Когда ленин вернулся из эмиграции. Верная дорога Ленина

9 апреля 1917 года В.И. Ленин (который тогда был известен под псевдонимом Н. Ленин) и его соратники по партии выехали из Швейцарии в Петроград.

Как известно приблизительно последние лет тридцать, чтобы вырвать у России верную победу в Первой мировой, Германия набрала в эмиграции толпу русскоязычных революционеров. Усадила их в секретный запечатанный вагон и отправила в Петербург. Вырвавшись на волю, снабжённые немецкими миллионами большевики совершили переворот и заключили «похабный мир».

Чтобы понять, насколько эта версия соответствует действительности - представим, что сегодняшний Запад отловит лучших российских оппозиционеров, от А. Навального до М. Касьянова, запечатает их, даст им много денег на интернет и отправит в Россию выступать. Рухнет ли от этого власть? Да, кстати, все эти граждане уже в России, и с деньгами у них вроде как всё отлично.

Штука вся в том, что объяснимая историческая неприязнь многих наших сограждан к В.И. Ленину не является оправданием безудержному фантазированию. Сегодня, когда мы отмечаем 99-ю годовщину отправления Ленина в Россию, об этом стоит поговорить.

Почему через Германию

С 1908 года Ленин находится в эмиграции. С самого начала Первой мировой войны он был решительным и публичным её противником. На момент отречения Николая II и Февральской революции - находился в Швейцарии. Россия в это время участвовала в войне: в союзе со странами Антанты против Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария).

Возможность выезда из Швейцарии для него была закрыта.

1. Через страны Антанты ехать нельзя - большевики требуют немедленного заключения мира, а потому считаются там нежелательными элементами;

2. В Германии же, в соответствии с законами военного времени, Ленин и его соратники могут быть интернированы как граждане враждебного государства.

Тем не менее, прорабатывались все маршруты. Так, фантастическая по логистике возможность проезда из Швейцарии через Англию безуспешно зондировалась И. Арманд. Франция отказала большевикам в выдаче паспортов. Более того, власти Англии и Франции по собственной инициативе, а также по просьбе Временного правительства задержали ряд российских социал-демократов: Л. Троцкий, например, около месяца провёл в британском концлагере. Поэтому после длительных дискуссий и сомнений был выбран единственно возможный маршрут: Германия - Швеция - Финляндия - Россия.

Часто возвращение Ленина в Россию связывают с авантюристом (и, предположительно, агентом немецкой разведки) Парвусом — на том основании, что именно он первым предложил немецким властям содействовать Ленину и прочим лидерам большевиков. После чего обычно забывают упомянуть, что от помощи Парвуса Ленин отказался - об этом свидетельствует его переписка с революционером Я. Ганецким, который и контактировал с Парвусом:

«...Берлинское разрешение для меня неприемлемо. Или швейцарское правительство получит вагон до Копенгагена, или русское договорится об обмене всех эмигрантов на интернированных немцев... Пользоваться услугами людей, имеющих касательство к издателю „Колокола“ (т.е. Парвусу - авт.) я, конечно, не могу».

Проезд в результате согласовали при посредничестве швейцарской социал-демократической партии.

Вагон

Тот самый вагон.

Байка об опломбированном вагоне прижилась с лёгкой руки У. Черчилля («...немцы ввезли Ленина в Россию в изолированном вагоне, как чумную бациллу»). На самом деле опломбированы были только 3 из 4 дверей вагона - чтобы сопровождавшие вагон офицеры могли контролировать соблюдение соглашения о проезде. В частности, право общения с немецкими властями по пути следования имел только швейцарский социал-демократ Ф. Платтен. Он же выступал посредником в переговорах между Лениным и руководством Германии - общения напрямую не было.

Условия проезда русских эмигрантов через Германию:

«1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.

2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.

3. За вагоном признаётся право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.

4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.

5. Платтен берёт на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.

6. По возможности, проезд должен быть совершён без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.

7. Разрешение на проезд даётся на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.

8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.

9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.

(Подписал) Фриц Платтен

Секретарь Швейцарской Социалистической Партии» .

Помимо Ленина, в Россию тем же маршрутом вернулись ещё более 200 человек: члены РСДРП (в т.ч. меньшевики), Бунда, эсеры, анархисты-коммунисты, беспартийные.

Надежда Крупская в своих изданных при советской власти воспоминаниях писала о «тайном списке пассажиров» без всякой секретности:

«…Ехали мы, Зиновьевы, Усиевичи, Инесса Арманд, Сафаровы, Ольга Равич, Абрамович из Шо-де-Фон, Гребельская, Харитонов, Линде, Розенблюм, Бойцов, Миха Цхакая, Мариенгофы, Сокольников. Под видом россиянина ехал Радек. Всего ехало 30 человек, если не считать четырёхлетнего сынишки бундовки, ехавшей с нами,— кудрявого Роберта. Сопровождал нас Фриц Платтен» .

Кто кого использовал

Характеристику участия в проезде немецких властей и немецкого же Генштаба дал Л. Троцкий: «...позволить группе русских революционеров проезд через Германию - это была "авантюра" Людендорфа, обусловленная тяжелым военным положением Германии. Ленин воспользовался расчётами Людендорфа, имея при этом свой расчёт. Людендорф говорил себе: Ленин опрокинет патриотов, а потом я задушу Ленина и его друзей. Ленин говорил себе: я проеду в вагоне Людендорфа, а за услугу расплачусь с ним по-своему».

«Расплатой Ленина» стала революция в самой Германии.

Деньги

Средства на оплату проезда поступили из разных источников: касса РСДРП (б), помощь швейцарских социал-демократов (в основном кредит). От предложенной немецкими агентами финансовой помощи Ленин отказался ещё раньше, чем от организационной, примерно 24-26 марта.

После возвращения в Россию Ленин выступил с Апрельскими тезисами (17 апреля, опубликованы 20-го, к концу апреля приняты партией большевиков в качестве программы), которые стали теоретическим обоснованием Октября.

Таким образом, мы видим простые факты:

Для «завоеваний Февральской революции» приезд Ленина действительно оказался фатальным;

Германскую империю он не спас;

Заключённый годом позже «похабный» Брестский мир Германию тоже не спас, а спас власть большевиков.

Что до России — то существует, конечно, точка зрения, что она была погублена большевиками полностью и совсем, и сейчас мы живём не в ней. Однако тем, кто продолжает упорно жить именно в России, такая точка зрения вряд ли интересна.

Передовым этот состав был и по времени, и по сути. В нём разместились Ленин и большевики. Они рисковали очень серьёзно. Всем: и свободой, и репутацией. Можно было, конечно, сидеть в Европе, спокойно дожидаться разрешения британцев, чинно отправиться в какой-нибудь порт, месяцев через пять сесть на пароход и прибыть в Петроград к шапочному разбору. Но, зная позицию большевиков, французы и англичане вполне могли их интернировать до окончания войны, которое близким тогда вовсе не виделось.

Вагоны, в которых поехали эмигранты, сделали экстерриториальными

Ленин считал в уме с бешеной скоростью. Приснопамятный Парвус вызывался попосредничать с Германией, которая счастлива была наводнить Россию активными, громкими пораженцами. Заманчиво, но прискорбно для репутации. И Ленин, схватив идею, изящным финтом подменил посредника, оседлал немецкие мечтания, да ещё серьёзно сблефовал, предложив обмен русских социалистов на германских пленных, на что у него не было и не могло быть никаких полномочий. Вагоны, в которых поедут эмигранты, договорились сделать экстерриториальными, для чего на них и вешались те самые легендарные пломбы.

С этого момента рассказа заводится грандиозная историческая шарманка: что за пломбы, сколько пломб, было — не было, выходили — не выходили и так далее и тому подобное. Поскольку пломбированный вагон мгновенно стал символом большевистского предательства и шпионажа, а Уинстон Черчилль уподобил Ленина и его товарищей по путешествию «чумным бациллам», спор вокруг технических деталей приобрёл принципиальный характер. Карл Радек, пассажир того же поезда, заявлял, например, что никаких пломб не было, а всё ограничилось обязательством не выходить из вагонов. Есть компромиссный вариант, согласно которому опечатывались не все двери, а только некоторые.

Ленин с группой русских политэмигрантов в Стокгольме

Однако любопытнее всего взглянуть на быт удивительных пассажиров удивительного вагона. Вот Ленин, которому вместе с Крупской товарищи предоставляют отдельное купе. Он берёт кипу петроградских газет и залезает на верхнюю кушетку. Оттуда доносится нервный шелест бумаги и характерные восклицания: «Вот канальи! Вот предатели!» По прочтении газет и раздаче политических ярлыков тут принимают гостей, решают вопросы. В том числе как поделить единственный туалет между курящими и некурящими. В коридоре поют. Ленин выходит и присоединяется. В его репертуаре: «Нас венчали не в церкви», «Не плачьте над трупами павших бойцов»…

Перемещаемся по коридору. С какого-то момента там поперёк прочерчена линия. Это граница, потому что одно из купе экстерриториального вагона занимают немецкие офицеры, и оно, вместе с прилегающим пятачком, считается Германией. Мигрантам туда нельзя. А что багаж? В воспоминаниях отмечалось, что большевики путешествовали очень по-русско-интеллигентски: со скарбом, подушками и, конечно, с бесчисленными связками книг. Провиант проредили ещё при выезде из Швейцарии: таможенники не позволили вывозить из страны национальное достояние — шоколад.

Черчилль уподобил Ленина и его товарищей «чумным бациллам»

Самое тревожное, когда пассажиров всё-таки выводят из поезда. Но их просто пересчитывают, снова запускают в вагон и закрывают двери. Пораженчество пораженчеством, но они всё-таки граждане страны-противника… Тяжёлый был момент перед погрузкой вагонов на паром, идущий в Швецию. Обычно пассажиров приглашают переночевать в гостинице. Но революционеры предложение отвергают и спят в вагонах. Только когда поезд загоняют в трюм, ленинцы выходят на палубу. Новая опасность подстерегает на границе с Финляндией. Контроль производят англичане. Могут и не пропустить. Но правдами («Правдами»?) и неправдами всё улаживается, в жертву приносится только Фриц Платтен, формальный организатор поездки, который добровольно соглашается вернуться в Швейцарию, а ещё в Стокгольме — австрийский подданный Карл Радек.

А потом Финляндский вокзал, броневик, Апрельские тезисы и Октябрьский переворот. И скажем по-ленински: «Чёрт с ними, с немецкими деньгами и немецкими пломбами, чёрт с ним, с Парвусом! Большевики всех надули, взяли власть и продержали её семьдесят с лишним лет».

Сегодня исполняется 99 лет со дня начала одного из самых знаменитых железнодорожных рейсов в мировой истории (в 2017-м стукнет ровно столетие). Рейс длился больше 7 суток, начавшись в городе Цюрихе днём 9 апреля 1917 г. по н.ст., пройдя транзитом через воюющую кайзеровскую Германию и закончившись в Петрограде на Финляндском вокзале 3 (16 по н.ст.) апреля поздно вечером.

В идеале хотелось бы, конечно, повторить этот рейс в год столетия в те же самые интервалы времени и посмотреть на все эти точки своими глазами, сделав новый цикл - но неизвестно, позволят ли это сделать финансы и текущая занятость. Поэтому сейчас давайте посмотрим не политику , а чисто транспортную составляющую легендарного теперь "пломбированного вагона Ленина".


Маршрут

С маршрутом есть определенные разночтения.
Итак, в 15.10 9 апреля 32 эмигранта выехали из Цюриха до станции Готтмадинген на границе. Ближе к вечеру 9-го они пересели в опломбированный вагон, согласно условиям, ранее согласованным через Платтена. Далее вагон шёл по территории кайзеровской Германии. В отличие от Википедии, которая пишет про "безостановочное движение", некоторые участники в своих воспоминаниях утверждали, что в Берлине вагон отстаивался больше полусуток, в каком-то тупике - до новой переприцепки на Засниц, т.е. с 10 по 11 апреля 1917-го.

Затем вагон прибыл в порт Засниц, где участники рейса покинули его и переправились на пароходе "Королева Виктория" в шведский Треллеборг. 13 апреля все они прибыли поездом в Стокгольм, где пробыли полный световой день. Затем регулярным поездом проследовали до пограничной Хапаранды и далее на Торнео, где пересели в поезд Финляндских ж.д. вечером 14 апреля. Великое Княжество Финляндское поезд пересек за полтора суток 15-16 апреля и наконец, после встречи в Белоострове (где к Ленину присоединился, в частности, Сталин) поезд в ночь с 16-го на 17-е (с 3-го на 4-е по ст. ст.) прибыл в Петроград. Там был и броневик и торжественная встреча.

2. Вот этот маршрут мне кажется несколько фейковым, т.к. в качестве пункта отправления указан Берн, что не соответствует действительности.

3. А вот скриншоты со стенда в вагоне-музее в Заснице (ГДР). Этот маршрут, по идее, более приближен к реальности. Если попытаться разобрать подписи, то мы видим, что вагон следовал от Готтмадингена через Ульм, Франкфурт-Майн, Кассель, Магдебург, Берлин (остановка), затем веткой с некоторым отклонением на восток, через Пренцлау - Грайсвальд на Засниц. [Поправьте меня, если я неправильно привязал маршрут к местности]

4. Пограничная шведская Хапаранда, где эмигранты по идее пересаживались в местный поезд ехали на санях через пограничную речку (вопрос уточнён), чтобы доехать до финско-российского Торнео. А может быть, прямой стокгольмский поезд дальнего следования шёл и до Торнео - в чём лично я сильно сомневаюсь.

5. Не очень качественный, но всё же какой есть - снимок Ленина в Стокгольме в тот день (13 апреля). Как видите, будущий вождь мировой пролетарской революции выглядит очень буржуазно.

Вагон

С вагоном, увы, сейчас не очень хорошо. С 1977 до 1994 года у нас была возможность посмотреть точный аналог того типа вагона, на котором ехали российские политэмигранты - в ГДР существовал вагон-музей Ленина в Заснице, где была реконструирована та атмосфера и были стенды с подробной информацией. Сейчас вагона нет, музей закрыли. Куда делся тот вагон? Сами немцы на форумах пишут, что он сейчас где-то в Потсдаме в тупиках отстоя. Так ли это, не знаю.

Однако, остались скрины с фильма того времени , в который попал засницкий вагон-музей. Фильм называется Forever In Hearts Of People (1987) - "Навсегда в сердцах людей", его можно скачать на сайте.

Онлайн его .
Сюжет про "пломбированный вагон" находится во второй части фильма (08.45 мин - 9.50 мин).
Давайте глянем скрины.

6. Проход в коридор. Где-то там Ленин и проводил мелом черту.

7. Категорийно это был вагон-микст, так как там были как купе 1-го класса (одно или два), так и 2-го класса (где, собственно, и размещались политэмигранты). В этом купе в начале вагона, более высшего класса, ехали сопровождающие офицеры германского Генштаба.

8. А в таких, более простых, ехал Ленин, Радек, Зиновьев и их спутники.

9. Ещё ракурс.

Увы, сейчас всё это не посмотреть. Музея-вагона на месте нет.

PS. У кого есть что дополнить по маршруту, типу вагона и прочей транспортно-логистической составляющей, складывайте ссылки и прочие дополнения в комменты. Туда же и картинки-сканы, если есть чем дополнить. Интересует прежде всего маршрутная и транспортная информация, в том числе и по шведским поездам, которыми ехали политэмигранты (по ним вообще инфы нет).

Первые известия о победе Февральской революции в России Владимир Ильич Ленин получил 15 марта 1917 года, находясь в Цюрихе. С этого момента он начал искать пути быстрейшего возвращения на родину. Ленин хорошо знал, что ехать через Англию просто так ни он, ни другие видные большевики не могут. Английские власти были достаточно хорошо осведомлены об их революционной деятельности, при проезде через Англию их могли задержать и даже арестовать. Но все же Ленин обдумывает условия проезда через Англию, которые следовало согласовать с английским правительством путем переговоров. Эти условия предусматривали предоставление швейцарскому социалисту Фрицу Платтену права провоза через Англию любого числа эмигрантов, независимо от их отношения к войне, предоставление вагона, пользующегося правом экстерриториальности на территории Англии, а также возможности быстрейшей отправки эмигрантов из Англии пароходом в порт любой нейтральной страны. Но английские власти на это не пошли, что вынудило русских эмигрантов в Швейцарии прибегнуть, как к последней возможности возвращения в Россию, к проезду через Германию.

Мысль получить разрешение на проезд через Германию в обмен на интернированных в России немцев и австрийцев возникла в эмигрантских кругах вскоре после получения известий об амнистии в России. Эмигранты знали, что во время войны между Россией и Германией через нейтральные страны неоднократно производился обмен военнозадержанными и военнопленными, и полагали, что объявленная Временным правительством амнистия откроет перед ними этот удобный путь возвращения на родину. На совещании представителей российских и польских социалистических организаций циммервальдского направления в Берне 19 марта этот план был выдвинут лидером меньшевиков Мартовым. Одному из руководителей швейцарской социал-демократии Роберту Гримму было поручено позондировать правительство Швейцарии о согласии на посредничество в переговорах по этому вопросу с представителями немецких властей в Берне. Когда Ленину стало окончательно ясно, что путь через Англию закрыт, он обратился к плану Мартова. Но переговоры шли медленно, и Владимир Ильич решил привлечь к этому делу Фрица Платтена.

«Однажды, в 11 часов утра, мне позвонили по телефону в секретариат партии и попросили быть в половине второго для беседы с товарищем Лениным в помещении рабочего клуба «Эйнтрахт». Я застал там небольшую компанию товарищей за обедом. Ленин, Радек, Мюнценберг и я отправились для конфиденциальной беседы в комнату правления, и там товарищ Ленин обратился ко мне с вопросом, согласился бы я быть их доверенным лицом в деле организации поездки и сопровождать их при проезде через Германию. После короткого размышления я ответил утвердительно», — писал Платтен в книге об эмиграции Ленина.

Объяснение с Гриммом было короткое и решительное. Гримм заявил, что он считает вмешательство Платтена нежелательным. Это заявление еще более усилило в Ленине прежнее недоверие. Однако, Гримм ничего не предпринял против этого шага, и министр Ромберг принял Платтена для переговоров по делу о переезде русских эмигрантов, проживающих в Швейцарии. По поручению Ленина и Зиновьева, Платтен представил министру Ромбергу следующие условия, на которых эмигранты согласны совершить переезд:

1. Я, Фриц Платтен, руковожу за своей полной личной ответственностью переездом через Германию вагона с политическими эмигрантами и легальными лицами, желающими поехать в Россию.
2. Вагон, в котором следуют эмигранты, пользуется правом экстерриториальности.
3. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее не должна происходить проверка паспортов или личностей.
4. К поездке допускаются лица совершенно независимо от их политического направления и взглядов на войну и мир.
5. Платтен приобретает для уезжающих нужные железнодорожные билеты по нормальному тарифу.
6. Поездка должна происходить по возможности безостановочно в беспересадочных поездах. Не должны иметь места ни распоряжение о выходе из вагона, ни выход из него по собственной инициативе. Не должно быть перерывов при проезде без технической надобности.
7. Разрешение на проезд дается на основе обмена уезжающих на немецких и австрийских пленных и интернированных в России. Посредник и едущие обязуются агитировать в России, особенно среди рабочих, с целью проведения этого обмена в жизнь.
8. Возможно кратчайший срок переезда от швейцарской границы до шведской, равно как технические детали должны быть немедленно согласованы.

Через два дня последовало безоговорочное согласие. Сообщая о решении Берлина, Ромберг известил Платтена о том, что в Штутгарте в поезд сядет Янсон, представитель Генеральной комиссии немецких профессиональных союзов. Из дальнейших переговоров выяснилось, что были поставлены следующие условия переезда: 1) максимальное число уезжающих не должно превышать 60 человек, 2) два пассажирских вагона второго класса будут стоять наготове в Готмадингене. День отъезда был назначен немецкими властями на 9 апреля.

Группа желающих ехать через Германию к 1 апреля состояла лишь из 10 человек. Большевистские группы в Швейцарии по просьбе Ленина довели до сведения эмигрантов всех политических направлений, что желающие ехать в первой партии могут присоединиться к группе. За несколько дней первоначально маленькая группа отъезжающих выросла до 32 человек.

К 11 часам утра 9 апреля все необходимые приготовления были закончены и Цюрихское вокзальное управление было предупреждено об отъезде эмигрантов. Все уезжающие собрались в ресторане «Церингергоф» за общим скромным обедом.

В половине третьего группа эмигрантов направилась из ресторана к цюрихскому вокзалу, нагруженные подушками, одеялами и прочими пожитками. На вокзале собралась внушительная толпа патриотически настроенных эмигрантов, выкрикивавших обвинения отъезжавшим в национальном предательстве и предсказания, что все они будут повешены в России как еврейские провокаторы. В ответ на это при отходе поезда его пассажиры исполнили хором «Интернационал». Согласно расписанию поезд отошел в 3 ч. 10 мин. В Тайнгене происходил швейцарский таможенный досмотр, причем паспорта не проверялись.

Лидеру социалистической революции и основателю Советского государства Владимиру Ильичу Ленину после распада СССР пришлось несладко. Всемерное почитание советской эпохи сменилось не менее яростным поношением и обвинением политика во всех смертных грехах. Причём поносили и обвиняли Ленина те же историки, что ранее зарабатывали учёные степени на его восхвалении.

Среди многочисленных обвинений в адрес вождя большевиков одним из самых распространённых является заявление о том, что Ленин действовал по заданию немецкой разведки и на немецкие деньги.

«Ленина привезли в Россию немцы в запломбированном вагоне, чтобы он развалил страну» — вот такие слова о развенчанном вожде звучали и в 1990-х, и по сей день.

При этом обвиняющие очень часто имеют чрезвычайно смутные представления о том, что из себя представлял «запломбированный вагон». Наиболее подготовленные ссылаются на слова Уинстона Черчилля , заявлявшего, что немцы ввезли Ленина в Россию в изолированном вагоне, как «чумную бациллу».

Так что же было на самом деле и является ли «запломбированный вагон» доказательством работы Ленина на германскую разведку?

Нежелательный «возвращенец»

После победы Февральской революции в России новые власти предоставили всем политэмигрантам, находившимся за рубежом, право вернуться на Родину. Это касалось и лидеров партии большевиков, включая Ленина.

Однако возвращению мешала огромная проблема, именовавшаяся Первой мировой войной. Добраться до России через изрытую траншеями Европу русским эмигрантам было чрезвычайно непросто.

Временное правительство выделяло средства для возвращения оппозиционеров в Россию, но большевики и представители ещё ряда партий на такую помощь рассчитывать не могли.

Причиной тому стало расхождение в вопросе отношения к войне. Временное правительство выдвинуло лозунг «Война до победного конца» и было заинтересовано, чтобы в Россию возвращались те, кто его разделяет.

О негативном отношении Ленина и большевиков к войне было хорошо известно — эта позиция не была секретом с 1914 года. В связи с этим Временное правительство, не вступая на путь запретов, помогать большевистским лидерам в возвращении на Родину не собиралось.

«Чёрный список пацифистов»

За этой ситуацией внимательно наблюдали и представители других стран, участвовавших в Первой мировой войне, которые стремились отстоять свои интересы. Для Англии и Франции было важно сохранить Россию в качестве союзницы, Германия была заинтересована в выходе России из войны.

Соответственно, европейские державы относились к российским политикам в зависимости от их взглядов на войну.

Те, кто поддерживал лозунг «Война до победного конца», возвращались домой через Англию, откуда они отправлялись в Россию в Архангельск, Мурманск или через Скандинавию морским путём. Из-за опасности нападения немецких подводных лодок пассажирские пароходы следовали под охраной военных кораблей британского флота, и все перевозки контролировались британским адмиралтейством, министерством иностранных дел и полицией.

Именно такой маршрут рассматривали изначально и находившиеся в Швейцарии лидеры большевиков во главе с Лениным.

Но очень скоро стало ясно, что этот путь им заказан — британские спецслужбы жёстко отсекали тех российских эмигрантов, кто не поддерживал продолжение войны.

Больше того, спецслужбы Антанты имели «чёрный список наиболее опасных пацифистов», попавшие в который на пути в Россию попадали под арест.

Именно по этой причине на пути в Россию в Великобритании был арестован один из основателей и главный теоретик партии эсеров Виктор Чернов . В России это вызвало бурю негодования, и после вмешательства Временного правительства эсера освободили и отправили на Родину. Большевикам на подобный исход рассчитывать не приходилось.

Германский вариант

И перед ними встал извечный русский вопрос «Что делать?».

Первым идею о возвращении в Россию через Германию высказал на собрании эмигрантов в Берне отнюдь не Ленин, а его бывший соратник, а в ту пору непримиримый противник, меньшевик Юлий Мартов . Ленин к идее Мартова изначально отнёсся скептически: поездка через территорию вражеской страны не казалась самым лучшим вариантом.

Однако время шло, обращения за помощью к Временному правительству остались без ответа, путь через Великобританию сулил арест. Помочь застрявшим «пацифистам» выразил желание немецкий Генштаб. Ничего удивительного в этом нет — ведь в те же самые дни британский флот прикрывал возвращение в Россию сторонников «войны до победного конца». Европейские страны старательно пытались использовать ситуацию в России в своих интересах...

Ещё один сегодня нечасто озвучиваемый факт — находившиеся в Швейцарии русские эмигранты напрямую обращались к Временному правительству за санкцией на проезд через территорию Германии. Но Временное правительство молчало по причинам, которые были названы выше.

В этой ситуации Ленин обратился к секретарю Швейцарской социал-демократической партии Фрицу Платтену с просьбой вступить в переговоры с послом Германии в Швейцарии Ромбергом о проезде русских эмигрантов через территорию этой страны.

Девять ленинских условий

Германия охотно готова была пропустить россиян, однако эмигранты, как ни парадоксально, выставили немецкой стороне свои условия:

«Условия проезда русских эмигрантов через Германию

1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.

2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.

3. За вагоном признаётся право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из неё никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.

4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.

5. Платтен берёт на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.

6. По возможности, проезд должен быть совершён без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.

7. Разрешение на проезд даётся на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.

8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.

9. Наивозможно скорое совершение переезда от швейцарской границы к шведской, насколько это технически выполнимо».

Эти условия были приняты немецкой стороной, после чего решение о поездке было утверждено.

Путешествие из Цюриха в Петроград

Сам факт поездки не был особо секретным. В день отъезда, 9 апреля, на вокзале Цюриха собрались как 32 отъезжающих, так и провожающие, среди которых были и те, кто подобную поездку не одобрял. Дошло даже до обмена нелицеприятными репликами.

В 15:10 по местному времени 32 эмигранта выехали из Цюриха до пограничной германской станции Готтмадинген. Там они пересели в запломбированный вагон, сопровождавшийся двумя офицерами германского Генерального Штаба.

Вагон на самом деле не был полностью изолирован от внешнего мира. «Три наши вагонные двери были запломбированы, четвёртая, задняя вагонная дверь открывалась свободно, так как мне и офицерам было предоставлено право выходить из вагона. Ближайшее к этой свободной двери купе было предоставлено двум сопровождавшим нас офицерам. Проведённая мелом черта на полу коридора отделяла — без нейтральной зоны — территорию, занятую немцами, с одной стороны, от русской территории — с другой... Верховное командование приказало своим уполномоченным предотвращать любой контакт с немецким населением. Строгие правила действовали и в самом вагоне. Путники строго придерживались договорённости», — писал в своих воспоминаниях Фриц Платтен.

Как и было оговорено, вагон с эмигрантами максимально быстро проследовал до станции Засниц, где они пересели на пароход «Королева Виктория» и переправились в Швецию. Через территорию Швеции, а затем Финляндии Ленин и его соратники добрались до России, прибыв на Финляндский вокзал Петрограда 16 апреля 1917 года.

Ленин с группой русских политэмигрантов в Стокгольме в день проезда из Швейцарии в Россию. (31 марта/13 апреля 1917 г.). Фотография В. Мальмстрема. Исчтоник: www.globallookpress.com

Кто не с нами, тот шпион

Интересный момент — «запломбированный вагон» в качестве «доказательства» работы Ленина на немецкую разведку станут приводить позднее, начиная с июля 1917 года, когда конфликт между большевиками и Временным правительством дойдёт до точки кипения и в отношении лидера большевиков заведут дело по обвинению в шпионаже.

Обвинение, кстати, для того периода абсолютно типовое, использовавшееся для компрометации политических противников. Российский революционер Николай Суханов , примыкавший к меньшевикам и впоследствии ставший жертвой сталинских репрессий, писал: «Кроме большевиков, все сколько-нибудь заметные интернационалисты прямо или косвенно обвинялись в услужении немцам или в сношениях с германскими властями. Я лично стал излюбленной мишенью "Речи" и назывался ею не иначе как с эпитетом: "любезный немецкому сердцу" или "столь высоко ценимый немцами". Чуть ли не ежедневно я стал получать письма из столицы, провинции и армии; в одних были увещания или издевательства, в других — вопросы: "Говори, сколько взял?"».

Но в апреле 1917 года, повторюсь, Временное правительство никаких обвинений в адрес Ленина не выдвигало, а причины и обстоятельства своей поездки через Германию прибывшие большевики изложили Петросовету, и данное объяснение сочли вполне удовлетворительным.

Но главное, о чём сейчас мало говорят, — пресловутый «пломбированный вагон» Ленина был отнюдь не единственным. Немного позднее в таких же «пломбированных вагонах» через территорию Германии российские эмигранты проехали ещё дважды, причём это были отнюдь не большевики, а меньшевики, эсеры, анархо-коммунисты и представители других политических сил, отвергавших лозунг «Война до победного конца».

Всего транзитом через Германию проследовало около 300 российских политиков и членов их семей.

Значит ли это, что все они являлись немецкими агентами? Если да, то тогда выходит, что те, кто ехал через Великобританию, так же беззаветно служили интересам британской короны.

Победа за большевиками

А если заглянуть ещё глубже, то можно договориться и до того, что немецкий Генштаб в 1917 году кишел агентами большевиков — ведь, в конечном итоге, «пломбированный вагон» Ленина способствовал не только победе большевиков в России, но и крушению Германской Империи в результате революции, ведущей силой которой стали немецкие идейные соратники Ильича.

На деле, конечно, всё несколько проще. Весной 1917 года различные политические силы строили собственные комбинации, рассчитывая одержать победу, используя других.

Победителями в конечном счёте оказались большевики во главе с Лениным, переигравшие абсолютно всех.