проработать план действий, и тогда все пойдет гладко.

Вот короткая житейская история, рассказанная моей знакомой. «Тринадцатилетняя дочь умоляла сделать ремонт на кухне и в ванной - ей, видите ли, было стыдно приглашать друзей в нашу «неухоженную нору». Действительно, ремонт давно требовался, но как же мне не хотелось его затевать! Дискомфорт, деньги, постоянная уборка... Я, как могла, оттягивала старт этого мероприятия, несмотря на требования дочери. И тут знакомая психолог рассказала мне про методику «подготовки». Это было то, что надо! Я сразу запланировала начало ремонта - через месяц, не раньше. Анонсировала решение дочери и подругам, чтобы не было возможности «улизнуть» от взятых обязательств. Договорилась с квалифицированной и надежной бригадой. Вместе с ними составила план действий. Перетащила все вещи с будущего «поля битвы». За это время я успела подготовиться и морально: разгребла рабочие дела, чтобы, не задерживаясь, бежать домой, настроилась на временный «мобилизационный режим» жизни. И когда подошел срок, мечтала поскорее приступить к ремонту. Теперь я хотела прекрасных превращений не меньше, чем дочь, и была готова к грядущим испытаниям. Вот что значит - предварительный анонс, детальное планирование, системная организация и усиленная моральная подготовка!

3. Используйте подходящие вам техники мотивации

Но как быть, если приступать к делу надо быстро?Придется срочно искать способы и инструменты мотивации, действенные именно для вас. На самом деле все мы отлично знаем эти способы, главное - осознанно к ним обратиться.

Людей, ориентированных на перспективу, очень мотивирует «образ будущего результата». Им достаточно мысленно сосредоточиться на тех преимуществах, которые они получат в результате успешно выполненного дела, и они немедленно начинают работу. Яркая визуализация и воображаемое пребывание в желаемом будущем помогают некоторым «сворачивать горы». А вот какой способ нашел один мудрый менеджер.

«По работе мне понадобилось выучить немецкий, - рассказывает он. - Ни желания, ни времени, ни способностей к языкам у меня не было. Что делать? Зная свои особенности, я пошел в языковую группу и мысленно выбрал активного, мотивированного студента приблизительно моего возраста и круга. Этот студент, сам о том не догадываясь, стал моим конкурентом и «двигателем прогресса». Появился азарт - победить его, доказать всем, что я умнее и способнее того, кто кажется лучшим. Критерий - заключительный экзамен и промежуточные оценки преподавателя. Моя конкурентная, соревновательная натура не подвела: за год учебы бой был выигран. Я отлично сдал экзамен и получил больше баллов, чем мой талантливый однокурсник. А язык? Ну конечно, мне пришлось его выучить. Без этого моя победа была бы невозможна».

Есть в моем блокноте наблюдений и другой вариант. «Как человек волевой, я могу заставить себя делать то, что надо, но не хочется. Обычно силы воли хватает на первый шаг, затем она ослабевает, - рассказывал другой мой клиент, сотрудник крупной компании. - Но я нашел отличный способ: если я сделаю не один, а два шага на пути к результату, то уже «втянусь» в дело, и продолжать его будет легче. Помню, мне надо было подготовить большую презентацию по итогам года. Требовалось прочитать много отчетов, собрать цифры и факты. Сначала я пробовал разделить работу на мелкие этапы. Но каждый этап отнимал много сил, так как делать все это было скучно, тягостно, муторно. Но потом я решил посвятить презентации целый день - и работа пошла. Я почувствовал вкус сухой аналитики, вник в данные, представил, как их можно наглядно и красиво подать. К полуночи главная содержательная работа была окончена - намного раньше запланированного срока. И все только потому, что я не остановился на первом этапе, а пошел дальше. А чем дальше двигаешься, тем легче - начатое дело уже обретает смысл, форму, значение, и его уже хочется довести до завершения».

Конечно, способов заставить себя работать множество. Ваша задача - выбрать то, что подходит именно вам. Откройте ежедневник и посмотрите - какие дела регулярно переносятся с одной недели на другую? Если они важны, то почему вы обрекли их на бесконечное откладывание? Настало время это понять и начать их исполнять. Не откладывая. С вдохновением. С хорошим результатом.

Здесь уместно рассказать достаточно жесткий анекдот:

Полного мужчину приговорили к казни на электрическом стуле, а он в него не влезает. Посадили на диету — поправился на 10 кг. Стали давать только хлеб и воду — ещё 10 кг прибавил. Оставили одну воду — ещё плюс 10 кг. Не выдержали:

— Да что ж ты никак не худеешь-то???

— Мотивации, понимаете, нет.

Так вот, чтобы найти мотивацию, можно воспользоваться следующими простыми, но работающими правилами.

Популярное

Для начала давай разберемся, а надо ли нам делать то, что мы не хотим? Или это нужно сделать не нам, а кому-то другому? Или просто сделать для галочки, никакой пользы от этого действия никому не будет?

Итак, для начала разбираемся, какая стоит цель и кто ее преследует. А цели бывают разные.

Например, твоя цель — встать в 7 утра.

Кому надо: мне

Зачем-1:

Зачем-2: Работа нравится, компенсация достойная, есть, куда развиваться

Итог: Можно не вставать, но потом нужно будет решать вопросы с объяснительными и имиджем в глазах начальства.

Тот же пример, но с совершенно другим сценарием.

Цель: встать в 7 утра.

Кому надо: мне

Зачем-1: Чтобы вовремя успеть на работу, так как есть четкое время начала рабочего дня

Зачем-2: Работа неинтересная, карьерного роста не предвидится, можно найти что-то лучшее

Итог: Можно не вставать, а начать искать новую работу уже сегодня или встать с мыслью, что ставим цель найти новую работу в кратчайшие сроки и, возможно, там уже не потребуется так рано вставать.

Вывод. Исходим от цели. Насколько и зачем это нужно лично мне. Какова будет цена или альтернативный сценарий отказа от действия?

Помимо личных целей существуют цели команды, коллектива, друзей, родителей. Тогда нужно расставить приоритеты и понять, насколько эти люди или организации важны именно для нас.

Пример:

Кому нужно: мне

Зачем-1: чтобы менеджерам по продажам было с чем работать на выставке

Зачем-2: чтобы не подводить коллег и поддержать имидж компании

Зачем-3: чтобы сделать еще один шаг вперед и сделать что-то новое и привлекательное

Итог: Если мои цели совпадают с целями моей компании и помогают мне развиваться, мне полезно будет поработать над этим проектом.

Вывод. В любом деле, которое должно быть сделано, почти всегда можно найти что-то полезное для себя — развитие персональных навыков и умений, возможность потренироваться в новом для себя деле, поработать с новыми людьми и завязать новые компании. Попробуй найти что-то полезное и в своем деле.

И еще один пример, касающийся отношений.

Нужно: отвезти документы мамы в банк

Кому нужно: маме

Зачем-1: Она не успевает, экономим ее время

Зачем-2: Потому что это мама, и ее благополучие для нас важнее всего

Итог: есть действия, где нет собственных целей и нет ни прямой, ни косвенной выгоды для человека, но есть отношения, которые мы ценим и ради которых готовы на выполнение действия.

Похожий итог возникает, когда есть чувство долга.


Однако можно подойти к проблеме и с научной точки зрения. Существует множество стратегий управления мотивацией в компании. Можно попробовать применить некоторые из них и к себе.

Например, договориться с самим собой, что после выполнения того или иного действия ты делаешь себе подарок. Я, например, когда мне нужно ехать в командировку в какой-нибудь дальний регион России, где время отличается от московского, и приходится вставать на 4−5-6 часов раньше обычного, всегда обещаю себе какой-нибудь новый наряд или новые туфли по возвращении домой. Есть еще хорошая стратегия вдохновения, о которой часто рассказывает на тренинге Е. В. Сидоренко, психолог, бизнес-тренер, приглашенный преподаватель SSE Russia. Стратегия вдохновения заключается в создании условий, поддерживающих вовлеченность и рабочую энергию. Например, если тебе очень не хочется делать уборку в квартире или разбирать коробки с вещами после ремонта, пригласи друзей тебе помочь. Приготовь для них хороший стол с вином и закусками и несколько дисков с любимыми фильмами. Наверняка три новых фактора модели — хорошие люди, интересные фильмы и вкусные закуски — поднимут настроение и добавят радости в процесс уборки. И не удивляйся. У меня есть подруга, которая до сих пор спрашивает, разобрала ли я коробки после ремонта с намеком на то, что она готова в любое время подключиться к процессу. Просто есть люди, которые любят порядок и готовы посвятить время, чтобы сделать мир чуточку лучше — вспомни хотя бы Монику из сериала« Друзья».

А еще есть мотивация« от противного». Иногда это самый действенный способ заставить себя что-то делать. Здесь помогает составление сценария« а что если не…»

Например, тебе надо ехать и выступать на конференции. Очень не хочется — времени и так не хватает, презентация не готова, выступать очень страшно. Представим, что на конференцию мы не едем. Выступать мы так и не научимся, так как это тот навык, который формируется только в процессе тренировки. Значит, будем продолжать бояться. Времени, как ни странно, больше не станет, так как освободившееся потратим процентов на 80 на второстепенные дела невысокой значимости, а вдобавок будем все время думать, как же так — меня пригласили, а я не выступила, а могла бы, а вдруг получилось бы! Но окажется, что возможности уже упущены, а больше могут и не пригласить.

Ну и наконец, самое главное. Все эти стратегии проверены на себе, все они работают, но только при одном условии. Если мы не находимся в стрессе и не бежим марафон на длинную дистанцию — от начала до конца тяжелого проекта без выходных дней и отпуска. Человек, а тем более красивая женщина, обладает правом на отдых, на свое собственное время и на комфортное и ленивое существование. И прежде, чем искать мотивацию для того, чтобы сделать то, чего делать не хочется, стоит задуматься, почему не хочется и зачем это делать именно сейчас. Возможно стоит заставить мир подождать и сначала доставить себе удовольствие? Например, выпить чашечку кофе в салоне красоты, пока умелый мастер сделает тебе новый френч и ванночку с ароматным лавандовым маслом. А потом уже и презентация, и командировка и поход за грибами с любимым мужем, папой или дедушкой!

Текст: Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России.

Не бывает обязательств, которые исполнялись бы без доли принуждения.

Яромир Судак

Слово «необходимо» часто действует на людей весьма удручающе. Один клиент шутил, говоря, что, если его начальнику запретить использовать это слово, то работа отдела просто встанет. Действительно, каждый из нас тащит на себе груз обязательств, от которых нельзя просто так отказаться или отмахнуться. Понимая это, мы с каждым новым «необходимо» добавляем порцию стресса в свою жизнь.

Что же лежит в основе этого стресса?

Все до банального просто, потому что самый сильный дискомфорт, который мы здесь ощущаем, связан со страхом . Мы боимся чего-то не успеть, не сделать, не сдать, так как опасаемся негативных последствий. Возможно, они не такие и ужасные, как может казаться на самом деле, но само ожидание чего-то неприятного наносит раз за разом ущерб психике.

Страх, однажды поселившись в сознании, уходит оттуда медленно и неохотно. Часто происходит такая ситуация, что разумом мы понимаем, что бояться-то по сути нечего, но бессознательно чувствуем дискомфорт. Отсюда и возникает груз обязательств. Многие говорят о физическом ощущении тяжести при этом.

Если кто-то заявляет, что ему «не хочется, но надо» что-то сделать, то можно говорить не столько о низком уровне мотивации, сколько о проблеме страха. Последний просто не дает появиться желанию что-то делать. Вместо настоящего «хотения» и стремления к результату здесь имеет место негативная мотивация уходаот проблем. Страх обладает огромной властью над нами, о чем рассказывается в следующей восточной притче:

«Один мудрец повстречал на своем пути Чуму и спросил: «Куда ты идешь?» Она отвечает: «В большой город. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же мудрец снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек, а уморила все пятьдесят», - упрекнул он ее. «Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха»…

Сознание не может быть наполнено одновременно позитивными и негативными эмоциями. Желание в нем не появится до тех пор, пока не будет устранен страх. Тем не менее, фраза из названия статьи представляет собой своебразный «коктейль», в котором помимо страха значительное место занимает и чувство ответственности .

Мы в какой-то момент приняли решение , и текущая ситуация с необходимостью выполнения обязательств является лишь следствием этого. Хотим мы того или нет, но здесь имеет место некоторая зависимость от необходимости сделать то, что мы должны.

Не хочется, но надо: ходить на работу или заниматься ее поиском, воспитывать детей, оплачивать счета за квартиру, кредит, учебу, лечение и т.п., сдавать в сроки очередной проект, сдавать экзамены в институте… Каждый имеет подобный «увесистый» список груза обязательств. В сочетании со страхом он образует достаточно сильный дискомфорт, который угнетает день ото дня и даже может довести до депрессивного состояния.

Как же справиться со всем этим дискомфортом и стрессом?

Напрашивается лаконичный и простой ответ: с улыбкой и с желанием принять все свои обязательства и просто продолжать жить спокойно и весело.

Кто-то возразит, что все это не более, чем хорошие слова. И будет прав, потому что слова - это инструмент логики, разума, нашего левого полушария. Чтобы воплотить эти слова в жизнь, сначала нужно преодолеть груз негативных эмоций, в частностистраха .

Когда сознание инфицировано страхом, то это создает благодатную почву для развития всех остальных психических недугов. Неуверенность, низкая самооценка, печаль, подавленность, даже обида могут появиться на пустом, казалось бы, месте. В сочетании с ответственностью за текущие обязательства такой груз может превратиться и вовсе в непосильную ношу.

Первое, что нужно сделать для облегчения - это преодолеть свой страх. Этот шаг связан с осознанием причин страха и понимания того, что он на самом деле не всесилен, и его можно полностью победить. Мне нравится следующая притча про то, как обрести смелость.

Как то торговец спросил спросил дрессировщика змей:

- Почему ты не боишься держать змею за пазухой? Наверное, ты очень храбрый человек?

- Видишь ли, - ответил фокусник, - бывают три вида смелости. - Первая - когда храбрец не представляет размер опасности и поэтому не чувствует страха. Вторая - когда храбрец представляет размер опасности, пересиливает свой страх. А третий вид смелости - это храбрость знания.

Это тогда, когда благодаря знанию ты понимаешь, что нет причин для страха и становишься смелым.

А человек, не посвященный в тонкости дела, считает тебя храбрецом.

Кстати, такой подход - подвергнуть свой страх логике и анализу, это дань левого полушария. Применяя системный подход к тому, что нас пугает, мы уменьшаем силу такого негативного воздействия на самих себя. С другой стороны, это позволяет выйти за пределы территории страха, нахождение в эпицентре которого создает иллюзию его беспредельности .

После того, как удастся выйти за пределы того, что нас пугает, мы можем обратиться к пробуждению силы желания. При этом общая мотивация окажется сильнее, если будет дополнена желанием избежать негативных последствий. Кажется парадоксальным, ведь только что мы пытались избавиться от страха, а сейчас снова идет о нем речь. Приведу еще одну небольшую притчу для иллюстрации.

Один человек обратился к горцу: Послушай, горец, почему ты так легко ходишь по стволу дерева над пропастью, тогда как я, двигаясь по этому дереву, буквально трясусь от страха?

-Когда я иду по этому дереву на ту сторону, я иду за водой, без воды моя семья и я погибнем от жажды, а когда я возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу.

-Так что мне делать со своим страхом? Как ходить над пропастью и не бояться?

-Только мощное желание или крайняя нужда заставят тебя забыть, что идешь над пропастью.

Если мы забываем о том, что «идем над пропастью», то обретаем такую силу, что ноша обязательств нам начинает казаться не такой уж и тяжелой. Раньше страх усыплял нашу способность желать, отнимая тем самым силы и возможность думать и поступать осмысленно.

Как я писал выше, принятие обязательств связано с ответственностью. А последняя, в свою очередь, неразрывно связана со свободой . Мы можем самостоятельно принимать решения и совершать действия, однако в этом случае будем вынуждены отвечать за их последствия. Если мы относимся к своим обязательствам как к грузу , то это говорит о том, что мы не готовы подняться до того уровня ответственности, которого они требуют. Выход здесь может быть лишь один - дорасти до необходимого уровня принятия себя, других, мира и своего места в нем.

Подводя итог размышлениям данной статьи, хочется вновь коснуться темы страха. Являясь почвой для развития всевозможных проблем психики, он в то же время представляет собой еще и непревзойденный инструмент для роста и развития личности. Преодоление собственного страха всегда способствует личностному росту и продвижению на следующий этап в развитии. Поэтому каждое «не хочется, но надо» - это инструмент для собственного роста и развития.

Прежде чем перейти к притче, хотелось бы упомянуть о еще одном мощном способе борьбы со страхом - юморе . Если добавить его к двум описанным в статье - аналитическому подходу и двусторонней мотивации, то у страха просто не останется никаких шансов.

Однажды султан послал своего слугу собрать налоги. Тот вернулся и привез много добра.
- Как вели себя люди? - спросил султан.
- Были раздражены и недовольны, - ответил слуга.
- Иди по второму разу и еще собирай, - сказал султан.
Когда слуга снова вернулся, ему был задан тот же вопрос:
- Как вели себя люди?
- Они плакали и горевали, - сказал слуга.
- Значит, у них еще что-то осталось, иди еще раз.
И когда слуга вернулся в третий раз, он сообщил:
- В этот раз они смеялись и радовались.
- Можешь больше не ходить, - сказал султан - У них взято все, что было.

Юмор доступен только тому человеку, который умеет терять. В момент разрушения привычных связей высвобождается огромная энергия, и человек ощущает радость и любовь. Все, к чему мы серьезно относимся, делает нас зависимыми.

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

оБДП МЙ УЕВС ЪБУФБЧМСФШ ДЕМБФШ ФП, ЮЕЗП ОЕ ИПЮЕФУС, ОП ОБДП?..

оБ ДОСИ Ч РТСНПН ЬЖЙТЕ ВПМЗБТУЛПЗП ФЕМЕЧЙДЕОЙС Ч З. уПЖЙС НОЕ ДПЧЕМПУШ РТЙОСФШ ХЮБУФЙЕ Ч ЗПТСЮЕК ДЙУЛХУУЙЙ ОБ БЛФХБМШОХА ФЕНХ «лБЛ ЪБУФБЧЙФШ УЕВС ДЕМБФШ ФП, ЮЕЗП ОЕ ИПЮЕФУС, ОП ОБДП?»

ьФБ ДЙУЛХУУЙС РПДЧЙЗМБ НЕОС РПДЕМЙФШУС У ЧБНЙ ХЧБЦБЕНЩЕ рХФОЙЛЙ (ЧУФБЧЫЙЕ ОБ рХФШ Л ЙУФЙОЕ, ОБ рХФШ Л ЗБТНПОЙЙ) УЧПЙН ПРЩФПН, УЧПЕК ФПЮЛПК ЪТЕОЙС ОБ РТЕДНЕФ. рПМБЗБА, НБФЕТЙБМ НПЦЕФ ВЩФШ ЙОФЕТЕУОЩН МАВПНХ ЙОДЙЧЙДХ ЙОФЕТЕУХАЭЕНХУС УРПУПВБНЙ Й РТЙОГЙРБНЙ ХРТБЧМЕОЙС УЧПЕК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФША.

дМС ОБЮБМБ ОЕПВИПДЙНП ТБЪПВТБФШУС, ПУНЩУМЙФШ - ЪБЮЕН ОБДП ЬФП ДЕМБФШ Й ЛПНХ. ъБФЕН, ЛПНХ ОЕ ИПЮЕФУС Й РПЮЕНХ. рПТБЪНЩЫМСЕФЕ Й ЧПУРТЙНЙФЕ ЬФПФ РТПГЕУУ ТБЪНЩЫМЕОЙС ЛБЛ ЗЙНОБУФЙЛХ ТБЪХНБ. ьФБ НЩУМЙФЕМШОБС ТБВПФБ РПНПЦЕФ ТБУФПЦДЕУФЧЙФШ УЕВС УП УЧПЙНЙ УМХЗБНЙ - ХНПН, ФЕМПН Й УМБВПК УФПТПОПК УЧПЕК МЙЮОПУФЙ.

оБРТЙНЕТ, ЧЩ ХЪОБМЙ ЙЪ БЧФПТЙФЕФОПЗП ЙУФПЮОЙЛБ П РПМШЪЕ ПВМЙЧБОЙС ИПМПДОПК ЧПДПК. чЩ ЪБИПФЕМЙ ЬФП
УДЕМБФШ, ЧЩ УЛБЪБМЙ УЕВЕ - ОБДП. оБНЕФЙМЙ - ЪБЧФТБ ХФТПН ОЕРТЕНЕООП ЙУРПМОЙФЕ ФП, ЮФП ЧЩ ТЕЫЙМЙ - ОБДП. хФТП ОБУФХРБЕФ… ОП ЧЩ ПФНЕЮБЕФЕ, ЮФП ЛБЛ-ФП ОЕ ИПЮЕФУС УДЕМБФШ ФП, ЮФП ТЕЫЙФЕМШОП ЪБРМБОЙТПЧБМЙ ЧЮЕТБ. оХ ОЕ ИПЮЕФУС Й ЧУЈ ФХФ. рТЕПДПМЕФШ? оХ ОЕФ ПУПВПК ОЕПВИПДЙНПУФЙ - «ОЕ ИПЮЕФУС» УЙМШОЕЕ ЮЕН «ОБДП»… ОБДП, ОП ОЕ ОБУФПМШЛП, ЮФПВЩ МЙЫБФШ УЕВС ЛПНЖПТФБ. «уЕВС»… ЧЩ ЕЭЈ ОЕ ПРТЕДЕМЙМЙУШ, ЮФП ЪОБЮЙФ «УЕВС». х ЧБУ ЕЭЈ ОЕ ВЩМП РПЧПДБ ТБЪПВТБФШУС Ч ЧБЦОЕКЫЕН ЧПРТПУЕ «ЛФП С». рП ХНПМЮБОЙА ТБВПФБЕФ РТПЗТБННБ Ч ХНЕ: «С» - ЬФП ФЕМП. рПД ЧМЙСОЙЕН ЬФПК РТПЗТБННЩ ЧЩ РТЙОЙНБЕФЕ ОПЧПЕ ТЕЫЕОЙЕ - РЕТЕОЕУФЙ НЕТПРТЙСФЙЕ ОБЪБЧФТБ. фПМШЛП «ЪБЧФТБ» ЙНЕЕФ ЙОФЕТЕУОХА ПУПВЕООПУФШ - ПОП ОЙЛПЗДБ ОЕ ОБУФХРБЕФ. ъБЧФТБ, ЛБЛ ФПМШЛП ЧЩ РТПУОХМЙУШ, ЧУЕЗДБ ПЛБЪЩЧБЕФУС «УЕЗПДОС» Й ПРСФШ ИПЮЕФУС ПФМПЦЙФШ ОБНЕЮЕООПЕ ДЕМП ОБЪБЧФТБ.

еУМЙ ЬФП ПФЛМБДЩЧБОЙЕ РПЧФПТСЕФУС НОПЗПЛТБФОП, ОБ ЛБЛПН-ФП ЬФБРЕ ЧБЫЕ ОБНЕТЕОЙЕ ПУМБВЕЧБЕФ Й ЧЩ
ДЕМБЕФЕ ЧЩВПТ - ОЕ ЪБУФБЧМСФШ УЕВС ДЕМБФШ ФП ЮЕЗП ОЕ ИПЮЕФУС. ч ХНЕ ДБЦЕ НПЦЕФ ЧПЪОЙЛОХФШ
ХУРПЛБЙЧБАЭБС ЖПТНХМБ: «тБЪ ОЕ ИПЮЕФУС ФП ЬФП ОЕ ПЮЕОШ ХЦ Й РПМЕЪОП. чПФ РПСЧЙФУС ЦЕМБОЙЕ ФПЗДБ Й
ЧЩРПМОА». рТПИПДЙФ ЧТЕНС, ОБУФХРБЕФ ИПМПДОЩК РЕТЙПД ЗПДБ. унй ПВЯСЧМСАФ П РТЕДУФПСЭЕН УЕЪПООПН ЗТЙРРЕ. ьФБ ЙОЖПТНБГЙС ЧЩЪЩЧБЕФ Х ЧБУ ВЕУРПЛПКУФЧП, ОБ ЙННХОЙФЕФ ОБДЕЦДБ ЕУФШ, ОП УМБВБС. й ЧЩ ТБЪНЩЫМСЕФЕ: «б ОБЮОЙ С ПВМЙЧБФШУС ФПЗДБ - 3 НЕУСГБ ФПНХ ОБЪБД, ФЕРЕТШ ЙННХОЙФЕФ ВЩМ ВЩ ОБ РПТСДПЛ ЧЩЫЕ. нПЦОП ВЩМП ВЩ ФЕРЕТШ ОЕ ВЕУРПЛПЙФШУС - ЧНЕУФП ФТЕЧПЗЙ ЙУРЩФЩЧБФШ ЮХЧУФЧП ХЧЕТЕООПУФЙ, ЪБЭЙЭЈООПУФЙ». ч ЬФПФ НПНЕОФ ЧЩ ПРЕТЙТХЕФЕ ТБЪХНПН. фБЛ РПЮЕНХ ЦЕ ЧЩ ПФЛБЪБМЙУШ ФПЗДБ? рПЮЕНХ ОЕ УДЕМБМЙ ФП, ЮФП ЧБН РТЙОЕУЈФ РПМШЪХ?

оБЮЙОБЕН ТБЪВЙТБФШ НПФЙЧЩ «ДЕМБФШ» Й ЙУФПЮОЙЛЙ Й РТЙЮЙОЩ «ОЕ ДЕМБФШ». юФП ДБЈФ ПВМЙЧБОЙЕ? рПЧЩЫЕОЙЕ ЙННХОЙФЕФБ, РПЧЩЫЕОЙЕ ЬНПГЙПОБМШОПК ХУФПКЮЙЧПУФЙ, РПЧЩЫЕОЙЕ ХУФПКЮЙЧПУФЙ Л УФТЕУУБН, ХМХЮЫЕОЙЕ ОБУФТПЕОЙС, ХМХЮЫЕОЙЕ ЧОХФТЕООЕЗП ИЙНЙЪНБ, ХМХЮЫЕОЙЕ УПУФПСОЙС УПУХДПЧ, ХМХЮЫЕОЙЕ ЛБЮЕУФЧБ УОБ, ХМХЮЫЕОЙЕ ЛБЮЕУФЧБ ЛПЦЙ, РПЧЩЫЕОЙЕ УБНППГЕОЛЙ, УБНПХЧБЦЕОЙС. чПО ЛБЛ НОПЗП РПМШЪЩ ПФ ФБЛПК ОЕУМПЦОПК, УПЧЕТЫЕООП ВЕУРМБФОПК РТПГЕДХТЩ. рПТБЪНЩЫМСЕН. лПНХ РПМШЪБ ПФ ПВМЙЧБОЙС? мЙЮОПУФЙ, Ф.Е. ЧБН. ьФП ПЮЕЧЙДОП, РПФПНХ ЮФП ЛБЮЕУФЧП ЦЙЪОЙ УФБОПЧЙФУС ВПМЕЕ ЧЩУПЛЙН. чЩ ЪБДБЈФЕ УЕВЕ ЧПРТПУ: «фБЛ РПЮЕНХ ЦЕ С 3 НЕУСГБ ФПНХ ОБЪБД ПФЛБЪБМ УЕВЕ Ч ЬФПН?» тБУУХДПЛ ПФЧЕЮБЕФ: «оЕ ИПФЕМПУШ. нОЕ ОЕ ИПФЕМПУШ ХМХЮЫЙФШ ЛБЮЕУФЧП ЦЙЪОЙ? оЕ НПЦЕФ ЬФПЗП ВЩФШ. оП ЖБЛФ УЧЕТЫЙМУС - С ПФЛБЪБМУС ПФ ПЮЕЧЙДОПК РПМШЪЩ... С ПФЛБЪБМУС... ФПЗДБ ЛФП с? чТБЗ УЕВЕ?! рПМШЪБ ПФ ПВМЙЧБОЙС НОЕ - МЙЮОПУФЙ… ЬФХ РПМШЪХ С МЙЮОПУФШ, ИПЮХ… ФПЗДБ, ЛФП ОЕ ЪБИПФЕМ ЬФПК РПМШЪЩ Й РПЮЕНХ? фБЛ-ФБЛ-ФБ-Б-БЛ… ИН-Н-Н... ЧПФ ПОП ЮФП-П-П... С ПРСФШ РПРБМУС ОБ ХМПЧЛХ НПЙИ УМХЗ.

тБЪОЕЦЕООПЕ ФЕМП ОЕ ИПЮЕФ УПРТЙЛБУБФШУС У ИПМПДОПК ЧПДПК, РПФПНХ ЮФП ЕНХ ОЕЛПНЖПТФОП... ФЕМП ИПЮЕФ ЛПНЖПТФБ. фБЛ-ФБЛ... уМБВБС УФПТПОБ НПЕК МЙЮОПУФЙ ИПЮЕФ РПЛПС, Ч РПЛПЕ ЕК ЛПНЖПТФОП. мЕОЙЧЩК ХН ХЛМПОЙМУС ПФ ЧЩЪПЧБ, ЛПФПТЩК С ТЕЫЙМ ВТПУЙФШ УЧПЙН ОЕУПЧЕТЫЕОУФЧБН Й УЧПЙН ТБЪВБМПЧБООЩН УМХЗБН. б УМХЗЙ РПЫХЫХЛБМЙУШ НЕЦДХ УПВПК, ПВЯЕДЙОЙМЙУШ Ч БМШСОУ Й РТПНБОЙРХМЙТПЧБМЙ - РТПХРТБЧМСМЙ НОПК ЛБЛ ОБЕЪДОЙЛ ХРТБЧМСЕФ ЛПОЈН. лПОШ ЧЕЪЈФ ОБЕЪДОЙЛБ. рПМХЮБЕФУС, ЮФП С ЧЕЪХ ОЕ УЧПЙ ЙОФЕТЕУЩ, Б УЧПЙИ УМХЗ. ьФП ХЦБУОП - С ЧЕЪХ РП ЦЙЪОЙ УЧПЙИ УМХЗ! с ЙИ ЛБФБА, ЧНЕУФП ФПЗП, ЮФПВЩ ПОЙ УМХЦЙМЙ НОЕ ДМС ДПУФЙЦЕОЙС НПЙИ ГЕМЕК, ЧЩУЫБС ЙЪ ЛПФПТЩИ ДПУФЙЦЕОЙЕ УПУФПСОЙС ЗБТНПОЙЙ. оП С ЦЕ ОЕ ЛПОШ. с ИПЪСЙО! рПЮЕНХ С ЧЕЪХ ОБ УЕВЕ УЧПЙИ УМХЗ ЛБЛ ВЕЪЧПМШОБС МПЫБДШ, РПОХЛБЕНЩК ЙНЙ, ОБРТБЧМСЕНЩК ФХДБ, ЛХДБ ЧЪДХНБЕФУС НПЙН УМХЗБН. дБ-Б-Б… РПЛБ ЕЭЈ ОЕ ЧБЦОЕГЛЙК С ИПЪСЙО, ТБЪ УМХЗЙ НОПК ХРТБЧМСАФ. йИ ТЕЫЕОЙС С РТЙОЙНБА ЪБ УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ. рПМХЮБЕФУС, ЮФП ЧНЕУФП ФПЗП, ЮФПВЩ РПДДЕТЦЙЧБФШ УЙМШОХА УФПТПОХ УЧПЕК МЙЮОПУФЙ, ЛПФПТБС УФТЕНЙФУС Л РТЕПДПМЕОЙА, С РПДДЕТЦЙЧБМ УМБВХА. нОЕ ЙЪЧЕУФОП - ЛПЗДБ ЙОДЙЧЙД РПДДЕТЦЙЧБЕФ УЧПА УЙМШОХА УФПТПОХ РТПЙУИПДЙФ ТБЪЧЙФЙЕ, РТЕПВТБЪПЧБОЙЕ, ФТБОУЖПТНБГЙС; ЛПЗДБ РПДДЕТЦЙЧБЕФ УМБВХА - ТБЪТХЫЕОЙЕ, ХЧСДБОЙЕ, ДЕЗТБДБГЙС. нОЕ ЙЪЧЕУФОП, ЮФП ЛПНЖПТФ ТБЪТХЫЙФЕМШОП ДЕКУФЧХЕФ ОБ ФЕМП - ПОП УФБОПЧЙФУС УМБВЩН, ТБЪОЕЦЕООЩН, ОЕХУФПКЮЙЧЩН Л УФТЕУУПЧЩН УЙФХБГЙСН, ЛПФПТЩЕ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РПДВТБУЩЧБЕФ ФЕЛХЭЙК ЦЙЪОЕООЩК НПНЕОФ. нОЕ ЙЪЧЕУФОП, ЮФП МЕОШ (РТПСЧМЕОЙЕ УМБВПК УФПТПОЩ) - ЬФП ЛМБДВЙЭЕ НЕЮФ. ъОБОЙЕ ЕУФШ, ОП ОЕ ИЧБФЙМП ПУПЪОБООПУФЙ, ОЕ ИЧБФЙМП ЧМБУФЙ. оХ, У НЕОС ДПЧПМШОП! иЧБФЙФ! уДЕМБА ЬФП ОЕ НЕДМС! чРЕТЈД Ч ЧБООХА!» ъБ ЬФЙН ЧОХФТЕООЙН ДЙБМПЗПН РПУМЕДПЧБМП ТЕЫЙФЕМШОПЕ ДЕКУФЧЙЕ. чЩ УВТБУЩЧБЕФЕ У УЕВС ПДЕЦДХ, Й РПЛБ ОБВЙТБЕФУС ФБЪЙЛ, ТБЪПЗТЕЧБЕФЕУШ Й РТПДПМЦБЕФЕ ЧПУРЙФБФЕМШОЩК РТПГЕУУ УЧПЙИ УМХЗ: «20 РТЙУЕДБОЙК, 30 ПФЦЙНБОЙК - ЧПФ РПМХЮЙФЕ МЕОЙЧЩЕ ТБЪОЕЦЕООЩЕ НБОЙРХМСФПТЩ. с ЧБН РПЛБЦХ, ЛБЛ ИПЪСЙОБ ЧЧПДЙФШ Ч ЪБВМХЦДЕОЙЕ! чЩМША ОБ УЕВС ДЧБ ФБЪЙЛБ». ъБВЙТБЕФЕУШ Ч ЧБООХ, РТЙЗПТЫОСНЙ ПРПМБУЛЙЧБЕФЕ МЕДСОПК ЧПДПК ЗПМПЧХ, ТХЛЙ, ОПЗЙ, ФХМПЧЙЭЕ, ЧПЪВХЦДЈООП РПЧЙЪЗЙЧБС РТЙ ЬФПН. рПДОЙНБЕФЕ ФБЪЙЛ, ЧУМХИ РТПЗПЧБТЙЧБЕФЕ: «чПДЙЮЛБ С ФЕВС МАВМА!» ыБТБИ - ЧЩМЙЧБЕФЕ УПДЕТЦЙНПЕ ОБ ЗПМПЧХ, ЧЩФБТБЭЙЧБЕФЕ ЗМБЪБ... ПФ ОЕПЦЙДБООПУФЙ... ВЩУФТЩН ДЧЙЦЕОЙЕН ЧПЪЧТБЭБЕФЕ ФБЪЙЛ РПД ОБРПТ ЧПДЩ ЙЪ ЛТБОБ ЧОПЧШ ОБВЙТБФШУС, УПЧЕТЫБЕФЕ ЬОЕТЗЙЮОЩЕ УЙМПЧЩЕ ДЧЙЦЕОЙС (ОХЦОП ДБФШ ЧЩИПД ЬНПГЙСН, ЧУРМЕУОХФШ ЬОЕТЗЙА ЮЕТЕЪ ДЧЙЦЕОЙС, ПЭХФЙФШ УЧПЈ ФЕМП Й УЧПК ДХИ). нПЦОП РТПРЕФШ 9 ТБЪ УПЪЙДБФЕМШОЩК ЪЧХЛ пн, РТПРХУЛБС УЧПЈ ЧОЙНБОЙЕ УЧЕТИХ ЧОЙЪ ЮЕТЕЪ УЧПЈ ФЕМП (ЬФП ХЦЕ ДХИПЧОБС РТБЛФЙЛБ). й ЕЭЈ ТБЪ ЧЩМЙЧБЕФЕ УПДЕТЦЙНПЕ ФБЪЙЛБ УЕВЕ ОБ ЗПМПЧХ. хИ-И-И-И-И! чФПТПК ФБЪЙЛ ДБЈФ ВПМЕЕ ЗМХВПЛЙК ЬЖЖЕЛФ. йЪДБЈФЕ ЬНПГЙПОБМШОЩК ЧПРМШ, У ХДПЧПМШУФЧЙЕН ОБРТСЗБС УЧПЙ НЩЫГЩ, РТПЮХЧУФЧПЧБЧ УЙМХ, ЪБФЕН ТБУУМБВМСЕФЕУШ, ТБУФЙТБЕФЕУШ ОБУХИП. пРСФШ ПВТБЭБЕФЕУШ ЧОХФТШ УЕВС: «юФП С ЮХЧУФЧХА? оЕПВЩЮБКОЩК ЛПНЖПТФ - РТЕЛТБУОПЕ ОБУФТПЕОЙЕ, ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ, ЮХЧУФЧП ХЧЕТЕООПУФЙ, ЪБЭЙЭЈООПУФЙ, ТБДПУФЙ. фЕМП МЈЗЛПЕ, ЛПЦБ ЗПТЙФ, ЗПМПЧБ СУОБС. чЕМЙЛПМЕРОБС РТПГЕДХТБ! й С УЕВЕ Ч ЬФПН ХДПЧПМШУФЧЙЙ ЧУА УЧПА ЦЙЪОШ ПФЛБЪЩЧБМ?! рПЮЕНХ? оЕ РПОСФОП. уФТБИ ИПМПДОПК ЧПДЩ? ьФП ОЕ НПК УФТБИ. ьФП УФТБИ НПЙИ УМХЗ. с УЙМШОЕЕ УФТБИБ. оХ МБДОП. фЕРЕТШ, РПЪОБЧ ЬФПФ ЧПУФПТЗ, С ОЕ УПВЙТБАУШ УЕВЕ Ч ЬФПН ЧЕМЙЛПМЕРЙЙ ПФЛБЪЩЧБФШ. уПРТПФЙЧМЕОЙЕ УМХЗ? оЙЮЕЗП. фЕРЕТШ С ВХДХ ОБЮЕЛХ Й ОЕРТЕНЕООП УПЧЕТЫХ ТЕЫЙФЕМШОПЕ ДЕКУФЧЙЕ, ЛБЛ ФПМШЛП ХН, ФЕМП ЙМЙ МЕОШ (ЛПФПТПК РТПСЧМСЕФУС УМБВБС УФПТПОБ МЙЮОПУФЙ) РПРЩФБАФУС ОБЧСЪБФШ НОЕ УЧПЙ ЙОФЕТЕУЩ - ПФЛБЪБФШУС ПФ ЬЛУРЕТЙНЕОФБ, ПФЛБЪБФШУС ПФ РТПТЩЧБ, ПФ ХУЙМЙС. фЕРЕТШ С ЪОБА - ЪБ ЬЛУРЕТЙНЕОФПН, ЪБ ХУЙМЙЕН УФПЙФ ОПЧПЕ ЛБЮЕУФЧП ЦЙЪОЙ».

йФБЛ, ЛПЗДБ ЧЩ ОБНЕФЙМЙ ЮФП-ФП УДЕМБФШ Й ПВОБТХЦЙЧБЕФЕ ЧОХФТЕООЕЕ УПРТПФЙЧМЕОЙЕ, Х ЧБУ ЛБЛ НЙОЙНХН ДЧБ ТБЪХНОЩИ РХФЙ. 1.уДЕМБФШ ЧПМЕЧПЕ ХУЙМЙЕ Й ДЕКУФЧПЧБФШ ВЕЪ ЛПМЕВБОЙК. 2. рПТБЪНЩЫМСФШ - ЮШС ЧЩЗПДБ ПФ ДЕКУФЧЙС Й ЮШС ЧЩЗПДБ ПФ ХЛМПОЕОЙС ПФ ДЕКУФЧЙС. пЮЕЧЙДОП, ЮФП ЧБЫЕК МЙЮОПУФЙ ЧЩЗПДОП ДЕКУФЧЙЕ - ПОП ТБЪДЧЙЗБЕФ ЗТБОЙГЩ ЧБЫЙИ ЧПЪНПЦОПУФЕК Й ПФЛТЩЧБЕФ РТЙСФОЩЕ РЕТУРЕЛФЙЧЩ. фБЛЦЕ ПЮЕЧЙДОП, ЮФП ХЛМПОЕОЙЕ ПФ ДЕКУФЧЙС ЧЩЗПДОП УМБВПК УФПТПОЕ, РТПСЧМЕООПК МЕОША. чЩ НПЦЕФЕ ПВОБТХЦЙФШ, ЮФП МЕОШ ПВЯЕДЙОСЕФ ХН Й ФЕМП Ч БМШСОУ. бМШСОУ ЧБЫЙИ УМХЗ (ЗТХРРЙТПЧЛБ) РТПФЙЧПРПУФБЧМСЕФ ЧБН - МЙЮОПУФЙ УЧПА ЧПМА. чПМС ТБЪВБМПЧБООЩИ УМХЗ ЧЩТБЦБЕФУС Ч РБУУЙЧОПК РПЪЙГЙЙ. еУМЙ Х ЧБУ ЕУФШ ИПФШ ЛБЛПЕ-ФП ЮЕУФПМАВЙЕ ЧБУ (МЙЮОПУФШ) ДПМЦОП «ЪБЛХУЙФШ» ФБЛПЕ РПМПЦЕОЙЕ ЧЕЭЕК. рТЙЪПЧЙФЕ Ч УПАЪОЙЛЙ ЬЗП. ьЗП УФТЕНЙФУС ФПТЦЕУФЧПЧБФШ МАВПК ГЕОПК, РПЬФПНХ РТЙДБУФ ЧБН УЙМ Й НПФЙЧБГЙЙ Л ДЕКУФЧЙА. уПЧЕТЫЙЧ ДЕКУФЧЙЕ МЙЫШ ТБЪ, ЧЩ ОЕРТЕНЕООП ЧЩУПЛП ПГЕОЙФЕ ЬФП ВЕУРМБФОПЕ УТЕДУФЧП РП ХМХЮЫЕОЙА ЛБЮЕУФЧБ УПВУФЧЕООПК ЦЙЪОЙ. дБМШЫЕ ЧЩВПТ ЪБ ЧБНЙ - ХМХЮЫБФШ УЧПА ЦЙЪОШ ЙМЙ Й ФБЛ УПКДЈФ.

йФБЛ. фЕРЕТШ ЧЩ ЙОЖПТНЙТПЧБОЩ П ФПН, ЙЪ ЮЕЗП УПУФПЙФ ЮЕМПЧЕЛ: ЙЪ «с», ЛПФПТПЕ РПУФПСООП ДЕМБЕФ ЧЩВПТ, УМХЗ (ХНБ, ФЕМБ, УЙМШОПК Й УМБВПК УФПТПО МЙЮОПУФЙ), ОЕУПЧЕТЫЕОУФЧ, ЬЗП, ФЧПТЮЕУЛПЗП РПФЕОГЙБМБ Й дХЫЙ. чЩВПТ ЮБЭЕ ЧУЕЗП ДЕМБЕФУС ОЕПУПЪОБООП, БЧФПНБФЙЮЕУЛЙ. иПТПЫП, ЕУМЙ РТБЧЙМШОП ЧПУРЙФБООЩЕ УМХЗЙ ЙОДЙЧЙДБ ТЕБЗЙТХАФ Ч РПМШЪХ УЧПЕЗП ИПЪСЙОБ - ЮЕМПЧЕЛБ - МЙЮОПУФЙ. иПТПЫП, ЕУМЙ с ДЕМБЕФ ЧЩВПТ Ч ЙОФЕТЕУБИ дХЫЙ. оП ЕУМЙ ХН МЕОЙЧ, ФЕМП ЪБРХЭЕОП, ФП ЙОФЕТЕУЩ дХЫЙ ПЛБЪЩЧБАФУС ОБ ЪБДЧПТЛБИ УПЪОБОЙС, УМБВБС УФПТПОБ МЕЗЛП ХУФБОБЧМЙЧБЕФ РТПЮОЩК УПАЪ У ХНПН Й ФЕМПН; ЕУМЙ РТЙ ЬФПН ЙОДЙЧЙД ТЕДЛП РПМШЪХЕФУС ТБЪХНПН, ДМС БОБМЙЪБ Й ТБЪНЩЫМЕОЙС, ЕУМЙ ТБЪХН ВЕДЕО ЙУФЙООЩНЙ ЪОБОЙСНЙ, ФБЛПНХ ЙОДЙЧЙДХ ОЕ РПЪБЧЙДХЕЫШ. фБЛПНХ ЙОДЙЧЙДХ ЪБЛТЩФ РХФШ Л ЗБТНПОЙЙ. фБЛПК ЙОДЙЧЙД ЧП ЧМБУФЙ ПВУФПСФЕМШУФЧ. пВУФПСФЕМШУФЧБ УЛХРЩ ОБ РПДБТЛЙ. чУЈ ЮФП НПЦЕФ УЕВЕ РПЪЧПМЙФШ ФБЛПК ЙОДЙЧЙД - ЬФП НЕЮФБФШ П МХЮЫЕК ДПМЕ, ВЕЪ РЕТУРЕЛФЙЧ ФПЗП, ЮФП НЕЮФЩ УВХДХФУС. оП ЬФП РПМПЦЕОЙЕ РПРТБЧЙНП, ЕУМЙ РТЙОСФШ ТЕЫЕОЙЕ ПВТЕУФЙ ЧМБУФШ ОБД УЧПЙНЙ УМХЗБНЙ Й ОЕУПЧЕТЫЕОУФЧБНЙ. оБЮЙОБЕФУС МЙЮОПУФОЩК РТПЗТЕУУ У ЮЙУФПЗП ОБНЕТЕОЙС. еУМЙ ЧЩ ЙНЕЕФЕ ЬЖЖЕЛФЙЧОХА ФЕИОПМПЗЙА РПУФТПЕОЙС УЧПЕК МЙЮОПУФЙ, ФП ПУФБЈФУС МЙЫШ УПЧЕТЫБФШ ЛБЦДПДОЕЧОПЕ ДЕКУФЧЙЕ, УФТЕНСУШ Л ПУПЪОБООПУФЙ Й ТЕЪХМШФБФ, ЛПФПТЩК ЧБУ РТЙСФОП ХДЙЧЙФ, ОЕ ЪБУФБЧЙФ УЕВС ДПМЗП ЦДБФШ. дЕКУФЧХКФЕ Й УПЧЕТЫБКФЕ ПФЛТЩФЙС Ч УЕВЕ.

й ЕЭЈ - ПЮЕОШ ЧБЦОП, ЮФПВЩ МАВПЕ ДЕМП, ЛПФПТПЕ ЧЩ УПЮМЙ ДМС УЕВС ОЕПВИПДЙНЩН, ЧЩРПМОСФШ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН.

дП ЧУФТЕЮЙ ОБ УФТБОЙГБИ УМЕДХАЭЙИ ОПНЕТПЧ. ч УМЕДХАЭЕН ОПНЕТЕ РПДТПВОЕЕ ЛПУОЈНУС ЛБЮЕУФЧБ ЪДПТПЧШС Й ЛБЮЕУФЧБ УОБ.

у ЧБНЙ ПУОПЧБФЕМШ ыЛПМЩ тБУЫЙТЕОЙС уПЪОБОЙС бМЕЛУБОДТ нБТЛЙФБОПЧ.

дТХЪШС! юФП ЧЩ ДХНБЕФЕ П ДБООПК УФБФШЕ? чБЫЕ НОЕОЙЕ ВХДЕФ ХЮФЕОП ЪДЕУШ.

чОЙНБОЙЕ! уЧЕЦЙЕ ЬМЕЛФТПООЩЕ ОПНЕТБ N5 Й N6 (2012 ЗПД)
ЗБЪЕФЩ "ыЕУФБС тБУБ" ЧЩ НПЦЕФЕ РТЙПВТЕУФЙ ОБ УБКФЕ .