Какой язык в калмыкии. Калмыкский язык

Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие на И практически все они проживают в Республике Калмыкия. Народ калмыки пришел на земли, некогда называвшиеся После их прихода в 17 веке эта территория стала называться Калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. На карте указано точное ее расположение.

История

Необычные люди - калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Начинается она с Азии. Калмыки - выходцы из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народности, проживающие в то время на территории Центральной Азии.

Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею. Тогда же и были созданы группы войсковых подразделений, в которых по наследству передавались обязанности. Со временем эти подразделения превратились в этногруппы, которые до сих пор существуют. Сегодня они, возможно, не обладают такой значимостью, как раньше, так как в большей степени связаны с завоеваниями. Например, есть группа торгоуты. Так называли людей, которые составляли охрану монгольских ханов. Группа хошеутов состояла из тех, кто входил в переднюю часть войска, дербеты - это конная армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние неурядицы здесь были нормой. Со временем они и стали причиной ее раскола. Ойратские ханы отказались подчиняться Великому монгольскому кагану.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Но активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм. Но и это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Междоусобные войны продолжались. Тем не менее, буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков в то время сильно пострадала. Любая религиозная деятельность строго притеснялась. В духовном плане небывалые трудности переживали калмыки. Религия к середине 30-х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80-х годов. Духовные притеснения все же ощущали калмыки. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. В Калмыкии существует также и буддийская община, которая образовалась еще в 1988 году.

Особенности культуры калмыков

Несмотря на многочисленные трудности и ни на миг не забывали своих традиций калмыки. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Калмыков было сложно обратить в христианскую веру. Вековые традиции давали о себе знать. Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Особенность культуры этого населения и сегодня находит отражение в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно утрачивает традиционную принадлежность, но все же есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня.

Традиционные особенности

Огонь для калмыков считается священным элементом. О нем не раз упоминается в обрядовых произведениях народа Калмыкии. Глубинные традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них, как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей.

Поклонение огню считалось особым ритуалом. Калмыки даже совершали определенные ритуалы, чтобы умилостивить огонь. Это были своего рода жертвоприношения. Культ огня - это национальная особенность калмыков. Описана она во многих исторических произведениях. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. За это он просит благословения Богов о даровании счастья в семейной жизни своей дочери.

Похоронный обряд также не проходит без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый день после погребения родственники умершего должны принести в жертву огню барана, кормя таким образом усопшего родственника. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Характер калмыцкого народа

Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый характер. Во-первых, они очень открыты. Таких людей называют экстравертами. Во-вторых, они практичны и рациональны. Присущ калмыкам и некий максимализм. Калмык всегда стремится к большим делам. Он не будет тратить свое внимание и время на реализацию мелких проектов. Глобальность, грандиозность и масштабность - все это находит отражение в сердце настоящего калмыка.

Калмыки - достаточно оригинальный народ. При любой возможности они стремятся проявить свой индивидуализм и обратить на себя как можно больше внимания. Вместе с тем, калмыцкий народ с огромным уважением относится к самолюбию других людей.

Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их движениям и национальным танцам, но и по их речи. Разговаривают калмыки живо, гибко, бегло и сжато. В некоторых источниках калмыцкая речь сравнивается с пулеметной ритмикой.

Практически все калмыки - оптимисты. Они всегда концентрируются на положительных моментах в жизни, в любом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классического народного эпоса имели исключительно положительную развязку.

Кочевые народы всегда стремились к прославлению. Желание быть лидерами в любом деле присуще и калмыкам. Народ этот очень гордый, но не горделивый. Буддизм несколько очистил сознание калмыков, так как гордыня для буддиста - это смертный грех.

Поскольку буддизм для Калмыкии считается одной из основных религиозных направленностей, в республике построено достаточно много буддийских храмов.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

В Октябрьском районе Калмыкии (поселок Большой Царын) проживает одна из самых больших буддийских общин. Здесь же находится самый величественный буддийский храм в Калмыкии - Храм Великой победы. Буддийские религиозные постройки называют хурулами. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось воплотить в жизнь проект Сангаджиева Ю. И., который считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года двери Храма Великой победы торжественно распахнулись. Хурул был построен благодаря пожертвованиям со стороны самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Илюмжинов К. Н. также вложил в строительство свои средства.

Храм представляет собой 18 метровую постройку. Центральную часть занимает молитвенный зал, в котором располагается алтарь. В передней части хурула живут монахи. Также здесь находится комната для приема посетителей ламой. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов Васькина В. и Коробейникова С. Центральный вход украшен колесом Учения и фигурами оленей, сделанными Галушкиным Николаем.

Также в хуруле находится статуя Будды Медицины и огромное собрание Священных писаний и танок.

В Калмыкии находятся еще несколько буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Элиста - центр буддийской культуры

Элиста является столицей Республики Калмыкия. На карте указано ее расположение.

Это необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России. Он украшен буддийскими храмами и колоритными зданиями восточной архитектуры. У людей, проживающих в Элисте, мировоззрение также восточное. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь располагается самый величественный храм Будды, знаменитый на всю Европу. Есть здесь также и буддийский монастырь, любимое место Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность - Золотые ворота, которые исполняют все желания. Элиста - невероятно колоритный город. Калмыки - яркий народ. Здесь это можно прочувствовать в полной мере. Красивые национальные костюмы, танцы - все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста знаменита не только буддийскими постройками. Здесь также находятся достопримечательности, посвященные шахматам.

Дело в том, что шахматы для калмыков считаются основным хобби. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.

Храм «Золотая обитель Будды»

Этот хурул считается одним из самым крупных не только в Республике Калмыкия, но и в Европе. Храм занимает почетное место в самом центре Элисты (улица Юрия Клыкова).

Высота хурула 56 метров. Внутри него возвышается огромная статуя Будды (12 метров).

Храм считается главной достопримечательностью Элисты. Это не только красивая и величественная постройка. Это место для совершения ритуалов и поклонений Божеству. Храм окружен символичной оградой, по периметру которой расположено 108 ступ. Войти в храм можно через Южные ворота. Есть еще три входа. Каждый из них находится на определенной части света. Архитектура храма напоминает огромную мандалу. Приблизившись к зданию, можно увидеть семнадцать пагод, на которых возвышаются статуи великих буддийских монахов и учителей.

Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне располагается статуя и зал для молитв. Сама статуя служит хранилищем для драгоценностей, благовоний, земли, растений и злаков. Все это буддисты считают священными предметами. Покрытием для статуи служит сусальное золото и бриллианты. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, докторов тибетской медицины, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне находится небольшой конференц-зал. Здесь же можно найти главу буддистов Республики Тэло Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьятцо (Его Святейшества Далай-лама XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. На седьмой уровень могут подниматься только духовные лица для погружения в медитацию.

— Калмыцкая электронная библиотека. На сайте библиотеки размещены произведения и биографии калмыцких писателей и поэтов. Автор и организатор проекта — Мацак Аинов, совместно с Андреем Цаган-Манджиевым, Калмыцким институтом гуманитарных исследований РАН и Национальной библиотекой им. А.М. Амур-Санана.

2) http://web-corpora.net/KalmykCorpus/search/?interface_language=ru — Калмыцкий корпус. Объем корпуса составляет около 800 тыс.словоупотреблений, на сайте размещены литературные тексты на калмыцком языке - романы, повести, рассказы, очерки, газетные статьи (вторая половина ХХ - начало ХХI в.). Корпус создан А. Э. Ванькаевой при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Корпусная лингвистика».

3) http://www.biliq.ru/ — сайт лаборатории прикладной и экспериментальной лингвистики КИГИ РАН, включающий в себя web-сайт П.Э. Алексеевой, web-сайт Г.Ц. Пюрбеева, электронный учебник калмыцкого языка, информационно-образовательный ресурс “ХАЛЬМГ КЕЛН”, Национальный корпус калмыцкого языка, Словарный модуль Национального корпуса калмыцкого языка, распознавание текстов и транслитерацию Тодо Бичг.

4) http://biliq.ru/dictionary/ — словарный модуль Национального корпуса калмыцкого языка. В данный момент на сайте доступны 3 словаря:

    Калмыцко-русский словарь (под ред. Муниева), 1977 г. — можно скачать на ПК версию оффлайн со звуковым сопровождением.

    Смирнов П. Краткий русско-калмыцкий словарь,1857 г. — поиск по сайту онлайн

5) http://biliq.ru/xalbook/ — информационно-образовательный ресурс “ХАЛЬМГ КЕЛН”. Включает электронную библиотеку, познавательный раздел, учебный раздел методические наработки, диктанты. Размещены как учебные тексты на калмыцком, так и игры, кроссворды,упражнения, тесты, где можно проверить свои знания языка. На сайте также подробно объясняются все аспекты грамматики с примерами.

6) https://www.multitran.ru/c/m.exe?l1=2&l2=35&CL=1&a=0 — русско-калмыцкий и калмыцко-русский словари на сайте Multitran. Используются калмыцко-русский словарь под ред. Муниева и русско-калмыцкий словарь Җиҗән Э.Б. “Үгин эрк”

7) http://dictionary.bumbinorn.ru/index.php?a=list&d=1 — малый русско-калмыцкий словарь “Я изучаю калмыцкий” в электронном виде. Поиск по сайту онлайн. Словарь содержит более 11 тыс. слов.

1. https://education.transparent.com/mylearning/game/ng/ — англоязычный сайт Transparent Language Online: можно изучать разные языки, в том числе и калмыцкий. Дается 10 уроков, в каждом уроке несколько слов и фраз с произношением на калмыцком языке для англоязычных. Уроки не структурированы, даются разные слова без определенной темы, однако, хорошо построены упражнения на аудирование,чтение и диктант.

2. https://en.wikivoyage.org/wiki/Kalmyk_phrasebook — англоязычный сайт Kalmyk phrasebook on Wiki voyage: дается калмыцкий алфавит, базовые слова и фразы на английском языке и перевод на калмыцкий (перевод не везде)

3. https://www.memrise.com/course/531684/kalmyk-i-xalmg/4/?action=next – англоязычный сайт с 4 уроками калмыцкого языка на сайте memrise.com . Даются базовые фразы из разговорной речи с произношением и переводом на английский язык.

КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК (ойрат-калмыцкий язык), язык калмыков. Один из государственных языков Республики Калмыкия. Распространён также в Астраханской, Ростовской областях России, в Киргизии (район озера Иссык-Куль); небольшие группы носителей калмыцкого языка проживают также в Западной Европе и США (штат Нью-Джерси, Филадельфия). Общее число говорящих на калмыцком языке порядка 160 тысяч человек (2008, оценка), в том числе в России 153,5 тысяч человек (2002, перепись), в США не более 3 тысяч человек.

Калмыцкий язык относится к северной группе монгольских языков. Имеет 3 говора - дербетский (дэрбэтский), торгутский и бузавский (донских калмыков). Вокализм характеризуется наличием долгих, кратких и неясных, редуцированных гласных. Действует нёбный сингармонизм. Сохраняются переднерядные о, ÿ, древний смычный к и аффрикаты, отсутствует лабиальная гармония. Получил развитие гласный э. Морфологические особенности: наличие 8 падежей, условного деепричастия на -хла, глагольной формы на -жана, употребление отрицания «уга» ‘не’ при разделительном деепричастии, сохранение в именительном падеже конечного -н. Субъект оборотов оформляется винительным и родительным падежами. В лексике значительное число санскритско-табетских, китайских, тюркских, русских заимствований. С 1648 до 1924 калмыки пользовались тодо бичиг (общеойратским «ясным письмом»; смотри Монгольское письмо), на котором существует обширная литература. Сохранились старописьменные памятники 17-19 века, язык которых называется ойратским литературным языком. В 1924 был введён алфавит на основе русской графики, в 1931-38 применялся латинизированный алфавит, с 1938 используется письменность на русской графической основе.

Калмыцкий алфавит.

Лит.: Тодаева Б. Х. Калмыцкий язык // Языки народов СССР. Л., 1968. Т. 5 (библ.); Павлов Д. А. Современный калмыцкий язык. Фонетика и графика. Элиста, 1968; Пюрбеев Г. Ц. Грамматика калмыцкого языка. Элиста, 1977-1979. [Т. 1-2]; Грамматика калмыцкого языка. Фонетика и морфология. Элиста, 1983; Бардаев Э. Ч. Современный калмыцкий язык. Лексикология. Элиста, 1985; Яхонтова Н. С. Ойратский литературный язык // Языки мира: Монгольские языки. Тунгусо-маньчжурские языки. Японский язык. Корейский язык. М., 1997; Вопросы теоретической грамматики калмыцкого языка. М.; Элиста, 2002-2006. Вып. 1-2; Биткеева А. Н. Калмыцкий язык в современном мире. М., 2006; Убушаев Н. Н. Диалектная система калмыцкого языка. Элиста, 2006.

Словари: Русско-калмыцкий словарь / Под редакцией И. К. Илишкина. М., 1964; Калмыцко-русский словарь / Под редакцией Б. Д. Муниева. М., 1977; Бардаев Э. Ч., Пюрбеев Г. Ц., Муниев Б. Д. Фразеологический словарь калмыцкого языка. Элиста, 1990; Пюрбеев Г. Ц. Толковый словарь традиционного быта калмыков. Элиста, 1996; Манджикова Б. Б. Толковый словарь калмыцкого языка. Элиста, 2002; Монраев М. У. Словарь синонимов калмыцкого языка. Элиста, 2002.

Значение КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии

КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК

яз. волжских ойратов, известных под названием калмыков, входит вместе с говорами азиатских ойратов (в Кобдосском округе Монгольской народной республики, Восточном Туркестане и т. д.) в западную ветвь монгольских наречий. К. яз., распространенный гл. обр. на территории Калмыцкой автономной области, распадается на говоры дэрбэтский и торгутский. Подговорами торгутского говора являются говоры донской — бузава, уральских и оренбургских калмыков, ныне в значительной своей части переселившихся на территорию Калмобласти. Калмыцкие говоры и их подговоры отличаются друг от друга несущественными фонетическими особенностями. К. яз., значительная часть особенностей к-рого является общей и для говора азиатских ойратов, отличается от прочих монгольских наречий рядом архаических черт в своей фонетике. В области морфологии К. яз. характеризуется личным спряжением, свойственным также бурятским говорам. В отличие от других наречий К. яз. сохранил совместный падеж (comitativus на l??), характерный для монгольского письменного яз. Словарный запас К. яз. является в основном общим для всех монгольских наречий. Разница обусловлена гл. обр. возникновением производственной терминологии, появившейся в связи с теми новыми видами занятий, к к-рым калмыки перешли в Поволжьи (земледелие, рыболовство, добыча соли и т. д.). Частью эти термины были созданы средствами К. яз., для чего были использованы существовавшие в К. яз. слова и корни. В значительной части они были заимствованы из соседних яз. В К. яз. довольно много заимствований из соседних тюркских яз., русского и тибетского, являющегося яз. религии (буддизма). Тюркские заимствования вошли в яз. уже после переселения калмыков на Волгу, когда они столкнулись с ногайцами и астраханскими татарами [в XVII в.]. Русские заимствования касаются гл. обр. яз. административного. В других же областях русский яз. оказал довольно слабое влияние, т. к., с одной стороны, колонизация края русскими была

69 менее интенсивной, чем в других областях, с другой — и миссионеры не успели еще добиться значительных успехов. Тибетские заимствования попали в яз. после распространения буддизма [в середине XVII в.].

Ойратский алфавит, представляющий собой видоизмененный и уточненный монгольский алфавит, был составлен в 1648 ойратским деятелем Зая-пандитой . Несмотря на неоднократные попытки приблизить письменный яз. к живому калмыцкому яз., он всегда далеко отстоял от последнего и был достоянием лишь немногих. Главной причиной такого состояния было энергичное сопротивление духовенства (ламства) малейшим попыткам провести реформу языка. Нужно указать также на то, что и духовенство в более новые времена в главной своей массе не знало ойратского письменного яз., ибо в буддийских монастырях (хурулах) и монастырских школах яз. науки был тибетский, на к-ром буддийские науки изучались и в чоре (высшая философская школа). Так. обр. знание ойратской письменности все более вытеснялось в ламских кругах тибетским яз. В административных кругах ойратский яз. был вытеснен русским уже очень давно; здесь русский яз. особенно стал насаждаться в последние годы перед революцией. Так. обр. знание ойратской письменности было распространено лишь среди очень немногих, да и для них практического значения не имело. Вследствие этого вскоре после Октябрьской революции калмыки отказались от старой

70 ойратской письменности и перешли на новый алфавит, составленный на основе русского, к-рый облегчил возможность писать на разговорном яз. В 1930 принято решение о переходе на латинский алфавит в той форме, в какой он принят у тюркских национальностей СССР (см. «Н. Т. А.»). Библиография: Попов А., Грамматика калмыцкого яз., Казань, 1847; Краткий русско-калмыцкий словарь, изд. Управл. калмыцким пародом, СПБ., 1899; Позднеев А., Калмыцкая хрестоматия, СПБ., 1907; Его же, Калмыцко-русский словарь, СПБ., 1911; Котвич Вл., Опыт грамматики калмыцкого разговорного яз., П., 1915 (литографирован); Ramstedt G. J., Kalm?ckische Sprachproben, Helsinki, 1909—1919. Н. Поппе

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык калмыков. Относится к группе монгольских языков. Распадается на два говора - торгутский и дербетский. Распространён в Калмыцкой …
  • КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК
  • КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК
    — один из монгольских языков. Распространен на терр. Калмыцкой АССР, частично в Астра-хан., Ростов, областях и Ставропольском крае РСФСР, а …
  • КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК
    относится к монгольской группе языков. Древняя письменность на основе монгольского алфавита, современная - на основе русского …
  • ЯЗЫК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-10-12 Time: 10:20:50 * Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши …
  • ЯЗЫК в Словаре воровского жаргона:
    - следователь, опеpативный …
  • ЯЗЫК в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если во сне Вы видите свой собственный язык - значит, скоро Ваши знакомые отвернутся от Вас.Если во сне Вы увидите …
  • ЯЗЫК в Новейшем философском словаре:
    сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность …
  • ЯЗЫК в Словаре постмодернизма:
    - сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая …
  • ЯЗЫК
    ОФИЦИАЛЬНЫЙ - см ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК …
  • ЯЗЫК в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - см ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК …
  • ЯЗЫК в Энциклопедии Биология:
    , орган в ротовой полости позвоночных, выполняющий функции транспортировки и вкусового анализа пищи. Строение языка отражает специфику питания животных. У …
  • ЯЗЫК в Кратком церковнославянском словаре:
    , языцы 1) народ, племя; 2) язык, …
  • ЯЗЫК в Библейской энциклопедии Никифора:
    как речь или наречие. "На всей земле был один язык и одно наречие," говорит бытописатель (Быт 11:1-9). Предание об одном …
  • ЯЗЫК в Лексиконе секса:
    многофункциональный орган, находящийся в ротовой полости; выраженная эрогенная зона лиц обоего пола. С помощью Я. осуществляются орогенитальные контакты самого различного …
  • ЯЗЫК в Медицинских терминах:
    (lingua, pna, bna, jna) мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, расположенный в полости рта; участвует в жевании, артикуляции, содержит вкусовые рецепторы; …
  • ЯЗЫК в Большом энциклопедическом словаре:
    ..1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним …
  • ЯЗЫК в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЯЗЫК в Энциклопедическом словарике:
    1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением является социальным средством хранения и передачи информации, одним …
  • ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре:
    2, -а, мн. -и, -ов, м. 1. Исторически сложившаяся система звуковых^ словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся …
  • КАЛМЫЦКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое. 1. см. калмыки. 2. Относящийся к калмыкам, к их языку, на-циональному характеру, образу жизни, культуре, а также …
  • ЯЗЫК
    ЯЗ́ЫК МАШИННЫЙ, см. Машинный язык …
  • ЯЗЫК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯЗ́ЫК, естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Я. неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним …
  • ЯЗЫК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯЗ́ЫК (анат.), у наземных позвоночных и человека мышечный вырост (у рыб складка слизистой оболочки) на дне ротовой полости. Участвует в …
  • КАЛМЫЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЛМ́ЫЦКИЙ ЯЗЫК, относится к монг. гр. языков. Древняя письменность на основе монг. алфавита, совр.- на основе рус. …
  • КАЛМЫЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЛМ́ЫЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Элиста, осн. в 1970. Готовит кадры по физ., матем., биол., филол., нек-рым инж.-техн. и др. специальностям. В 1998 …
  • КАЛМЫЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЛМ́ЫЦКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР, осн. в 1936 в Элисте, до 1992 драм. т-р. Актёры: У.Б. Лиджиева, Б.Б. Мемеев, Б.Г. Очиров, С.Б. …
  • ЯЗЫК
    язы"к, языки", языка", языко"в, языку", языка"м, языка", языко"в, языко"м, языка"ми, языке", …
  • ЯЗЫК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    язы"к, языки", языка", языко"в, языку", языка"м, язы"к, языки", языко"м, языка"ми, языке", …
  • КАЛМЫЦКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    калмы"цкий, калмы"цкая, калмы"цкое, калмы"цкие, калмы"цкого, калмы"цкой, калмы"цкого, калмы"цких, калмы"цкому, калмы"цкой, калмы"цкому, калмы"цким, калмы"цкий, калмы"цкую, калмы"цкое, калмы"цкие, калмы"цкого, калмы"цкую, калмы"цкое, калмы"цких, …
  • ЯЗЫК в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —основной объект изучения языкознания. Под Я. прежде всего имеют в виду естеств. человеческий Я. (в оппозиции к искусственным языкам и …
  • ЯЗЫК в Словаре лингвистических терминов:
    1) Система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи …
  • ЯЗЫК в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка.
  • ЯЗЫК
    "Враг мой" во …
  • ЯЗЫК в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Оружие …
  • ЯЗЫК в Словаре синонимов Абрамова:
    говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ. См. народ || притча во языцех См. шпион || владеть языком, воздержный на язык, …
  • КАЛМЫЦКИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • КАЛМЫЦКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к Калмыкии, калмыкам, связанный с ними. 2) Свойственный калмыкам, характерный для них и для Калмыкии. 3) Принадлежащий …
  • КАЛМЫЦКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    калм`ыцкий (к калм`ыки и …
  • КАЛМЫЦКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    калмыцкий (к калмыки и …
  • КАЛМЫЦКИЙ в Орфографическом словаре:
    калм`ыцкий (к калм`ыки и …
  • ЯЗЫК в Словаре русского языка Ожегова:
    1 подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции Лизать языком. Попробовать на …
  • ЯЗЫК в Словаре Даля:
    муж. мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, …
  • ЯЗЫК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    ,..1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним …
  • ЯЗЫК
    языка (языка книжн. устар., только в 3, 4, 7 и 8 знач.), м. 1. Орган в полости рта в виде …
  • КАЛМЫЦКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    калмыцкая, калмыцкое. Прил. к …
  • КАЛМЫЦКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    калмыцкий прил. 1) Относящийся к Калмыкии, калмыкам, связанный с ними. 2) Свойственный калмыкам, характерный для них и для Калмыкии. 3) …
  • КАЛМЫЦКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. Относящийся к Калмыкии, калмыкам, связанный с ними. 2. Свойственный калмыкам, характерный для них и для Калмыкии. 3. Принадлежащий …

Частично в Астраханской, Ростовской областях и Ставропольском крае, а также в Киргизии. Число говорящих в России 154 тыс. чел. (2002 г., перепись; 156 тыс. в 1989 г.).

Для фонетики калмыцкого языка характерны краткие и долгие гласные. Сохраняется гармония гласных. Имя существительное имеет формы числа и десять падежей. Отсутствует категория рода. Прилагательные не согласуются с существительными. Глаголы имеют категории вида, залога, наклонения, времени, лица и числа. Наиболее ранние лексические заимствования в калмыцком языке: греческие, арабские, санскритские, проникшие через согдийский, уйгурский и тибетский языки. Современные заимствования главным образом из русского языка и через русский.

До середины 17 века калмыки пользовались монгольским вертикальным письмом, замененным в 1648 зая-пандитской письменностью «тодо бичиг». В 1924 был введен алфавит на основе русской графики, в 1931-38 применялся латинизированный алфавит, с 1938 письменный калмыцкий язык развивается на основе русской графики.

Калмыцкий язык, наряду с русским, является государственным языком Республики Калмыкия (Закон «О языках в Калмыцкой ССР - Хальмг Тангч», 1991). Он является средством обучения и предметом изучения в начальной школе, в средних школах изучается как предмет. На калмыцком языке издается учебная и художественная литература, выходят газеты и журналы, ведутся радио- и телепередачи, работают театры. Центрами научного изучения языка являются Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН и Факультет калмыцкой филологии и культуры Калмыцкого государственного университета.

Основная литература

  • Бадмаев А. В. Практический самоучитель старокалмыцкой письменности. Элиста, 1971.
  • Бадмаев Б. В. Грамматика калмыцкого языка. Морфология. Элиста, 1964.
  • Бардаев Э. Ч. Современный калмыцкий язык. Лексикология. Элсита, 1985.
  • Бардаев Э. Ч., Пюрбеев Г. Ц., Муниев П. Д. Фразеологический словарь калмыцкого языка. Элиста, 1990.
  • Биткеев П. Ц. Проблемы графики и орфографии современного калмыцкого языка. Элиста, 1969.
  • Биткеев П. Ц. Проблемы фонетики калмыцкого языка (квантитативные и квалитативные изменения гласных). Элиста, 1975.
  • Бобровников А. Грамматика монгольско-калмыцкого языка. Казань, 1849.
  • Грамматика калмыцкого языка. Фонетика и морфология. Элиста, 1983.
  • Калмыцко-русский словарь. Под ред. Б. Д. Муниева. М., 1977.
  • Номинханов Ц. Д. Материалы к изучению истории калмыцкого языка. М., 1978.
  • Номинханов Ц. Д. Очерк истории калмыцкой письменности. М., 1976.
  • Очиров У. У. Грамматика калмыцкого языка. Синтаксис. Элсита, 1964.
  • Павлов Д. А. Современный калмыцкий язык. Фонетика и графика. Элиста, 1969.
  • Павлов Д. А. Состав и классификация фонем калмыцкого языка. Элиста, 1963.
  • Пюрбеев Г. Ц. Грамматика калмыцкого языка. Синтаксис простого предложения. Элиста, 1977.
  • Пюрбеев Г. Ц. Грамматика калмыцкого языка. Синтаксис сложного предложения. Элиста, 1979.
  • Русско-калмыцкий словарь. Под ред. И. К. Имишкина. М., 1964.
  • Сусеева Д. А. Закономерности развития калмыцкого языка в советскую эпоху. Развитие словообразовательной системы. Элиста, 1978.
  • Benzing J. Kalmükische Grammatik zum Nachschlagen. Wiesbaden, 1985.
  • Ramstedt J. G. Kalmükisches Wörterbuch. Helsinki, 1935.