Метод гирлянд случайностей и ассоциаций пример. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций Метод поиска решений изобретательских задач

Метод гирлянд случайностей, или метод ассоциаций,– это оригинальная методика поиска новых идей , модификация алгоритма, известного как метод фокальных объектов. Его цель - генерация новых идей и подсказок для их возникновения. Метод ассоциаций был разработан Генрихом Язеповичем Бушем, американцем, который долгие годы трудился в Риге, разрабатывая приемы и методы поиска решений изобретательских задач . Он стремился выработать алгоритм решения в условиях дефицита информации.

В основе метода гирлянд случайностей лежит работа с рядами синонимов и случайных слов, подобранных на основе ассоциаций. Как это делается? Поэтапный алгоритм таков:

  1. Определение гирлянды синонимов для избранного объекта; Для этого нужно составить список слов-синонимов для всей задачи целиком или же для самых важных её элементов. Так будет получена первая гирлянда.
  2. Произвольный выбор гирлянды слов, называющих случайные объекты, исходя из личных ассоциаций. Для этого следует составить список произвольно выбранных, случайных слов, которые придут на ум или будут выписаны из вспомогательной литературы - словарей, журналов и книг. Так будет создана вторая гирлянда.
  3. Образование различных комбинаций, подобранных из элементов обеих полученных гирлянд - и синонимов, и случайных объектов.
  4. Составление таблицы, в которой следует разместить перечень признаков случайных объектов, полученных на 3 этапе. Так будет создана гирлянда признаков.
  5. Комбинирование гирлянды синонимов с элементами гирлянды признаков (наработки 1 этапа и 4 этапа) для получения гирлянды свободных ассоциаций . (Ключевой вопрос - что напоминает это слово, какие ассоциации вызывает?) Так создается гирлянда свободных ассоциаций.
  6. Комбинирование элементов списка синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций. Это процесс поиска идей, генерация озарений, на этом этапе следует максимально проявить креативность мышления .
  7. Анализ выполненной работы, с учетом всех предварительно полученных гирлянд и идей. На этом этапе следует определиться, можно ли задачу, поставленную в начале исследования, считать решенной, или нужно продолжить создание новых гирлянд.
  8. Оценка и выбор оригинальных вариантов идей.
  9. Отбор оптимального вариантафинальный этап метода ассоциаций.
  10. Метод гирлянд ассоциаций и метафор – эвристический метод тех. творчества, представляющий собой развитие метода фокальных объектов .

    Метод гирлянд ассоциаций и метафор включает следующие процедуры:

    1. определение синонимов объекта, в результате к-рого образуется гирлянда синонимов (напр., стол-бюро-парта-...);
    2. выбор случайных существительных, при помощи к-рых генерируется гирлянда случайных существительных (напр., карандаш-стул-...);
    3. комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (напр., стол как карандаш-стол в виде стула-...);
    4. составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (п.2). Эти списки являются гирляндами признаков (напр., карандаш: деревянный-автоматический-...; стул:...);
    5. комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (напр., стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (автоматическое увеличение);...);
    6. генерирование гирлянд свободных ассоциаций.
      Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Кол-во гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса "О чем напоминает слово...?". Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, к-рый является исходным для повторной постановки вопроса (напр.: "О чем напоминает слово "зеленый"? - О "траве"; "О чем... "трава"? - О "поле"; "О чем... "поле"? - О "холоде" и т.д.
      Гирлянда ассоциаций содержит: трава - поле -холод...);
    7. комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы;
    8. оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в пп. 1-7 идей и определении их достаточности. В последнем случае осуществляется переход к п.9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы к-рых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи;
    9. оценка и выбор рациональных идей. Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей;
    10. выбор оптимального варианта. Этап, выполняемый при помощи некоторого метода оптимизации, напр., экспертных оценок.
    1. В небольшой город приехал в командировку инженер, поселился в одноместном номере гостиницы. Вечером лег спать, но полночи не мог заснуть. Потом встал, набрал телефонный номер, ничего не сказал, лег и спокойно заснул. Почему?
    2. Новичок в шахматах поспорил с двумя мастерами, что выиграет или сведет вничью партию хотя бы с одним из них, причем играть будет вслепую. Он сел к ним спиной, и игра началась. Вскоре один из мастеров сдался, увидев, в чем была хитрость новичка. В чем же?

    Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода МФО. Его автор - Генрих Язепович Буш. Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта .

    Рассмотрим реализацию метода на примере, приведенном автором.

    [термины]
    Гирлянда ассоциаций, цепочка ассоциаций, гирлянда синонимов объекта.

    Практическая работа

    Игра «Ассоциативная цепочка шагов».

    Предлагается объект: кошка. Назовите характеристику (признак) этого объекта. К названному признаку подбери¬те соответствующий ей новый объект. Составьте ассоциативную цепочку шагов по такому принципу: объект - характеристика - объект - характеристика...

    Метод гирлянд ассоциаций и метафор – эвристический метод тех. творчества, представляющий собой развитиеметода фокальных объектов .

    Метод гирлянд ассоциаций и метафор включает следующие процедуры:

      определение синонимов объекта, в результате к-рого образуется гирлянда синонимов (напр., стол-бюро-парта-...);

      выбор случайных существительных, при помощи к-рых генерируется гирлянда случайных существительных (напр., карандаш-стул-...);

      комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (напр., стол как карандаш-стол в виде стула-...);

      составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (п.2). Эти списки являются гирляндами признаков (напр., карандаш: деревянный-автоматический-...; стул:...);

      комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (напр., стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (автоматическое увеличение);...);

      генерирование гирлянд свободных ассоциаций. Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Кол-во гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса "О чем напоминает слово...?". Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, к-рый является исходным для повторной постановки вопроса (напр.: "О чем напоминает слово "зеленый"? - О "траве"; "О чем... "трава"? - О "поле"; "О чем... "поле"? - О "холоде" и т.д. Гирлянда ассоциаций содержит: трава - поле -холод...);

      комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы;

      оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в пп. 1-7 идей и определении их достаточности. В последнем случае осуществляется переход к п.9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы к-рых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи;

      оценка и выбор рациональных идей. Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей;

      выбор оптимального варианта. Этап, выполняемый при помощи некоторого метода оптимизации, напр., экспертных оценок.

    Метод "Шесть шляп мышления"

    Другие названия метода: "Метод шести шляп", "Шесть шляп де Боно"

    Назначение метода

    Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

    Цель метода

    Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

    Суть метода

    Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

    План действий

      Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.

      После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.

      Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

    Особенности метода

    В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп - это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме.

    Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее - не адекватным.

    Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

    Метод гирлянд случайностей и ассоциаций - это объединение и развитие методов фокальных объектов и случайного стимула.

    • 1. Составление «гирлянды синонимов» разрабатываемого объекта (или синонимов ключевого слова, отражающего суть решаемой проблемы). Например, стол - бюро - парта и т.д.
    • 2. Составление «гирлянды случайных объектов». Например, карандаш, стул и т.д.
    • 3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и элементов гирлянды случайных объектов. Комбинации составляются из двух элементов каждой гирлянды путем случайного или последовательного комбинирования. Уже на этом этапе некоторые из комбинаций могут «подсказать» идеи для решения задачи (например, стол как карандаш, стол в виде стула и т.д.). Все идеи нужно фиксировать (записывать).
    • 4. Составление перечня признаков случайных объектов («гирлянда признаков»). Например, карандаш - деревянный, автоматический и т.д.; стул - мягкий, раскладной и т.д. Признаки случайно выбранных объектов определяются в течение ограниченного времени (1 мин.). Результат в значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны случайные объекты, а в другом - их признаки.
    • 5. Составление комбинаций элементов гирлянды синонимов и гирлянды признаков (случайное или последовательное комбинирование). На этом этапе также нужно стараться «додумывать» получающиеся комбинации до какой-то идеи. Например, стол - деревянный (в виде дерева); парта - автоматический (автоматическое увеличение) и т.д.
    • 6. Генерирование «гирлянд ассоциаций». Поочередно из гирлянды признаков генерируют «гирлянды» свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды. Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопросов «О чем напоминает слово... ?», «С чем оно связано?» и т.п. Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово «зеленый»? - О траве; «О чем напоминает слово «трава»? - О поле; О чем напоминает слово «поле»? - О холоде» и т.д. Полученная гирлянда ассоциаций: «трава - поле - холод -...».
    • 7. Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд ассоциаций, интерпретация полученных сочетаний и фиксация идей.
    • 8. Предварительная оценка всех зафиксированных идей. Если лицо, принимающее решение, сочтет количество и качество идей, сгенерированных на предыдущих этапах, достаточным, осуществляется переход к следующему этапу, иначе генерируются другие гирлянды ассоциаций, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи и т.д. Можно вернуться и на более ранние этапы и продолжить процесс генерирования идей, создавая новые гирлянды.
    • 9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Все сгенерированные на предыдущих этапах идеи оцениваются с точки зрения их пригодности и эффективности. Рекомендуется классифицировать все идеи на три группы: «нерациональные» (непригодные), «полурациональные» (привлекательные), «рациональные» (эффективные). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют «ядро» для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей.

    Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. В течение сравнительно короткого времени (15-20 мин.) можно найти несколько десятков вариантов решений, из которых несколько вариантов могут оказаться полезными.

    10. Анализ отобранных вариантов и окончательный выбор решения. На этом этапе можно использовать методы многокритериальной оценки, например, метод анализа иерархий.

    Чтобы продемонстрировать работу метода гирлянд случайностей и ассоциаций, рассмотрим задачу расширения ассортимента часового завода 1 .

    • 1. Гирлянда синонимов: часы - будильник - секундомер - хронометр.
    • 2. Случайным образом выберем пять объектов: кассета, подснежник, транспарант, постель, войлок.
    • 3. Комбинация синонимов и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в постели, часы в войлоке, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с войлоком, секундомер с кассетой и т.д.
    • 4. Сгенерированная гирлянда признаков представлена в таблице 7.1.

    Таблица 7.1

    Гирлянда признаков

    • 5. Комбинируя модернизируемый объект и его синонимы с признаками случайных объектов получаем: пластмассовые часы, хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, маленькие часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будильник, красочный секундомер, чистые часы, мягкий будильник, теплые часы, широкий секундомер, теплый секундомер, плотные часы, колючий будильник и т.д.
    • 6. Генерируем гирлянду ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов (табл. 7.2).
    • 7. Комбинируя гирлянду ассоциаций и синонимы проектируемого предмета, получим следующие варианты: часы в ручке, огненные часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в духах, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник, призовой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер.
    • 1 Пример взят из работы .

    Гирлянда ассоциаций

    Таблица 7.2

    • 8. На данном шаге считаем количество новых идей достаточным и останавливаем процесс генерирования идей.
    • 9. Выбирая из множества идей только рациональные и отсеивая те решения, которые уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой, часы с музыкой, женские часы, подводные часы, спортивные часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие комбинации: будильник с запахом, часы в духах, солнечные часы, теплые часы, стеклянные часы, призовые часы, компьютерный секундомер.

    Результативность поиска новых идей с помощью этого метода, как и метода фокальных объектов и метода случайного стимула, во многом определяется умением строить оригинальные ассоциативные цепочки. Все эти методы предъявляют высокие требования к воображению. Они более эффективны при поиске новых форм проектируемого объекта, чем при решении какой-либо организационно-управленческой или технической проблемы.

    • Для иллюстрации этапов метода используются приемы из .