Народ в поэме "кому на руси жить хорошо". Народ – герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо”

В творчестве Н. А. Некрасова центральное место занимает тема народа. В своих стихотворениях он рассказывает о судьбах русских крестьян, об их бедах и радостях, надеждах и разочарованиях. Особенно интересна в этом плане поэма «Кому на Руси жить хорошо» - это масштабное, эпическое полотно народной жизни, с размышлениями о прошлом и настоящем русского крестьянства, с попытками заглянуть в его будущее.

Царский манифест 1861 года отменил в России крепостное право, покончил с позорной рабской системой и, казалось бы, открыл новую страницу в истории русского народа. Но в действительности все оказалось не так просто. «Народ освобожден. Но счастлив ли народ?» - спрашивает себя и своих читателей Некрасов; и тот же вопрос пытаются решить его мужики-правдоискатели, решившие выяснить «кому живется весело, вольготно на Руси».

Не так легко получить ответ на этот вопрос, он складывается постепенно, из рассказов самых различных людей, которых встречают наши искатели в своем путешествии по России.

В поэме очень много массовых народных сцен. Вот мы попадаем на «сельскую ярмонку» с ее пестрой, яркой, постоянно меняющейся атмосферой. Здесь шумит, гуляет народ; мы видим самые разные персонажи - вот мужик, сломавший топор, вот другой, пробующий ободья, вот дед, торгующий внучке башмаки, вот крестьяне, которые угощают актеров « щедрее барского ». Ярко и красочно нарисована картина народной жизни с ее радостями и заботами. Шумит, гудит ярмарка, и ее особенный, заразительный праздничный настрой лучше всяких слов свидетельствует о неизбывной жизненной силе, заключенной в народе, умеющем не унывать ни при каких обстоятельствах.

В главе «Пьяная ночь» народная стихия рисуется несколько иначе. Здесь снова звучит множество рассказов, иные даны только намеками, но такими выразительными, что и неркольких слов оказывается достаточно, чтобы понять весь трагизм судьбы, которая за ними стоит. Не просто пьяный разгул видим мы в показе Некрасова, но и ту громадную силу, которая скрыта в народе. Да, народ может быть и пьяной толпой, но это и народ-поэт, народ-труженик.

Именно во время этой « пьяной ночи » мы впервые слышим оценку, данную мужиками царскому манифесту:

Добра ты, царска грамота,

Да не при нас ты писана...

Изменилась жизнь на Руси после отмены крепостного права, но крестьянская доля легче не стала. Это особенно явствует из главы «Счастливые», которая, вопреки названию, полна рассказов о тяжелом крестьянском житье-бытье:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями...

Просто провозгласить свободу недостаточно - необходимо еще выкорчевать из сознания людей дух рабства, сложившийся за века. Нет, немногое изменилось в России с отменой крепостного права. Многие помещники не желают перестраиваться и продолжают творить произвол по-прежнему. Таков, например, деспот и самодур Оболт-Оболдуев, который заявляет:

Закон - мое желание!

Кулак - моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный...

Не склонен идеализировать Некрасов и народ, он показывает, что рабская психология крепко въелась и в души крестьян: некоторые продолжают посылать своим помещикам отмененный уже оброк, другой гордится своей «барской» болезнью, желая хоть таким образом ощутить свою причастность к «господам». Не стал пока еще свободным русский народ, и в этом его великая трагедия.

Однако Некрасов свято верит, что эта свобода не за горами. Ведь русский народ силен, если из него выходят такие люди, как дедушка Савелий, «богатырь святорусский», который даже в остроге ощущает себя внутренне свободным, утверждая: «Клейменный, да не раб!»

Силен русский народ, если рождает таких дочерей, как Матрена Тимофеевна! Могучая сила чувствуется в этой простой крестьянке, и в то же время она не уникальна, ее можно назвать типичной представительницей народа, недаром рассказ о выпавших на ее долю испытаниях невольно перерастает у Некрасова в собирательное повествование о страшной доле русской крестьянки. Характерно то, что, несмотря на тяжелейшие испытания, Матрена Тимофеевна не сломлена, она выстояла, вынесла все и никогда не ощущала себя рабыней.

Интересны и другие персонажи поэмы - Ермило Гирин и Яким Нагой - незаурядные, наделенные не только силой духа, но и готовностью постоять «за дело правое». Так, например, Ермило Гирин защищает интересы народа, тягаясь с богатым купцом Алтынниковым, и побеждает, опираясь на поддержку крестьян. Да, многое может сделать русский народ, если он выступает «всем миром». Крестьяне поверили Гирину и пошли за ним, выбрав его как бы своим «царем». И Гирин верой и правдой служил крестьянам, а когда однажды совершил неправое дело, пожертвовав справедливостью ради личной выгоды, то добровольно предстал перед народным судом.

Несгибаемый дух непокорности живет в Якиме Нагом несмотря на его преклонный возраст и физическую немощь. Вот уж кого никак не назовешь забитым и бессловесным существом!

Яким, старик убогонький,

Живал когда-то в Питере,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся.

Много пришлось вынести этому борцу за справедливость, жизнь била его нещадно, и удары судьбы тяжелой печатью легли на Якима:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

Кто же такой, этот Гриша Добросклонов? Это один из тех народных заступников, которых немало было в истории русского общества, вспомнить хотя бы Добролюбова и Чернышевского, «хождение в народ» русской интеллигенции. Будучи обобщенным и собирательным, образ Гриши Добросклонова имеет все же вполне жизненные, исторически конкретные прототипы. Он сам - плоть от плоти народа и борьбе за его счастье готов посвятить всю свою жизнь.

С появлением таких Добросклоновых связывает поэт грядущее освобождение русского

народа, и потому финал некрасовской поэмы глубоко оптимистичен. Он устремлен в будущее, которое, как верил Некрасов, будет гораздо лучше, чем день сегодняшний.

"Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья.

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье,- с горечью восклицает поэт,- дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но не все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.

Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей холопского звания, например, "холопа примерного Якова верного", который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.

НАРОД - ГЕРОЙ ПОЭМЫ НЕКРАСОВА. Многие предшественники и современники Некрасова пи­сали о народе. Их произведения помогали развитию обществен­ного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывали ненависть к угнетателям народа. Некрасов же впервые созда­ет произведение не только о народе, но и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - это многолетний труд Некра­сова, в котором вылились его любовь к народу, размышления и боль поэта о народной судьбе.

Крестьяне-странники в поэме Некрасова представляют ту многоликую Русь, которую объединяет одно - нищета и бес­правие. Мужики подобрались из деревень, чьи названия гово­рят сами за себя; Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Соответствующие названия и у губерний, уездов, волостей. Уже самими этими названиями поэт вершит суд над неустроенностью, убогостью и беспросветностью жизни крестьянской Руси, которая предстает в поэме голодной, разу ­той и раздетой, доведенной до последней степени разорения, страдающей от непосильного труда и унижений.

Но бесправное положение народа не убило в нем лучших человеческих качеств: отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, готовности к борьбе с угне­тателями. «В рабстве спасенное сердце свободное - золото, золото сердце народное!»-- говорит поэт.

В образе крестьянина Савелия - «богатыря святорусско­го», «богатыря сермяжного» олицетворены могучие силы, непреклонное упорство и богатырская стойкость русского на­рода. Вместе с другими крестьянами он отказывается пла­тить помещику оброк и решает про себя: «Как не дери, соба­чий сын, а всей души не вышибешь!» Савелий становится во главе крестьянского бунта против управляющего поместьем немца Фогеля.

Бесправное положение женщины-крестьянки, ее незавид­ную долю поэт показывает на примере Матрены Тимофеевны. «По пятому годку» она уже трудится. Выйдя замуж, перено­сит издевательства мужниной родни, смерть ребенка, побои, каторжный труд. Но, несмотря на это, полная невзгод жизнь не убила в ней лучшие черты русской женщины-крестьянки: ее нравственную чистоту, сознание человеческого достоинства.

Поэт показывает пробуждение крестьянского самосознания и создает образы «новых» людей, вышедших из народа и став­ших активными борцами за благо народное. Таков Ермил Ги­рин. В какой бы должности он ни был, он стремится помочь мужику, защитить его. Почет и любовь снискал он «строгою правдою, умом и добротой». Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка.

Поэт не идеализировал народ, зная, что не все устояли про­тив растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с презрением.

Лакей Ни а? счастлив своим холоисюш положением. Зах­лебываясь от восторга, он вспоминает об издевательствах образа, называя его «князюшной», а себя «рабом последним». Автор дает Ипату меткую и злобную оценку - «холоп чув­ствительный» .

Ненависть к холопству, к рабскому терпению -- одна из характерных черт нравственного облика революционеров-демекратов. Это чувство разделяет и народ. В рассказе «Про хо­лопа примерного Якова верного» дворовой человек барона Синегузинатак говорит: «Люди холопского звания - сущие псы иногда… Чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

В поэме совершенно ясно сказано о том, что делает кресть­янина бунтарем и какой силы может достичь его возмущение и бунт: «У каждого крестьянина душа что туча черная - гро­мам греметь оттудова, кровавым лить дождям…»

Некрасов свято верит в «силу народную - силу могучую», в славное будущее народа: «Еще народу русскому пределы не поставлены: пред ним широкий путь!» Поэт хочет вселить эту веру в других, вдохновить своих современников не отворачи­ваться от людей простого звания: «Такая почва добрая - душа народа русского… О сеятель, приди!..»

А ведь действительно, наш народ выстоял, выдержал и войны, и революции кровавые. Выдюжил, не согнулся, оста­лись работящие и умные, жадные до знаний люди. Я верю, что Россия превратится в могучую, цветущую державу, какой и должно ей быть. Мы ведь русские..

«Кому на Руси жить хорошо» – произведение о народе и для народа

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - вершина творчества Н. А. Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных сословий тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов. Поэме Некрасов отдал 13 лет неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение 20-ти лет. Замысел поэмы несколько раз менялся. Поэт задумал ее после «освобождения» крестьян и первоначально хотел показать, что в «раскрепощенной» России все несчастны. «Счастливым» себя должен был назвать только бедняк, пропившийся догола. С горькой иронией Некрасов тем самым как бы признавал, что, только одурманив себя водкой, могут несчастные найти минутное забвение. Но поэма дописывалась в 70-е годы, в годы подъема освободительного движения, когда сотни и тысячи юношей и девушек были увлечены демократическими идеями и в служении народу находили высшее счастье. В своей поэме Некрасов показывает послереформенную жизнь народа, его бедственное положение, что видно из названий деревень, волостей, уездов.

Это «временнообязанные»
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень,
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова.
Неурожайна тож.

Странствуя в поисках счастливого, мужики проходят через «Испуганную» и «Неграмотную» губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Дымоглотово, Адовщина, Столбняки. Немудрено, что «целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут»... В ряде мест поэмы показана безотрадная, голодная жизнь народа. Мужицкое счастье - «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», счастливых среди крестьян нет. Положение народа красноречиво обрисовано в песнях: «Голодная», «Барщинная», «Солдатская», «Веселая», «Соленая» и в других. Вот, например, как показан мужик в одной из песен:

С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот.
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый,
Еле Калина бредет.

Безмерны народные страдания. Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы полного разорения или голодной смерти. Но как ни страшна эта жизнь, она не убила в народе лучших человеческих свойств: отзывчивости к чужому страданию, человеческого достоинства, готовности к борьбе с угнетателями.

В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!

Только крестьяне помогают отставному солдату, которому «тошен свет», потому что у него «хлеба нет, коровы нет». Они же выручают Ермилу Гирина, который «бился» с купцом Алтынниковым. Крестьяне - «люди... великие» в работе. «Привычка... к труду» никогда не покидает мужика. Поэт показал, как недовольство народа начинает переходить в открытое возмущение:

Иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь!

С нескрываемым сочувствием относится Некрасов к таким крестьянам, которые не мирятся со своим бесправием и голодным существованием. Прежде всего следует отметить семерых правдоискателей, которые задумались над коренным вопросом жизни: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправия, принадлежит и Яким Нагой. Он понял, кому достаются плоды народного труда:

Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

К такому же типу крестьян принадлежит и Агап, который на брань князя Утятина - «последыша» - ответил гневными словами:

Цыц! Нишкни!..
...Сегодня ты начальствуешь,
А завтра мы Последышу
Пинка - и кончен бал!

Особое место занимают образы борцов за общее дело. Таковы Ермил Гирин, попавший в острог за защиту интересов крестьян, Савелий - «богатырь святорусский» и разбойник Кудеяр. Савелий - один из тех крестьян, которые за «вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он «гнется, да не ломится, не ломится, не валится». Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который «в землю немца Фогеля... живого закопал». «Наши топоры лежали до поры!» - говорит он о себе. До конца своих дней Савелий сохраняет твердость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, внутреннюю гордость и благородство. «Клейменый, да не раб», - говорит он домашним. Савелий - олицетворение лучших свойств русского народа - трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Борцом за униженных и бесправных является и разбойник Кудеяр. Некрасов видел и теневые стороны крестьянской жизни: суеверие, невежество, пьянство. Они порождены «крепью» и исчезнут, когда исчезнут последние остатки крепостного права. Не все крестьяне - бунтари. Есть и такие, которые свыклись со своим бесправным положением. Некрасовская муза была «музой мести и печали», и поэта не могло не возмущать долготерпение части народа. Особенно много добровольных рабов среди дворовых:

Люди холопского звания -
Сущие псы иногда!
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.

С негодованием рисует Некрасов таких холопов. В главе «Счастливые» - дворового князя Переметьева, в главе «Последыш» - Ипата, слугу князя Утятина. Первый счастлив тем, что у князя Переметьева он был «любимый раб». Образ Ипата, лакея князя Утятина, прекрасно раскрывается его собственными словами: «Я князей Утятиных холоп - и весь тут сказ!» Образ этого «чувствительного холуя», с восторгом вспоминающего об издевательствах барина над ним, вызывает отвращение поэта. Еще с большим негодованием говорит Некрасов о тех крестьянах, которые способны предать своих братьев по положению. Таков староста Глеб, из корысти согласившийся уничтожить вольную, данную его барином крестьянам.

На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей...

И поэт с удовольствием отмечает, что сам народ беспощадно расправляется с предателями и шпионами. Так крестьяне относятся к Егорке Шутову, говоря: «Не бить его, так уж кого и бить?». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» выразилось и беспокойство поэта о крестьянской женщине. Судьбе крестьянки посвящены многие эпизоды и целиком вторая часть поэмы. Жизнь Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве. Она говорит:

Счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья...

Но даже в этой заботливой, ласковой семье она начала трудиться «по пятому годку». Тяжелый труд, однако, не сломил ее:

И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была...

Но счастья ей в жизни выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей доли в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, раннее вдовство - вот как сложилась ее жизнь. Женщине-крестьянке нет счастья на Руси - к этому выводу приводит Некрасов читателя. О том же говорит странникам Матрена Тимофеевна: «Не дело - между бабами счастливую искать!» Но тяжелая, полная невзгод и лишений жизнь не сломила воли, не принизила достоинства русской женщины. В ее душе таятся сокровища доброты и благородства. И как ни велика скорбь поэта, когда он думает о бесправной жизни русской крестьянки, он твердо верит в ее будущее. Борцом за счастье народное изображен в поэме Некрасова семинарист Гриша Добросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши. Он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужно богатство и личное благополучие. Некрасовский герой готовится отдать свою жизнь за то, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!». Гриша не одинок. «На честные пути» вышли уже сотни людей. Им, как и Грише, судьба готовила

Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но Гришу не пугают предстоящие испытания, он знает, что его родине «суждено еще много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он знает, что многомиллионный народ пробуждается:

Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его радостью и уверенностью в победе. На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает не односложно, а как настоящий художник, рисуя живой, многогранный образ «народного заступника». Вот почему поэт говорит: «Быть бы нашим странником под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею». Труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша Добросклонов, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто отдает себя борьбе за благо и счастье народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - произведение о народе, его жизни, труде, борьбе. Стремясь создать произведение, понятное и близкое народу, Некрасов обратился к сокровищам, созданным самим народом - устному народному творчеству. В фольклоре, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт. Некрасов называл фольклор «хранилищем русской народности». Связь поэмы с фольклором проявилась в сюжете, отмеченном печатью сказочности. Сказочными являются и такие персонажи, как чудесная птичка, говорящая человеческим голосом, и скатерть-самобранка, облегчившая странникам поиски счастливого. Зачин поэмы характерен также для фольклорной литературы. Усиливая впечатление от него, Некрасов прибегает к приему многократного повтора. При встрече с каждым новым лицом странники повторяют, кто они, откуда родом, о чем поспорили. Повторяют они и рассказ о той « заботушке», которая повыжила их из домов, «раздружила» с работой, «отбила от еды». В поэме использовано большое количество народных загадок. Чаще всего Некрасов дает их вместе с отгадкой:

Замок - собачка вредная,
Не лает, не кусается,
А не пускает в дом!

Язык поэмы отличается той меткостью и простотой, которые характеризуют речь народа. Поэма, главным героем которой является народ, не могла быть написана по-другому. Речь крестьян насыщена шутками, поговорками, иногда «сочными» словечками и вульгаризмами:

Хрюкалом
В канаву ляг, воды испей,
Авось, соскочит дурь!

Некрасов воспользовался всеми приемами устной народной поэзии: постоянными эпитетами («сыра земля», «черны вороны», «ветры буйные»), отрицательными сравнениями («не ветры веют буйные, не мать-земля колышется»), зачинами, повторами, гиперболами и так далее. Стих поэмы музыкален и певуч, глубоко эмоционален. Он выражает радость и печаль, гнев и жалость, презрение и любовь, окрашен то в тона беспощадно бичующей сатиры, то легкого лукавого юмора. Только таким может быть истинно народное произведение.